Культура и человеческая индивидуальность. Понятие культуры личности

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Рыбинск

    Общаться в чате

    «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища »

    определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.

    В соответствии с пунктом

    8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу.

    Но, не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Федеральную миграционную службу.

    На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 5

    Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

    лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

    лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

    лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

    лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

    лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

    лицо представило заведомо ложные сведения;

    лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

    лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Сложно сказать будет ли рассмотрено заявление, но такое право у Вас есть. Обратитесь в ФМС с заявлением о предоставлении политического убежища.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Константинов Олег

      Юрист, г. Москва

      • 1851 ответ

        734 отзыва

      Здравствуйте, Иван.

      Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

      • предоставления политического убежища;
      • признания беженцем;
      • предоставления временного убежища.
      Предоставление политического убежища

      Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России.

      О политическом убежище значит у вас речь идти не может, поскольку вы не занимаетесь общественно политической деятельностью.Признание беженцем

      Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

      Вот получить статус беженца можно, это тоже ваша защита.Предоставление временного убежища

      В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище - это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы ФМС России.

      Если в статусе беженца отказано, можно получить временное убежище.Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда - они могут работать без получения специального разрешения. www.fms.gov.ru/government_services/asylum/ С уважением, Олег

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Уважаемый Иван!

      На основании Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

      В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

      Если Вы не подпадаете под указанные категории Вам может быть предоставлено политическое убежище.

      Удачи Вам!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Калининград

      Общаться в чате
      • 8,3 рейтинг

      Добрый день! Подумайте о получении статуса беженца. Согласно действующей
      редакции федерального закона от 19 февраля 1993 года «О беженцах», беженцем
      признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое
      в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,
      вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной
      социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей
      гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не
      желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея
      определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного
      местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться
      в нее вследствие таких опасений. В соответствии с положениями Закона,
      иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской
      принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в
      российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской
      Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и
      принимает по ним решения Федеральная миграционная служба (ФМС) России.
      Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и
      принимают по ним решения соответствующие территориальные органы ФМС России.
      Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями,
      а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Процедура рассмотрения
      ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения
      ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу. Предварительное
      рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по
      существу - до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить
      продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица,
      ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят
      обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию. На
      период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о
      рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является
      документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание
      на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании
      беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в
      территориальные органы ФМС России. Лицу, признанному беженцем, выдается
      удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим
      личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения
      о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из
      родителей. С Уважением...


      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.

      Отличное определение

      Неполное определение ↓

      Культура и личность

      проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, как Тард, Вундт, Дильтей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 - нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “Инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт. Лит. : Этнология в США и Канаде. М., 1989; Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996


      1. Культура и личность

      1 Социальная сущность личности

      2 Личность в разных культурах

      2 Типы социализации личности

      3 Модернизация и личность

      Барокко

      Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке

      Литература


      1. Культура и личность


      .1 Социальная сущность личности


      Такие элементы культуры как нормы, ценности, знания, ориентации составляют определенную систему и в качестве таковой входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции (экономика, социальная структура и политика). Однако не только указанные социальные институты являются носителями культуры, в которых воспроизводятся и распространяются ее элементы. Важным фактором, определяющим ее функционирование, и ее «носителем» является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, а подчас могут подвергаться разного рода трансформации.

      Конечно, та или иная степень индивидуализации имеется в каждой культуре, и поэтому зачастую рассматривается типичная или базовая личность в культуре как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе.

      Проблемы личности рассматриваются разными дисциплинами. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида. В новейших психологических теориях, связанных со школой советского ученого Л.С. Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, элиты, профессиональные, возрастные, половые и прочие.

      В русском языке принято словом личность обозначать либо отдельного человека в обществе, т.е. индивида, либо человека как носителя социальных характеристик, либо как совокупности свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.

      Социология культуры рассматривает не только объективные, безличные аспекты существования элементов и структур культуры, но и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой - личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реального функционирования присущих культуре норм и ценностей (в отличие от их реального существования), а заодно и тех отклонений от норм, которые неизбежно происходят в реальной жизни общества.

      Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках определенной культуры или культурной группы. Степень индивидуализации сильно различается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

      В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа. Обратим внимание и на то обстоятельство, что становление личности в истории культуры требует двух предпосылок.

      Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им.

      Во-вторых, эта внутренняя отделенность и самостоятельность, способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать принятые нормы, что могло бы ослабить сложившуюся («рутинную») и еще необходимую систему регуляции.

      Религиозная реформация, а затем растущая секуляризация в ряде западных стран, развитие буржуазного общества и частной собственности обеспечивают постепенное обособление частной жизни от публичной, личных взглядов от тех, что приняты в обществе. Однако длительное время явное проявление инакомыслия и несходства в образе жизни сурово осуждалось в общественном мнении. Необходимость поддержания приличий и условностей воспринималось личностью зачастую как тяжелое бремя. Поддержание этих условностей при внутреннем несогласии с ними воспринималось как лицемерие, а их нарушение формировало различные виды предпринимательства, авантюризма и девиантного поведения. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.

      Таким образом, личность является базовой субстанцией в развитии культуры, которая, в свою очередь, зависит от внешней среды, формирующей ее внутренние ценностные ориентации.


      .2 Личность в разных культурах


      Личностное начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

      Культурная европейская традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях.

      Напротив, в восточных культурах ролевые функции во многом перекрывает самосознание личности. Здесь человек рассматривается, прежде всего, как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

      В классической китайской традиции высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.

      Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверх личного духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» - временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной ценности.

      Только в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.

      Происходившее в западной цивилизации длительное выяснение принципов деятельности индивида, отстаивающего свои интересы в мире конкуренции, привело к значительному углублению проблемы личности, показало всю ее сложность и неоднозначность. Либерально-оптимистические взгляды открывали путь к анархическому своеволию и вместе с тем к социальным конфликтам.

      Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего «я» в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма».

      Таким образом, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.


      .2 Типы социализации личности


      В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. Через различные социальные механизмы и институты индивид осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы. Существует немало определений процесса социализации, но, несмотря на некоторые различия в акцентах, сущность этого процесса понимается как усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

      Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры. Поэтому говорят об особенностях социализации в различных общественно-экономических системах и существенных отличиях в положении индивида в условиях первобытнообщинного, античного, феодального (европейского), крепостнического (восточного) и капиталистического или социалистического общества. В рамках одного и того же общества огромное значение для особенностей социализации имеет классовая принадлежность индивида.

      На реальную судьбу личности влияет соотношение между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой.

      Конкретизируя детерминанты социализации, следует отметить социально-групповую, культурно-религиозную и этническую принадлежность индивида, характер трудовой деятельности, которой занята общность в целом и каждая отдельная семья - главный и первичный механизм социализации, экономический и социальный статус родителей и ближайших родственников ребенка и т.д.

      Несмотря на многообразие стадиальных и культурных различий докапиталистических обществ, процесс социализации в них характеризовался общими чертами. В традиционном обществе не существовало специализированных институтов, и социализация отличалась малой расчлененностью и маловероятностью тех норм и ценностей, которые должны были усваиваться индивидами. Слабая дифференцированность, пространственная и временная ограниченность передачи социокультурного опыта жизни сковывают возможности первичных коллективов. Отсутствие институтов культуры, специальной системы образования и средств коммуникации приводило к тому, что коллективный опыт передавался, прежде всего, через устную речь (в том числе фольклор), житейскую мудрость и опытность, которые приходили к индивиду со временем и были прямо пропорциональны его возрасту. Продолжительность жизни индивида ставилась важным условием накопления и сохранения социально значимой информации, что придавало возрасту высокий престиж. Почитание старейшин заменяло институциональный механизм передачи культурного опыта.

      Но и в настоящее время в развивающихся странах социализация ребенка в первые годы осуществляется, как правило, традиционными методами и традиционными институтами. В деревнях ответственность за воспитание подрастающего поколения по традиции несет вся община. Свой ранний возраст (до 3-4 лет) ребенок проводит обычно в тесном общении с матерью. Со временем в его воспитание включаются дедушки и бабушки, старшие братья и сестры, дяди и тети и другие родственники. В любом обществе детей приобщают путем мелких поручений и игровых ситуаций к определенным формам трудовой деятельности, учат быть послушными и уважать старших, знать культуру и мораль своего народа, соблюдать определенные нормы и правила поведения.

      В основе традиционного воспитания лежат наблюдение, подражание и участие. Социализация включает разнообразные физические упражнения, отражающие элементы трудовой деятельности и культурных ритуалов, обучение ремеслу, религии и обычаям. Освоение всего этого стимулируется как поощрением, так и суровым наказанием. Важным средством передачи традиции являются танцы, музыка, народный фольклор.

      К концу 80-х гг. число детей дошкольного возраста намного превысило отметку 1 миллиард. Подавляющая часть новых жителей нашей планеты родится в развивающихся странах. От того, как пройдет социализация этого поколения, какую информацию получит оно в ходе этого процесса, к каким идеалам и ценностям приобщится, во многом будет зависеть то, в чьих руках окажутся судьбы большей части человечества в начале нового тысячелетия.

      Но не только семья в развивающихся странах сохраняет функции главного социализирующего фактора и служит трансмиссией для передачи культурных традиций и ценностей от поколения к поколению. Важным механизмом социализации являются религиозные школы, которые оказывают заметное влияние на воспитание молодежи.

      Существует немало и других социокультурных институтов, которые традиционно продолжают выполнять в развивающихся странах значимые функции социализации. Традиционные народные представления - религиозные обряды и ритуалы, кукольный театр - не окостенелые остатки прошлого, а чрезвычайно активные и функционально значимые культурные институты.

      Таким образом, тип социализации личности зависит от соотношения между социальными условиями, субъективными стремлениями и возможностями личности, связанными с внутренней культурой


      .3 Модернизация и личность


      В настоящее время радикально меняется содержание социализации за счет количественного увеличения, качественного усложнения и расчленения той информации, которую должен освоить индивид в ходе формирования своей личности. Однако все эти изменения, в той или иной степени присущие любому обществу, в сегодняшнем афро-азиатском ареале протекают через такие разнородные механизмы социализации, которых не знало еще ни одно из ранее существующих обществ.

      Разрыв с традиционализмом и модернизация в культурном плане ведут к распаду прежнего единообразия и устойчивости. Плюрализм ценностных пластов отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры - формирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек. В свою очередь, сама аксиологическая вариативность становится одним из условий мобильности социальной системы, ее прогрессивного развития, способствует созданию предпосылок для индивидуализации личности.

      Все это усиливает динамику, меняет механизмы социализации личности. Рушатся прежние перегородки, отгораживающие то социокультурное поле, в рамках которого происходила, прежде всего, социализация индивида.

      Важно отметить, что, несмотря на социально-экономические, политические и этнокультурные различия, везде школа и образование играли доминирующую роль в формировании новых, более современных и динамичных качеств личности подростка. Те из подростков, которые дольше посещали школу, не только более информированы и обладают более развитыми навыками устной речи. У них иное восприятие времени, более сильное чувство личной и социальной ответственности. Они более активно участвуют в общественных делах, более восприимчивы к новым идеям, по иному взаимодействуют с другими людьми. Они больше ценят науку, быстрее воспринимают любые изменения и более подготовлены к тому, чтобы значительно ограничить количество своих будущих детей.

      Богатство личности заключается в богатстве ее реальной деятельности и содержательности ее общения с обществом. Достижение в полной мере этого богатства составляет гуманистический идеал, возможность реализации которого зависит от уровня развития производительных сил.

      Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, «возмещением» за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.

      За последние десятилетия много исследований по социологии культуры было посвящено маргинальной личности. Через эти исследования удалось раскрыть важные закономерности в характере культурных изменений, происходящих в освободившихся странах в ходе модернизации. Маргинальная личность - это человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своим прошлым и его традициями и никогда не будет совершенно принят в новое общество, в котором он теперь пытается найти для себя место. Он человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полностью не совпадут.

      Маргинальная личность является продуктом миграции населения, тех разнообразных процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни.

      Состояние маргинальности, если оно приобретает стойкий характер, делает личность конгломератом разноплановых социальных ролей и культурных ориентации, порождает внутреннюю напряженность, психические расстройства и срывы. Вместе с тем именно такое совмещение элементов разных культур может приводить к обогащению личности, создавать предпосылки для развития ее творческих способностей.

      Особенности социализации способствуют возникновению неустойчивости и эклектичности в структуре личности (особенно личности маргинала) в условиях переходного общества. В такой личности странно уживаются традиция и современность, мистика и рационализм, знание и архаические предрассудки, религиозная созерцательность и политический динамизм.

      Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном обществе, является «революция ожиданий», которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, т.е. удовлетворить основные желания. Такие ожидания во многом перестраивают внутренний мир людей, как в городе, так и в деревне. Но при этом возникают тяжелые коллизии от столкновения ожиданий с действительностью. В городе индивид (зачастую недавний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицинского контроля. Тяготы и лишения рассеивают мираж, углубляют разочарование новоявленного горожанина. Вместе с тем его кругозор расширяется - он узнает о существовании иного образа жизни, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопиющей несправедливости, экономического, да и политического неравенства, растущей пропасти между кричащей роскошью и предельной бедностью.

      Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» - изолированный, одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщетно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиться в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.

      Однако большинство так и остается в переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традиционного мирка, маргинальный человек стремится, во что бы то ни стало, обрести новую стабильность, новые авторитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что делать дальше.

      Таким образом, личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к обществу в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности культура, по сути дела, не может реализоваться. Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации. Вместе с тем в условиях интенсивного взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиваться с иными ценностями, нормами и типами поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адаптации к разной культурной среде. Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой способности.

      культура личность барокко передвижник


      2. Барокко


      Идеологически католицизм вынужден был адаптироваться к пантеистическим общественным воззрениям. В результате новый тип храма, возникший как реакция на протестантизм, - порождает одновременно и новый художественный стиль - барокко. В образном отношении барокко осуществляет пантеистическую программу - оживляет, одухотворяет все части здания и интерьера, заменяя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей.

      В социальном отношении барокко можно рассматривать как прошение королевских покоев - архитектура зданий, садов и парков продолжение интерьера. Ковры и мозаики клумб, подстриженная, подправленная растительность французских парков со статуями, беседками, павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной хоралией. Церкви Ф. Борромини и Л. Бернини прихотью и роскошью превосходят дворцы королей Франции. Доминирующим видом искусства является живопись.

      Новое отношение к архитектуре позволило по-иному подойти к градостроительству: возникают планировочные системы, прямолинейные улицы завершаются площадями, площади образуют целостные живописные ансамбли, часто украшенные многофигурными фонтанами.

      Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме. К центрическому купольному собору Св. Петра (Браманте и Микеланджело) Карло Мадерна пристроил базиликальную часть. Фасад собора с приставными коринфскими колоннами стал центром ансамбля площади, спроектированной Л. Бернини. Четырехрядная гигантская колоннада (284 колонны и 80 столбов высотой 19 м), увенчанная 96 статуями, окружает овальную площадь, украшенную двумя фонтанами и египетским обелиском, а затем, сужаясь, завершается у западного фасада собора.

      Интерьер собора Бернини наполнил позолотой, узорами, регалиями, скульптурой - от конной статуи Константина в вестибюле до тридцатиметровой кафедры Св. Петра в конце главного нефа.

      Скульптура барокко стремится к живописности, Бернини располагает ее в нишах, украшает разноцветным мрамором, бронзой, позолотой. Содержанием скульптур этого стиля является безудержный порыв. Драматическая динамика, постоянно граничащая с театральностью, надуманным пафосом и экзальтацией (Л. Бернини - «Давид», 1623 г.; «Экстаз св. Терезы», 1644-1652 гг.; П. Пюже - «Милон Кротонский», 1682 г.).

      Шедевром Л. Бернини является скульптурная группа в небольшой Церкви Санта Мария делла Виттория - алтарь св. Терезы. Ангел со стрелой с улыбкой готовится пронзить сердце монахини, замершей в сладостном экстатическом ожидании. Белоснежные мраморные фигуры в пышных одеждах, сливающихся в единое облако, помещены в нишу из Цветного мрамора. Ниша освещена льющимся сверху светом, стекающим по нависшим золотым лучам.

      Иллюзия стала целью искусства барокко, т.к. оно борется с обыденным, материалистическим сознанием, которое не все считает живым и одухотворенным. Непременным приемом этого искусства является иносказание, аллегория. Живопись может (должна) показать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь с помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).

      Толчком к рождению новой живописи послужило творчество М. Караваджо (1573-1610 гг.). Глубина и значительность содержания роднит его с мастерами Возрождения, простота и чистота форм предваряет тенденции зарождающегося академизма и классицизма, но живописные массивы фигур и магия животворящего света сродни искусству барокко. Однако наивысшие достижения барокко достигнуты живописцами Нидерландов и Испании.

      Наиболее ярким живописцем этого стиля стал П.П. Рубенс,заполнявший свои гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом заката. Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта- вершины XVII в. Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна. Придворный вариант этого стиля приносит славу и богатство фламандцам Рубенсу и Ван Дейку во всех столицах Европы, а сам Рембрандт с его подлинным интеллектом обречен на бедность и непонимание в буржуазной Голландии. Ближе голландцам оказались жизнерадостный и виртуозный Хальс,бытовой жанр, получившие широкую популярность натюрморт и пейзаж.

      Открытие Америки и поток золота, устремившийся оттуда, вызвали деградацию сельского хозяйства и ремесла Испании. Социальная структура общества перестала эволюционировать, напротив, стала разрушаться. Сращение королевской власти с инквизицией гарантировало стабильность духовных установок. Особенно явно эта стабильность и синхронность с итальянской культурой проявилась в живописи. Живопись испанской школы ближе к манере Караваджо - Рибера, Сурбаран. Однако дух дворянской Испании сближает их иногда не только с поздним Возрождением, но и с готическим искусством. Впрочем, как раз соединение этих мотивов с подчеркнутой живописностью и является признаком барокко.

      Вершина развития испанской живописи - творчество Веласкеса(1599-1660 гг.). Используя и развивая различные жанры и тематику, обращаясь и к жизни двора, и к быту простых людей, Веласкес сочетает глубину психологического анализа с новыми достижениями колористики, передавая мерцающую материальность воздушной среды. Как весомые подтверждения божественного могущества чисто средневекового характера воспринимаются портреты шутов и карликов. Художника интересует не столько контраст между духовным величием и физической немощью, сколько возможность средствами живописи преодолеть их внешнюю убогость, сделать ее привлекательной («Портрет шута Себастьяна Моро», 1648 г.).

      Образование большой массы городского населения обусловило развитие зрелищной «индустрии», в том числе театра. Ориентируясь на вкусы толпы, обе школы испанского театра - Лопе де Веги и Педро Кальдерона - достигают больших высот. Продолжая традиции плутовского романа, народных театрализованных представлений и героической драмы, Лопе де Вега создает произведения, и в наши дни успешно идущие на сцене: социально-политическую драму «Фуэнте Овехуна», популярные любовные комедии «Собака на сене», «Учитель танцев» и др. Т. Молина впервые разрабатывает легенду о Дон Жуане. В несравненно более мрачных красках изображена испанская действительность в драмах чести, морально - и религиозно-философских драмах П. Кальдерона («Стойкий принц», «Жизнь есть сон», «Маг-чудодей»). В литературе испанского барокко выделяются два противоборствующих стиля: темный (культизм) - изощренно усложняющий художественную образность (Л. де Гонгора-и-Арготе) и трудный (концептизм) - стремившийся к смысловому насыщению текста (В. Грасиан). Возрожденные к началу XVII в. формы античной словесности (эпическая поэма, трагедия, ода, элегия, буколика) служат основой салонной литературы барочного стиля и во Франции.

      Таким образом, барокко - это художественный стиль, который в образном отношении осуществляет пантеистическую программу - оживляет, одухотворяет все виды искусства, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания.


      3. Значительность деятельности художников-передвижников в XIX веке


      Уход из Академии художеств в 1863 г. четырнадцати выпускников в знак протеста против академических догм положил начало борьбе с официальным искусством. Образование в Петербурге Артели художников, а с 1870-х годов более широкого объединения - Товарищества передвижных выставок, под руководством В. Крамского при участии критика В. Стасова и мецената П. Третьякова - во многом определило путь дальнейшего развития русского искусства.

      Диапазон творчества членов «Товарищества» был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Новый идеал личности был создан Крамским в портретах крупнейших деятелей русской культуры - Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. Пристальный интерес к евангельской тематике в духе «нравственного христианства» проявил Н. Ге: «Тайная вечеря», «Голгофа», «Что есть истина?». Художник по-новому трактовал исторические сюжеты - переломные моменты истории подавались им через психологическую драму отдельного человека. Большую роль в развитии пейзажа сыграли А. Саврасов и И. Шишкин.

      Крупнейший художник-реалист, яркий и характерный представитель передвижничества - И. Репин глубоко и разносторонне отразил современную ему русскую действительность: «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали». Огромна галерея портретов, написанных Репиным на протяжении всего его творческого пути. Среди работ мастера изображения простых русских людей, знаменитых представителей науки и искусства, военачальников, государственных деятелей. Уникальна в этом плане картина «Заседание Государственного совета».

      Страстно и мощно показал в своих картинах судьбы народа В. Суриков. Глубокий интерес к переломным событиям русской истории, проникновение в дух древности, даже особый колорит, присущие его творчеству означали поворот к «историческому мышлению» в живописи: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

      Среди выдающихся мастеров русского искусства несколько особняком стоит творчество талантливого живописца К. Маковского. Студент Академии художеств, он один из тех, кто в знак протеста вышел из нее, некоторое время был членом Артели художников. В дальнейшем Маковский пошел собственным путем, не примыкая ни к академическому правлению, ни к передвижничеству. Художник писал то, что его интересовало. Полотно «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской набережной в Петербурге» имело большой успех и было куплено Александром П.

      Таким образом, творчество художников-передвижников наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир. Реализм XIX в. их уже не удовлетворял. Для них было ясно, что обличительный подход к действительности не может полностью соответствовать художественным задачам изобразительного искусства. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Это во многом определило путь дальнейшего развития русского искусства.


      Литература

      1. Бердяев Н.А. О культуре // Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Наука, 1994. - С. 235-248.
      2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс,1999. - С.156.
      3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 591 с. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

      Проблемы личности являются предметом разных научных дисциплин. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, в которой личность представлена как интегрирующее начало, связывающее воедино психические процессы индивида. Деятельность человеческой психики складывается на основе межличностного взаимодействия в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, профессиональные, возрастные, половые и т.д.

      Социология культуры рассматривает в числе прочего и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его культурной принадлежностью. Нельзя забывать о внутреннем мире личности, в котором объективные факторы преломляются различным образом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в культурные нормы, потребности, и поведенческие образцы свои требования и интересы.

      Особое значение имеет проблема человеческого «Я». Понятие «Я» связано с самосознанием личности, ощущением ею своих возможностей и своего отличия от других. Каждая культура по-своему формирует человека, создавая нормативный образец и допустимую степень разнообразия.

      Социокультурные факторы поведения личности могут быть отчасти раскрыты при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой подсистемы внутри определенной культурной общности. Любая социальная группа представляет собой набор некоторых позиций: классовые позиции, профессиональные, семейные и т. д. Но каждый человек совмещает в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от ситуации или личной склонности.

      Когда говорят о личности, то обычно подразумевают социальные качества человека, поэтому необходимо уточнить такое понятие как индивидуальность, которое нередко отождествляют с понятием личности. Но это не совсем верно, т. к. индивидуальность представляет собой своеобразное сочетание в человеке природного и социального: способности, характер, генетические факторы (положительные и отрицательные). Специфика философского, социологического и культурологического изучения личности состоит в том, что здесь рассматривается не индивидуальное своеобразие отдельных людей, а социальные типы личностей, характерные для тех или иных обществ. Существуют различные способы поведения, с помощью которых люди находят и пытаются воплотить в конкретной жизни как положительные, так и отрицательные идеалы. Например, возможны два типа отношения к социальной действительности: критическое и некритическое. Некритически мыслящий человек – это конформист (от англ. conformist – согласный). Большинство людей просто живет «одним днем», т.е. для них конформистская позиция не есть что-то сознательно выбранное. Но конформизм как таковой – это глубоко осмысленное отношение к жизни. Конформист прагматичен по своей природе – он расчетливо ищет выгоду, а путь к ней предполагает наличие определенных качеств, не столько психологических, сколько социальных. Такой человек активен, гибок, быстро меняет свои взгляды и убеждения. Другая разновидность конформизма – эскейпизм – сознательное бегство от общества, созерцательно-нейтральное отношение к добру и злу.

      Критическая позиция представлена такими моделями личного поведения как нигилист, реакционер, реформатор и революционер. Отличительной чертой нигилиста является крайне пренебрежительное отношение к повседневной жизни во имя будущего. Человек, не ценящий настоящего, внутренне готов разрушить все существующее: институты власти, собственности, моральные нормы и культурные ценности. Можно вспомнить слова известной песни: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а за тем…». Нигилизм нередко становится результатом крушения идеалов, принятых на веру в юности.

      Революционер и реакционер (ретроград) – две противоположные модели поведения, сходные в своем критическом отношении к настоящему. Первый тип близок нигилисту, но он скорее прагматик, т.к. старается извлечь максимум необходимого для пользы дела. Такому типу соответствует стоическая мораль, жертвенность, верность долгу при всех обстоятельствах. Ретроград же непременно видит свои идеалы в прошлом и часто не понимает, что к настоящей действительности они могут быть не применимы.

      Можно сделать вывод: личность – это человек, всегда критически настроенный по отношению к окружающей его социальной действительности, способный переосмысливать устоявшиеся идеалы и соотносить их с конкретными сторонами жизни.

      В наше время существуют две основные опасности, которые могут воспрепятствовать полноценному развитию личности: огромный поток информации и страсть к потребительству. Проблемы, связанные с этими явлениями, были затронуты в работах таких мыслителей 20 века как Э.Фромм, Х. Ортега-и-Гассет, К.Хорни и др. Их объединяет тревога о том, что ощущение самоценности собственной личности, способность творчески мыслить, становится непосильной ношей для большинства людей в развитых странах. Поток информации навязывает стереотипы, и часто человек не может понять: насколько в действительности актуальны для него существующие представления о престиже.

      На сегодняшний день существует несколько концепций, рассматривающих проблематику личности в поле межличностных взаимодействий. Например: Г. Мид «Роль, я и общество», Р. Линтон «Исследование человека», И.Кон «Социология личности».

      В простых обществах личина (ролевая маска) срастается с личностью т. к. переходит по наследству. Человек может оставаться «самим собой» в рамках отведенной роли. В современныхобществах легко запутаться от смены ролей и получить невроз. Соблазнов становится больше: человек сравнивает различные возможности, оценивает правила игры и модели поведения, сложившиеся в разных субкультурах (обществах и организациях). При этом он чувствует, что выполняет роли, навязанные ему извне.

      Г. Мид рассматривает роли как системы предписаний в зависимости от статуса, поскольку функции личности размыты. Р. Линтон анализирует ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности – человек не может совместить роли, а играет то за одного, то за другого. Мидом также введено понятие ожидаемого поведения. Он разделял «я»: как я и как «меня» (хотят видеть другие). Чем более зрелой становится личность, тем меньше в ней «я» как «меня» и больше «я» как я.

      Э. Эриксон, сделавший главными темами своих работ детство и юность, говорил о том, насколько важен для личностного развития значимый, авторитетный «другой». Поэтому молодежные кумиры – не только факт культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение.

      Сущностью социокультурного механизма формирования и развития личности является самоидентичность людей, а базой для последней выступают индивидуализация и идентификация. При индивидуализации складывается образ социального мира, состоящий из дифференцированных индивидуумов. Этот процесс способствует развитию у человека дифференциации системы Я – Они. Идентификация (отождествление, уподобление, опознание) наоборот стирает границы между объектами и способствует формированию концепции индивидуального Я как схожего с другими. Термин «идентификация» введен З. Фрейдом. Можно выделить четыре разновидности этого термина: 1. Уподобление (часто неосознанное) в форме переживаний и действий субъектом себя иному лицу (модели), в качестве которого выступает значимый «другой», на основе установленной эмоциональной связи с ним; 2. Механизм психологической защиты, проявляющийся в имитации, уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу; 3. Механизм проекции, непроизвольного приписывания человеком другому лицу своих вытесненных мыслей, мотивов, желаний и т.д.; 4. Механизм постановки себя на место другого, проявляющееся в виде сопереживания, эмпатии, которые обеспечивают более успешное понимание и взаимодействие. В философском осмыслении проблема идентификации выступает как проблема выбора собственной истории жизни, ответственности внутреннего выбора личности, делания себя тем, кто ты есть.

      В качестве деятельности, формирующей личность можно выделить два основных уровня: учение, задачей которого является развитие конкретного человека; творчество, создающее способы жизнедеятельности, которые являются новыми, ранее не встречавшимися и фиксирование их в знаковых системах. Творчество и учение взаимосвязаны, первое вырастает из второго. Само по себе учение – это также творчество, только наиболее простая его форма. Учиться значит учиться у очеловеченной природы, распредмечивать, усваивать знаковые системы. Таким образом, учение является субъективно творческим процессом. Собственно же творческим процессом является деятельность, способная создать нечто новое. Речь здесь идет о девственной, нетронутой природе, которая постоянно окружает человека с момента его вступления в жизнь, т.к. любой объект, включенный в сферу человеческой деятельности практически неисчерпаем с точки зрения сложности и глубины. Как известно, чем больше становится известно, тем больше возникает вопросов. И это относится в равной степени к человеческому обществу и природе. Другие люди для каждого человека также неотъемлемая часть непознанного мира. Достижения культуры опредмечены не только в результатах деятельности людей, но и в самих людях как реальных телесных существах. Постепенно человек становится способным и сам выступать для другого человека в качестве кодового образца.

      Большую роль в осмыслении сущности человека, и следовательно, становления личности сыграла философская антропология. Основная идея этого направления – человек не может быть объяснен из природы, он (по определению Плеснера) эксцентричен, т. к. дистанцирует себя по отношению к самому себе (своему телу) и своей среде (миру). Главная черта, отличающая человеческое существо от других живых существ – способность переходить из среды в среду, а следовательно – стать над ней и, тем самым не просто «жить» (осуществлять спонтанный процесс жизнедеятельности), но именно «вести жизнь», разворачивать ее в соответствии со своими возрастающими возможностями. Возможность – основной модус человеческого существования, т.к. человек не ограничен, открыт миру. А. Гелен подчеркивал творческую природу человека – стать тем, кем ты должен быть (реализовать «должное»). Наиболее адекватное воплощение идеи поиска себя находят в диалогической философии М. Бахтина, главная мысль которой выявляет вненаходимость человека, обнаружение подлинного «Я» в точках несовпадения с самим собой, в его идентификациях с «Другим».

      В рамках неклассической философии (постструктурализм и герменевтика) была вскрыта опосредующая роль знаково-символических средств в формировании личности. Она стала трактоваться как практика обозначения и самообозначения индивидуальности путем выбора из множества возможного. Индивидуализация – это становление личности в контексте исторического выбора. Авторство человека на собственную личность существует ограниченно, т. к. может быть реализовано только в интерсубъективном пространстве. Гарантию своей самости человек получает от «других». С точки зрения П. Рикера (герменевтическая традиция) поиск себя предстает как рассказ о себе. В целом развитие проблематики идентичности связано с усилением внимания к ценностно-смысловым аспектам человеческого бытия, а также характерное для современного мира несовпадение пространственно-временной и ценностно-смысловой градаций социокультурного бытия. Человек может и не принадлежать «телом» к референтной группе, по отношению к которой происходит его идентификация.

      В настоящее время кардинально меняется содержание социализации за счет усложнения и увеличения информации, необходимой человеку для полноценного развития своих личностных качеств. Но ценностная вариативность сейчас является условием подвижности социокультурной системы, способствует дифференциации общества и создает предпосылки индивидуализации человека. Вот несколько характерных черт, отличающих способ мироотношения личности в современном мире: рост независимости от власти таких традиционных факторов как семья и религиозные догмы, отход от пассивности и фатализма, возрастание интереса к социальной и политической жизни, стремление быть в курсе новостей международного масштаба.

      Личность выступает как носительница культуры, но она не может быть отождествлена лишь с культурой определенной общности. Она вмещает в себя ее часть, оставляя простор для поиска новых смыслов и путей взаимопонимания культур. Это условие создает предпосылки решения глобальных проблем современности.

      Культурология. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

      25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

      25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

      Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

      Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

      При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

      Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.

      Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

      Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

      Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

      Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

      Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

      Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

      Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

      Культура позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

      Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

      Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

      Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

      Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

      Из книги Сострадание и личность. Мировое сообщество и необходимость всеобщей ответственности автора Гьяцо Тензин

      Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

      Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

      38 МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Маргинальная личность – это человек, который живет и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается

      Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

      Из книги Прошлое толкует нас автора Соловьев Эрих Юрьевич

      Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

      Личность и право Проблема, обсуждаемая в этом очерке, встала передо мной в ходе работы над новым учебником по философии. Поначалу статья продумывалась как продолжение и дополнение параграфа «Индивид, индивидуальность, личность». Это наложило отпечаток на ее стиль,

      Из книги Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт автора Кривич Наталья Алексеевна

      Личность Ивана Как пишут летописи, внешность Ивана всех изумляла. Он был велик ростом и строен, имел широкие плечи, крепкие мышцы, развитую грудь, прекрасные волосы, римский нос, небольшие серые проницательные глаза. В молодости лицо его было приятным, но с возрастом он

      Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

      Личность Павла По описанию польского историка К. Валишевского, Павел был некрасив. Он был курнос, большерот, имел большие зубы, выдающиеся вперед челюсти и толстые губы. На коротком туловище сидела большая, рано облысевшая голова. Лицо без всякой растительности казалось

      Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

      Личность императора С Александром I произошел случай, который говорит о его способности к состраданию. Во время его возвращения в Петербург из путешествия по России на пути в Вильну (Вильнюс), близ Ковно (Каунас), Александр заметил на берегу Немана толпу людей и приказал

      Из книги Индивид и социум на средневековом Западе автора Гуревич Арон Яковлевич

      Личность Николая II Николай II родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Он был порядочным, интеллигентным и образованным человеком, отличался деликатностью и был совестлив, а в обращении прост и доступен.О мягком характере Николая II посол Франции Морис Палеолог сказал: «У

      Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович

      Личность и культура: «права наследия» Л. Н. Летягин Целостный образ культурного наследия определяется не абстрактными, т. е. обезличенными моделями его репрезентации, а сущностной потребностью индивидуального сознания – его ценностными структурами. Вместе с тем

      Из книги автора

      Из книги автора

      Из книги автора

      Личность в саге «Речи Высокого» содержат наставления: как должен вести себя индивид в разнообразных и подчас нелегких жизненных обстоятельствах. Эта нормативность показательна, и знать ее историку важно, но остается неудовлетворенным его желание выяснить, каково в




Top