Противопоставление Максима Максимыча Печорину (по роману «Герой нашего времени» М. Ю


В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отражены судьбы нескольких поколений, в лице одного человека. Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в очередной раз доказывают, что главному герою не нужны друзья. Он волк-одиночка, кочующий по жизни в поисках приключений. Все, кто в определенные моменты жизни оказывался рядом с ним, оставались несчастными, с разбитой душой и раненым сердцем.

Знакомство

Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.

Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.

Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

Была ли дружба

Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

Прошло пять лет

С момента последней встречи прошло пять лет. Максим Максимыч ничуть не изменился. Он обрадовался Печорину искренне, по-детски. Григорий остался холоден, не проявляя эмоций. Максим Максимыч расстроился до слез. Ему было обидно. В этот момент он понял, что дружбы не было. Он ее придумал, выдавая желаемое за действительное. Слишком они разные люди.

Снова Печорин показал себя не с лучшей стороны по отношению к близким людям. Растоптал и забыл. В его жизни нет места ни любви, ни дружбе. Для него люди просто прохожие. Один из них Максим Максимыч.

В романе Лермонтова "Герой нашего времени" показаны два образа, которые очень противоречат друг другу, но в то же время близки. Это Печорин и Максим Максимыч. Их нравы и взгляды на мир очень различны, но в то же время Печорин близок с Максимом Максимычем. Многое связывает этих двух героев, каждый по-своему ценит другого. Но так же Максим Максимыч понимает что разделяет их с Печориным не только возраст, социальное положение, но и разный уровень духовного развития. Белинский писал: " Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии"

Отношения Печорина и Максима Максимыча- это отношения старшего и младшего, отношения людей двух разных миров. Максим Максимыч- старый штабс-капитан, армейский офицер, которых было много на Кавказкой линии. Он единственный персонаж, который сопутствовал Печорину на протяжении всего романа. Жизнь Печорина нам рассказывал штабс-капитан и каждая история заставляла его почувствовать те чувства, которые он пережил в те моменты. По натуре этот старик добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина." Его звали.. Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен...". " Это добрый простак, который не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он"- писал Белинский в своей критической статье.
Печорин же человек выдающийся, исключительный, и конечно же Максим Максимыч это хорошо понимает. Печорин очень активен и хочет вызвать активность в других, но каждое свое действие он продумывает, размышляет над содеянным. Он прекрасно знает психологию людей и как бы ставит нравственно-психологические эксперименты над собой и другими. Он никого не щадит, в том числе и себя: Печорин увез белу и погубил ее, стал косвенной причиной смерти ее отца, изменил жизнь Казбича и Азамата, невольно обидел Максима Максимыча и другое. Печорин трезво смотрит на вещи, раскрывает фальшь и скрывает маски. Все герои проходят через печоринский анализ. Печорин - сильный, гордый, необыкновенный человек, человек любящий затеять спор. И вот этой чертой он похож на Вулича, но с ним он все же не смог сблизиться как с Максимом Максимычем.
Максиму Максимычу Печорин открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о себе. Но для офицера это отношение подчиненности и приятельства, которое переросло в привязанность, а для Печорина- чувство уважения и дружелюбности, сохраненные им и показанные в их последнюю встречу.
Многие считают, что в последнюю встречу с Максимом Максимычем Печорин ведет себя как эгоист, что он не думает о чувствах своего старого офицера. Вежливая холодность, внешняя приветливость Печорина- это желание отстраниться от обычных вопросов Максима Максимыча. Во время встречи Печорин хорошо понимает чувства штабс-капитана, потому старается не обидеть старого человека. Но Максим Максимыч думает только о себе, о своих чувствах, потому его упреки несправедливы.

Лермонтов изобразил двух людей, у которых чувства, мысли, поведение отличаются, но они все же близки и У них есть и общие взгляды. Лермонтов в конце романа подчеркнул, что И Печорин, и Максим Максимыч не относились серьезно к метафизике. Печорин "отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги", Максим Максимыч вообще "не любил метафизический прений". Так неожиданно сближены интеллектуальная натура Печорина и простая душа Максима Максимыча.

  1. Центральной проблемой в романе М. Ю. Лер­монтова “Герой нашего времени” является про­блема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно...
  2. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...
  3. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (Роман, 1839-1840; опубл. отдельным изд. без предисл. – 1840; 2-е изд. с предисл. – 1841) Максим Максимыч – штабс-капитан, одно из главных...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...

Сравнительная характеристика Печорина и Максим Максимыча.

(По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В нем освещается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив. Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. От этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине: «Его звали…Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о вновь прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс- капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к людям, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог « непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Именно таков, по его мнению, Печорин. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями». Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в затерянной крепости,знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури»? Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова - это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», - замечает он. Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце - «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию - «авось где-нибудь умру на дороге». В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль - он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий.Прошло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось?После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». «Забыть!… Я-то не забыл ничего…», - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла и ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступил плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику - это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина. Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча - это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу Печорина, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

В этой статье проанализируем взаимоотношения Печорина с другими персонажами. А именно: с Максим Максимычем, Мери и Бэлой.

Печорин и Максим Максимыч

Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимыча — добродушного и отзывчивого человека, который готов видеть в людях только хорошее. Но и он не может объяснить противоречивой натуры главного героя, он ему непонятен. Хотя Максим Максимыч и чувствует, что этот человек незауряден.

Обратим внимание на то, что писатель использует прием контраста для представления героев повести. Штабс-капитан дан как собирательный образ, как тип "простого человека". Поэтому, видимо, применяется прием повторяемости имени и отчества, а фамилия отсутствует.

В характеристике главного героя, данной Максимом Максимычем, преобладает понятие "странный", так как поступки Печорина для него непредсказуемы: страстно полюбил Бэлу, потом вдруг стал равнодушен к ней, обманом получил коня Казбича и забыл об этом прекрасном скакуне, замкнут, но смел. И читателю главный герой кажется странным в первых двух повестях. Почему не обрадовался встрече с Максимом Максимычем, почему разлюбил Бэлу, почему равнодушно отдал свой дневник?

Ответы на все эти вопросы мы находим в "наблюдениях ума зрелого над самим собой", ВПечорине как будто соединились 2 мира, 2 разных человека. Один из них живет, а другой человек "мыслит и судит его".

В главе "Максим Максимыч" дается подробный психологический портрет главного героя. Писатель перепоручает повествование офицеру, автору-повествователю, который способен обобщить свои наблюдения и объяснить "странность" Печорина. И получается детализированный психологический портрет, по существу первый в отечественной литературе, где автор представляет внешние детали и сразу же дает им социальное и психологическое толкование.

Печорин и Мери

Печорин действительно не верит в любовь? Почему он разбивает надежды Мери? Его слова звучат как приговор: "Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!"

Можно заметить, что в своей исповеди Мери Печорин не искренне рассказывает о своей "каменистой" душе, а лишь играет роль романтического героя, о котором и мечтает девушка. Вспомните, свое откровение горой предваряет уточнением: "Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид". Признание о том, как он готов был любить весь мир, Печорин заканчивает наблюдением над чувствами, переполнявшими Мери.

Печорин и Вера

Образ Веры — самый таинственный и сложный. Нет яркой портретной характеристики, нет и описания ее духовного мира. Она остается загадкой для многих читателей. Но ее жизнь в какой-то мере предваряет возможные варианты судьбы Мери. В юности Вера тоже любила Печорина, надеялась на счастье с ним, семью, но он, как Онегин, не захотел потерять "постылой свободы", верил в свое "назначение высокое". А в результате, потеряв Веру, потерял и веру в жизнь. Именно поэтому имя героини символично. Когда Печорин вновь с ней встречается, он надеется на взаимность, на любовь, но душа привыкла противиться счастью. Печорин боится спокойствия, вся жизнь для него борьба. Когда герой «плакал, горько, не стараясь удержать слез и рыданий», душа его была обессилена, рассудок замолк.

История душевной драмы, переживаемой не только Печориным, но и женщинами, которых он любил, проходит несколько стадий: от пылкой страсти до обиды и равнодушия.




Top