Пуантилизм в живописи: история, описание метода. Самые известные представители пуантилизма

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Назначение композиции : «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов - цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5. Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню - рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания - точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Завершающий этап нашей работы - нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller — «писать точками», пуантилизм — от французского pointel — «письмо точками»).

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

Жорж-Пьер Сера (1859−1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза — то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный — рядом с зеленым, желтый цвет — возле синего.

Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В одном из главных произведений Сера — картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» изображены парижане, отдыхающие на берегу Сены в воскресный день.

Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.

А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863−1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно из этих картин, это было совершенно не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины.

Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Фото с сайта www. art-spb.ru.

19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи. Расскажем о том, в чем состоит его специфика, кто его изобрел и кто особенно отличился в этом стиле.

Значение термина

Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Название связано с особенностями изобразительной техники. Пуантилизм в живописи, таким образом, можно обозначить как «точечный» стиль.

История пуантилизма

В конце 19 века вели активные исследования в области теории, физики и психологии цвета. Они хотели найти инструменты, которые максимально полно позволили бы автору передать свой замысел и эмоциональный посыл зрителю. Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи. В чем же состоит особенность этого стиля?

Метод и техника пуантилизма в живописи

Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма. Художник пишет маленькими квадратными мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть метода не только в особом наложении красочного слоя на поверхность полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили пуантилизм в живописи. Как рисовать, чтобы передать красоту мгновения природы и ощущение от момента, которое пережил художник? Вот главный вопрос, который задавали себе живописцы в конце 19 и начале 20 века. Французские художники под влиянием научных открытий в теории цвета и света, а также благодаря открытию фотографии, которая фиксировала момент бытия, начали экспериментировать с наложением красок на полотно. И пуантилизм был одним из вариантов новой техники. Краски в этом стиле не смешивались на палитре, как это было принято в классической живописи, а накладывались в исходном виде маленькими мазками. Причем рядом всегда соседствовали контрастные, согласно колористическому кругу, тона. Красный накладывался рядом с зеленым, желтый - с голубым и т. д. Это давало возможность глазу воспринимать живое ощущение воздуха и света. При восприятии картины человеческий глаз сам производил смешение красок, и получалось многоцветное произведение. Техника пуантилизма очень сложна и кропотлива. Она сходна по своей декоративности и трудоемкости с мозаикой. Но художников не пугал такой объем работы, так как он позволял решить поставленную художественную задачу.

Основатели

В 1885 году появился новый стиль в живописи - пуантилизм, его рождение связано, в первую очередь, с именем французского художника Жоржа Сера. Он был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой почерк. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. На него большое влияние оказали уже упомянутые работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике. Сера решительно отказался от импрессионистского подхода к живописи, основанного на мгновенном ощущении. Он считал, что художник должен исходить из научных открытий. Творец, по его мнению, не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход - дивизионизм или пуантилизм. В 1884-86 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым - «Воскресный день на острове Гранд-Жат». Ее размер - два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению Сера не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем направление связано с именем его ученика, бывшего импрессиониста Поля Синьяка.

Художники-пуантилисты

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Также Синьяк экспериментировал в графике и в черно-белой живописи. Успех и необычный эффект работ в стиле пуантилизма привлек внимание и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, пробовал свои силы в этой технике В. Ван Гог. Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. Этот стиль не утратил своей актуальности и доныне. Но такого массового пуантилизма, как на рубеже 19 и 20 веков уже не было. Самыми известными современными пуантилистами считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара.

Работы в стиле пуантилизм

Классический пуантилизм в живописи представлен работами Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». А также экспериментальными работами Ван Гога «Сеятель и закат», А. Матисса «Попугайные тюльпаны», картинами К. Писсарро «Хэмптон», «Сенокос в Эраньи», «Дети на дворе усадьбы». Сегодня работы в этой технике - шедевры, за которыми охотятся музеи и коллекционеры. Ведь таких полотен немного, и они являются настоящими редкостями.

Нео-импрессионисты Жорж Сёра и Пол Синьяк пионеры в технике рисования, получившей название «Пуантилизм». Они искали способ, как обмануть глаз, заставить его видеть больше цвета, воспринимать глубже цвет, чем просто сумму составляющих.

Сёра и Синьяк никогда не смешивали краски, писали в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистой гаммой. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали эти начинания.

Пуантилизм повлиял на многих художников, и сегодня мы видим его следы в современном искусстве, моде и татуировках.

Что такое пуантилизм?

Это часть движения постимпрессионистов, пуантилизм - техника живописи с четкими точками цвета, которые тщательно применяются в шаблонах, чтобы составить сплоченный образ. Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Пуантилизм в живописи, можно обозначить как «точечный» стиль.

«Купальщицы в Асьере» (1884) Жоржа Сера


Термин «пуантилизм» был на самом деле придуман искусствоведами в конце 1880-х годов, чтобы высмеять произведения этих художников. Вряд ли они знали, что этот термин будет использоваться сегодня как позитивная ассоциация для самых известных мастеров мира.

Поль Синьяк


Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Он был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название - «Мане — Золя — Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).

«Сосна в Сен-Тропе» (1909) - одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева, это место, где художник проводил свое время каждое лето.

В другом полотне, под названием Un Dimanche (в воскресенье), блики, яркие масляные мазки изображают пару и их кошку в воскресенье днем. Это пример того, как художники пуантилисты писали четкие картины: точки мелкие, они сближаются друг с другом.

Конец Золотого Века Пуантилизма

К 1890-м годам пуантилизм достиг своего пика, и многие художники того времени уже писали в этой технике.
Но потом его популярность как нового стала слабеть. Однако, несмотря на то, многие концепции и идеи по-прежнему продолжают использоваться сегодня в разных средах.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) создает удивительно реалистичные рисунки, состоящие из бесчисленных крошечных точек, с использованием тонких наконечников. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

История этой работы может звучать как шутка, но это реально! Все началось с того, что художник Микель Эндара отксерил фотографию. Из этого бумажного изображения он сделал новое произведение, вручную, за 210 часов работы, используя безумные 3,2 миллиона точек, сделанные с помощью пера! Название композиции - «Герой», но, безусловно, героем таланта, творчества и терпения был Мигель.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) рисует реалистично, его композиции состоя из бесчисленных крошечных точек, он использует тонкие наконечники. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

Шведский фотограф Филипп Карберг использует тысячи кропотливо расположенных деревянных колышков, окрашенных в разные цвета и помещенных в доски. Затем художник фотографирует. Красиво получается.

Еще один художник, работающий в пуантилизме - это Херб Уильямс, который использовал тысячи красочных карандашей, чтобы создать красочный пикселизованный портрет в 60-х годах. Художник объясняет: «Когда вы стоите близко к портрету, он абстрактный, но издалека он реалистичный». С тех пор он продолжает использовать карандаши и даже создал из них скульптуру собаки в натуральную величину.

Корейский художник Jihyun Park подходит к искусству пуантилизма неортодоксально, создавая его в обратном порядке. Художник использует ароматические палочки, выжигая тысячи крошечных отверстий в рисовой бумаге, пока не появится изображения облаков, гор и деревьев. Потом рисунки с отверстиями монтируются на лакированных полотнах, которые отражают свет и показывают изображение.

Наконец, невозможно писать о пуантилизме без упоминания мастера точечного искусства, японского художника Яой Кусамы. Хотя ее работа не является строго пуантилизмом, ее узоры часто не образуют полных образов - можно утверждать, что точечная живопись могла быть разработана или вдохновлена ​​ Сера и Синьяком .

Она объясняет: «точка имеет форму солнца, которая является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы луны, которая является спокойной».




Top