Художественная культура 17 века смена духовных ориентиров. Появление нетрадиционных исламских течений в казахстане

Тема: Художественная культура XVII века: смена духовных ориентиров. (МХК, 10 класс)

Цель: Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Изучение новой темы.

Не токмо за изменение святых книг,

Но и за мирскую правду…

Подобает душа своя положить. Протопоп Аввакум

"Бунташный век"
XVII век- самый противоречивый период истории . Он отмечен многочисленными бунтами, дворцовыми переворотами, годами Смуты и сменой царской династии. России приходилось бороться с внешними врагами (Польша, Швеция), с церковным расколом в самой Руси.
XVII век - начало нового периода в истории русской культуры.Борьба старого и нового.

Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о “силе земли”, “земского начала”.
В искусстве XVII в. переплелись самые разные тенденции
«Старина и новизна перемешалися»: средневековый художественный канон был ещё устойчив, но новое светское начало уже вторглось в творчество иконописцев, писателей, зодчих. В это время началось сближение русской и европейской культур.
Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Новизна- светское восприятие мира, европейское мышление и образ жизни.

Святейший патриарх Никон (Минов Никита)
Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик выучился грамоте, приобщился к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.

Раскол церкви : Когда Никон был возведён на патриарший престол, он не пытался оградить Русь от чужестранных влияний, грозящих чистоте православной веры. Никон выступил ярым врагом своих обычаев и вызвал церковную реформу, чтобы устранить различия между русскими и греческими церковными обрядами. Многие из духовенства, купечества, стрельцов, крестьянства не приняли новую реформ. Дворяне поддержали Никона.
- Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» , «Боярыня Морозова»

Культура России в ХVII веке

1.Подъём русской науки
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии.
2. Рост городов
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными
- «У Мясницких ворот Белого города в 17 веке» А. Васнецов.

Панорама Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года.

3.Обучение грамоте. Круг чтения.
Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, крепостных и холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, основная масса крестьян - люди неграмотные.

В первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе - центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров”из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей Учили прежде всего элементарной азбуке по печатным и рукописным азбуковникам.

За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов.
Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.

Первые учебники
В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали.
Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета - таблицу умножения.

Учебник Смотрицкого

4. Школы и академия

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей. Во второй половине ХVIIв. было создано несколько государственных школ.
В 1685 г. существовала “школа для учения детям”в городе Боровске , около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре.

Открыли в 1687 г. первое высшее учебное заведение. Давало программу образования не только церковного, но и общего. Здесь постигали “семена мудрости”из наук гражданских и церковных - весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.

Научные знания
Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о “пищалях винтовальных” - нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.
Книги давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов.

Хорошо в России отливали колокола, славился по всей стране их “малиновый звон”. Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.

5.Литература XVII века
Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственней в литературу.
Происходит ломка древнерусских жанров. Даже в церковные произведения (житие святых) проникают элементы жизненности, биографичности. За перо берутся не только монахи, но и бояре, дворяне, посадские люди.
- Хожение Даниила,17 век.

В литературе XVII в. появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям.

Рождаются новые жанры - светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

Фольклор
Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков”(крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки - волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине - народном заступнике:

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедныих,

Добрых молодцев, людей беглыих:

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички.

Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени:

- “Баснями соловья не кормят”,

- “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”

- . “Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе),

- “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”(об отмене Юрьева дня).
Жития святых
По-прежнему русские люди любили читать жития святых. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.
- Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
- Н. Рерих Святой Сергий

- «Житие Аввакума», «Житие А.Невского»

Современная старообрядческая икона изображает протопопа Аввакума (Аввакума Петровича Кондратьева), (1620(?)-1682), прославляемого в лике священномученика и исповедника.
Один из наиболее выдающихся русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума святым мучеником, написаны многие его иконы.
- икона. Ирина Никольская

Икона Протопоп Аввакум

В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
Литература вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников.
- Псалтырь, 17 век.

Историческая литература
В это время ещё большее распространение получили исторические сочинения - летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.
Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему.

К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Это - единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г.

Летопись «Новый летописец»

А. Лызлов «Скифская история»
- Иннокентий Гизель «Синопсис».

В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

Исторические повести и сказания

Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве”первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений - взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних - за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других-за “безумное молчание”в связи с этим, третьих (“рабов” господских) - за непослушание и мятеж.

Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С её страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова.

Бытовая реалистическая повесть
Это новый литературный жанр XVII века. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.

Наиболее значительными произведениями являются:

- "Повесть о Фроле Скобееве",

- "Повесть о Савве Грудцыне",

- "Повесть о Горе-Злочастии",

- "Повесть об Улиании Осорьиной".
"Повесть о Савве Грудцыне"
Это сочинение начинается с рассказа об осаде русскими войсками г. Смоленска в 1632 г. Но неизвестный автор пишет не только военную повесть, но и повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Он продал душу дьяволу из-за несчастной любви. Замужняя дама присушила его приворотным зельем, а потом отвергла. Вот и гуляет теперь Савва вместе с бесом по Руси, показывая чудеса храбрости в борьбе с поляками под Смоленском. Однако пришло время расплаты за грехи молодости, и вот теперь Савва, смертельно больной, измученный человек, кается и вымаливает у Богородицы прощение.

«Когда началась Божественная Литургия, Савву положили на ковре вне церкви. А когда запели "Херувимскую", раздался голос, подобный грому: - Савва! Встань, что ты медлишь?! Иди в церковь и будешь здоров. И больше не греши! Царь подивился милосердию Божию и свершившемуся чуду… . Потом Савва раздал бедным свое имущество все, сколько у него было, а сам ушел в Чудов монастырь. Там он принял монашество и стал жить в посте и молитвах, беспрестанно молясь Господу о своем согрешении. В монастыре он прожил немало лет и отошел ко Господу во святые обители».

Сатирические повести

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями.

Из произведений этого жанра выделяются:

- «Повесть о бражнике како вниде в рай»

- "Повесть о Ерше Ершовиче".

- "Повесть о Шемякином суде"
Герой совершил три преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына, убил соседского отца, правда, произошло это по чистой случайности. И попал герой на суд неправедного Шемяки – известного взяточника.
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
Авторы сатирических повестей вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Сказание о none Саве и великой его славе”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
Мздоимство (устар.) – взяточничество

Рождение поэзии XVII в.

Приметой новизны культуры «бунташного века» становится рождение поэзии. Стихами литература пыталась говорить и раньше, но это был сказовый стих, не имеющий рифмы. К поэзии было близко храмовое песнопение. С XVI в. стихами стали называть внебогослужебную духовную лирику. В ней звучат мотивы покаяния человека, мольба о прощении грешников. В XVII в. развиваются светские послания, акростихи, -эпистолии.

С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого , приглашенного в 1661 году в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения. С. Полоцкий был милостиво принят и обласкан при дворе царя Алексея Михайловича, стал придворным поэтом.

В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко». Стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Панегирик - литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти, затем речи приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.

С. Полоцкий свой интеллект вложил в стихотворный перевод Псалтири. Он сделал библейские строки более удобными для пения.
Полоцкому удалось основать первую на Руси типографию. Здесь была издана «Псалтирь рифмотворная» «Повесть о Варлааме и Иосафе» - популярный памятник литературы XVIIв. Благо есть книги святые читати, И полезная оних собирати, Та бо Богови наставляют, Добродетелем удобь научают. (Из наставлений читателю «Повести о Варлааме…»)

Печатание книг

За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
- Карион Истомин. Букварь. Москва. 1694 г.

Театр в XVII веке

Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи "игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение.
Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти "позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать".
- Медведь с козой забавляются. Медвежья потеха. Лубочная картина.

А. Васнецов «Медведчики.Театр Петрушки, 17 век»

Придворный театр в XVII веке
В XVII в. на Руси новый, профессиональный театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Вместо народных сцен показывали пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,- напыщенный, тяжеловесный язык.
Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы..

Профессиональный театр в XVII веке
Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли. Зрителями были только царь, вельможи и приближённые. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование. Алексей Михайлович становится весьма частым, по тому времени посетителем театральных представлений.
- И. Грегори

Барокко в зодчестве
Баро́кко - итал. barocco - «странный», «причудливый»

Храм Казанской иконы Божией Матери, XVII век.

Новоиерусалимский монастырь, Моск. обл. XVII век

Церковь Рождества Богородицы в Путинках конец XVI в.

Церковь Покрова Богородицы в Филях, Москва 1690-1693
Гр Никитников церковь Живитель Троицы в Никитниках, Москва XVII век

Старое и новое, духовное и светское тесно сплелось в художественной культуре «бунташного века». В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния. Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра.
- А.М. Васнецов «Расцвет Кремля в конце 17 века»

А. Васнецов «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.»

3. Рефлексия

4.Подведение итогов. 5.Домашнее задание

Художественная культура XVII века

Смена духовных ориентиров







«Бунташный век»

  • Большие и малые бунты, дворцовые перевороты, Смута, церковный раскол.
  • Средневековое искусство оттеснялось новыми светскими идеалами.

Авраамий Палицын

  • Келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками. «Сказание» [ ,-описывает события 1584-1618 годов, насыщено фактическим материалом, создано около 1620 года .

Хворостинин И.А

  • Родом из ярославских удельных князей, в молодости поддерживал Лжедмитрия I, позже напишет « Словеса дней и царей и святителей Московских еже есть в России » - в котором даны характеристики современным ему государственным деятелям: Борису Годунову , Лжедмитрию I , Василию Шуйскому , патриарху Гермогену , и другим. В 1624 году Хворостинин написал ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью.

Реформа Никона

  • Яркий противник изоляционизма, хотел, чтобы Москва стала центром вселенского православного христианства.
  • Реформу активно поддерживали дворяне, избрав путь европеизации

Повесть о Савве Грудцыне

  • Начинается с рассказа об осаде русскими войсками Смоленска 1632-1634.
  • О жизни Саввы, который разочаровался в любви и продал душу дьяволу
  • Заболев, раскаялся и был прощен Богом

Симеон Полоцкий

  • Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
  • Стихотворный перевод Псалтири

Мир сей приукрашенный – книга есть велика, еже словом написал всяческих Владыка. Пять листов препространных в ней ся обретают, яже чюдна писмена в себе заключают.


Протопоп Аввакум

  • протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы патриарха Никона . Духовный писатель, ему приписывают 43 сочинения - знаменитое « Житие »(писал о себе и от своего имени) «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником .

Николай Павлович Дилецкий

  • Украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор книги «Грамматика пения мусикийского, или Известные правила в слоге мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений». Музыкальные сочинения Дилецкого оказали влияние на развитие партесного пения в России.



Воздвижение Креста

Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620 , Кострома - 1691 , там же) - русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII века, старшина артели костромских иконописцев.

Воздвижение Креста

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием. 1680-е годы. Россия, Кострома.


XVII век Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению, а Россия по сути еще Древняя Русь Главные ценности – «древнее благочестие» , устои, традиции Но растет интерес к наукам, к другим странам Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры. Корина Илона Викторовна

XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались» . Характерные черты культуры: обмирщение культуры, т. е. усиление её светского характера усиление влияния европейской культуры. Корина Илона Викторовна

«Обмирщение» русской культуры В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни В литературе – появление светских жанров В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций. Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. создано несколько государственных школ. распространение среди знати получило домашнее образование. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко- латинская академия. . Корина Илона Викторовна

ОБРАЗОВАНИЕ Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины. Корина Илона Викторовна

ПРОСВЕЩЕНИЕ В 1620 вышла первая рукописная газета "Куранты". Название появилось при Алексее Михайловиче. Корина Илона Викторовна

Симео н По лоцкий (1629 -1680) (в миру - Самуил Гаврилович Петровский. Ситнянович) - монах, писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора. Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА публицистика Симеон Полоцкий стихи Вирши Симеона Полоцкого «учительные вирши» Кариона Истомина (1680 -е, 1690 -е гг.). драма Симеон Полоцкий «О Новуходоносоре царе» «Притча о блудном сыне» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА историческая «Сказание» келаря Троицеповесть Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Посвящено Смуте «Повесть об Азовском сидении казаков» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Сатирическая «Сказание о куре и лисице» повесть «Сказание о попе Савве и великой его славе» «Повесть о Шемякине суде» «Калязинская челобитная» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Служба кабаку» . Корина Илона Викторовна

ЛИТЕРАТУРА Бытовая повесть Актуальной стала тема взаимоотношений старого и молодого поколений: «Повесть о Горе-Злочастии» , «Повесть о Савве Грудницыне» . . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА отказ от аскетической строгости и простоты стремление к внешней нарядности, живописности, декоративности. Корина Илона Викторовна

Архитектура «Нарышкинское» «Русское узорочье» (московское) барокко Ярусность Богатый декор Центричность Красочность «Восьмерики» на «четверике» Разнообразие и затейливость форм Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Ру сское узо рочье (моско вское узо рочье) - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке в России. Характерные черты: Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм Декор: Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков» , витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы. . Корина Илона Викторовна

АРХИТЕКТУРА Запрет возводить шатровые храмы В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме. Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское» (московское) барокко Ярусность «Восьмерики» на «четверике» Колонны Наличники Фигурные фронтоны Белокаменные детали на красном фоне. Корина Илона Викторовна

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 -1668) г). Архитекторы Семен Петров, Иван Михайлов. Корина Илона Викторовна

Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Зодчие Бажен Огурцов и Антип Константинов. Корина Илона Викторовна

Потешный дворец – единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья. Здание построено в 1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. . Корина Илона Викторовна

Гражданское строительство каменные постройки, в которых также заметно увлечение декоративным оформлением фасадов Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова 1656- 1657. Корина Илона Викторовна

Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет. Корина Илона Викторовна

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы Символическое дерево – Успенский собор Его поливают Иван Калита и митрополит Петр Центр – Владимирская Богоматерь. Корина Илона Викторовна

Парсу на Парсу на (искажённое лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи. Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе. . Корина Илона Викторовна

Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760 -е годы. . Корина Илона Викторовна

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие религиозной конфессии, ее сущность и особенности, история зарождения и развития, место и роль в общественно-политической жизни Беларуси. Современная модель государственно-конфессионных отношений и правовое регулирование деятельности конфессий.

    курсовая работа , добавлен 00.00.0000

    Понятие религиозной конфессии, ее сущность и особенности, история зарождения и развития, место и роль в общественно-политической жизни Беларуси. Современная модель государственно-конфессионных отношений, правовое регулирование деятельности конфессий.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2009

    Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии. Возникновение и распространение саентологии в США, Европе и СНГ. Специфика религиозной идеологии, деятельности и организации. Культовая и внекультовая деятельность. Таинство в Церкви.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Характерные особенности синтоизма. Уровни буддизма, существующие в современной Японии. Влияние мировоззрения дзэн на японцев. Проблема роли и значения нетрадиционных религий в обществе. Отсутствие безрелигиозного этапа в существовании человеческого рода.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2012

    Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе. Связь образа судьбы с верой в пророчества и оракулы. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связанного с процессом развития личностного самосознания.

    реферат , добавлен 08.04.2018

    Индуизм как основная религия современной Индии, история и предпосылки формирования и развития ее основополагающих догм и идеологии. Описание главных божеств. Значение религии в общественно-политической сфере государства, деятельность Махатмы Ганди.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Возникновение и направления развития религии. Возрождение украинской культуры и возрождение народной жизни религии как духовного феномена. Роль религии в жизни общества. Религия как предмет изучения. Социальные функции религиозных организаций.

    Периодическая смена духовных ориентиров у православных, и причины этого явления.

    Мы увидели, что топонимы с корнем Сара образуют на поверхности Евразии фигуру креста, который в целом совпадает с крестом святого Георгия с центром в Москве. Мы предположили, что топонимы с корнем Сара появились закономерным образом, как проявление религиозного убеждения строителей городов в защитной силе этого имени.

    Сара. Нам хорошо известно это имя.

    Согласно современной Библии, оно принадлежало праматери еврейского народа, жене патриарха Авраама. Вспомним, однако, что современную Библию редактируют вот уже более трёхсот лет те самые люди, единомышленники которых в самом начале XVIII века пошли на фальсификацию святоотеческого предания, изготовив подложную книгу «Соборное деяние». Логично в этих обстоятельствах поискать более убедительные сведения.

    Вот, например, Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Издание Общества для научных Еврейских изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург.1908.

    Статья «Авраамов Апокалипсис» сообщает читателю, что это книга, сохранившаяся, по-видимому, только на славянском языке и впервые изданная в 1863 г. Н. Тихонравовым (Памятники отреченной русской литературы 1, 32-78) по двум рукописям 14 и 15 вв.

    В тексте фигурирует Азазел, изображенный как падший ангел (Сатана), уговоривший Адама и Еву есть от запрещённого плода – винограда. (с. 255-257).

    Во-первых, мы узнали, что основополагающие христианские и еврейские предания сохранились исключительно на славянском языке и пришли к нам из дониконовской эпохи.

    Во-вторых, имя падшего ангела слишком напоминает имя Исуса, чтобы это было простым совпадением.

    В-третьих, проясняется весьма запущенная в философии проблема, что есть дерево познания добра и зла. Оказывается, русские 14 века прекрасно знали, что это виноградная лоза, плоды которой дают волшебный, но коварный напиток, способный вознести человека в рай, низвергнуть в ад, познать добро и зло в самом прямом, общепонятном бытовом смысле. Современное Евангелие также связывает имя Иисуса с употреблением вина в Кане Галилейской, но моральная оценка уже позитивная, превращение воды в вино названо началом чудес и явлением славы Своея. (Евангелие от Иоанна. Гл.2)

    Какие последствия имело приобщение православных к вину спустя 200 лет?

    В 1636 году послана была от царя грамота в Соловецкий монастырь: «Ведомо учинилось, что в Соловецкий монастырь с берегу привозят вино горячее и всякое красное немецкое питье и мед присный, и держат это всякое питье старцы по кельям, а на погребе не ставят, келарей и казначеев выбирают без соборных старцев и без черного собора те старцы, которые пьяное питье пьют, смуту чинят и выбирают потаковников.» 1

    В том же году царь писал к строителю Павлова Обнорского монастыря: «В Павлове монастыре много нестроение, пьянство и самовольство, в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали бани и харчевни, брагу продают, старцы бражничают и бесчинствуют». 2

    Ученый серб Юрий Крижанич, представивший ко двору царя Алексея Михайловича свой обширный труд «Политичные думы», подробно описывает общественные беды и неустройства России:

    все славяне расточительны и любят попировать, однако ни у немцев, ни у остальных славян, нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины, миряне и духовные, и многие от пьянства умирают. 3

    При этом Крижанич настоятельно советует:

    У турок нам должно учиться трезвости, стыдливости и правосудию.

    Как видим, пьянство в XVII веке было важнейшей общественной проблемой, описанной священником Крижаничем, она обозначена в святоотеческом источнике 14 века и затушевана в современной Библии. Налицо динамическое развитие воспитательных воззрений у духовных учителей во времени, измеряемом веками, но современные учителя ни в коем случае не признают свою ответственность или вину своего божества в спаивании народа. Отсюда вытекает необходимость для правящего слоя периодических крутых ломок устоявшихся представлений, идеологических реформ для уничтожения шлейфа ошибок и промахов предшественников на руководящих постах, накапливающихся со временем, что порочит идею власти в целом.

    Показательны слова протопопа Аввакума, духовного вождя раскола, сказанные им вселенским греческим патриархам, которые приехали в Москву для убеждения противников никоновской реформы: Вселенские учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианом; (вспомним отсутствие Сар-городов на территории Литовского княжества. Прим. авт.) и у вас православие пестро; от насилия турского Магомета немощни есте стали; и впредь приезжайте к нам учиться; у нас божиею благодатью самодержство.

    На просьбу царя помириться с вселенскими патриархами Аввакум ответил так: Со отступниками не соединюся. Ты мой царь, а им до тебя какое дело? Своего царя потеряли, и тебя проглотить сюды приволоклися. 4

    Нам, спустя триста лет после этих провидческих слов, трудно понять, почему царь сослал Аввакума, начал учиться у немощных подданных турского Магомеда и презрел отечественных мыслителей, да так сильно, с уничтожением письменных свидетельств, что и само их существование в описываемую эпоху стало необходимо доказывать.

    Возможно, причина указана выше. Никоновская реформа была самоцелью, необходимостью не приобрести новое хорошее, а уничтожить накопившееся за века своё старое, ошибочное, как например, воспоминания о церковном обычае причастия вином, от которого именно и пошло повальное пьянство. Уничтожить такое преступление правящей касты перед народом можно только вместе с исторической памятью в самом широком смысле, вместе с учителями, книгами, и даже буквами, которыми эти книги были написаны.

    Если это так, то становится понятным, почему священные имена из одного века православной истории становятся запретными именами в другие века.

    Вспомним, что одним из заметных деятелей никоновской реформы был киевский монах Арсений Сатановский, приглашенный в 1650 году в Москву для перевода Библии с греческой на славянскую речь и для риторского учения. 5 Явно образованный носитель этой фамилии, как и его царское окружение, не наделяли имя Сатана негативным смыслом. Настоящая фамилия Симеона Полоцкого (по происхождению из этого города) была Ситианович. 6 Уместно вспомнить одеяние европейского священника до папы включительно – сутану и титул магометанского властителя – султан (сутэн).

    Возможно, что прозвище Симеона широко использовалось вместо фамилии именно по причине сомнительности фамилии в глазах потомков, а ведь этот православный учитель был воспитателем наследника престола Федора Алексеевича.

    Совершенно естественно для идейных противников называть бога соперника его антиподом. Этот процесс превращения верховного бога идейного противника во врага рода человеческого прекрасно описан в современной научной литературе.

    Например, Топоров (1981) отмечал, что этимологический анализ вскрывает тенденцию, касающуюся обозначения оппозиционной пары - верхнего (небесного) бога и его противника (бога зла, подземного мира), которая присутствует в мифологии уральских народов. Имя небесного бога имеет, как правило, исконное происхождение, имя же его демонического противника оказывается нередко заимствованным, в ряде случаев, с противоположным осмыслением. Например, коми Omol (антагонист верховного бога Ена) – Opәl (верховный небесный бог казымских ханты). У кетов, енисейского народа, имя отрицательного женского персонажа Калмесэм-Калбесэм отождествляют с именем верховного бога древних иранцев Ахура Мазда. 7

    Таким образом, можно заключить, что в 14-15 веках славянские идеологи давали своему православному богу такие имена, которые сегодня, после никоновской реформы, не используются, или присваиваются антиподу.

    Например, в имени страны Бессарабия ясен корень Сар, но к нему присоединено имя Бес. Неужели жители этой небольшой страны явно поклонялись вместо бога бесу? Это невозможно допустить, поскольку Бессарабия известна своими святыми православными учителями, святого Димитрия Бессарабского почитают православные на юге Румынии. Поэтому следует сделать вывод о том, что имя Бес не имело своего нынешнего негативного значения для тех, кто дал своей стране такое имя. Это имя и сегодня, в форме босс, используется во многих европейских языках в самом уважительном смысле.

    Имея так много примеров изменения содержания и смысла древних имен, можно смело полагаться на прозорливость славянских святых отцов, которые не стали бы занимать бога у палестинских козьих пастухов и отнимать жену у бедуина, чтобы сделать её своим божеством.

    Скорее, потомки пастухов и бедуинов могли записать древнее могущественное божество в собственные прабабушки, приватизировать общенародное достояние, так сказать, при удачном стечении обстоятельств очередной государственной перестройки в России.

    Остаётся одно, понять, что через века взаимных поклёпов, упрёков, прямой лжи религиозных противников друг на друга, в именах городов, стран и православных святых до нас дошло одно из имён истинно православного божества Богоматери – Сара. Во Франции с этим именем, сир, обращались к королю. Русские называли своего главу – царь. Демократичные американцы называют так каждого мужчину – сэр.

    Прочитав имя Сара справа налево, получим Рас. Отсюда Россия, как страна Богоматери Сары. Но почему надо читать наоборот? Почему Сербия и Сирия, Уссурия, Уссури, Миссури, Саар и Сарданья носят прямое имя, а мы обратное?

    Возможно, потому, что именно наши православные святые отцы знали, когда надо читать слова прямо, а когда обратно, и меняли правила чтения, правописание, даже азбуку со временем, в соответствии со своими знаниями о природе вещей, которые явно были и есть до сего дня.

    1 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М.Мысль 1991. Книга V, с.306

    2 Там же

    3 С.М.Соловьев. Сочинения. История России с древнейших времен. М. «Мысль» 1991. Кн.VII. с.152

    4 Там же с. 164

    5 Там же с.142

    6 Там же. С.144

    7 Лушникова А.В. Модель Универсума древних календарей. (Лингвистическая реконструкция). М. Институт языкознания РАН. Изд. «Советский писатель».2004 с.171

    Сергей Робатень, Формирование элементов позитивной государственной идеологии на базе религиозных представлений предков и современной физической картины мира. Часть 4 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15147, 11.03.2009





Top