Конспект занятия в старшей группе с презентацией. Портретная живопись

Реферат на тему:

Музыкальное чувство ритма

у детей

Выполнил:

Преподаватель

ДМШ г. Зеленодольска РТ

Пиликов А.Д.

2016 г.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Чувство ритма в музыке……..………………………………………………….4

2.Основные особенности музыкального ритма…………………………………6

3.Способы формирования музыкально-ритмической способности у обучающихся игре на кларнете….……………………………………………….8

Заключение ………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………...16

Введение

На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры. Поэтому творческое начало индивидуально. Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография – то есть дисциплины эстетического цикла, способствующие формированию музыкальной культуры, – остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление, недооценка которого наносит определенный ущерб гармоническому развитию личности.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в младшем школьном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей в педагогике традиционно уделяется значительное внимание.

1.Чувство музыкального ритма.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Итак, что это за «чувство ритма», зачем оно, и как оно «работает»?

Прежде всего, стоит сказать об утрате, «нарушении» этого чувства у современных людей.

Различные факторы, например, - отсутствие народной, традиционной культуры, жизнь человека в далеких от природы условиях (в мегаполисах), отдаляют нас от естества. Мы становимся слабее, духовно беднее.

Казалось бы, чувство ритма необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности – музыкантам, танцорам, певцам и т.д. Но если задуматься, прислушаться, то вся наша жизнь пронизана ритмами, вибрациями, волнообразными последовательностями, неразрывно связанными с нашей жизнедеятельностью. И от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит не только наше физическое и психическое самочувствие, но и такие понятия как: широта взглядов, мировоззрение, эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации и т.д.

В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление . Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение - торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь, бодрствование – сон и т.д.

Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, через которое происходит более глубокое понимание жизненных процессов и природных явлений, а также регуляция внутренней деятельности организма и его взаимодействий с внешней средой. Песня, танец, марш, затем «песенность», «танцевальность», «маршевость» в любом виде музыки - вот нить, ведущая к вершинам мирового музыкального искусства. Изучение этих форм музыки должно лежать и в основе ритмического воспитания.

Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

2.Основные особенности музыкального ритма.

Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Причем собственное исполнение музыки на фортепиано, особо благоприятствует музыкально- ритмическому воспитанию, создает те оптимальные условия, в которых воспитание такого рода протекает или, во всяком случае, может протекать наиболее плодотворно и успешно.

Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и соответственно - музыкально-ритмического чувства.

Как известно, функции музыкального ритма не исчерпываются моментами, связанными с измерением и организацией длительностей во времени. Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом. Музыкальный ритм как эмоционально выразительная, образно-смысловая категория.

Касаясь в ходе анализа произведения наиболее сокровенных сторон художественной ритмо-выразительности, преподаватель получает возможность осуществлять в этом процессе всестороннюю и тонкую шлифовку различных граней музыкально-ритмической способности своего подопечного.

Далее, чувство музыкального ритма - и это его вторая характерная особенность - двигательно-моторно в своей основе. Музыкально-ритмические способности у учащихся кристаллизуются, естественно, не только на уроках фортепиано, но и в других видах деятельности Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями
(проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, типа подсознательного, как говорят, «машинального» отбивания ритма ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.).

Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма... не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

На основе этих предпосылок построены различные системы ритмического воспитания, включающие в себя маршировку, разного рода движения под музыку и т. д. Многие из этих систем на деле доказали свою жизнеспособность. Очень важно в начале обучения детей музыке уделять особое внимание ритмическому воспитанию. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, доступных и разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой - естественной биологической потребности детей в движении.

Опорой чувства музыкального ритма становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления. Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде - наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, во всех отношениях наилучшей.

3.Способы формирования

музыкально-ритмической способности у учащихся

в процессе обучения игре на кларнете

Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Весьма категорично, например, высказывался по данному поводу А.Б.Гольденвейзер: «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все, же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом».

Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание, объективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности - понятие «динамическое». Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Первоначальному периоду воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них. Он шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса - развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6-7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.

Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте - должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.

Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи (разумеется, и ее ритмической стороны) в процессе собственного исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания. Именно в ходе исполнительской деятельности перед музыкантом, коль скоро он обладает достаточно развитым интеллектом и художественным чутьем, раскрываются те нюансы творческой мысли композитора, которые в иной ситуации (при слушании, например) могли бы остаться и нераскрытыми.

Из сказанного вытекает, что художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства.

Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у учащегося ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определенный музыкальный ритм; любая сильная композиторская индивидуальность своеобразна и неповторима, в частности, и в том, что касается организации звуковых концепций во времени (т.е. метроритма).

Уже первым шагам начинающего кларнетиста в обучении сопутствует выработка ряда игровых приемов и навыков, которые, непосредственно соотносясь с процессом развития чувства ритма, выступают в качестве его конкретной «подпорки». Важнейшим из этих навыков должен быть назван тот, что связан с восприятием и воспроизведением равномерной последовательности одинаковых длительностей. Образование и упрочение этого навыка, фундаментального в начальном ритмическом воспитании вообще, происходит в классе кларнета на материале уже тех элементарных номеров кларнетноцй азбуки, с которых открывает свой путь в обучении любой начинающий кларнетист.

«Неуклонно выдерживать метрическую точность при игре различных упражнений»,- требует педагогика от начинающего ученика, чтобы сделать, говоря словами Г. П. Прокофьева, чувство мерности пульсации «доминантным» в работе.

Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации равновеликих временных долей, будучи достаточно прочно освоен учащимися на первом этапе фортепианного обучения, выстраивает основу для развития первого из компонентов музыкально-ритмической способности-чувства темпа. Само это чувство предполагает умение ощущать музыку в размеренном ровном, единообразном движении. Игра на фортепиано представляет собой деятельность, которая с самого начала дает энергичный толчок формированию и развитию «темпового компонента» музыкально- ритмической системы. Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, ибо темп - элементарное выразительное средство большой действенной силы и вместе с тем важный жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.

Исполнение любой музыки, написанной для рояля, и даже разного рода технических упражнений сопровождается, как правило, более или менее явственной, «веской» акцентировкой при игре. С акцентом как обязательным атрибутом «исполнительской речи» учащийся-пианист практически сталкивается на первых же уроках. «Нашей второй задачей (после выработки ощущения одинаковых длительностей) будет развить ощущение... чередующихся пластических ударений»- указывал на важность данной стороны ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз.

Наконец, о третьем компоненте первичной музыкально-ритмической способности-чувстве соотношения длительностей. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение разных по временной «стоимости» длительностей звуков - навык фундаментальный, присущий всякой музыкально-исполнительской деятельности.

Итак, в процессе обучения игре на инструменте создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально-ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп, акцент, соотношение длительностей).

Вслед за темпом дети знакомятся с размером и фразировкой. Для маршей и танцев характерны ясно выделяющиеся метрические акценты, то есть подчеркнутый размер, в то время как фразировка здесь отступает на второй план. Для песен, наоборот, характерна ясная фразировка, совпадающая» в основном, с периодичностью стихотворных строк текста и певческого дыхания; метрические акценты в песнях часто малозаметны (за исключением, конечно, плясовых, маршевых, трудовых песен).

Исходя из этого, следует обращать внимание детей в маршах и танцах, прежде всего на чередование сильных и слабых долей, на двудольный и трехдольный такты, а при разучивании песен добиваться того, чтобы дети почувствовали естественное, смысловое расчленение мелодии на фразы. Важно учить ребенка выделять из песни любую произвольно взятую фразу. Это представляет для него определенную трудность, ибо мелодия песни запечатлевается в его памяти обычно в виде некоторого нерасчлененного целого; фраза - это маленькая часть песни, которую ребенок естественно хочет дополнить, развить, закончить. Однако умение расчленить песню на фразы совершенно необходимо по двум причинам: с одной стороны - значение фразы, как «строительного кирпича» музыки, с другой стороны - трудности ритмоинтонаций могут преодолеваться только при условии, что ребенок умеет сосредоточить свое внимание на той фразе, в которой он допускает ошибку. В результате практической работы над песнями ребенок поймет, что фраза - это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании и соответствует обычно одной строке стихотворного текста.

Как правило, обучение игре на фортепиано (или на любом другом инструменте) не ограничивается работой только над метроритмом. Живые музыкально-исполнительские действия практически увязывают в нерасторжимом единстве ритм со звуком. В музыке не бывает отдельного ритма, как такового, а есть мелодия и гармония, проявляющиеся ритмически.

На конфигурации музыкально-ритмических рисунков способны оказывать самое существенное воздействие паузы. Заполняя
«проемы» между длительностями, они создают те особые фоновые прослойки, которыми оттеняется, рельефно подсвечивается множество метроритмических орнаментов (обыгрывающих, подчас, именно эти два основных элемента: звук и беззвучие). Пауза - фактор огромного художественного значения, причем не только в музыке, одно из наиболее сильнодействующих выразительных средств. Отсюда следует вывод: система музыкально-ритмического воспитания со всей необходимостью должна «вбирать» в себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой функцией паузы в музыкальном искусстве.

Поскольку паузы тоже являются частью музыки и даже порой повышают ее напряженность, поскольку они означают не перерыв в движениях, а подготовку к следующим звукам, необходимо расшифровывать паузы, исходя из содержания, образно-поэтического строя музыкального контекста. Пауза, особенно в узловых моментах музыкально-драматургического действия, не может не иметь той или иной эмоциональной окраски, - такова общая установка музыкальной педагогики. Отсюда и культивирование в практике того, что можно назвать красноречием исполнительских пауз - «пауз- утверждений», «пауз-раздумий», «пауз-вопросов» и т. д. Важно уделять огромное внимание смысловому значению пауз, во многих из них происходит как бы смена эмоциональных состояний, а потому их надо уметь слушать и актерски переживать.

Просчитывание исполняемой музыки. Установлено, что счет музыканта-инструменталиста, представляя собой одну из наиболее распространенных форм двигательно-моторного (а именно «голосового») отражения ритмических процессов, ведет к значительному упрочению ритмического чувства, сообщает ему дополнительную и надежную опору; он же попутно выявляет метрически опорные доли (что бывает важным для начинающих, недостаточно опытных музыкантов). Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое. Вместе с тем замечено, что привычка к постоянному, счету чревата и негативными последствиями: на известном этапе она может привести к частичному омертвению эмоционально окрашенных музыкально-ритмических ощущений. Считать следует «избирательно», по мере необходимости; от громкого счета вслух целесообразно переходить к счету «про себя», затем к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.

К разряду внешних факторов, способных повлиять на музыкально- ритмическое восприятие учащегося надо отнести также конкретный игровой показ педагога. В одних случаях он поможет устранить те или иные ритмические погрешности, в других - оживит монотонное, вялое по движению ученическое исполнение и т. д.

Заключение

В нашей жизни музыка занимает значительную часть. В музыке существуют разные направления, но какой бы, ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура». Песня, танец, марш, затем «песенность», «танцевальность», «маршевость» в любом виде музыки - вот нить, ведущая к вершинам мирового музыкального искусства. Изучение этих форм музыки должно лежать в основе ритмического воспитания.

Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс. Ощущение ритма - природная особенность человеческого организма, и это ощущение присуще ребенку с первых дней его жизни.

Введение специальных ритмических задач и упражнений в обычный урок благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития ритмических способностей у детей.

В эстетическом воспитании ритм выступает той первоосновой, которая соединяет в единое целое заложенное природой в личности школьника чувство красоты. Ритм в эстетическом воспитании - это средство влияния на духовность школьника.

Список используемой литературы

1.Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки [Текст] / В.А. Вахромеев. - М.: Музыка, 1971. – 354с.

2.Горюнова, Л.В. Развитие ребенка, как его жизнетворчество. Искусство в школе [Текст] / Л.В.Горюнова. - М.: Музыка,1993. - 125с.

3.Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта [Текст] / И.Ю. Куберский. - М.: Музыка, 1997– 576с.

4.Кленов, А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия [Текст] / А.С.Кленов.- М.: Музыка, 1999г– 864с.

5.Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. - М.: Музыка, 1969.-342с.

6.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлов. - Ярославль.: Академия развития, 1997 – 240с.

7.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Музыка, 1947.- 334с.

Ритм – как основа музыкального развития дошкольника.

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум.

От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки. Любого ребенка стоит учить музыке. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.

На музыкальных занятиях необходимо считаться с тем, что все дети с различными задатками и уровнем развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности.Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.На своих занятиях большое внимание уделяю метроритмическому воспитанию.

Взаимосвязь метроритмического воспитания:

  • развитие мозговой деятельности,
  • качественная подготовка к школе,
  • улучшение развития музыкальности.

Обязательным элементом занятий становятся движения под музыку, которые способствуют развитию:

  • памяти
  • внимания
  • слуха
  • чувства ритма
  • метра
  • динамики

Для этого использую:

  • ходьбу, несложные маршировки,
  • упражнения на построение и перестроения
  • простые инсценировки песен,
  • ритмические и имитационные хлопки,
  • притопы,
  • игры.

Одновременно развиваю у детей вокальный слух, дыхание, дикцию, добиваюсь выразительности исполнения, формирую навыки, которые в первую очередь приобретаются детьми в ансамблевом пении.

Психологами доказано, что «немузыкальных» детей не существует. Поэтому работу необходимо начать с элементарного музицирования, с простых движений под музыку, главная задача – добиться у ребят быстрой реакции на сильную и слабую долю в музыке. Разученные по слуху простейшие песни, ребята способны не только пропеть, используя метра – ритм, со словами, но и проанализировать ее.

Так, в знакомой песне они должны уметь:

  • прохлопать вместе с пением ее ритмический рисунок;
  • прохлопать сильные и слабые доли при одновременном ее пении.

Проработав ритм отдельных слов и словосочетаний, перехожу к считалкам и прибауткам. В итоге дети в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя.

Наряду с этим даю понятия – длинный и короткий звук. Для малышей помощь оказывают дидактические игры. Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами.

Огромную помощь в работе оказывают рифмы ритмического восприятия (с хлопком, с инструментом, с голосом), и особенный интерес у детей вызывает использование их во всех возможных формах.

Большое значение придаю ритмическим канонам, которые исполняются двумя группами детей. Этот прием особенно радует их, за раскрытие совсем необычного звучания, казалось бы, обычной попевки. Благодаря таким приемам дети своими силами создают ансамбль.

Дети способны создавать простейшие мелодии к заданным словам, ритму, названию прослушанного произведения, рисунку, иллюстрации, движению и т. д. Особенно виден значительный рост в развитии умений двигаться под музыку ритмично, раскованно, непринужденно.

Вывод очевиден: Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше. Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Используемая литература по теме:

  1. И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Санкт – Петербург: Издательство «Композитор Санкт – Петербург», 2005 г.
  2. О.В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2008 г.
  3. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 г.
  4. Л.И. Карицкая. Воспитание ребенка-дошкольника. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.
  5. Н. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Издательство «Просвещение», 2000 г.
  6. Н. Долманова. Подвижные игры с песнями в детском саду. М.: Издательство «Мысль», 2002г.

В современной психолого-педагогической науке все больше внимание уделяется возрастной динамике эмоционального развития ребенка. В своих исследованиях Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая и другие развитие подразделяют на три ступени, которые характеризуют своеобразие эмоциональной жизни искусства.

Именно на первой ступени обучения для детей характерна живая увлеченность самим процессом учения. При этом эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и представлениями.

В музыкальной педагогике особенности эмоциональной жизни детей связаны с естественным их выражением и развитием идейно-нравственных качеств личности.

Музыкальная деятельность школьников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к образным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

Опираясь на труды О.П. Радыновой и А.И. Катинене об особенностях музыкальной деятельности детей, мы отметим и особенности развития чувства ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями, возгласами - и успокоено, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

В понятие чувства ритма определяются следующие задачи: научить определять и точно воспроизводить ритмический рисунок, подбирать движения, соответствующие характеру образа музыкального произведения.

Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных значений, музыкально-ритмических игр) часто имеет больший развивающий эффект.

Развитие чувства ритма возможно во всех видах музыкальной деятельности (по определению О. П. Радыновой деятельность - это активный процесс овладения опытом) восприятие музыки, исполнение (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), творчество (импровизация, сочинение).

Психолог А. И. Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность.» отмечает, что развитие видов деятельности приводит к расширению их «каталога», формированию у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представление о чувствах человека, выраженных в музыке, связанных с жизнью. Музыкально-ритмические движения приобретают отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инструментах развивает слух, способствует творческому музицированию.

Развитие музыкально-ритмического чувства, его формирование у учащихся в процессе обучения, одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые специалисты склонны скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания.

В своих размышлениях А.Б. Гольденвейзер высказывался о возможности развития полноценного ритмического чувства у детей с очень слабым ритмом.

Другие же педагоги обращаются к тем объективным трудностям, с которыми действительно сопряжено музыкально-ритмическое воспитание. Прежде всего, в том, что в комплексном, раздражителе, каковым является звук, длительность - компонент более слабый (неопределенный), сравнительно с высотой - компонентом более сильным (определенным). Высота, в принципе всегда может быть достаточно чётко зафиксирована, чем и предопределяется точное местоположение того или иного звука на нотном стане; что же касается продолжительности звука, его «жизни во времени», то это поддается лишь более или менее относительной (чтобы не сказать - условной) фиксации. Длительность звуков невозможно ни чем измерить, помимо непосредственного ритмического чувства человека. Б. Гольден-вейзер развивает тезис «маловоспитуемости» музыкально-ритмической способности. Целая нота в два раза длиннее половинной, это можно объяснить лишь путем пространственных аналогий.

В трудах И. П. Павлова мы находим, что все может быть достигнуто, измениться к лучшему, при создании соответствующих условий. Им доказано, что ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым.

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. У детей младшего школьного возраста слуховая «копилка», «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус» (определение Е. В. Назайкинского «О психологии музыкального воспитания». - с.358) только начинает заполняться. В окружающей сфере он слышит ритмичный стук колес трамвая, поезда, пульс своего сердца, чеканнистый шаг военных, разнообразие музыкальных ритмов популярной эстрадной музыки. В кабинете, на музыкальных занятиях педагог должен проанализировать и организовать знания и умения, где ритм колес отражен в пунктирном ритме (который нелегко усваивается школьниками), чеканный шаг - с ровными четвертными длительностями. Так можно познавать элементы нотного письма, нотной грамоты на начальном этапе, в творческих заданиях импровизировать, сочинять свои музыкальные «картинки».

Планируя систематические занятия, педагог учитывает:

Эстетическое оформление класса;

Техническое оснащение кабинета;

Правильный подбор репертуара (веселые, радостные пьесы, выражающие детский мир, живое поэтическое содержание, простая и ясная форма, яркость образа, красивое и эстетическое звучание, 1-1,5 минуты по продолжительности 1 произведения).

В возрасте 6-7 лет, слушательские предпочтения только формируются, важное значение приобретает качество произведений, которые слушают дети, и уровень их исполнения. Качество должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для всей последующей музыкальной деятельности.

По мнению Н. А. Ветлугиной музыкальное воспитание зависит от уровня музыкального и общего развития ребенка.

В младшем школьном возрасте, когда опыт восприятия еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие стало более осмысленным, прочувствованным. Слуховое внимание детей с каждым годом становится активнее, приобретаются навыки произвольного вслушивания.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки, умение отразить их в движении, умение двигаться в соответствии с их характером. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию-тему в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, соответственно реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии с началом и окончанием музыки, т. е. формой музыкального произведения, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение и не может не реагировать на восприятие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении. В своей слухо-двигательной реакции он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми неразъединимыми компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, структурой произведения, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Предметом ритмического развития являются как эстетические, так и физические корни, которые находятся в тесном соединении и взаимодействии. Музыка - это эмоции, ритм, а ритм - это такой компонент музыки, который наиболее широко отражен в движении. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность нравится школьникам, привлекает их своей эмоциональностью и возможностью активно выразить свои чувства.

Исполнительская деятельность детей младшего школьного возраста, специфически отличается от исполнительской деятельности детей других возрастов. Это посильное их возрастным особенностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое отличается выразительностью и одновременно сохраняет естественность детскую непосредственность. Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для дальнейшего музыкального развития.

Детское исполнительство требует определенных тренировочный действий: повторений, упражнений.

Одна из главных задач - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувства меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. По этому поводу Д.Б. Кабалевский писал, что на уроках музыки в школе не должно существовать ни каких правил и упражнений, требующих многократны повторений.

Развитию музыкального ритмического чувства способствует и детское музыкальное творчество. Это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Дети способны сочинять ритмические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Исследователи О.П. Радынова и А.И. Катинене предлагают задание придумать марш и сыграть на деревянных палочках, сыграть «дождик» на металлофоне и т.д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важных потребностей ребенка - самовыражение. И здесь необходимо (как считает А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская и другие) разумное влияние педагога в виде положительных оценок, такое вмешательство только поощряет творчеству.

Говоря о развитии чувства ритма у детей 6-7 лет (1 класс) в музыкально-образной деятельности, опираясь на другие виды музыкальной деятельности, целесообразнее, как рекомендует О.А. Апраксина ограничить метроритмические понятия вначале лишь двумя длительностями (четвертные и восьмые), соотношением сильных и слабых долей, понятием такта и тактовой черты.

Важным является формирование понятия о ритме как об одном из средств выразительности музыки (ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном - в маршевых произведениях и др.), определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений. В помощь педагогу могут использоваться схемы, таблицы, метроном. Отсюда видно, что благодаря ритму мы можем отличать вальс от польки, полонеза и др.

Развитие чувства ритма - способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-двигательных игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачи смены характера музыки с помощью движений.

Для развития представлений о положительности звуков целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии. (Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и длинным звукам).

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передовая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Естественно, что вследствие этих особенностей и возможности музыкального развития детей 6-7 лет на уроках неодинаковы.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

По мнению Б.В. Асафьева, известного композитора, ученого, в планирование музыкального занятия должно входить слушание музыкального произведения, «практическое усвоение музыки», развитие творческих навыков. Высказанные им положения сохранили свое значение и в дальнейшем.

В послереволюционные годы в содержание урока вводились новые виды деятельности слушание музыки, движение под музыку (ритмика), детское творчество, которые до революции имели место в работе лишь отдельных педагогов (Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой, Н. Я. Брюсовой). Уделялось внимание психологии и физиологии детского возраста.

В изучении проблем музыкального воспитания важную роль сыграла работа известного психолога Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947г.). В ней была дана классификация музыкальных способностей, раскрыты основные условия их развития.

Он считал, что занятие ритмикой в большей мере способствуют совершенствованию музыкально-ритмического чувства.

Б.М. Теплов показал также, что проявление музыкальных способностей индивидуально у каждого ребенка.

Книга Б. М. Теплова до сих пор, не утратила своего значения для понимания музыкального развития школьников, показав, что обучение плодотворно, когда оно несколько превосходит возможности учащихся. Это положение, выдвинутое известным отечественным психологом Л. С. Выготским, позднее становится основным для школьной дидактики.

М.А. Румер впервые предпринимает попытку рассмотреть музыкальное обучение с помощью музицирования (выделяя элементы музыкальной речи), психологии (музыкально-слуховые представления и элементарные музыкальные способности) и общей дидактики.

О. А. Апраксина в своих работах выдвигает проблему соотношения воспитания и образования в процессе музыкального обучения, специфического преломления на уроке музыки общеобразовательных задач.

Развитие научной мысли, комплекса наук, составляющих методологическую базу музыкальной школьной педагогики, стимулировало экспериментальную работу по созданию школьных программ по музыке в конце XX столетия под руководством композитора Д. Б. Кабалевского и профессора Ю. Б. Алиева. Поскольку именно эти программы сегодня активно используются в школьной практике.

Наибольшей удачей Д. Б. Кабалевского и его соавторов стала программа начальной школы. Убедительные формулировки тем, их последовательность и содержание. Именно здесь раскрываются сущностные свойства музыки. Положительной стороной тематического содержания программы являются последовательное раскрытие специфики музыки, интересные дидактические находки для объяснения сущностных свойств музыкального искусства (объяснение в доступной для учащихся форме жанровой основы музыки, жанрового содержания через понятие «трех китов»). В основу методической системы Кабалевского лег тезис о том, что музыка должна быть не изучаемым, а наблюдаемым явлением, обоснованный тем, что основные цели занятий музыкой в школе общедуховное развитие учащихся на основе их общения с музыкой и обретение музыкальной культуры. В дальнейшем такая направленность педагогических поисков получила название «педагогика искусства» или «художественная педагогика».

В программе, по музыке разработанной авторским коллективом под руководством профессора Ю. Б. Алиев, большое внимание уделяется хоровому пению школьников, разнообразию видов музыкальной деятельности учащихся, межпредметным связям. В наибольшей степени Ю. Б. Алиевым разработана проблемная методика, направленная на развитие у школьников способности стилеразличения.

Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретезировал элементы содержания как опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке, музыкальные знания, музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников. В материале IV четверти 1 класса (тема «Что такое музыкальная речь») Э. Б. Абдуллин дает возможность учащимся на основе накопленного слухового опыта и знаний воспринять и осмыслить выразительные значения элементов музыкальной речи. Развитие ритмического чувства и других музыкальных способностей и знаний Э. Б. Абдуллин считает необходимым, опираясь на труды В. А. Сухомлинского: «Ребенок должен знать, что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность - природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества». .

Таким образом, чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятия выразительности ритма играют акценты.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движения и музыки. Это занятие важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.

Считается, что у человека есть лишь пять способов воспринимать окружающий мир. Они знакомы каждому: зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. На самом деле их гораздо больше, хотя все остальные бывает сложнее изучить, чтобы понять, как они работают. Это и ощущение себя в пространстве, и способность сохранять равновесие, а также чувство ритма. У кого-то они развиты лучше, у кого-то - хуже. Но с ними можно работать, и делать это можно даже с детьми самого раннего возраста.

В разных сферах под этим термином понимают разные, хоть и имеющие много общего, явления. - последовательность звуков и пауз, сменяющих друг друга с определенной частотой. Это явление сопровождает каждого человека от рождения и до самой смерти. Дыхание, сердцебиение, смена времен года и дня и ночи - всему этому присуща ритмичность, которая была закономерно перенесена и в другие сферы жизни, а наиболее ярко проявила себя именно в музыке. И случилось это очень давно.

Существует даже специальная группа инструментов - ударные, которые ответственны в первую очередь за задавание ритма всем остальным, когда речь идет об ансамбле. На протяжении истории композиторами и математиками проводилось множество экспериментов, было выстроено и разрушено много теорий музыкального ритма, и споры не утихают до сих пор. Но на чем основана способность человека воспроизвести не всегда простую последовательность звуков?

Чувство ритма

Еще не родившись на свет, малыш слышит мамино сердцебиение, разговоры. В этот момент закладывается и начинает развиваться его чувство ритма. В дальнейшем это во многом определит его жизнь, то, чем он будет заниматься, а что будет получаться не так хорошо. На это еще можно будет повлиять, но основы будут заложены именно в это время. Поэтому в этот период так важно слушать хорошую музыку, читать вслух стихи - плод все это прекрасно воспринимает.

Чувство ритма во многом определило развитие музыки на ее начальном этапе. Первыми инструментами, известными еще на заре человечества, стали ударные. Под их звуки люди танцевали, призывая дождь, умоляя богов сохранить урожай, принося дары, проводя различные ритуалы. И с развитием цивилизации это важное чувство не было утрачено. Позднее ритм в музыке развивался, приобретая более сложные формы, на него накладывались различные мелодии. Одним словом, он и сегодня не утратил своего значения.

Для чего необходимо

Танцы, музицирование, пение, чтение стихов, даже в обычной повседневной речи присутствует определенная ритмичность! Она совершенно незаменима, даже если речь идет об элементарной деятельности. Конечно, без чувства ритма можно прожить, хотя это серьезно ограничивает человека в некоторых сферах.

Например, даже имея человек просто не может воспроизводить музыку без чувства ритма. Гораздо сложнее даются языки, как родной, так и иностранные. Это может выражаться в невозможности изящно выразить свои мысли, речь будет звучать неестественно, "рвано". Также может быть ухудшена память, заметна некая неуклюжесть - одним словом, человек упускает для себя массу интересного. Поэтому пренебрегать таким важным чувством нельзя.

Как развить?

Как уже было упомянуто, чувство ритма закладывается еще внутриутробно. Поэтому первые занятия можно начинать уже на этом этапе. Будущая мама может делать специальные упражнения, играя на музыкальных инструментах, или читать вслух стихи.

Уже вскоре после рождения можно расширить набор занятий. Дети до года уже любят играть в "ладушки", хлопать, повторять за взрослыми. Есть огромное количество потешек, с помощью которых нянчили детей еще наши прабабушки, но которые остаются актуальными и сегодня. Постоянное общение родителей с ребенком, особое построение фраз в стихах, рифмы - все это способствует развитию малыша. Итак, какие существуют способы стимулировать развитие чувства ритма у ребенка? Какие их них могут применяться в разном возрасте?

Методики

Существует огромное количество самых разных способов, направленных на то, чтобы развить музыкальные способности. Некоторые из них предназначены для малышей, другие - для профессиональных артистов. Они различаются по уровням сложности и самим принципам обучения. Если постоянно выполнять эти упражнения, чувство ритма разовьется. Да, как ни странно, даже при самых скромных изначальных способностях можно достичь весьма высоких результатов, если заниматься регулярно и усердно.

Кстати, в детских садах и начальных школах даже существует специальная дисциплина - ритмика. Она помогает даже самым маленьким ощутить возможности своего тела, двигаться в такт музыке и дать выход энергии. Сочетание сразу нескольких методик дает поразительные результаты. В ходе занятий дети слушают музыку, танцуют, выполняют упражнения типа "Хлопаем в ладоши" и учатся через игру. Итак, что подойдет для самостоятельного освоения в домашних условиях?

Стихи и музыка

Для малышей отлично подходят классические треки. Слушать их можно, даже когда ребенок еще не родился. То же самое и со стихами - произведения Агнии Барто, Маршака и Чуковского легко запоминаются и знакомы хотя бы немного любой современной маме, что уж говорить о бабушках. Вплоть до 3-5 лет детям интересно как слушать, так и повторять за родителями зарифмованные строчки. При этом тренируется не только чувство ритма, но и слуховая, и ассоциативная память. Это очень полезно.

Музыка для малышей тоже может быть разной. Это могут быть песенки из знакомых мультфильмов, а порой интересно просто повторять те же самые стихи нараспев. Существуют даже специальные сборники, которые будет приятно слушать и взрослым. Дети быстро их запоминают и начинают петь сами, что также способствует интуитивному пониманию того, что такое ритм в музыке.

Игра на различных инструментах, как и пение, также помогает развитию. Детские пианино и ксилофоны можно со временем заменить на настоящие или выбрать что-то другое: флейту, барабаны, гитару и т. д. Даже если не наблюдается особого таланта в этой области, пение и игра на любительском уровне могут радовать ребенка, помогать развить его музыкальные способности - главное, не принуждать его к этому.

Хлопанье в ладоши

Еще одно прекрасное упражнение подходит для детей, достигших возраста, когда им проще сосредоточиться на занятии хотя бы на 5-10 минут. Игра "Хлопаем в ладоши" должна начинаться с простых "ладушек", потом взрослый может просить ребенка повторить отбиваемый им ритм - сначала простой, а потом все сложнее. Это научит ребенка внимательно следить за последовательностью звуков и пауз и пытаться их воспроизвести. Когда он научится хорошо повторять, можно усложнять задачу, обращать внимание на длительность пауз и интенсивность хлопков. Такое нововведение сделает игру только интереснее.

С очень сложными и длительными вариациями могут работать дети вплоть до 8-10 лет и даже старше, им это также будет полезно. В этом возрасте уже вполне можно пытаться воспроизвести ритмический рисунок любимых песен, особенно если ребенок уже учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Танцы

Еще одна сфера, в которой необходимо чувствовать ритм в музыке и жизни, - это движение. Невозможно красиво и органично танцевать, если не чувствуешь аккомпанемент. Но учиться необходимо. И танцы - это прекрасный способ понять, как двигается тело, как работают его мышцы, осознать принципы, по которым строится музыка. Поэтому ограничивать детей в самовыражении таким способом не нужно. Танцы в любом их проявлении пойдут только на пользу - это развивает тело, воображение и чувство ритма. Наоборот, стоит придумывать игры на этой основе. Например, ребенку 4-6 лет можно предложить изобразить под музыку какое-нибудь животное. При этом можно хлопать и топать в такт мелодии.

Для музыкантов

Серьезно увлекающимся любителям и профессионалам, разумеется, необходимо хорошо развитое чувство ритма. Самым эффективным упражнением для них признана игра под метроном - специальный прибор, задающий темп. Постоянные длительные тренировки оттачивают мастерство, что особенно важно для ударных, бас-гитары, но и остальным исполнителям без него никуда. Особенно сложно бывает, если речь идет о каком-либо ансамбле. Людям бывает сложно подстроиться друг под друга, при этом не допустить ошибок в произведении. Для того чтобы все получилось, и проводятся совместные репетиции, на которых раз за разом музыканты повторяют отрывки, полируя малейшие шероховатости и доводя их до совершенства. А без чувства ритма это просто невозможно.




Top