Описать картину рембрандта возвращение блудного сына. Картина «Возвращение блудного сына

Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт писал незадолго до смерти. Некоторые знатоки живописи называют это полотно кульминацией его творчества. Но мало кто знает, что известный библейский сюжет стал отражением реальных трагических событий в жизни мастера.


Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына.

Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев.


Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду.


Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка.


У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое. Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах – все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены. А еще любовь, всепрощающая любовь отца…


«Возвращение блудного сына» мастер написал почти сразу после ужасной трагедии, постигшей его. Не стало его единственного сына Титуса. Он был плодом любви Рембрандта и его обожаемой супруги Саскии. Титус - единственный выживший ребенок в семье, остальные трое скончались в младенчестве.

Обезумевшего от горя отца настойчиво посещали мысли о самоубийстве. Не совершить его помогла лишь работа над картиной «Возращение блудного сына». Рембрандт словно спроецировал себя на место отца в библейском сюжете, который имел счастье обнять своего ребенка.

На пике своей популярности Рембрандт неплохо зарабатывал, вот только

Во время работы над картиной "Ночной дозор" умерла любимая жена Рембранта - Саския. Родственники покойной стали преследовать художника тяжбами из-за наследства, стремясь вырвать часть приданого, завещанного Рембрандту Саскией.

Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но не только родственники преследовали Рембрандта. Он всегда был осаждаем кредиторами, которые накидывались на великого художника, как жадная свора. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники - самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Сейчас в амстердамском доме, в котором более 20 лет прожил великий Рембрандт, расположился Музей. А когда-то этот дом был продан за долги. Сам Рембрандт сидел тогда на заседании суда с таким равнодушным видом, как будто это дело его вовсе не касалось. Он не слышал речей судьи и выкриков кредиторов. Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом.

Настала очередь выступить ван дер Питу - адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: "Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим/ Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его... равных Шекспиру/ Подумайте все, находящиеся здесь: нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли!"...

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все же наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине (например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения).

Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет... Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын - лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына".

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

nearyou.ru

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник, живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.

В Государственном Музее Эрмитаж хранятся самые известные картины великого голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна. Среди них – знаменитая «Возвращение блудного сына», именно она станет сегодня нашим рассказчиком.

«О, блудный сын вернулся!» - наверное, вы слышали эту фразу. Так говорят о человеке, который оторвался от своей семьи, родного дома, коллектива и вернулся назад. Взрослым известно, что корни этих слов, ставших фразеологизмом, исходят от библейской притчи о блудном сыне. Давайте познакомим с ней наших детей. Пусть и они узнают о содержании и смысле истории, которую по писанию когда-то рассказал людям Иисус Христос.

Блудный сын

Жил был один богатый старик. Было у него два сына. Старший во всем слушался отца, помогал ему в делах. Младший же был недоволен тихой семейной жизнью. Его одолевала скука. Трудиться и преумножать семейный достаток он не желал. Ему хотелось гулять, развлекаться в обществе таких же весельчаков, которые любят только вкусно поесть, да потанцевать. День ото дня в нем копилось раздражение, слова и просьбы отца вызывали в нем протест и даже злость. И вот он решил покинуть дом, но перед тем, как уйти, потребовал у отца выделить ему часть семейного имения. Отец согласился.

Праздная жизнь, в которую пустился младший сын, длилась недолго. Он и не заметил, как у него закончились все деньги. Друзья, предававшиеся вместе с ним веселью, тут же отвернулись от него. Да к тому же в стране настали тяжелые времена. Из-за неурожая, пришел голод, работников никто не брал. Молодой человек без денег и жилья стал скитаться от дома к дому, пытаясь хоть что-то заработать на пропитание. Он был готов выполнять самую унизительную работу – пасти свиней, но ему доставались жалкие крохи, хозяин кормил животных лучше, чем работника. Исхудавший, в оборванной одежде, пребывая в отчаянии, младший сын пожалел, что ушел из дома, обидел отца. Тогда он решил вернуться, чтобы попроситься к отцу на работу.

А в это время в доме отца по-прежнему царил достаток, все трудились, и хлеба хватало всем. Словно ничего не изменилось с того дня, как один из сыновей ушел неизвестно куда, но старик часто вспоминал младшего. Конечно, он был обижен поступком сына, но боль от обиды быстро прошла. Его беспокоило отсутствие вестей, тревожные известия о бедственном положении в стране. Вот и в этот день, выйдя утром из дома, отец вспомнил младшего сына и в который раз задался вопросом: «Жив ли он, здоров ли?».

Вдруг он увидел, что далеко по дороге к его дому бредет какой-то человек. У старика перехватило дыхание, тревожно забилось в груди сердце. В изможденном путнике он узнал своего младшего сына. Душа отца наполнилась жалостью. Он не вспомнил обиды, а перед глазами его возникла картина, как маленьким мальчиком сынишка с любовью смотрел на него и улыбался.

«Господи!» - только и смог промолвить отец и бросился навстречу к сыну. Он протянул руки, чтобы обнять, а сын упал перед отцом на колени и попросил прощения. Старик велел слугам принести лучшую одежду для сына, заколоть теленка и устроить пир.

Тем временем вернулся старший сын. Он спросил, что за переполох в доме. Ему ответили, что возвратился брат, и отец в честь этого события устраивает праздник. «Как же так? – воскликнул старший, обращаясь к отцу,- этот негодник промотал часть состояния, бросил дом, а ты рад его возвращению, еще и пир устраиваешь в его честь! Я всю жизнь работаю на благо семьи, слова тебе грубого не сказал, а ты для меня никогда ничего не делал, даже праздников не устраивал».

«Сын, что я должен был делать для тебя, ведь и так все мое – это твое? – ответил отец, - Как же ты не радуешься сам? Ведь брат твой сначала умер для нас, а теперь вот ожил, пропал и нашелся!»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Так заканчивается притча про блудного сына, а перед нашими глазами остается картина. На ней мы видим старика-отца и сына, стоящего перед ним на коленях. Отец обнимает его, он счастлив, что сын вернулся. А тот, когда-то выбравший неправильную дорогу, кажется, впервые в жизни ощутил в своем сердце любовь. Рядом с ними другие люди, среди них – старший сын. Его брови нахмурены, а руки скрещены, весь облик его пронизан высокомерием и обидой.

Картину «Возвращение блудного сына» написал в XVII веке великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн. Это одна из последних работ гениального живописца. Если вы будете в Санкт-Петербурге и посетите музей Эрмитаж, то сможете сами увидеть ее.

Итак, нам известен сюжет картины. Но каждое произведение искусства – это еще и рассказ о его авторе. Рембрандта называют великим голландцем. Но что такое Голландия? Ошибочно считать ее страной. На самом деле это одна из провинций Нидерландов. Если перевести на русский язык, Нидерланды – это нижние земли.

Страна, которая ранее находилась под властью испанского короля, получила независимость в 1581 году и до 1795 года носила название Республика Объединенных Провинций Нидерландов. Рембрандт ван Рейн родился в этой стране 15 июля 1606 года. Ему выпало жить в 17 веке, который в историю Нидерландов вошел под названием «Золотой век». Это было время экономического и культурного расцвета государства. В наши дни именно 17 век именуют золотым веком голландской живописи.

Опять возникает слово Голландия. Откуда же пошла такая путаница? Русский царь Петр I, прорубивший окно в Европу, много времени провел в Республике Нидерландов, а именно в одной из ее провинций – в Голландии. Он и привез в Россию это название. За многие годы у нас закрепилось, что есть такая страна Голландия, которая дала миру великих живописцев, где много тюльпанов и ветряных мельниц. На самом деле Голландия – это Нидерланды.

Рембрандт вырос в семье зажиточного мельника, во владении которого находилось несколько домов и садов. Отец многодетного семейства (Рембрандт был шестым по счету ребенком) приложил все силы, чтобы дать детям хорошее образование. К семи годам его сын умел хорошо читать, писать и считать. В 14 лет Рембрандт поступил в Лейденский университет. Но через год увлечение живописью пересилило в нем страсть к наукам.

Заметим, что в это время живопись в стране пользовалась большим спросом. В каждом доме держали множество картин, которыми увешивали все стены. Видимо, поэтому родители не стали препятствовать увлечению сына. Рембрандт бросил университет и пошел учеником к художнику Якобу Сваненбюрху. Самостоятельную карьеру живописца Рембрандт стал строить в родном городе Лейдене. Там он быстро снискал славу, его картины покупали, у него самого появились ученики.

В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где быстро приобрел известность. Три года спустя он женился на девушке из знатной семьи - Саскии ван Эйленбург. Жизнь складывалась благополучно, у художника было много заказов, семья жила в достатке. Но спустя десять лет, умерла Саския. У супругов было шестеро детей, но лишь один сын – Титус на несколько лет пережил мать.

Что-то изменилось в художнике, он больше не желал писать картины угодные заказчикам. Рембрандт обращается к библейским сюжетам. Герои его новых картин предстают перед зрителями в образе обычных людей. Но эти произведения общество не приняло. Не имея заказов, Рембрандт разорился. Наступает время потерь – дом и коллекция картин проданы за долги, уходят из жизни самые дорогие люди – вторая жена Хендрикье и сын Титус.

Боль потерь, нищета обрушились на стареющего Рембрандта. Жизнь в нем поддерживала живопись, он продолжал и продолжал творить. Считается, что свои лучшие картины художник создал именно в этот самый трудный период своей жизни. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением.

Почему сюжет притчи о блудном сыне лег в основу многих произведений культуры?

Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. Ему посвящали свои картины художники разных времен и народов: Франческо Гверчино, Иероним Босх, Бартоломео Мурильо, Сальватор Роза, Пьер Пюви де Шаванн. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен – оперу. Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца.

Роспись «Возвращение блудного сына» можно увидеть во многих храмах, например, в Москве, в церкви Троицы Живоначальной в Никитниках (метро "Китай-город"), в городе Старый Оскол в храме Покрова Богородицы, на южной стене церкви Входа Господня в Иерусалим в Суздале.

Согласитесь, картина Рембрандта и рассказанная по ней история нашла отклик и в нашем сердце. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно? Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя. Вспомним, как ребенок требует от родителей купить что-то и как обижается на их отказ. Вот он – младший сын, который живет в нас. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости, и творить плохие поступки.

Но бывает в душе червоточина, которую не сразу и заметишь. Появляется она даже в человеке правильном, который не совершает ошибок, который слушается старших и все у него хорошо получается в жизни. Это гордыня, самовосхваление. Старший сын по всему хороший, слушается отца, но почему он требует за это какого-то особого отношения? Почему он ожидает благодарности? Нет в его сердце добра и любви, а лишь гордыня, оттого и ждет такого человека разочарование и гложет зависть. Он думает: «Как это так, я такой хороший, а мне – ничего, а этому плохому – почему-то достается лучшее?»

Станет ли старшему сыну стыдно за свои чувства, притча не рассказывает. Вероятно, да, ведь слова отца звучат последними. Через образ отца в рассказе отражается то хорошее, что есть в каждом человеке. Это частица добра, умение любить всех людей. Не забывайте об этом, и пусть в вашем сердце живет любовь!

Возвращение блудного сына, ок. 1666-69

«Возвращение блудного сына» - знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Лк.15:11-32

Сюжет картины

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи - встречи отца и сына и прощении.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик"».

Второстепенные персонажи

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

Обстоятельства создания


Офорт 1636 года

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году - рисунок (музей Тейлера в Харлеме).


Рисунок 1642 года

В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство.

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668-1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.


Автопортрет с Саскией на коленях

Рембрандт создавал свой шедевр в 1668-1669 годах, и в основу картины лег классический библейский сюжет. Впрочем, религиозная тематика для художников того времени достаточно типичная, и обращение к Евангелие традиционно.

Композиция

На переднем плане картины изображены персонажи из евангелиевского сюжета, посвященного Блудному сыну. Нужно отметить, что картина отображает не просто сюжетную линию, а и множество личных переживаний самого автора. Художник был уже в зрелом возрасте, и его мучали в тот период множество сомнений насчет невозможности изменить что-либо в прошлом, а также насчет утраченных безвозвратно лет.

Некоторые специалисты считают, что на полотне изображено воплощение основных земных страстей, а также божественная первооснова. Также существует мнение, что на самом деле персонажи на картине являются ипостасями самого художника, находящегося на разных этапах духовного роста и перерождения.

Примечательны эмоции персонажей картины. Несмотря на грехи младшего сына, его старый отец принимает блудного сына, и лицо старика демонстрирует абсолютное прощение. Более того, можно смело сказать, что старик жалеет своего сына, прощая все его промахи и ошибки.

Техника, исполнение, приемы

На полотне присутствуют красно-желтые тона, а фон достаточно темный. Коленопреклоненная поза сына перед стариком-отцом выражает раскаяние персонажа, а в качестве дополнительного символа прощения и раскаяния можно назвать тот факт, что его фигура прорисована в основном более светлыми оттенками красок.

Художник уделил много времени и внимания мельчайшим деталям, которые подчеркивают богатство и успешность всех членов семьи, которые присутствуют на картине. В то же время босые ноги и нищий наряд молодого человека, стоящего на коленях, символизируют надломленность в нем, и то, что он ступил на путь ошибок и пришел к нежелательному для себя итогу.

Мазки порывисты, небрежно ложатся и нет следов от попытки прилизать поверхность картины, чтобы скрыть эту небрежность мазков краски. Переходы от тени к свету подчеркивают эмоциональность.

Картина была написана всего за несколько месяцев до смерти автора, и это не могло не отразиться на истории шедевра. Это последняя мысль, которую успел в своем творчестве высказать художник. Кстати, в те же годы были написаны две другие известные картины знаменитыми художниками, и обе были также посвящены тематике возвращения блудного сына: работы художников Мурильо и Яна Стена.




Top