Социальный и культурный уровень. Характеристика социально-культурной среды в украине

«Разумное» неравенство в доходах позволяет стимулировать предприимчивых и энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества. Каковы же причины неравенства в распределении доходов?

  • 1. Различия в способностях и талантах людей.
  • 2. Одной из главных причин неравенства доходов является неравенство в отношениях собственности на богатство, которая распределяется еще более неравномерно, чем доходы. По оценке С.Фишера, различие в богатстве между семьями в США достигает исключительных масштабов. 0,05% американских семей владеет 35% всей величины личного имущества, в то время как имущество «нижних» 90% : домашних хозяйств составляет лишь 30% его совокупной величины. Если в 1963г. верхний 1% семей владел 32% национального богатства, то в 1983 г. они владели уже 42%. Еще более неравномерно, чем в США, распределяется национальное богатство в Великобритании .
  • 3. Все более значимым фактором дифференциации доходов становится уровень образования и профессиональной подготовки. Если в 1976 г. выпускники, колледжей в США зарабатывали в среднем на 55% больше, чем выпускники средних школ, то в 1994 г., уже на 84%. Лица, закончившие колледж, к 65 годам зарабатывают примерно $2,5 млн., а те, кто не окончил средней школы - $1,2 млн .
  • 4. Профессиональная принадлежность человека. В последнее время в США, например, лидируют врачи, зарабатывающие в среднем $120 тыс. в год, что объясняется целым рядом факторов: возрастает спрос на их услуги; они тратят много времени и сил на учебу; медицинские учреждения не готовят достаточного количества соответствующих специалистов.
  • 5. Применяемые системы налогообложения. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах.
  • 6. Степень монополизации экономики.
  • 7. Прочие факторы: например, кто работает больше, больше зарабатывает; лица, занятые непрестижными видами деятельности и в неблагоприятных условиях труда, получают компенсации и т. п. .

Если бы доходы распределялись абсолютно равномерно, то низшая 20%-ная группа населения (нижний квинтиль) получала бы ровно 20% совокупного дохода, 60% населения получали бы 60% дохода, а высшая (тоже 20%-ная группа) ровно такую же долю совокупного дохода - 20%. В действительности же на долю нижнего квинтиля приходилось в США в конце XX в. только 4,2% совокупного дохода, второго - 10%, третьего - 15,7%, четвертого - 23,3%, пятого - 46,9%. При этом высшая группа, состоящая из 5% населения, присваивала 20,1% национального дохода, т.е. больше, чем 40% всех семей, относящихся к нижним группам.

Степень неравенства в распределении доходов демонстрирует кривая Лоренца (рис. 1). По оси абсцисс отложим доли групп населения в общей его численности, по оси ординат - доли в национальном доходе.

доход неравенство лоренц дифференциация

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый "переходным", превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства. У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился. Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности в 90-е годы.

Дифференциация доходов присуща любой экономике, но чрезмерный ее уровень не допустим, поэтому важно знать, как формируется неравенство, какие факторы, причины в какой мере воздействуют на различия в величине денежных доходов.

Чтобы эффективно реагировать на дифференциацию в распределении доходов, экономическая и социальная политика должна опираться как формируется эта дифференциация, какие группы населения в результате изменения дохода вносят наибольший вклад в динамику неравенства.

Усиление дифференциации может происходить в двух формах. Во-первых, в форме поляризации, когда бедные беднеют, а богатые богатеют. Во - вторых, в форме однополюсной динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохранении относительно стабильного положения на шкале доходов на шкале остальных доходных групп.

В России высокая степень дифференциации сложилась в условиях сравнительно никого среднедушевого дохода и поэтому повлекла за собой увеличения числа бедных жителей страны. Напряжение в обществе, как показывает практика, вызывает не дифференциация доходов, а их низкий уровень.

1.3 Причины неравенства доходов

Причинами неравенства доходов являются:

1. Наследственные причины, например обеспеченность ресурсами, способностями и наличие одаренности;

2. Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования. Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности;

3. Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде;

4. Наличие или отсутствие рыночной дискриминации;

5. Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности;

6. разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

7. разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

8. разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Кроме того, на распределение доходов оказывают большое влияние структурные особенности экономики: состояние отраслей, рыночная ситуация, степень монополизма, развитость международных отношений, а также структура экспорта и импорта.

Территориальная дифференциация денежных доходов интерпретируется как процесс и как результат формирования различий между отдельными территориями страны - крупными экономическими районами, регионами - субъектами РФ, городским и сельским поселением. Многоаспектные и структурно разнообразные территориальные различия в своей совокупности определяют состояние региональной среды. Управление ими на федеральном, региональном, местном уровнях позволит быстрее преодолеть чрезмерное отставание отдельных регионов РФ по уровню и качеству жизни населения. Можно заметить, что за годы реформ разрыв в уровне дохода на душу населения между верхними по доходам 10% и нижними 10% населения России возрос с отношения 4: 1 до 16,8: 1 (а по некоторым оценкам, учитывающим скрытые доходы, значительно больше) 3 .

Исследование доходов населения осуществляют на основе микро - и макроэкономических подходов, различая при этом доходы домохозяйства и доходы населения.

Дифференциация доходов свидетельствует о степени различий долей каждого члена общества в общественных доходах. Отношения дифференциации выражают неизбежные социальные различия по группам и категориям населения в зависимости от роли каждой из них в общественном производстве, присвоении его результатов, характера трудовой деятельности, особенностей образа жизни, интересов и др. 4


Распределение доходов


Если свободное общество не может помочь

Тем многим, кто беден, оно не сможет спасти

Тех немногих, кто богат.
Джон Ф.Кеннеди
Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Эта

Проблема порождает социальное напряжение, а проще говоря, - враждебное

Отношение бедных к богатым. Поэтому экономическая наука давно и постоянно

Занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также

Разработкой мер по их ослаблению.
У этой проблемы есть две грани:

1. Неравенство доходов;

2. Неравенство богатства.
Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их

Собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в

Пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти

Ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов

Изначально заложена возможность их неравенства.
Причинами такого положения вещей являются:
разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в

Форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем

Капитал в форме лопаты);
разная успешность использования факторов производства (работник в

Фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий

Заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме,

Товары которой продаются с трудом);
разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух

Нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход,

Чем владелец одной скважины).
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение

Дополнительного объема факторов производства, Например, семья может

Положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в

Форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство

Семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго,

Которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания

Подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут

Нарастать от поколения к поколению, создавая, соответственно, все более

Прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой

Деятельностью.
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства

Доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР

Государство было вынуждено отказаться от принципов полной уравнительности и

Перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого – по способностям,

Каждому – по труду». Но, поскольку способности у людей различны, их труд

Имеет разную ценность, что влечет за собой неодинаковое вознаграждение за

Труд, т.е. различие в доходах.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и

Создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране.

Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по

Сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при

Умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также

Результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для

Оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия

Доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения

Кривой Лоренца» (рис.1).
Эта кривая позволяет увидеть, насколько реальное распределение

Доходов страны между семьями отличается от абсолютного неравенства и

Абсолютного неравенства. Для ее построения нужны данные о том, какая часть

Семей получила ту или иную долю общего дохода страны.
«Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси

Ординат. Теоретическая возможность абсолютного равного распределения дохода

Представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент

Семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20%

Всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то

Соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Рис. 1 Вид кривой Лоренца.
Итак, кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода.

Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия – как бы тетива, а

Лежащая ниже кривая (кривая Лоренца) – это слегка согнутый корпус.
Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной

Стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации

Абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая

Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В

Этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя

Прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый

Диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень

Неравенства.
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и

Абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе

Фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или

Неравенству. И чем больше в данной стране неравенство семей по уровню

Доходов, тем сильнее изгибается корпус «лука Лоренца».
Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение

Доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между

Различными группами (напр., между черными и белыми), принимая во внимание

Доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.
Изменения кривой Лоренца в России в 90-х годах (рис. 2) показывают,

Что неравенство доходов в России стало нарастать, и в 1994 г. «лук Лоренца»

Уже был изогнут в нашей стране сильнее.
Рис. 2 Изменения кривой Лоренца в России в 90-х годах
Хорошо это или плохо?
Этот вопрос из категории самых сложных во всей экономической науке. И

Дать на него однозначный ответ невозможно.
Дело в том, что в проблеме дифференциации доходов экономика слишком

Тесно переплетается с социальной психологией, с традициями той или иной

Страны.
Экономическая история человечества свидетельствует, что нежелательно и

Абсолютное равенство в распределении доходов, и слишком сильный изгиб

Корпуса кривой Лоренца.
Абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к

Производительному труду. Все мы рождаемся разными и наделены разными

Способностями, иногда довольно редкими. Поэтому на общенациональном рынке

Труда спрос на редкие способности намного превышает предложение. А это

Ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же

Обязанности тоже по-разному: с разной производительностью труда и качеством

Продукции. Это зависит от их индивидуальности, физических особенностей и

Нервно-психического склада. Как же следует оплачивать эти различные

Результаты труда и что является более важным – сам факт труда или его

Результат?
Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то это не устроит людей,

Работающих с большей производительностью и наделенных полезными обществу

Талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу, и

Результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и наименее

Трудолюбивых членов общества. В итоге возможности экономического прогресса

Страны уменьшатся, а темпы роста благосостояния всех ее граждан замедлятся.
Вот почему оплачивать деятельность людей приходится по-разному, в

Строгом соответствии с производительностью и качеством труда.
В силу этого определенное неравенство доходов следует признать

Нормальным. Более того – это крайне важный инструмент поощрения трудовой

Активности людей.
По этому поводу выдающийся английский экономист ХХ в. лорд Джон

Мейнард Кейнс заметил: «Пока наука не одержит неизбежную победу, приходится

Выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением

Богатства».
Экономическая история содержит немало примеров, доказывающих, что по

Мере развития хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее

Граждан степень неравенства доходов поначалу возрастает и лишь затем

Начинает медленно снижаться.
Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу

Приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех

Граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей

Радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и

Бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили,

Что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране,

Если оно:

1. становится чрезмерно большим;

2. увеличивается слишком высокими темпами.

Некоторые ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука

Лоренца» наступает в тот момент, когда на долю беднейших 40% населения

Приходится менее 12-13% общей суммы доходов семей страны. Такой перекос в

Распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих

Граждан и может привести к совершенно нежелательным для страны социально-

Экономическим и даже политическим последствиям. Именно громадная

Безработица и обнищание населения привели к власти в Германии в 1933 г.

Фашистскую партию Адольфа Гитлера.
Поэтому экономисты и правительство постоянно ищут способы

Предотвращения чрезмерно быстрого и резкого усиления различий в уровнях

Жизни россиян, начавшегося в 90-х годах.
Развитие этого процесса иллюстрирует рис. 3, где показано изменение

Соотношения в уровнях среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых

Бедных семей нашей страны.
Как мы видим, всего лишь за 4 года разница в уровнях доходов

Богатейших и беднейших россиян возросла в 3,16 раза (с 4,5 до 14,2 раза). В

Итоге к началу 1995 г. Россия подошла с довольно высокой по мировым меркам

Степенью дифференциации доходов. Из развитых стран мира большая, чем в

России, дифференциация доходов сейчас существует только в США. Здесь

Среднедушевые доходы самых богатых граждан выше, чем самых бедных, в 15,9

Раза, что в 1,12 раза превышает разрыв, сложившийся в нашей стране. В

Развивающихся странах Азии и Африки встречаются различия в уровнях доходов

Еще большие.

Рис. 3 Рост дифференциации доходов в России в 90-х годах.
Итак, важным условием социального мира в любой стране является

Предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных

Граждан. Анализ степени таких различий в России с помощью разнообразных

Методов показывает, что она быстро возрастает. Для смягчения чрезмерной

Дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно

Осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем

Социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан

В развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной

Одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и

Необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ

Жизни – с другой.
В основе этого механизма лежат три элемента:
1. разделение функций работодателей и государства;

2. прогрессивное налогообложение личных доходов;

3. система государственной социальной поддержки беднейших граждан и

Создание им равных «стартовых» возможностей
Смысл первого из этих элементов очевиден – работодателей не интересует

Социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности фирм и потому

Стремятся платить людям только за фактический результат их труда – за вклад

В успех фирмы.
Государство же имеет дело с народом «в целом» и решать проблемы

Стимулирования роста производительности и качестве труда отдельного

Работника не может.
Зато, в отличие от конкретных фирм, государство всегда крайне

Озабочено поддержанием по всей стране социального мира и политической

Стабильности.
Ради предотвращения социальных взрывов, вызванных озлобленностью

Всевозрастающего числа граждан, живущих в нищете, государство старается

Обеспечить всем своим подданным приемлемые условия существования и смягчить

Различия в доходах.
Достигается это на основе использования двух остальных элементов

Упомянутого выше механизма.
Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых

Простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является

Установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов

В пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил

Название прогрессивного налогообложения личных доходов. Прогрессивное

Налогообложение построено так, чтобы не нарушать равноправия граждан. Его

Суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства

Большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение

Облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.
Следовательно, цель прогрессивного налогообложения доходов может быть

Сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее

Состоятельных граждан над средним уровнем дохода граждан страны в данный

Период времени. Влияние такого налогообложения на кривую Лоренца можно

Увидеть на рис. 4.

На графике видно, что введение прогрессивного налогообложения

Приближает фактическое распределение доходов к линии абсолютного равенства.
Рис. 4 Изменения в распределении доходов под влиянием прогрессивного

Налогообложения. Верхняя линия обозначает вариант абсолютно равномерного

Распределения доходов, нижняя линия – исходное распределение доходов в

Действительности до уплаты налогов, а пунктирная линия – распределение

Доходов после уплаты прогрессивного и потому выравнивающего налога на

Доходы.
Чтобы такая система налогообложения могла работать, необходимо знать

Общую сумму всех доходов гражданина за год. Ведь если человек имел 2-3

Источника доходов, то в каждом из мест его доходы могли и не превысить

Нижнего порога налогообложения. А вот общая сумма могла оказаться

Существенно выше.
Решение этой задачи на практике осуществляется с помощью составления

Налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и

Определяющих сумму, которую он должен государству доплатить.
Закон строго наказывает тех граждан, которые не представили налоговую

Декларацию, если обязаны были это сделать. Такая обязанность возникает для

Всех граждан, чьи суммарные доходы за год превысили диапазон, в котором

Действует минимальная ставка налогообложения. Наказывается и неверное

Указание в декларации истинной величины своих доходов.
Во многих странах мира наказание за сокрытие доходов от

Налогообложения часто бывает более строгим, чем за нарушение уголовного

Кодекса.
Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению

Экономического неравенства способствуют также налоги на имущество и

Наследство.
Наконец, еще один важнейший способ смягчения экономического

Неравенства – это передача части доходов, изъятых у богатейших граждан,

Беднейшим группам населения через программы социальной помощи.
Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем

Более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому перейдем к проблеме

Бедности.
Бедность не поддается точному определению. Но в широком смысле мы

Можем сказать, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности

Превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Потребности семьи

Определяются многими факторами: ее размером, состоянием здоровья и

Возрастом ее членов и т.д. Средства семьи состоят из текущих доходов,

Трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, собственности и т.д.

Определение бедности, принятое соответствующими правительственными

Органами, основано на размере семьи.
Состав людей, которые живут в бедности неоднороден – их можно

Сельских и городских жителей, молодых и старых. Этот факт существенно

Осложняет определение целей государственной политики.
Бедность является давней проблемой нашей страны, но в последние годы

Она существенно обострилась.
Во времена планово-командной системы говорить о том, что в нашей

Эта тема выплеснулась на страницы печати и стало казаться, что нищета

Пришла в российскую жизнь вместе в экономическими реформами.
На самом деле это не так. В 1989 г. у 75% россиян средний доход в

Месяц на одного члена семьи был меньше 100 руб., в том числе у 33) – меньше

70 руб. Даже при искусственно заниженных государственных розничных ценах

(13 копеек за батон хлеба, 2 руб. за килограмм мяса и 5 копеек за проезд на

Метро) это означало, что каждый третий в стране жил уже тогда крайне бедно.

Реформы и развернувшийся экономический кризис лишь обострили проблему

Бедности, привлекли к ней внимание общественности.
Причин такого обострения было несколько:
1. экономические трудности заставили многие предприятия прибегнуть к

Увольнению работников или переводу их на неполную рабочую неделю;
2. в 1995-1996 гг. ситуация в экономике стала настолько сложной, что

Случаи задержки выплаты заработной платы и на частных предприятиях,

И в государственных учреждениях приобрели массовый характер;
3. тяжелая экономическая ситуация в стране и высокий уровень

Преступности крайне затруднили развитие предпринимательства. Из-за

Этого люди, уволенные со старых (государственных или

Приватизированных) предприятий, не могли найти работу в новых

Частных фирмах.

К сожалению, резкий рост масштабов бедности в нынешней России был

Практически неизбежен. Он является платой за тот застой в экономике,

Который существовал в СССР на протяжении 60-х-80-х годов. Период «застоя»

Привел к тому, что в наследство от СССР Российской Федерации досталось

Хозяйство с устаревшей структурой, технически отсталыми предприятиями,

Низкой производительностью труда, чрезмерно высокими нормами расхода

Материалов и энергии на производство товаров, истощенными варварской

Эксплуатацией природными ресурсами.
С таким же «взрывом бедности» сталкивались и другие страны,

Переживавшие переходный период, когда им приходилось резко менять

Экономическую политику и многие элементы самой экономической системы

Общества.
В числе российских бедняков сейчас преобладают многодетные семьи,

Молодежь и безработные. Для улучшения условий жизни беднейших граждан

Государство обычно оказывает им помощь через социальные программы.
Эта помощь осуществляется, как правило, в форме различного рода

Программ социальной поддержки.
Первый и самый очевидный способ такой поддержки – дать бедным

Дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров

Бесплатно, либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно

Решают с помощью социальных трансфертов, т.е. денежных и материальных

Пособий беднякам, формируемых за счет средств, собранных с состоятельных

Граждан страны.
Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не говоря

Уже о муниципальной помощи, субсидиях на жилье, законодательстве о

Минимальной заработной плате, субсидиях, пособиях ветеранам, частных

Пожертвованиях через благотворительные общества, пенсиях, дополнительных

Пособиях по безработице и т.д., оказывает существенную помощь в уменьшении

Бедности. С другой стороны, эта система вызвала в последние годы множество

Разнообразных критических замечаний.

1. Неэффективность управления. Оппоненты утверждают, что вынужденное

Увеличение числа благотворительных программ создает неповоротливую,

Неэффективную бюрократическую систему, зависящую от огромного

Управленческого аппарата. Управленческие расходы составляют довольно

Большую долю всего бюджета многих программ.

2. Несправедливость. Благотворительные программы порождают существенную

Несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают

Неодинаковые пособия.

3. Стимулы к трудовой деятельности. Главный контраргумент состоит в том,

Что большинство программ по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы

К труду, ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и

Активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как

Пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок-

Усилия».Этот аспект – развращающее воздействие мер социальной поддержки

На бедняков. Также они подрывают стимулы к более производительной

Деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов

Общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать

Все большую их часть на помощь беднейшим.
Таким образом, расширение масштабов социальной поддержки требует

Усиления налогообложения фирм и наиболее активных состоятельных членов

Общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.
Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно

Повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или

Предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего

Общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен в данный

Момент времени.
Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть,

Даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи

Беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных

Государством доходов.
Наиболее результативными при этом являются следующие способы:
1. Создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это означает,

Что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными

Способностями и никакие социальные условия не должны мешать

Гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно

Запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым,

Социальным или иным признакам, обеспечить всем детям нормальные

Условия для развития (это затрагивает проблемы питания, воспитания,

Медицинского обслуживания, среднего и высшего образования);
2. Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен

Природой менее щедро.
Все развитые страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои

Системы социальной поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за

Которую эта поддержка не должна выходить, чтобы не подрывать основу основ

Экономики – стремление людей работать, поскольку только так можно

Обеспечить себе и своим близким достойное и, более того, комфортное

Существование.
Реферат по
Экономике
На тему:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ: НЕРАВЕНСТВО И БЕДНОСТЬ.

БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Ученика 10 “Б” класса школы № 1257
Степанова Николая
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс” Москва “Республика”

2. И.В.Липсиц “Экономика” Москва “ Вита-Пресс” 1997 г.

3. П.Хейне “Экономический образ мышления” Москва “Новости” 1991 г.

4. Периодическая печать.
ПЛАН РЕФЕРАТА:
I. Проблема неравенства благосостояния.
1. Причины неравенства доходов.

2. Распределение личного дохода.
II. Метод построения кривой Лоренца.
1. Абсолютное равенство.

2. Абсолютное неравенство.
III. Регулирование неравенства доходов с помощью расходов.
1. Прогрессивное налогообложение.

2. Трансфертные платежи.
IV. Бедность как экономическая проблема.
1. Определение бедности.

2. Система поддержания уровня доходов.

3. Программы государственной помощи.

4. Стимулы к трудовой деятельности.
V. Заключение.

Введение.

Проблемы социального неравенства, различия в уровне доходов в большей или меньшей степени существовали всегда. По мере развития капитализма во многих странах разница между уровнем доходов самой богатой и самой бедной социальной группы увеличивается. Мировое богатство распределено очень неравномерно, об этом свидетельствуют данные банка «Credit Suisse» представленные на Рисунке № 1.

Проблема различия в уровнях доходов актуальна и для России. После распада Советского Союза, сравнительно небольшая группа людей приватизировала большую часть собственности, сложился так называемый олигархический класс. По мере развития рыночных отношений и открытия страны для иностранных компаний, стоимость приватизированных активов постоянно возрастала, одновременно с этим увеличивалось и социальное расслоение. Эксперты высказывают различные гипотезы по поводу дальнейшего развития ситуации, но сходятся во мнении, что без смены социально-экономической модели развития государства неравенство распределения доходов будет увеличиваться.

Рисунок 1. Уровень благосостояния (на душу населения) в 2012 году.

Проблема неравенства распределения доходов в Российской Федерации.

В первую очередь необходимо дать определение понятию «доход». Доход – сумма денежных поступлений в определенный временной промежуток, которая тратиться на потребление и сбережение. Величина доходов, и как следствие, соотношение между уровнем потребления и сбережениями определяет величину спроса индивида на товары и услуги. Количество и качество потребляемых товаров и услуг непосредственно сказываются на уровне жизни населения.

Можно выделить несколько основных статей дохода, получаемых гражданами РФ:

  • заработная плата;
  • социальные трансферты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • рентный доход;
  • доход от продажи имущества.

По данным Росстата, структура расходов и доходов малоимущего населения выглядит следующим образом: 90,2 % располагаемых доходов приходится на денежные поступления и всего один процент на израсходованные сбережения, 8,8 процентов доходов эта категория граждан получает в натуральной форме. 52,1 процент полученных доходов тратится на продукты питания, 22,7 % на непродовольственные товары, 23,9 процентов – услуги, 1,2% – алкогольная продукция. Для сравнения, структура доходов и расходов среднестатистического российского домохозяйства выглядит так: 88,1 % располагаемых доходов приходится на денежные поступления, 8,4 % – израсходованные сбережения, и относительно небольшую долю – всего 3,6 процентов доходов домохозяйство получает в натуральной форме. 37,3 % процентов доходов тратится на непродовольственные товары, 35,3 процентов на продукты питания, 25,7 процентов – на услуги, 1,6% – алкогольная продукция.

Величина прожиточного минимума в Российской Федерации ежеквартально определяется Правительством РФ. Прожиточный минимум – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины, необходимой человеку для поддержания своей жизнедеятельности. Оценка корзины производится исходя из данных Росстата. Структура величины прожиточного минимума отображена на Рисунке № 2.

Рисунок 2. Структура величины прожиточного минимума

Источник: Российский статистический ежегодник

Согласно данным, приведенным в «Global Wealth Report», в 2012 году среди крупных стран Российская Федерация занимает первое место в мире по уровню неравенства распределения доходов. На долю 1 процента богатейших российских граждан приходится 71% активов – высокий показатель, учитывая тот факт, что на 1% самых состоятельный людей Индии приходится 49% активов, в Индонезии – 46%, в развивающемся «социалистическом» Китае этот показатель находится на уровне 32%, в Соединенных Штатах – 37%, в Японии – 17%. Лидирует Россия и по такому показателю, как богатство миллиардеров в отношении к богатству остального населения. В среднем на каждого миллиардера в России приходится $15 млрд накопленного домохозяйствами. В мире на каждого миллиардера приходится $194 млрд богатства домохозяйств. Другими словами, в России отношение богатства миллиардера к богатству обычного россиянина выше в 13 раз, чем в среднем по миру.»

Так как коэффициент Джини не учитывает многих фактов, влияющих не только на неравенство в доходах, но и на уровень жизни многие специалисты сходятся во мнении, что для оценки благополучия и равенства общества лучше использовать сравнение абсолютного количества богатства. Объективность данного подхода можно проиллюстрировать следующим примером: состоятельные граждане могут себе позволить тратить больше денег на образование, здоровье, имеют большую вариативность вложений капитала. Другими словами – неравенство порождает неравенство. Согласно данным «Global Wealth Report 2012» личное богатство среднестатистического россиянина – 12 000 $ ниже, чем в Китае (20 000 $). В отличии от России, китайским миллиардерам принадлежит не более двух процентов богатства страны. При сравнении уровня благосостояния граждан России и Китая необходимо принимать во внимание колоссальное различие в количестве населения а также размеры экономики (экономика КНР примерно в четыре раза больше российской). При таких существенных страновых различиях количество миллиардеров в этих странах одинаковое – 100 человек. Соединенные Штаты Америки, Африка и Латинская Америка обгоняют Россию по уровню неравенства доходов, но Российская Федерация уверенно занимает первое место по уровню неравенства распределения богатства.

Рисунок 3.

Источник: «Global Wealth Report 2012»

Как видно из данных Таблицы № 2, коэффициент фондов и коэффициент Джини с 1992 года и по настоящее время устойчиво возрастали. Это свидетельствует о растущей социальной дифференциации. Если в 1992 году коэффициент Джини составлял 0,289 то к 2010 году этот показатель достиг уровня 0,421. При этом стоит отметить и положительную тенденцию роста заработных плат в Российской Федерации. С 2006 года по 2010 год доля людей, получавших заработную плату в размере от 15 000 до 25 000 рублей увеличилась с 12, процентов до 23,5 процентов.

Региональные различия в распределении доходов.

В Российской Федерации существуют различные по экономическому, ресурсному, социальному потенциалу субъекты РФ. Показатели валового внутреннего продукта регионов разнятся. Существуют регионы-лидеры, такие как Тюменская, Московская, Томская, Калужская области, в то же время есть немало регионов, получающих дотации из федерального бюджета, например, республика Игнушения, Мурманская область и другие. Как показывают статистические данные Росстата, наибольшая дифференциация по уровню доходов имеет место быть в наиболее развитых субъектах, таких как г. Москва, Московская область, Новгородская область, Краснодарский край, Самарская область. В этих регионах коэффициент Джини, коэффициент фондов и децильный коэффициент выше, чем в среднем по стране.

Если подробно рассмотреть структуру экономики регионов-лидеров по неравенству в доходах, то можно заметить, что доля крупного бизнеса в ВРП региона значительно превышает долю среднего и малого бизнеса. Такое положение вещей косвенно свидетельствует о большой концентрации собственности у небольшой группы граждан, чьи доходы значительно выше среднестатистических.

Выводы.

Проблема различия уровня доходов будет существовать всегда, при этом к одной из важнейших функций государства относится сглаживание социального неравенства, минимизировать социальную напряженность посредством сбора налогов и предоставления трансфертов. В настоящее время ситуация с социальным расслоением в Российской Федерации складывается не лучшим образом. Налицо огромное неравенство в распределении доходов, о котором говорится во многих аналитических отчетах. С 1992 года коэффициент Джинни, коэффициент фондов и децильный коэффициент постоянно возрастали. Текущая ситуация негативно влияет на дальнейших перспективах развития всей страны. Для того, чтобы в долгосрочной перспективе повысить уровень жизни российского населения следует скорректировать существующей социально-экономическую модель развития государства, разработать перечень мероприятий, направленных на сглаживание социального неравенства. Одним из таких методов может стать развитие малого и среднего предпринимательства.

Приложение 1. Кривая Лоренца (Российская Федерация 2005, 2010 годы)




Top