Рамт история. Российский академический молодежный театр

Объект культурного наследия федерального значения "Здание Центрального детского театра, 1821 г., 70-е гг. XIX в., 1909 г." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Торговые ряды доходного дома К.М.Полторацкого, 1821-1823 гг." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Доходный дом К.М.Полторацкого с торговыми лавками, 1821 г., 1829 г., арх. А.С.Каминский"

1821 Участник Наполеоновских войн генерал-майор Константин Полторацкий, вернувшись из расположения войск во Франции и женившись на фрейлине Высочайшего двора княжне Софье Голицыной, строит дом в Москве на Театральной площади.

1840 Владельцем дома становится купец П.Бронников. В надстроенном бельэтаже, включающем колонный зал с окнами на Охотный Ряд, Театральную площадь и Большую Дмитровку, открывается знаменитый трактир Барсова, где после спектаклей ужинали актеры, театралы, литераторы.

1869 Бронников сдает бельэтаж дома "Артистическому кружку", созданному по инициативе Александра Островского. Это был частный театр, созданный в обход официального запрета. Здесь давались спектакли, шло обучение актерскому мастерству, сюда в Великий пост съезжались актеры со всей страны для заключения контрактов с антрепренерами.

1882 После отмены монополии государства в театральном деле начинается эпоха частных театров. Михаил Лентовский открывает в здании Новый драматический театр. После пожара архитектор Борис Фрейденберг перестраивает сооружение, придав ему сегодняшний облик и обустроив внутри зал на 1600 мест.

1886 В здании открывается Шелапутинский театр, названный по имени одного из владельцев - купца и мецената Павла Шелапутина.

1898 В здание въезжает Императорский новый театр. Он обеспечивает работой разросшуюся труппу Малого театра и становится, по сути, его филиалом.

1907 Здание снова переходит из рук в руки. Здесь в течение года дает спектакли частная "Опера Зимина", где пел Федор Шаляпин. Затем открывается синематограф "Орион", вслед за ним - частный Театр К.Незлобина.

1913 Театр Незлобина делит сцену с Первой студией МХТ, в которой ведут театральный поиск Станиславский и актеры-студийцы Евгений Вахтангов, Леопольд Сулержицкий, Алексей Дикий и другие. В 1920-х в здании часто идут оперные и балетные спектакли Большого театра.

1924 Первой студии МХТ присваивают статус академического театра и название "МХАТ 2-й". Здание переходит в его распоряжение вплоть до ликвидации театра в 1936 году. Труппой, в которую входили Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Иван Берсенев и другие, руководил Михаил Чехов, после эмиграции Чехова в 1928-м - Иван Берсенев.

1936 Здание переходит в распоряжение Центрального детского театра, созданного пятнадцать лет назад Наталией Сац.

Из «Театральной» и сразу налево. Прохожу 20 метров, и я возле центрального входа в Молодежный театр. РАМТ – один из моих любимых театров Москвы. Здесь мне нравится все: люди, спектакли, само здание и его месторасположение. Но еще, я остро чувствую в этих стенах душу этого дома. Знаете, это похоже на популярный киноприем: на героя, который один находится в помещении, неожиданно обрушиваются воспоминания. И вдруг, все вокруг наполняется звуками, оживает в воображении: звучат обрывки фраз, музыка, смех. Так и мне кажется, что в этом здании живет прошлое… Вот, например, я слышу звук шуршащего платья… Это к центральной лестнице, ведущей в бальный зал, приближается роковая красавица Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Ведь именно сюда – в дом генерал-майора Константина Марковича Полторацкого, построенного в 1821 году, съезжалась вся элита тогдашнего московского общества. Керн была племянницей Константина Марковича. И кто знает, может быть, именно во время одного из здешних балов Пушкин сочинил знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье…» , посвященное Анне Петровне.

Здание с таким насыщенным театральным прошлым в Москве найти сложно. Опять замираю и всматриваюсь, прислушиваюсь. Вот на пороге появляется дородный мужчина, на вид лет тридцати пяти, полное лицо обрамляется мягкими русыми волосами, обстриженными в кружок, по-русски (a lа мужик), голубые глаза немного щурятся, при улыбке дают необыкновенно добродушное выражение его лицу. Это сам Александр Николаевич Островский. А вот откуда-то доносится пение – мощный, гибкий мужской бас. Этот голос нельзя не узнать, нельзя не чувствовать. Это великий Федор Шаляпин. Мелькают лица, фигуры… Музыка… Гул… Но начнем сначала.

Дом по адресу Театральная площадь, дом 2 и по сей день носит имя своего первого хозяина. Константин Маркович Полторацкий был прекрасным офицером и бравым командиром. Здание построено по проекту Федора Шестакова, одного из крупнейшего архитектора Москвы первой трети XIX века, мастера московского ампира. Участвовал в проектировании и сам Осип Бове , руководивший в то время застройкой всей площади после пожара 1812 года. Тогда внешний вид дома сильно отличался от того, что мы можем видеть сегодня: у него не было третьего этажа, не было места, где сейчас находится большая сцена.

В 1840 году дом перешел в собственность к купцу Павлу Бронникову, который позже (с 1869 года) стал сдавать бельэтаж дома труппе московского «Артистического кружка», создателем и руководителем которого был величайший драматург Александр Николаевич Островский. Примечательно, что «Артистический кружок» был одним из первых частных театров России.

В 1882 году здание арендует Михаил Валентинович Лентовский — известный в Москве антрепренер, режиссер и актер в одном лице. По его заказу архитектор Борис Фрейденберг перестраивает здание, значительно изменив его. И то, что мы видим сегодня — это творение именно Фрейденберга. Он надстраивает третий этаж, создает новый ярусный театр (около 1500 мест) и сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Однако вскоре его труппа прекращает свое существование. Непомерные расходы разорили Лентовского, построенный им театр за долги передается казне. В 1886-1898 гг. театр назывался Шелапутинским по имени одного из владельцев дома — состоятельного мануфактурщика и известного мецената Павла Григорьевича Шелапутина. Театром Шелапутин не занимался, а сдавал помещение гастролирующим труппам, от чего дом на Театральной площади, тем не менее, не перестали называть «Театром Шелапутина». В 1898 году в доме на Театральной площади открывается Императорский Новый театр, в который перекочевали постановки молодежной части труппы Малого театра.

В начале двадцатого века здесь шли спектакли частной оперы купца Сергея Ивановича Зимина, в которой пел Федор Шаляпин. А в 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, новатор театрального дела, режиссер и актер Константин Николаевич Незлобин. Это был один из первых театров, взявший к постановке пьесы Максима Горького. В 20-х годах в здании шли оперные и балетные спектакли Большого театра, а с 1924 по 1936 год находилась легендарная Первая студия Художественного театраМХАТ II , которую возглавлял любимый ученик Станиславского – актер Михаил Чехов (племянник Антона Павловича Чехова, громко прославившийся в последствии в Америке — его учениками были Мерилин Монро и Клинт Иствуд). Вскоре Чехов по идеологическим соображениям эмигрирует, а через несколько лет театр закрывают с трагической формулировкой «посредственный».

После студии МХАТа помещение театра переходит Центральному детскому театру под руководством Наталии Сац, которая всего лишь год возглавляла его в новом здании. В 1937 году она как «член семьи изменника Родины» была арестована и сослана в ГУЛАГ. В разное время в Центральном детском театре работали Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, а Олег Ефремов начинал свою карьеру именно в этих стенах. В 1980-м художественным руководителем театра стал Алексей Бородин (на фото ниже) , при котором театр в 1992 году получает свое нынешнее имя — Российского академического Молодежного.

Согласитесь, что такая история дома не может не отражаться на атмосфере Молодежного театра (РАМТа) сегодня – его внутренней жизни, настроении. Здесь все пропитано театральными идеями, здесь кипит жизнь в каждом уголке. Здесь служат люди, которые не просто влюблены в свой театр, в свой дом, но влюблены они в человека – в зрителя. В репертуаре театра спектакли и для малышей, и для подростков и для семейного просмотра. Есть среди них и уникальные постановки, которые не знают аналогов в мировой театральной практике. Например, «Берег утопии» — самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда . Три спектакля – «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев: Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Маркса, Чаадаева, Тургенева. Все три спектакля играются в один день. Ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке «Берег утопии» не решились играть в один день. Когда шла подготовка к спектаклю, репетиции Стоппард 6 раз приезжал в Россию. И если вы не видели этого спектакля, то я, честно говоря, вам завидую. Пережить это в первый раз – настоящее потрясение. Ближайший спектакль состоится в конце ноября. Цена билета на все три части от 150 до 3500 рублей .

Каждый сезон в Молодежном театре выпускаются и задумываются по несколько премьер. Одно из самых прекрасных качеств РАМТа – это полное равноправие между детскими и взрослыми спектаклями. Все без исключения актеры труппы заняты в постановках для маленьких и юных зрителей. Хотя, на самом деле, детские постановки лишь формально имеют возрастное ограничение. Взрослыми они смотрятся на одном дыхании. «Бесстрашный барин» — я видела их не один раз. И каждый раз с трудом могла понять, кого же в зале все-таки больше: детей или родителей?

В РАМТе существует огромное количество спецпроектов: это и клубы зрителей по интересам, и ночные показы спектаклей и даже, можете себе представить, проведение настоящих балов. Попасть на такое мероприятие может любой желающий, предварительно взяв несколько уроков бальных танцев. Последний раз бал был организован РАМТом совместно со школой-студией старинного бального танца «Ангаже». Это возрождение русской традиции усадебных балов, где не только танцевали, но и устраивали театральные представления. К тому же в здании РАМТа в XIX веке подобные балы уже проводились и считались одними из лучших в Москве. Важно отметить, что устроители бала выдвигают довольно строгие требования к «дресс-коду» гостей. Платье, прическа, перчатки – все должно соответствовать эпохе.

Здание Российского Академического Молодежного театра на , 2, по-соседству с легендарными и театрами, памятно многим жителям и гостям Москвы по располагавшемуся в этих стенах до 1992 года Детскому театру, который был основан еще в 1936 году Натальей Ильиничной Сац.

Само помпезное здание возвели в 1821 году по проекту архитектора при содействии . Заказчиком стал генерал-майор Константин Маркович Полторацкий. Им в местных залах устраивались гремевшие на всю Первопрестольную столицу балы.

Фото 1. Театральная площадь, 2 в городе Москве

История театральной площадки

В 1840 году строение выкупает купец I гильдии П.А. Бронников. Именно в его бытность, в период с 1869 по 1882 годы, здесь располагался Артистический кружок, занимавший бельэтаж и несколько залов. Его почетными членами были Александр Николаевич Островский, Иван Сергеевич Тургенев, а также Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

В 1882 году, когда помещения сдавались в аренду антрепренеру Михаилу Валентиновичу Лентовскому, здание значительно перестроили. Тогда появился третий этаж, а зрительный зал расширили и он смог вмещать уже порядка полутора тысяч человек. Проект выполнил архитектор Борис Викторович Фрейденберг.


Фото 2. Здание Российского Молодежного театра на Театральной

В 1886 году здание под №2 на Театральной площади перешло в собственность потомственного дворянина Павла Григорьевича Шелапутина. Именно поэтому можно встретить упоминание об этом строении, как о «Театре Шелапутина».

В 1898 году помещения арендовало российское государство для размещения здесь Нового театра, входившего в число Императорских. Просуществовал он до 1907 года, пока не был упразднен. Кроме него, на этой сцене давала спектакли и частная опера Сергея Ивановича Зимина, ставшая основой создания современного на Большой Дмитровке.

May 22nd, 2017 , 12:13 am

Центральный детский театр был основан в 1921 году (современное название - Российский академический Молодёжный театр) и за эти годы поставил свыше 400 спектаклей. Но театральная история особняка Полторацкого началась еще в XIX веке.




Доходный дом на Театральной площади построен в 1821 году по заказу Константина Полторацкого. Проект архитектора Александра Элькинского был реализован Фёдором Шестаковым при участии Осипа Бове. В 1840-х годах дом перешёл к купцу Бронникову и при нём залы и бельэтаж дома стали сдаваться театру московского Артистического кружка. Позднее здание арендовал артист и режиссёр Михаил Лентовский, достроивший третий этаж и оборудовавший практически новый зрительный зал на 1500 мест.

Театральную историю дома продолжил купец Павел Шелапутин, для молодых актёров, которым не нашлось ролей в Большом и Малом театрах, открылся Императорский новый театр. На этой сцене давал спектакли частный Оперный театр Зимина и частный театр Константина Незлобина.


Новый императорский театр. 1900 год: https://pastvu.com/p/15790

После революции здание перешло к театру-студии МХАТ 2-й, где Михаил Чехов ставил преимущественно классический репертуар, игнорируя современную советскую драматургию. По воспоминаниям современников, МХАТ второй был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Разногласия в руководстве не способствовали выживанию театра в годы ужесточения цензуры и в 1936 году появилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о его закрытии: «Так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».

Здание на площади Свердлова передали «Московскому театру для детей» под руководством юной Наталии Сац (театр прежде располагался на Тверской улице в бывшем кинотеатре «Арс»). Год его основания - 1921 - считается годом основания Центрального детского театра и его преемника - Российского академического Молодёжного театра. «Жемчужина Адальмины» - первый спектакль нового театра, который с первых дней выполнял педагогическую миссию, порой вовлекая детей в представление, раскрывая перед ними дверь в сказку.

Интерес к спектаклям был огромный, бывало, что дети сидели по двое на одном стуле. «Да, надо любить это трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретые отсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующих детских ладошек...» - так описывал атмосферу детского театра литератор Лев Кассиль. В сезоне 1936 года в штате трудились 375 сотрудников плюс оркестр из 28 музыкантов, с театром сотрудничали композитор Дмитрий Кабалевский, писатели Валентин Катаев и Евгений Шварц.


Центральный детский театр. 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/274779

А потом наступила чёрная полоса - в 1937 году Наталия Сац была репрессирована как жена «врага народа», ушли многие артисты, а в 1939-м произошёл пожар, в огне погибли исторические интерьеры. Вскоре началась война и актёры вошли в состав фронтовых концертных бригад Воронежского, Сталинградского, 3-го Украинского фронтов, а часть труппы ЦДТ отправилась в эвакуацию в Сибирь, где за 1942 год выпустила семь премьерных спектаклей. Сотрудники театра передали свои сбережения на постройку танка.

Лишь в 1947 году Центральный детский театр смог вернуться на свою сцену на площадь Свердлова. В 1950-1960-е годы ЦДТ был одним из самых популярных столичных театров, здесь ставил спектакли Анатолий Эфрос, играл Олег Ефремов.


Центральный детский театр. 1972 год: https://pastvu.com/p/112274

Все советские годы театр был обязан выполнять определённые идеологические госзаказы, но при этом находил возможность создавать спектакли, приобщавшие зрителей к сокровищам мировой культуры и учившие «мыслить и страдать».


Вид со стороны Большой Дмитровки, здесь находится служебный вход в РАМТ.

В 1980 году на пост художественного руководителя был назначен Алексей Бородин, который возглавляет труппу и по сей день. Нынешнее название - Российский академический Молодёжный театр - появилось в 1992 году, расширяя диапазон зрительской аудитории. В его репертуаре можно обнаружить не только постановки для детей-школьников, но и для зрителей постарше, для зрителей любого возраста.

Открывается сезон в РАМТе старейшим спектаклем репертуара - «Приключения Тома Сойера», который сыгран свыше 600 раз. Труппа много гастролирует, и не только по заграницам, но по российской глубинке, добираясь до Хабаровска, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре.


Интерьер фойе 1900-1936 гг.: https://pastvu.com/p/39137


Интерьер фойе 1936 года: https://pastvu.com/p/39135

«Цветы для Элджернона» (2013), режиссёр Юрий Грымов

Юрий Грымов: «Чувственный эксперимент в области человеческих отношений. Эта история не связана с достижениями науки. Я максимально отошел от этого, увидел ее живой и человечной, абсолютно библейской, и поэтому - про людей и вне времени». В главной роли - Максим Керин.

Рассказ Дэниела Киза первоначально был издан в апрельском номере «Журнала фэнтези и научной фантастики» за 1959 год. В дальнейшем Киз дописал рассказ до полноценного романа, получившего премию «Небьюла» как лучший роман в 1966 году. Главный герой - Чарли Гордон, 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне - добровольно участвует в эксперименте по улучшению интеллекта. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию над каким-нибудь умственно отсталым человеком. Выбор останавливается на Чарли, так как он выказывает стремление научиться лучше читать и писать, стать умнее. Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей - и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает техническую литературу. Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства - её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал. Через некоторое время Элджернон умирает. В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё ещё могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации. Но умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался, и возвращается в исходное состояние.

«Дом с башенкой» (2016), режиссёр Екатерина Половцева

Екатерина Половцева: «Иногда нужно заново пройти через боль потери, чтобы отпустить, простить себя за то, что не был рядом, не помог, не спас, оказался беспомощен и растерян. Для того, чтобы в итоге прийти к свету и любви». В ролях: Максим Керин, Мария Рыщенкова, Алексей Блохин, Тарас Епифанцев, Анна Ковалёва, Николай Мохнаткин, Александр Пахомов, Людмила Пивоварова.

Спектакль поставлен по автобиографическому рассказу советского драматурга Фридриха Горенштейна. Отец будущего писателя был расстрелян ещё до войны как враг народа, а мама умерла в эвакуации. Мальчик оказался среди людей, равнодушных к его горю. Несколько лет он проведёт в детском доме и после никогда не изживёт своё сиротство и одиночество. «Дом с башенкой» был его первым рассказом, опубликованным в 1964 году в журнале «Юность». Да и вообще единственным произведением, опубликованным в СССР. Горенштейновская проза была неудобной в стране социалистического реализма.

Режиссёр Екатерина Половцева поставила спектакль жёсткий и реалистичный. В этом заслуга и Ирины Уколовой, работавшей над сценографией, костюмами и светом. Реквизит подобран тщательно и аутентичен эпохе, хотя эта история вне времени и могла произойти в любую эпоху и в любом месте.

«Демократия» (2016), режиссёр Алексей Бородин

Алексей Бородин: «Меня очень пугает, что люди сегодня совершенно ушли от дискуссии, перестали слышать друг друга, принимать разные точки зрения... Мы отвыкли вести диалог, отсюда - бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки. Мне кажется, театр – это как раз то место, где люди собираются вместе и могут вступить в диалог». В ролях: Илья Исаев, Пётр Красилов, Алексей Весёлкин, Алексей Мясников, Андрей Бажин, Алексей Блохин, Олег Зима, Александр Доронин.

Спектакль создан по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна, рассказывает о политической ситуации в Германии 1960-1970-х годов, когда канцлер Вилли Брандт сделал первые шаги к сближению двух немецких государств, образованных после Второй Мировой войны - ФРГ и ГДР. Любопытно, что на сцене - только мужчины, женские роли в спектакле не предусмотрены. «Демократия» представляет синтез шпионского детектива и психологической драмы.

«Свои люди - сочтёмся» (2016), режиссёр Егор Равинский

Егор Равинский: «Для меня это история не столько о человеческой жадности, гордыне и страхе, сколько об отчаянной попытке человека управлять своей жизнью, «схватить этот мир за рога», «ухватить судьбу за хвост». В этой истории добро и зло «размываются», становятся почти неотделимы друг от друга, белое оборачивается черным и наоборот...» В ролях: Александр Гришин, Рамиля Искандер, Дарья Семенова, Татьяна Матюхова, Михаил Шкловский и другие актёры.

Купец Самсон Силыч Большов задумал объявить себя банкротом, переписав состояние на «своего человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, а заодно и выдать за него единственную свою дочь Липочку. История фиктивного банкротства подчиняет себе всю семью, одна афера порождает другую, доводя купца до долговой ямы. Егор Равинский поставил пьесу в классической манере, в исторических костюмах и декорациях, не пытаясь осовременить сюжет. А мог бы, ибо за минувшие примерно полтора века в России много чего поменялось, но только не нравы предприимчивой части населения. Самсон Силыч, заплати налоги и спи спокойно.

«Рикки» (2017), режиссёр Владимир Богатырёв

Владимир Богатырёв: «Рикки мог бы и не сражаться с коварным Нагом, нарушающим законы Джунглей. Но каждый выбирает свой путь. Наш спектакль - это разговор с юным зрителем о жертвенности одиночки, который вынужден становиться героем, о том, надо ли рисковать своим покоем, а иногда и жизнью, ради того, чтобы мир стал добрее и справедливее». В ролях: Юрий Трубин (Рикки), Александр Девятьяров (Тедди), Анастасия Прокофьева (Нагайна), Изнаур Орцуев (Наг), Александра Аронс (Чучундра) и другие актёры.

Автор «Книги джунглей» Редьярд Киплинг много путешествовал по странам и континентам, но его любовью была Индия, страна, которую литератор называл «раем на земле». Там родились сюжеты многих его рассказов, в индийском селении происходит и действие истории про Рикки-Тикки-Тави. Рикки - маленький мангуст, объявивший великую войну могущественным соперникам - двум не знающим жалости кобрам.

«Для детей надо играть так же, как для взрослых, только ещё лучше», - сказал когда-то Константин Станиславский. Создатели новой постановки про жизнь обитателей индийских джунглей по-взрослому добавили в спектакль драматизма в духе жёсткого документального сериала о дикой природе National Geographic и обошлись без хэппи-энда. Бывает ты ешь медведя, а бывает, что медведь ест тебя. В общем, как советовал поступать в подобных случаях детский писатель Самуил Маршак, авторы говорят с детьми «без сюсюканья и без проповеднической наставительности».

Российский академический Молодёжный театр находится по соседству с Большим театром, его сцена помнит выступления Федора Шаляпина и Леонида Собинова. Именно тут собирался артистический кружок Островского и проводились самые яркие балы конца XIX века. В наши дни в РАМТе проходят Летние балетные сезоны, представляющие шедевры мировой хореографии. На фото: репетиция балета «Лебединое озеро».




Top