Ранние романтические произведения горького.

Сочинение

В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно - сказка перед нами или быль.

Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
Горький - мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»

«Макар Чудра» - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, - Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Рад-да - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только приоряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь - тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького - не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

8 декабря 2014

Великий русский писатель Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде - скончался 18 июня 1936 года в Горках. В раннем возрасте "пошел в люди", по его собственному выражению. Жил трудно, ночевал в трущобах среди всякого сброда, странствовал, перебивался случайным куском хлеба. Прошел огромные территории, побывал на Дону, в Украине, в Поволжье, в Южной Бессарабии, на Кавказе и в Крыму.

Начало

Активно занимался общественно-политической деятельностью, за что не раз подвергался аресту. В 1906-м уехал за границу, где стал успешно писать свои произведения. К 1910 году Горький приобрел известность, его творчество вызывало огромный интерес. Ранее, в 1904 году стали выходить критические статьи, а затем и книги "О Горьком". Произведения Горького заинтересовали политиков и общественных деятелей. Некоторые из них считали, что писатель слишком вольно трактует события, происходящие в стране. Все то, что писал Максим Горький, произведения для театра или публицистические очерки, короткие рассказы или многостраничные повести, вызывало резонанс и нередко сопровождалось антиправительственными выступлениями. В годы 1-й мировой войны писатель занял откровенно антимилитаристскую позицию. Революцию 1917 года встретил восторженно, а свою квартиру в Петрограде превратил в явку для политических деятелей. Нередко Максим Горький, произведения которого становились все более злободневными, выступал с рецензиями на собственное творчество, дабы избежать неправильного толкования.

Заграница

В 1921 году писатель отправляется за границу для прохождения курса лечения. В течение трех лет Максим Горький жил в Хельсинки, Праге и Берлине, затем переехал в Италию и поселился в городе Сорренто. Там он занялся публикациями своих воспоминаний о Ленине. В 1925-м написал роман "Дело Артамоновых". Все произведения Горького того времени были политизированы.

Видео по теме

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство. Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные. Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе "Архипелаг ГУЛАГ".

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем особняке Рябушинского на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Первый съезд писателей

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей. В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие". Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам. Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Популярность

М. Горький, произведения которого на протяжении многих лет вызывали ожесточенные споры в среде интеллигенции, старался принимать участие в обсуждении своих книг и особенно театральных пьес. Время от времени писатель посещал театры, где мог воочию убедиться в том, что люди неравнодушны к его творчеству. И действительно для многих писатель М. Горький, произведения которого были понятны простому человеку, стал проводником новой жизни. Театральные зрители ходили на спектакль по нескольку раз, читали и перечитывали книги.

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя "Макар Чудра" - о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что "пришла любовь и ушла", а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар - поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ "Макар Чудра" стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке "ранние произведения Горького".

Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького - это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. "Челкаш" - рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, соучастие в преступлении. Встреча двоих - один занимается привычным делом, другого приводит случай. Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим. Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль" и, наконец, в "Песне о Соколе" прослеживается мотивация "безумства храбрых". Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького "Старуха Изергиль" состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа - сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства. Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что "хотелось бы остаться невредимым". Люди его отвергли, осудив на одиночество. Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из дремучего леса, молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой. А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер. Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.

Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма "Девушка и смерть" - яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и "костлявая с косой" уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в "Песне о буревестнике". Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться. А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре - как бы ни замочить перья.

Человек в произведениях Горького

Особый, утонченный психологизм Максима Горького присутствует во всех его рассказах, при этом личности всегда отведена главная роль. Даже бездомные бродяги, персонажи ночлежки, и те преподносятся писателем как уважаемые граждане, несмотря на их бедственное положение. Человек в произведениях Горького ставится во главу угла, все остальное вторично - описываемые события, политическая обстановка, даже действия государственных органов находятся на втором плане.

Повесть Горького "Детство"

Писатель рассказывает историю жизни мальчишки Алеши Пешкова, словно бы от своего имени. История невеселая, начинается со смерти отца и кончается смертью матери. Оставшись сиротой, мальчик услышал от деда, на следующий день после похорон матери: "Ты не медаль, на шее моей висеть тебе не пристало… Иди-ка ты в люди…". И выгнал.

Так оканчивается произведение Горького "Детство". А в середине было несколько лет жизни в доме деда, поджарого маленького старичка, который имел обыкновение по субботам пороть розгами всех, кто был слабее его. А уступали деду в силе только его внуки, живущие в доме, их он и бил наотмашь, положив на скамью.

Алексей рос, поддерживаемый матерью, а в доме висел густой туман вражды всех со всеми. Дядья дрались между собой, грозили деду, что и его прибьют, двоюродные братья пьянствовали, а жены их не успевали рожать. Алеша пытался сдружиться с соседскими мальчишками, однако их родители и прочие родственники находились в таких запутанных отношениях с его дедом, бабушкой и матерью, что общаться дети могли только через дыру в заборе.

"На дне"

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью. В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М. Горького "На дне" - это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев - Ваську Пепела - убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он "заливает", почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие. Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством. Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.

Творчество Максима Горького

  • "Макар Чудра" - 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • "Дед Архип и Ленька" - 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • "Старуха Изергиль" - 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • "Челкаш" - 1895 год. Рассказ о "заядлом пьянице и ловком, смелом воре".
  • "Супруги Орловы" - 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • "Коновалов" - 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • "Фома Гордеев" - 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • "Мещане" - 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • "На дне" - 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • "Мать" - 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • "Васса Железнова" - 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • "Детство" - 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • "Сказки об Италии" - 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • "Страсти-мордасти" - 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • "В людях" - 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • "Мои университеты" - 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • "Голубая жизнь" - 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • "Дело Артамоновых" - 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • "Жизнь Клима Самгина" - 1936 год. События начала XX века - Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей. Анализ произведений Горькогопредполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.

Ранние романтические рассказы М.Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - эти слова Горького можно отнести к любому из героев его романтических произведений. Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данко, Ларра, Изергиль – все они горды и независимы, их отличает личностная незаурядность, яркость натуры, исключительность страстей. Горьковский романтизм формируется в эпоху, казалось бы, для романтизма не предназначенную, - девяностые годы 19 века, однако именно яростный бунт писателя против «свинцовых мерзостей жизни» и рождает концепцию человека-деятеля, творца своей судьбы: романтические герои Горького не склоняются перед обстоятельствами, а преодолевают их. «Нужны подвиги, подвиги!» - написал Горький за несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» и воплотил в своих романтических произведениях героев, способных эти подвиги совершить, поэтому произведения с драматическим, а то и трагическим финалом выявляют смелый, радостный взгляд на мир молодого писателя.

«Макар Чудра» (1892)

«Макар Чудра» - первое произведение, сделавшее Горького известным. Герои этого рассказа – молодые цыгане Лойко Зобар и Радда – исключительны во всем: во внешности, чувствах, судьбе. Красоту Радды невозможно передать словами, ее «можно было бы на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку. Как свою душу, знает». У Зобара «очи, как ясные звезды, горят», «улыбка – целое солнце, усы легли на плечи и смешались с кудрями». Макар Чудра не может скрыть своего восхищения удалью, душевной щедростью, внутренней силой Зобара: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, раньше, чем он мне слово сказал. Удалой был малый! Разве он кого боялся! Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!» Красота в романтических произведениях Горького становится нравственным критерием: прав и достоин восхищения уже потому, что красив.

Под стать Зобару и Радда – и в ней та же царственная гордость, презрение к человеческой слабости, в чем бы она ни выражалась. Большой кошель моравского магната, которым он хотел прельстить гордую цыганку, удостоился лишь быть небрежно отброшенным Раддой в грязь. Не случайно Радда сравнивает себя с орлицей – независимой, высокой парящей, одинокой, потому что мало кто ей под стать. «Голубок ищи – те податливей», - советует ее отец Данила магнату.

Основой романтического произведения становится конфликт романтического героя с общепринятыми ценностями, в данном случае в душе Зобара и Радды сталкиваются две страсти - свобода и любовь как привязанность, ответственность, подчинение. «А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня… Никогда я никого не любила, Лойко, я тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Герои Горького встали перед выбором, который можно назвать трагическим, поскольку его невозможно совершить, - остается лишь отрицание самой необходимости выбора, то есть жизни. «Коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат». Гордость и любовь не могут примириться, так как компромисс немыслим для романтического сознания.

Особую роль в рассказе Горького имеет композиционное обрамление. Романтический рассказ, в центре которого исключительные герои и ситуации, утверждает особую систему ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная человеческая жизнь. Антитеза повествователя и Макара Чудры, рассказавшего легенду о любви и смерти гордых красавцев цыган, выявляет характерное для романтического произведения двоемирие - несоотнесенность, противостояние обыденного взгляда на мир и жизненной философии романтического героя. Свобода, не скованная никакими привязанностями – ни к человеку, ни к месту, ни к труду, - это в глазах Макара Чудры есть высшая ценность. «Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гонясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

«Старуха Изергиль» (1895)

Система образов рассказа «Старуха Изергиль» построена по принципу антитезы, что характерно для романтического произведения. Ларра и Данко горды, красивы, однако уже в описании их внешности есть деталь, резко их различающая: у Данко глаза, в которых «светилось много силы и живого огня», а глаза Ларры были «холодны и горды». Свет и тьма, огонь и тень – это будет отличать не только внешность Ларры и Данко, но также их отношение к людям, их судьбы, память о них. В груди у Данко – огненное сердце, у Ларры каменное, Данко и после смерти будет жить в голубых степных искрах, а вечно живущий Ларра превратится в тень. Ларра, кроме себя, не видит ничего. Сын Орла, одинокого хищника, он презирает законы людей, живет по собственным законам, подчиняется лишь своим сиюминутным желаниям. «Наказание человека в нем самом» - именно поэтому вечная одинокая жизнь стала для Ларры наказанием страшнее смерти.

Горение – идеал жизни другого героя этого рассказа – Данко. Данко спасает тех людей, которые от слабости, изнеможения и страха готовы были убить его, тех, среди которых нашелся один, наступивший на гордое сердце ногой. Горький не случайно вводит в художественную ткань рассказа этот эпизод: люди были отравлены не только ядовитыми испарениями болота, но и страхом, они привыкли быть рабами, от этого «внутреннего рабства» очень трудно освободиться, и даже подвиг Данко в одно мгновение не способен вырвать страх из людских душ. Людей пугало всё: и дорога назад, и дорога вперед, в своей слабости они обвиняли Данко – человека, наделенного «мужеством вести », то есть мужеством быть первым. «Люди стали упрекать его в неумении управлять ими, они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них». Данко отдает жизнь людям, мечтая пробудить свет в их душах.

Жизнь Изергиль, третьей героини рассказа, Горький назвал «мятежной». Эта жизнь была наполнена стремительным движением и яркими чувствами, рядом с ней часто оказывались незаурядные, смелые, сильные люди – особенно рыжий гуцул и «пан с изрубленным лицом». От слабых и подлых она без сожаления уходила, даже если любила их: " Я смотрела на него сверху, а он барахтался там, в воде. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним» (о монашке), «Тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил… Тогда и я пошла» (об Аркадэке).

Изергиль не боялась жертвовать собой во имя любви, однако в конце жизни осталась одна, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Изергиль была абсолютно свободна, она оставалась с человеком, пока любила его, всегда расставалась без сожаления и даже мало помнила того, с кем прошла часть ее жизни: «А рыбак куда девался? – Рыбак? А он…тут… - Погоди, а где маленький турок? – Мальчик? Он умер…» Свою свободу Изергиль поставила выше привязанности к человеку, назвав это рабством: «Я не была никогда рабой, ничьей».

Еще одним романтическим героев рассказов Горького можно назвать природу, которая по своей исключительности сродни Зобару, Радде, Данко, Изергиль. Только там, где степной простор и вольный ветер, могли жить романтические герои Горького. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» становится одним из действующих лиц: это живое существо, принимающее участие в жизни людей. И так же, как среди людей, в природе есть добро и зло. Молдавская ночь, описание которой предваряет события первой легенды, создает атмосферу тайны. Перед появлением Ларры природа одевается в кровавые тона, становится тревожной. В легенде о Данко природа враждебна людям, однако ее злая энергия была побеждена любовью Данко: своим подвигом он преодолел тьму не только в душах людей, но и в природе: «Тут сияло солнце; вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река».

Исключительность и колоритность характеров, стремление к свободе и способность к решительным поступкам отличают всех героев романтических произведений Горького. Стали уже афоризмом слова, отданные писателем старухе Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». В этом сказывается концепция человека-деятеля, способного преобразить мир. В эпоху рубежа веков эта концепция оказалась созвучна времени, когда многие уже чувствовали приближение глобальных исторических изменений.

В начале 20 века Горький обратился к такому литературному направлению, как романтизм. Это объясняется тем, что окружающая действительность угнетала писателя, он не находил в реальной жизни таких героев, которые могли бы стать примером, образцом для подражания. Тогда таких героев надо было придумать. Ему хотелось воспеть подвиг, прославить людей, которые готовы пожертвовать собой ради других.

Так в 1898 году появился рассказ «Старуха Изергиль». Рассказ можно поделить на 3 части. 1 – легенда о Ларре, 2 – рассказ старухи о своей жизни, 3 – легенда о Данко. Начинается и заканчивается рассказ описанием берега моря, где сидят Изергиль и автор. Это художественное обрамление связывает далекое прошлое и настоящее воедино.

В произведениях романтизма действие чаще всего происходит вблизи моря, ведь море является символом свободы в романтизме. У Горького все происходит на фоне яркой южной природы. Все герои его романтических произведений молодые, сильные красивые люди. Таковы особенности романтических произведений Горького.

Первая легенда повествует о судьбе Ларры – сыне девушки и орла. Он был красивым и сильным, а самое главное – гордым и презирал людей. Он считал себя выше всех и делал все, что хотел. Он убил девушку, которая не захотела пойти с ним, не считался со старейшинами. И тогда они решили наказать его – изгнать из племени и лишить возможности умереть. Эта свобода оказалась тяжким испытанием для гордеца. Он все-таки вернулся к людям, потому что хотел умереть и не мог. Так был наказа человек за свою гордыню. В этой легенде Горький развенчал индивидуализм и эгоизм, показал одиночество человека, возомнившего себя лучше других, поверившего в свою исключительность.

2 часть – это рассказ старухи о своей жизни. Когда-то она была молода, красива, много любили, и ее любили тоже. Знаменитое изречение, ставшее афоризмом: «В жизни всегда есть место подвигу…» – принадлежит ей. Она действительно совершила подвиг: помогла бежать из плена полякам, среди которых был ее любимый. Однако этот подвиг она совершила ради любимого, во имя своей любви. Поэтому в жизни ей остаются только воспоминания. Ушли сила, молодость, красота, не случайно Горький рисует портрет Изергиль в старости: она состарилась и ничто не напоминает о былой привлекательности.

3 часть – легенда о Данко. Начинается она с описания темного, мрачного, леса, страшного болота, в которые загнали людей чужие племена. Люди стали гибнуть. И тогда пришел смелый красавец Данко и спас всех. Он решил вывести людей из тьмы болот и лесов и для этого не пожалел своего сердца. – Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко. Он вырвал из груди свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало, как солнце, и ярче солнца. Эти гиперболы(сильнее грома крикнул, пылало, как солнце, и ярче солнца) помогают понять величие подвига Данко, его готовность погибнуть ради других. Он вывел племя из тьмы болот, спас их, а потом упал и умер. И тогда один осторожный человек наступил на гордое сердце, чтобы оно не пылало. И теперь только голубые искры в степи напоминают о подвиге Данко.

Данко также назван гордым. Но это гордость другого рода, чем у Ларры. Его стремление к независимости, желание обрести свободу самому и помочь другим вырваться из тьмы болот оказались сильнее страха смерти. Он пожертвовал собой, ничего не требуя взамен. Горький воспевает такой подвиг.

В легенде о Данко много метафор, гипербол, ярких сравнений, которые помогают сделать произведение более образным, эмоциональным, придают легенде торжественность и величавость. Отподвиге Горький пишет высоким стилем.

Подводя итог, можно отметить следующие особенности романтических произведений А.М. Горького: экзотический пейзаж, яркие, выразительные портреты героев, эмоциональная напряженность действия, обилие гипербол и метафор, придающих торжественность повествованию, трагический финал как утверждение подвига, прославление самопожертвования во имя других.

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа-гимназия № 9

Творчество А. М. Горького в выпускном 11 классе начинается с изучения ранних романтических произведений писателя. Целесообразнее начать учебный процесс с проверки знания текста рассказов, входящих в этот цикл. В этом поможет данный тест.

Тест

Ранние романтические произведения А. М. Горького

    Указать произведение, которое начинается так

А. «Старуха Изергиль»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня О соколе»

Д. «Песня о Буревестнике» -

1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны… »

2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

3. «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны»

4. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает».

II . Распределить героев по произведениям

    Гаврила

    Данко

    Радда

    Лойко Зобар

    Ларра

    Глупый пингвин

А. «Челкаш»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

III . Узнать героя по его портрету

1. «Глаза его были холодны и горды… он отвечал, если хотел, или молчал…»

2. «Удалой был малый! Эге! Разве он кого боялся?»

3. «Гордо реет… чёрной молнии подобный»

4. «Один из тех людей, молодой красавец»

5. «Он – этот человек с ясными глазами ребёнка…»

6. «… старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый солнцем, сухой и мудрый …»

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

IV . Определить, какому герою принадлежат слова

1. «Идёшь ты, ну и иди своим путём, не сворачивая в сторону. Прямо и иди».

2. «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас»

3. «Брат! Прости!.. дьявол это меня…»

4. «Каждый человек сам себе хозяин, и никто в этом не повинен, ежели я подлец»

5. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землёй…»

6. «Я не была никогда рабой, ничьей»

7. «Чего тебе ещё? Сделал своё дело… иди!»

8. «А ещё я люблю волю! Волю-то … я люблю… больше…»

А. Радда

В. Данко

С. Челкаш

Д. Макар Чудра

Е. Гаврила

И. Коновалов

К. Старуха Изергиль

Н. Ларра

V . Указать героя, который в «Песне о Буревестнике» произносит эти слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

А. Чайки

В. Гагары

С. Пророк победы

Д. Пингвин

VI . Указать, героем какого произведения является Надыр – Рагим – оглы

А. «Песня о Буревестнике»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Песня о Соколе».

VII . Распределить цитаты, характеризующие жизненную философию

А. Ужа

В. Сокола

1. «Рождённый ползать – летать не можент!..»

2. «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...»

3. «О счастье битвы!..»

4. «Земли творенье – землёй живу я»

5. «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером»

6. «Летай иль ползай, конец известен: всё в землю лягут, всё прахом будет…»

VIII . Указать, какого героя нет в «Песне о Буревестнике»

А. Глупый пингвин

В. Гордая ласточка

С. Мечущиеся чайки

Д. Гордый Буревестник

IX . Указать произведение, которое заканчивается так.

А. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминании о маленькой драме, разыгравшейся между людьми»

В. «… и увлекут собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…»

С. «А они оба кружились во тьме ночной плавно и безмолвно, никак не мог красавец… поравняться с гордой…»

Д. «Пусть сильнее грянет буря!»

Е. «Но мы оба расстались с уверенностью, что встретимся. Не пришлось…»

К. «В степи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

1 . «Макар Чудра»

2 . «Песня о Соколе»

3 . «Старуха Изергиль»

4 . «Песня о Буревестнике»

5 . «Челкаш»

6 . «Коновалов»

X . Соотнести героев по принципу антитезы

А. Челкаш 1. Уж

В. Данко 2. Пингвин

С. Сокол 3. Ларра

Д. Буревестник 4. Гаврила

XI . Указать, какого героя в «Песне о Буревестнике» А. Горький называет «чёрным демоном»

А. Чайки

В. Гагары

С. Буревестник

XII . Назвать героя, который был «сыном орла и женщины»

А. Челкаш

В. Гаврила

С. Данко

Д. Ларра

XIII . Назвать произведение, в котором герои читают «Бунт Стеньки»

А. «Супруги Орловы»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Дед Архип и Лёнька»

XIV . Указать героя, о котором сказано: «Вот как был поражён человек за гордость!»

А. Коновалов

В. Челкаш

С. Лойко Зобар

Д. Ларра

Е. Данко

XV . Указать произведение, корое А. М. Горький отнёс к жанру поэмы

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. « Двадцать шесть и одна»

Е. «Старуха Изергиль».

Ключи

    А – 2

В - 1

С – 3

Д - 4

    1 - А

2 - Д

3 - В

4 - В

5 - Д

6 - С

7 - Е

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – Д

5 – А

6 - В

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – И

5 – Н

6 – К

7 – С

8 - А

    А – 1 4 6

В – 2 3 5

    А – 5

В – 2

С – 1

Д – 4

Е – 6

К - 3

    А – 4

В – 3

С – 1

Д - 2

Список использованной литературы

  1. Горький М. Рассказы. Москва: «Художественная литература». 1983 – 448с.




Top