Раннее творчество. Романтические рассказы Горького

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних

романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

М. Горького всегда интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой повседневностью.

Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-ых годов XIX века по 1905 год. В эти годы преобладает жанр рассказа. На рубеже веков этот жанр дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях. Мы видим, что рассказы М. Горького не отличаются однородностью. Среди них выделяются три потока рассказов, разных по своему характеру:

    романтические: «Макар Чудра», «Девушка и смерть»;

    реалистические: «Скуки ради», «Бывшие люди», «В степи»;

    романтико-реалистические: «Челкаш», «Коновалов», «Двадцать шесть и одна».

Босяки, герои его романтических рассказов, оказываются побежденными средой. Сам Горький писал: «Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги и преступления… и трудно понять, – что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…» Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он – воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

Итак, мы видим, что молодым писателем поставлена сложная задача: реализовать себя как писателя-реалиста, рассказывающего о людях «дна», и как романтика, окрыленного мечтой о лучшем мире для людей. Можно ли это сделать, если не выработать своеобразный стиль?

Сравнительный анализ некоторых произведений покажет нам, в чем своеобразие стиля Горького-романтика и Горького-реалиста и каковы особенности пейзажа в его произведениях.

Обратимся к пейзажу в рассказе «Старуха Изергиль»: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Сравним пейзаж с описанием морского порта в рассказе «Челкаш»: «Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сказать тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань... Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов... крики грузчиков, матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня...»

Как различны эти пейзажи, созданные одним художником почти в один и тот же год, рисующим одно и то же южное море! В рассказе «Старуха Изергиль» пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд , которые рассказывает Изергиль. Он создает фон для ее рассказов . Этому замыслу подчинен и выбор изобразительных средств языка. В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: «странных очертаний и красок», «чудной сказки».

Если первый пейзаж рисовал затихающую необычную, ночную природу, то второй пейзаж рисует жаркий трудовой день морской гавани. Здесь нет ни одного отвлеченного эпитета, все определения конкретны, точно воспроизводят предмет: «потемневшее от пыли голубое южное море – мутное», «жаркое солнце», «зеленоватое море», «серую вуаль».

Приглушенные пылью и грязью портового города, обычные краски этого пейзажа мало похожи на фантастические сочетания цветов вечернего неба из рассказа «Старуха Изергиль» (там – «сизые и пепельно-голубые, матово-черные, коричневые тучи», «темно-голубые клочки неба», «золотые крапинки звезд»).

Мы видим, что это своеобразное введение в дальнейшее повествование подготавливает читателя не к «чудесной сказке», а к рассказу о трудном дне в портовом городе, о делах и мыслях реальных людей - Челкаша и Гаврилы.

Продолжим сопоставление и сравним изображение людей в рассказах.

Романтический подход к описанию людей в «Старухе Изергиль» можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин «пыльные, черные» кудри, у всех женщин «темно-синие» глаза и волосы «шелковые и черные», все люди «веселые», «бронзовые» и «стройные».

Очевидно, писателю важно в этом случае выделить основное качество этих людей – их красоту, а поэтому в их портретах нет характерных и индивидуальных деталей, нет намеков на то, к какой социальной группе они принадлежат, кроме слов о том, что они, закончив сбор винограда, отправились с песнями к морю. Восторгаясь ими, автор использует отвлеченно-эмоциональные эпитеты: «странными», «сказочными», «фантастические».

Им прямо противоположны труженики из рассказа «Челкаш», порабощенные и обезличенные тяжелым трудом.

Их образы социально конкретны. Это грузчики, матросы, таможенные солдаты. Эпитеты, употребленные М. Горьким, создают образ задавленных тяжелейшим трудом людей: их фигурки – «пыльные», «оборванные», «согнутые под тяжестью товаров», «голоса людей ели слышные… слабы и смешны», «рванные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди».

В условной обстановке романтического рассказа гордые и своеобразные, здоровые и красивые люди нарисованы Горьким в полной гармонии с природой.

В рассказе «Челкаш» слабые, маленькие люди показаны в страшном, непримиримом противоречии с окружающей обстановкой, с «мокрыми, блестевшими на солнце дородством машинами», «с тяжелыми гигантами-пароходами».

Если в романтическом описании люди вызывали и у нас, и у писателя настроение восторга, то в реалистическом портовый люд описан Горьким с чувством «жестокой иронии».

Он все время подчеркивает, что люди жалки, смешны до слез, ничтожны, выражая тем самым свое глубокое возмущение социальными контрастами в мире несправедливости и угнетения.

Совсем по-другому автор изображает героев-романтиков. В рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» это мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: с моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик – старый цыган Макар Чудра – достаточно необычная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна воля. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало кто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумываться о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжаются в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя – Данко. Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» заставляет поверить в существование сказки, в нечто необычное, необузданное, неизученное. Мы попадаем в мир песен, тихого моря, в мир неизбежной красоты и приятного спокойствия. Наше воображение начинает чувствовать малейшие перемены природы, старается уловить мягкий шепот волн.

Романтический настрой создается с помощью вступления. Мы видим мужчин, женщин, счастье, песни и безмятежное веселье: «Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». А дальше: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы…это делало женщин странными и сказочными». Горький создает атмосферу, в которой и развивается действие.

Природа – неотъемлемая часть рассказов Изергиль: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные. Странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые». Небо пастельных тонов, пушистые и жесткие облака, появляющаяся луна – всё располагало к разговору о старом, прожитом, чудесном, давно забытом. Разговор получался незатейливым, простым, а в это время «луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен».

Рассказ о непокорном Ларре воспринимается как должное среди этой фантастической красоты.

Старуха Изергиль говорит о чрезмерной гордости и независимости Ларры, которая ничего хорошего не приносит ни ему, ни людям вокруг него. А читатель все еще находится под впечатлением от пейзажа, от теплого моря, от влажного соленого воздуха.

Максим Горький создает в своём произведении как бы два мира. Первый – здесь, на этом морском берегу, в этот тёплый южный вечер, а второй – мир рассказов старухи о молодых и сильных людях, о другом времени, о сверхчеловеческой любви и сверхчеловеческой ненависти.

Изредка отрывается автор от рассказа старухи, чтобы читатель не потерял в своем воображении яркую картинку теплого вечера: «…задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни. Все мягче становилась ночь, и все больше разрождалось в ней голубого сияния луны…». Слова Изергиль текут все непринужденней, все более плавно и естественно. Можно провести параллель между Изергиль и пейзажем. Они безупречно дополняют друг друга, сходятся в спокойствии, во взрывах эмоций. Тут природа тоже имеет душу. И ни на шаг не покидает старуху и верного слушателя.

В третьей части мы слышим и видим потрясающую легенду о славном Данко, который помог людям обрести свет, но которого люди так и не поняли. Автор включил в этот рассказ самостоятельный пейзаж, создающий соответствующее настроение: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба». В этом мире и жили «одни люди»: «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их…». От этой безысходности люди лечились думами, которые еще больше раздражали их. Молодой, отважный, сильный человек решил отвести их к свету: «Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали ропать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то». Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Горький нагнетает напряжение с помощью пейзажа , с помощью грозы, темноты, непроглядного леса. Этот «трудный путь» должен закончиться. Именно описание природы помогает ощутить, как приближается конец страшного мира и вечной темноты. Данко был уверен в своих силах и позвал людей: «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами… И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». От дремучих зарослей до солнечного света проводит соплеменников Данко, а потом умирает, оставив искры в вечернем воздухе.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло... – Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Горький использует пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и усугубления обстановки, или для уравновешивания создавшейся ситуации.

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

Пейзаж в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - сложное художественное произведение, в котором не только каждое слово играет не одну роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имен и событий. Исследователи обращали внимание на то, что нетрадиционное значение в романе имеет пейзаж. Во-первых, пейзаж в «Мастере и Маргарите» (как и обычно в жанре романа) является частью внесюжетного строения: пейзаж играет чрезвычайно важную роль в описании происходящих в произведении событий. Во-вторых, в описании внутреннего мира персонажей пейзаж может выполнять функцию психологического параллелизма, то есть через описание пейзажа автор передаёт внутреннее душевное эмоциональное состояние героя (как это бывает в поэзии). Это две наиважнейшие задачи, которые выполняет в произведении пейзаж. Стоит вспомнить произведения И.С.Тургенева, романы Л.Н.Тол­стого, и станет понятно, что без пейзажа просто немыслимы про­изведения наших классиков.

Но в романе «Мастер и Мар­гарита», романе нового, XX века, этими двумя функциями значение пейзажа не исчерпывается.

Попробуем проследить назначение пейзажа в романе и определить все возмо­жные функции, которые он вы­полняет в произведении М.А.Булгакова. Это позволит увидеть и содержание рома­на во всей его полноте и много­значности.

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно рассыпавшись в искры, угасло... - Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Похожие работы:

  • Курсовая работа >>

    Романтизм ранних рассказов Горького , его... вполне романтический пейзаж , неизвестно... и свободной. Легендарно-романтические рассказы Горького утверждают веру в... решающую роль сыграли... морю» два идейно -художественных центра: ... произведения они композиционно выделены...

  • Курсовая работа >>

    За преступления романтического и семейного характера... ее идейно композиционной организацией. Подробно исследуя роль данного... из изученной ранее литературы и... сопровождаемых жалобами и горькими слезами, или в... уже в суровом пейзаже рассказа виденное им в...

  • Реферат >>

    Он высказал о роли Петербурга ранее , в поэме... иронического рассказа вдруг... нашего простолюдина в горькой ... доле его» ... портрета» - знаки идейного воздействия, преемственности... : пейзажи , композиционное построение... одиннадцатой главе романтическое , возвышенное...

  • Реферат >>

    И идейный пафос романтических произведений... Горький Вопрос 34. Герои ранних рассказов М. Горького . ПЛАН ОТВЕТА 1. Слово о писателе. Романтические идеи в раннем творчестве Горького . 2. Рассказ ... рассказ о жизни старухи? 2. Какова роль пейзажа ... композиционного ...

  • Реферат >>

    Жизни. Прочитайте ранний рассказ А.Толстого "День... в романе Горького ориентировано на романтическое сознание героини, ... ? Охарактризуйте сельский пейзаж . Как создается... предполагала наличие исключительной идейно -композиционной роли одного из героев...

  • Учебное пособие >>

    Война 1812 г. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Массовый герой у... в людях. Раннее романтическое творчество Горького . Прославление свободы, силы, воли и мужества. Романтическая приподнятость стиля, роль романтического пейзажа , прием...

  • О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    М. Ю. Лермонтов

    Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

    Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

    В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

    Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

    Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

    Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

    Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно рассыпавшись в искры, угасло... - Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

    Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

    О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    М. Ю. Лермонтов

    Большой мастер слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности. Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

    Герои рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» - мятежные и сильные личности, ищущие смысл в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них: моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик - старый цыган Макар Чудра - достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и все!»

    В рассказанной им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

    Макар советует своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее. Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью, созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар, довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной ширью, окружающей их.

    Автор рисует могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя - Данко. Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

    Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар. Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в человеческой жизни и помыслах людей.

    Автор восхищен великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,- кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно рассыпавшись в искры, угасло... - Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»

    Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально».

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


    Тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности. Билет №38 Основные темы раннего творчества горького рассказ “израиль” М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с...

    Его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия. - Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. ...

    Поступки капитана Кувалды не могут развеять унылую атмосферу места действ. 3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения – так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку резко...

    С жизнеописанием сахалинцев, рассказом об их судьбах. Каждая из обозначенных линий в свою очередь доминирует либо в художественных очерках первой части, либо в проблемных очерках второй части. 2. Особенности повествовательной манеры А.П. Чехова в цикле очерков «Остров Сахалин» 2.1 Жанровая специфика произведения А.П. Чехова Менялся ритм времени второй половины XIX века, оно лихорадочно...




Top