Разница между актами и действиями в театре. Действие (в театре)

Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.

Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.

Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».

Происхождение

Акт в прозе – глава

Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.

В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.

Явление в структуре драматического произведения

Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.

Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.

Действие и явление

Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.

Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:

Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.

Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.

Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).

Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.

Значение явления в драматическом произведении

В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.

В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.

Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.

  • Шаталина Анастасия Геннадьевна

Ключевые слова

МАЛАЯ СЦЕНА / ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА / ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА / РЕЖИССЕР ТЕАТРА / ИГРА АКТЕРА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / SMALL STAGE / SMALL-FORMAT THEATRE / LIGHT ENTERTAINMENT THEATRE / THEATRE PRODUCTION / STAGE DIRECTOR / ACTING / METHODS OF ART CRITICISM

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы - Шаталина Анастасия Геннадьевна

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена », «театр малых форм » и «театр малого формата », для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой : организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению, автор научной работы - Шаталина Анастасия Геннадьевна,

  • Специфические особенности актерской игры в театрах малого формата

    2016 / Шаталина Анастасия Геннадьевна
  • Традиции восточной культуры в развитии технологий экспериментальной режиссуры русского театра

    2018 / Белякова Наталья Витальевна, Чеботарев Сергей Алексеевич
  • Музей и театр на пути к единству: поиск синтетических форм

    2018 / Малеев В.С.
  • Феномен театра Таирова

    2015 / Соколова Анна Романовна
  • Основные особенности и проблемы театрального образования в Корее

    2016 / Квон Джунгтак

Small-format theater: scene and term (to the problem of typology)

The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms’ theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term ‟a small theater” basically refers to the characteristics of theatrical space. ‟A small forms’ theater” is rather a concept of genre. ‟A small-format theater” is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms’ theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms’ theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Текст научной работы на тему «Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии)»

А. Г. Шаталина

соискатель степени канд. искусствоведения, Саратовский театральный институт (СГК им. Л. В. Собинова)

E-mail: [email protected],

ТЕАТР МАЛОГО ФОРМАТА: ЯВЛЕНИЕ И ТЕРМИН (К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ)

Существует необходимость разграничения таких искусствоведческих понятий, как «малая сцена», «театр малых форм» и «театр малого формата», для чего раскрываются их основные при помощи метода сравнительного анализа критерии. Результат исследования доказывает, что данные термины относятся к разным областям театрального искусства. Малая сцена в основном фиксирует особенности театрального пространства. Театр малых форм является скорее жанровым понятием. Театр малого формата типологически сходен с малой сценой: организацией пространства, принципом постановок, ролью режиссера и актера. С театром малых форм его роднит возможность свободно перемещаться по разным сценическим площадкам. Для всех трех понятий характерен дух эксперимента. Основное отличие театра малого формата от театра малых форм - возможность ставить как полноценные репертуарные спектакли, так и небольшие постановки. От малой сцены его отличает статус самостоятельной экономической единицы, поэтому актуальна проблема существования и выживания таких театров. В результате проведенного анализа экспериментальные театры, возникшие в конце XX - начале XXI в., вписываются в существующую терминологическую парадигму.

Ключевые слова: малая сцена, театр малого формата, театр малых форм, театральная постановка, режиссер театра, игра актера, искусствоведческие методы

Для цитирования: Шаталина, А. Г. Театр малого формата: явление и термин (к вопросу о типологии) / А. Г. Шаталина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 3 (47). - С. 137-141.

Театр - это феномен искусства, затраги- Театр как сценическое искусство изучает-

вающий сразу несколько сторон человеческой ся теоретиками и историками искусства, кри-

деятельности, а поэтому требующий ком- тиками, философами; театральная постановка

плексного изучения. Он является частью куль- как интерпретация литературного произведе-

туры, отражая особым образом бытие мира, ния может рассматриваться филологами, куль-

человека и культуры. Специфика театральных турологами, искусствоведами, но в то же вре-

постановок связана с самой природой театра, мя постановка - это всегда производственный

который призван откликаться на изменения, процесс, следовательно, попадает в поле зре-

происходящие в окружающей действительно- ния различных экономических и управленче-

сти. Его природа динамична, она связана с по- ских дисциплин. Однако не стоит забывать,

стоянным поиском режиссерами и актерами что театр в целом и спектакль в частности

новых форм, приемов и средств выразитель- рассчитаны на зрителя и без него существо-

ности. Вбирая в себя средства выразительно- вать не могут. Это означает, что театр также

сти различных искусств - изобразительного, находится в сфере интересов социологии и

музыкального, пластического, театр совмеща- психологии восприятия. Таким образом, изу-

ет их в единое синкретическое целое, где каж- чение театра требует синтетического подхода,

дая часть равнозначна и равноценна. Разно- в котором были бы сопряжены художественно-

природность театрального искусства обуслав- творческие, эстетические, историко-культур-

ливает возможность его исследования в сис- ные и социально-экономические аспекты.

теме самых разных дисциплин. Тем не менее приоритет в изучении художест-

венно-эстетических особенностей театров малого формата принадлежит искусствоведению.

Для анализа театрального пространства российской провинции необходимо разграничить такие понятия, как малая сцена, театр малых форм и театр малого формата, которые принадлежат к одной области искусства, но имеют разное наполнение. Их часто путают как в искусствоведческих статьях, так и в исследованиях по теории театра.

«Малая сцена как особый вариант структурирования пространства в театре в частности и театрального пространства в целом» приобрела огромное значение в России в 1970-е в качестве противовеса театру официальному и официозному. Она оказалась полигоном для испытания новаторских идей и приемов. Содержательный анализ малой сцены в России дан в диссертациях И. Булатовой, К. Возгрив-цевой. Что касается ее отличий от большого театра, то они лежат, как уже было сказано, в плоскости организации театрального пространства. Характерная особенность малой сцены в том, что между сценой и зрителем лежит малое расстояние, нет той дистанции, какая существует на большой. Это обстоятельство диктует специфический подход к театральной постановке, работе сценографа и декоратора, к игре актеров и стилю спектакля. Как справедливо отмечает И. Булатова: «Малая сцена работает скорее как филиал большого театра» , а не автономный театр.

Спектакли малой сцены - это прежде всего эксперимент, ставящий своей целью освоение новых художественно-выразительных средств. К. И. Возгривцева в своем диссертационном исследовании «Малая сцена в театральном пространстве России ХХ - начала ХХ1 веков» так определила особенности малой сцены: «элитарность, превалирование диалога над коммуникацией, человеческого компонента над техническим, активного личностного начала над пассивной анонимностью» . Это дает возможность развития как отдельным участникам театральной постановки - режиссерам, актерам, художникам, так и самому театру. Поиски малой сцены

часто переносятся и на сцену большую. «Цель малой сцены в этом случае - формирование вокруг театрального коллектива заинтересованной аудитории и привлечение в театр новых зрителей» . Эта черта важна и для театра малого формата.

Для понимания специфики театров малого формата значимы отличия, существующие между большой и малой сценой, часто принципиальные, поскольку касаются самой сущности или существования театров. Как метко заметила И. Л. Булатова в своей работе, можно «... выявить разницу между большой и малой сценой с точки зрения изучения человеческой личности: малая сцена тяготеет к изучению человека как микрокосма, большая сцена - как макрокосма» [Там же]. При таком подходе, с одной стороны, многократно возрастают возможности и роль актера: ему дана большая свобода, он заменяет декорации и конструкции своей игрой, пластикой, эмоциями. С другой - диалог со зрителем требует искренности и естественности; театральность и нарочитость актерской игры смотрятся фальшиво. Возникает доверие между актером и зрителем, бывшее ранее уделом камерных постановок. Эволюция театра в ХХ в. пошла именно по этому пути.

Постановки на малой сцене требуют иного подхода не только от актера, но и от режиссера. «Искусство режиссера на малой сцене также претерпевает важные изменения и должно пройти серьезные испытания, так как суть спектакля он должен показать на малой сцене малыми возможностями, стремиться к той простоте, которая, отсекая все лишнее, помогает познать и выразить суть драматургического произведения» [Там же], - пишет И. Л. Булатова. Таким образом, режиссеру малой сцены в первую очередь следует учитывать в постановке малое сценическое пространство, которое отнюдь не ограничивает творческих поисков. Современные технические возможности позволяют режиссеру изменять конфигурацию сценического пространства, расположение сцены внутри зрительного зала, а также - что дает большие возможности

разнообразить способы общения актеров со зрителем - изменять расположение зрительских кресел в зале; все это значительно расширяет возможности театра малой сцены.

Театр малых форм существует с самого зарождения театрального искусства. Это, скорее, жанровое понятие, поскольку малые формы подразумевают малые формы драматургии и сценической постановки (скетчи, водевили, одноактные комедии). В наши дни театр малых форм - это активно развивающееся явление, обладающее специфическими особенностями и большим потенциалом. Современные режиссеры и актеры очень охотно используют эту форму для поиска новых путей развития театра. Проводятся фестивали театров малых форм, на которые съезжаются в основном молодежные и студенческие коллективы. Данный вид ближе всего стоит к авангардному и поставангардному театру, поскольку его полидраматургические возможности настроены на волну эксперимента .

Сегодня, стремительно набирая темп, активно развивается новая форма театра, названная нами «театр малого формата». По своим основным характеристикам театр малого формата генетически восходит к малой сцене и тяготеет к ней структурно. У этих двух форм существования театра много схожего: и в организации театрального пространства, и в принципах постановок, и в роли режиссера и актера.

Формат - это прежде всего типографский термин. В типографии он означает «размер книги, листа, карточки» или «образец для копировки» . В современной российской действительности слово формат перестало использоваться в узкоспециальном контексте, расширило область употребления. Сейчас формат может быть у файлов, встреч, разговора, мероприятий. Попробуем определить, что такое формат применительно к театру... Исходя из значения термина, мы можем выделить ключевые понятия: определенные пространственные границы явления, строгий стандарт чего-либо. Соответственно формат в широком смысле - это некий набор размеров, приемов, условий, заданный для явления и

определяющий его внешние признаки. Еще раз подчеркнем, что формат - понятие пространственное (длина и высота бумаги, размер листа), поэтому он, на наш взгляд, описывает структуру того или иного театра. К структуре относятся театральное пространство, малая или большая сцена, количество человек в труппе, технические характеристики постановок и финансовые возможности театра, особенности репертуара.

Театр малого формата - это театр, выступающий на малой сцене и имеющий зал вместимостью от 30 до 200 человек. Состав труппы колеблется от 2 до 20 человек (в основном это актеры, имеющие профессиональное образование). Идейным вдохновителем, а зачастую организатором театра и его художественным руководителем является режиссер. В некоторых театрах в штате есть несколько человек обслуживающего персонала (работники сцены, костюмер, осветитель), хотя очень часто в этой роли выступают актеры, не занятые в спектакле.

В жанровом отношении постановки театров малого формата зависят от их художественного направления: драматические, музыкально-поэтические, кукольные, иллюзионные. Иными словами, театры малого формата могут ставить как полноценные, репертуарные спектакли, так и небольшие постановки-импровизации. Декорации чаще всего мобильны и экономны, рассчитаны и на стационар, и на выездные спектакли. Как и театр малых форм, малоформатный театр способен без особых потерь перемещаться по разным сценическим площадкам. Театральные постановки могут показываться отдельно либо в сборных концертах и праздничных представлениях. Театр малого формата образуется прежде всего вокруг режиссера, подбирающего себе единомышленников, поэтому с театром малых форм его роднит еще и дух новаторства и эксперимента.

Основное отличие театров малого формата от малой сцены заключается в том, что они являются самостоятельной экономической единицей, в связи с чем актуальна проблема выживания подобных театров. «Судьба театров ма-

лого формата зависит уже от нескольких внешних факторов: позиция руководства театра, состав труппы (разные возрастные категории, настроение и отношения в коллективе), репертуар (должны присутствовать спектакли как для взрослой аудитории, так и для детей; затрагиваемые проблемы в спектаклях) и, наконец, экономическая сторона вопроса» .

Особое значение театров малого формата для развития театра еще предстоит изучить, причем не изолированно, а в богатейшем контексте театральной культуры XX - начала XXI вв. Это позволит осознать театр малого формата как целостный культурный феномен. Мы сделали лишь первые шаги в направлении такого изучения.

1. Адрианова, Т. О. Социальные функции театра / Т. О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Культурология. - 2012. - № 35 (289). - Вып. 28. - С. 91-94.

2. Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. - Москва: Мысль, 1989. - 188 с.

3. Базанов, В. Сцена XX века: учеб. пособие для театральных вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. Базанов. - Ленинград: Искусство, 1990. - 238 с.

4. Булатова, И. Л. Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения/ И. Л. Булатова. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

5. Возгривцева, К. И. Малая сцена в театральном пространстве России XX - начала XXI веков: культурологический аспект: автореф. дис. ... канд. культурологии / К. И. Возгривцева. - Екатеринбург, 2006. - 19 с.

6. Злотникова, Т. С. Театр провинциального города: художественный, нравственный, социально-экономический аспекты трансформаций / Т. С. Злотникова // Провинциальный идеализм. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - С. 25-42.

7. Мамедов, Э. А. Театры «малых форм» Чехии шестидесятых годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Э. А. Мамедов; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - Москва, 2001. - 24 с.

8. Поюровский, Б. М. Проблемы театра малых форм (Опыт создания театра «Двух актеров»): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Б. М. Поюровский. - Тбилиси, 1981. - 20 с.

9. Ренн, О. Три десятилетия исследования риска: достижения и новые горизонты / О. Ренн // Вопросы анализа риска. - 1999. - Т. 1. - С. 80-89.

10. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка: в 2 т. / Д. Н. Ушаков. - Москва: Астрель: АСТ, 2000. - Т. 2.

11. Шаталина, А. Г. Социально-экономические риски провинциального театра: выживание театров малого формата [Электронный ресурс] / А. Г. Шаталина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-22234. - Дата обращения: 02.04.2016.

Получено 18.04.2016 A. Shatalina

competitor of a scientific degree of Candidate of Art Criticism, Saratov theatrical institute (The Sobinov Saratov State Conservatory)

E-mail: [email protected]

SMALL-FORMAT THEATER: SCENE AND TERM (TO THE PROBLEM OF TYPOLOGY)

Abstract. The subject of this article is related to the delimitation of such concepts of the study of art, as a small theater, a small forms " theater and a small-format theater. The purpose of the research is to reveal the main criteria for these concepts. The method of comparative analysis was used to achieve this purpose. The result of the study shows that these terms refer to different areas of theater. The term "a small theater" basically refers to the characteristics of theatrical space. ""A small forms " theater" is rather a concept of genre. ""A small-format theater" is typologically similar to the small theater in the organization of space, in the basic principle of productions, in the

role of director and actors, but the small-format theater has a status of an independent economic entity. Therefore there is the actual risk for the existence and survival of this kind of theaters. The small-format theater is similar to the small forms" theater having the common ability to move freely in different scenic platforms. The small-format theater differs from the small forms" theater as it has an opportunity to stage repertoire performances as well as short plays. All the three concepts are characterized by the experimental spirit. The author for the first time attempts to include the Russian experimental theaters of the 20th - 21st centuries into the present-day terminological paradigm.

Keywords: small stage, small-format theatre, light entertainment theatre, theatre production, stage director, acting, methods of art criticism

For citing: Shatalina A. 2016. Small-format theater: scene and term (to the problem of typology). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 137-141.

1. Adrianova T. 2012. The social functions of theatre. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Kul"turologiya . No 35 (289). Issue 28: 91-94. (In Russ.).

2. Al"gin A. 1989. Risk i ego rol" v obshchestvennoy zhizni . Moscow: Mysl". 188 p. (In Russ.).

3. Bazanov V. 1990. Stsena XX veka . Leningrad: Iskusstvo. 238 p. (In Russ.).

4. Bulatova I. 2008. Malaya stsena kak khudozhestvennoe yavlenie teatral"noy kul"tury na rubezhe XX - XXI vekov . Saint Petersburg. 24 p. (In Russ.).

5. Vozgrivtseva K. 2006. Malaya stsena v teatral"nom prostranstve Rossii XX - nachala XXI vekov: kul"turologicheskiy aspect . Ekaterinburg. 19 p. (In Russ.).

6. Zlotnikova T. 2012. Theater in a provincial city: the artistic, moral, socio-economic aspects of transformation. Provinsial"nyy idealism . Yaroslavl": Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. P. 25-42. (In Russ.).

7. Mamedov E. 2001. Teatry «malykh form» Chekhii shestidesyatykh godov . Moscow. 24 p. (In Russ.).

8. Poiurovskii B. 1981. Problemy teatra malykh form (Opyt sozdaniya teatra «Dvukh akterov») . Tbilisi. 20 p. (In Russ.).

9. Renn O. 1999. Three decades of risk research: accomplishments and new horizons. Voprosy analiza riska . Vol. 1. P. 80-89. (In Russ.).

10. Ushakov D. 2000. Tolkovyy slovar" sovremennogo russkogo yazyka . Moscow: Astrel" AST. Vol. 2. (In Russ.).

11. Shatalina A. 2015. Socio-economic risks of a provincial theatre: the survival of theatres of small format . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya . No 2. Available from: http://www.science-education.ru/129-22234 (accessed: 02.04.2016). (In Russ.).

Для начала пройдемся по основным определениям, с которыми вы столкнетесь, если решите написать пьесу.

Пьеса — это драматическое произведение, предназначенное для представления в театре. В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса делится на акты и действия. Обычно в первом действии дается экспозиция и происходит завязка, в последнем действии происходит развязка.

Авторизованная инсценировка — это пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра: романа, повести, поэмы и пр.; и одобренная автором переработанного сочинения.

Акт — это законченная часть драматического произведения или театрального представления. Обычно в театре акты разделяются антрактами. В свою очередь акт может дробиться на более мелкие части: явления, эпизоды, сцены, картины.

Буфф — в драматургии — введение в ткань пьесы элементов скоморошества, шутовства или циркового представления.

Вымарка — в пьесе — часть текста, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера.

Действие — законченная часть пьесы и спектакля, предполагающая развитие событий. Различают внешнее и внутреннее действия.

Внешнее действие — стремительное, сложное, запутанное развитие событий, не связанное с раскрытием характеров действующих лиц.

Внутреннее действие — изменения, происходящие в мировоззрении героев на фоне относительно простых событий.

Действующее лицо — персонаж, участвующий в пьесе.

Инсценировка — переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Инсценировка имеет форму пьесы с логично построенным действием.

Интрига — в драматургии — способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием.

Картина — в драме, опере, балете — законченная часть акта. Картины отделяются друг от друга коротким перерывом, во время которого опускается занавес, публика остается на местах, а на сцене происходит быстрая смена декораций.

Мелодрама — пьеса, отличающаяся: острой интригой; преувеличенной эмоциональностью; резким противопоставлением добра и зла; морально-поучительной тенденцией.

Одноактная пьеса — пьеса, все события которой укладываются в одно действие. Одноактные пьесы отличаются простотой экспозиции и простотой конфликта.

Пастушеская драма — в средневековой Европе — жанр небольших пьес, в которых идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

Переделка — приспособление иностранной пьесы к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст. Переделка осуществляется путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

Пролог — вступительная часть пьесы, картина, предваряющая основное действие. Пролог:
— либо имеет аллегорический характер;
— либо передает события, подготавливающие основное действие.

Пуассардский жанр — вид пьес 18 века, в которых использовался грубый, простонародный жаргон.

Радиопьеса — самостоятельный род драматургических произведений, отражающих движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьбу. Обычно развитие действия радиопьесы определяет ее ведущий. Часто радиопьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды.

Режиссерский экземпляр — экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссера, ведущего спектакль. На режиссерском экземпляре фиксируется внешняя сторона спектакля: отмечаются реплики для выходов исполнителей, перемены света, декораций, моменты опускания занавеса, мизансцены спектакля, сценические эффекты, описания грима, костюма и т.д.

Ремарка — авторское примечание, пояснение или указание для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы. Ремарка содержит краткую характеристику обстановки действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения персонажей.

Сцена — отдельная часть действия, акта, пьесы или спектакля.

Трагедия рока — жанр немецкой мелодрамы начала 19 века, в основе которого лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. Для пьес этого жанра характерны: запутанный сюжет; мистические видения, преследующие героев; роковые предзнаменования; таинственные предчувствия.

Трилогия — три пьесы, объединенные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора. При этом каждая из пьес трилогии представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Финал заключительная сцена, является кульминацией всего произведения. В оперных финалах чередуются сольные, ансамблевые и хоровые эпизоды.

Фольксштюк — жанр немецкой драматургии 18-19 веков; пьесы на сюжет из народной жизни, гротескно-комического или сатирического характера. Различают анонимные пьесы фольксштюк, ставившиеся непрофессиональными актерами и литературные драмы, ставившиеся на профессиональной сцене.

Эпизод — самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.

Эпилог — сцена, завершающая пьесу и следующая после развязки. В драматургии эпохи Возрождения эпилог представляет собой обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий и резюмирующее идею пьесы. В драматургии середины 20 века эпилог часто помещается в начале действия.

Явление — часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития действия.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ПЬЕСЫ (как оформить пьесу):

Название произведения

количество действий (например, в двух действиях)

Действующие лица:

1-е Действующее лицо. (точка)

2-е Действующее лицо. (точка)

3-е Действующее лицо. (точка)

Действие первое
Картина первая

Начальная расширенная ремарка.

1-е Действующее лицо ((ремарка, оформляется курсивом, точка ставится за скобкой ).

Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, точка ставится внутри скобки. ) Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

2-е Действующее лицо. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом .)

Продолжение текста действующего лица.

Расширенная ремарка.

Если после расширенной ремарки идет Продолжение текста говорящего действующего лица (то он оформляется без абзацного отступа) .

3-е Действующее лицо (ремарка, курсивом ). Текст действующего лица.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Между расширенной ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Занавес (или Конец)

Ситуация следующая: на оживлённом перекрёстке недалеко от центра Москвы стоит молодой человек в спортивной куртке и истошно орёт: «Инопланетяне!» - гротескно растягивая слоги. Он орёт довольно долго, минут семь, безумно переступая на месте или кидаясь из стороны в сторону. Пешеходы обходят его, переходят на другую сторону улицы, оборачиваются, подолгу смотрят. Человек продолжает орать: «Инопланетяне!» - так, что очевидно, что он сам успел поверить в то, что приземление внеземного случилось. Его медленно настигает мужчина с флагом, на котором изображён трубкозуб. Затем подтягивается ещё человек тридцать.

Это спектакль-интервенция «Неявные воздействия» комиссара Всеволода Лисовского - на протяжении всего маршрута он несёт флаг с трубкозубом, а в конце дирижирует хором из своих перформеров, которые поют нецензурную распевку , живо передающую омерзение современного человека от всех времён года и заканчивающуюся рефреном: «Круглый год - ***** [ерунда]». Одной из генеральных идей этого спектакля является соображение, что такой театр включает в себя зрителей помимо их воли, превращая их в участников.

Есть захватывающее видео, которое снял случайный прохожий, который наткнулся на «Неявные воздействия» во дворе своего дома примерно на середине спектакля и так заинтересовался, что без билета с включенной камерой проследовал по маршруту до конца, снимая и бесконечно удивляясь вслух. На видео попала и актриса в мусорном баке, и актёр на крыше пятиэтажки, и даже разговор комиссара спектакля с полицией.

С полицией этот спектакль увязан плотно: собственники парковок, заправок или других частных пространств, на которых спектакль останавливается на некоторое время, часто вызывают или грозятся вызвать полицию, а на одном из показов спектакля в Петербурге актрису вместе с режиссёром даже задержали для выяснения обстоятельств: девушка стояла на балконе гостиного двора и надрывно зачитывала поэтический текст. Человек простой легко мог принять сцену за подготовку к зрелищному суициду. Маршрут у «Неявных воздействий» всегда разный: известна точка начала спектакля, где зрители и перформеры собираются в группу, но путь группы и точка завершения зависят от случайного выбора жетонов, которые раздают зрителям, а потом рандомно изымают у них по одному.

Откуда это взялось?

Строго говоря, никогда в истории театра не было периода, когда спектакли игрались только и исключительно в специальных театральных зданиях. Усаживать зрителей в кресла перед сценой-коробкой или в блэкбоксе и гасить свет - сравнительно недавняя идея. Но поскольку эта идея за последние пару-тройку веков превратилась в мейнстримный способ представления театра, то естественно, что появляются режиссёры и художники, этому формату показов сопротивляющиеся. Если совсем коротко, то начиная с середины семидесятых годов прошлого века у европейского и отчасти американского театра случилась затяжная любовь с искусством перформанса.

Вопрос «зачем это нужно?» хоть и наивный, но абсолютно легитимен. Во-первых, потому что почему бы и нет? Во-вторых, для разнообразия зрительского впечатления. В-третьих, для реализации гражданской и политической цели выхода театра на улицы и вообще - в окружающую действительность.

Если в театры ходит то ли один, то ли два процента населения, тогда театр должен выйти оттуда, где он происходит, и самостоятельно прийти к зрителям.

К тому же, театр до сих пор объект постоянных (и справедливых) упрёков в оторванности от реальности. Наконец, в-четвёртых, театр выходит на улицы и в нетеатральные пространства потому, что эти пространства сами по себе отличный материал для современного театра. Сам по себе спектакль - это, как правило, событие; в случае с театром в неожиданном пространстве, событием становится ещё и среда, в которой спектакль проходит.

Несколько примеров

Спектакль "Разговоры беженцев"

«Разговоры беженцев» Владимира Кузнецова и Константина Учителя, поставленные по тексту Брехта в зале ожидания Финляндского вокзала. Почему здесь? Потому что вокзал - это хаб перемещения, о чём идёт речь в пьесе.

«Тибетская книга мёртвых» Васи Березина в заброшенном депо Курского вокзала. Почему здесь? Атмосфера здания добавляет к тексту о смерти что-то важное, что формирует иное состояние, чем это было бы в здании обычного театра.

Так вышло, что самым растиражированным форматом такого рода театра стали так называемые спектакли-променады, которые, если быть точным, следует выделять в отдельную категорию. Такой формат подразумевает, что группа зрителей проходит ногами или с использованием транспорта некоторое расстояние - в основном в городской среде, но бывает, что и по помещениям театра.

За последние годы появился один спектакль-лидер этого типа - «Remote X» всё тех же «Rimini Protokoll». X в названии заменяется названием города, где спектакль проходит: устроенный почти по франшизному типу, он довольно легко адаптируется к разным городам, и в России существует в Москве, Санкт-Петербурге и Перми.

Группа из 50 человек начинает свой маршрут на кладбище, где компьютерный голос в наушниках предлагает задуматься о смерти, а затем идёт через супермаркет, церковь, едет в трамвае или метро, устраивает импровизированный митинг и заканчивает маршрут на крыше высотки, где финальной нотой из заранее установленных труб по периметру крыши начинает идти дым.

В России за короткий срок появилась целая куча клонов «Remote X». Начиная с довольно неплохих, вроде тобольского «Слушай Тобольск» , петербургского «Другой город» , продолжая странными, вроде красноярского «Ю» или «Гдетства» , заканчивая откровенно чудовищными примерами типа «Голоса города» , идущего сразу в нескольких российских городах.

Не всегда спектакли-променады подразумевают прослушивание аудио-дорожки по пути. Например, спектакль «Волшебная страна» упомянутого уже Всеволода Лисовского в ростовском театре «18+» сделан без всяких наушников, а с шестью живыми актёрами, которые, базируясь на одноимённой книге Максима Белозора, проводят участников по неочевидным локациям Ростова-на-Дону, так или иначе повествующим о культовых фигурах ростовского художественного авангарда 80-х годов прошлого века.


Место действия спектакля "Волшебная страна"

Перемещаться в таких спектаклях можно не только ногами, но и на транспорте. Даже в пешеходном «Remote X» есть «сцена», в рамках которой участники должны сесть на общественный транспорт и проехать одну остановку или станцию.

У тех же «Rimini Protokoll» есть и другой транспортный спектакль «Cargo X» - российская версия существует в Москве. В специально подготовленную грузовую фуру с прозрачной боковой стеной сажают 50 зрителей и везут по маршруту; одновременно водитель и его сменщик - реальные дальнобойщики - рассказывают в микрофоны разные истории из своей работы.

Репортаж телеканала «Культура»:


Спектакль в грузовике «Cargo X» добрался до Москвы

На московском фестивале «Территория» в прошлом году рядом показали два «транспортных» спектакля: «Конец века / Конец круга» Александра Вартанова и «Червь» Всеволода Лисовского. Оба из них происходят в длинном автобусе, следующем по круговому маршруту. В спектакле Вартанова участники едут, смотря на Москву с аудиоподложкой, скомпилированной из огромного количества фрагментов радиопередач, новостей, знаковых выступлений и популярных песен, начиная с 90-х до самой актуальной современности.

В «Черве» Лисовского живые актёры (некоторые из них вылазят из гроба, установленного напротив дверей) перемещаются по автобусу и рассказывают о биологическом устройстве червя, перемежая всё это философскими текстами.

В Екатеринбурге в рамках четвёртой уральской биеннале в прошлом году была поставлена оратория «Огни Урала». Исследуя пространство центра культуры и искусств «Верх-Исетский», расположенного рядом с одним из крупных заводов, креативная команда рассказывает историю становления индустриального Урала - появления первых заводов и промышленных центров. Музыку для оратории написали два композитора: Дмитрий Ремезов из России и Карло Чичери из Швейцарии. Текстовую же основу для спектакля составило либретто писателя и журналиста газеты «Уральский рабочий» Николая Харитонова, написанное им в 1932 году.

Это важный и показательный пример для российского театрального ландшафта: создатели здесь подробно исследуют не только места, на которых спектакль проводится, но и истории людей, которые здесь жили и работали.

В Казани существует творческая лаборатория «Угол», которая занимается экспериментами в области современного театра. Этим летом на петербургский фестиваль «Точка доступа» привезут их спектакль «Время роста деревьев» . Работа режиссёрки Регины Саттаровой и драматурга Михаила Дурненкова начинается как экскурсия по городскому ландшафту, продолжается как лекция об окружающей природе, но обманывает зрительские ожидания, заставляя следить за парой молодых людей.

В мае этого года в рамках этой же лаборатории случился показ спектакля «Дом» режиссёрки Веры Поповой с музыкой композитора Владимира Раннева. Героем спектакля стал Мергасовский дом - первое многоэтажное здание Казани, построенное в 1928 году, в котором до 60-х жили представители высокопоставленной номенклатуры и деятели культуры. В начале 80-х дом был признан аварийным, а затем начались скандалы с расселением: жителей из центра почти насильно отправляли на окраины.


Мергасовский дом

Истории бывших жильцов этого дома, памятника культуры, жертвы безобразного отношения, стали материалом для спектакля. С ветхих балконов многоэтажки актёры рассказывают истории жизни своих персонажей здесь - местами ностальгические, местами трагические. На фасад дома проецируется рисованная видеопроекция и кадры фотохроники. Показы этой казанской лаборатории проходили над автомойкой, в складском ангаре, около строительной бытовки.

А показ спектакля «Дознание» режиссёра Михаила Тычинина из хабаровского ТЮЗа вообще проходил (сначала в Хабаровске, а потом в Петербурге и Москве в рамках «Золотой маски») в тёмном холодном гараже, где текст документальной пьесы Петера Вайса должны были читать сами зрители. На московском показе этого спектакля случился зрительский бунт: одна из участниц отказалась выполнять приказы актёров передавать миску с водой и читать текст; спектакль приостановили, но вскоре продолжили.

Такие спектакли в России проводятся везде, начиная от собственно театральных зданий, продолжая площадями, улицами, крышами домов, супермаркетами, торговыми центрами, парковками, заправками, заканчивая барами, музеями и церквями.

Явление

Явление

ЯВЛЕ́НИЕ

явления, ср.

2. Часть акта или действия, в к-рой состав действующих лиц не меняется (лит., театр.). Действие третье, явление пятое. Действие состоит из пяти явлений .

3. То, в чем проявляется, обнаруживается сущность; феномен (филос.). - «Всякая таинственная, мудреная, хитроумная разница между явлением и вещью в себе есть сплошной философский вздор. На деле каждый человек миллионы раз наблюдал простое и очевидное превращение “вещи в себе” в явление, “вещь для нас”.» Ленин . «…Диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания.» История ВКП(б) . …Многообразные мления в мире представляют различные виды движущейся материи…История ВКП(б). Явления природы. Я. вление расширения тел при нагревании .

|| Всякое проявление чего-н., событие, случай. «…Наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений общественной жизни, может стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения.» История ВКП(б) . Обычные явления. Нездоровые явления. Хороший аппетит - явление нормальное у здоровых людей. Бытовые явления. Странное явление Непонятное явление .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "явление" в других словарях:

    Любые изменения в природе. (Н.В.Щеглова) Явление (философия) Явление (религия) Явление (театр) в пьесе, спектакле часть акта, в котором происходит изменение в составе действующих лиц. Каждое явление обусловлено логикой развития… … Википедия

    См. в ст. Сущность и явление. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЯВЛЕНИЕ … Философская энциклопедия

    Баротропное явление перемена местами сосуществующих фаз в системах жидкость жидкость (жидкость газ или газ газ) при больших давлениях и определённых температурах; находящаяся сверху менее плотная при обычных условиях фаза становится тяжёлой и… … Термины атомной энергетики

    Случай, событие, феномен, действие; оказательство, даршан, картина, изображение, обнаружение, приход, сцена, реалия, оказание, поветрие, изъявление, проявление, эффект, пришествие, обнаруживание, полье, появление, глория, оказывание, мираж,… … Словарь синонимов

    См. Сущность и явление …

    См. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остается неизменным … Большой Энциклопедический словарь

    ЯВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. явиться. 2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность. 3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления. 4. Событие, случай … Толковый словарь Ожегова

    Христа народу. Жарг. мол. Шутл. О приходе нежданных гостей. /i> По названию картины художника А. А. Иванова (1837– 1857 гг.). Максимов, 502 … Большой словарь русских поговорок

    явление - Событие, случай, факт. О степени распространенности, повторяемости события; о его важности, известности. Анормальное, банальное, будничное, бытовое, важное, временное, всеобщее, грандиозное, единичное, естественное, жизненное, загадочное,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Явление смыслов , Алексей Лапшин. Одесса 1973 года подарила миру философа и политолога Алексея Лапшина, одного из самых интересных публицистов современной России. Метод Лапшина строится на взвешенной и лаконичной критике…



Top