Разумихин преступление и наказание описание. Образ Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание

/ / / Образ Разумихина в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Фёдора Достоевского – это психологический глубоко философский роман о необычных людях со сложной судьбой. Каждая личность, введенная в сюжет, является важной частью картины общества того времени.

Разумихин – это яркий второстепенный персонаж. Он представлен читателям как друг главного героя, Родиона Раскольникова. Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – полное имя персонажа. Но все звали его не Вразумихиным, а Разумихиным – уж так повелось.

Он был бедным студентом, как и Родион. Родни у него не было, кроме дяди, который иногда его навещал.

Будучи по крови дворянином, Разумихин, однако, не имел никаких привилегий. Жилось ему не слаще, чем Раскольникову, но относились к своему бедственному положению они по-разному. Через нехватку денег оба были вынуждены оставить обучение в университете. поддался отчаянию, а Разумихин не сдавался. Он искал и находил способы заработка, не боялся сложной работы. К тому же, Разумихин был необычайно силен, прослыл настоящим богатырем.

Дмитрий Разумихин – настоящий оптимист, неунывающий человек. Хотя иногда ему все-таки сложно – и тогда он начинает пьянствовать и проказничать. Но благодаря сильной воле юноша может и вовсе не пить. Многие любят Разумихина за его добрый простой нрав. Несмотря на некоторую простоватость, он довольно умный малый и глубокая личность.

Внешность Разумихина была заметной: высокий, худой с костлявыми ручищами. Но в этом худом теле таилась огромная сила. Он был черноволос, всегда плохо выбрит. К одежде он относился равнодушно, хотя белье всегда было чистым. Но в целом, все же он производил впечатление неряшливого немного неотесанного юноши. Это очень контрастировало с его настоящей сущностью. Ведь, несмотря на простоватые «трактирные» манеры, он был хорошо образован, знал три языка.

Разумихин – честный и порядочный человек, не лишенный при этом скромности. Он о себе говорит, что он немного порядочен, однако имеются за ним и неприглядные делишки. Герой честно сознается, что иногда вынужден лгать, но исключительно из благородных побуждений.

Дмитрий имеет определенную цель в жизни, к которой постепенно идет. Его мечта – это собственное издательское предприятие. Юноша стремится выбраться из нищеты, зарабатывать честным трудом.

Разница между Раскольниковым и Разумихиным в их отношении к жизни и к себе. Раскольников быстро впадает в отчаяние, привык винить общество в своих неудачах, он вынашивает теорию о сверхчеловеке, для которого нет моральных границ. Тогда как Разумихин не имеет склонности к философствованию и пустым теориям, а понемногу совершает рациональные действия, которые должны привести его к цели.

В конце романа Разумихин обретает тихое семейное счастье с любимой .

Студент Разумихин — человек здоровой мысли и живого дела, ясный духом и благородный в своей неутомимой активности. Не считаясь с мировыми планами общественного устройства в далеком будущем, Разумихин предпочитает в тесных и узких границах практической осуществимости и ближайшей культурной пользы приняться за просветительскую работу по изданию и распространению нужных книг. Правительственные круги того времени считали необходимым взять в свои руки дело распространения «азбук, повестей, биографий и путешествий» и одновременно указать молодежи на полезную деятельность для народа в противовес революции.

По этому пути и направляет Достоевский своего «нового человека», попутно наделяя его штрихом автобиографического значения: мечты Разумихина об издательской деятельностисобственные проекты Достоевского еще с 1 840-х годов. Одновременно это и глашатай излюбленных идей романиста. Таков в романе студент Разумихин. Право на здравомыслие Достоевский предоставляет ему ценой его воинствующего отказа от всех соблазнов нигилистической доктрины.

Разумихин не признает «прогрессистов», подчиняющих человека теории: «Принципы! .. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет … Эх, вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете … » «Ни признака жизни в вас самостоятельной!» Он критикует в лице Зосимева новейшую медицину, которая со всем своим эмпиризмом бессильна изучить «натуру человеческую», то есть волю, характер, умонастроение пациента; в том же духе отвергает, он и современную юриспруденцию, которая за фактами, уликами, жестами не видит неотразимых психологических показателей и «душевного настроения» подследственного.

Он против теоретиков, западников, рационалистов, во имя непосредственности и самобытности живого процесса жизни. Это меньше всего «человек-книжка», оторванный от мутной и бурной стихии бытия. Все в жизни близко ему: и трактиры, и домик Павизы, и ласки Пашеньки, и букинисты с Толкучего. Лишь бы была непосредственность и подлинность цельного переживания. Отсюда и его тяга ко всему родному. Величайшая брань в его устах — это «перевод с иностранного!» Злейший враг его — «чужой ум». «Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица».

И вот во имя самостоятельной русской мысли и в защиту индивидуального «хотения» он вступает в бой с радикалами и отрицателями: « .. .Полной безличности требуют, и в этом самый смак находят! Как бы только самим собой не быть, как бы всего менее на себя походить! Это- то у них самым высочайшим прогрессом и считается». Таков этот новый деятель, призванный двигать вперед свою страну по ее органически сложившимся законам развития, не порывая с патриархальными преданиями и не отрываясь от родной почвы. Простодушный и мудрый практик, всем помогающий и все устраивающий, он принадлежит к рядам бедного российского дворянства, неизменно поставляющего Достоевскому почти всех его положительных героев, носителей его мысли и выразителей его надежд.

Именно от этого сословного слоя, к составу которого с полной категоричностью всегда относил себя Достоевский, ждал он выхода из исторического тупика, чаял грядущего спасения России, открытия верных путей к ее благосостоянию и правильному устройству ее в будущем. Отвечая всем мировоззренческим постулатам своего автора, Разумихин является для Достоевского образцовым представителем молодого поколения. Не готовить крестьянскую революцию и вести свое поколение к осуществлению в российских уездах социалистических утопий, а трудиться в своей ограниченной практической области, увеличивая общенародное благо ростом собственного благосостояния, множа число «лучших людей» в стране и следуя в своей деятельности не чужым подсказам, а велениям своей страны, своей натуры и своего национального прошлого.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Дмитрий Разумихин, выступающий в образе единственного друга Раскольника, истинно благородного человека.

Писатель представляет Дмитрия Разумихина, настоящей фамилией которого является Вразумихин, происходящим из дворянского рода, но являющимся, как и Раскольников, бедным студентом. Молодой человек обладает темными волосами, постоянной щетиной на щеках, приличным ростом, отличающимся большими костлявыми руками и худобой. При этом Разумихин физически крепок и признан среди окружающих как обладатель недюжинной силы.

Разумихин характеризуется неутомимым оптимизмом, жизнелюбием и стремлением к личностному росту, а также твердыми справедливыми принципами, построенными на чувстве собственного достоинства, долга, правдивости, простодушием и добротой.

Разумихин законопослушен, но иногда позволяет себе разгульную жизнь с обилием выпивки и дебошами.

Отличительными чертами Дмитрия являются его сметливый ум и завидная эрудиция, благодаря которым Разумихин мечтает преодолеть бедность, но исключительно с использованием честного труда. Кроме того, герой обладает знаниями трех языков, помогающих ему в нелегких поисках работы.

Ввиду материальных затруднений, также, как и его товарищ Раскольников, Дмитрий вынужден оставить учебу в университете, поскольку помощи ему ждать неоткуда (родителей юноша лишился, из родственников имеет только дядя, с которым редко встречается), а Разумихину необходимо зарабатывать средства к существованию.

Разумихин обладает состраданием к ближнему, великодушием, способностью к любым жертвам ради спасения друзей. Заболевшего Раскольника, Дмитрий терпеливо выхаживает, а когда друга обвиняют в совершении жестокого преступления, встает на его защиту, пытаясь оправдать перед законом, ссылаясь на его заболевание.

Осужденному Раскольникову Разумихин дает обещание о всяческой заботе о его родных, матери и сестре, взяв на себя ответственность об их дальнейшей жизни. Влюбившись с первой встречи в Дуню Раскольникову, Дмитрий спустя время делает девушке предложение руки и сердца, создав с сестрой друга крепкую и счастливую семью.

Сочинение про Дмитрия Разумихина

По своему происхождению Разумихин Дмитрий Прокофьевич относится к дворянам. Это единственный друг главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Молодые люди познакомились в университете, но так и не смогли закончить учебу из-за финансовых трудностей. Фамилия у Дмитрия Прокофьевича выглядит как прозвище и подчеркивает разумность этого героя. Изначально она звучала как Вразумихин, но со временем все вокруг стали называть его Разумихиным. Статус дворянина не дал ему никаких привилегий. Но самое главное, молодой человек был совершенно одинок – родителей нет в живых, других родственников нет, за исключением дяди, который практически не навещает своего племянника.

Разумихин отличался добродушным нравом, простой и оптимизмом. И Родион, и Дмитрий жили в тяжелых условиях. Но в отличие от Раскольникова, который впадал в отчаяние, Разумихин гораздо легче относился к своему положение. Он не брезговал тяжелым трудом и подработками. К тому же молодой человек обладал большой физической силой, отчего его нередко называли богатырем.

Внешность Разумихина довольно приметная – высокий рост, большие руки, темные волосы, а на щеках никогда не исчезающая щетина. Одежда на нем простая, чуть небрежная, но всегда опрятная, аккуратная. Иногда в моменты слабости он мог напиться пьяным, пошуметь, подраться. На первый взгляд он мог показаться грубым, неотесанным невежей. Но впечатление это обманчиво. Внутреннее благородство читалось в его характере, размышлениях, нравственных поступках, светлом уме и образованности. Главная мечта Разумихина – собственное издательство. Для достижения этой цели герой был готов трудиться не покладая рук. Молодой человек делает все, чтобы выбраться из бедности честным путем.

Разумихин обладает способностью видеть истинную сущность человеческой души. Например, он запросто определяет, что Лужин самый настоящий негодяй, который уже никогда не изменится к лучшему. А вот для Раскольникова, по его словам, еще не все потеряно. Именно к Разумихину Родион приходит за моральной поддержкой после совершенного им убийства. Осознавая вину своего друга, Дмитрий все же пытался оправдать Раскольникова, ссылаясь на его болезнь. При этом сам Разумихин является дальним родственником Порфирия Петровича.

Чтобы помочь ближнему, Дмитрий способен отказаться от многого и даже поступиться собственными принципами. Когда Раскольникова ссылают на каторгу, Разумихин берет на себя ответственность за родных своего друга, обещая беречь его мать и сестру, которую уже давно любил.

Вариант 3

Дмитрий Разумихин - один из самых ярких второстепенных героев романа «Преступление и наказание» за авторством Ф. М. Достоевского. И хотя настоящая фамилия Дмитрия - Вразумихин, абсолютно все, даже автор, называют его Разумихиным. В любом случае, оба варианта фамилии «говорящие».

«Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый», - так его внешность описывает Достоевский. Так же упоминается и большой физической силе Дмитрия. Он мог очень много пить и даже буянить, но мог и прекрасно обойтись без этого, что говорит о силе его характера. Однажды он целую зиму не топил печь и спал в холоде. Дмитрий добр, несколько простодушен, но отнюдь не глуп, хорошо образован и владеет тремя европейскими языками. Разумихин имел множество товарищей и пользовался заслуженным уважением с их стороны.

Родион Раскольников познакомился с Разумихиным во время учебы в университете и быстро с ним подружился. Можно сказать, что Разумихин – единственный друг Раскольникова. Дмитрий, несмотря на дворянское происхождение так же беден, как и его товарищ. Но он не отчаивается и всегда находит способ заработать хоть чуть - чуть. Однако и Разумихин вынужден покинуть университет из-за финансовых затруднений. У Раскольникова и Разумихина довольно много общего (бедность, необходимость покинуть университет), но так же между ними и отличия. Дмитрий не впадал в отчаянье и никогда не унывал, был оптимистом, брался за любую работу. Матери у него не было, отец, судя по всему, умер, а из родственников – только дядя, с которым он видится где-то раз в год.

Когда в город прибывают сестра и мать Раскольникова, Разумихин полностью берет на себя заботу о них. А позже он влюбляется в Дуню (сестру Родиона), хотя он даже и представить не мог, что она может ответить ему взаимностью. А когда Авдотья допустила, что могла бы стать его женой, он чуть не сошел с ума от радости. Позже, в эпилоге, они сыграли довольно скромную свадьбу.

Несколько интересных сочинений

    Жадность – это качество человека, которое характеризуется скупостью и корыстолюбием человека. Это качество негативно принимается обществом, ведь жадный человек ничем не делится

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином - рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Образ и характеристика Шурочка в повести Поединок Куприна сочинение

    Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

  • Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.

  • Образ и характеристика Василия Теркина в поэме Твардовского Василий Теркин сочинение

    Вася Тёркин – настоящий герой. Я знаю, что он был и до сих пор любим многими. Его можно принять за настоящего человека, а не за выдуманного персонажа. Он и сейчас вызывает симпатию, даже восхищение.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют заботу Разумихина о нём. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.
В романе "Преступление и наказание" показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно.
В романе ведется неприкрытая полемика со взглядами Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в "Что делать? " выступает Рахметов. Они схожи в проявлении силушки, оба студенты. "Разумихин был все тот же: добрый, высокий... был еще тем замечателен, что мог неизвестно по скольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод... " Рахметов ограничивает свои потребности и мучает себя из эксперимента (он богат) . Разумихин - по нужде (беден) .
В отличие от Рахметова Разумихин враг всякой теории, легко заводит романы, ходит в заведение к "Лавизе". Он критически относится к дореформенным порядкам, любит новую молодежь. Разумихин считает, что материалисты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу.
Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Дела Раскольникова, в ней чувствуется и полемика с "особенным" назначением Рахметова. Разумихин - русский богатырь, "снизошедший до мальчика", тратящий исполинские силы для поддержки ближнего своего. Он смотрит в душу каждого человека, и видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно "реставрировать" и ввести снова в круг человеческого братства. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. И всегда с разумом. Чтобы создать первоначальный капитал, Разумихин соединяет свои деньги с Луниными: "И зачем, зачем мимо рта кусок проносить! Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем", Разумихин может стать мужем и верным другом. Но, скорее всего, романтик-полуславянин превратится в капиталиста, отдающегося своему растущему "делу". Достоевский оттеснил Разумихина на задний план. Раскольников не мог помогать Разумихиным продавать книги, это слишком пустое занятие для него.

Образ Разумихина

Безусловно, одним из главных положительных образов в романе после Сони Мармеладовой является Разумихин, выступающий нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Ф.М. Достоевского.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это - описка, однако описка не случайная. Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина: «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков 12 росту». Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов, - оба студенты. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками. Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил», - повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной на себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы Разумихин ходит в заведение к Лавизе, легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Ни одна разновидность революционно-демократических взглядов его не устраивает: «...мне вся эта болтовня-себятешение, - говорит он, - все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и все то же да все то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят... видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили».

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей. Но революционно-демократические и в особенности социалистические взгляды молодежи он критикует так, как их критиковали во «Времени» и «Эпохе».

Разумихин на все лады повторяет «почвеннический» тезис о «лакействе» мысли революционной демократии и русских утопических социалистов, тезис, усердно формулировавшийся даже в каждом ежегодном объявлении о подписке на журналы Достоевского. «На чужих помочах ходят, - говорит Разумихин, - жеваное едят!» «Дураки! перевод с иностранного».

Разумихин не видит различий в материализме, он, как и подпольный человек, убежден, что для материалистов, всех материалистов, вселенная и общество - это единая, неумолимая, слепая вычислительная машина, в которой все предопределено, в которой нет никаких случайностей, в которой колокольня Ивана Великого и белобрысые ресницы Порфирия связаны фатальной, однозначно направленной и необратимой связью. Если б кому-либо удалось остановить эту машину и запустить ее наново, полагает он, она все равно породила бы вновь Ивана Великого и через посредство Ивана Великого и ресницы Порфирия.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу, но ведь и Чернышевский понимал значение живой жизни, он ввел понятие жизни в эстетику, он определил прекрасное как жизнь, он первый «угадал» Льва Толстого, он умел смотреть истине в лицо, он лучше других своих современников разбирался в противоречиях народной, крестьянской «души».

Разумихин по-своему «широкий человек». Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. В романе он выступает еще как человек неустановившийся, но привлекательный. Он беспорядочен, пьет, ходит в подозрительные заведения, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты о высоких материях, находит верный тон с самыми различными людьми - и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Он наивен и умен, он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин хлопотун, он и практически добр. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора, покупает ему приличную, и по средствам, одежду, заботится о заброшенных в номерах Бакалеева его матери и сестре. Разумихин верный друг. «Кликни меня, и я приду», - говорит он Раскольникову и придет и, собственно говоря, уже и пришел. Раскольников поручает Разумихину Дуню, в Дуню он влюбляется, несколько наивно, со всем пылом и восторгом первой любви или по крайней мере так, как традиционно изображается первая любовь.

Разумихин умеет и за себя постоять и близких себе защитить. В его «богатырстве» есть идея, смысл которой: не надо искать общих решений, надо оказывать помощь отдельным людям, терпящим бедствие в житейском океане.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Одного Дела Раскольникова. Мало того, она бьет дальше, в ней чувствуется и полемика с «особенным» делом Рахметова. Разумихин - русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний - убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «рестаурировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.

Разумихин помогает ближним своим по натуре, без религиозных мотивировок, вне рамок ханжеской морали. Разумихин - восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и будущей своей жене. Самоотверженность во имя счастья близкого человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.

В Разумихине Достоевский-художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Образ Разумихина и объясняет, быть может, почему Достоевский больше не предпринимал шагов для того, чтобы оживить спою публицистическую программу шестидесятых годов во всей её целостности.




Top