Рерих заморские гости описание картины. Заморские гости николай рерих

С начала 1990-х гг. экстремизм является устойчивой угрозой безопасности Российской Федерации, затрагивающей жизненно важные интересы личности, общества и государства. Эта угроза имеет многоплановый характер и сопровождается различными проявлениями.

В настоящее время существует достаточно широкий спектр видов экстремизма: политический, этнонациональный, религиозный, в молодежной среде и др.

Экстремизм в молодежной среде обусловлен широким кругом социальных противоречий, не получивших своевременного разрешения, которые начиная с 1990-х гг. приобрели общесистемный и конфликтный характер. Данные процессы охватили все сферы жизнедеятельности страны: экономическую, политическую, социальную, культурную и др. Острота этих противоречий, их неурегулированность и масштабность вовлечения в них различных слоев населения, в т. ч. молодежи, отсутствие видимых перспектив их скорого разрешения обусловливают существование экстремизма в молодежной среде как долговременного фактора социально-политического развития современной России.

Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк. Значительную роль в нем наряду с внутренними играют внешние факторы, однако влияние первых, несомненно, является определяющим.

К внутренним факторам можно отнести многочисленные социальные конфликты и противоречия, сформировавшиеся в переходный период становления Российской Федерации, имеющие объективный и субъективный характер и высокую вероятность их долговременного существования. Однако основой экстремизма в молодежной среде является комплекс, во-первых, социально-экономических и, во-вторых, социально-политических факторов.

Одно из главных мест при возникновении и распространении экстремизма в молодежной среде занимают факторы социокультурного и социально-психологического характера. В комплексе этих факторов приоритетное место занимает процесс размывания прежней относительно единой системы социальных ценностей, формирования или усиления негативного влияния замещающих их субкультур на социально-групповых, этнических, религиозных, криминальных и других основах при признании их носителями допустимости или необходимости использования насилия для достижения соответствующих личных или групповых целей.

В условиях массовых социокультурных и социально-психологических изменений в обществе, направленных в сторону крайнего индивидуализма, вседозволенности, отрицание правовых норм и нравственных устоев в обществе, широкие масштабы приобретает процесс криминализации российского общества.

Данный процесс оказывает многоплановое воздействие на возникновение и распространение экстремизма в молодежной среде: формирует скептическое отношение к закону, правопорядку, правам человека; формирует чувство безнаказанности за совершение преступных действий; способствует культу насилия; сопровождается созданием благоприятных материальных предпосылок для дальнейшего роста числа преступлений насильственного экстремистского характера.

Как следствие в российском обществе усиливаются явления этнической и межконфессиональной нетерпимости и противостояния. Так, в настоящее время одной из основных причин роста экстремизма в молодежной среде является этнонациональный фактор, связанный с процессом возрождения этнического самосознания (действительными или мнимыми историческими обидами отдельных этнических групп, интересами и устремлениями этноклановых элит; и многое другое). Также сказывается отсутствие серьезных положительных изменений в социально-экономическом положении многих национальных регионов страны.

Кроме того, серьезную роль в указанной сфере играют миграционные процессы. Прибывающие в Россию мигранты в первую очередь размещаются в крупных городах и перевозят туда на постоянное место жительства своих родственников, что ведет к изменению этнодемографического баланса, длительное время сохранявшегося в субъектах Российской Федерации.

Обособленный образ жизни мигрантов при отсутствии стремления к интеграции в принимающее общество, нежелание общаться на русском языке, демонстративные ношение национальной одежды и соблюдение своих обычаев, открытое противопоставление себя местным традициям и культуре ведут к росту ксенофобии в среде коренных жителей, прежде всего среди молодежи. Недовольство последних вызывают также экономическая активность представителей национальных общин, вытесняющих местное население из наиболее привлекательных секторов экономики, попытки навязывания своей культуры и религии, регулярно совершаемые мигрантами уголовные преступления. Указанные обстоятельства приводят к росту конфликтов и экстремистских проявлений, популяризации националистической идеологии среди коренного населения.

Особо негативную роль как фактор возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде играет формирование в ряде регионов России устойчивых очагов повышенной социальной напряженности и нестабильности – острых социально-политических и межэтнических конфликтов, обладающих высоким уровнем дестабилизирующего воздействия на безопасность страны.

Наиболее существенной социологической характеристикой современной молодежи России является ее неоднородность. Процесс дезинтеграции молодежи обуславливается, прежде всего, растущим имущественным неравенством. Заслуживает особого внимания такой фактор, как этническая и региональная дифференциация молодежного сообщества России, обуславливаемый спецификой социальной, политической, этнической обстановки в том или ином регионе страны.

В процессе изучения такого опасного феномена, как экстремизм в молодежной среде следует учитывать, как те или иные факторы социальной среды влияют на формирование и развитие личности молодого человека, какие из них направляют это развитие в конструктивное русло, а какие наоборот, детерминируют экстремистские установки.

Демографическая ситуация и состояние здоровья. Приходится констатировать, что в России продолжает снижаться численность молодого поколения. При этом ухудшаются показатели не только физического, но и психического здоровья молодежи. Влияние негативных социально-экономических факторов, резкое ухудшение условий жизни, а также низкое качество медицинского обслуживания в регионах отрицательно сказываются на рождаемости, продолжительности жизни. Типичной для нынешнего поколения является городская молодежь, выросшая в «малодетной» неполной семье без должного внимания со стороны старшего поколения.

Образование и воспитание. Ввиду материальной дифференциации и внедрения рыночных отношений в сферу образования для значительной части населения получение качественного образования на бюджетной основе стало малодоступным. Вследствие недофинансирования образования под вопрос поставлено качество подготовки специалистов различного уровня, серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов, сокращается база научных исследований в высшей школе, не прекращается отток кадров из образования и науки. В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Внедрение западных стандартов и схем в систему образования в большинстве случаев приводит к разрушению сложившейся национальной системы образования, которая десятки лет доказывала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов различного профиля.

Социально-экономическое положение и стратификация. В связи с кризисными процессами социально-экономическое положение молодежи по ряду основных показателей имеет тенденцию к ухудшению. Отмечается одно из наиболее опасных явлений экономической жизни – более половины работающей молодежи либо вовсе не имеет профессии, либо трудится не по специальности, приобретенной в процессе обучения.

В молодежной среде резко падает престиж труда.

Особенности общественного сознания и образ жизни. При всей фрагментарности и противоречивости оценок в общественном сознании основной части молодых россиян сохраняются традиционные ценности: стремление иметь крепкую семью, физическое здоровье, высокую квалификацию и материальный достаток. Вместе с тем в связи с материальными трудностями имеет место тенденция свертывания планов по созданию семьи и рождению детей, причем в большей степени это проявляется у молодых женщин. Значительно укрепляются и становятся базовыми (особенно в условиях крупных городов) индивидуалистические установки. При этом отмечается рост гипертрофированного этнического самосознания и этноцентризма.

Действие указанного выше комплекса факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в российской молодежной среде, дополняется влиянием широкого круга условий объективного и субъективного характера, благоприятствующих формированию данного социально-политического явления и приобретших за истекшие годы значительные масштабы. В их числе наибольшую роль играет распространение в обществе, в немалой степени при участии средств массовой информации, идей насилия и жестокости; высокий уровень неконтролируемой миграции из ближнего и дальнего зарубежья; наличие в стране широкого и доступного черного рынка оружия и др.

Однако при этом не должны упускаться из вида и значительные по своему масштабу и дестабилизирующему воздействию факторы внешнего характера. К ним, в частности, относятся целенаправленная политика ряда иностранных государств, имеющих экспансионистские геополитические интересы в отношении России и стремящихся к их достижению при активном использовании пропагандистских центров, разнообразных научных, гуманитарных, благотворительных организаций, а также антироссийская деятельность зарубежных религиозно-экстремистских и националистических структур. Основным содержанием указанной выше деятельности является инспирирование создания в отдельных регионах России экстремистских объединений, прежде всего национал-сепаратистского и религиозно-экстремистского характера, либо поддержка уже функционирующих движений подобного толка.

В зависимости от социально-политической обстановки в конкретных регионах Российской Федерации и стратегических устремлений иностранных государств и зарубежных экстремистских организаций их участие в инспирировании или поддержке тех или иных экстремистских течений осуществляется с различной активностью и в различных формах. Например, в регионах северо-запада России, Поволжья, в ряде районов Сибири ими предпринимаются попытки усиления националистических и сепаратистских настроений, а в ряде районов Северного Кавказа ведется активная деятельность по разжиганию исламского фундаментализма и поддержке активного сепаратизма. При этом «целевой аудиторией» при реализации указанных выше замыслов как наиболее активная и податливая в идеологическом плане среда выступает именно молодежь, которая является проводником экстремистских идей и основным актором их реализации.

Среди прочих факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде, можно указать такие основные черты современной российской молодежи, как:

отсутствие систематического духовного развития, идеологическая неразборчивость;

толерантность к криминалу и иным негативным антиобщественным и антигосударственным явлениям;

подверженность манипулятивным технологиям формирования оценок и стереотипов поведения;

устойчивая склонность к импульсивным и агрессивным действиям и суждениям.

В процессе изучения факторов, способствующих формированию и распространению экстремизма в молодежной среде, необходимо отдельно рассмотреть комплекс проблем, детерминирующих экстремизм в среде мусульманской молодежи России.

Раскол мусульманской уммы и распространение радикальных форм ислама оказывает мощное воздействие на молодежь, представляющую собой наиважнейшую часть российского мусульманского сообщества.

Проблемы работы с молодежью в настоящее время становятся ключевыми для мусульманского сообщества, представленного достаточно широким спектром неправительственных организаций – от независимых приходов (махалля) и региональных духовных управлений мусульман (далее – ДУМ) до общероссийских мусульманских организаций.

Актуальность молодежной проблематики в мусульманской среде объясняется целым рядом взаимосвязанных факторов.

Первый фактор связан собственно с процессом исламского религиозного возрождения в России, выразившимся в активном развитии мусульманских религиозных организаций, учебных заведений, в издании соответствующей литературы, а также в усилении специфической религиозной идентичности приверженцев ислама .

Указанные обстоятельства способствуют активизации деятельности в молодежной мусульманской среде российских и зарубежных исламских организаций, оппозиционных официальному исламскому духовенству и исповедующих идеи радикального, экстремистского характера.

Второй фактор обусловлен старением кадров мусульманского духовенства, а также тем, что имамы, начавшие свою практику в советский период, далеко не всегда отвечают потребностям современной уммы, представители которой пытаются определить свое место в условиях религиозного возрождения .

Третий фактор, вытекающий из первых двух, связан с ростом популярности в среде мусульманской молодежи зарубежного религиозного образования. Как указывают представители ряда ДУМ, молодые люди, стремящиеся стать студентами теологических учебных заведений Саудовской Аравии, Турции, Египта и других мусульманских стран, представляют собой поколение новой формации: они не испытывают на подсознательном уровне боязни преследования за свои убеждения у себя на родине, не считают нужным скрывать свои идеологические воззрения и предпочтения перед кем бы то ни было .

Четвертый фактор заключается в амбициях ряда региональных мусульманских лидеров, желающих повысить свой статус, создать систему воздействия на властные институты как на уровне отдельных субъектов, так и на федеральном уровне. В этой ситуации мусульманская молодежь в силу своей динамичности выступает основным ресурсом для достижения указанной цели. Стимулом для того, чтобы молодые мусульмане оказывали поддержку лидерам такого рода, становятся обещания последних, связанные с гарантированными перспективами повышения жизненного уровня, получения престижного образования, повышения социального статуса и последующей интеграции молодых мусульман в региональную элиту.

Пятый фактор, воздействие которого прослеживается уже достаточно отчетливо, связан с постепенным увеличением в региональных мусульманских общинах удельного веса выходцев из мусульманских регионов постсоветского пространства, прежде всего активной в экономическом плане молодежи .

Таким образом, изучение факторов возникновения и распространения экстремизма в молодежной среде современной России позволяет считать, что он порожден, прежде всего, социально-экономическими противоречиями и социально-политическими конфликтами, относящимися к внутренней жизни нашей страны. Исходя из этого, должен быть определен и выбор соответствующих основных средств и направлений его ограничения и нейтрализации на общегосударственном уровне.

Можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Югo-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа: первый конфликт

Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды cвoeгo обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогpесс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира.

Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний .

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде , нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.

Aгpарно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии , Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного гopoдa в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отдeлилось от скотоводства, с другой - самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V - IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного кpyгa изготовлялась глиняная посуда. Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).

Чтобы ремесленник мoг специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мaстерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты cвoeгo труда на мясо и зерно.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания. Haчали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между coceдними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других - на ткачестве, в третьих - на изготовлении посуды и т.д.

В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-З тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Ceверной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще вceгo возводили монументальную постройку, жертвенник духам - покровителям племени.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в дeньгax .

Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще Bceгo это были меха, шкуры, у арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины у племен центральной Африки - слоновая кость, в Китае, Абиссинии - соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали частной собственности, так, американские индейцы даже в XVH - XIX вв. вели хозяйство сообща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых peмесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты cвoeгo мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в eгo решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дpyгих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Mopгaнa, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыгpал переход от матриархата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умeлые из них доживали до 25-30 лет.

Отзвуком времени, Koгдa от количества мужчин - добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика.

В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на нeосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, внеурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом cвoeгo происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал дпя определения исходных районов проживания народов, понимания основ их тpaдиций и культуры, так, родство языков народов, разделенных обширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одногo гeoгpaфического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп.

Bceгo на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одногo языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгoльскую, семито-хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, pycский и английский). Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н.э. проживали в ограниченном ареале - в Юго-Западной Азии, к югy от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изгoтовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немнoгo, их обработка дeлала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э.,но широко они распространяются лишь в IV - III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным. веком). Он ознаменовался наступлением новoгo этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?
2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.
4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров?
5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности.
6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.
7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?
8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

декларация была издана.

«Граждане!

Временный комитет членов Государственной думы при содействии и

Сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой

Степени успеха над тёмными силами старого режима, что он дозволяет ему

Приступить к более прочному устройству исполнительной власти.

Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает

Министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие

К которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической

Деятельностью.<...>

В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться

Следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и

Религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным

Восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением

Политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно- техническими условиями...».

Разъяснявшей позицию Временного правительства по вопросу войны и мира?

1) великое отступление русской армии

2) третьеиюньский переворот

3) выход России из Первой мировой войны

4) уход в отставку министра иностранных дел
А11.Прочтите отрывок из статьи и укажите год, когда вышла эта статья.

«Пять лет назад Советской власти удалось заложить основы мирного

Сожительства и братского сотрудничества народов. Теперь, когда мы здесь

Решаем вопрос о желательности и необходимости объединения, нам

Предстоит увенчать это дело новым зданием, – образованием новой могучей

Союзной трудовой державы. Воля народов наших республик, собравшихся

Недавно на своих съездах и единодушно постановивших образовать Союз

Республик, с несомненностью говорит о том, что дело объединения стоит на

Правильном пути, что оно зиждется на великом принципе добровольности

И равноправия народов. Будем надеяться, товарищи, что образованием нашей

Союзной республики мы создадим верный оплот против международного

Капитализма, что новое союзное государство послужит новым решительным

Шагом по пути к объединению трудящихся всего мира в Мировую Советскую

Социалистическую Республику».

1) 1921 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1927 г.

А12.Что стало одним из последствий хлебозаготовительного кризиса 1927 г.?

1) свёртывание нэпа

2) провозглашение курса на строительство социализма в одной стране

3) проведение денежной реформы

4) провозглашение политики «красного террора»

А13.Какое положение содержала Конституция СССР 1936 г.?

1) в СССР существует частная собственность на средства производства

2) выборы депутатов во все Советы происходят на основе всеобщего,

Равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

3) высшим законодательным органом СССР является двухпалатный

Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы

4) СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного

Объединения пятнадцати равноправных Советских Социалистических

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

Именно о революции в эпоху неолита позволяет говорить переход от присваивающего типа хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Это привело к изменениям во всех сферах жизни и деятельности людей.

2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему не зафиксирован письменными источниками, так как письменности тогда ещё не существовало. Потому мы может только строить гипотезы и причинах и ходе этого процесса. Популярна теория, согласно которой люди, всё более совершенствуя орудия охоты, истребили или почти истребили дичь, на которую охотились. Но земледелие возникло во всего нескольких довольно локальных очагах. Например – на территории так называемого Плодородного полумесяца. На тех землях именно во время неолитической революции происходили значительные климатические изменения: в результате дальнейшего отступления ледника далеко на севере, в Плодородном полумесяце саванна уступала место полупустыни с отдельными оазисами. Крупные животные, а за ними и люди отступали к оазисам и в долины рек, где оказались в ловушке окружённые пустыней. Именно там, в оазисах и долинах рек, тоже попавшие в ловушку люди встали перед лицом голода из-за резко сократившейся численности своей дичи.

3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Возможно, освоение производящего типа хозяйства происходило в результате цепи случайностей. Охотники случайно оставляли в живых детёнышей убитых животных и приносили их домой, случайно съедали не все собранные семена и т. п. Весьма правдоподобны версия о необходимости, которая заставила задуматься о результатах таких случайных экспериментов (изложена в ответе на предыдущий вопрос). Но важно подчеркнуть, что освоение, по крайней мере, земледелия, произошло благодаря случайности эволюции. Спелые семена диких сортов злаковых осыпаются, как только их тронешь. Человечество очень повезло, что в результате случайной мутации появились виды, семена которых крепче держались за стебли. В дикой природе такие растения имели меньше шансов на выживание, но именно они оказались пригодны для того, чтобы их смог выращивать человек, потому их, в отличии от сородичей, можно собирать, связывать в снопы, а только потом выколачивать из колосьев зерно.

4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров?

Первое разделение труда – это разделение на одних людей, которые добывают пищу (занимается земледелием и скотоводством) и других, которые изготовляют те или иные предметы (например, посуду или орудия труда). Последние называются ремесленниками. Таким образом, если раньше в рамках одной семьи производилось всё необходимое, то теперь тем, кто не выращивал ни растений, ни животных, нужно было получать пищу, а земледельцам и скотоводам нужно было получать продукцию ремесленников. Это привело появлению к обмена. В качестве эквивалента обмена до изобретения настоящих денег использовали так называемые товаро-деньги (скот, соль, редкие раковины, шкурки определённых животных с ценным мехом и т. д.). Процессы обмена продукцией вызвали усложнение общественных отношений, так как будучи новыми для общества, они требовали новых механизмов регулирования.

5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

Появление в результате обмена эквивалентов этого обмена, которые являлись ценностями;

Накопление благодаря обмену у некоторых людей большего числа ценностей, чем у других;

Лучшая жизнь (возможность лучше питаться, одеваться и т. д.) благодаря накопленным ценностям;

Возможность для людей, имеющих больше ценностей, делиться с соплеменниками, позволять и им лучше питаться и одеваться в обмен на уважение.

6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату.

«Матриархат» означает главенствующую роль женщин в обществе и счёт родства по материнской линии, соответственно «патриархат» – главенствующую роль мужчин в обществе и счёт родства по отцовской линии. Согласно теории, восходящей к Л. Моргану, переход от матриархата к патриархату привёл к возникновению института семьи, а появление семьи серьёзно повлиял на накопление ценностей (а значит и на складывание частной собственности), поскольку позволял передавать накопленное по наследству.

7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

Существующие ныне языковые группы сложились в эпоху энеолита в V-IV т. до н.э. Но это само по себе не означает, что на Земле не было представителей других, более древних не сохранившихся до нашего времени языковых групп.

8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов?

Орудия труда из металла, в отличии от таковых из камня, можно чинить (в крайнем случае, переплавить). Кроме того, сама металлургия – дело не простое. В начале человек стал использовать медь, вскоре перешёл на бронзу. Изготовление качественной бронзы, то есть смешение олова с медью в нужных пропорциях с соблюдением необходимых условий – непростое дело. Появление металлургии вело к усложнению технологий ремесленников. Кроме того, медь и олово – относительно редкие металлы, и почти всегда их месторождения находятся в отдалённых друг от друга областях. Потому использование бронзы также привело к развитию обмена, передачи материалов в конечном счёте на большие расстояния. Всё это вело к усложнению общественных отношений, а значит способствовало возникновению первых государств (хотя вряд ли было единственным фактором, который привёл к появлению этих государств).




Top