Решать гиа по литературе онлайн. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Значение НА СЕДЬМОМ НЕБЕ (БЫТЬ) в Справочнике по фразеологии

НА СЕДЬМОМ НЕБЕ (БЫТЬ)

испытывать большую радость, счастье, блаженство. Оборот связан с древними представлениями об устройстве мира, описанным Аристотелем в сочинении "О небе". Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых закреплены звезды и планеты. По другой версии: выражение связано с представлениями о небе как о семи вращающихся хрустальных сферах-небесах. На самой дальней от Земли верхней сфере находится рай.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НА СЕДЬМОМ НЕБЕ (БЫТЬ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЫТЬ в Энциклопедическом словаре:
    , наст. нет (кроме 3 л. ед. ч. есть и устар. и книжн. 3 л. мн. ч. суть); был, была, …
  • БЫТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    бы"ть, есть, бу"ду, есть, бу"дем, есть, бу"дешь, есть, бу"дете, есть, бу"дет, есть, суть, бу"дут, бы"л, была", бы"ло, бы"ли, бу"дь, бу"дьте, …
  • БЫТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: являться, находиться, пребывать (уст., высок.), существовать, иметься, наличествовать (кн.), бытовать …
  • БЫТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: являться, находиться, пребывать (уст. , высок.), существовать, иметься, наличествовать (кн.), бытовать (публ. …
  • БЫТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    существовать, составлять, являться, фигурировать, присутствовать, находиться, лежать, красоваться, водиться, иметься, иметь место, обретаться, гнездиться, крыться, оставаться, продолжаться, пребывать, скрываться, попадаться, …
  • БЫТЬ
    Syn: являться, находиться, пребывать (уст. высок.), существовать, иметься, наличествовать (кн.), бытовать …
  • БЫТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • БЫТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
  • БЫТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    быть, есть, суть; прош. был, была, было; буд. буду, …
  • БЫТЬ в Орфографическом словаре:
    быть, есть, суть; прош. был, был`а, б`ыло; буд. б`уду, …
  • БЫТЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    происходить, случаться Вчера была гроза. Б. беде. Встречи не было. быть Употр. как часть составного сказуемого. + Сын будет врачом. …
  • БЫТЬ в Словаре Даля:
    бытие, бытность и пр. см. бывать …
  • БЫТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    наст. нет, кроме 3 л. ед. ч. есть и устар. 3 л. мн. ч. суть в нек-рых знач. (см. эти …
  • БЫТЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    несов. неперех. 1) а) Как семантически самостоятельный глагол означает: 1) иметься, существовать; 2) присутствовать б) располагаться, размещаться где-л.; в) разг. …
  • БЫТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • БЫТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    несов. неперех. 1. Как семантически самостоятельный глагол означает 1) существовать, иметься 2) присутствовать где-либо 3) располагаться, размещаться где-либо 4) посещать …
  • НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая" -ое; -жен, -жна. 1. Ненадежный, не внушающий доверия, а также непрочный (устар.). Н. помощник. Неблагонадежная снасть. 2. Подозреваемый …
  • СТРАХОВАНИЕ
    Теория С. ? Страховая политика. ? История страхования. ? История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. ? …
  • РИМ, ГОРОД*
  • НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • ЧУВСТВОВАВШИЙ СЕБЯ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ в словаре Синонимов русского языка:
    бывший на седьмом небе, земли не слышавший, земли под собой не слышавший, ликовавший, ног не слышавший, ног под собой не …
  • БЫВШИЙ НА СЕДЬМОМ НЕБЕ в словаре Синонимов русского языка:
    земли не слышавший, земли под собой не слышавший, ликовавший, ног не слышавший, ног под собой не слышавший, радовавшийся, торжествовавший, чувствовавший …
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР в Современном толковом словаре, БСЭ.
  • ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ-Настоящий кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности …
  • КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ФЕДЕРАЦИИ(утвержден ВС РСФСР 09.12.71)Преамбула исключена. - Закон РФ от 25.09.92 № 3543-1.(в ред. Указов Президиума ВС РФ от 20.09.73, от …
  • НЛО В РОССИИ
    аномальные явления, напрямую связанные с появлением неопознанных объектов в небе Древней Руси и в Российской империи. Одно из первых отечественных …
  • ИНТИМ С ПРИШЕЛЬЦАМИ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    особая группа так называемых близких или интимных контактов. В 1980-начале 90-х годов этот более чем щекотливый вопрос в литературе как …
  • MAX PAYNE в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах.
  • ФОРД ПРЕФЕКТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-07 Time: 14:30:21 * — Мы не знаем, ни где они, ни что с ними. Бери пример с меня …
  • УКРАИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • РЕСТОРАН «У КОНЦА ВСЕЛЕННОЙ» в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-03 Time: 11:35:36 Цитаты из произведения «Ресторан „У конца Вселенной“» (автор Дуглас Адамс) * Есть гипотеза, что в …
  • НИДЕРЛАНДСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-16 Time: 09:54:27 =А= * ""Al draagt een aap een gouden ring, het is en blijft een lelijk ding""::Дословный …
  • НАД ЧЕРНЫМ НОСОМ НАШЕЙ СУБМАРИНЫ… в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:55:27 Цитаты из стихотворения "Над черным носом нашей субмарины…", 1941 (автор Константин Симонов) * Над черным …
  • КНЫШЕВ, АНДРЕЙ ГАРОЛЬДОВИЧ в Цитатнике Wiki.
  • ЮБИЛЕИ в Словаре Обрядов и таинств:
    Слово юбилей произошло от позднелатинского jubilaeus, которое, в свою очередь, идет от древнееврейского йобель - юбилейный год (каждые 50 лет). …
  • ЭЛЕВЗИНИИ
    (Греч.) Элевзинские Мистерии были наиболее знаменитыми и наиболее древними из всех греческих Мистерий (за исключением Самофракийских), и праздновались близ селения …
  • УЛЛАМБАНА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Праздник "все душ", прототип Дня Поминовения Усопших в христианских странах. В Китае он празднуется в седьмом месяце каждого года, …
  • ОБИТАТЕЛИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    Название или заменитель правильного санскритского эзотерического наименования, данного нашим "внутренним врагам", которых в эзотерической философии насчитывается семь. Ранняя христианская Церковь …
  • ГОТАМА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Принц из Капилавасту, сын Шуддходаны, царя - из рода Шанья - небольшого царства на границе Непала; родился в седьмом …
  • ВАЙРОЧАНА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) "Все-разъясняющий". Мистический символ или, вернее, родовая персонификация класса духовных существ, описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной чистоты. …
  • АШИГГДРАСИЛ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Сканд.) "Мировое Древо". Символ Мира у древних скандинавов, "древо вселенной, времени и жизни". Оно вечно зеленое, ибо Норны Рока обрызгивают …
  • СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОТКР 12
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 12 Главы: 1 2 3 4 …
  • КИРИЛЛ (ГОВОРУН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кирилл (Говорун) (род. 1974), архимандрит, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. …
  • СОБОРНОЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
    СОБОРНО-ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ - одна из форм традиционно-либерального (вечевого-либерального) идеала, форма гибридного идеала, форма псевдолиберализма. Обычно иллюзорно расценивается как либеральный идеал, …
  • ИДЕОЛОГИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - защищаемая государством псевдокультура, формирующаяся при участии профессионаловидеологов и имеющая целью ответить на распад консенсуса, ставящего под угрозу возможность решения …
  • ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - отрезок истории общества, связанный с полным завершенным циклом истории. Возникает в результате подчинения жизни общества (человеческой истории) инверсионной логике …

В шуточной форме означает - наивысший пик счастья. В основном и употребляется вместе с этим словом - счастье. А также с глаголами "быть", "находиться", "достигнуть", "оказаться" и др.

Чтобы узнать происхождение этого фразеологизма, надо окунуться в древнегреческую историю.


История возникновения

Жил некогда философ Аристотель, который считал, что составляющим неба являются кристальные сферы, их по количеству было ровно семь и на них возлежали звезды и планеты. А вот седьмое небо, как раз, было обителью духов и ангелов, подобие рая. Это та наивысшая точка, которую может достигнуть человеческая душа после смерти, ибо живым туда ход заказан.

Многие предполагают, что роль Аристотеля в возникновении этого выражения совершенно ничтожна, так как и у славян присутствовало понятие о рае на небе, а число семь всегда фигурировало в русском фольклоре и несло сакральное значение.

Но как бы то ни было, данный фразеологизм обозначает высшую степень удовлетворенности, счастье не обычное, а то которое приносит высшее наслаждение, так, седьмое небо не так уж и легко достичь.


Пример:
«Сам Рогожин весь обратился в один неподвижный
взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был
на седьмом небе» (Ф. Достоевский).

Предлагаю заглянуть на следующие страницы и познакомиться со следующими статьями:

  • Слово "Вода" - каково его происхождение? Почему эту жидкость так назвали?

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

На седьмом небе

Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в сочинении "О небе" объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах Корана; самый Коран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "На седьмом небе" в других словарях:

    НА СЕДЬМОМ НЕБЕ - кто быть; чувствовать себя Совершенно, безгранично счастлив; в состоянии блаженства. Имеется в виду, что лицо, реже группа лиц (Х) испытывает состояние глубокого эмоционального удовлетворения и гармонии. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х … Фразеологический словарь русского языка

    на седьмом небе - Неизм. Безгранично счастлив, очень доволен. Чаще с глаг. несов. и сов. вида: быть, почувствовать себя… как? на седьмом небе; на седьмом небе от чего? от радости, от счастья… Райского окружили сверстники… заставили рисовать, рисовали сами, привели … Учебный фразеологический словарь

    - (быть) высшая степень радостного возбуждения Ср. Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе. Достоевский. Идиот. 1, 16. Ср. На каком седьмом небе был теперь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    В поднебесье, там, за облаками, в вышине, счастливый, высоко Словарь русских синонимов. на седьмом небе нареч, кол во синонимов: 5 в вышине (4) … Словарь синонимов

    На седьмом небе - Разг. Экспрес. Безгранично счастлив, глубоко удовлетворён. Сам Рогожин весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе (Достоевский. Идиот) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    На седьмом небе - крыл. сл. Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384 322 гг. до н. э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Прил., кол во синонимов: 45 балдевший (37) благодушествовавший (25) … Словарь синонимов

    Прил., кол во синонимов: 44 балдевший (37) благодушествовавший (25) … Словарь синонимов

    Балдеть, ног не слышать, улетать в космос, быть на верху блаженства, ловить кайф, вкушать блаженство, испытывать удовольствие, получать удовольствие, чувствовать себя на седьмом небе, ног под собой не слышать, ликовать, земли не слышать,… … Словарь синонимов

    Первоисточник сочинение «О небе» древнегреческого философа Аристотеля (384 322 до н. э.), который говорит в нем об устройстве небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых расположены звезды и… … Словарь крылатых слов и выражений

Книги

  • Дело о черном вороне , Наталия Кузнецова. Лешка на седьмом небе от счастья – наконец-то их с Ромкой друг Артем вернулся из Англии и им предстоит провести отпадное лето! Но вместе с Артемом приехали и его новые друзья: Никита и Гарик.… электронная книга
  • Царевна золотой горы , Дарья Калинина. Второй медовый месяц с горячо любимым супругом на борту белоснежного теплохода – об этом можно только мечтать! Мариша была на седьмом небе от счастья. Но снова ее преследует какой-то…

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе 2018 года принесет с собой некоторые изменения в итоговую аттестацию от Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора и Минобразования. Выпускающиеся из школы девятиклассники, желающие связать свою жизнь с миром художественных произведений, должны быть готовы к новым критериям оценивания, усовершенствованию инструкций и качественной доработке уже существующих заданий.

В 2018 году ученикам 9 классов, скорее всего, понадобится сдать в общей сложности 5 предметов вместо 4: 2 обязательных (математика и русский язык) и 3 выборочных, к которым относится и ОГЭ по литературе. В 2020 году экзаменов может стать уже 6, ведь сегодня об этом всерьез задумываются представители Министерства образования, заинтересованные в мотивировании школьников и побуждении их к добросовестному изучению курсов средней школы.

Впредь результаты работ, написанных по выбору, будут учитываться при формировании аттестата, – с таким нововведением образовательная система познакомилась уже в этом году. Ребятам понадобится успешно пройти все экзаменационные испытания (оценка «удовлетворительно», или «3», и выше). Тем, у кого не получится сдать ОГЭ с первого раза, Министерство образования предоставит дополнительную попытку, однако это положение будет актуально только для 2 аттестаций. Ученикам, которые не сумеют воспользоваться данной возможностью и не справятся хотя бы с одной из повторных работ, не вручат заветный документ о завершении курса средней школы. Они будут оставлены в стенах учебного заведения еще на один год.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2018 может начинаться в разное время в зависимости от того, желает ли учащийся написать тест в досрочном или же общем формате, главное отличие которых заключается в датах проведения экзаменов. Так, «досрочники» обычно проходят аттестацию, начиная со второй декады апреля. Старт тестирований для основного потока школьников наступает в мае/июне, а период пересдач – в сентябре. В 2018 году преждевременная сдача литературы приурочена к 27 апреля (пятница). Превалирующая часть выпускников отправится на написание работы только 7 июня (четверг).

Общие сведения об экзаменационной аттестации по предмету выглядят следующим образом:

  • время проведения – 235 минут (3 часа 55 минут);
  • минимальный первичный балл, соответствующий «тройке», – 7;
  • количество заданий – 4.

Подробнее о пересдаче

Согласно приказу Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», на повторный допуск к сдаче ОГЭ в текущем учебном году смогут надеяться лишь определенные категории обучающихся. Речь идет о подростках, которые:

  1. Получили неудовлетворительные оценки не более чем по 2 предметам.
  2. Подали апелляцию в связи с нарушением правил проведения мероприятия и были признаны правыми.
  3. Не пришли на экзамен или не завершили написание теста по уважительной и документально подтвержденной причине (болезнь и т.п.).
  4. Сдали аннулированную впоследствии работу в случае, если в этом оказались повинны третьи лица, нарушившие порядок проведения аттестации. Это могут быть руководители пунктов проведения экзаменов (ППЭ), представители госкомиссий, технические специалисты, служители правопорядка, медработники, ассистенты, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья, и другие персоны.

Образовательная организация извещается об итогах написания работы не более чем через 10 суток после проведения контрольной проверки. Изменение результата или полное аннулирование теста проводится в 12-дневный срок. Подростку, допущенному к повторной сдаче ОГЭ, будет необходимо вновь явиться в ППЭ (возможно, новый) с документом, подтверждающим личность.

Структура КИМов

Контрольно-измерительные материалы представляют собой билеты, которые предполагают письменный или устный ответ на поставленный вопрос. В настоящий момент такая система проверки знаний считается налаженной и отработанной, поэтому вносить существенные корректировки в бланки работники ФИПИ не собираются. И все же о некоторых новых положениях педагогам, ученикам и их родителям стоит знать и помнить:

  1. Со следующего года инструкции, выдаваемые экзаменуемым вместе с заданиями, будут более детальными, обстоятельными, последовательными и четкими. Так выпускники смогут яснее понимать то, что от них требуется, а потому лишних организационных вопросов на экзамене удастся избежать.
  2. Критерии оценивания развернутых ответов впредь будут приводиться с опорой на стандарты ЕГЭ.
  3. Наивысший балл, который можно будет получить за написание работы, повысится с 23 до 29.

Важно! Составить представление об ОГЭ по литературе 2018 года ребята смогут благодаря открытому банку заданий, а также демоверсиям, спецификациям и кодификаторам, представленным на официальном сайте ФИПИ. Найти их можно в соответствующих разделах на странице fipi.ru/oge-i-gve-9 (меню слева).

КИМ состоит из 2 частей. Первая включает в себя фрагменты произведений (прозаического и стихотворного), из которых ученик должен выбрать один для последующего разбора. Суть работы заключается в написании развернутых аргументированных ответов на 3 поставленных вопроса. В первых заданиях понадобится грамотно, стройно и цельно изложить свои мысли в 3-5 предложениях, а в последнем – еще и привести сравнительный анализ двух разных отрывков в 5-8 предложениях.

Вторая часть потребует от учащегося написания сочинения объемом не менее 200 слов на одну из 4 поставленных тем. При этом здесь организаторы ОГЭ-2018 разрешают подросткам использовать полные тексты произведений (в т.ч. и лирических) из имеющегося в официальных источниках списка литературы для аргументации своей позиции и цитирования. Книги будут располагаться на отдельном столе экзаменатора и находиться в свободном доступе.

В критериях оценивания учитываются:

  • содержательное соответствие ответа заданию (понимание приведенных фрагментов без искажения авторской точки зрения);
  • степень анализа образов, деталей, микротем, мотивов и т.д.;
  • фактологическая, логическая и речевая точность;
  • умение сопоставлять произведения и работать с текстами;
  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
  • владение теоретико-литературными терминами;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соблюдение речевых норм (максимально возможное количество ошибок, не влекущее за собой потерю баллов по этому пункту, – не более 2).

За каждое из заданий можно получить:

  • №1 и №2 – по 5 баллов;
  • №3 – 6 баллов;
  • №4 (сочинение) – 13 баллов.

Итоговые результаты соотносятся с оценкой, которая затем проставляется в аттестат:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «двойка»;
  • 10-17 – «тройка»;
  • 18-24 – «четверка»;
  • 25-29 – «пятерка».

Как подготовиться

Для того чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе 2018 года, нужно оттачивать собственную грамотность и заниматься неустанным анализом и интерпретированием произведений, входящих в официальный список ФИПИ, обязательный к прочтению выпускникам 9-ых классов.

Видео-советы «бывалых «: какие книги читать в первую очередь:

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

б) допущено более 2-х речевых ошибок

Максимальный балл

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?
  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?
  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближаю т эти стихотворения?
  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?
  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какая проблематика объединяет оба произведения?
  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?
  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Выделите в формулировке главные слова.
  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.
  4. Найдите в текстах основания для сравнения.
  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?






Top