Резкий охлажденный ум. Главные герои романа "евгений онегин"

Портрет Евгения Онегина
Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражительная странность И резкий, охлаждённый ум.

А.И. Герцен о Евгении Онегине

"...Онегин - это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин - это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из неё выйти... Он не начинал и ничего не доводил до конца, он думал тем больше, чем меньше делал; он в двадцать лет уже стар, а, начиная стареть, молодеет через любовь. Он всегда чего-то ожидал, как мы все, потому что человек не настолько безумен, чтобы верить в продолжительность теперешнего положения в России... Ничего не пришло, а жизнь уходила...

Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И, однако, в этом-то обществе он осужден жить, так как народ ещё более от него отдалён..."


Два взгляда на характер и личность Онегина в "Рабочей книге" В.В. Голубкова

Взгляд Белинского Взгляд Писарева
1. Онегин- выдающаяся, недюженная натура:
а) он способен к чувствительности, к сочувствию людям, к дружбе, любви и поэзии;
б) у него есть "преданность мечтам" (правда, неясным) о другой, лучшей жизни;
в) "он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность, пошлость жизни душат его";
г) он очень требователен к себе и людям: оттого - недоволен собой и разочарован в жизни; его тоска - "страдание истинное, без фраз и драпировки";
д) он -умный, понимающий других и себя человек.

2. То, в чём обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о чёрствости и эгоизме его, а лишь о том, что он - не герой:
а) он испытывает к Татьяне "сильную и глубокую страсть"...
б) Онегин виноват в убийстве Ленского, он испугался "общественного" мнения, но ведь "деспотизм предрассудков требует для борьбы с собой героев";
в) притворство с больным дядей объясняется не чёрствостью Онегина, а его светской деликатностью.

3. Онегин не занимается плодотворной полезной деятельностью не потому, что не способен к ней, а оттго, что такая деятельность в обществе его времени невозможна. Сама судьба осудила его на личную жизнь и скуку. Он - "эгоист поневоле, эгоист страдающий".

1. Онегин- обыкновенный пустой светский человек, дюжинная натура:
а) он не способен ни к каким чувствам...
б) мечтает он не о лучшей жизни, а о женской красоте;
в) скучает в свете..., его скука - "простое физиологическое последтвие его беспорядочной жизни..."
г) разочарованность в жизни - напускная...
д) умственные способности его очень не блистательны...

2. То, в чём Белинский оправдывает Онегина, не может быть оправдано...
а) Онегин, объясняясь в любви к Татьяне, "добивается только интрижки"...
б) согласившись на дуэль с Ленским он проявил "безхарактерность"...
в) притворство пред больным дядей доказывает способность Онегина "подличать из выгод..."

3. Онегин - эгоист по природе - светский туниядец.


Образ Евгения Онегина в оценке Белинского

"Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нём человеа холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствоал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самими собою".

"Онегин - не Мельмот, не Чайлд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто - "добрый малый, как вы да я, как целый свет"... Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность".

"Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист,- так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum"(рок,судьба)".




Портрет Татьяны Лариной
Итак, она звалась Татьяной, Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто, целый день одна, Сидела молча у окна. *** Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалось девочкой чужой. От природы она одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем, пламенным и нежным. *** Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя.

Образ Татьяны в оценке Белинского

"...Среди этого мира нравственно увеченых явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства... Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы с почтенным семейством Лариных. Отец не то, чтобы уж очень глуп, да и не совсем умен; не то, чтобы человек, да и не зверь, а что-то вроде полипа, принадлежащего в одно и то же время двум царствам природы - растительному и живому..."



Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далёкий от реальной русской жизни настрой мыслей и чувств Ленского. "Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни.

По шутливому замечанию Пушкина, "его стихи Полны любовной чепухи". Ленский молод. Ему "без малого... осьмнадцать лет". Ленский мог сохранить жар, сердца , но мог превратиться и в заурядного помещика, который, подобно Дмитрию Ларину, "носил бы стёганый халат" и завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно:

Пил, ел скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лакерей..

Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский- отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:

Я модный свет ваш ненавижу, Милее мне домашний круг.

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Они взаимно объясняют друг друга. Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, роиантическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается "строгому разбору". И ему не нравились пиры господ соседственных селений.

А.И.Герцен о Владимире Ленском

"Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского - другую жертву русской жизни..."

"Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения".

Из статьи "О развитии революционных идей в России"

"Пушкин в "Онегин" представил отрадное явление во Владимире Ленском, да и расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением? Через десять лет он отучнел бы, стал бы умнее, но был бы Манилов".

Из "Дневника"

В.Г. Белинский о Владимире Ленском

"Онегин - характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического... В Ленском Пушкин изобразил характер... совершенно отвлечённый, совершенно чуждый действительности...

Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в тоже время "он сердцем милый был невежда", вечно толкуя о жизни, никогда не знал её. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии... В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах... Поэт любил свой идеал, осуществлённый им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение...

В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперёд. Это - повторяем, - был романтик, и больше ничего".



Портрет Ольги Лариной
Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно.

Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер - «француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…» В результате «Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать», имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: «…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха», «бранил Гомера, Феокрита», хотя «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, «но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей». Правда, Евгений «…читал Адама Смита и был глубокий эконом», но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых.

Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только «…счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре» позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно:
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

Онегин ведет типичный для «золотой молодежи» своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел «пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать». Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, «душевной пустоты». Его «мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум», внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений» Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к «свету пустому»:

* Ему наскучил света шум;
* Красавицы не долго были
* Предмет его привычных дум;
* Измены утомить успели;
* Друзья и дружба надоели…
* …русская хандра
* Им овладела понемногу;
* Он застрелиться, слава богу,
* Попробовать не захотел,
* Но к жизни вовсе охладел.

Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, «…но труд упорный ему был тошен…» Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику «опаснейшего чудака», подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы «светской черни» его поведения:

* «Сосед наш неуч; сумасбродит;
* Он фармазон; он пьет одно
* Стаканом красное вино;
* Он дамам к ручке не подходит;
* Все да да нет; не скажет да-с
* Иль нет-с».
* Таков был общий глас.

Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил», но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, «верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит». Энтузиазм, восторженность, мечтательность, «пылкий разговор» юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего «мира совершенству» Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:

* Они сошлись. Волна и камень,
* Стихи и проза, лед и пламень
* Не столь различны меж собой.
* Сперва взаимной разнотой
* Они друг другу были скучны;
* Потом понравились…

Но дружба эта закончилась трагически: «всем сердцем юношу любя», Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли. Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел «чувствий пыл старинный», душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что «вольность и покой замена счастью» была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:

* Дожив без цели, без трудов
* До двадцати шести годов,
* Томясь в бездействии досуга
* Без службы, без жены, без дел,
* Ничем заняться не умел.

«Охлажденный ум» героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,- в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,- справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...

    В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас литературное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано...

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«С ним подружился я в то время» – Под этой строкой в черновой рукописи Пушкин начертил свой собственный несколько обезьяний профиль – с длинной верхней губой, острым носом и круто вывернутой ноздрей.

«черты» - галлицизм.

Итак: портрет «молодого повесы», появившегося во второй строфе, написан. Появился симпатичный молодой человек, который – несмотря на равнодушие к поэзии и отсутствие каких-либо творческих способностей – более правят мечты … чем разум; крайне странный – хотя в чем именно его странность заключается автор нигде прямо не объясняет; наделенный холодным и язвительным умом – вероятно более тонким и зрелым, чем тот, что диктует ему резкие, вульгарные слова в разговоре с Ленским (гл. 3, V); мрачный, углубленный в себя, скорее разочарованный, нежели ожесточенный; еще молодой, но весьма изощренный в «страстях»; чувствительный и независимый юноша, от которого отвернулись – или вот-вот отвернуться – и Фортуна, и Человечество.

…описание онегинского характера … все дальнейшие подходы к его раскрытию, представленные в романе … будут либо вариациями на эту тему, либо медленным, как во сне, дроблением ее истинного смысла.

Теперь поэт встречается со своим героем на равных и, перед тем как отмежеваться от него… показывает то, что их роднит.

«Я был озлоблен, он угрюм» - Сиюминутное дурное настроение автора (в беловой рукописи еще более свойское «я был сердит») противопоставляется типической угрюмости его старшего приятеля, Онегина.

ПИСАРЕВ:
Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике. Как только бумажник опустеет, так Онегин тотчас пойдет в чиновники и превратится в Фамусова.

Итак, Онегин скучает не оттого, что он не находит себе разумной деятельности … а просто оттого, что у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить…

Ум его ничем не охлажден, - он только совершенно нетронут и неразвит.
«науку страсти нежной» … О существовании других, более сильных страстей, - страстей, направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия.

Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные похождения.

ЛОТМАН:
Условий света свергнув бремя- Тема замены большого света дружеским кругом разрабатывается в поэзии Пушкина этих лет и отражает биографическую реальность.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

В эклектике первой главы это особенно не заметно – но вообще этот способ оживления полудохлого персонажа через «свидетельство очевидца» можно оценить как признание неудачи в его создании.

Этим схождением в зал хозяина заведения для оживления бизнеса, Пушкин, во-первых – косвенно подтверждает это, во-вторых – «понижает ставки». Дескать, никакого особого «героя нашего времени» он и не думал писать, а так, изобразил знакомца-оригинала, - и ничего более.

Пушкин понял, что из-под Байрона ему не выбраться, и – бросает Онегина, каков он в первой главе, такой же и в восьмой – оболочка без сердцевины. Пушкин обращается к созданию других, более «перспективных», оригинальных персонажей, и - находит свою Татьяну.

Она, конечно, тот еще образ («немыслима и невыразительна» В.Розанов), но, по крайней мере, Байрон про таких ничего не писал.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Еще одно лирическое отступление, доказывающее интерес Пушкина к самому себе, в положительном значении этот слова. И, одновременно, в строфе описывается нечто нереальное, точнее, несоответствующее времени, несинхронизированное. Все вроде понятно и можно объяснить. Но есть и ньюанс.
Встретились два молодых человека. Оба испытывают определенное разочарование в атмосфере или обстановке их окружающей, Оба принадлежат одному кругу, оба уже испытали игру страстей и у обоих уже «жар угас». И все это происходит на самом утре дней.
Но если посмотреть на ось времени, то выяснится, что период, в который молодые люди могли встретиться, познакомиться, подружиться, совместно разочароваться в окружающем, очень короток. Пушкин выпушен из лицея в 1818, а уже в 1820 был отослан из Петербурга. А ведь в это время он и стихи писал, и «гусарствовал», и в литературных обществах принимал участие, и досаду царя вызывал. И у него есть время для тонкого анализа Онегина и сближения с ним?
Нету времени. Поворот такой – чистый вымысел. Как и кино – не показывают же все 9 месяцев между свадьбой и рождением наследника….
Пушкину в этот его момент жизни нужен персонаж, с помощью которого он обрел бы собственное внутреннее равновесие. Он молод, по-хорошему неопытен, испытывает полярные впечатления от знакомства со светом (общественной жизнью), испытывает полярные же оценки себя обществом. Ему нужно на кого-то опереться, но не в смысле защиты, а в смысле «почувствовать спину или локоть соратников». Среди бывших лицейских друзей он не решается открыто их в романе обрести, ведь у них может и не быть такого желания, они могут не испытывать такой потребности. Да и дружба эта хоть и рождалась годами, но годами иной, детско-юношеской жизни. Не со всеми же будет и далее близость по жизни. Александр Сергеевич тактично их не зовет.
Онегин же не связан никакими прошлыми или настоящими условностями. Ему можно легко приписать симпатичные (себе) и близкие (себе) черты. Придуманному герою можно рассказать о своих сомнениях или колебаниях, не боясь непонимания, равнодушия, злорадства или даже насмешек. Ведь сам-то поэт был весьма резок на язык, как и легкораним. Если же кто-то из реальной жизни разгадает автора и попытается поиронизировать, то всегда можно защититься ссылкой на выдуманность, литературность.
Онегин в этой(!) строфе - фон, но не выявляющий, а маскирующий Пушкина. Онегин – это демонстрация не своей (Пушкина) исключительности, а своей (Пушкина) массовости, неединичности. Демонстрация того, что скепсис и критические (а по сути своей ИНЫЕ) взгляды – существуют. И с этим нельзя не считаться. За это нельзя карать и преследовать. А ведь именно так и произошло с поэтом - выслали то его не за критику или протест, а за другое видение. По молодости своей не может он спокойнее воспринимать это.
Как бы не был талантлив и велик Пушкин, он понимаете, что голос одного всегда тише, чем голос двоих-троих-многих. И эти голоса многих услышать легче. Онегин своеобразный усилитель, и одновременно опора для автора.
В сегодняшних реалиях - Пушкин великолепный политтехнолог и знаток методов СМИ.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас. А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”

Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" - это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе; подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие “лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит"", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин - "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ. "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь; балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести. благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью", особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От “душевной пустоты” не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Ско-тининых.

И вот общественное мненье,

Пружина чести, наш кумир.

И вот на чем вертится мир! -

Восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены без дел,

Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", - писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование - это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.


Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

XLVI


Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

XLVII


Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.

XLVIII


С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая…
Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!

XLIX


Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона;
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле
С венецианкою младой,
То говорливой, то немой,
Плывя в таинственной гондоле;
С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.

L


Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! – взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии,
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.

LI


Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны;
Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.
Перед Онегиным собрался
Заимодавцев жадный полк.
У каждого свой ум и толк:
Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя
Иль предузнав издалека
Кончину дяди старика.

LII


Вдруг получил он в самом деле
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постеле
И с ним проститься был бы рад.
Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал мой роман);
Но, прилетев в деревню дяди,
Его нашел уж на столе,
Как дань, готовую земле.

LIII


Нашел он полон двор услуги;
К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись.
Вот наш Онегин – сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь.

LIV


Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.

LV


Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far niente мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?

LVI


Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

LVII


Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь от вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил ее напев?

LVIII


Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твое задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?»
И, други, никого, ей-богу!
Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред,
Петрарке шествуя вослед,
А муки сердца успокоил,
Поймал и славу между тем;
Но я, любя, был глуп и нем.



Top