Рисование в объеме. Основы рисования

Как нарисовать Снегурочку

Портрет Снегурочки. Рисование пошагово

Пучкова Мария Владимировна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» городского округа Саранск Республики Мордовия

Мастер-класс по рисованию: «Портрет Снегурочки в смешанной технике».


Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей.
Цель: выполнение портрета Снегурочки в смешанной технике.
Задачи:
средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение портрета сказочного героя (по представлению) на плоскости в смешанной технике; изучить пропорции головы, построение лица.
развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
воспитывать сознательное отношение к процессу изображения, аккуратность, стремление довести работу до конца.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, баночка для воды, альбом, простой карандаш, соль.

Ход мастер-класса:

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?…

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Вскоре после появления в жизни россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у него появилась молодая помощница, сначала позиционировалась как дочка, - Снегурочка. Это произошло благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В. М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М. А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А. В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н. К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.
История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки.
После репрессий 1927 - 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда, она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсакова.
Какая она, наша Снегурочка?!
Юная девушка является дитём Мороза и Весны. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровывает душу художника, что становится реальным, воплотившись на полотне мастера.
Как правило, образ Снегурочки художники пишут в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который сопровождает девушку, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки мастера живописи дополняют чудесным традиционным русским народным костюмом (сарафан, рубаха или шубка). А головной убор, кокошник, придает образу Снегурочки женственность и нежность.
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения.
Попробуем и мы создать образ девушки из сказки. Выполним погрудный портрет. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) человека, в нашем случае – литературного героя.
Итак, выполняем эскиз карандашом.
Голова человека имеет овальную форму, вверху более расширенную, внизу более суженную. Она правильная, одинаковая с левой и правой стороны, т.е. симметрична.
Проведите вертикальную линию на середине листа, это поможет нарисовать правильный овал.


Лицо делится на три части:
1- лоб, 2- глаза. нос, 3- губы, подбородок.
Проведем горизонтальные линии.


В дальнейшей работе нам помогут загадки.
Живет мой братик за горой,
Да не встретится со мной.

На верхней линии рисуем брови, ниже – глаза.
Форма глаз состоит из дугообразных линий (верхнее и нижнее веко). Намечаем ресницы, зрачок.



Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди -
Всегда впереди.

Нос располагается на середине листа. Переносица идет от бровей (рисуем плавной дугообразной линией). Макушка носа закругляется, Сбоку прорисовываем крылья носа, обозначаем ноздри.


Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся -
Крепко подерутся.

Ниже носа рисуем рот.


По сторонам на уровне носа рисуем уши.


Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.

Рисуем «шапку» волос, намечаем косу.
Кстати, на Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.


Намечаем линию плечей, ворота рубахи, обозначаем форму кокошника, украшений.
Обычно кокошник надевали в праздники. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними девушками. Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами -«кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.
На рубахе вышивка шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода - все деды, бабки, прадеды весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.


Говоря о выборе цвета, напоминаем, что образ девушки создаем с помощью нежных, холодных оттенков.
Материал этот очень интересный, им работают и профессиональные художники, и любители. Мы считаем уместным использование восковых мелков в детском творчестве. Работы получаются яркими, сочными.
Расскажите о том, как ими следует работать. Мелками можно рисовать по-разному. Острый край оставляет четкие яркие линии. Когда одним концом рисуешь довольно долго, на нем образуются грани и линии, оставляемые ими, мягче.
Есть еще один очень интересный прием работы: для этого нужно взять мелок тремя пальцами параллельно листу бумаги и ребром оставить широкое цветное пятно. Таким способом можно закрывать большие плоскости цвета.


Делаем цветовой акцент на глаза, выполняем портрет Снегурочки, намечаем орнамент на одежде и кокошнике.


Покрываем фон акварельными красками, цвета выбираем по вкусу, пока краски не высохли, посыпаем нашу картину каменной солью. Соль создает невероятный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании.


После того, как красочный слой высохнет, соль аккуратно стряхиваем. Оформляем рисунок в раму.


Вашему вниманию мы предлагаем работы учащихся МОУ «Гимназия №19» го Саранск.






Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку.
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица.
Может, сказка сбудется,
Верится - не верится.

Повесть детства дальнего -
Снежная красавица
Сердце больно ранила,
Не могу с ним справиться.
Тонкий стан тростиночки,
Словно льдинки пальчики,
Тебя помнят девочки,
Тебя любят мальчики.

Ты зимою белою
Родилась в стороночке,
Где на горках смелые
Подружились ёлочки.
Среди всей околицы
Деревеньки - матушки
Лучше нет помощницы
У любимой бабушки.

Но, весною талою
Ты судьбе доверчива
И снежинкою малою
Вновь растаешь к вечеру.
Когда встретит сон в траве -
Зимний сон дубравушка,
Будут ждать тебя к себе
Дедушка и бабушка.

Окна разукрашены
Серебристым инеем.
- Ни о чём не спрашивай,
Скажет небо синее.
Жди, когда за осенью
Луны разноцветные
Мир украсят с проседью
В жемчуга несметные.

Ночью зимней, сказочной,
Выйду я на улочку,
Из страны загадочной
Позову Снегурочку.
Закружит, завьюжется
Надо мной метелица,
Может, сказка сбудется,
Буду я надеяться.
Олег Абрицов

Снегурочка — замечательный новогодний персонаж, пришедший к нам из детских сказок. Эта красивая и скромная дочка Деда Мороза — любимица наших 6-8 летних детишек. К Новому году 2019 уроки рисования в дошкольных учреждениях и в начальной школе посвящены теме зимы и предстоящего праздника. У деток богатое воображение, и рисунки бывают очень интересными, но всё же необходимо привить им некоторые навыки рисования. Наш сегодняшний урок творчества расскажет уважаемым родителям и воспитателям о том, как научить детей рисовать Снегурочку карандашом поэтапно легко и просто.

Рассмотрим подробнее, как нарисовать эту милую девочку карандашом


1. Сначала нужно нарисовать овал лица, газа, нос и рот. После чего шапочку и сформировать форму личика.
2. Далее рисуем уши, бровки, на ушки «надеваем» серьги в форме снежинки.
3. Затем необходимо дорисовать воротничок шубы, после чего провести дополнительные прямые нижней и средней части тела, а также боковые прямые.
4. Не забудьте нарисовать белую кайму, рукава, для того чтоб они были на одном уровне проведите взглядом прямую горизонтальную линию.
5. Также необходимо «одеть» девочке рукавички.
6. И последний штрих – нужно раскрасить нашу милую героиню. Можно по желанию украсить шубку звездочками либо снежинками. Вот и все рисунок к Новому году 2019 готов.

Сейчас попробуем нарисовать Снегурочку красками

1. Для начала нужно изобразить лицо Снегурочки. Сделаем девочке светло-розовый оттенок личика. Чтоб получить такой оттенок нужно смешать на палитре белую краску с небольшим количеством красной.
2. При помощи голубой краски нарисуем шубу и варежки. Закрашиваем шубу и варежки этой же краской.
3. Теперь нужно нарисовать шапку или кокошник. Берем синий цвет и рисуем головной убор девчонке.
4. На этом этапе необходимо изобразить часть лица. Рисуем нос, глаза, губы, щеки.
5. Украсим шубу девочки воротничком из меха, изобразим тонкой кисточкой узоры на шубе.

Напоследок узнаем, как рисуют Снегурочку поэтапно при помощи гуаши

1. Используя карандаш, необходимо нарисовать контуры тела Снегурочки, шубку с меховым воротником и рукавами, шапочку, рукавички и сапожки.
2. Сейчас нам нужно нарисовать глаза, рот, носик, брови.
3. Теперь нужно выложить на палитру белую гуашь, добавить несколько капелек красной гуаши и перемешать. Затем закрасить личико и шейку.
4. Далее, снова выкладываем белую гуашь и немного темно-синей. Закрашиваем шапочку и варежки. Разбавляем гуашь парой капель белого цвета. Теперь раскрашиваем мех на воротнике и рукавах.
5. На данном этапе нужно нарисовать две светло-коричневых косички.

Видео мастер-класс на тему, как рисовать Снегурочку

Вот мы и узнали рисовать Снегурочку карандашом, красками и гуашью поэтапно, при этом просто и красиво. Надеемся, что все вышло с первой попытки! И если дети будут внимательны — у них тоже всё получится красиво. Желаем в Новом году 2019 счастья, здоровья и благополучия!

30. Геометрические тела


Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.



31. Кошки


В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.


Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.


32. Оси, квадрат и диагонали


Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.


а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей


б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей


в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости


а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур


б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение


в. Геометрический орнамент в народной вышивке


Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.


Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

В художественных школах или на любом курсе по рисованию первым делом учат как рисовать тени. Рисование примитивных фигур: шара, куба, конуса или цилиндра довольно скучное и утомительное занятие. Но, именно такие занятия являются первыми шагами к пониманию объема геометрической фигуры и умения правильно изображать ее темные и светлые стороны. В дальнейшем, умение правильно чувствовать свет и тень будет помогать вам в других рисунках.

Я не учился в художественной школе, но проходил эти уроки самостоятельно для того, чтобы научиться понимать объем. В этой статье я пройду этот урок опять, ведь такие уроки никогда не бывают лишними, сколько б раз мы не проходили их. В иллюстрациях, поэтапно, я буду показывать как рисовал шар.

Начинайте с легких предметов

Любая тень от любого предмета появляется тогда, когда появляется источник света. Если знать, где находится источник света, то нарисовать тень на фигуре не сложно. Но, если вы видите, что у вас проблемы с тем как рисовать тени, то советую начать с чего-то легкого, например с какой-то фигуры простой формы. Используйте любую технику рисования, удобную вам. Обычно я рисую, используя две техники – .
Зажгите лампу, чтобы она была единственным источником света в комнате, и легко показала тень от предмета, который вы выберите. Не буду утомлять вас рассказами обо всех нюансах построения тени потому, что это все теория, и я не думаю, что вы на сто процентов поймете как рисовать тени.
Художники, рисуя тени, делают это на глаз, не выстраивают ее направляющие и не высчитывают, куда она должна упасть. Только практика поможет вам понимать, как рисовать тени, и если с первого раза у вас не получится правильно нарисовать тень, то повозившись несколько вечеров, вы увидите свои ошибки.

Как рисовать тени и придавать объем

Я говорил, что теория не поможет полностью понять, как рисовать тени, но все же, основные моменты должен знать каждый художник. Участки, где лучи света напрямую падают на предмет — называются светом. Вокруг света возникает полутень или полутон. Места, на которые не попадают лучи света — называются тень. После тени следует освещаемый участок, который называется рефлексом и образуется от других предметов, находящихся рядом.
Расположение теней на любом предмете будет зависеть от того, как расположен источник света и под каким углом он находится. Яркий источник света насыщает тени и делает их резкими, а от рассеянного источника, переходы теней становятся мягкими и плавными. Важно! Штриховать всегда нужно по той форме предмета, который вы рисуете! Иногда возможно совмещение штриховки для того, чтобы усиливать тени.
Если вы уже научились рисовать тени, то попробуйте объемно и реалистично нарисовать глаз человека по уроку «




Top