Родинка шолохова что известно об истории атамана.  Шолохов М.А

Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», (как жеребенок), вся жизнь впереди.

Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его:«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один.

По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.


Есть войны, которые в истории условно (в оценке Льва Николаевича Толстого) называются справедливыми, освободительными: они, как правило, навязываются внешним агрессором, и тогда происходит небывалое сплочение народа, поднимающегося на борьбу с общим врагом, на защиту отечества. История России знает примеры таких Отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов. Не случайно слово «Отечественная», как бы в напоминание об исключительной важности этих войн для сохранения народа и государственности, пишется с большой буквы.

Гражданская война не бывает «справедливой» никогда. Она обычно является следствием социальных взрывов и революций. Так Октябрьская революция 1917 года породила Гражданскую войну 1918-1920 годов. И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ века это было героическим временем, однако в восприятии других это событие выглядело как трагедия – братоубийственная война, когда брат воевал против брата, а сын против отца. В результате каких-то непостижимых процессов врагами становились люди, разговаривающие на одном языке, порой родные друг другу по крови.

Именно такой предстает война в «Донских рассказах» Михаила Шолохова . Все произведения этого цикла объединяются не просто общим местом действия – Доном, Кубанью, но схожими идеями. Война в этих рассказах проходит кровавой полосой через семью, сталкивает отца с сыном, и смерть обоих происходит нелепо. Многие критики даже осуждали Шолохова за слишком кровавые детали гибели и «белых», и «красных». При этом писатель не давал каких-то оценок описываемым событиям, а позволял самому читателю разобраться в том, кто прав, кто виноват.

В рассказе «Родинка», об анализе которого пойдет речь далее, действие разворачивается в двух планах: во внешнем сюжете автор знакомит читателей с молодым командиром эскадрона Красной Армии Николаем Кошевым, которого даже бывалые бойцы ласково зовут Николкой. В свои 18 лет он уже полгода командует эскадроном и за это время разбил две банды. Он сирота, ведь отец сгинул еще в германскую войну, а мать умерла. До 15 лет парню приходилось перебиваться случайными заработками, а потом он ушел воевать с красными.

Единственное, что осталось от отца, - воспоминания о том, как его, шестилетнего пацана, отец сажал на своего коня, и родимое пятно на ноге величиной с голубиное яйцо: у отца было такое же. За три с лишним года войны Николай устал от такой жизни и сейчас мечтает о том, чтобы закончилась война и он смог учиться. Однако в самом начале рассказа становится известно, что командир получает известие о появлении в округе банды белых, а значит, снова в бой. И Николай невесело размышляет: «А тут банда … Опять кровь, а я уж уморился так жить … Опостылело все …»

Параллельно с изображением Николая Кошевого читатель узнает о судьбе атамана банды белых казаков. Семь лет не видел он отчего дома – с тех пор, как ушел воевать с немцами: германский плен, служба у Врангеля, «в солнце расплавленный Константинополь» , «камыши кубанские» и, наконец, банда из бывших белогвардейцев, во главе которой он оказался. И теперь на душе у него тоже не спокойно: «чудная и непонятная боль точит изнутри, тошнотой наливает мускулы» . Атаман устал от войны, руки помнят плуг и косу, а ему приходится воевать, вместо того чтобы заниматься привычным земледелием. И не забыть эту боль, и «не залить никаким самогоном» .

Остановившись у старого мельника Лукича, члены банды, казаки, «властью Советской недовольные» , обижают его, забрав последнее зерно для своих загнанных лошадей. Кроме того, старый атаман, разочарованный во всех и не верящий никому, заставляет старика есть землю, чтобы доказать, что тот «не за красных стоит» . Лукич незаметно от «лакающих водку в горнице» бандитов убегает к красному командиру, чтобы рассказать, что банда, за которой отряд гонялся уже три дня, скрылась у него на мельнице и «смывалась» над ним.

И вот кульминация рассказа: бой, во время которого Николка во главе эскадрона настигает банду, но остается в итоге один на один с атаманом. Эта схватка напоминает дуэль: с одной стороны матерый волк (не зря в начале этой последней главки из лесу появляется волк), и молодой командир с «безусым лицом, злобой перекошенным, и сузившимися от ветра глазами» . И если пуля атаманская не берет «щенка белогубого» , то решает атаман взять хитростью: налетает только тогда, когда кончилась обойма у Николки. Налетел он коршуном и шашкой махнул. Не знал только одного старый атаман, что, стягивая хромовые сапоги с «мертвяка» , увидит на ноге, чуть выше щиколотки, родимое пятно размером с голубиное яйцо – как раз как у него самого.

Вот тогда и настал момент истины: оказывается, отец непреднамеренно убивает собственного сына. Узнав в красном командире, зарубленном им, своего сына, он обнимает его, говорит ему ласковые слова, напрасно пытаясь вернуть его к жизни, называя и Николушкой, и «кровинушкой» , и сынком. А убедившись, что сын мертв, «поцеловал атаман стынущие руки своего сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Кто же виноват? Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли?

И с грустью тайной и сердечной
Я думая: «Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
М. Ю.Лермонтов

Рассказ «Родинка» (1924) относится к донскому циклу М.А.Шолохова. Главной идеей произведения является изображение гражданской войны как национальной трагедии: она уродует человеческие жизни и разрушает естественные человеческие отношения, в ней нет и не может быть победителей. Узнав, что банда напала на совхоз Грушинский и надо спешить туда на помощь коммунарам, Николка Кошевой устало думает: «Учиться бы поехать куда-нибудь... а тут банда... Опять кровь, а я уж уморился так жить... Опостылело всё...» (II). И атаман Кошевой устал от войны, устал от бесконечных убийств и бессмысленных скитаний. Ведь казак не только воин, но и хлебороб, поэтому так волнует старшего Кошевого вид и запах цветущих полей. Пересказывая мысли старшего Кошевого Шолохов пишет: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман, не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьёт — дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветёт жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной чернозёмной утробой» (III). От войны страдает простой народ, оказавшийся между красными и белыми. Грабёж, унижение, беззаконие — всё сваливается на старого мельника Лукича: от гражданской войны не укрыться нигде. А каким счастливым был мирный день, который старик провёл у себя на мельнице, пока не приехали непрошеные гости — бандиты атамана Кошевого.

«Родинка» очень напоминает балладу. Её сюжет трагичен: отец убивает неузнанного сына и, только когда уже ничего исправить нельзя, отцу открывается страшная правда. Шолохов перенёс этот «кочующий» литературный сюжет в эпоху гражданской войны на Дону: отец бандитский атаман — убивает единственного сына — восемнадцатилетнего красного командира. От баллады в рассказе сохраняются загадочность и недосказанность событий, резкая и неожиданная развязка, стремительность действия. Последнее очевидно, так как завязка (начало боя с бандой), кульминация (поединок Николки и атамана) и развязка (самоубийство старшего Кошевого) находятся в последней (шестой) главке. Отступлением от обычного балладного сюжета является растянутая экспозиция (первые пять главок), построенная на резком контрасте поступков отца и сына. Растянутая экспозиция не предусмотрена в балладе, но она нужна автору, чтобы подробно описать двух главных героев и так выразить своё отношение к ним.

Шолохов не объясняет выбор героев (с кем и против кого воевать). О Николке говорится скупо: он «с мальства сирота» (I), отец пропал без вести в германскую войну, мать умерла. До пятнадцати лет он мыкался в работниках, и, хотя автор не описывает жизнь Николки у хозяев, по другому рассказу из донского цикла («Алёшки но сердце») можно представить, каково было подростку в батраках. Поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет он стал красноармейцем: ведь красные боролись за хорошую жизнь для бедняков. Старший Кошевой, как многие донские казаки, сражается против красных — сначала в войсках Врангеля, потом в банде. Конечно, отсутствие серьёзной мотивировки выбора у героев является недостатком произведения, так как ведёт к схематизму образов. Однако, чтобы глубоко раскрыть проблему выбора в гражданской войне, нескольких слов, которые писатель может посвятить этому вопросу в небольшом рассказе, явно недостаточно, всё равно объяснение получится поверхностным. Поэтому Шолохов вообще отказывается от рассуждений на эту тему и следует правилу, сформулированному Л. Н.Толстым:« Не увлекайтесь тем, чтобы в одном рассказе сказать всё».

Писатель создаёт типичную для гражданской войны ситуацию: социальной вражде противостоят родственные отношения. Отец и сын оказались идейными врагами, но Шолохов отмечает, что в душе каждый хранит светлые воспоминания о другом. Николка помнит, как отец учил его, мальчика, ездить верхом и шёл рядом, ведя коня в поводу. Атаман бежит из турецкого плена на Дон, где семь лет назад оставил семью — жену и единственного сына, о судьбе которых с начала германской войны ничего не знает. Шолохов отмечает также, что сын и отец похожи, то есть подчёркивает не только физическое сходство, но и духовное родство их характеров. Сын унаследовал от отца качества, которые очень ценились казаками: любовь к лошадям, неизмеримую отвагу, организаторский талант, ибо уже в восемнадцать лет успешно командует эскадроном.

Шолохов нарушает ещё один жанровый признак баллады — автор не только растягивает экспозицию, о чём говорилось выше, но и открыто выражает своё отношение к героям: отец и сын в рассказе получают резко контрастное изображение. Душевная ясность Николки, выразившаяся в его мечтах, вызывает у автора явную симпатию. Описывая старшего Кошевого, автор несколько раз сравнивает его с волком, который «тишком натворит бед», а потом уходит от преследования, по-волчьи путая следы. В сцене единоборства атаман, как хищный коршун, пале тел на красного командира.

Для писателя ценно, что тяжёлое детство не «сломало» младшего Кошевого, в душе он сохранил сострадание к людям и веру, что жизнь может быть доброй и справедливой. Атаман постоянно пьёт и с удовольствием издевается над людьми (старый Лукич в ногах у него валяется и ест землю, вымаливая прощение за то, что хотел утаить зерно от банды). Шолохов подчёркивает растерянность и озлобление на весь белый свет старшего Кошевого.

Николка добровольно вступил в комсомол и защищает советскую власть, так как уверен, что сражается за правое дело. Бандиты, которые рыщут по станицам, грабят, жгут, убивают, надеясь террором вернуть прежние порядки, вызывают у писателя вполне понятное осуждение.

Итак, главные герои противопоставлены автором: светлый, совестливый, мечтающий учиться сын и «зачерствелый» (III), отчаявшийся, разуверившийся во всём отец. Читателю ясно авторское отношение к героям — симпатия к сыну и осуждение отца, но Шолохов не останавливается на таком прямолинейном противопоставлении. В заключительной сцене авторское отношение к герою меняется: старший Кошевой изображён не как бандитский атаман, а как несчастный отец, который собственной рукой убил единственного и любимого сына. Новое авторское отношение проявляется в описании отца над холодеющим телом сына: со страхом разглядывает атаман лицо умирающего красноармейца, обнимает его за плечи и обращается к нему с отчаянными словами, но не получает никакого ответа. Горе отца понятно и не может не вызвать сочувствия и сострадания автора.

Подводя итог, следует отметить, что Шолохов всю жизнь верил в идеалы революции, которая провозгласила своей целью защиту интересов трудящегося человека. Это вполне отразилось уже в его ранних рассказах, где он явно симпатизирует красноармейцам, хуторским беднякам, борющимся за новую, справедливую жизнь. Чёткие политические убеждения не мешали ему быть настоящим писателем, то есть изображать современную ему трагическую эпоху с общечеловеческих, а не с узко классовых (пролетарских) позиций. Советские критики часто упрекали Шолохова: в его произведениях выражен «расплывчатый», абстрактный (жалеющий всех — и правых, и виноватых) гуманизм вместо ясного революционного гуманизма (соединяющего любовь к революции и ненависть к её врагам). Рассказ «Родинка» является как раз примером того, что автор сочувствует всем своим героям — участникам и жертвам гражданской войны.

Авторское отношение в рассказе, как было показано выше, выражается различными способами: через оценочные сравнения (волк, коршун), через внутренние монологи, которые передают мысли и чувства героев (растерянность и усталость от гражданской войны обоих Кошевых и Лукича), через предысторию отца и сына Кошевых, через их поступки. То есть авторская позиция в «Родинке» проявляется очень сдержанно: нет лирических отступлений, эмоциональных восклицаний, психологических пейзажей.

Но вот действие рассказа доведено до трагической развязки, а Шолохов пишет ещё короткий эпилог, в который в первый и последний раз помещён психологический пейзаж, изображающий осеннюю степь, живущую своей особой жизнью, независимой от людей и их проблем. Коршун-стервятник над незахороненными мёртвыми казаками — точная деталь безлюдного поля боя. Этот пронзительный безмолвный пейзаж несёт важнейшую идейно-эмоциональную нагрузку: автор окончательно проясняет своё отношение к описанному эпизоду гражданской войны, призывает подняться над сиюминутными, классовыми оценками героев, пробуждает в читателе чувство сострадания и к отцу, и к сыну.

» Шолохов родинка

"Родинка", Шолохов: анализ произведения

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.

Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) - родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Художественные детали в произведении

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» - полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Значение «Донских рассказов» Шолохова

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены моральные нормы и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец - сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»

Шолохов "Родинка" (краткое содержание). Рассказ о трагической любви родителя и ребенка

Много написано рассказов о родительской любви. Такие произведения неизменно берут за душу читателя. Поэтому, наверное, и взялся не в первый раз за эту тему Шолохов. «Родинка» (краткое содержание это покажет) – рассказ о трагической любви отца и сына.

Глава 1. Николай Кошевой

Гражданская война. Молодой человек, солдат, заполняет какие-то документы в военном помещении. Ничто, кроме глаз, в нем не выдает бывалого служаку. Николаю Кошевому всего-то 18 годков. Он даже немного стесняется своего возраста. Правда, подвигов ратных у него уже немало. Этот мальчик уже командир эскадрона.

Шолохов так описывает главного героя и одновременно небольшими штрихами набрасывает контур его судьбы. Коля – сирота. Отец пропал в Первую мировую войну, мать тоже покинула мир сей. От родителей у него остались только смутные воспоминания и родинка на щиколотке, точнее, родимое пятно. В народе говорили, по крайней мере, во времена Коли, что родимое пятно – это отметина счастливцев. Так ли это или нет, расскажет Шолохов. «Родинка» (краткое содержание в том числе) не настраивает читателя на благодушный лад. Произведение это достаточно тяжелое и грустное с самого начала.

Главы 2 и 3. Мертвый конь и атаман

Вторая и третья главы настолько небольшие, что в нашем обзоре их можно соединить в одну. Во второй главе к Кошевому пришел гонец. Путь к командиру последнему стоил коня. Бедный зверь долго-долго скакал без всякого отдыха, потому и свалился замертво во дворе у командира Кошевого. Натурально описывает кончину коня Шолохов. «Родинка» (краткое содержание, надеемся, дает это прочувствовать) пропитана тревогой и ощущением близкого несчастья.

Гонец привез вести о банде, которая была замечена в определенной местности, и начальник того края слезно просил молодого командира помочь. Юноша не привык отказывать, да и как можно, ведь идет война.

Глава 4. Дед-мельник и шайка

Дед Лукич входит в повествование. Для того чтобы создать атмосферу, Шолохов живописует деревенский быт. Потом появляются недобрые молодцы вместе с атаманом. Спрашивают сначала про «красных», потом про зерно. У деда нет ни зерна, ни «красных», по его словам. Приспешники атамана начинают обыскивать мельницу и находят полные закрома. Дед умоляет не забирать зерно, таким тяжким трудом собранное. Командир банды не слушает его и кормит замечательным дедовским урожаем своих коней. Настоящих злодеев создал писатель в своем произведении «Родинка». Шолохов проникновенно описывает страдания бедного мельника.

Примечательно то, что Атаману мало грабежа, он еще хочет услышать от мельника, как тот не любит «красных». Дед послушно повторяет, что он ненавидит членов официальной армии новой власти.

Глава 5 и 6. «Предательство» деда и битва

Позднее дед, пока бандиты пили водку у него во дворе, тихонько прокрался к юному командиру Кошевому и все ему рассказал. Как пришли супостаты, отобрали зерно и настаивали на его отказе от признания советской власти и ее сторонников. Не по годам мудр рулевой эскадрона. Он не стал тратить силы на слова. Замечателен главный герой сочинения «Родинка». Шолохов явно сочувствует ему.

Кошевой внимательно выслушал и сказал только одно: «Седлай!».

Конечно, Шолохову далеко до голливудских фильмов, но он тоже достаточно динамично описал сцену борьбы красноармейцев с отщепенцами. Центральная схватка – это противостояние атамана и Кошевого. Нам очень хотелось бы сказать, что мальчик победил опытного солдата, но это не так. Молодость не всегда побеждает зрелость, особенно на войне. К сожалению, юноша пал в борьбе. В своем произведении «Родинка» Шолохов описывает это прекрасно, а мы, в свою очередь, постараемся передать только общий смысл сего печального события.

Атаман выбрал удачный момент, подкараулил юношу, вышел из укрытия и рубанул один раз саблей. Таким образом, молодой солдатик, вернее, душа его, отправилась в райские кущи. Бандит снял с молодца бинокль. Захотел стащить и новые сапоги. Одна нога поддалась без труда, а вторая – никак. Атаман рванул обувь на себя со звериной силой, стянув не только сапог, но и чулок. У мертвеца обнажилась щиколотка и родимое пятно величиной с яйцо голубя. Вот он – самый неожиданный момент, который содержит в себе рассказ «Родинка». Шолохов (краткое содержание, надеемся, сохраняло интригу до самого конца) блистательно закрутил сюжет!

Атаман преобразился из злодея в безутешного отца и начал причитать: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...». Затем, видимо, посчитав, что ничего уже не изменить, командир застрелился из маузера. Так заканчивается рассказ «Родинка». Шолохов написал его, а мы пересказали лишь краткое содержание.

Михаил Шолохов "Донские рассказы": краткое содержание рассказа "Родинка"

Весной 1905 года появился на свет будущий великий писатель Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых будет представлено ниже, являются непревзойденным шедевром, оставленным нам в наследство от автора.

Сюжет

Сюжет рассказа «Родинка» следующий: Николка Кошевой – восемнадцатилетний парень, является командиром полка и ведет борьбу не хуже любого бывалого вояки. Он – настоящий казак и сын казака. Автор приводит воспоминания парня о своем детстве, когда отец сажал его в пятилетнем возрасте на коня. Рано остался Николка сиротой. Мать умерла, отец пропал без вести во время Германской войны. Оставшись совсем один в 15 лет, ушел Николка к "красным".

Сильный и смелый юноша рано утром получает с нарочным приказ выезжать на захват банды в соседний совхоз. Приказы не обсуждаются, поэтому Николка собирается в дорогу.

Уже третий день уходит банда от погони отряда Кошевого. Состоит банда из пьяных бывалых солдат. Атаман их семь лет в родном краю не бывал. И плен пережил, и «туретчину», злой стал, черствый. Только боль душевную пытался залить самогоном.

Николка Кошевой, узнав от мельника, где засела банда, тут же направляется туда. Но атаман издали завидел молодого командира и прицелился. Выстрелил один раз, и лошадь упала под Николкой. Бежавший командир стрелял, а атаман, оскалясь, ждал, пока тот не потратит всю обойму. И вот тогда набросился атаман на командира и шашкой убил его. После этого убийца снял с трупа бинокль и сапоги. Но когда снимал, стащил и носки. Тут замерло сердце атамана. Увидел он на ноге Николки родинку с голубиное яйцо, ту самую родинку, какая была у его сына. Атаман убил себя выстрелом в рот. И сидел на его голове коршун-стервятник.

Особый подход

В этом краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохов написал не столько для того, чтобы показать ужасы гражданской войны, сколько для того, чтобы явить людям выход из нее. Вообще, Михаил Шолохов из всех писателей, раскрывавших в своем творчестве темы коллективизации, гражданской войны, раскулачивания, отличался своим особым подходом к оценке событий и поступков людей. Не делает героев только положительными или отрицательными Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание некоторых из произведений это подтверждает. Каждый со своей правдой, со своим жизненным взглядом. В первую очередь, писатель интересовался внутренним миром героя, а не тем, к Белому или Красному движению он тяготеет. Именно по этой причине мы не увидим оправдания самим автором «красных» или «белых» идей, жестокости и бесчеловечности. В этом весь Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание, конечно, не позволяет увидеть весь глубинный смысл книги. Оно лишь раскрывает сюжет.

Идея

20-е годы – страшное время в жизни народа, ведь шла борьба не против иноземного захватчика, а шла война брата с братом, отца с сыном. Что может быть ужаснее? В книге мы видим страшные картины, наполненные кровью и ненавистью. Но даже сквозь них просвечивает что-то доброе, вера в лучшее будущее для страны. Писатель ненавязчиво объясняет читателю, что нельзя ничем оправдать нечеловеческие пытки, казни тысяч людей.

На примере конкретных героев мы видим трагедии целого народа по книге «Донские рассказы». Шолохов («Родинка» – произведение, рассматриваемое нами) очень проникновенно, так, что сжимается сердце, передает историю атамана, убившего собственного сына и не пережившего этой трагедии. Сцена понимания атаманом совершенного им ужасна. Он стонет, как израненный зверь, он тормошит убитого, называя его родненьким сыном.

Отношения между людьми

Картинами донского пейзажа, становящегося свидетелем кровавых убийств, начинает каждую из шести частей рассказа Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых уже было приведено, уходят еще глубже. Почему так потрясло это убийство атамана? Разве и раньше не делал он этого? Делал! Но убить сына – это другое. Отсюда Шолохов приходит к выводу: чтобы не было войны, чтобы люди снова жили в мире и согласии, они должны относиться друг к другу по-отечески, любить, как сыновей, как братьев.

Рассказ М. Шолохова “Родинка” входит в цикл “Донские рассказы”, впервые был опубликован в газете “Молодой ленинец” в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на еще одну ее трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. “Родинка” написана узнаваемым, своеобразным по стилистике “шолоховским” языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
“На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба” – это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: “Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды”. Третья часть начинается с такого описания: “По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся”.
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, “величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки” родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, “раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает”. В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он “неук, сосунок”, (как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. “Семь лет не видал атаман родных куреней”, его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: “следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги”, с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: “…ведет атаман банду… как набедившийся волк”. А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: “Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед… Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…”. Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его:”…поводья пустил и налетел коршуном”. С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая “нехотя” покидает мертвое тело. Птица тает “в сереньком, по-осеннему бесцветном небе”, то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. “У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась”. Самый “горячий” эпизод – бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего ее атамана “Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…” – главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встает ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Творчество Михаила Шолохова, великого советского писателя, очень отличается от всей литературы, которая повествует нам, потомкам, о страшных годах гражданской войны 20-х годов, коллективизации, раскулачивании, белом и красном сопротивлении. Отличаются его произведения, прежде всего, тем, что он никогда не судил людей, Read More ......
  2. Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – “белых” Read More ......
  3. Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области. В 21 год Шолохов выпустил книгу “Донские рассказы”, в которую включил свое первое произведение “Родинка”. Этот рассказ поражает читателя своей Read More ......
  4. Сборник “Донские рассказы” относится к ранним произведениям Михаила Шолохова. Но рассказы эти отнюдь нельзя считать лишь первыми “опытами”. Молодой писатель старается показать всю реалистичность гражданской войны, ничем ее не приукрашивая, ничего не умалчивая. В “Донских рассказах” читатель видит огромную галерею Read More ......
  5. Родинка На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. “Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст – 18 лет”. По виду Read More ......
  6. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской “оттепели”. Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году Read More ......
  7. Уже само название рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений. “Да Read More ......
  8. М. Шолохов написал рассказ “Судьба человека” в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в “Правде” был опубликован рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой. В основу рассказа лег реальный факт. В Read More ......
Анализ рассказа М. Шолохова “Родинка”


Top