Роль литры в духовной жизни человека. Урок "Литература и её роль в духовной жизни человека"
Предыстория
Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.
События
551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.
Учение Конфуция строилось на том, что он…
- считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
- считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
- считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
- считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.
Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.
Заключение
Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.
Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».
Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.
Рис. 1. Конфуций ()
Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).
Рис. 2. Изречения Конфуция
Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).
Рис. 3. Древнекитайские книги ()
Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).
Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Bibliotekar.ru ()
- Sch714-china.narod.ru ()
- Newacropol.ru ()
- Определите местоположение Древнего Китая.
- Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
- Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
- Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?
Цели: формировать понятие мудрого человека, формировать умение оценивать изучаемые факты, способствовать формированию толерантности и позитивного отношения к людям старшего поколения
Задачи: высказывать своё мнение, внимательно читать и находить нужную информацию в тексте, группировать по указанному признаку, делать вывод.
Оборудование:
- учебник А.А.Вигасина «История древнего мира»,
- карта.
- Проверка домашнего задания.
- Вызов. Сегодня нам предстоит начать знакомство с ещё одним государством древности – Китаем. Это государство сохранилось до наших дней и о нём говорят и пишут очень много в средствах массовой информации. А что вы знаете о Китае? (ответы записать на доске)
- К этому перечню можно добавить одно имя – это Конфуций. Он жил в 5 в. до н.э. Китайцы считали и считают его мудрецом. Как вы думаете, кого можно считать мудрецом? (ответы записать) А теперь свои предположения сравните с определением мудреца из словаря – Приложение 1 . Сравните ваши ответы и объяснение из словаря.
- А можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев мудрец, а может быть он мудрец только для того времени? Ответы учащихся фиксируются на доске. Ответы у нас получились разные. Как можно выяснить, кто прав? Познакомившись с учением, мыслями Конфуция. Для этого надо прочитать учебник.
- Содержание. Работа с текстом учебника на стр. 100 – 103, пункты 2 и 4: читая текст, распределяем информацию на две части – «+» эти идеи Конфуция нам подходят, «-» эти идеи нам не подходят. Значки ставим карандашом на полях. Класс делим на три группы и примерно на три части делим текст.
- После завершения работы с текстом, группы знакомят весь класс со своей работой. Во время выступления группы в тетради делаем записи в две колонки
- На основе записей делаем вывод – ответ на поставленный в начале урока вопрос: можем ли мы считать Конфуция мудрецом для нас или он только для китайцев, или мудрец только для того времени? Конфуция мы можем считать мудрецом, а не только китайцы, т.к. большинство идей Конфуция подходят для нас.
- В колонке с «+» выделяем те мысли, которые могут пригодится любому человеку. После выделения информации ещё раз обращаемся к понятию мудрец – кого можно считать мудрецом? Мудрец тот, кто может учить тому, что всегда пригодится в жизни любому человеку.
- Рефлексия : сегодня на уроке 1) я узнал …, 2) я понял ….
- Домашнее задание: §22 п.1,3, в.3 (устно)
Младшие уважают старших, дети уважают родителей. Старшие внимательны к младшим и заботятся о них. Похвала в виде сравнения с древним героем Бережно хранить рассказы о старине. Снимать обувь при входе в дом Не вытягивать ноги Не ходить с распущенными волосами Порядок должен быть в семье, в государстве, в отношениях младших и старших Вежливость со всеми: кто ниже или выше по положению. Уважать правителя как отца. Правитель относится к подданным как к детям. Воспитание на своём примере. Нельзя быть жестоким. |
Жертвоприношения в честь покойных родителей и более отдалённых предков. Вера в сверхъестественных существ |
Предыстория
Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.
События
551-479 гг. до н.э. - годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы - почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.
Учение Конфуция строилось на том, что он…
- считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
- считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети - родителям, нижестоящий - вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
- считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
- считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.
Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев - драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.
Заключение
Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок ), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.
Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз-никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес-тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев - драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра-ну - «Поднебесной».
Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко-торого очень почитали в Китае.
Рис. 1. Конфуций ()
Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, - Кун Цю - благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма - Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).
Рис. 2. Изречения Конфуция
Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень-ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон-кую кисточку или палочку обмакивали в чер-ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан-ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).
Рис. 3. Древнекитайские книги ()
Ученый китаец должен был запомнить тыся-чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.
Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита-ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо-сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен-ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы-тянув их вперед, могли только совершенно не-воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па-лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.
Древние китайцы сооружали на голове слож-ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи-тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма-терии. Знатные богачи одевались в халаты шел-ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу-рами драконов (рис. 4).
Рис. 4. Традиционная одежда и прически ()
Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за-искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, - со старшими почтительно, а с младшими бла-госклонно. Конфуций учил, что государство по-добно большой семье. Подданные должны ува-жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча-ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их - прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос-таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин-ный путь - бесчеловечно», - говорил Конфуций.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Bibliotekar.ru ()
- Sch714-china.narod.ru ()
- Newacropol.ru ()
Домашнее задание
- Определите местоположение Древнего Китая.
- Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
- Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
- Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Проверка домашнего задания:
1. Мы знакомимся с Древней Индией. Покажите эту страну на карте: где она расположена? Покажите и назовите высочайшие в мире горы, главные реки Индии.
2. Какие касты существовали в Индии? Как индийцы объясняли возникновение каст? Как согласно индийским верованиям выглядел бог Брахма?
3. За что индийцы почитали брахманов? Как брахманы приносили жертвы?
5. Кто такие «неприкасаемые»? Какие надежды порождала у них вера в переселение душ?
6. Кто из индийских мудрецов не придавал значения кастовым различиям между людьми?
7. Что рассказывали индийцы о Гутаме? Под каким именем Гаутама более известен? В чем состоит его учение?
План:
1. Географическое положение и природные условия Китая
2. Конфуций – древнекитайский философ.
3. Учение Конфуция.
Новые понятия: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.
Изучение нового материала:
1. Страна, где жили китайцы.
Откройте карту на форзаце (обратная сторона обложки) учебника. Материк Евразия делится на Европу и Азию.
В Китае, как и в Индии, еще в древности возникли государства и совершился переход от первобытности к цивилизации. В Восточной Азии к Тихому океану несут свои воды две большие реки - Хуанхэ (в переводе означает «желтая река») и Янцзы («голубая» или «длинная река»). Здесь находится страна Китай. Судя по археологическим находкам, первые поселения возникли в долинах Хуанхэ и Янцзы около 5 тысяч лет до н. э. В конце XI века до н. э. в районе Хуанхэ появился кочевой народ, который называл себя чжоу. Кочевники осели среди живших в долине земледельцев, которые выращивали рис, просо, овощи, собирали орехи и листья с чайных кустов. В эпоху чжоу было создано сильное государство. Китайцы называли его Поднебесной империей. Главным божеством считалось Небо, а правителя называли Сыном Неба.
В середине I тысячелетия до н.э . в Китае было несколько самостоятельных государств, или царств , которые вели между собой кровавые войны . Известно, что после одногоиз побоищ под Чанпином в 260 г. до н.э. воины царства Цинь закопали живьем 400 тысячсдавшихся в плен воинов царства Чжао . Наиболее сильным среди них стало в III венедо н.э. государство Цинь. Победам этого государства способствовала новая организация войска; в первых рядах всегда была молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины. По приказу первого императора Цинь на территории Китая вводилось единое законодательство и общая монета. Если раньше в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь стали рассчитываться только золотыми или медными монетами. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины. Иероглифическая письменность была изменена так, что ею могли пользоваться жители в разных концах страны.
Строгое соблюдение законов Цинь Ши-хуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Однажды в Саньяне, столице нового государства, было казнено более 460 ученых, о чем было оповещено по всей стране.
Великий китайский мыслитель Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад (примерно в те времена, когда к западу от Китая образовалась огромная Персидская держава). Он был уроженцем одного из китайских государств. По преданию, Конфуций двадцати двух лет от роду стал учителем. К нему стали приходить люди, интересовавшиеся древней мудростью. Сам Конфуций говорил, что он не отказывал в знаниях никому, кто приносил с собой связку вяленого мяса - обычную плату учителю в те времена.
Конфуции быстро стал известен. Случилось так, что его назначили на должность начальника города. Всего за год он превратил вверенный ему город в образцовый. Однако не всем это нравилось: злые люди побудили правителя государства нанести Конфуцию оскорбление. Мудрец поспешил покинуть родные места и пустился в странствия. Большинство правителей китайских государств ласково встречали мудреца, но он ни к кому из них так и не поступил на службу. Состарившись, Конфуций вернулся на родину и посвятил конец жизни ученым занятиям. Как говорят, у мудреца осталось семьдесят два ученика, которые глубоко знали шесть главных предметов тогдашнего образования: правила поведения достойного человека, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо и счет.
Чему учил Конфуций.
Конфуций считал, что...
Необходимо уважительно относиться к прошлому своей страны, изучать его, соблюдать те обычаи и порядки, которые установлены с давних времен, ибо наши деды и прадеды были не глупее нас;
Чтение старинных книг поможет приобщиться к мудрости древних;
В семье младшие должны почтительно относиться к старшим, а старшие любить младших и быть к ним снисходительными;
Мудрый правитель не должен быть жестоким, мучить людей казнями и суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывать их прежде всего своим примером. Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он - для народа.
Всю жизнь Конфуций учил своих учеников, как стать благородным (т. е. достойным) человеком - «Чего не желаешь себе, не делай и другим», - говорил Конфуций.
Нравственные идеи китайского мудреца мы прочитаем ; многое из того, чему учил Конфуций, не потеряло своего значения и в наши дни (с. 103).
Высказывания:
Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливости.
Надо думать не о том, чтобы любым способом, даже бесчестным, стать богаты, а жить по правде, жить честно, никого не обижать, помогать людям.
Благородный человек винит себя, а ничтожный - других.
Как вы понимаете это высказывание? Если произошло что-нибудь нехорошее в вашей жизни, то подумайте, не вы ли сами виноваты в случившемся. Например, получив двойку по истории, не надо говорить: «Вот учитель ко мне придирается, не любит меня...» Или если кто-нибудь из ваших одноклассников не хочет дружить с вами, то задумайтесь, не вы ли сами оттолкнули его каким-нибудь дурным поступком или словом.
Богатство - это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность - то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.
Подумайте, в чем смысл этих слов. Если человек стал богатым благодаря своему труду, своим заслугам и способностям, то в этом нет ничего дурного... Но если человек по каким-либо причинам не сумел разбогатеть, не надо горевать: лучше быть честным бедняком, чем богачом, неправедно нажившим свое богатство.
Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, - в этом тоже заключается радость.
Радуйтесь самой жизни, как бы говорит Конфуций, и никому никогда не завидуйте.
3. Как выглядели китайские книги во времена Конфуция.
Подобно жителям Южного Двуречья и Египта, китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (китайское письмо - одно из древнейших в мире, хотя оно «моложе», чем египетские иероглифы и клинопись). Китайское письмо также возникло из рисунков . Рассмотрите рисунок «Китайские иероглифы» (с. 103).
Каждый китайский иероглиф обозначал целое слово. Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось.
Самые древние надписи, найденные при раскопках, сохранились на костях животных. На лопатках быков и баранов, на черепашьих панцирях китайцы процарапывали вопросы духам, например спрашивали: «Ставить ли западни для оленей?», «Созвать ли охотников преследовать лосей?», «Охотиться ли нам с собаками?». Древние земледельцы беспокоились, не погибнет ли их урожай от засухи. Поэтому они постоянно спрашивали духов: «Сегодня мы принесли жертву - будет ли дождь?» Или: «Соберем ли мы урожай проса?» Затем к кости с надписью прикасались куском раскаленной бронзы: кость трескалась. По узору трещин пытались узнать, что ответили духи - «да» или «нет».
Рассмотрите рисунки «Заросли бамбука», «Бамбуковые дощечки с иероглифами», «Бамбуковая книга» (с. 102-103). Писать на костях неудобно - китайцы стали использовать для письма бамбук. Его раскалывали на длинные дощечки, которые гладко выстругивали, писали на них кисточкой из тонкого мягкого волоса. Кисточку макали в тушь, которую приготовляли из угля или сажи. Для подчистки ошибок в написанном употребляли нож. Поэтому образованные люди просили положить им в гроб нож и кисть. На узких и длинных табличках можно писать только столбиком. На одной дощечке бамбука не уместится научное сочинение, поэма или описание военного похода. Их записывали на нескольких дощечках. В верхней части бамбуковых планок просверливали отверстия, продевали сквозь них шнурок и связывали вместе. Связка бамбуковых дощечек и была древнейшей китайской книгой.
4. Великий шелковый путь.
В древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа.
Рассмотрите рисунок «Сбор листьев шелковицы» (с. 104). Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма, червям вредны даже шум и смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы . Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы, он свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров.
Рассмотрите рисунок «Производство шелка в Китае» (с. 105). Чтобы получить из коконов шелк, их нужно поместить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивались в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.
Великий шелковый путь учащиеся находят на карте (форзац учебника): это была не одна дорога, а множество путей, дорог и троп, по которым из Китая на Запад везли различные товары, и прежде всего высоко ценившийся шелк.
Рассмотрите рисунок «Древнейший компас...» (с. 105). Одним из замечательных изобретений, сделанных в Китае, был компас.
Представим себе царский дворец где-нибудь в Сирии, недалеко от берегов Средиземного моря. Молодой вельможа склоняется в низком поклоне перед повелителем. - О господин! Ты отправил меня во главе отряда воинов встретить китайских купцов. Я благополучно добрался до Великого Шелкового пути и в условленном месте увидел навьюченных верблюдов и людей в длинных халатах. Дальнейший путь караван совершал под моей охраной. Однако вскоре погода испортилась: небо заволокли тучи, ночью не стало видно звезд, а днем солнца. Мы заблудились и не знали, что делать. Тогда начальник каравана помолился богам, затем откуда-то достал и положил на землю гладкую прямоугольную дощечку. На ней был ряд делений и иероглифов, но что они обозначали, я не знал. В центре китаец установил железную ложку, длинная ручка которой не касалась дощечки и как бы повисла в воздухе. И тут произошло нечто удивительное: ложка без человеческой помощи повернулась и приняла другое, сравнительно с первоначальным, положение. «Колдовство! - воскликнул я. - Но чем оно может помочь нам?» Начальник каравана мне не ответил, но могу поклясться, он выбрал направление, указанное волшебной ложкой. Это благодаря ей мы не погибли в безлюдной и страшной пустыне.
Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита - указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой - на север. В древности компас не был известен ни одному народу, кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.
ЧАЙ = Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...
Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно
вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: по
помни мои слова, за этим питьем большое будущее.
Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы людей.
По ходу урока делаются в тетради.
Реки Хуанхэ и Янцзы
Учение Конфуция
Великий шелковый путь
Домашнее задание: § 22. Обратить внимание класса на то, что материал учебника под заголовком «Как должны вести себя учтивые китайцы» (§ 22, п. 3) на уроке не рассматривался; учащиеся должны самостоятельно подготовить его пересказ. Вопросы к § 22. Индивидуальное задание: пересказ текста «Великий шелковый путь».
Конфуций (по-китайски его имя звучит иначе: Кун Фу-цзы) был необыкновенным человеком. Без него невозможно представить историю Поднебесной империи, поэтому ученые даже называют китайскую цивилизацию (правда, более позднего периода — средних веков) конфуцианской. И судьба философа была необычной.
Конфуций родился в середине VI века до н.э. в семье обедневших аристократов. Его детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений, ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и одновременно создавал свое учение — программу усовершенствования общества и человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и, подобно Шан Яну, отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но, в отличие от Шан Яна, Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой, он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые труды. В 479 г. до н.э. мудрец умер.
Конфуций в окружении своих учеников изучает одно из древнейших китайских произведений — гадательную «Книгу перемен».
Признание и слава пришли несколько столетий спустя. Только в I веке н.э., в эпоху династии Хань, учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и все образованные люди учили наизусть его книги.
Чем объяснить такой сказочный успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом.
Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным обществом, похожим на одну большую семью. Дети, но есть народ, слушаются старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и благопристойное поведение — вот на чем держится благополучие государства.
Шан Ян и тем более Шихуанди не согласились бы с Конфуцием. Как же держать народ в повиновении без жестоких наказаний? — спросили бы они. У Конфуция на это была своя точка зрения. «Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов, — говорил он. — Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». Значит, главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Почему бы и народу не вести себя так же? И разве может народ доверять такому правителю? А государству, каким бы оно и казалось могущественным, без доверия не устоять. Конфуций считал, что лучше пережить войну или голод, чем утратить доверие народа.
Особые требования предъявлял философ к чиновникам. Это понятно: в отличие от императора и придворных, они постоянно общаются с простыми людьми, собирают налоги, ведут дела в суде. Именно от них во многом зависит благополучие народа. Чиновники должны быть «благородными мужами» — образованными, глубоконравственными, бескорыстными.
Образцовый чиновник Конфуция походил на прекрасного принца или рыцаря. Наверное, поэтому любимыми героями китайских сказок были не персонажи вроде Золушки или Иванушки-дурачка, а бедняки, которые благодаря своим достоинствам становятся добрыми чиновниками.