Роман Пастернака "Доктор Живаго": анализ произведения. Сочинение на тему анализ произведения доктор живаго, пастернак читать бесплатно

Создавался роман «Доктор Живаго», анализ которого мы проведем, в обстановке послевоенного десятилетия, когда разрушились возникшие было надежды на изменения в стране, на обновление жизни. Партийное руководство активно душило литературу. Б. Пастернак не был репрессирован и даже не включен в число ошельмованных рядом с М. Зощенко и А. Ахматовой. Но в 1946 году (вскоре после постановлений о литературе) А. Фадеев выступил с предупреждением в адрес Б. Пастернака как поэта, не признающего «нашей идеологии». Б. Пастернак воссоздавал мир чувств, философию жизни, а его стремились «опустить» до политической идеологии. В официозную послевоенную литературу Б. Пастернак не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

В книге «Материалы для биографии» отражена история передачи и издания романа на Западе, кампания травли писателя после этой публикации, и особенно в связи с присуждением ему Нобелевской премии за 1958 год. Дополнительный материал, включающий дискуссии 1988 года, когда в «Новом мире» роман, наконец, увидел свет на родине автора, содержится в сборнике «С разных точек зрения. „Доктор Живаго“ Бориса Пастернака» (М., 1990).

Сюжетную канву романа «Доктор Живаго», анализ которого нас интересует, составляла история жизни Юрия Живаго от того момента, когда подростком он хоронил мать в 1902 году, и до 1929 года, когда от разрыва сердца он умер на московской улице. Но роман — не только жизнеописание главного героя. Б. Пастернак воспроизводил мир, в котором росла интеллигенция его поколения. В юности она восторженно ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно. Крещение правдой привело идеалы в столкновение с реальностью. Конфликт строился на несовпадении христианских идеалов и революционной действительности, подавляющей индивидуальность, требующей безоговорочного подчинения. В романе нет описания политических событий и социальных столкновений, но широко представлены раздумья и споры героев — мысли о жизни и назначении человека. Книга многоплановая, многомотивная. Одна из основных проблем в ней — судьба творческой личности в революции.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе Б. Пастернака к Евангелию и к революции. Все исследователи творчества Пастернака почувствовали, что его христианство не имеет прямого отношения к официальной церкви. Как писал В. Альфонсов, в Евангелии Б. Пастернак воспринял прежде всего «любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы». Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Б. Пастернака (как, очевидно, и автору) революция казалась грозой, ворвавшейся в «гущу обыденщины» без подобранных сроков, чтобы вынести «приговор вековой несправедливости». В ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по направленности. до духовному наполнению.

Искренность увлечения революцией еще сильнее подчеркивает последующее разочарование. Если вначале Живаго-врачу казалось оправданным (и даже восхищало) хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит прежде всего «потерю сердца» и фарисейство, из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе. Герой мечется между лагерями красных и белых, он отвергает, насильственное подавление личности. В романе, как пишет в своей книге М. Крепс (Булгаков и Пастернак как романисты. Эрмитаж, 1984), «нет вообще красных, а есть Павел Антипов, Ливерий Микулицын, Памфил Палых. Нет вообще дворян, есть Свентицкие, Кологривовы, Живаго, Громеко». Конфликт развивается между христианской моралью и революционной. Революционная отвергается, поскольку заставляет человека «перестать быть собой». Не желая потерять себя, Живаго оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом, ему кажется, что внеборьбы они не знают, чем заняться, борьба же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Антиподом Живаго выведен в романе Стрельников. Живаго — поэт, Стрельников — математик. Уже здесь заложено различие их отношения к жизни. Символика сопоставлений развивается и дальше. Профессия поэта — врач, а математик — школьный учитель — становится комиссаром, чтобы рационально переделывать общество. В Стрельникове исследователи видят и отголоски судьбы Маяковского. Истовая готовность героя на деле осуществлять революцию, быть ее орудием привела к опустошению души и самоубийству.

Финал Живаго — тоже смерть. Однако личность оценивается не только по завоеванным вершинам. Живаго не потерял себя, не отказался от главного в себе, не принял ни одной из чуждых ему ролей. Действительность 1929 года — года «великого перелома» — оказалась враждебной именно человеческой натуре. Сломанный трамвай, в котором нечем дышать, — последний символ, характеризующий взаимоотношения Живаго с окружающим миром. Сердце не выдержало, но смерть преодолевается памятью людей, и в романе смерть Живаго воспринимается скорее как оценка действительности, а не приговор «несостоявшемуся герою».

Смерть в контексте финала понимается как необходимая жертва, предполагающая возможность воскресения. Герой романа — не зеркальное отражение автора, их судьбы не совпадают, но главное направление мыслей и чувств, безусловно, близкое, единое.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Важные наблюдения относительно поэтики романа приводятся в уже названной книге М. Крепса и работе Б. Гаспарова «Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Б. Пастернака „Доктор Живаго"» («Дружба народов». 1990, № 3). Исследователи отмечают, что в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен-кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Нагромождение всевозможных совпадений, случайных встреч и стечений обстоятельств, которые сами герои называют «немыслимыми» и «невероятными», объясняются полифонией произведения. Б. Гаспаров, выявляя характер совпадений, «скрещений», параллельных сюжетов, пользуется музыкальным термином «контрапункт» (так соотносятся в начале романа смерть отца Юрия, выбросившегося из курьерского поезда, и в конце — смерть самого героя, выходящего из сломанного трамвая; рассматривается сложная образная система при изображении железнодорожного разъезда перед Юрятиным и др.).

Для понимания концепции истории и концепции личности в романе важно не только истолкование завершающих его стихотворений. Необходимо понять, почему они не могли быть растворены в тексте.

Начинается цикл с противостояния Гамлета лживой и преступной реальности. В ряде последующих стихотворений просматриваются эпизоды из жизни героя. Стихи нужны не для того, чтобы узнать что-то дополнительное о Юрии Живаго, но через его стихи проникнуть в его душу и почувствовать тот мир, в котором он жил, — что в нем не принял, почему благословлял жизнь как дар. Стихи Юрия Живаго подтверждают трагедийность восприятия действительности Б. Пастернаком и его героем и одновременно обнаруживают преодоление трагедии в творчестве. Развивая эту мысль, В. Альфонсов возражает тем, кто считал Б. Пастернака «жертвой эпохи»: «Если бы он был жертвой, он не создал бы такой лучезарной поэзии. Он художник бесконечно положительного, утверждающего миропонимания». На этом завершим анализ романа «Доктор Живаго».

«Доктор Живаго»


Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б.Л. Пастернак долго.искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м - автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому о тносится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения - судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго - человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует

о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» - старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего п каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго - дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.

Конспект урока

Тема. «Доктор Живаго»: сюжет, история создания, время, отражённое в романе.

Цели:

    подвести учащихся к пониманию основной идеи романа «Доктор Живаго»;

    познакомить с историей создания произведения;

    выяснить особенности композиции романа;

    показать, что в романе как в романе представлена Россия с 1903 – 1929 год;

    показать, что мысли и чувства доктора Живаго – это мысли и чувства самого Пастернака, что роман является «духовной автобиографией» писателя.

Тип урока: урок углубленной работы над текстом.

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приемы: беседа, обучение анализу текста произведения.

Виды деятельности учеников: подготовка сообщений, выразительное чтение учащихся, анализ эпизода.

План урока

    Организационный этап (3 мин.).

    Вступительное слово учителя (5 мин.).

    История создания романа «Доктор Живаго» (сообщение ученика) (5 мин.).

    Анализ романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». (25 мин.).

    Итог урока (5 мин.).

    Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока.

2. Вступительное слово учителя.

Роман «Доктор Живаго», изданный за границей и переведённый на 24 языка, привлёк внимание мировой общественности, но был принят в штыки ждановско–сусловской критикой в СССР. Началась открытая травля Б. Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей (в то время как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Горечь обиды, боль души вылились вскоре в стихи, которые замечательно звучат на фоне 5 симфонии П. И. Чайковского, 2 ч., Andante Cantabile .

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Тёмный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость.

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. /«Нобелевская премия», 1959г./

«Травля добила его», – вспоминал А. Вознесенский после смерти поэта. На опустевшей без хозяина даче на пастернаковском рояле С. Рихтер играл Скрябина – музыкального кумира Б. Пастернака

В 1958г. присуждена Нобелевская премия, а в 1960г. Б. Пастернака не стало.

«В связи со значением, которое придаёт Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ», – из письма Б. Пастернака в Шведскую академию.

В лиро–эпическом романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак сумел выразить те сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его лирическому герою – Юрию Живаго – в те беспощадные годы революций и войн.

    История создания романа «Доктор Живаго» (сообщение ученика).

Начат роман в 1945г. Несколько раз Б. Пастернак менял его название. Повествование о судьбе Юрия Живаго в романе заканчивается на событиях 1929г. – года «великого перелома» – начало массовых репрессий, коллективизации и индустриализации всей страны ценой миллионов жизней простых, а окончен в 1955г.

Из писем Б.Пастернака:

«…начал писать большой роман. Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее 45 – летие. Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории…Роман пока называется «Мальчики и девочки»…Атмосфера романа – моё христианство».

«Я закончил роман, исполнил долг, завещенный от Бога» , – эта пушкинская цитата Пимена из «Бориса Годунова» говорит о том, как относился Б. Пастернак к роману, соотнося его с летописью России.

«Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при своих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и таким образом дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое…»

«Первая книга – от 1903 до 1914 года, конца войны. Во второй хотел так: я надеюсь довести до Отечественной войны, примерно в 1929 году умирает главный герой, врач по профессии, но очень сильным вторым творческим планом, как у врача А. П. Чехова. Когда сводный брат Юрия Живаго приведёт в порядок его бумаги, выпустит в свет эти стихи – целая глава во второй книге. Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным, Маяковским, и когда я пишу теперь стихи, я их пишу в тетрадь этому человеку – Живаго».

Напечатан роман был в Италии в коммунистическом издании. В 1958 г. представлен к Нобелевской премии, а потом началась травля поэта – скоротечный рак, 30.05.1960г. умер один из последних представителей Серебряного века. В 1978г. Б.Пастернак посмертно восстановлен в Союзе писателей, а в 1982г. – посмертно вручена Нобелевская премия. В журнале «Новый мир» впервые в нашей стране напечатан роман «Доктор Живаго».

    Анализ романа «Доктор Живаго». Юрий Живаго и революция.

Юрий Живаго – представитель русской интеллигенции. Причем он – интеллигент и по духовной жизни – поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой – врач.

Юрий Живаго созерцатель, а не преобразователь. Как врач, он ставит диагноз, способен предугадать ход вещей, но не желает вмешиваться в них и лечить. Видимая пассивность героя и даже фатализм в романе очевидны. Герой, не переделывая мир, почти не приспосабливаясь к нему внешне, внутренне свободен, и остается собой (пример: партизанский отряд).

Обилие случайностей в жизни (в романе случай – это материализованное «чудо») имеет высший смысл. В жизни все предопределено (фатализм), кроме нравственного выбора человека , отстаивающего свою свободу духа. В этом близость романа «Доктор Живаго» и «Мастер и Маргарита».

Воланд – Маргарите: «Никогда и ни о чем не просите у сильных мира сего: сами придут и сами дадут вам».

Юрий Андреевич много размышлял над историей:

«Из средства раскрепощения революция превращается в конечную цель, вытесняя все другие проявления жизни. Тема насильственного насаждения счастья близка Достоевскому. Перерождение революции начинается в тот момент, когда человек вмешивается в историю, пытается подчинить ее своим представлениям. Это равносильно, что вмешаться в саму природу».

Антипод Юрия Живаго – Павел Антипов – «гений самоограничения», как называл его Живаго. Он предельно рационален во всем (математик, физик). Из тех, кто сделал самого себя, а теперь пытается подчинить мир. Меняет фамилию, начинает жизнь с чистого листа, отказавшись оттого, что дано было судьбой. Он пытается делать историю и становится жертвой этой истории. Самоубийство – последняя попытка противостоять судьбе. Пастернак отказывается от такого пути.

И вот финал романа. Юрий не отпустился духовно, как это кажется внешнее. Его жизнь в последние годы – это отказ от конформизма, приспособленчества. Друзья его не понимают, они изменились. Третья женщина в судьбе Юрия – Марина – из новой советской интеллигенции. Все женщины (Тоня, Лара) не отменяют друг друга, а входит в его жизнь как неизбежное, занимая свое место.

Наделив героя романа поэтическим даром, Пастернак отдал ему самое дорогое, чем обладал сам, – свою позицию. В стихах торжествует жизнь. Любовь, соединение двоих помогает присоединиться к вечному движению жизни, к ее настоящему и будущему, обратиться «оттуда» к людям живым.

Герой романа вспоминает свечу за московским окном, где была та, которую он потом полюбил. Свеча – точка притяжения для человеческой души, источник света, ставший вечным. Повтор звучит, как заклинание для героя. Противостоять судьбе невозможно. Ее тени присутствуют везде.

Все терялось в снежной мгле… но человек не потерян в мире, если есть любовь.

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня. А.Блок, 1906г.

В стихах речь идет о праздновании вербной недели – начале весны (обновления, на что надеялся народ после войны). Название «Мальчики и девочки» будет изменено, но тема воскресения и вечной жизни будет звучать в фамилии героя романа. Эта тема открыта в его стихах: образ свечи – один из центральных его символов. Один из вариантов названия «Свеча горела».

Характеристика гражданской войны и революции в романе (сообщения по группам).

Сообщение первой группы: «Первые отклики на революцию в семье Живаго»

Эпизоды кн.1, ч.6, гл.8; кн.1, ч 6, гл. 9; кн.1, ч6, 4

Учащиеся этой группы сообщают, что сначала была радость: наконец-то будут «вырезаны старые вонючие раны», будет восстановлена мировая справедливость, «это небывалое чувство истории». Потом постепенно пришло разочарование в революции, т.к. кругом появились страшные люди. Они отличались железной волей, крутым нравом, отсутствием жалости. В городе разруха, обыски, голод.

Революция меняет людей (пример Шурочки Шлезингер, Паши Антипина): чтобы спасти семью, как-то выжить в это трудное время, семья Живаго собирается уехать. Здесь возникает образ пути.

Сообщение второй группы «Образ пути в романе» кн. 1, ч7, гл.1.

Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к выводу, что перед нами Россия в миниатюре, железная дорога – это трудный путь России, это жизнь России, которую сорвали с правильного пути. Но попытки перекроить жизнь по своему усмотрению ведут к гибели людей.

Индивидуальное сообщение. Учащийся делает анализ эпизода кн. 2, ч 11, гл. 3,4

У красноармейца и белогвардейца на груди была одна и та ладанка с молитвой о спасении. Это подтверждение того, что война идет между братьями.

5. Итог урока : В романе «Доктор Живаго» Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи.

В «Стихотворениях Юрия Живаго» завершается осмысление центральной проблемы романа – проблемы бессмертия. Здесь утверждается мысль, заключённая в фамилии героя: Живаго, живой, живящий, бессмертный.

«Смерти не будет» – убеждённость, выраженная в этом первоначально предполагаемом названии романа, пронизывает весь цикл стихов, который назван в заключении «Книгой жизни».

Анализ произведения

Как отмечали многие исследователи творчества Пастернака, роман «Доктор Живаго» — одно из самых необъяснимых его про­изведений, да и, пожалуй, из всех произведений XX века. А по­тому к этому произведению нельзя подходить «со сложившимися канонами и стереотипами». Дело в том, что роман очень своеобра­зен, и авторская воля в нем очень чувствительна, это ощущается и в построении событий, и в поведении героев. Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции, за то, что сюжетные линии часто рвутся.

Роман был задуман в 20-е годы, а собственно работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Завершение работы над романом относится к 1956 году. А уже в 1957 году Пастернак получает Но­белевскую премию.

Работа над романом была очень напряженной. Даже заглавия менялись часто: «Свеча горела», «Мальчики и девочки».

Изображаемое в романе время: от 1903 года до событиями послевоенных лет, а в центре событий — революция и Граждан­ская война. Главный герой романа — доктор Живаго. (Сначала

Пастернак хотел дать своему герою имя Живульт.) К осени трид­цать пятого года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сло­женным, как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван «Записки Патрикия Живульта».

В романе с главным персонажем связана тема философии ис­тории. Интерес к истории у Юрия Живаго возникает от его дяди по линии матери Веденятина. Он расстриженный монах, священ­ник, ушедший из церковного мира, чтобы позаботиться о Юрии, который остался сиротой после смерти матери. Дядя и взял его на воспитание, потому что Юра был очень похож на мать.

Начало романа получает трагическое звучание: «Шли и пели».

В сюжете произведения интерес к истории проявляется в не­скольких сценах. Например, когда Юрий еще был студентом-медиком, он прочитал своеобразную лекцию у постели умирающей Анны Ивановны, матери Тони. «Сознание — это свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу… Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа».

«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть…» Юрий говорит о том, что если при жизни человек чувство­вал себя в делах других, то он останется в них: «И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего». В этой лекции-монологе прояв­ляется традиция русской литературы: все для других. Это мотив долга, жертвоприношения.

В романе очень частые выходы на размышления об истории. У него своя философия истории: человек, не думая о конце жиз­ни, занимается тем, что ему дорого, интересно, он укрепляет этим жизнь. В конечном итоге все, что он делает с интересом, с радостью, работает на его бессмертие, на ту память, о которой говорил Юрий. По словам Веденятина, человек «умирает в разга­ре работ, посвященных бессмертию». В данном случае речь идет о философии бессмертия. И можно согласиться с тем, что любой человек умирает «не под забором», а у себя в истории.

В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано­вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по­тому что будет разыскивать своего мужа — Павла Антипова, в Гражданской войне — Стрельников, за свою жестокость в при­нятии решений прозванный Расстрельниковым.

В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес­кие события, а романтика, которая с ними связана. Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине. «Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!»

Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин­ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.

Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель­ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач. Отноше­ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис­торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать. Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж­данская война воспринимается как явление преходящее, незна­чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге­рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.

Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки «платят» (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.

Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.

Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год — разгар войны, а потом «через пять или десять лет» размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: «Мы — дети страшных лет России» (грамотные читатели, на которых рас­считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения «Рожденные в года глухие»).

Одна из основных тем романа — тема любви. Он пронизан лю­бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.

В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото­типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо­мерно встретилась Пастернаку.

Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.

Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.

Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре­тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает. Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.

Любовь — это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю­бовь — это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.

Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла­вы романа. Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво­рении Юрия Живаго «Разлука».

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат — Панфил Па­лых — говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар­нишку, убитого им давно. Это воспоминание до сих пор трево­жит его, преследует. Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се­мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал. Это был Сережа Ранцевич. Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят­ся на поле боя.

Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое­образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома­на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом. Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време­ни, поэтически осмысленное. В этой лирике перед читателем пред­стает мир, утративший устойчивость. Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис­кусства и художника в ней.

Лирика Юрия Живаго — это важная часть романа. Если по­вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове­ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич­ной частью романа. Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред­стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом. Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах.

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе —

Жизнь прожить — не поле перейти.

Пастернак писал отнюдь не автобиографический роман, но история духовного развития героя в главном ее содержании вос­производит процесс духовного формирования поэта.

План:

1. Описание детства и юности Живаго. Его жизнь в доме се­мьи Громеко.

2. Происшествие с Амалией Гишар. Первое заочное знаком­ство с Ларисой Гишар и Комаровским.

3. На рождественском празднике Лариса стреляет в Комаров­ского и промахивается. От суда ее спасает он же.

4. Лариса выходит замуж за Павла Антипова. Они уезжают ближе к Уралу.

5. Женятся Юра и Тоня, дочка Громеко.

6. Начинается война. Юрий и Павел уходят на войну. Лариса отправляется на поиски мужа в качестве санитарной сес­тры.

7. Юрий возвращается домой. Встреча с Ларисой. Их роман. Тоня ждет уже второго ребенка, когда Юрия мобилизуют в армию снова.

8. Два года его скитаний. Побег. Он оказывается в доме Лари­сы. Болезнь Юрия. Все это время за ним ухаживает Лариса.

9. Письмо от жены сообщает Юрию о том, что Тоня с семьей уезжает за границу.

10. В городе появляется Комаровский. Он предлагает свою по­мощь, но Лара и Юра от нее отказываются. Хитростью Ко­маровский увозит Лару и дочь. Живаго остается один.

11. Он встречается с Павлом. После ночного разговора с Юри­ем, когда они вспоминают детство, Павел застрелился.

12. Юрий возвращается в Москву, женится на Марине. У них двое детей. Но однажды Живаго уходит от нее, говоря, что должен побыть один. Вскоре он умирает.

13. На его похороны приходит много народу, в том числе и Лариса.

14. Много лет спустя, во время Великой Отечественной войны, сводный брат Живаго Евграф находит дочь Лары и Юрия — Таню. Он заботится о ней, а кроме того, собирает все сти­хи, что написал за свою жизнь Юрий.

Пастернак, Анализ произведения Доктор Живаго, План


На этой странице искали:

  • доктор живаго анализ произведения
  • пастернак доктор живаго анализ произведения
  • доктор живаго анализ по главам
  • анализ доктора живаго
  • анализ доктор живаго пастернак

«Доктор Живаго»


Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б.Л. Пастернак долго.искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м - автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому о тносится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения - судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго - человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует

о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» - старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего п каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго - дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.




Top