Русские гопники. История и этнология

Как написано в статье, внешность гопников для читателей газеты не представляла сложностей: это такие русские ребятки типа "палец в рот не клади" с прыщавой кожей и тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!".

"Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить кожаные гангстерские кепки 1920-х годов с шиком - все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл", - пишет газета.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь говенные песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников О слове: мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" - и новый биологический вид готов.

Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания - Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб пишет издание. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов".

Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

1990-е - расцвет гопников

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши. "Гопники правили бал во всех 11 часовых поясах России. "Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль шестерок, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию", - пишет газета.

Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?

Чтобы исследовать культуру современных гопников, корреспонденты газеты отправились в Люберцы - город, который в 1990-х слыл столицей гопников. Уголовщина была там таким же распространенным явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Каково же было удивление журналистов, когда они не смогли найти там никаких гопников. Тогда представители газеты решили выбраться в один из самых зловещих районов Москвы, Братеево, но и там гопников не нашли.

Что же стало с гопниками? Большинство источников сходятся на том, что их вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие. Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

"Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников", - пишет газета.

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников", отмечает газета. Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников - дом 10 по Лиговскому проспекту - сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника

Кепка-таблетка - ключевой элемент наряда гопника. Кожаные - для тяжких убийств, полоски - для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши - обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык - гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь - гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан - всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка - будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб - выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков - людей.



В сегодняшней заметке я хочу поговорить на тему феномена «гопники» . Это явление на сегодняшний день является достаточно распространенной в молодежной среде. В отличие от известных молодежных субкультур, доминирующих в СМИ, гопники сегодня - реальная форма социализации большей части молодежи в основном из низших слоев российской провинции. Данное явление нельзя, строго говоря, отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Это, скорее, тип мировоззрения и образа жизни молодых людей, чем определенная форма молодежной субкультуры.
В ходе исследования, проведенное Тюменским государственным нефтегазовым университетом, выявлено несколько версий возникновения понятия "гопники" . Согласно одной, оно происходит от воровского жаргонного слова "гоп-стоп", означающего грабёж, вооружённый налёт. По другой - истоки восходят к малоизвестному жаргонному выражению "гопать" - бродить без определённой цели. Есть и версия о том, что название этой молодежной группы идет от слова "гопа" - ночлежка, которое, в свою очередь, произошло от аббревиатуры ГОП (городское общежитие пролетариата). Сельская молодёжь, перебирающаяся в поисках лучшей жизни в города в первые годы советской власти, селилась в подобных заведениях, создавая им дурную славу.

Развитие движения "гопников" имеет два достаточно четко выделяемых периода: 20-е и 90-е годы прошлого века. Периоды возникновения и возрождения "гопничества" связаны с переломными годами в развитии страны, являются следствием системного кризиса. Сегодня термин становится достоянием общественного массового сознания, а феномен рассматривается предельно широко, вплоть до включения в это маргинальное молодежное движение всех слоев населения современной России.

Важной характеристикой любой социальной группы является самоидентификация . Человек, который разделяет ценности гоп-культуры, гопниками называется "пацаном" или "нормальным пацаном". Тот факт, что слово "гопник" в данной социальной группе не используется (по крайней мере для самоидентификации), свидетельствует о его происхождении извне. Интересным представляется выбор слова "пацан", которое в русском языке является синонимом слов "мальчик", "подросток".

Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все. Для гопника одной из наивысших ценностей является принадлежность к группе. Первичная группа - это единственная социальная ниша, в которой он может себя реализовать, получить признание и уважение за смелость, принципиальность, верность товарищам - положительные человеческие качества, которые общество вне данной социальной группы не замечает и не ценит. Группа товарищей представляет для гопника примитивную, но в то же время реальную (достижимую) систему ценностей, которая сводится к формуле "будь как все, не противопоставляй себя группе". Только в этих узких рамках гопник может реализовать свою индивидуальность. Любой, даже самый "героический" поступок ничего не значит, если он произошёл без свидетелей или без одобрения со стороны референтной группы.

Социологические исследования подтвердили факт распространения движения гопников в российской провинции , причем массовый характер оно имеет среди подростков и молодежи, относящейся к периоду ранней юности. Так, только 12,7% опрошенных школьников ответили, что ничего не знают о гопниках; среди учащихся колледжей и профессиональных училищ таких оказалась 23% (данные нуждаются в уточнении); наименее информированными оказались, как и ожидалось, родители подростков - 28% из них не слышали о такой молодежи. Большинство респондентов не только знают о гопниках, но и общались с ними; значительная часть находится в контакте с этой группой. Более того, из анализа открытых вопросов видно, что примерно пятая часть подростков мужского пола выражает симпатии этой молодежи, или признается, что принадлежит к ней.

К характерным чертам гопников респонденты отнесли следующие: а) групповая сплоченность на основе общих интересов; б) доминирующая ориентация на материальные ценности; в) сформированный на основе "зоновского" языка жаргон, содержащий большой объем специфических понятий, распространенных в местах заключения и вышедших за их пределы, а также нецензурную лексику; г) уважение к индивидам, имеющим опыт отбывания наказания в местах лишения свободы; д) нетерпимость, агрессивность по отношению к представителям других групп молодежи; е) культ физической силы - брутальность.

Понятие "гопники" участники групповой дискуссии определяли следующим образом: "бандиты"; "организованная преступная группа"; "группа молодых людей, имеющих свою точку зрения"; "группа молодежи со своей философией"; "наркоманы". Происхождение термина связано, по мнению респондентов, с понятием "гоп-стоп", что отражает основную направленность деятельности гопников - вымогательство под любыми предлогами. Как правило, вымогаются мобильные телефоны и деньги. Под философией или "точкой зрения" гопников понимается непризнание законов страны и общества, ориентация на уличный грабеж, а не на получение образования и зарабатывание денег собственным трудом, отсутствие самореализации в других общепризнанных формах жизнедеятельности. Также отмечалась нетерпимость к представителям некоторых молодежных субкультур, прежде всего, таким, как панки и неформалы ("нефоры").

Внешние черты современных гопников и особенности их поведения описаны участниками фокус-групп через следующие признаки: а) обязательные: спортивный костюм, кепка-восьмиклинка, короткая стрижка, семечки; б) стремление к объединению в большие группы (до 10 человек) и демонстрации собственного "авторитета" посредством апелляции к физической силе; в) общение с представителями других молодежных групп ориентировано на разжигание конфликта (на "развод") с целью последующего обвинения в "неправильном" поведении, чтобы начать вымогательство и перейти к физической агрессии; г) вымогательство ориентировано сегодня на получение, прежде всего, мобильных телефонов и денег; д) могут контролировать районы города, а молодые люди, принадлежащие к гопникам или имеющие среди них знакомых, могут свободно перемещаться по территории данного района.

Общий сценарий конфликтного общения с гопниками следующий: поиск повода для конфликта ("есть два рубля?", "а сотовый?"); нарастание вербальной агрессии; нахождение поводов для конфликта и начало агрессии (предлагают пройти в "удобное" место); собственно вымогательство и/или избиение. Опыт общения имели юноши, один из них объяснил свою позицию при взаимодействии с гопниками: не вступать в разговоры, зная их цель, и сразу переходить либо к конфликту, либо стремиться избегать всякого общения - сбежать. Неоднозначные позиции во мнениях респондентов выявились при объяснении повышенной агрессивности гопников по отношении к панкам и неформалам. Большая часть респондентов указывали на отличительные особенности этих молодежных групп во внешнем виде: длинные волосы, эпатажная одежда и т.д., которые раздражают гопников, имеющих в своем облике совершенно другие элементы, скорее свидетельствующие о брутальности. Другая группа участников дискуссии, среди которых были юноши, имевшие личный опыт общения с гопниками, считают, что их нетерпимость не связана с какими-либо мотивами непринятия субкультуры других молодежных групп, а вызвана только стремлением посредством вымогательства приобрести материальные средства, "главное - нажива".

Значительная часть респондентов отмечала связь гопников с представителями криминальных сообществ , что проявляется не только в заимствовании языковых штампов, но и ряде правил и норм, регулирующих поведение членов группы, в стремлении подражать лицам, имеющим опыт нахождения в местах заключения, - "у них есть "авторитет", который распределяет обязанности".

Участники дискуссии считают, что к гопникам относятся лица мужского пола, начиная от подросткового до среднего и старшего возраста. Большинство респондентов отмечают, что, будучи учащимися 5 - 7-х классов, ничего не знали о гопниках, однако с 16-летнего возраста стали получать информацию об этой группе молодых людей. Такие широкие возрастные границы объяснены тем, что у лиц, относящихся к гопникам, по мнению респондентов, есть в жизни только два пути: первый - взрослея, принять нормы общества и выйти из группы, второй - утвердиться в группе, что повлечет дальнейшее погружение в "мир криминала". Все же респонденты сходятся во мнении, что гопники - это, как правило, люди молодого возраста. Единодушным было мнение о том, что к гопникам относятся лица только мужского пола. Однако было отмечено, что и среди девушек иногда взаимодействие носит характер, присущий стилю общения гопников. Тем не менее, подчеркнутая маскулинность этого молодежного движения может считаться фактом.

В настоящее время недостаточная изученность феномена гопников не позволяет дать определённый ответ на вопрос, являются ли они носителями особой молодежной субкультуры (контркультуры), хаотически формирующейся общностью подростков, предрасположенных к совершению делинквентных действий, или же мы имеем дело со сложившимся молодежным движением.

Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения. Законы криминального мира в значительной степени определяют мировоззрение гопников, но если ценности группы вступают в конфликт с "блатными понятиями", гопник не колеблясь, поступит "не по понятиям". Отождествлять криминальную субкультуру и гопников было бы неправильно. Гопника отличает способность к прямому действию, он не рефлексирует. Индивидуальность гопника - миф, ибо гопник, осознавший свою индивидуальность, автоматически выбывает из группы. Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной группы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отрицание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники -маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии. Оценки масштабности "гопничества" сегодня достаточно сложны, но о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи. Глубина социальных последствий данного явления в российской провинции скажется, видимо, уже в ближайшем будущем, когда новое поколение повзрослевших гопников превратится в избирателей, часть наемных работников на региональных рынках труда и т.д. Необходимо средствами молодежной политики предотвратить возможную связь новых поколений россиян с субкультурой гопников, демонстрируемой сегодня на улицах провинциальных городов.

Подготовлено по материалу: Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС. - 2010. - №1. - С. 126-131.

Темный прохладный вечер, двое не спеша прогуливаются по старому парку на окраине города. Атмосфера любви и гармонии переполняет их, как вдруг из-за угла доносится незамысловатая фраза «Эй, пацанчик, позвонить есть?» После чего навстречу им выходит толпа парней, одетых в старые спортивные костюмы с причудливыми кепками на голове. Исход этой встречи нетрудно предугадать - сегодня влюбленный кавалер, скорей всего, вернется домой без своего мобильника.

Гопники: кто они?

Итак, кто такие гопники? Фото этих ребят можно увидеть на страницах многих сайтов, но еще чаще их можно лицезреть в выпусках криминальных новостей. Что, конечно же, неудивительно.

По факту, гопник - это мелкий преступник, который ведет распутный образ жизни. Подобные ребята редко действуют в одиночку, как правило, они собираются в небольшие группки. Зачастую встретить их можно в тихих переулках и парках, так как здесь редко бывает людно. Увидев на горизонте одинокого путника, они сразу же начинают обрабатывать его. Для этого используют блатной жаргон, угрозы или же грубую силу.

Откуда взялся термин "гопник"?

Существует много версий касательно предыстории этого понятия. Какая верная - определить довольно тяжело, да и к тому же велика вероятность того, что доля правды есть в каждой из них.

Итак, три основные версии возникновения термина "гопник":

  1. Первая берет свое начало еще в дореволюционные времена. Тогда существовали так называемые государственные общества призрения (ГОП). Подобные организации следили за нищими, безработными и попрошайками, которые находились на территории их губернии. Всех, кто попал под надзор комитета призрения, в простонародье называли гопниками.
  2. Вторая теория относится к началу 80-х. В то время в СССР начинается глобальное переселение людей в мегаполисы, так как здесь возможностей заработать было куда больше, нежели в селе. Самых нищих селили в государственные общежития пролетариата, поэтому неудивительно, что в подобных заведениях зачастую обитали всякие неординарные личности. Чуть позже жителей этих общежитий стали называть гопниками, тем самым указывая на место их проживания.
  3. Еще одна версия базируется на воровском понятии «гоп - стоп», или кража. И поэтому ребят, которые промышляют себе на жизнь одним лишь разбоем и вымогательством, прозвали гопниками.

Расцвет криминала в начале 90-х

Распад Советского Союза привел к тому, что судебная система сильно ослабла. воспользовались этим моментом и подобрали под себя большую часть власти. По всей стране процветал беспредел, гопник это осознал и начал свою дикую охоту.

Гопники, словно хищники, рыскали по улочкам города в поисках новых жертв. Порой это был случайный прохожий, иногда же цель определялась заранее. Ведь в те времена услугами гопников довольно часто пользовались местные авторитеты, дабы не марать собственные руки. Например, довольно часто их использовали для разгрома магазинов конкурентов или для запугивания случайных свидетелей.

Но шли годы, становились все сильней и сильней. Поэтому воры в законе начали вести свои дела более обдуманно, не поднимая лишней пыли. И глупая междоусобная драка гопников им явно была не нужна. Поэтому они перестали пользоваться их услугами, уж тем более покрывать мелких пешек перед лицом закона.

Современные гопники: фото в кепке снова входит в моду

Сейчас культ гопников по-прежнему существует, пускай и не в таких масштабах, как раньше. Нынешние мелкие преступники, как и прежде, «обитают стаями» и так же ведут разбойный образ жизни. Правда, теперь их довольно просто разглядеть даже в самой людной толпе.

Современный русский гопник - это «четкий пацанчик», который живет «по понятиям». Вот только эти понятия сильно отличаются от тех, к которым привыкли нормальные люди. Гопник зачастую лишен даже элементарного сострадания, так как считает, что в его действиях нет ничего противоестественного. В его сознании все довольно просто: выживает сильнейший.

Еще одной проблемой является то, что образ гопника идеализирован Благодаря сериалам, например, той же «Бригаде», преступная жизнь начала привлекать многих ребят. Особенно если их жизнь была далека от совершенства.

Законы, по которым живут гопники

Пускай гопник - это и отброс общества, но даже в его в мире есть определенные законы. Прежде всего, он подчиняется зоновским порядкам, и преступать их гопник не имеет права. В противном случае он может потерять авторитет в глазах своих товарищей.

Именно поэтому гопники первым делом стараются запугать свою жертву морально. Для этого они используют разговорные уловки. «Ты кто такой?» или «Ты чего здесь ходишь?» Подобные вопросы - своего рода приветствие, и если человек отвечает неправильно, то гопник начинает активный словесный штурм. Все проходит по давно накатанной схеме, благодаря которой жертва превращается в лоха. А «по понятиям», с лоха и спрашивать не грех.

Кто становится гопником?

Зачастую подобный образ жизни ведут те, кто родился в Лишенные родительского тепла и ласки, они с ранних лет наблюдали за тем, как другие радуются жизни. Это ожесточило их сердце и разум, более того, они страстно хотят заполучить все то, чего были лишены, и неважно, каким способом.

Немаловажную роль играет и алкоголь. Гопники с ранних лет употребляют пиво, порой даже водку, ведь достать сейчас спиртное проще простого. А чего ожидать от человека, который начинает пить в 10-12 лет?

Завершающим фактором является плохая компания. Ведь если долго жить с волками, то и выть начинаешь по-волчьи.

Такие данные содержатся в Докладе Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования , посвященного молодежным субкультурам в современной России и их социализирующему потенциалу. Доклад опубликован отдельной 72-страничной брошюрой в 2014 году. Автор доклада, О.В. Куропаткина (Зеленова), понимает под "субкультурой" в широком смысле "часть культуры, которая по своим ценностям и внешним формам отличается от культуры общественного большинства. Основные опознавательные признаки субкультуры — это особое мировоззрение, увлечения, внешний вид, отношение к обществу и т. п. «Носителями» субкультуры являются социальные группы".

Всего Куропаткина выделяет 4 вида субкультур:
1) субкультурные группы, функционирующие как общины-общежития;
2) сообщества, участники которых регулярно собираются для совместной деятельности, разделяют общие ценности и довольно жесткие правила;
3) группы, которые объединены общими увлечениями, но не обязательно собираются вместе;
4) сообщества, которые объединяет прежде всего стиль жизни и внешний вид.

Второй вид включает в себя несколько подвидов, одним из которых являются "полукриминальные группы" - к ним-то и относится субкультура "гопников". Вот что написано про российских гопников в этом докладе:

Гопники . Численность — до 50 млн человек, из которых 21-24 млн — подростки 14-18 лет. Субкультура в современном виде оформилась в СССР в конце 1980-х гг., хотя имеет давние традиции (уличная шпана в СССР). Слово «гопник» происходит либо от слова «гоп-стоп» (на воровском жаргоне это означает «грабеж»), либо от аббревиатуры 1920-х гг. ГОП — Городское общежитие пролетариата. Сами себя гопники в отдельную группу обычно не выделяют, предпочитая называть себя «пацанами». Группируются вокруг двора и района. В каждом таком объединении есть свой вождь, районный князек, подчиняющийся, в свою очередь, «старейшинам» — вышестоящим криминальным авторитетам.

«Район» гопники агрессивно защищают от «чужих», особенно от неформалов и «черных». Нападают всегда группой. Важность компании единомышленников возведена в культ: любой подвиг хорош, только если его увидели и оценили товарищи. Стиль поведения гопников — наглый, грубый и агрессивный. Несмотря на то, что гопники — это «реальные пацаны», т.е. чисто мужское братство, в их субкультуру на правах «подруг» входят и девушки, разделяющие ценности гопников, — как правило, из бедных семей и без полного среднего образования. Гопники носят дешевые спортивные костюмы, кеды и кепки — «таблетки» или бейсболки. Прическа — короткая стрижка. Обычно слушают так называемый «русский шансон» или «блатную песню». Внутри субкультуры гопников есть мини-субкультуры — «чавы» и «полугоп».

Чавы — такая же полукриминальная группа мелких хулиганов, ставших хорошо зарабатывающими специалистами. Носят одежду спортивного стиля, но, в отличие от обычных гопников, брендовую и дорогую.

Полугопы — респектабельные представители среднего класса, старающиеся ничем внешне не отличаться от обычных людей, однако сохранившие «гопническую» нагловатую и агрессивную самоуверенность, ограниченность и крайний прагматизм, культ компании «реальных пацанов» (только это не районные князьки, а успешные бизнесмены) и полутюремный жаргон.

Собственно из этого описания "гопников" я ничего нового для себя не узнал, про "чав" и "полугопов", правда, прочел впервые, но что меня, действительно, удивило, так это цифра в 50 миллионов гопников среди россиян. Учитывая, что общая численность жителей России не превышает на сегодняшний день 150 миллионов человек, то количество гопников просто зашкаливает. А если отнять из общего числа совсем юных детей и дряхлых стариков, то гопником по сути является едва ли не каждый второй россиянин. Может, в этом и кроется секрет суперпопулярности Путина, который также имеет "пацанскую психологию" и любит использовать в своей речи сомнительные шутки и обороты, свойственные субкультуре гопников? Удивительно также и другое - какая же это субкультура, если гопников среди общего числа россиян так много?! Скорее это уже вторая культура, а может, что и основная, официальная... Чавы и полугопы, ставшие депутатами, министрами и эффективными менеджерами, без всяких сомнений и зазрения совести громят российскую науку и культуру. оптимизируют всю гуманитарную сферу, чтобы выслужиться перед паханом. В публичных выступлениях они применяют сальные скабрезности вроде "Рашки-говняшки" и т.п. Или все-таки с цифрой в 50 миллионов в этом докладе что-то напутано?

________________________________________ _____

"Добрый день всем участникам обсуждения! Благодарю за интерес к докладу. Хотела бы дать некоторые пояснения в связи с заданным вопросом. Во введении доклада сказано, что практически нет научных данных о численности субкультур; приходится пользоваться очень примерными оценками. 50 млн - не мои данные, а взяты из статьи, на которую поставлена ссылка. В статье приведены очень примерные данные - мне как автору доклада следовало отнестись к ним более критически. Соглашусь, что цифра 50 млн чрезмерна - проверенных данных нет: ведь к гопникам относятся не только полукриминальные подростки, часть которых на учете, но и многочисленные дворовые компании, и многие взрослые из «депрессивных» районов - а их посчитать можно очень приблизительно. Кроме того, при расчетах к гопникам отнесли всех, кто так или иначе попадал в поле этой субкультуры за длительный период - с 1990-х годов, а не на настоящий момент. Это надо было оговорить специально - приношу извинения за это упущение.
Еще пару слов о численности гопников. По самоидентификации (данные 2010 года) к гопникам относят сами себя около 30% молодежи в российской провинции [Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС, 2010, № 1.]. То есть в любом случае речь идет о миллионах человек. Есть еще и большая «периферия» гопничества - студенты, бизнесмены, чиновники, которые усваивают и транслируют мировоззрение, ценности и поведение гопников. Именно трансляция «гопнических» ценностей практически во все слои российского общества и делает субкультуру гопников такой опасной и создает представление о ней практически как о всеобщей - подробнее можно посмотреть здесь -

February 2nd, 2017 , 05:56 pm

Невероятно, но факт: в последние годы русская-народная гоп-культура набирает обороты и становится все популярнее на Западе. Молодые люди учатся носить "четкие" кроссовки, спортивные костюмы, правильно сидеть на кортах и отплясывать под Hardbass. Как это произошло? Давайте попробуем разобраться:

Рейв-культура
Что представляет собой этот "ровный славянский пацан", который так приглянулся Западной молодежи? Он носит удобную "четкую" одежду, разговаривает резко и непринужденно, коротко стрижен и обязательно посещает рейвы. Многочасовые энергичные пляски (рейвы) зародились в Великобритании еще в конце 80-х годов и мгновенно приобрели популярность в молодежном андерграунде. Быстро сформировавшаяся идея движения уложилась в четыре буквы — PLUR (мир, любовь, единство и уважение).

До России рейв-культура добралась в начале 90-х годов, но ее расцвет пришелся на культовых музыкальных исполнителей вроде The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen. В стране проводились тематические фестивали, в том числе нашумевшие «Гагарин-пати» и «КаZантип».

Раз-раз, это Hardbass

Специфический менталитет постсоветской молодежи быстро привел к деформации идеи PLUR под влиянием пацанских понятий и спортивных костюмов Adidas. Это не могло не вызвать раздражение у тех, кто понимал истоки рейв-движения. Благодаря их стараниям к концу 2000-х годов в России появилось совершенно новое и по-своему уникальное музыкальное движение Hardbass. Оно изначально высмеивало рейв-гопников, не продвигавших идеи мира, любви, единства и уважения.

Лейтмотивом Hardbass-культуры стал одноименный трек, основанный на электронной композиции Kickin" Hard популярных нидерландских диджеев Klubbheads. Впервые ролик с танцем под названием «Школа колбасы» появился на YouTube в мае 2010 года. На видео четыре молодых петербуржца пародируют нелепые движения рейв-гопников под аккомпанемент Hardbass и утверждают, что «бутираты и спиды — злейшие враги» всех адептов петербуржской интеллигентной культуры.

Ролик быстро набрал популярность, а у движения появились последователи. Среди них оказались и не понимающие иронии «ровные пацаны», тысячами выкладывавшие на YouTube свои версии вирусного танца. В итоге «Школа колбасы» и Hardbass превратились в интернет-мемы, которые ушли за пределы российского сегмента сети.

В 2011 году поклонники движения появились на Украине и на Балканах.

Правда, в отличие от основателей Hardbass, молодые люди не поддержали высмеивающий гопников мем и превратили танец в символ националистического движения. Из колонок украинцев звучали совсем другие тексты вроде «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь».

А через пару лет, опять же благодаря YouTube, Hardbass начали танцевать и в остальной Европе. Более того, в молодежном сленге появилось словосочетание Cheeki Breeki, которое твердо ассоциировалось с российскими «народными» танцами под электронную музыку. Немалую роль в становлении фразеологизма сыграла украинская компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., где рыскавшие близ чернобыльской зоны отчуждения бандиты мечтали в одночасье разбогатеть с помощью ставшего мемом метода «Чики-брики — и в дамки».

Ровные славянские пацаны

Впечатлившись энергичными плясками «ровных пацанов» в спортивных костюмах, европейская молодежь начала познавать неизведанную субкультуру. Как известно, спрос рождает предложение, и на YouTube тут же появились гуру-эксперты, на ломаном английском языке вещающие об особенностях жизни и быта славянского гопника.

Наслушавшись рассказов Boris и его сподвижников, западная молодежь стала подражать российским гопникам: сидеть на кортах, щелкать семечки и носить спортивные костюмы, время от времени небрежно бурча Cheeki Breeki. Больше всего «четкой» субкультурой предсказуемо прониклись жители Восточной Европы, спонтанно собирающиеся на улицах городов и устраивающие бешеные пляски.

«На гитаре могешь?»

Культура гопников оказала влияние не только на внешний вид молодежи, но и на творчество европейских музыкантов. Вдохновленные Hardbass молодые исполнители принялись записывать полноценные альбомы со «славянскими» композициями, нещадно коверкая английское произношение. YouTube заполонили клипы, в которых одетые в спортивные штаны музыканты изображают из себя так называемое «белое быдло».

Любовь рэпера к России обусловлена тесным общением с петербургским рейв-коллективом Little Big, получившим всемирное признание за высмеивание стереотипов о русских людях, в том числе и образа гопника.

Бумеранг

На примере Little Big отчетливо прослеживается, как захватившая Европу обновленная субкультура «ровных пацанов» вернулась в их родной Санкт-Петербург. В творчестве группы есть отголоски того самого Hardbass, который пять лет назад отплясывали в городе на Неве.

Несмотря на то что в России мода на Hardbass угасла еще в 2013 году, а современные гопники и думать забыли про рейв-фестивали, их дело не только живет, но и захватывает умы жителей столь ненавистного им «загнивающего Запада». Молодые люди, еще недавно массово менявшие узкие джинсы на клетчатые рубашки и отращивавшие бороды, с восторгом присаживаются на slav squat и горланят заветное Cheeki Breeki.

Корты
Фотографии на корточках и в спортивных костюмах в Германии в последнее время обошли по популярности снимки с губами уточкой. Этим явлением, получившим название «русские приседания», заинтересовались даже местные СМИ.
Газета Berliner Kurier провела исследование и опросила журналистов, художников и фотографов и сделала вывод, что поза гопника перестала быть неприличной и превратилась в социально приемлемую.


Хэштег #russenhocke сейчас очень популярен в немецкоязычных «Твиттере» и «Инстаграме». В Интернете появляются даже обучающие видеопособия, рассказывающие, как правильно фотографироваться на корточках.
Этой новости уже почти год, но, как видно из ссылки на в инстаграме, соответствующие фоточки появляются и сейчас.




Top