Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение «Своеобразие изображения народа в поэме Н.А

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.

В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».

Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»).

На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.

Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее):

Так к делу приобыкла я…

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:

… Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:

В рабстве спасенное, сердце свободное,

Золото, золото, сердце народное.

Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду - стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», - с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.

Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь.

Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Тема сочинения: Своеобразие народного характера в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ответы:

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…». Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»). На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее): Так к делу приобыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая: … Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры!

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед нами во всех красках национального характера предстает русский народ. Произведение, по словам самого автора, создавалось много лет, «по словечку», но так и не было закончено. Толчком к его написанию послужило знаковое событие — отмена многовекового крепостного права в 1861 году. Крестьяне получили свободу, но изменилась ли их жизнь в лучшую сторону? И что такое счастье в понимании простых тружеников «от сохи»? Все эти вопросы глубоко волнуют писателя.


Сюжет подтверждает социально-философский характер поэмы. Семеро мужиков отправляются странствовать, чтобы понять «кому ж живется весело, вольготно на Руси». Тема дороги становится ключевой. Перед путниками и читателями проходит множество ярких образов. Так какой же он, русский народ? Добрый, терпеливый, непримиримый и покладистый, трудолюбивый и беспечный, безудержный, неповторимый, в общем, разный. Не зря же говорят, что «умом Россию не понять».
Жизненные нити людей складываются в целостное эпическое полотно, создавая обобщенный образ народного характера. Непростые истории Савелия, Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина символизируют судьбу крестьянства, трудную и во многом трагичную.
Поэт писал, что задумал изложить все, что знает о народе и слышал из его уст. Поэтому произведение и построено по фольклорным канонам, в нем звучат песни, сказки, сказания, былины. Так автор глубже проникает в суть, обращаясь к простым людям и становясь ближе им по духу.
В поэме много движения, герои не статичные, а живые, от центральных персонажей до многоголосия толпы. Настоящая картина народной жизни с характерами и задумчивыми «лирическими отступлениями»! Есть ли среди простых людей счастливцы? Это можно понять только прочитав произведение. Каждый найдет в нем что-то свое.

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.
В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, - писал поэт - все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».
Главный герой поэмы – русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои (Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов, Ермила Гирин), и эпизодические (Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и другие), и «многоголосье» толпы (глава «Пир на весь мир»).
На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается в части «Крестьянка» - единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» - еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах.
Корчагина – одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело – между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду («отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и так далее):

Так к делу приобыкла я…
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами (заступилась за сына-подпаска). Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая:

… Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!

Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит:

В рабстве спасенное, сердце свободное,
Золото, золото, сердце народное.

Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду - стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», - с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.
Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер:

За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь.

Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания (Клим Лавин), тяготение к добровольному холопству (Ипат), узость мышления (Сидор), склонность к предательству (Глеб).
В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение. Вот и получается, что

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!


Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех - предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, - это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей - те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова - это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово... Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».




Top