Саунд продюсирование. Саунд-продюсер – кто же это

О соотношении технического и творческого начала в звукозаписи

Кира Малевская

Звукорежиссер - сложносоставная профессия. Она включает в себя самые разнообразные знания, лежащие на стыке технической и музыкальной областей, а также навыки, касающиеся человеческого общения, психологических аспектов работы с музыкантами.

Основное отличие отечественного звукорежиссера от западного в том, что в России очень часто человек, сидящий за пультом, совмещает функции инженера или звукорежиссера записи (recording engineer, tracking engineer), звукорежиссера сведения (mixing engineer) и саунд-продюсера (sound producer). Если рассмотреть подробнее зону ответственности каждого из этих специалистов, то можно сказать следующее: инженер записи должен качественно и по возможности комфортно для всех участников процесса записать первичный материал в соответствии с поставленными задачами; звукорежиссер сведения должен профессионально свести подготовленный материал. Остается саунд-продюсер, который должен быть своего рода ключом к конечному результату: в его воображении с самого начала присутствует финальная звуковая картина, к которой и будет стремиться наша команда профессионалов.

Роль музыкантов очень важна в совместной работе над материалом. Здесь главную роль играет готовность, а главное, способность участников коллектива принимать участие в создании звукового облика песни или альбома в целом. Для этого, безусловно, нужен опыт студийной работы, понимание технических и художественных аспектов процесса записи и сведения, и, конечно, развитый музыкальный вкус и широкий кругозор.

Те же качества нужны и звукорежиссеру, который приступает к совместной работе с музыкантами, ведь в процессе он становится таким же полноправным членом коллектива. Мой опыт подсказывает, что звукорежиссеры, которые смогли перерасти уровень демо-записей, принимают активное участие в работе над материалом уже на стадии записи. Ошибки на этом этапе не исправить потом, в этом случае всем приходится "довольствоваться малым" и работать потом с тем, что есть. Не стоит обольщаться мыслью: "это еще несведенный материал" - то, что не звучит при записи, не будет звучать и при сведении. В этом случае на стадии финального микса приде тся заниматься не творчеством, а "спасением" материала, "выруливая" среди ошибок и недоработок. Чтобы во всеоружии приступить к процессу и уверенно чувствовать себя на своем месте, подготовимся к записи.

Этапы работы

Подготовка

Песня в студии обретает новую жизнь, к этому надо быть готовыми. Это касается всего, в первую очередь фактуры, т.е. аранжировки. То, что звучит на концерте, всегда будет восприниматься мощнее и "круче", чем то, что играется в студии: ведь здесь нет восторженной толпы, сумасшедшей громкости порталов и звуковой мешанины на сцене. Каждый из музыкантов, наконец, четко и ясно слышит, что за партию он играет.


Звукорежиссер должен хорошо представлять себе звучание группы, ее музыкальный потенциал в целом и каждого из музыкантов в отдельности. Хорошо, если есть возможность в течение какого-то времени посещать концерты и репетиции коллектива, чтобы видеть процесс развития команды в динамике. Это поможет звукорежиссеру сделать выводы о концертном звучании группы - ведь зачастую это то, что слушатели ожидают от диска. Отсюда вытекает и следующий важный момент - понять, что именно музыканты (или лидер коллектива) хотят от диска. Будет ли его звучание приближено к концертному звучанию группы, или наоборот, музыканты хотят использовать преимущества студии и создать максимально рафинированный звук. Все это важно при выборе технологии записи и методов работы с материалом.


После того, как мы определились с основной звуковой концепцией, стоит всем вместе собраться на репетиции и определить количество и состав песен для альбома. Хорошо иметь про запас одну-две песни на случай непредвиденных обстоятельств. Может случиться так, что какая-то песня в процессе работы выпадет из контекста, или покажется более слабой в ряду остальных - всегда хорошо, когда есть выбор, - от нее можно будет отказаться в пользу другой, а не притягивать насильно к остальным. Также на финальной репетиции перед началом работы над альбомом окончательно проверяются все темпы песен, уточняется аранжировка, удобство тональности для вокалиста и прочие детали.

Работа в студии

Запись барабанов

Начать работу можно традиционно с записи барабанов. С методом записи мы определились уже заранее - это может быть запись "живых" барабанов с минимальным монтажом (ориентируемся на целые дубли), либо запись с максимальной редакцией. Во втором случае предполагается тщательный монтаж, поэтому нужно записать максимальное количество материала, который пригодится в дальнейшем: несколько видов ритмического рисунка, различные брейки, отдельные удары разных составляющих частей ударной установки.

Основной состав музыкантов собирается в студии, происходит настройка микрофонов. Отмечу такой важный момент, как совместная игра всех членов коллектива (по возможности): вокалист поет, клавиши, саксофон, гитара - все играют. Это важно для сохранения у всех музыкантов ощущения ансамблевой игры, эмоциональной отдачи друг от друга.


Вокалист также должен стараться исполнять свою партию максимально эмоционально, наполняя смыслом все происходящее в студии. Если в песне встречаются инструментальные соло, надо посоветовать музыкантам играть с полной отдачей, как на концерте, не пропускать эти места и не играть вяло какое-то "заполнение пространства". Это расслабит остальных и снизит общий тонус участников коллектива. Задача звукорежиссе ра на данном этапе - создать максимально комфортную обстановку в студии для совместного музицирования, удобный баланс в наушниках для каждого музыканта или групп музыкантов.

Итак, мы играем все вместе, можем даже писать всех участников коллектива, но набело записываем, к примеру, только барабаны и бас. В этом случае при воспроизведении отключаем все мешающие партии (можно, например, тихо оставить только какой-нибудь гармонический инструмент - клавиши или гитару), и очень внимательно прослушиваем бас с барабанами. Важно понять, получается ли ритмический фундамент для всей последующей аранжировки, связываются ли между собой метроритмические ощущения басиста и барабанщика, нет ли ошибок и технически слабых мест. В случае если мы ориентируемся на целый удачный дубль, отметить его можно уже на записи. На следующий день в начале смены можно будет прослушать его, исправить какие-то ошибки, доделать необходимый монтаж и продолжить работу.

Запись гармонических инструментов

На этапе записи гармонических инструментов (клавишные партии, гитара) структура музыкального произведения начинает оформляться. Здесь отмечу несколько моментов: важно четко понимать стилистическое направление песни, от этого зависит, "пойдет" ли та или иная партия данной аранжировке. Помощью звукорежиссеру в этом вопросе будет его хороший вкус и знание музыки.

Следующий важный момент - это четкое функциональное понимание роли каждой записываемой партии, ответ на вопрос, что она делает. Треки, прописываемые "для количества", дескать, "на сведении разберемся", приводят к звуковой мешанине, из которой не так-то просто выпутаться. Кроме четкого разделения функций музыкальных партий, нужно следить и за их ритмическим соотношением и взаимодействием. Метро-ритмическую вертикаль произведения создает переплетение ритмических рисунков различных инструментов. Стоит обратить на это внимание, и сразу станет понятно, что в аранжировке мешает, а что "работает". Здесь у звукорежиссера и появляется уникальная возможность повлиять на структуру песни и общее звучание определяющим образом.

Запись мелодических инструментов

Когда сформирована основная канва музыкального произведения, наступает черед мелодических инструментов: это могут быть "пачки" духовых, струнный квартет, другие сольные инструменты. Важно обеспечить правильный и удобный баланс для солиста, чтобы он чувствовал себя внутри коллектива.

Для начала музыканту можно предложить прослушать всю песню целиком и в нужном месте сыграть свое соло в порядке репетиции. Очень часто этот дубль оказывается лучшим, так как солист ощущает свой "квадрат" не вырванным из контекста, а логическим продолжением общего движения. Условно говоря, сочетание ритмогармонических и мелодических линий строит форму произведения, его горизонталь. Фактура не должна быть перегружена мелодическими линиями; не следует выдавать их все с самого начала, а также злоупотреблять повторениями удачно придуманных мотивов.


Если проанализировать аранжировку песни на предмет ее мелодической наполненности, каких-то ошибок можно избежать уже при записи. Особое внимание стоит обратить на логику развития формы: как правило, слои фактуры добавляются постепенно по нарастающей, к концу песни достигая своего пика. Если форма позволяет, перед кульминацией может быть так называемое "снятие" - "тихая кульминация", дающая отдых перед финалом. Очень часто именно нелогичное появление отдельных партий в общей аранжировке не позволяет сложиться форме, а песне - зазвучать. Поэтому всем вместе нужно добиваться убедительного развития произведения, как в отношении музыкального материала, так и фактуры.

Запись вокала

Это, пожалуй, самый ответственный этап. Вокалист записывает свою партию в уже полностью или практически полностью доделанную аранжировку. Все в ней должно звучать в максимально приближенном к финальному миксу виде. Тогда у вокалиста складывается полная картина, он может прочувствовать музыкальное произведение во всей его полноте и глубине, в процессе работы над своей партией взаимодействовать с остальной фактурой (музыкально и эмоционально).

Наиболее важным моментом в работе с вокалистом мне кажется выбор подходящего для него метода записи. Можно писать целыми дублями без остановок, чтобы не сбивать эмоциональный настрой, после монтировать из того, что есть. Можно, напротив, добиваться идеального результата фраза за фразой, работая максимально подробно над каждым словом и даже слогом, и монтировать в процессе. Методы работы индивидуальны так же, как и вокалисты - главное, в процессе не потерять музыку.


Конечно, хорошо, когда звукорежиссер и музыканты мыслят в одном направлении, но если этого не происходит, надо постараться обсудить каждую конкретную партию и найти общий язык. Звукорежиссер может советовать или даже упорно настаивать на своем, находясь в дружеских отношениях с музыкантами, но сказать: "будет так, потому что я так хочу" не имеет морального права.

На мой взгляд, люди, искренне увлеченные общим делом, всегда смогут найти решение. Но если звукорежиссер чувствует в себе силы и творческий потенциал, он может брать на себя больше, чем просто нажимать кнопки Rec и Play. Ведение записи - большая ответственность, ведь без участия своего профессионального коллеги сами музыканты не справятся.

В следующей статье мы подробно рассмотрим применение описанных выше принципов и правил на примере записей конкретных песен.

Разницы между понятиями «продюсер» и «саунд-продюсер» предлагаем вашему вниманию полезную статью. Её автор не имеент никакого отношения к компании «Союз Продакшн».

Саунд-продюсер – кто же это?

В данной статье я постараюсь дать ответ на два главных вопроса, которые тенью следуют за словосочетанием «Саунд-продюсер», а именно: «Кто такой саунд-продюсер?» и «А зачем такой человек нужен музыкантам?». Тема эта сложна и запутана, поэтому мне пришлось совершить значительные изыскания, чтобы раскрыть тему всесторонне, не утомив при этом читателя. Но обо всем по порядку.

Итак, как же можно определить профессию «саунд-продюсер»? Основываясь на информации, почерпнутой мной в различных источниках, а также на моем личном многолетнем опыте я рискну дать следующее определение: саунд-продюсер (музыкальный продюсер) – это человек, профессионально работающий в индустрии звукозаписи (или шире – создания музыки), чьей обязанностью является осуществление общего руководства и контроля качества процесса создания фонограмм артиста. Функции саунд-продюсера включают в себя, в числе прочего, отбор материала и музыкальных идей артиста, выбор песен и, в случае необходимости, подбор музыкантов для конкретного проекта, выбор студий, в которых осуществляются этапы работ по проекту, контроль процесса записи, определение общего звучания, контроль процессов сведения и мастеринга. В современных условиях роль продюсера может также распостраняться как на сферы материальные – контроль бюджета, организаторская работа и переговорный процесс, так и на сферы творческие – написание музыки и/или текстов песен, создание аранжировок, работа сессионного музыканта, а также звукорежиссера. Говоря проще, саунд-продюсер несет ответственность за окончательное звучание музыкального продукта (фонограммы).

Лично мне очень нравится сравнение, сделанное продюсером Филом Эком, который определяет свою роль в процессе создания музыки как роль человека, творчески управляющего этим процессом, подобно тому, как кинорежиссер снимает фильм. Пользуясь такой анологией, звукорежиссера можно сравнить с оператором, снимающим этот фильм. Также многие современные музыканты, говоря о саунд-продюсере, называют его еще одним участником группы, признавая его в клад в свою музыку.

Для того, чтобы более четко понять как сложилось приведенное выше определение, сделаем небольшой экскурс в историю.

Первые упоминания о людях, которых можно смело называть предшественниками современных саунд-продюсеров, датируются концом девятнадцатого века, когда при записи оперы они расставляли исполнителей в определенном порядке и на определенном расстоянии от рупора граммофона, также передвигая во время исполнения в зависимости от динамики того или иного фрагмента произведения. В первой половине двадцатого века продюсеры деятельностью своей были очень близки к кино-продюсерам того времени, так как они организовывали и контролировали процесс записи исполнения артистов, платили звукотехникам, композиторам и аранжировщикам, сами подбирали песни.

Однако зарождение профессии саунд-продюсера в том качестве, в котором мы знаем ее сегодня, произошло начиная с 50-х годов прошлого века и стало возможным, благодаря приминению магнитной ленты, позже многоканальной ленты, усовершенствованию аппаратуры и микрофонов, изобретению стереофонической записи и воспроизведения, созданию микшерных консолей. Так продюсеры получили мощные инструменты для создания уникального звукового и музыкального пространства, ведь ранее их задачей было проследить за качественным отображением живого исполнения на физическом носителе. Теперь же появилась возможность использовать различные источники сигнала в разные моменты времени, открылось огромное поле для экспериментов и расширения устоявшихся границ в записи и создании музыки. Особенно ярко новаторские идеи начали использовать в конце 60-х начале 70-х годов двадцатого века, период, который смело можно назвать «золотой эрой» звукозаписи. Появились, также, так называемые независимые продюсеры, которые создавали небольшие коммерческие студии в противовес огромным студиям, принадлежавшим большим лейблам и работавшим по принципу «закрытого полного цикла» для артистов лейбла. В независимых студиях мог писаться любой, кто мог это себе позволить. А работа продюсеров таких студий повлияла не только на развитие их собственной карьеры, но и на развитие популярной музыки в целом. Позже, с развитием цифровых технологий и возможности нелинейного монтажа индустрия звукозаписи и мир музыки в целом пережили новую «цифровую» революцию, что окончательно сформировало класс саунд-продюсеров таким, каким мы знаем его сегодня.

В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. И поскольку некоторые артисты, благодаря усилиям лейблов и масс-медиа, влияют на «сегодняшнюю» моду в музыке и на развитие целых поколений, не в последнюю очередь такое влияние зависит от личностей саунд-продюсеров. Примеров легендарных тандемов продюсеров и артистов множество, однако я хотел бы выделить несколько самых, на мой взгляд, значимых в современной музыке. Так, например, Бутч Виг, работая с Куртом Кобейном и Nirvana над альбомом “Nevermind”, по его собственным словам, прибегал к хитростям и уловкам, для того чтобы записать еще несколько вариантов гитарного звука на разных усилителях. Он говорил музыкантам, что случились какие-то проблемы с пленкой и нужно сыграть заново. Интересная история также произошла с песней “Something In The Way”. Дело в том, что изначально песня задумывалась по другому и Курт никак не мог сыграть ее так, чтобы это всех устроило. И в перерыве между дублями он сидел с гитарой на диване в аппаратной и стал просто наигрывать песню, бормоча ее себе под нос. Бутч почувствовал, что это то, что они искали, схватил микрофон и записал все прямо в аппаратной, стоя рядом с Куртом и практически не дыша. Позже остальные участники группы сыграли свои партии под эту запись. Так появилась всеми любимая песня.

Когда Бобу Року позвонили и предложили поучаствовать в сведении нового альбома группы Metallica (речь идет об одноименном альбоме), а на то время он уже приложил руку к сведению многих успешных альбомов, например ”Slippery When Wet” группы Bon Jovi, он вызвался продюсировать эту запись. По началу музыканты противились его идеям, откровенно посылая продюсера на три известных буквы, особенно, когда он говорил, что некоторые вещи нужно исправить или что-то “не звучит”. Также дико восприняли музыканты идею записать симфонический оркестр в песне “Nothing Else Matters” и предложение поискать в вокале Джеймса Хетфилда более чувственные стороны. Однако упорное противостояние привело к рождению одного из самых легендарных альбомов в современной рок музыке, а Боб Рок на многие годы стал саунд-продюсером, определявшим звучание группы.

Без творческого поиска продюсера Найджела Гудрича и его смелых идей мы, возможно, не узнали бы о такой группе, как Radiohead. Неформально Гудрич упоминается как «шестой участник» коллектива, его сотрудничество с группой началось в 1994 году и длится до сих пор. Когда шла работа над альбомом “OK Computer”, получившим премию Grammy как Лучший альтернативный альбом и Альбом года, музыканты и продюсер решили устроить импровизированную студию в поместье 15 века St. Catherine"s Court. Там музыканты работали в расслабленной обстановке, записывая свои партии в любое время суток, вдохновляясь природой и хорошей музыкой. Результатом этого эксперимента стала неподражаемая запись, звучание которой во многом определило развитие данного стиля музыки, а также повлияла на звучание множества молодых исполнителей.

Кроме творческой и технической роли в создании музыки продюсер часто выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение, помочь ему войти в определенное состояние или просто перебороть свой страх. Иногда просто приходится находить общий язык с бандой молодчиков, живущих в стиле «сиськи-водка-рок-н-ролл», однако умеющих играть заводную музыку.

Подводя итог, можно сказать, что в сегодняшних реалиях музыкальной индустрии саунд-продюсер является ключевой фигурой, от которой в большой степени зависит успех проекта. В разных стилях роль эта выражена более или менее явно. Также, с развитием технологий, создание музыки становится задачей все более простой и доступной, в этом, по крайней мере, пытаются убедить потребителей производители музыкальной аппаратуры. Как они говорят, все, что вам нужно – это наше изделие и ваш талант. Однако, как талантлив не был бы молодой исполнитель, опыт саундпродюсера поможет ему раскрыть все грани своего таланта, причем, как часто случается, даже те, о которых он и не подозревал.

Юрий Смалиус

Успех песни даже известного исполнителя минимум наполовину зависит от работы саундпродюсера. О том, как рождаются хиты, рассказывает звукорежиссер группы «Черный обелиск», музыкант и саундпродюсер Сергей Варламов.

Сергей Варламов,
саундпродюсер

Каждый профессиональный музыкант знает, в чем заключается работа саундпродюсера, но не каждый может им стать. Кроме умения играть, знания нотной грамоты и специальных программ, нужно отслеживать все, что происходит в мире музыки, и хоть немного разбираться в физике. Этой профессией надо жить.

В США и Европе есть разница между продюсером и саундпродюсером. Первый отвечает в основном за раскрутку музыкантов, второй - за звучание. Звукорежиссура - часть деятельности саундпродюсера. Он определяет, как лучше преподнести исполнителя или группу аудитории. Иногда в совещательном, но чаще в директивном порядке.

Получить образование звукорежиссера можно во ВГИКе, МИТРО и ГИТР, но у театрального/телевизионного звукорежиссера и звукорежиссера на музыкальной студии и на живом концерте разная специфика работы. Звукорежиссеров учат, на этой ступеньке можно остаться, а можно «расти» в саундпродюсера, но уже самостоятельно.

Моя музыкальная карьера началась с детского хора, из которого меня выгнали за непоседливость. Затем музыкальная школа, в 16 лет первые выступления на сцене рок-клубов, интерес к процессу звукозаписи. Учился «с рук», читал специальную литературу, искал видео о том, что происходит в студиях звукозаписи. Научиться можно всему, было бы желание. В какой-то момент, кроме музыкальной деятельности, появилась своя студия звукозаписи.

Саундпродюсер в студии

Первый вопрос, который задает саундпродюсер пришедшим музыкантам: в каком стиле играете. Если в ответ слышу про «многогранность и разнообразие стилей», я понимаю, что ко мне пришли неопытные исполнители. Профессионалы всегда знают, что они играют и на какой звук ориентируются.

Уровень профессионализма музыканта можно определить с первого взгляда: уже то, как он берет в руки инструмент, говорит о многом. Бюджетная гитара и истертый медиатор - первые признаки любителя. Профессионалу важно, как он будет звучать, хорошая гитара не может стоить меньше 20 тысяч рублей, и дело не в престиже, а в качестве звука.

Я прошу клиентов перед тем, как они приходят ко мне, прислать диктофонную запись песен, чтобы понимать, с чем придется иметь дело. После прослушивания становится примерно понятно, как работать с материалом.

Саундпродюсер может многое, но бывают случаи, когда проще отказаться, чем «дотягивать» откровенно плохую композицию.

Раньше была аналоговая звукозапись. Огромный пульт на лампах, как старые телевизоры. На нескольких каналах пишутся разные инструменты и голос. Каждый канал пропускает в себя немного звука соседнего канала, кроме того, любой ламповый прибор имеет свои искажения. В 1994 году появилась первая цифра. Звук получался чистым, но «стерильным», а это тоже не устраивало ни музыкантов, ни слушателей, и только к 2000 году удалось совместить преимущества цифры и «живость» звука аналоговой записи.

Самые важные инструменты звукорежиссера - это эквалайзер, который «вырезает» ненужные частоты у инструмента, и компрессор, который сужает динамический диапазон звука - делает его ровным.

Инструменты и голос записываются на разные каналы. Голос пишется несколько раз, потом записи накладываются друг на друга или из нескольких дублей «выкраиваются» и «склеиваются» лучшие куски записи. Саундпродюсер должен знать, какие звуки как надо спеть для записи и как работает голосовой аппарат. Ведь если певец сорвет связки, то лечить их придется около месяца, в полном информационном вакууме.

Инструменты музыканты пишут сами, если все совсем тяжело, пользуются услугами студийных музыкантов. Иногда проще с одного дубля записать очень профессионального студийного музыканта, чем писать двадцать дублей человека, который играет не очень. Но если любители стремятся стать профессионалами, то они слушают советы звукорежиссера, репетируют и растут над собой. Не все готовы довериться звукорежиссеру, часто критику воспринимают болезненно, а зря.

Заработок студийного звукорежиссера в среднем по рынку от 1−2 тысяч рублей в час за запись и от 5 тысяч до 30−35 тысяч за сведение, т. е. подготовку трека к выходу в мир. На запись одного трека в лучшем случае потребуется несколько часов работы.

Звукорежиссер на концертной площадке

Звукорежиссеров на концертной площадке называют FOH - инженер - front of house. Переводится как «фасад» - человек, ответственный за зал.

Музыканты не любят длительных саундчеков. Задача звукорежиссера помочь им настроиться максимально быстро. Но есть нюанс. На открытой площадке звук будет один, в пустом зале - другой, а в заполненном - третий. Количество людей очень влияет на звук - тела поглощают звуковые волны. Поэтому пока музыканты играют первые пару песен, звукорежиссер подстраивает звук под создавшиеся условия. Важно уметь быстро ориентироваться и принимать решения.

Очень раздражает, когда стоишь в зале с планшетом, работаешь, и вдруг к тебе подходит какой-нибудь «советчик» с предложением, например, сделать громче гитары.




Top