Сердце аркадия понемногу сжималось проблематика фрагмента. Готовимся к егэ по литературе

Иван- Купала (Иванов день) - древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это, пожалуй, один из самых древних праздников.

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!

Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста догадались, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.

Павлович- Фльорчук Оксана.

Ночь на Ивана Купала - праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.

Томашевский В.

В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней. Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв- трава и папоротник, способные указать закопанные клады.

Светлана Глебова. «В ночь на Ивана Купала». Батик.

На Ивана Купала издавна принято гадать с помощью самых разных предметов или растений. В теплую магическую ночь гадания на Ивана Купала и любовные чары особенно удаются.

Гадание по венку

Пустив венок по течению реки, наблюдают, как он себя поведет. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: "Венок утонул - милый обманул". Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы - значит, не суждено девушке выйти в этом году замуж. Если его прибивало к берегу - в ближайшее время свадьбы не жди. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.

Вышинский Вадим. «Утро, день Ивана Купалы».

Гадание у костра

В праздничную ночь Ивана Купала разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не касается прыгнувшего — благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

Гадание на ромашке

Налейте в широкую и неглубокую емкость воду. Поместите в нее два цветка ромашки без стебельков. Если цветки поплывут в разные стороны - друг от друга - влюбленные расстанутся. Если продолжают плавать рядышком - будете вместе всю жизнь.

Ляшко Екатерина Владимировна.

Гадание по кругам на воде

В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.

Гадание по веткам березы

Сорвите семь маленьких березовых веточек (приблизительно одной длины). Смешайте их в одну кучу. Не глядя, выберите одну. Какую ветку вы вытяните, таким будет ваше будущее - ровным и гладким или изогнутым и с бугорками-препятствиями.

Е. Курбала. «В ночь на Ивана Купала». Триптих.

С Аграфены на Ивана собирал траву в ночи.
Завтра будешь ты купаться.
Для меня венок сплети...
Земляника заспевает, красных девок в лес зовёт.

Завтра будешь ты купаться.
Завтра ты к костру придёшь?
Зацвела "жар-цвет" играя огоньками в темноте.
Завтра будешь ты купаться.
Завтра я приду к реке!
Сергей Софер.







Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

Древний языческий праздник Купало - это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником - Рождество Иоанна Крестителя - Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника - Иван Купала.

Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г.

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

Семен Кожин. Гадание на венках.

Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Купальская ночь: обычаи

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

В. Корольков.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Всеволод Иванов. Ночь накануне праздника Купалы.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

А в других странах...

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.

Вера Донская- Хилько. Ночь Ивана Купалы. 2005 г.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.

Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".

Педер Северин Крёйер. Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена.1903.

Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии - вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии - ундины, в Ирландии - мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Иван Купала: приметы

Рецепт красоты.
Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Проверка суженого.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Защита от нападения.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живо-писными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь: кое-где виднелись небольшие леса, вились овраги… Попадались и речки с обрывистыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными кры-шами, и покривившиеся сарайчикис плетеными из хвороста сте-нами, и церкви, тос отвалившеюся кое-где штукатуркою, то де-ревянные с наклонившимися крестами и разоренными клад-бищами.

Сердце Аркадия понемногу сжималось…(И. С. Тургенев)

Перед нами текст, представляющий собой описание с элемен-тами повествования; относится к стилю художественной литера-туры; жанр – роман (один из начальных фрагментов романа И. Тур-генева «Отцы и дети»). Задача автора – показать читателю призна-ки вырождения дворянских поместий.

В тексте слово с является предлогом, так как служит для выра-жения отношений между двумя объектами – речки и берега, пруды и плотины, деревеньки и избёнки , образует предложно-падежные сочетания существительных с берегами, с плотинами, с избёнками.

Данный предлог в тексте употреблен шесть раз. Он активно участвует в структурировании той части информации в тексте, кото-рая непосредственно рисует неприглядную картину окрестностей поместья Кирсановых: крошечные пруды с худыми плотинами , деревеньки с низкими избёнками … покривившиеся сарайчики с плетеными из хвороста стенами , церкви с отвалившеюся шту-катуркою , с наклонившимися крестами и разоренными кладби-щами . Структурно-композиционная роль предлога заключается в том, что он служит для связи слов, называющих объекты описания.

По значению предлог относится к разряду определительных,

т. к. участвует в выражении определительных отношений: дере-веньки (какие?) с избёнками .

Не изменяется, т. к. не имеет морфологических категорий.

Употреблен с творительным падежом имен существительных: (с чем? ) – с плотинами , с избёнками , со стенами

По структуре предлог простой, первообразный, непроизвод-ный.

Относится к имени существительному избёнки , образует с ним предложно-падежную форму твор. падежа с избёнками ;в предло-жении служит для связи существительного с существительным, образуя словосочетание деревеньки с избёнками , компоненты которого выступают в функции подлежащего (что? – деревеньки ) и несогласованного определения: деревеньки (какие?) – с избёнками.

СХЕМА И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗА

Схема

1. Общая характеристика текста : функционально-смысловой тип речи, жанр, коммуникативная задача автора.

2. Слово в тексте :

2.2. Информативная и структурно-композиционная роль в текс-те (соотнесенность с тема-рематической структурой текста, роль в структурировании связности текста).

3. Грамматическая характеристика :

3.1. Разряд союза по синтаксической функции (сочинительный / подчинительный).

3.2. Подразряд по значению (соединительный, противитель-ный, сопоставительный, разделительный, присоединительный, оп-ределительный, причинный, временной и т. д.).

3.3. Морфологические свойства.

Составьте предложения со словосочетаниями: ответ недопонят;негодующий взгляд; не организованные вовремя занатия;не обожжённые вершины гор,а все заросшие

лесом;площадка, не затопляемая паводками;линии не смещены;никем не упакованные вещи;неизведанные края;не успевающие по русскому языку ученики; не засеянные, а распаханные поля; статья не отредактирована;нерозданные тетради; не иследованная, а дикая местность; неразорвавшаяся мина;непроницаемый мрак.

Я написал три коротких текстов. Я сейчас учусь по-русски, поэтому я не уверен, если они правильные, может кто-то проверить их и скажите мне, если вы

найдете ошибку! Спасибо!

Для многих людей школа - это место, где молодые получают знания. Для меня это прежде всего общение со сверстникоами. Но должны ли быть изменения в современной школе? Теперь мы учим математику, различных наук и многие языки. С развитием новых технологий наши интересы были разные. Например, с помощью компьютера уроках биологии или географии могут быть и более интересные. Еще один способ улучшить школы, чтобы иметь больше дискуссий. В нас должно такой способ обучения, „чтобы каждый ребёнок ушёл с занятия удовлетворённым, чтобый каждый имел право на голос “. Учителя должны помогать ученикам самостоятельно доходят до этого в учебниках. Каждый студент является отдельной личности и требует индивидуальный подход. Когда мы имеем дело с наши уроки мы должны не только учить, но и развивать их характеры и получить удовольствие.

Что такое любовь? Это странное чувство, которое никто не может объяснить или описать, и все же испытывал! Ван Гог говорит: "Кто любит – живёт, кто живёт – работает. ... жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием." . Любовь дает нам силы, чтобы преодолеваем трудности в жизни. Любовь - это чувство которое заставляет нас жить не только для себя, но и для тех, кто любим. По-моему, любовь делает нас значимыми и уверенными, она полностью осмыслить нашу жизнь! С другой стороны Лейбница описывает любовь как: "Любить – это значит в счастье другого находить собственное счастье„. А может быть, любовь-это видеть счастье в глазах любимого? Когда человек любит, он полностью отдается любви. Он готов принести в жертву все, чтобы найти свое счастье в чужой! Что такое любовь?

Когда человек молод, он думает, что может изменить мир, и что все возможно. По-моему, наше поколение не боится, чтобы попробовать новые вещи и идеи. Например, интернет дает нам доступ к полезной информации, которая ранее была недоступна. Однако, по-моему, новые технологии делают детей более ленивы и некоммуникабельное. Кроме того, в настоящее время все молодые люди учатся два или три иностранных языка, через которые общаться и обмениваться идеями с людьми по всему миру. Но легко ли молодежь в настоящее время? Ответ не однозначный. Молодые все больше и больше обязанностей. Они должны учиться больше, чтобы найти хорошую работу. А помогает, таким образом, компьютер и мешает. Но мы молоды, и я верю, что мы сможем изменить мир!

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и

пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время

ПОЖАЛУЙСТА,АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ И АРГУМЕНТЫ

ОЧЕНЬ ПРОШУ

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

не могу найти проблему автора в тексте "грустный праздник" Недавно я побывала на самом грустном дне рождения моего друга Игоря. Обычно его дом в этот день полон интересных людей, все радуются, танцуют, болтают. Но в этот раз все было иначе. Я опоздала на час, но, к своему удивлению, оказалась первой. Гости явно не торопились. Мы уныло сидели за большим столом, который ломился от угощений. За весь вечер к Игорю зашли всего пара гостей и те ненадолго… Я искренне не понимала, что произошло. Не могли же все многочисленные знакомые моего друга отказаться от того, чтобы прийти к нему на день рождения? Ближе к ночи Игорь рассказал мне о причинах, которые превратили этот праздник в тоскливое заседание. Оказывается, в этом году он решил позвать к себе в гости только тех, кто поздравит его лично или по телефону. И вот результат. В социальных сетях, в аське, в скайпе нам напоминают про дни рождения наших знакомых – близких и дальних. В итоге нам приходит огромное количество поздравлений от всех, кому было не лень черкнуть пару строк. Пишут люди, с которыми мы почти не общаемся, одноклассники, с которыми в школе даже не здоровались… Мы выкидываем даты из головы в надежде на Интернет. Раньше, когда никаких "напоминалок" не было, память сама выдавала тех, кого нужно поздравить, люди боялись обделить вниманием своих близких, продумывали подарки, которыми их обрадуют. И было в этом что-то доброе, что-то настоящее... Друзья Игоря такую проверку на прочность не прошли. Думаю, он запомнит этот день рождения надолго. Но может быть, не стоило так категорично себя вести? Ведь у людей бывают и веские причины, по которым они не могут поздравить друга лично, и делают они это не со зла и не из-за забывчивости…

Помогите найти проблему текста

Недавно я побывала на самом грустном дне рождения моего друга Игоря. Обычно его дом в этот день полон интересных людей, все радуются, танцуют, болтают. Но в этот раз все было иначе.Я опоздала на час, но, к своему удивлению, оказалась первой. Гости явно не торопились. Мы уныло сидели за большим столом, который ломился от угощений. За весь вечер к Игорю зашли всего пара гостей и те ненадолго… Я искренне не понимала, что произошло. Не могли же все многочисленные знакомые моего друга отказаться от того, чтобы прийти к нему на день рождения?Ближе к ночи Игорь рассказал мне о причинах, которые превратили этот праздник в тоскливое заседание. Оказывается, в этом году он решил позвать к себе в гости только тех, кто поздравит его лично или по телефону. И вот результат.В социальных сетях, в аське, в скайпе нам напоминают про дни рождения наших знакомых – близких и дальних. В итоге нам приходит огромное количество поздравлений от всех, кому было не лень черкнуть пару строк. Пишут люди, с которыми мы почти не общаемся, одноклассники, с которыми в школе даже не здоровались…Мы выкидываем даты из головы в надежде на Интернет. Раньше, когда никаких "напоминалок" не было, память сама выдавала тех, кого нужно поздравить, люди боялись обделить вниманием своих близких, продумывали подарки, которыми их обрадуют. И было в этом что-то доброе, что-то настоящее...Друзья Игоря такую проверку на прочность не прошли. Думаю, он запомнит этот день рождения надолго. Но может быть, не стоило так категорично себя вести? Ведь у людей бывают и веские причины, по которым они не могут поздравить друга лично, и делают они это не со зла и не из-за забывчивости…

Анализ отрывка из эпического произведения

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались всё обтёрханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами... "Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..”

Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё - деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

Теперь уж недалеко, - заметил Николай Петрович, - вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня!

Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое...

Аркадий! - раздался из тарантаса голос _______, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.
Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал её _________ с Петром.

Хочешь сигарку? - закричал опять ___________.

Давай, - отвечал Аркадий.

Пётр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую чёрную сигарку, которую Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос.
Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованью, Бобылий хутор.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

В1. Из какого города возвратился Аркадий Кирсанов?

В2. Назовите фамилию героя романа, которую нужно вписать на месте пропусков.

В3. Как называется описание природы в литературном произведении?

В4. Назовите художественный приём, лежащий в основе соотнесения первого и второго абзацев текста.

В5. Как называется образное определение предмета, дающее ему яркую характеристику (обтёрханные мужички, зевающие воротища, исхудалые , шершавые коровы)?

В6. Как называется приём, основанный на использовании дословных выдержек из чужих произведений?

В7. Назовите синтаксическое средство, которое использует автор в третьем предложении, для того чтобы создать ощущение езды и сопровождающей её смены объектов, попадающих в поле зрения героев.

С1. Почему окружающую героев природу доверено увидеть именно Аркадию и что расскажет этот пейзаж о своём наблюдателе?

С2. В чём смысл обращения к Пушкину в этом фрагменте и в романе «Отцы и дети» в целом? В каких произведениях русской литературы ещё встречаются обращения к творчеству поэта?

Ответы и комментарии

Задание С1 предполагает, что ученики будут рассматривать пейзаж не только "сам по себе”, но и как средство характеристики его наблюдателя. Важно заметить контраст между первым и вторым абзацем, услышать внутреннюю речь Аркадия в финале первого абзаца, понять, почему "побеждает” светлое, весеннее настроение в душе героя. Можно спросить себя и о том, почему не преобразователю жизни Базарову доверено увидеть нищету родной земли, и вспомнить эпилог, из которого мы узнаём, что настоящим хозяином на этой земле стал именно Аркадий.

Задание С2 предполагает, что ученики вспомнят многочисленные пушкинские цитаты и реминисценции, рассыпанные по тексту романа Тургенева (Пушкина цитирует Николай Петрович, он же читает «Цыган», над Пушкиным будет иронизировать Базаров, но сам заговорит в момент объяснения в любви пушкинскими словами; с пушкинской цитатой мы встретимся в заключительном предложении романа). Пушкин - один из самых значимых для Тургенева поэтов, им поверяется отношение героев к жизни. Пушкин - это образ вечности в искусстве, он сродни "широкой жизненной волне”, которая разлита в природе и которую чувствуют многие герои романа. К Пушкину обращаются герои многих произведений русской литературы: Хлестаков, Поэт в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», Никитин («Учитель словесности» Чехова), герои «Белой гвардии» Булгакова, лирический герой стихотворения «Юбилейное» В.Маяковского и т.д.

Сергей Волков

Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения

* * *

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

Сергей Есенин, 1918

В8. Какие цвета прямо или косвенно названы в стихотворении?
В9. Как называется дважды использованный во второй строфе художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений?
В10. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (листьев дождь, седина пролилась в бороде )?
В11. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы (стережёт голубую Русь // старый клён на одной ноге )?
В12. Назовите интонационно-синтаксическое средство, использованное в первой строке третьей строфы и позволяющее сделать выказывание эмоциональным.

С3. Какую роль в стихотворении Есенина играют образы деревьев?
С4. В каких произведениях русской литературы поднимается тема прощания с родным домом и как они перекликаются со стихотворением Есенина?

Ответы и комментарии

Задания В8–В12 направлены на выявление особенностей стихотворения Есенина, важных для характеристики его поэтического мира вообще. Здесь и особая цветовая гамма, и обилие сравнений, метафор, олицетворений, и эмоциональный синтаксис.

Задания С1 и С2 позволят проанализировать стихотворение глубже. О любви Есенина к образам деревьев сказано много (в частности, см. статьи М.Эпштейна в рубрике «ЛитМотив» в № 22 и 23 «Литературы» за этот год). Мир деревьев и мир человека близки, проникают друг в друга (березняк способен грустить, как мать лирического героя). Излюбленный приём Есенина - использование природных деталей при описании внешности человека: седина в бороде сравнивается с яблонным цветом . Клён в мире Есенина становится alter ego автора.

Прощание с родным домом - один из распространённых мотивов литературы и искусства вообще. Школьники могут вспомнить Татьяну Ларину, отъезжающую в Москву, Штольца, отправляющегося в Петербург, Ростовых, покидающих родное гнездо перед нашествием французов, героев «Вишнёвого сада». Среди лирических произведений, кроме стихотворений самого Есенина, в которых этот мотив встречается часто, ученики могут обратиться, например, к «Родине» Некрасова или «Лотовой жене» Ахматовой.

Сергей Волков

Предварительный просмотр:

Анализ отрывка из драматического произведения

Те же, Дикой и Кулигин

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Кака польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин . Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи ), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом ), простую самую. Уж я всё это прилажу, и цифры вырежу уже всё сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдёте и видите <...> А то этакое место прекрасное, и вид, и всё, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, всё-таки украшение - для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: "И в рубище почтенна добродетель!”

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмём: у нас грозы частые, а не заведём мы громовых отводов.

Дикой (гордо ). Всё суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.

Дикой (с гневом ). Ну, ещё что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более ). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да ещё-то что? Наладил: шесты! Ну, а ещё что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой ). Какое ещё там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит. )

А.Н. Островский. «Гроза»

В1. К какому из трёх родов литературы относится пьеса «Гроза»? (Ответ запишите в именительном падеже.)

В2. Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в первой части фрагмента?

В3. Гроза в пьесе - это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

В4. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия? (Такое столкновение между Диким и Кулигиным мы наблюдаем в приведённом фрагменте.)

В5. Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре?

В6. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?

В7. В приведённом фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?

С1. Как приведённый фрагмент помогает раскрыть общий конфликт пьесы «Гроза»?
С2. Каких героев русской литературы можно, вместе с Диким, назвать невежественными, самодурными? Ответ аргументируйте.

Ответы и комментарии

Задания С1 и С2. Разбирая приведённый отрывок из 4-го действия драмы «Гроза», ученики отметят, что диалог Дикого с Кулигиным непосредственно предшествует кульминации пьесы - признанию Катерины под сводами галереи. То, о чём говорят герои, формально никак с Катериной и её драмой не связано (Кулигин вообще не встречается с Катериной на сцене, если не считать момента, когда он выносит её труп), однако в более широком смысле можно увидеть связь прямую: ведь перед нами на сцене столкновение невежественного самодура и хорошего, умного, но слабого человека. Это столкновение как нельзя лучше характеризует атмосферу, окружающую главную героиню: в ней подавляется и губится всё живое. Грубость Дикого, чувствующего себя полноправным хозяином в городе, соотносится с всевластием Кабанихи в своём доме. Робкие попытки противодействия (настойчивость Кулигина), равно как и усилия по бесконфликтному изменению этой атмосферы, обречены на неудачу ("Нечего делать, надо покориться”). На таком фоне поступок Катерины выглядит скорее как яркий протест (хотя, как известно, в критике существуют и другие точки зрения). Невежество и грубость Дикого вызывают в памяти персонажей Фонвизина (Простакову, Скотинина) и - по касательной - фамусовское общество с его ненавистью к просвещению. Сцену разговора сильного и слабого можно увидеть, например, в «Шинели» Гоголя.

Сергей Волков

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; … Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, … Сердце Аркадия понемногу сжималось». «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; … Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, … Сердце Аркадия понемногу сжималось».




Цели урока: -знакомство с историей создания романа; - определить характерные черты периода кон. 50 – нач. 60 годов в произведении И. С. Тургенева; - определять авторский замысел произведения; - формирование патриотизма, более глубокого понимания истории Отечеств, а также личности писателя.


Роман «Отцы и дети» год. Время действия гг.




Разночинцами назывались лица, которые получили образование, но не состояли на действительной службе. К разночинцам относились выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. Значительную долю среди разночинцев составляли отставные солдаты и солдатские дети.




Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».


Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».


В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).


Роман назван «Отцы и дети» не случайно: - автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев- демократов; -автор противопоставляет два поколения «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. Жанр - социально-психологический роман. В основе сюжета - острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых.



17




Top