Сергей арутюнов 59 лет. Институт этнологии и антропологии ран

Доктор исторических наук, профессор, этнограф, социальный антрополог, историк. Член-корреспондент РАН, заведующий отделом народов Кавказа.

Родился 1 июля 1932 в г.Тифлисе (ныне Тбилиси) Грузинской ССР. Отец - Арутюнов Александр Сергеевич, инженер, арменин; мать - Саломон Ольга Петровна, микробиолог, русская.

В 1950 г., после окончания 30-й средней школы г.Тбилиси, Сергей Арутюнов поступил на японское отделение Московского института востоковедения, который закончил в 1954 г. В 1957 г. закончил аспирантуру Института этнографии Академии наук СССР (ИЭ АН СССР).

С 1957 по 1966 г. С.Арутюнов - научный сотрудник, с 1966 по 1985 г. - старший научный сотрудник ИЭ АН СССР.

1 ноября 1962 г. в ученом совете Института археологии АН СССР(Москва) Сергей Арутюнов защитил кандидатскую диссертацию по теме "Восточно-азиатские и айнские компоненты в этногенезе японцев".

18 мая 1970 г. в ученом совете Института этнографии АН СССР прошла защита докторской диссертаци С.Арутюнова по теме "Процессы изменения и развития в бытовой сфере современной японской культуры".

С 1971 г. С.Арутюнов - доктор исторических наук.

С 1985 г. Сергей Арутюнов работает заведующим отделом народов Кавказа ИЭ АН СССР (с 1991 г. - Института этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН).

В 1986 г. С.Арутюнов утвержден в звании профессора по специальности "этнография". В 1990 г. избран членом-корреспондентом Отделения историко-филологических наук и Отделения истории Российской академии наук (РАН).

Сергей Арутюнов - первый президент Ассоциации этнологов и антропологов России (с 1990 по 1994 год).

С 1991 года С.Арутюнов - член бюро Отделения. В 1991-1997 гг. - зам. академика-секретаря Отделения истории РАН.

В ноябре 2003 года Сергей Арутюнов в сотрудничестве с Международным научно-исследовательским институтом народов Кавказа организовал и провёл Конгресс кавказоведов в Нахабино. В Конгрессе приняли участие более ста этнографов, социологов, религиоведов из всех регионов Северного и Южного Кавказа, а также более 30 гостей из других стран мира.

Область научных интересов: изучение этнокультурных процессов и межнациональных отношений у народов мира, более всего на данных материальной культуры народов Азии; этнография народов Японии, Арктики, Кавказа; теоретические проблемы этнографии и культурологии.

С 1958 по 1988 год С.Арутюнов вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, в разных районах Крайнего Севера и Сибири, на Кавказе, проводя в поле ежегодно один-два полевых сезона (летний и зимний). Собранный им полевой этнографический и археологический материал лег в основу ряда монографий, посвященных современной культуре народа айнов, археологии и этнической истории чукчей и эскимосов, сельской бытовой культуре армян и другим темам.

Сергей Арутюнов внес вклад в развитие теории этнографии, разрабатывая такие проблемы, как взаимодействие традиционных и урбанистических компонентов в культуре неевропейских народов, выдвинул концептуальные идеи ротационного механизма вживания инноваций в традиционную этническую культуру, провел сопоставительный анализ билингвизма и бикультурализма, выявил роль информационных связей как основного механизма формирования этнических общностей, разработал принципы построения формализованной типологии орудий охоты.

Имеет более 490 публикаций, в том числе 15 монографий (как индивидуальных, так и в соавторстве). Основные научные труды:

  • Современный быт японцев. М., 1968. 230 с.
  • Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г.Е.Светловым). Пер. на польский яз.: Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.
  • Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д.А.Сергеевым).
  • Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. 240 с. (в соавт. с Д.А.Сергеевым).
  • Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А.В.Александровым, Д.Л.Бродянским).
  • Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И.И.Крупником, М.А.Членовым).
  • У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.
  • Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н.Л.Жуковской).
  • В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В.П.Кобычевым).
  • Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.
  • Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р.Ш.Джарылгасиновой).
  • Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: "Введение". С. 10-13 (в соавт. с Ю.В.Бромлеем).
  • Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: "Культура жизнеобеспечения в этнических системах". С. 53-60; "Система питания". С. 189-206; "Общие выводы". С. 254-270; "Заключение". С. 271-287 (в соавт. с Э.С.Маркаряном).
  • Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: "Введение". С. 3-17; "Япония". С. 157-170; "Заключение". С. 232-250.
  • Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: "Введение". С. 5-14; "Абак". С. 15; "Напитки". С. 84-86; "Пища". С. 134-138; "Яды". С. 216.
  • Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: "Введение". С. 3-8; "Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа". С. 365-404; "Заключение". С. 405-408.
  • Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., Наука, 1993. 210 с. (в соавт. с В.Г.Щебеньковым).
  • Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М.Г Абдушелишвили., Б.А.Калоевым.) М., 1994.
  • Народы Кавказа (книга 4). Материальная культура. Пища и жилище. М., 1995. (В соавт. с Г.А.Сергеевой, В.П.Кобычевым).
  • Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс. 386 с.(на русс. яз.)
  • Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. 216 с. (в соавт. с С.И.Рыжаковой).

Член ряда специализированных научных советов и комиссий.

Увлечения: ботанические и декоративные сады и парки мира.

Женат, имеет дочь. (Жена - Наталья Жуковская, этнограф; дочь - Наталья Арутюнова, художник-дизайнер.)

Дополните информацию о персоне

Арутюнов Сергей Алексан­дрович
Sergei A. Harutiunov
Другие имена: Арутюнян Сергей Алексан­дрович
На английском: Sergei A. Harutiunov
На армянском: Սերգեյ Ալեքսանդրի Հարությունով
Дата рождения: 01.07.1932
Место рождения: Тифлис, Грузия
Краткая информация:
Этнограф, председатель Все­российского союза антропологов и генеало­гов

Биография

Родился 01.07.1932г. в Тифлисе.

Окончил японское отделение Института востокове­дения (1954).

С 1957 работает в Институте генеалогии и антропологии АН СССР.

С 1958 периодически выезжал на полевые археологические и этнографические работы в Россию, Японию, Вьетнам, Индию.

В 1976, 1978, 1982, 1984, 1988 в составе экспедици­онной группы этнографов Ереванского госуниверситета проводил исследования в Ар­мении.

С 1972 читает лекции по спецкурсу по различ­ным этнографическим проблемам в универ­ситетах Еревана, Москвы, Санкт-Петербур­га, Тбилиси, Омска, Кембриджа, Берна, Питсбурга и др. С 1990 председатель Все­российского союза антропологов и генеало­гов.

Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии РАН.

Первый президент Ассоциации этнографов и антропологов России.

Основные научные результаты

  • исследование ряда древнеэскимосских археологических и культурных памятников на Чукотке, разработка типологии орудий труда и охоты
  • анализ специфики искусства народов Арктики
  • изучение динамики материальной культуры народов Азии и Кавказа
  • разработка классификации пищевых моделей и систем, их знакового осмысления
  • изучение межэтнических взаимодействий и конфликтов, особенно, на Кавказе
  • разработка теории ротационных процессов эволюции материальной культуры и информационной концепции этноса

Сочинения

Труды по этнографии народов Восточной Азии и Закавказья, теоретическим проблемам этнографии и культурологии. Имеет более 400 публикаций. Диссертация докт.: “Процессы бытового развития в современной японской культуре”.

  • Современный быт японцев. М., 1968. 230 с.
  • Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.
  • Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
  • Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
  • Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).
  • Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).
  • У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.
  • Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
  • В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
  • Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.
  • Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
  • Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10-13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).
  • Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53-60; «Система питания». С. 189-206; «Общие выводы». С. 254-270; «Заключение». С. 271-287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
  • Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-17; «Япония». С. 157-170; «Заключение». С. 232-250.
  • Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5-14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84-86; «Пища». С. 134-138; «Яды». С. 216.
  • Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365-404; «Заключение». С. 405-408.
  • Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., Наука, 1993. 210 с. (в соавт. с В.Г. Щебеньковым).
  • Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М.Г Абдушелишвили., Б.А. Калоевым.) М., 1994.
  • Народы Кавказа (книга 4). Материальная культура. Пища и жилище. М., 1995. (В соавт. с Г.А.Сергеевой, В.П. Кобычевым).
  • Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс. 386 с.(на русс. яз.)
  • Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. 216 с. (в соавт. с С.И. Рыжаковой).
  • Список работ С.А. Арутюнова см.: Этнографическое обозрение. 1992. № 3; 2002. № 2

Достижения

  • доктор исторических наук (1970)
  • член-корреспондент Академии наук АрмССР. (1990)
  • член-корреспондент РАН (1991)
  • профессор
  • Иностранный член НАН РА

Изображения

Разное

  • Внес заметный вклад в развитие теории этнографии, исследуя взаимодействие традиционных и урбанистических компонентов в культуре неевропейских народов.
  • Выдвинул концептуальные идеи ротационного механизма вживания инноваций в традиционную этническую культуру, выявил роль информационных связей как основного механизма формирования этнических общностей.

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.239, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Саркисян С. Т. Энциклопедия Арцах-Карабаха. Спб., 2005. - 312 с.: ил. ISBN 5-9676-0034-5
  • Ноев Ковчег. Информационно-аналитическая газета армянской диаспоры стран СНГ. N 03 (97) Март 2006 года

Биография С.А.Арутюнова – мужская версия.

Сергей Александрович Арутюнов

Что формирует личность? Да мало ли что ее формирует. Всю совокупность факторов принято обычно определять как «культурно-исторический контекст формирования». Выражаясь проще - социальное первопространство человека, его семья, его школа, его двор…

«Выдающийся российский этнограф Сергей Александрович Арутюнов родился 1 июля 1932 года в г.Т билиси в семье служащих…», - можно было бы написать для какой-нибудь анкеты, или энциклопедии в разделе «персоналий», и этого было бы достаточно для понимания связи личности с ее «культурно-историческим контекстом», если бы …было бы достаточно. Во всяком случае, потребовалось бы расшифровать, что такое Тбилиси того времени, и кем были эти служащие.

Родной город Сергея Александровича отличался в ту пору этнографическим космизмом. Первые языки для ученика школы (гимназии? №?) Арутюнова – не сублимированный экзаменационный суррогат коммуникации, аживая среда общения с одноклассниками – грузинами, евреями, греками, ассирийцами (национальности), от каждого из них он пытался узнать как можно больше о его родной культуре, выучить побольше новых слов на их языках.

По крайней мере первые представления о иврите оно получил от своих дворовых приятелей – грузинских евреев, и об идише – от ашкеназских. Так он и выучил с десяток языков.

Дед по отцу – (имя) был художником-передвижником, его работы можно встретить в «Третьяковке», а дед его по матери, Иван Егоров, был капитаном дальнего плавания.

Дедов своих Сергей Александрович не помнит. Но в домах царила атмосфера их присутствия. э того деда – капитана дальнего плавания, привозившего из своих странствий диковинные заморские штуки, среди которыхбыло, выражаясь этнографически, много предметов «материальной японской культуры», или, выражаясь семиотически, «визуально-материальной кодов японской ментальности». На то они и коды, что бы кодировать ментальности, не только своих создателей, но и любого, у кого они вызывают удивление.В данном случае в тбилисском доме эти заморские диковины создавали вокруг себя ауру таинственности дальних странствий, которую любой ребенок впитывает как губка. То, что способно передать ощущение мирового простора определяет и объем мировоззрения созерцателя.

Дед Сергея Александровича капитанствовал на корабле«Петербург», и в числе его пассажиров значится Антон Павлович Чехова, путешествовавший на Сахалин. То, что для нас – сюжет истории мировой культуры, развернутый в перспективе путешествий и открытий, для Сергея Александровича стало органичной частью истории его семьи.

Так что, по всей видимости, проблемы выбора образования у него не стояло. Сергей Александрович в 1950 году поступает на японское отделение в Московский Институт Востоковедения, а в 1954-м -- в аспирантуру Института этнографии, после которой он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Древнейшие восточно-азиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев», и затем докторскую: «Процессы и закономерности развития бытовой сферы в современной японской культуре».

Первый приезд Арутюнова в Японию (в 1960-м ? ??) вызвал культурный шок. Но не его, а его японских коллег. Японские газеты в 1960-е годы писали о том, что в стране появился молодой ученый, который говорит на японском языке и следует японскому этикету так, как это было редкостью в самой Японии. В Японии 1960-х годах такой старинной правильной речью и манерами владели только старики. Изумленные японцы стали выяснять и наводить справки. Дескать, почему армянин Арутюнов так глубоко проникся японской культурой. Пришлось Сергею Александровичу рассказывать им всю историю семьи.

Так что фундаментальные научные труды берут начало в первопространстве личности – в семье, история которой легендарна по определению, поскольку в образе старших родственников для младших сосредотачивается авторитет этого мира. Особенно на Кавказе. Так предки – люди «золотого века» все участвуют в жизни потомков, так все блага мира разворачивают из единого акта первотворения, по законами креативных жанров. И это сродни космогенезу. Просто космогонический процесс в масштабах антропологического микрокосма принято обычно называть судьбой.

Все, чему Сергей Александрович учился в детстве, впоследствии, преломляясь в фокусе его сознания, обретало качество научных теорий. Так и война, которую он пережил подростком, его тоже кое-чему научила. Например, трепетному отношению к хлебу. Интересно, можно ли создать теорию жизнеобеспечения, не испытывая к хлебу почтения? Наверное, можно. Только плохо получится. У Сергея Александровича получилось хорошо. Он знает цену хлебу.

Не менее ярко просвечивается его личности другая его широко известная теория, о распределении культуры в пространстве и во времени в совокупности информационных потоков. Ее может экспериментально на себе же прочувствовать любой из его аспирантов в трепетном отношении Сергея Александровича к памяти своих учителей, при априорно уважительном отношении даже к самым «сырым» идеям своих учеников. Между первыми и вторыми лежат поколения, и, в силу исторического динамизма в нашей стране -целые эпохи. Однако столь глубокие диахронные связи отечественной этнографии сама личность Сергея Александровича преобразует в синхронные, поскольку и в своих учителях, и в учениках он видит прежде всего коллег. Учителями Сергея Александровича были люди, создавшие классические труды. Это прежде всего М.Г. Левин, затем Г.Ф. Дебец и Н.Н. Чебоксаров. Под руководством М.Г. Левина с 1957 г. Сергей Александрович вел с небольшим перерывом археолого-этнографическую работу на Чукотке, после кончины М.Г. Левина в 1963 г. совместно с Д.А. Сергеевым вплоть до 1987 г., а ныне эту работу продолжают его ученики - М. Бронштейн, К. Днепровский, уже сами сделавшие там, на Чукотке открытия мирового значения. Так рождается научная школа. Так прошлое науки становится ее настоящим. Так наиболее современным остается то, что вневременно.

Классика – это то, что будучи однажды созданным, ни когда не теряет своей актуальности для человека, потому что затрагивает парадигматические основы его существа. Так человеческое существо открывает в себе сущность, трудами антропологов подобного масштаба.

Сергей Александрович – личность уникальная. Но таково было время его становления, в которое сложилось уникальное поколение ученых, для которых наука была работой, наверное, в самую последнюю очередь. А в первую - пространством реализации личной свободы, благо атмосфера 1960-х позволила им ощутить ее наркотический флюид. В этом смысле особо счастливы полевые исследователи: им по роду занятий довелось реализовать знакомое каждому творческому человеку ощущение свободы в географическом детерминизме, то есть вернуться к ее первоисточнику – что есть прорыв в пространства мировой культуры, путешествуя по странам не только самолетом, изучая жизнь народов не только по книжкам.

Сергей Александрович принадлежит к этому поколению ученых, знание которых не ограничивается сублимированным определением «интеллектуализм». Исследователь-интеллектуал ценит в предмете исследования проблему, который он расчленяет до атомарной структуры. Исследователь-ученый – тайну гармоничного строения мира как глобального единства. Он открывает в исследовании быта народа его бытийные смыслы, поскольку …мыслит обоими полушариями. Ученые поколения Сергея Александровича привозят из экспедиций не только новые рефераты, статьи, монографии, но и поэтические сонеты. Целые венки сонетов.

С 1965 г. Сергей Александрович также провел ряд полевых сезонов в этнографической работе в Японии, в 1974 – 1988 гг. в Армении совместно с Ю.И. Мкртумяном, в 1971 – 1990 гг. на Печорском, Обском, Енисейском Севере с В.И. Васильевым, в 1974 – 1983 гг. в Индии с В.П. Алексеевым и М.Г. Абдушелишвили.

Исследования эти охватили широкий круг проблем истории и современного функционирования материальной культуры, этнических отношений и процессов, статусной и сакральной семиотики и символики культурных явлений, типологии этнических общностей и другие направления. Их результаты, в основном в соавторстве с вышеупомянутыми коллегами, опубликованы в большом числе книг и статей.

Мысль, выраженная не поэтически, не является ни полной, ни достоверной. Такое отношение к знанию вообще благотворно влияет и на качество любого текста – научно-теоритического или узко-специального . В книгах Сергея Александровича разрабатываются общие вопросы теории этноса и традиционно культуры, при этом содержится масса очень конкретной полезной информации. Перечисление даже основных трудов потребует времени, и даже это перечисление трудов (не говоря уже об их чтении) будет временем, проведенным с пользой. Итак, основные книги С.А. Арутюнова:

Современный быт японцев. М., 1968

Старые и новые боги Японии. М., 1968 (с Г. Светловым)

Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969 (с Д. Сергеевым)

Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975 (с Д. Сергеевым)

Китоваяаллея. Древности о-вов пролива Сенявина. М., 1982 (с И. Крупником, М. Членовым)

Палеометалл Северо-Западной части Тихого океана. Владивосток, 1982 (с А. Александровым, Д. Брянским)

У берегов Ледовитого Океана. М., 1984

В краю гор, садов и виноградников. М.. 1987 (с. В. Кобычевым)

Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987 (с Н. Жуковской)

Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989

Япония: народ и культура. М., 1991 (с Р. Джарылгасиновой)

Древнейший народ Японии: судьба племени айнов. М., 1992 (с В. Щебеньковым)

Помимо книг перу С.А. Арутюнова принадлежат свыше 400 научных и научно-популярных статей и рецензий.

То, что Сергей Александрович пишет сегодня по кавказским проблемам актуально, но и работы, написанные тридцать лет назад,хочется время от времени перечитывать.

Потому что интересно. Потому что эти работы, раскрыв суть проблемыявления, не убивают в явлении его первозданную тайну. Потому что их написал Мастер.

Мастеромв науке становится тот, кто любит предмет своих исследований. В данном случае - людей. На то он и антрополог.

Как писал Лотман, «Всякое существование возможно лишь в формах некой пространственной определенности». Существование идей о мире – тем более. Мысли Арутюнова о мире, сформулированные в его исследованиях можно картографировать. Вслед за мыслями о мире по миру перемещается и он сам, оставляя после себя в пространстве – следы, во времени – труды вневременного значения. Исследования в стиле отца этнографии Геродота. Ничто не меняется в этом мире, кроме интенсивности синхронно-диахронных коммуникаций. Иллюстрацией данного тезиса, не менее красноречивой, чем авторская библиография, выглядит курсив следов Арутюнова, покрывающий карту мира с плотностью линии регулярных рейсов «Аэрофлота». Потому его не всегда можно застать дома.

Цели путешествий, как правило, экспедиции, участие в международных конференциях, и чтение лекций в разных университетах мира.

Выступление Арутюнова – это образующий конференцию фактор, или придающий ей некое особое качество. На вопрос «как прошла конференция?», один крупный ученый сказал: «Она состоялась. В ней участвовал Арутюнов». Сергей Александрович участвовал в 7-м (Москва, 1964), 8-м (Токио, 1969), 9-м (Чикаго, 1973), 10-м (Дели, 1978) Международных конгрессов антропологических и этнографических наук, а так же в 11-м (Токио, 1966), 14-м (Хабаровск, 19…) Тихоокеанских конгрессов и многих других международных конгрессов и конференций.

Помимо регулярного преподавания в МГУ, Сергей Александрович прочел также ряд семестральныхспецкурсов в Ереванском госуниверситете, в университетах Кембриджа, Берна, Питтсбургском, Аризонском, Аляскинском (Фербенкс), Стэнфордском, Джорджтаунском, Браунском, Калифорнийском (Беркли), Хоккайдосском университетах.

Если коллеги считают доклад Арутюнова событием, то сколь счастливы студенты, регулярно посещающие его лекции, которые он постоянно читает в МГУ. Конечно, кто-то и с этих лекий сбегает, без этого студент - не студент, но все жев его аудиториях больше тех, кто приходит слушать этот курс повторно, уже получив за него в прошлом году свою пятерку. И более того,на этих лекциях можно встретить учеников Сергея Александровича самых разных возрастов, которые сами давно защитили всевозможные ученые степени (всего их больше двух десятков) и преподают в разных вузах. На мудрых лекциях Арутюнова время отсутствует. Там царит вечность.

Еще один эпизод или черта, (а может даже тенденция?) биографии Арутюнова. В его доме собираются боги разных религий. Именно собираются, поскольку Сергей Александрович не коллекционирует ритуальные артефакты. Божества заводятся сами. Все изваяния богов попали к нему случайно, если, конечно можно считать случайностью появление в доме ученого таких персонажей как буддийская Богиня Абсолютного Знания.

Дед Арутюнова был капитаном. А когда дед – капитан, то историю собственной семьи внуки вправе выводить непосредственно из мирового океана. Море – метафора метафор, особенно на Кавказе, где союз гор и вод закладывает систему координат, стремящуюся к глобальным объемам – все глубже, все шире, все выше. Excelsior ! – этот латинский девиз вполне описывает кредо любого ученого, тем более с мировым именем. Но Сергей Александрович избирает другой, ставший, кстати сказать, nick - name ’ом егоэлектронной почты. Это японское «гусаба» – «Влекущий колесницу глупости». С чисто японской скромностью и дзэнской чистотой стиля вплоть до отрицания. Впрочем, через отрицание обычно осуществляются самые убедительные утверждения. Ведь не каждому ученому мужу дано понимание относительно содержания воза, который он влачит. Для этого ученому надо стать мудрецом. Арутюнов – мудрец. И, разумеется, ученый. Ученый, “влачащий Колесницу глупости”. Спросите зачем? Просто так. Из почтения к абсолютному знанию, . …ну, и в силу служебных обязанностей.

К.Банников.

Биография

Научная деятельность

В начале 80-х продолжая длительные экспедиционные выезды появляются публикации их результатов. На основе армянских исследований в 1983 году в соавторстве с Э. Маркаряном, Ю.Мкртумяном и другими участниками комплексного исследования выходит совместная монография «Культура жизнеобеспечения и этнос». Сергей Александрович выступает редактором и соавтором сборников материалов по этногенезу и этнической истории народов Южной Азии, куда вошли уникальные данные индийско-советских экспедиций - «Истоки формирования современного населения Южной Азии» и «Этногенез и этническая история народов Южной Азии». В марте 1984 года Сергей Арутюнов выступил на конференции в Осаке с докладом о параллелях в процессах урбанизации Японии и Армении, опубликованном на японском языке в книге «Тосики-но-буммэйгаку» («Культурология урбанизации», Токио , ). Четыре года спустя,в 1989 году публикуется монография «Народы и культуры», где подробно описана еще одно важнейшая общая культурная закономерность - ареальная стабильность, которая была подкреплена материалами лингвистических, археологических и этнографических исследований культурных ареалов Японии . В 2000 году книга «Народы и культуры» в переработанном, дополненном виде была издана в США под названием «Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие» (“The Edwin Mellen Press”, Lewiston – Queenston – Lampeter).

Отойдя от японской тематики и бросив свой взор на Кавказа, Арутюнов с 1985 года по настоящее время является заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН
В 1990 года был избран членом-корреспондентом Отделения историко-филологических наук Российской академии наук (РАН) . В - годах – заместитель академика-секретаря Отделения истории. С – по настоящее время – член бюро Отделения. Первый президент Всероссийской Ассоциации этнологов и антропологов России ( - ).

Семья

  • Отец – Арутюнов Александр Сергеевич, инженер ;
  • мать – Салломон Ольга Петровна, микробиолог;
  • жена – Наталья Львовна Жуковская , этнограф .

Научные публикации

Имеет более 490 публикаций, в том числе 15 монографий (как индивидуальных, так и в соавторстве). Основные научные труды:

1. Современный быт японцев. М., 1968.
2. Старые и новые боги Японии. М., 1968. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.: Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973.
3. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
4. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).
5. У берегов Ледовитого океана. М., 1984.
6. Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
7. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
8. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
9. Япония: народ и культура. М., 1991. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
10. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
11. Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. Отв. ред.
12. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М. Г. Абдушелишвили, Б.А.Калоевым.) М., 1994.
13. Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс.
14. Культурная антропология. М.:

  • Добавить иллюстрации.

  • Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН
    , иностранный член НАН Армении

    Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН

    Научные интересы:

    историческая этнография народов Азии, современная этническая и языковая ситуация на Кавказе, миграции, этнические процессы и их влияние на культурную и социальную идентичность

    Биография:

    Родился в Тбилиси в 1932 г. Окончив Московский Институт Востоковедения в 1954 г., тогда же поступил в аспирантуру Института этнографии (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) и, окончив ее, стал научным сотрудником этого института (с 1957 г.), где и продолжает работать ныне, с 1985 года в должности заведующего отделом народов Кавказа. Кандидатская диссертация «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев» защищена в 1962 г., докторская «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре» в 1970 г. Избран чл.-корр. РАН в 1990 г.

    С.А. Арутюнов вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, в разных районах Крайнего Севера и Сибири (но более всего на Чукотке), на Кавказе (более всего в Армении), проводя в поле с 1958 по 1988 год практически ежегодно по крайней мере один, а нередко и два полевых сезона (летний и зимний). Собранный им огромный полевой этнографический и археологический материал лег в основу ряда монографий, посвященных современной культуре народа айнов, археологии и этнической истории чукчей и эскимосов, сельской бытовой культуре армян и другим темам.

    Итоги своих теоретических размышлений о закономерностях развития народной культуры. С.А. Арутюнов опубликовал в книге «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (М., 1989). Переработанная и дополненная версия этой книги, изданная в издательстве Edwin Mellen Press под названием "Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие" в 2002 году, в 2011 году удостоена премии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Обобщающий взгляд С.А. Арутюнова на предмет и задачи этнологии и культурной антропологии изложен им в , написанной совместно с С.И. Рыжаковой. В этой книге он свел воедино материалы многочисленных спецкурсов, читавшихся им в 1970-е – 2000-е годы в МГУ и многих университетах Европы, Америки и Японии (Кэмбридж, Берн, Питтсбург, Джорджтаун, Аляска-Фербенкс, Аризона-Темпе, Стэнфорд, Беркли, Саппоро и др.).

    Всего С.А. Арутюновым опубликовано более 500 статей, докладов и рецензий, 20 книг (единолично и в соавторстве). Четыре из них в дополненном и расширенном виде переизданы за рубежом – в Польше, США, Японии. В настоящее время С.А. Арутюнов продолжает работу над созданием учебных пособий, изучает проблемы формационного и цивилизационного подхода к истории, проблемы глобализации и парохиализации культуры.


    Автор более 600 публикаций, в том числе:
    • . М., 1968. 230 с.
    • Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.
    • Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым). Перевод на английский язык: Ancient Cultures of Asiatic Eskimos. Translated by R.L. Bland. Oregon, 2007. 240 p.
    • Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым). Перевод на английский язык: Problems of Ethnic History in the Bering Sea. Translated by R.L. Bland. Oregon 2007. 260 p.
    • Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).
    • Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).
    • У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.
    • М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).
    • В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).
    • Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.
    • Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).
    • Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10-13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).
    • Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53-60; «Система питания». С. 189-206; «Общие выводы». С. 254-270; «Заключение». С. 271-287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).
    • Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-17; «Япония». С. 157-170; «Заключение». С. 232-250.
    • Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5-14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84-86; «Пища». С. 134-138; «Яды». С. 216.
    • Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3-8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365-404; «Заключение». С. 405-408.


    
    Top