Шолохов судьба человека особенности композиции. Другие сочинения по этому произведению

Дата:

Класс:

Тема: Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Цели: учить анализу художественного произведения, рассмотреть особенности авторского повествования в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», особенности композиции и жанра, вспомнить с учащимися, какая манера повествования называется сказовой, определить роль пейзажа в произведении, прививать интерес к изучению творчеству М. Шолохова и литературы 20 века в целом.

Формы контроля: анализ текста, устный опрос, пересказ эпизода.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я. Коровиной, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Тип урока: комбинированный.

\Ход урока.

1. Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

2. Актуализация опорных знаний учащихся с реализацией домашнего задания.

1) Опрос по жизни и творчеству М.Шолохова.

Где и когда родился писатель?

Когда впервые были напечатаны его произведения? (1924-1923)

Какое произведение принесло Шолохову мировую известность? В каком году? (1928 год, «Тихий Дон»)

Почему роман «Тихий Дон» до сих пор вызывает споры среди литературоведов?

В каком году читатели увидели рассказ «Судьба человека»? (1956-1957). Что вы можете рассказать об истории создания данного произведения? (см. предыдущий конспект)

Какова композиция рассказа «Судьба человека»? (кольцевая, см. предыдущий конспект).

Почему Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека»?

(учащиеся рассказывают о смысле названия рассказа и делают вывод о том, что название рассказа поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития).

(данный материал был затронут на прошлом занятии – учащиеся готовили сообщение «Смысл названия рассказа «Судьба человека», также было дополнение учителя).

Каковы основные вехи судьбы героя Андрея Соколова? Что помогает герою выстоять?

(в рассказе показана вся жизнь, вся судьба человека: довоенная жизнь, уход на фронт, плен, неудачный побег, освобождение, гибель родных, встреча с Ванюшей. Ему помогают выжить душевная щедрость, человечность, чувство ответственности).

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(силы его безграничны, в нем чувствуется огромная любовь и воля к жизни, борьба за справедливость)

Какое значение имеет эпизод в церкви? Перескажите его.

(здесь раскрываются возможные типы поведения в бесчеловечных ситуациях. Разные персонажи (христианин, доктор, Крыжнев, Соколов) ведут себя по-разному. Здесь идет проверка характера Соколова, который поступает так, как велит ему совесть: убивает «своего»).

В каких сценах рассказа наиболее полно показаны «русское достоинство и гордость»?

(сцены лагеря, где в диких условиях А.Соколов сохранил свое человеческое достоинство и своим гордым поведением заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Также уместно вспомнить сцену возвращения героя в барак с хлебом и салом).

Какую роль играет встреча Андрея Соколова с «осколком воны» Ванюшей?

(она возрождает героя, герой делает свою судьбу и меняет судьбу мальчика-сироты).

Как выражена в рассказе позиция автора?

(в образе героя раскрывается трагедия всего народа, его бедствия и страдания, в повествовании чувствуется авторская боль, сочувствие к народу. Также выражению авторской позиции служит и прием антитезы (противопоставления): мирная жизнь-война, счастье - разрушительная сила войны, преданность – предательство, сочувствие-жестокость).

Какова роль пейзажа в рассказе?

(Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

В описании пейзажа Шолохов использует различные изобразительно-
выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения, анафоры (если есть время, можно найти и зачитать).

Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера воплощает герой?

(Андрей Соколов, простой человек, отец и солдат, выступает как защитник и хранитель жизни, ее основ и нравственных законов. Герой М.Шолохова защищает и смысл и правду человеческого существования).

3. Подведение итогов. Рефлексия: - Сегодня мне очень понравилось.

Сегодня я не совсем понял….

Сегодня я могу оценить себя на….

4. Выставление оценок.

5. Д/з:

Рабочие материалы

Содержание диктанта и грамматического задания

1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.

6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.

8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

I вариант

1) В первом абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Укажите их номера.

2) В третьем абзаце найдите приложение. Выпишите его.

3) В пятом предложении найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

4) Во втором предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполнить синтаксический разбор предложения №3 (подчеркнуть члены предложения, указать части речи, дать характеристику предложению)

II вариант

1) В третьем абзаце найдите предложения с обособленными обстоятельствами, укажите их номера.

2) Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Укажите номер этого предложения.

3) В девятом предложении найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите его.

4) В третьем предложении найдите слово, соответствующее схеме

5) Выполните синтаксический разбор предложения № 2 (подчеркните члены предложения, укажите части речи, дайте характеристику предложению).

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.
Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя.


Страница: [ 1 ]

Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)

Рассказ «Судьба человека»

«Судьба человека» была прочитана киноактёром Сергеем Лукьяновым по Всесоюзному радио, после чего получила народное признание.

Символика названия

В произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты (обобщающее слово «человек» в названии).

Испытания, которые пережил герой, - это испытания, выпавшие на долю каждого прошедшего Великую Отечественную войну. Это судьба целого поколения, у которого война отобрала самое дорогое - дом, семью, работу, здоровье, жизнь близких людей.

Композиция и сюжет

«Судьба человека» написана в форме «рассказа в рассказе».

В произведении в концентрированном виде дана эпическая картина происходящего во время войны.

М.Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку:

1.Довоенная жизнь

2.Прощание с семьёй

3.Пленение

4.В церкви

5.Неудачный побег

6.Поединок с Мюллером

7.Освобождение

8.Гибель семьи

9.Смерть сына

10.Встреча с Ванюшкой

Обрамление

Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица, дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе.

После исповеди повествователь расстаётся с чужим, но ставшим ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.

Символические образы в обрамлении

Весна

Символ вечного возрождения, обновления, надежды. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Безбрежный мир готовился «к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Дорога, путь

Символ жизни, движения вперёд, один из главных архетипов жизни.

Отец и сын

Фигуры Андрея и Ванюшки - мужчины и маленького мальчика - обретают обобщённо-символический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

Исповедь Андрея Соколова

Андрей Соколов рассказывает о своей жизни. Герой вспоминает о своём детстве, семье. Гражданская война, голод, разруха лишь фон событий. Основное внимание Соколов уделяет воскрешению в памяти образов самых дорогих людей, которые погибли во время войны: жены Иринки («И не было для меня красивее и желаннее её не было на свете и не будет!»), детей («сначала сынишка родился, через год ещё две девочки…»). Для героя важны были работа, семейный достаток и уют. Духовные ценности, обретённые в довоенное время, помогают Андрею Соколову выстоять в тяжёлое время.

Война нарушает благополучную, счастливую жизнь семьи Соколова. Следующие эпизода, рассказанные героем, контрастируют с первой «спокойной» микроновеллой. Далее Соколов будет проходить проверку на моральную стойкость.

Герой два раза был ранен, попал «в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года». Когда русских солдат немцы загнали на ночёвку в церковь, один из пленных, Крыжнев, пригрозил выдать командира. Андрей Соколов не выдержал и задушил предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

Андрей Соколов пробовал бежать, но его поймали и вернули обратно. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там…». Били солдат «так, как у нас сроду животину не бьют».

Однажды герой выиграл моральный поединок с врагом. Он показал свою силу духа («в скотину они меня не превратили, как ни старались») , за что заслужил признание от немцев (Мюллер: «Я - тоже солдат и уважаю достойных противников» ). Герой пробудил в Мюллере и его сослуживцам человеческое: они «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Соколов возил немца-майора. В одну из поездок герою удалось сбежать из плена, привезти майора и отдать русским командирам.

В госпитале Соколов узнал о том, что его семья погибла, остался один сын, Анатолий, который «получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали». В последний день войны убивают и Анатолия. Испытанием оказываются не только муки в фашистском плену, но и смерть детей и любимой жены, которую он не понял в момент прощания («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»).

Приехав жить к старому другу, Соколов встречает мальчика-сироту Ванюшу и решает его усыновить. «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…». Теперь вся жизнь Андрея Соколова посвящена ребёнку.

В рассказе оказывается важной сердечная реакция героя на происходящее («осердеченность повествования»): «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

Новаторство рассказа

Рассказ долгое время считали образцом соцреалистического канона (таким оказывается финал произведения). Современные исследователи находят в произведении черты новаторства:

Шолохов первым показал события 1941 - 1945 годов как трагедию всего человечества;

Автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно (пример тому - судьба героя А.С. Солженицына Ивана Денисовича;

Политико-идеологический аспект в рассказе приглушён. Слова «советский солдат» автор заменяет на «русский солдат»;

По канонам соцреализма, гуманизм - не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.

Язык рассказа

Основной массив речи в рассказе - просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.

Важным в «Судьбе человека» оказывается фольклорный пласт речи, народно-песенный, плачевой «(«Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!»).

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.

Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Сочинение


При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.
Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя. Все приёмы гармонично соединяются в небольшом рассказе и образуют целостное и весьма сильное по эмоциональному воздействию на читателя произведение.

Другие сочинения по этому произведению

«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека») Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека” Анализ произведения Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы (По рассказу "Судьба человека")


Top