Сочинение на тему как в диалоге чацкого и молчалина раскрываются характеры обоих героев. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы в комедии А

Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев? Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова, причем свобода и от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высокими прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Стремление Чацкого — служить Отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Молчалин и Чацкий — это главные и наиболее яркие герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Они являются представителями двух сторон жизни России, двух больших групп, сложившихся в обществе того времени. Одни — «гордецы», которые, по словам Фамусова, «рыскают по свету, бьют баклуши», а другие, по определению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Сравнение Молчалина и Чацкого в комедии показывает, что «Молчалины блаженствуют на свете», тогда как Чацкий не может быть принят и понят в московском обществе. Но еще до развязки автор сталкивает их один на один, чтобы полнее раскрыть характеры обоих героев.Этому эпизоду предшествует разговор Чацкого с Софьей о Молчалине. Чацкий, видя, с каким воодушевлением девушка отзывается о качествах последнего, начинает понимать, что она испытывает к нему глубокие, нежные чувства. С другой стороны, слыша, что она говорит, Чацкий сомневается, действительно ли эти чувства искренни. И вот, находясь в таком состоянии, он встречает Молчалина и пытается выяснить истину. В начале разговора Чацкий действительно хочет понять, что же такое есть в Молчалине, что пленило Софью. Тем не менее он не отказывается от своей привычной иронии, которой, впрочем, не принимает Молчалин. Он изредка высказывается о себе, чем только подтверждает свои взгляды, знакомые читателю по предыдущим эпизодам. Если разговор Чацкого и Молчалина рассматривать вне контекста пьесы, можно подумать, что Молчалин постоянно поучает неразумного, непонятливого, оторванного от реальности Чацкого. Действительно, Александр Андреевич постоянно переспрашивает, самый частый его вопрос — «зачем?». Несмотря на свой ум, образованность и жизненный опыт, Чацкий не может понять, как можно иметь такие взгляды, он не верит, что так можно жить. И до самого финала пьесы Чацкий не поймет всей трагичности ситуации, не сможет поверить в то, что совершенно не вписывается в московское общество. Кроме того, Молчалин, в котором, по выражению Чацкого, «ума… только мало», очень вежливо, без малейшего смущения поучает Чацкого, искренне жалеет его, терпеливо объясняет ему все тонкости жизни в обществе. Молчалин советует Чацкому «хоть раз бы съездить» к Татьяне Юрьевне, служить в Москве, «и награжденья брать, и весело пожить», советует «зависеть от других». Заметно, что Молчалин совершенно не понимает своего собеседника, да он и не в состоянии это сделать. Их разговор длится недолго, но за это время Чацкий успевает измениться в настроении и манере говорить, причиной этому стало постижение им натуры собеседника. Он понимает, что Молчалин ничуть не изменился, все такой же «бессловесный». Из разговора с Молчалиным Чацкий делает один вывод: «Обманщица смеялась надо мной!» Он не обращает внимания на то, что именно «с такими чувствами, с такой душой» Молчалин успешно принимается в обществе. Этот разговор является для Чацкого своего рода шансом — шансом отказаться от собственных взглядов, принести их в жертву спокойной, «веселой» жизни в Москве. Он не использует его и остается самим собой: «безумным», навсегда покинувшим Москву.

убеждается в своих словах: д.3 я.3 стр.89

С такими чувствами, с такой душой…

Софья пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Кульминация и развязка

Действие.

Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью: 3 действие.

д.4 я.12 стр.129-130 5 монолог Чацкого д.3 я.22 стр.112

Без свадьбы время проволочим… («В той комнате незначущая встреча…»)

Софья всё слышит, Чацкий тоже.Чацкий заканчивает монолог и

Заключительный 6 монолог Чацкого. оборачивается:

д.4 я.14 стр.134 – развязка. Оглядывается, все в вальсе кружатся с

(«Не образумлюсь… виноват…») величайшим усердием. Старики

разбрелись к карточным столам.

V. Композиционная роль монологов: все основные композиционные узлы пьесы сопровождаются монологами (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого»).

VI. Мотив сплетни.

Сплетня объединяет сюжет и конфликт. Софья пускает её случайно, неожиданно для себя самой, мстя Чацкому за его отношение к Молчалину.

Г. N. о Чацком:

Как его нашли по возвращеньи?

Софья: Он не в своём уме. д.3 я.14 стр.102

Однако гости Фамусова охотно подхватывают сплетню и отворачиваются от человека, который говорит немыслимые с их точки зрения вещи.

Подробнее см. «Повторение»: Сплетня в «Горе от ума».

VII. Динамика развития действия: монологи замедляют его, реплики же ускоряют.

Быстрее всего развивается сплетня: возникает в 14 явлении 3 действия стр.102 и достигает кульминации в 22. Переходя от одного гостя к другому, сплетня возвращается к самой Софье, которая ещё раз подтверждает её.

Сплетня передаётся по цепочке и каждый добавляет что-то своё: Софья – Г. N. – Г. Д. – Загорецкому – Графине внучке – Графине бабушке – князю Тугоуховскому – в итоге сумасшествие Чацкого становится общепризнанным фактом: «Какое ж в этом есть сомненье?»

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ГОРЯ ОТ УМА»

I. Новаторство образной системы.

1. Отсутствует чёткое деление персонажей на положительные и отрицательные.

2. Количество действующих лиц более 20, а не 5-10, как этого требуют классицистические каноны.

3. В основу образной системы положен реалистический принцип типизации.

Гончаров: Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определённым и замкнутым, как колода карт. И общее и детали, всё это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы, - от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.

Подробнее см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма.

II. С точки зрения любовной интриги образная система «Горя от ума» в основном соответствует классицистической «системе амплуа».

1. Есть «любовный треугольник» Софья-Молчалин-Чацкий, есть субретка, есть недогадливый отец (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма).

2. Кроме основного, есть также комические «любовные треугольники» (см. «Сюжет и конфликт «Горя от ума»).

III. С точки зрения общественного конфликта образная система построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» - черты реализма, «Век нынешний и век минувший», «Чацкий как победитель и как побеждённый»).

IV. Образы-пародии.

1. Репетилов – пародия на Чацкого. Чацкий – идеолог своего круга, Репетилов также претендует на это звание:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня д.4 я.4 стр.118

2. Образ Репетилова соотносится также с образом Молчалина. Молчалин старается всем угодить, считает, что в его «лета не должно сметь своё суждение иметь». Не доверяет своим суждениям и РЕПЕТИЛОВ:

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп . д.4 я.4 стр.120

МОЛЧАЛИН: Вот сам Фома Фомич, знаком он вам? д.3 я.3 стр.87

РЕПЕТИЛОВ: Но если гения прикажите назвать: д.4 я.4 стр.121

V. Соотношение образов по принципу: тип – индивидуальность. Явным отражением образа Молчалина является ЗАГОРЕЦКИЙ, всеобщий угодник.

ЗАГОРЕЦКИЙ СОФЬЕ: Позвольте вам вручить, напрасно бы кто взялся

Другой вам услужить… д.3 я.9 стр.96

МОЛЧАЛИН: Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, д.3 я.12 стр.101

ЧАЦКИЙ о МОЛЧАЛИНЕ: В нём Загорецкий не умрёт д.3 я.12 стр.101

Загорецкий как бы чистый носитель черты, а Молчалин – живой характер.

VI. С точки зрения речевой характеристики все герои делятся на тех, кто говорит монологами Чацкий, Фамусов, Репетилов), и тех, кто говорит репликами (все остальные).

Те, кто говорит монологами, являются идеологами (Чацкий, Фамусов) или им подражают (Репетилов). Идеологи не слушают друг друга, толпа их тоже не слушает:

ЧАЦКИЙ: И в Петербурге, и в Москве, д.3 я.22 стр.113

ФАМУСОВ не слушает ЧАЦКОГО.

ЧАЦКИЙ: Я досказал.

ФАМУСОВ: Добро, заткнул я уши. д.2 я.2 стр.60

ЧАЦКИЙ не слушает ФАМУСОВА:

ФАМУСОВ:

ЧАЦКИЙ: Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом? д.2 я.5 стр.67

VII. Гости на балу составляют самостоятельную группу образов, без которых «галерея типов» фамусовской Москвы была бы неполной.

Гончаров: Шесть княжон и Графиня внучка – «контингент невест»; Хлёстова – «остаток екатерининского века»; Тугоуховский – «без слова, но какая говорящая руина прошлого»; Загорецкий – «явный мошенник».

VIII. Чисто сюжетные образы: Г. N. и Г. Д. Они нужны для распространения сплетни.

IX. Внесценические персонажи:

1. Вводятся для типизации конфликта, среди них есть представители «века минувшего» и «века нынешнего».

а) «век минувший»:

внесценические персонажи разделяют взгляды Фамусова, их карьера служит аргументом в споре с «веком нынешним». Это люди, наиболее успешно воплощающие в жизнь мораль и идеалы фамусовского общества: почтенный камергер Кузьма Петрович, Максим Петрович, умевший вовремя прислужиться, а потому «в чины выводит… и пенсии даёт», известная Татьяна Юрьевна, имеющая полезных друзей и родных. (Подробнее см. «Век нынешний и век минувший»)

б) «век нынешний»:

Двоюродный брат Скалозуба д.2 я.5 стр.63

Князь Фёдор, племянник Тугоуховской д.3 я.21 стр.109

Профессора педагогического институтад.3 я.21 стр.109 (см. «Век нынешний и век минувший» отношение к образованию).

в) в монологах Репетилова пародия на «век нынешний»:

- «сок умной молодёжи»

- «горячих дюжина голов» д.4 я.4 стр.121

Князь Григорий

2. Внесценических персонажей больше, чем сценических, что было не допустимо в классицистическом произведении, так как нарушает единство действия.

3. Внесценические персонажи помогают раскрытию сценических. Например, дядя Фамусова Максим Петрович, с одной стороны, идеал Фамусова и ему подобных, с другой. он напоминает читателю и зрителю Молчалина, пытающегося угождением сильным мира сего добиться «степеней известных»:

А дядя? что твой князь? что граф? д.2 я.2 стр.57

ЧАЦКИЙ КАК ПОБЕДИТЕЛЬ И КАК ПОБЕЖДЁННЫЙ

I. Сюжет комедии любовный, конфликт социальный. Конфликт не укладывается в рамки сюжета (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

II. В любовной интриге Чацкий терпит поражение: Софья, во-первых, его не любит, а, во-вторых, любит человека, нравственно намного ниже Чацкого, и это ещё больше его оскорбляет:

А вы? о боже мой! кого себе избрали? д.4 я.14 стр.135

1. Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него мучительно, так как он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, наконец, Чацкий по-настоящему любит Софью:

Да, мочи нет: мильон терзаний… д.3 я.22 стр.111

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, д.4 я.14 стр.136

2. С неудачей Чацкого в любви связан комизм его положения. Чацкий комичен уже с самого своего появления, так как к его приходу мы уже знаем, что Софья любит Молчалина (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

III. С точки зрения конфликта невозможно однозначно ответить на вопрос, победитель Чацкий или побеждённый.

1. С одной стороны, Чацкий побеждённый: он объявлен сумасшедшим и изгнан из московского общества (см. «Конфликт и сюжет «Горя от ума»).

Гончаров: Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Чацкий – победитель самим своим появлением. Некогда единое, монолитное фамусовское общество «века минувшего», века Екатерины, вдруг среди «своих» обнаружило непримиримого противника. Значит, не всё благополучно в этом обществе.

Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (см. «Век нынешний и век минувший»).

3. На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, показывающие его типичность, свидетельствующие в пользу грядущей победы Чацкого (см. «Образная система «Горя от ума»).

4. Взгляды Чацкого часто сравнивают со взглядами декабристов. Нельзя говорить о полном совпадении мнений – и сам Грибоедов скептически относился к некоторым их воззрениям 1821-25 годов: Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России.

ОднакоГерцен писал впоследствии: Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком (см. «Повторение»: «Чацкий и декабристы»).

Гончаров: Вечность, неизбежность роли Чацкого как победителя и побеждённого заключается в том, что он появляется «при каждой смене одного века другим».

Историческая типичность Чацкого доказывается, например, тем, что в черновиках его имя писалось «Чадский», напоминая читателю о личности П.Я. Чаадаева.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОНОЛОГОВ ЧАЦКОГО

I. «Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий – идеолог «века нынешнего».

Как все идеологи в комедии, Чацкий высказывается монологически.

II. Мнения Чацкого по основным вопросам полемики раскрываются именно в монологах. Он выступает как обличитель «века минувшего», отношения фамусовского общества

а) к воспитанию: Что ныне, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки д.1 я.6 стр.49

б) к образованию:

д.1 я.6 стр.48

в) к службе: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом, д.2 я.2 стр.58

г) к чинам: А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели… д.2 я.2 стр.58

д) к иностранцам и к иностранному: Ни звука русского, ни русского лица д.3 я.22 стр.112

е) о пустом времяпрепровождении: Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы? д.2 я.5 стр.67

ж) выступает против злоупотреблений крепостным правом:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг; д.2 я.5 стр.68

III. Многие высказывания Чацкого выражают мнения самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонёра: Ах! если рождены мы все перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять д.3 я.22 стр.112

IV. Композиционная роль монологов Чацкого.

Монологи появляются в переломные моменты развития сюжета и конфликта. В них проявляется и комичность персонажа – несоответствие между тем, что и кому он говорит, пылкость и увлечение.

ПЕРВЫЙ МОНОЛОГ – экспозиция.

Конфликт только намечен: Чацкий даёт картину московских нравов:

Ну что ваш батюшка? всё Английского клоба

Старинный, верный член до гроба? д.1 я.7 стр.48

Заканчивается монолог довольно мирно:

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? д.1 я.7 стр.48

ВТОРОЙ МОНОЛОГ – завязка конфликта.д.2 я.2 стр.58

Резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».

Фамусов даже не хочет слушать, что говорит Чацкий. «Опасный человек», - решает он и затыкает уши. Не слышит даже того, что ему докладывают. д.2 я.2-3 стр.60-61

ТРЕТИЙ МОНОЛОГ – «А судьи кто?» - развитие конфликта. д.2 я.5 стр.67

Программный монолог (наиболее полное изложение взглядов Чацкого):

Отношение к свободе суждений

К кумовству и протекции

К крепостному праву

К московским нравам

К военной службе

Идеалы Чацкого

см. «Век нынешний и век минувший»

Чацкий высказывается по принципиально важным для него вопросам, очень серьёзен. Реакция же Скалозуба показывает, что слушатели абсолютно ничего не понимают. д.2 я.6 стр.69

ЧЕТВЁРТЫЙ МОНОЛОГ важен для развития любовной интриги, в нём воплощается отношение Чацкого к любви. д.3 я.1 стр.81

ПЯТЫЙ МОНОЛОГ – кульминация и развязка конфликта. д.3 я.22 стр.113

Все сошлись на том, что Чацкий - сумасшедший, и игнорируют его горячие речи.

ШЕСТОЙ МОНОЛОГ – развязка сюжета. Чацкий выступает как резонёр. д.5 я.14 стр.134

V. Художественное своеобразие монологов Чацкого.

Фамусов восклицает, что Чацкий «говорит, как пишет».

1. Речи Чацкого присущи черты публицистического стиля:

а) обилие риторических вопросов:

Ну что ваш батюшка? А судьи кто? Где? укажите нам отечества отцы?

б) обилие восклицаний:

На них он выменял борзые три собаки!!! Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!!! С кем был! Куда меня закинула судьба!

в) обращённость, использование форм повелительного наклонения:

Где? укажите нам отечества отцы… Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом… А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…

2. Афористичность:

Ведь нынче любят бессловесных.

…смешенье языков:

Французского с нижегородским.

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Свежо предание, а верится с трудом…

3. Высокий стиль речи:

а) высокая образность (перифраз):

Тот Нестор негодяев знатных…

б) высокая лексика, иногда архаическая:

В науки он вперит ум, алчущий познаний…

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся ?!

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

4. «Эпиграмматическая соль языка» (Гончаров):

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут…

А трое из бульварных лиц,

Которые с полвека молодятся?..

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

VI. В процессе работы над комедией меняется речь Чацкого: устраняются книжные обороты, появляются социально острые высказывания, язык приближается к разговорной речи.

В синтаксическом плане речь Чацкого сложнее речи других персонажей, исключая Софью.

VII. Гончаров: Речь Чацкого кипит умом, остроумием.

Пушкин же считает, что ум и красноречие Чацкого позаимствованы у Грибоедова (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума» - комические черты в образе Чацкого).

СРЕДСТВА РАСКРЫТИЯ САТИРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ

1. По жанру «Горе от ума» - «общественная» комедия, то есть характеры раскрываются через показ несоответствий (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).

2. Что касается метода, то в комедии есть черты классицизма и реализма.

а) реалистическими принципами изображения являются типизация и индивидуализация характеров;

б) традиционным классицистическим средством создания образа можно считать «говорящие фамилии». Подробнее см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума».

II. Так как комедия – драматическое произведение, то основное средство раскрытия характеров – это речь героя. Речи персонажей «Горя от ума» присущи два основных признака: афористичность и индивидуализация.

1. Афористичность.

СОФЬЯ: Счастливые часов не наблюдают.

ЧАЦКИЙ: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

ЛИЗА: Грех не беда, молва не хороша.

ФАМУСОВ: Подписано, так с плеч долой.

РЕПЕТИЛОВ: Ешь три часа, а в три дни не сварится.

2. Индивидуализация.

ЧАЦКИЙ (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого»).

ФАМУСОВ:

а) смешение иностранных и просторечных слов:

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

б) речь с юмором:

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердье к письменным делам!

Всем слышится и всех сзывает до зари.

СОФЬЯ. Влияние сентиментальных романов:

Потом пропало всё: луга и небеса. –

Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны как смерть, и дыбом волоса!

Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,

Из глубины души вздохнёт…

СКАЛОЗУБ:

а) военная терминология:

Дистанции огромного размера .

Однако за полком два года поводили.

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички.

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Он в три шеренги вас построит…

б) неправильное построение фразы:

Мне совестно, как честный офицер.

в) своеобразный «военный» юмор:

Мы с нею вместе не служили.

МОЛЧАЛИН:

а) характерное «С» (сокращённое «сударь»):

Я-с… С бумагами-с…

По-прежнему-с..

Нет-с, свой талант у всех…

Два-с: умеренность и аккуратность.

б) штампы и канцеляризмы:

По мере я трудов и сил.

С тех пор, как числюсь по Архивам ,

Три награжденья получил.

в) деловой стиль речи:

Я только нёс их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть , и многое не дельно.

г) словечки с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в разговоре с Лизой):

Какое личико твоё!

Есть у меня вещицы три:

Есть туалет, прехитрая работа, -

Снаружи зеркальце и зеркальце внутри…

Подушечка, из бисера узор…

Игольничек и ножинки, как милы!

д) говорит мало:

Я вам советовать не смею.

ЛИЗА:

а) речь афористична, так как Лиза – второй резонёр, она даёт меткие характеристики другим героям.

б) влияние стиля речи барышни, что характерно для субретки классицистической комедии:

У девушек сон утренний так тонок…

в) разговорная и литературная речь переплетаются:

Ах! амур проклятый!

Твердила я: в любви не будет в этой прока

Ни во веки веков.

г) лакейский пласт в речи Лизы, характеризующий её как прислугу в доме московского барина (обращение во множественном числе; «-С»):

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

Скажите лучше, почему

Сужу-с не по рассказам.

Да полноте-с!

РЕПЕТИЛОВ:

а) употребляет слова, значение которых не совсем понимает:

Зови меня вандалом…

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом…

Лахмотьев Алексей чудесно говорит,

Что радикальные потребны тут лекарства…

б) комическое сочетание разговорного и высокого стилей:

Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

Всё отвергал: законы! совесть! веру!

А у меня к тебе влеченье, род недуга,

Любовь какая-то и страсть,

Готов я душу прозакласть,

Что в мире не найдёшь себе такого друга…

ХЛЁСТОВА – московская барыня. Прототип Хлёстовой, Офросимова, жила на Поварской. Она же прототип Марьи Дмитриевны Ахросимовой из «Войны и мира» Толстого.

а) много просторечной лексики, фразеологизмов:

Час битый ехала с Покровки, силы нет;

Ночь – светопредставленье…

Не мастерица я полки-то различать

Ух! я точнёхонько избавилась от петли.

Ведь полоумный твой отец…

Купил, он говорит, чай, в карты сплутовал;

А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!

б) иностранных слов нет вообще.

ГОСТИ НА БАЛУ: «смешенье языков: французского с нижегородским»:

Нет, если б видели мой тюрлюлю атласный…

Какой эшарп cousin мне подарил!

Ах! да, барежевый!

Ах! grand maman! Ну кто так рано приезжает?

III. Стих комедии вольный (басенный) ямб способствует передаче разговорных интонаций, индивидуализации характеров.

Гончаров : Нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное, затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость русского ума и языка.

IV. Оценка одних персонажей другими:

ЛИЗА о Скалозубе:

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы!

о Чацком:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

Как Александр Андреич Чацкий!

о Фамусове:

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да чинами.

о Молчалине:

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

СОФЬЯ о Скалозубе:

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне всё равно, что за него, что в воду.

о Чацком:

Он славно пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно…

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него…

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!!

Не человек, змея!

о Фамусове:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков всегда, а с этих пор…

о Молчалине:

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело…

Ночь целую с кем можно так провесть!

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В душе ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрёл;

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

ЧАЦКИЙ о Молчалине:

Молчалин прежде был так глуп!

Жалчайшее созданье!

Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут впору карточку вотрёт!

В нём Загорецкий не умрёт!

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных.

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например…

А он? смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы…

о Скалозубе:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

ФАМУСОВ о Скалозубе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

о Чацком:

Опасный человек!

Ах! Боже мой! он карбонари!

Он вольность хочет проповедать!

Да он властей не признаёт!

Тот нищий, этот мот-приятель;

Объявлен мотом, сорванцом…

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с этаким умом…

о Молчалине:

Один Молчалин мне не свой,

И то за тем, что деловой.

Безродного пригрел и ввёл в моё семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведён через моё содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

ХЛЁСТОВА о Загорецком:

Лгунишка он, картёжник, вор.

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить…

о Фамусове и Скалозубе:

Дался ему трёх сажен удалец, -

Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?

V. Сопоставление и противопоставление персонажей.

Например, и Чацкий, и Молчалин по возрасту принадлежат к молодому поколению, однако Молчалин, которому необходимо выбиться в люди, безоговорочно принимает правила фамусовского общества, Чацкий же категорически их отвергает.

Чацкий и Молчалин противопоставлены также по отношению к Софье (см. «Век нынешний и век минувший» - отношение к любви).

VI. Внесценические персонажи являются средством раскрытия сценических (см. «Образная система «Горя от ума», «Век нынешний и век минувший» - идеалы, отношение к кумовству, к свободе суждений).

VII. Для типизации используются монологи Чацкого и Фамусова (см. «Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого», «Век нынешний и век минувший» - отношение к московским нравам и времяпрепровождению).

VIII. Фарсовые детали (детали, связанные с комизмом действия, внешним комизмом: падениями, драками):

РЕПЕТИЛОВ:

Вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется.

IX. Комическая гипербола:

ХЛЁСТОВА:

Шампанское стаканами тянул.

НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА:

Бутылками-с, и пребольшими.

ЗАГОРЕЦКИЙ (с жаром):

Нет-с, бочками сороковыми.

X. Ремарка.

1. Описание места действия.

2. Ремарки, характеризующие отдельных персонажей:

ЧАЦКИЙ

а) «с жаром целует руку» Софье

б) говорит

«рассеянно»: Как Софья Павловна у вас похорошела!

«с жаром»: Зачем же вы его так коротко узнали?

«с хохотом»: Не поздоровится от этаких похвал,

И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

в) последний монолог – богатство интонаций:

сначала растерян потом говорит «с жаром», затем «насмешливо».

СОФЬЯ

а) смена чувств и интонаций;

б) говорит

«сквозь слёзы»

«с огорчением»

«громко и принуждённо» с Чацким

«торопко и громко» справляется о Молчалине.

в) динамические ремарки, когда Софья узнаёт о падении Молчалина с лошади:

«бежит к окну»

«теряет чувства»

«высовывается в окошко»

г) то, как Софья приходит к решению распустить сплетню о сумасшествии Чацкого, также показано через ремарку:

Г. N. : Ужли с ума сошёл?

Софья (помолчавши):

Не то чтобы совсем…

Г. N. : Однако есть приметы?

Софья (смотрит на него пристально): Мне кажется…

(в сторону): Готов он верить!

А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

ФАМУСОВ

а) «жмётся к ней (к Лизе) и заигрывает»

«Крадётся вон из комнаты на цыпочках»

б) говорит

«торопливо»: Тс!

«скороговоркой»: Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

«громогласно»: Ждём князя Петра Ильича…

«опасливо»: Любезнейший! Ты не в своей тарелке.

ЛИЗА

бойкая, ремарки динамичные: «вдруг просыпается, встаёт с кресел, оглядывается», «стучится к Софье», «отходит от дверей». «опять к дверям», «прочь от дверей», «лезет на стул, переводит стрелку, часы бьют и играют»; «хлопочет возле барышни», «отводит её (Софью) в сторону».

НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА ГОРИЧ

неестественность, жеманство:

Князь Пётр Ильич, княгиня! Боже мой!

Княжна Зизи, Мими!

(Громкие лобызания; потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног).

ПЛАТОН МИХАЙЛОВИЧ ГОРИЧ

«муж-мальчик», осознающий нелепость своего положения: говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом».

КНЯГИНЯ ТУГОУХОВСКАЯ

кричит «громко, что есть мочи».

КНЯЗЬ ТУГОУХОВСКИЙ

отец в поисках женихов для многочисленных дочерей: «Отправляется, вьётся около Чацкого и покашливает».

СКАЛОЗУБ

говорит «густым басом» - комический эффект:

Зачем же лазить, например,

Самим! Мне совестно, как честный офицер.

ЗАГОРЕЦКИЙ

а) говорит

«с жаром»: Нет-с, бочками сороковыми!

«с кротостию»: Нет-с, книги книгам рознь.

б) находится постоянно в движении, перебегает от одних к другим: на бале сначала подходит к Софье, потом «отходит к мужчинам».

«Загорецкий выставляется вперёд», когда хвалят, «Загорецкий исчезает», «Загорецкий мешается в толпу», когда ругают.

МОЛЧАЛИН

Хлёстовой на балу «подаёт карту»:

Я вашу партию составил: мосье Кок,

Фома Фомич и я.

«Ведёт её под руку».

Лизу «хочет обнять».


Похожая информация.


Ознакомив с собранным по тексту I и II действия материалом, первая группа учащихся поможет нам сделать вывод о том, что многие герои комедии являются или считают себя умными. Но ум Чацкого и ум Скалозуба, который судит «как истинный философ», - это разные вещи. Значит, речь идет о разном понимании ума героями комедии и зрителем.
II. Анализ сцены бала

Каково место сцены бала в сюжете комедии?

Какие события предшествуют сцене бала?

Вопросы по явлению 1-3:

Какие слова Софьи возвращают нас к проблеме ума и какие «виды» ума в них описаны?

Почему Чацкий делает вывод: «...Она его не любит». Прав ли он?

Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?

Как этот диалог идейно связан, с одной стороны, со спором Чацкого и Фамусова во II действии, с другой стороны, со сценой бала?

Новые герои.

Выступление учащихся с характеристикой гостей на балу.

Почему всех представленных героев принято объединять понятием «фамусовская Москва»?

Каков основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев; их нарицательность).

Вводим понятие внесценичеких персонажей и подчеркиваем их роль в создании собирательного портрета общества.
III. Характеристика персонажей. Суждения учащихся

Софья , с невольного плутовства которой и начинается пьеса, - сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает грубость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацкого. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного - робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скептически относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в противоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужественно, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслушивает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно.

Двойная мораль «светского» общества талантливо воплощается Молчалиным . Уже в начале пьесы становится очевидным «парадоксальное несоответствие» его личности и «значимой» фамилии. Молчалин робок и молчалив (немногословен) с Софьей и в гостиной Фамусова, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия содержит намек на скрытые и важные свойства натуры. В диалогах с Чацким (в 3-м действии) и с Лизой (в 4-м действии), обнаруживающих пошлость, низость и непросвещенность Молчалина, ярко и однозначно формулируется мысль, что герой равнодушен ко всему, кроме карьеры. Небогатый и незнатный, он пытается дойти «до степеней известных» благодаря трудолюбию и упорству, но, прежде всего, обману. Молчалин лжет Фамусову, «принимает вид» любовника Софьи, играет роль учтивого собеседника, партнера по игре в карты, иногда слуги. В своем небесталанном каждодневном актерстве он «озабочен одним: скрыть, закамуфлировать душевный прагматизм, холодную, эгоистическую расчетливость дельца и циника». Играть и обманывать Молчалину помогает «пустое сердце». Он бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому, и дана ему Грибоедовым такая фамилия.



В обществе, где отношения между людьми утратили искренность и душевную теплоту, «бессловесный» Молчалин «дойдет до степеней известных», может быть, поднимется «выше» Фамусова, который, несмотря на многочисленные недостатки, сохранил в себе искреннюю привязанность к дочери, стремление заботиться о ней. В образе Фамусова наиболее ярко воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, толпы подчеркивает «говорящая» фамилия (от лат. fama - молва, сплетня). Фамусову - крупному и влиятельному чиновнику, мечтающему о завидном женихе для дочери, - принадлежит заметная роль в любовной интриге («Что за комиссия. Создатель, // Быть взрослой дочери отцом!»). «Благородный отец» вдохновенно поучает, «наставляет на путь истинный» почтительных «детей». В блистательном автопортретном монологе Фамусов себя рекомендует как образец добродетелей. Быстрое саморазоблачение вскрывает и «игру» самого героя, и механизм светских отношений, для которых характерна «дистанция огромного размера» между словом и делом.

Фамусов в пьесе является и главным нравственным антиподом Чацкого . Именно с его внезапным появлением (действие I, явление 7) в развитие сюжета вплетаются новые мотивы и идеи, происходит вторая завязка сюжета. С этого момента любовная и общественная линии развиваются параллельно. А сам Чацкий несет основную нагрузку и в любовной интриге (Чацкий - Молчалин - Софья), и в общественном противостоянии (Чацкий - московский «свет»).

Желая воссоздать пеструю палитру нравственного облика фамусовского общества, Грибоедов расширил панораму действующих лиц, по замечанию П. А. Вяземского, населил сцену народом. Вслед за центральными героями, составляющими ядро сюжета, в комедию входит целая галерея второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей , представляющих яркие и одновременно типические характеры.

Так, Скалозуб являет собой тип солдафона, самоуверенного и агрессивного. Загорецкий представляет из себя «мастера услужить», необходимого в среде Фамусовых: он достает Софье билеты в театр, Хлестовой и ее сестре. Этот персонаж - антипод Чацкого. Главный герой, человек честный и порядочный, изгнан из общества, тогда как Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут», всюду принят. Именно он разносит сплетню о сумасшествии Чацкого. Сопоставлены с главным героем и два других персонажа - Репетилов и Горич . Первый являет собой образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов (от лат. repeto - повторять) повторяет чужое. Грибоедов противопоставляет внутренне пустого человека, примеряющего на себя «чужие» облики я взгляды, Чацкому, имеющему свои четко продуманные убеждения. Горич (от горе) представляет из себя пример быстрого превращения подтянутого и храброго офицера в «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Его «горькая судьба наглядно демонстрирует, что произошло бы с Чацким, если он стал выполнять наказы Фамусова, учиться, «на старших глядя».

Яркими индивидуальными характеристиками обладают и эпизодические персонажи - Хлестова, Тугоуховские, Хрюмины, Г.Н., Г.Д. Одновременно они являются и определенными общественными типажами, дополняющими нравственную «физиономию» фамусовской Москвы.

Удивительно много в комедии внесценических персонажей, представляющих каждую из противоборствующих сторон.

Перечислите внесценических персонажей, которых можно назвать единомышленниками Чацкого (его оппонентами)?

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин - оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий - образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин - спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания - он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека...»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин - разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий - человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.




Top