.

Система образов. Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча­стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб­щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью – невольный вы­зов коммунистическому государству, а его жестокость – отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во – щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: “воск”;, “вощеный”;, то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но “Вощев”; – это и “вотще”;, то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож­ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь – от на­дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения

одолевают только Вощева и ин­женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина­ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при­общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет­ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: “Главный – Ленин, а второй – Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!”;.

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну­лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя­вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол­няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс­ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них – Жачев – безногий калека, инвалид пер­вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес­сивен. По поручению Чиклина Жачев “ликвидирует кулаков в даль”; – отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: “… я урод империализма, а коммунизм – это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью”;. Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте­ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос­тается тяжелое бремя долбить в “вечном камне”; могилу для девоч­ки. В жизни землекопа остался один труд.

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре­стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре­стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать – это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв­ляется образ медведя-молотобойца. Медведь – фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов­лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст­ва. Медведь – это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

Глоссарий:

  • какова идейная роль образа насти в повести котлован
  • образы символы в повести котлован
  • образ насти в повести котлован
  • символы в повести котлован
  • образ Насти Котлован

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Смысл названия. “Котлован – углубление в земле для за­кладки фундамента какого-нибудь сооружения”;, – читаем в толко­вом словаре. В повести Платонова слово “котлован”; приобретает гораздо больший...
  2. Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Пла­тонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за...

/ / / Образ Насти в повести Платонова «Котлован»

Настя – маленькая девочка, оставшаяся сиротой, всеобщая любимица. Ее мать, дочь кафельщика, умирает на заводе своего отца, который давно уже не функционирует и полуразрушен. забирает Настю с собой в барак. Все рабочие заботятся о девочке, она становится их смыслом жизни, символом светлого, чистого и счастливого будущего.

Значение ее имени - «воскресшая» обладает в произведении огромным значением. Вот только такое определение вступает в противоречие с судьбой девочки. Уже с самого начала она связана со смертью. Чиклин находит припрятанные крестьянские гробы и забирает оттуда два: один – под кроватку девочке, второй – для игры.

Привозит Настю в деревню, девочка там простужается и умирает. Чиклин старается изо всех сил, чтобы ее вылечить, собирает все теплые вещи, укутывает девочку, но тщетно, ее не удается спасти.

Настя в повести предстает как символ строящегося символизма и умирает она от недостатка доброты и тепла, от понимания жестокости окружающего ее мира. Вторая причина становится более существенной и выходит на первый план, так как в бараке девочка-сиротка получает много внимания от рабочих. Перед смертью ее согревают Чиклин и Елисей, эти герои осознают значимость жизни девочки и понимают, что для того, чтобы она жила, мир вокруг должен быть тихим и благосклонным.

Но Настя умерла, и вместе с ней погибли вера и надежда. Эта девочка стала предвестником счастливого будущего, а с ее смертью не остается больше даже возможности этого достичь. Счастья землекопам так и не увидеть. , управляющий колхозом вместо Активиста, пытается повести за собой людей и произвести разработку котлована, чтобы увеличить его объем. Но Настя умирает, и он теряет силы и способность жить дальше и работать по намеченному плану.

Жизнь этой девочки вселяла веру во всех героев, ее смерть изменила судьбу каждого из них.

Похороны Насти становятся тем страшным событием, после которого наступает пустота. Мечты и надежды утеряны. Причем, безвозвратно. И как ни тяжело это осознавать, но нужно смириться.

Платонов сомневается, что можно построить социализм. И не верит, что когда-то возможно достичь счастья для всех без исключения людей. Это эфемерное будущее, недостижимое, ради которого не стоит тратить жизни стольких неповинных людей. Писатель демонстрирует нам, что жизнь отдельного человека также многого стоит, и нельзя так легко ее калечить, пусть и ради великой цели.

Чтобы достичь всего запланированного, необходим не только труд, но и условия, а их писатель, к сожалению, не видел.

Волгоградский Государственный Университет

Реферат на тему: « «Котлован» А.Платонова: проблематика и система образов. Сюжет и композиция. Стиль»

Выполнила :

Студентка 4 курса

Группы Ж – 081

Воробьева Ю.

Волгоград, 2011

Введение………………………………………………………………………...………..……..3

1. Сюжетно-композиционная организация повести…………………………………..……..3

2. Проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»………………………………..…….5

2.1. Проблема приобщения человека к новой жизни…………………………………..….…6

2.2 Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован»…………….…..…8

3. Котлован – символ и образ социальной утопии……………………………………..….…8

4. Герои повести……………………………………………………………………………….10

4.1.Вощев………………………………………………………………………………………10

4.2. Жачев………………………………………………………………………………………11

4.3. Настя………………………………………………………………………………………..11

4.4. Прушевский…………………………………………………………………………….….12

5. Стиль и язык Платонова.……………………………………………………………………12

6. Цвет в повести А. Платонова «Котлован» ………………………………………….….….14

7. Повесть «Котлован» А.Платонова и роман «Мы» Е.Замятина.………………………..…20

Заключение……………………………………………………………………………….….….22

Список использованной литературы………………………………………………….………23
Введение

Повесть котлован – замысел относится к осени 1929 года, когда он работал в наркомате земледелия. Материал наблюдений за ходом коллективизации накапился в записной книге Платонова. Работа над повестью «Котлован» датируется: «Декабрь 1929 – апрель 1930». Но обозначенные автором даты указывают не на срок создания повести, а на время изображенных в ней событий - проведения «сплошной коллективизации» в стране. Написана повесть была несколько позднее. Повесть «Котлован» относится к тем немногим в русской литературе XX в. произведениям, в которых с поразительным мужеством была выражена, сущность эпохи «великого перелома».

В повести отразились главные исторические события конца 1920-х - начала 1930-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов избрал проектирование и строительство «общепролетарского дома». В первой части повести рассказано о бригаде землекопов, роющих котлован под фундамент нового дома, предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части «Котлована» действие переносится в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

В «Котловане» воссозданы события, напоминающие целый ряд произведений о коллективизации, среди которых самым известным был роман М. Шолохова «Поднятая целина». Однако сходство платоновской повести с производственной и деревенской прозой конца 1920-х - начала 1930-х годов лишь отчетливее выявляет их поразительное различие. Оно состоит в понимании Платоновым обреченности проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества.

1. Сюжетно-композиционная организация повести

В самом общем виде события, происходящие в «Котловане», можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство «будущего неподвижного счастья» связано с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата». В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». «Котлован», таким образом, захватывает обе важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 -- начала 1930-х гг. – индустриализацию и коллективизацию .

Пестрая мозаика фактов и отвлеченные обобщения в равной мере чужды Платонову. Небольшое количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего повествования исполнено глубокого символического значения, -- таков путь постижения подлинного смысла исторических преобразований в «Котловане».

Сюжетную канву повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню -- для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для нее могилой.

Набор перечисленных событий, как видим, достаточно «стандартен»: практически любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации, не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и имуществом, без гибели партийных активистов, без «одного дня победившего колхоза». Вспомним роман М. Шолохова «Поднятая целина»: из города в Гремячий Лог приезжает рабочий Давыдов, под руководством которого проходит организация колхоза. «Показательное» раскулачивание дается на примере Тита Бородина, сцена прощания Середняка со своей скотиной -- на примере Кондрата Майданникова, сама же коллективизация заканчивается гибелью Давыдова.

Однако в платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. «Котлован» открывается видом на дорогу: «Вощев... вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге...» Герой Платонова-- странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными Остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Привычная логика подсказывает, что если произведение начинается дорогой, то сюжетом станет путешествие героя. Однако возможные ожидания читателя не оправдываются. Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем «Вощев ушел в одну открытую дорогу» -- куда она вела, читателю остается неизвестно. Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. Конечным пунктом его путешествия опять станет котлован.

Платонов словно бы специально отказывается от тех сюжетных возможностей, которые предоставляются писателю сюжетом странствий. Маршрут героя постоянно сбивается, он вновь и вновь возвращается к котловану; связи между событиями все время нарушаются. Событий в повести происходит довольно много, однако жестких причинно-следственных связей между ними нет: в деревне убивают Козлова и Сафронова, но кто и почему-- остается неизвестно; Жачев отправляется в финале к Пашкину-- «более уже никогда не возвратившись на котлован». Линейное движение сюжета заменяется кружением и топтанием вокруг котлована.

Важное значение в композиции повести получает монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чиклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготовливают себе солому, кулаки прощаются друг с другом перед тем как отправиться на плоту в море. Отдельные сцены, вообще могут показаться немотивированными: второстепенные персонажи неожиданно появляются перед читателем крупным планом, а затем так же неожиданно исчезают (приведите примеры таких эпизодов). Гротескная реальность запечатлевается в череде гротескных картин.

Наряду с несостоявшимся путешествием героя | Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства -- общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома». Проект гигантского дома, который оборачивается для его строителей могилой, имеет свою литературную историю: он ассоциируется с огромным дворцом (в основании которого оказываются трупы Филемона и Бавкиды), строящимся в «Фаусте», хрустальным дворцом из романа Чернышевского «Что делать?» и, безусловно. Вавилонской башней. Здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка,--предмет размышлений Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы».

Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», -- говорит бригадир землекопов одному из рабочих. Могилой в финале повести котлован и станет -- для того самого замученного ребенка, о слезинке которого говорил Иван Карамазов. Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» -- смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во что не верю!» -- логическое завершение стройки века.

2. Проблематика повести А.П. Платонова «Котлован»

Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в последнее время, хотя самый активный период его творчества пришелся на двадцатые годы нашего столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещен.

Я бы хотел остановить свое внимание на повести «Котлован». В этом произведении автор ставит несколько проблем. Центральная проблема сформулирована в самом названии повести. Образ котлована - это ответ, который давала советская действительность на вечный вопрос о смысле жизни. Рабочие роют яму для закладки фундамента «общепролетарского дома», в котором потом должно счастливо жить новое поколение. Но в процессе работы выясняется, что запланированный дом будет недостаточно вместителен. Котлован уже выдавил все жизненные соки из рабочих: «Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда».

Однако план требовал расширения котлована. Тут мы понимаем, что потребности в этом «доме счастья» будут огромны. Котлован будет бесконечно глубок и широк, и в него будут уходить силы, здоровье и труд множества людей. В то же время работа не приносит этим людям никакой радости: «Вощев всмотрелся в лицо безответного спящего - не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза». Таким образом, автор развенчивает миф о «светлом будущем», показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Отсюда понятно, что по жанру «Котлован» - антиутопия. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины.

Другая важная проблема этого произведения ближе к реальной жизни тех лет. Платонов отмечает, что в угоду индустриализации страны были принесены в жертву тысячи крестьян. В повести это очень хорошо видно, когда рабочие натыкаются на крестьянские гробы. Сами крестьяне объясняют, что они заранее готовят эти гробы, так как предчувствуют скорую гибель. Продразверстка отняла у них все, не оставив средств к существованию. Эта сцена очень символична, так как Платонов показывает, что новая жизнь строится на мертвых телах крестьян и их детей.

Особо автор останавливается на роли коллективизации. В описании «организационного двора» он указывает, что людей арестовывали и отправляли на перевоспитание даже за то, что они «впали в сомнение» или «плакали во время обобществления». «Обучение масс» на этом дворе производили бедняки, то есть власть получили наиболее ленивые и бездарные крестьяне, которые не смогли вести нормальное хозяйство. Платонов подчеркивает, что коллективизация ударила по опоре сельского хозяйства, которой являлись деревенские середняки и зажиточные крестьяне. При их описании автор не только исторически реалистичен, но и выступает своеобразным психологом. Просьба крестьян о небольшой отсрочке перед принятием в совхоз, чтобы осмыслить предстоящие перемены, показывает, что в деревне не могли даже свыкнуться с мыслью об отсутствии собственного надела земли, скота, имущества. Пейзаж соответствует мрачной картине обобществления: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и тесным, в котором задыхалась грудь. Мирный покров застелил на сон грядущий всю видимую землю, только вокруг хлевов снег растаял и земля была черна, потому что теплая кровь коров и овец вышла из-под огорож наружу».

Образ Вощева отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и поэтому его уволили. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.

Особое место в повести занимает образ девочки. Философия Платонова здесь проста: критерием социальной гармонии общества является судьба ребенка. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. Читатель ужасается, узнавая, что она советует Сафронову убить крестьян за дело революции. В кого же вырастет ребенок, у которого игрушки хранятся в гробу? В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.

Повесть «Котлован» пророческая. Ее главной задачей не было показать ужасы коллективизации, раскулачивания и тяжесть жизни тех лет, хотя писатель сделал это мастерски. Автор верно определил направление, в котором пойдет общество. Котлован стал нашим идеалом и главной целью. Заслуга Платонова в том, что он указал нам источник бед и несчастий на многие годы. Страна наша до сих пор барахтается в этом котловане, и если жизненные принципы и мировоззрение людей не изменятся, в котлован по-прежнему будут уходить все силы и средства.

2.1. Проблема приобщения человека к новой жизни

В повести А.П. Платонова «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века - проблема приобщения человека к новой жизни.

Герой Платонова Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Читатель узнает, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом общей жизни». Таким образом, в самом начале повести появляется традиционный для русского народного творчества образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев именно народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни - в работе на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они «живут впрок», «заготовляя» свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя - это то же самое, что и «любить себя» (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости и возможности думать. Итак, новая жизнь в повести Платонова «Котлован» - это «жизнь впрок», постоянный тяжелый труд. Важно отметить, что только коллективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной идеи.

Символом этой идеи для рабочих является маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит «жить впрок», вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ коммунизма: Сафронов приветствует ребенка «как элемент будущего». Сама девочка тоже осознает себя только в связи с коммунизмом: «Главный - Ленин, а второй - Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!»

Говоря о приобщении к новой жизни в повести Платонова «Котлован», нельзя не сказать об образе Прушевского. Инженер Прушевский чувствует тоску из-за того, что существование кажется ему бессмысленным; он живет воспоминанием о любимой женщине и не находит себе места в настоящем, в нынешней жизни. Единственный способ для Прушевского преодолеть тоску - прийти к рабочим, приобщиться к их коллективу, ощутить спокойствие, которое присуще Чиклину и Сафронову, заняться полезным делом. Для Прушевского, как и для Вощева, приобщение к новой жизни нужно, чтобы избавиться от собственных проблем.

На мой взгляд, в приобщении к новой жизни не было бы никакого драматизма, если бы эта новая жизнь исчерпывалась работой на котловане. Однако рабочие-землекопы, будучи коммунистами, должны были выполнять указания партии. В то время в рамках генеральной линии партии был взят курс на коллективизацию и раскулачивание. Именно поэтому землекопы были отправлены в деревню, и рытье котлована было приостановлено.

В той части повести, которая посвящена организации колхоза, ключевым образом, на мой взгляд, является образ медведя-молотобойца. Медведь - фанатик работы, он трудится не ради результата, но ради самого процесса труда. Именно поэтому то, что он изготовляет в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйства. Кроме того, одним из качеств молотобойца является звериная жестокость, которая не имеет никаких оправданий.

Чтобы понять причину жестокости рабочих-землекопов, которые с такой нежностью и любовью относились к Насте, необходимо сказать о тех людях, против которых эта жестокость была направлена. Крестьяне в повести «Котлован» отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о себе. Это и дает основания Чиклину я другим считать крестьян кулаками, враждебными элементами. Однако в самом первом эпизоде, где идет речь о крестьянах, читатель видит, в чем выражается эта забота о себе. Крестьянин Елисей приходит к рабочим, чтобы забрать у них гробы, которые те случайно отрыли. Выясняется, что у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей есть свой гроб, сделанный точно по размеру. Крестьяне уверены, что из-за того или иного мероприятия советской власти даже их дети не успеют сколько-нибудь подрасти. Крестьяне - нищие, забитые люди, никогда не противостоящие насилию, которое над ними совершается. Жестокость Чиклина, Жачева и других строителей новой жизни объясняется не столько их личными качествами, сколько тем, что идея предписывала им быть жестокими.

Новая жизнь в повести «Котлован» - «жизнь впрок», тяжелый труд в коллективе ради счастья грядущих поколений. Люди приходят, приобщаются к этой новой коммунистической жизни, чтобы избавиться от собственных внутренних сложностей, придать смысл своему существованию. Однако идея коммунизма не всегда положительно влияет на героев Платонова: она заставляет их жестоко обращаться с себе подобными. Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучая к насилию, и нивелирует личные качества каждого. Для коммунистической идеи жестокость, насилие также не кончаются ничем хорошим. На мой взгляд, то, что гибнет Настя, которая является символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают. В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.

В своей книге Волшебные дни В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: Он действительно писатель глубоко сокровенный. Какое бы произведение А. Платонова мы ни?итали, будь то роман Чевенгур или повесть Ювенильное море, рассказ Фро или статья о Короленко, мы?увствуем мастера, умеющего и заставляющего думать.
Своим твор?еством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в?астности, повестью Котлован. Об этом произведении критик В. Малухин говорит: Котлован про?итывается не просто как жуткое сновидение об утопи?еском идеале, но и как реальная хроника его истори?еского оскудения и распада. В горниле Котлована утопия переплавляется в антиутопию.
Котлован повесть А. Платонова, посвященная на?алу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких?елове?еских отношений. Этот Дом то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата.
А. Платонов останавливается на самом на?але строительства на земляных работах, обеспе?ивающих успех постройки: ?тобы дом был про?ен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а общепролетарский дом.
Котлован играет в повести роль связующего звена между?елове?ескими судьбами и судьбой Оте?ества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем у?астие думает о смысле жизни, надеется, ?то он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства общепролетарского дома.
Но, с другой стороны, котлован это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован это братская могила. Пример тому смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист.

Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная?астица. И это катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе дом строился для масс, но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на духовную оснастку будущего? Я с?итаю, ?то смысл названия помести заклю?ается в этих вопросах, где автор размышляет, ?то все хорошее, доброе, светлое все, ?то было достигнуто и накоплено лу?шими людьми российского государства, было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ни?его не смыслят в том, ?то называется светлые и высокие?елове?еские отношения.
А. Платонов прозорливо увидел, ?то право на существование будет лишь у одного главного?еловека, а если есть лишь один главный?еловек, то неминуемо обезли?иваются все другие. Вот по?ему по?ти и нет имен у героев повести.
Задуманное как здание для ве?ного с?астливого населения, как здание для?еловека, оно подмяло?еловека под себя, превратив его в средство, материал.
И Котлован сегодня зву?ит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл.
Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

Сейчас смотрят:



КЛАВИГО - герой трагедии И.-В.Гете «Клавиго» (1774). Пьеса основана на фактах биографии французского писателя Бомарше, описанных им в своих «Мемуарах». Личность Бомарше была в то время очень популярна в Европе, и Гете показал самого писателя под настоящим именем в пьесе. Бомарше приезжает в Мадрид, чтобы спасти честь сестры, Мари, обманутой женихом по имени К. Этот человек был реальным лицом, хотя, кроме как у Бомарше, нигде не упоминается. В пьесе К. под напором Бомарше раскаивается в содеянном

Для Гоголя совер­шенно определенно просвечивает особая тема Андрия. Интерес­но проследить, как она развивается, как постепенно и неизбеж­но определенная поэтизация героя сменяется развенчанием. Тема Андрия окажется в противоречии с эпической тенденцией повести. Эпичен Остап: он проявлен через поступок и действие. «Погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» (II, 85)- это ощущение Андрия. Именно за общностью-незримая для Тараса - разность. Бешеную негу и упоение видел он в битве, это уже не

Особенно важны в романе эпизоды развязки и эпилога. Эти эпизоды призваны связать общественное «дело» Лаврецкого с идеей нравственного самоотречения и окружить эту идею ореолом трагизма. Внезапный приезд жены Лаврецкого разбивает его истинное счастье. Лиза идет в монастырь, Лаврецкий же остается не только «одиноким», но и в 45 лет «стариком» и даже «бездомным странником», т. е. человеком бессемейным, нравственно неприкаянным. Он, оказывается, «выучился пахать землю», обеспечил и упрочил «быт свои

«Смерть поэта» является откликом М.Ю. Лермонтова на гибель Пушкина. Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.До наших дней текст стихотворения до

Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных общим замыслом автора. Эти произведения Тургенев писал уже в конце жизни, поэтому они носят подзаголовок Zenilia - «старческое». При жизни автора вышло в печать 51 стихотворение. Их опубликовали в журнале «Вестник Евр

“Ревизор” принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателя и зрителя мгновенно и словно врасплох. О своем произведении Гоголь писал: “Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться- вот происхождение “Ревизора”. Автор рисует нам неприглядную картину уездного города и ее “отцов” - мздоимцев и бездельников, занятых только удовлетворением своих желаний и прихотей. Городничий не заботится о подчиненных его власти горожанах, обирает купцов, трати

ХЛЕСТАКОВ - герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (конец 1835 - - начало 1836; окончательная редакция - 1842). Иван Александрович X., мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, «елистратишка простой» (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах), направляясь из северной столицы «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», был принят в уездном городе за ревизора, «вельможу», обладателя высокого чина (по версии Бобчинского, он «сам генералиссиму

()

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

«Котлован»

Работа с текстами

Дайте по возможности лаконичное и стилистически грамотное изложение содержания повести.

Вощева увольняют с работы в день его тридцатилетия, ибо во время работы на заводе он задумывался, и рост производительности его труда падал. Вощев решает идти в другой город. На ночлег он останавливается в овраге, где его будит ночью пахарь и отправляет спать к рабочим в барак, стоящий неподалеку.

Утром рабочие объясняют Вощеву, что на этом месте скоро будет возведено единое здание, дают ему лопату, и Вощев остается вместе с ними выполнять этот грандиозный проект.

Весь день артель работает - роет не жалея сил котлован для будущего здания. На котлован часто приезжает член окрпрофсовета товарищ Пашкин, который следит за работой и высказывает свое недовольство ее темпами.

Вечерами Вощев мечтает о будущем, более же активный товарищ Сафронов - о радио, которое можно принести в барак и слушать новые постановления власти. Безногий Жачев говорит на это, что предпочел бы привести и обогреть сиротку.

Чиклин, один из рабочих, находит в здании кафельного завода умирающую женщину с маленькой девочкой. Землекоп целует женщину в губы, и понимает, что она - дочь хозяина кафельного завода, с которой у него была связь в юности. Девочка спрашивает, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка или от смерти? Чиклин забирает девочку, которую зовут Настей, с собой.

В это время товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого не переставая звучат лозунги и агитации к бессмысленной деятельности, например, срезанию грив и хвостов лошадям. Сафронов с большим удовольствием слушает радио, Жачеву же и Вощеву не по себе. После долгой речи Сафронова артель засыпает, и только он сидит без сна, сетуя на несознательность масс.

С утра в барак приходит Чиклин с девочкой. Рабочий кормит ее, отвечает на ее вопросы. Потом они с Прушевским, инженером, идут туда, где умерла мать девочкм и засыпают вход в комнату, где она лежит, кирпичной крошкой.

Вечером того же дня землекопы, наевшись, не включают рупор, а садятся смотреть на девочку. Она живо понимает, что находится среди пролетариев, и говорит им о том, что не рождалась до Ленина, потому что не хотела жить среди буржуев, чем восхищает Сафронова. Девочку кормят и кладут спать на живот Чиклина.

На следующий день в барак приходит Чиклин с незнакомым человеком, который требует, чтобы рабочие отдали жителям деревни их гробы, спрятанные в пещере у котлована. И все же два гроба рабочие оставляют своей питомице, чтобы она могла играть и спать в них.

На собрании было решено послать в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. Там их убивают. Тогда на помощь к деревенским активистам приходят остальные землекопы. На организационном собрании активисты определяют бедняков для колхоза, а кулаков - для раскулачивания. В это время Чиклин и Вощев строят плот. С помощью молотобойца- медведя они определяют всех кулаков, сажают их на плот и пускают по реке к морю. Остальные жители радуются приходу коллективизации , танцуют, чинят инвентарь. На следующий день они с недоумением смотрят на деревню и не знают, зачем жить дальше. Вереницей идут они в город.

К вечеру рабочие приходят к своему бараку и видят, что он занесен снегом, а девочка Настя заболела. Они разводят костер, чтобы согреть ее, но к утру она умирает. Вощев глядит на труп девочки и думает, что раз ее больше нет, то ему необходим теперь смысл жизни.

А тем временем пришедшие из деревни люди берут лопаты и с таким рвением копают котлован, будто они хотят быть погребенными в его недрах. Не работает только безногий Жачев, которому безразлично все происходящее и не нужно светлое будущее социализма. «Пойду сейчас на прощание товарища Пашкина убью»,- говорит он и уходит навсегда в город.

Чиклин же выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ее не беспокоили звуки внешнего мира.

====================

Изложите историю создания произведения.

указал точную дату создания своей повести «Котлован»: «декабрь 1929 - апрель 1930 года». Однако впервые она была опубликована в 1969 года в ФРГ и Англии, а в России в советское время в течение двадцати лет распространялась лишь в «самиздате». Опубликована повесть на территории СССР только в 1967 году.

====================

Охарактеризуйте систему персонажей повести.

Вощев - герой - правдоискатель, находится в вечных поисках смысла жизни.

Сафронов - герой - энтузиаст. Утрированный образ «строителя коммунизма», который был так популярен среди агит-пропаганды времен коллективизации. Человек, способный жить только энтузиазмом, не щадя себя жить во имя светлого будущего, на благо потомкам и во имя идеи.

Козлов - неприятная личность. Себе на уме, ищет своей выгоды, однако, в отличие от Сафронова, способен критически мыслить.

Настя - один из наиболее важных героев повести. Для автора судьба Насти является мерилом правильности происходящего. Персонаж Насти сочетает в себе детскую открытость и дружелюбие с ужасными и антигуманными рассуждениями о классах и мире, которые она получает от взрослых, желающих воспитать ее в «правильном» духе. Для жителей барака Настя является символом светлого будущего. Для них этот ребенок является примером человека будущего, при жизни которого будет построен коммунизм.

Прушевский- герой - посредственность. Эгоистичен, полон жалости к своей персоне. Считает, что все пользуются им, но никто по-настоящему не жалеет его(хотя непонятно, за что). Однако П. не испытывает к окружающим его людям никаких добрых чувств - о своих бывших возлюбленных он тут же забывает, и даже трагическая смерть его бывшей пассии и матери его ребенка не вызывает в его душе ни малейшего отблеска сострадания.

Жачев- человек, уставший от жизни. Искалечено не только его тело, но и его душа, в чем Жачев прекрасно отдает себе отчет. Он не живет, а существует, пассивно наблюдая со стороны энтузиазм землекопов, и по-своему жалеет их безрассудную веру в светлое будущее. Жачев и сам был бы не против поверить, но тяжесть жизни лишила его этой способности.

====================

Приведите цитаты, раскрывающие внутренний мир героев повести.

Вощев:

«Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка»

«Грусть-это ничего…это значит, наш класс весь мир чувствует, а счастье все равно далекое дело…От счастья только стыд начнется!»

Сафронов:

«Мы ведь не животные, мы можем жить ради энтузиазма»

«Пролетариат живет для энтузиазма труда!... У каждого члена союза от этого лозунга должно тело гореть!»

«…пора всецело подчиниться производству руководства»

«У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда»

«…мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!»

Козлов:

«…Терпи, говорят, пока старик капитализм помрет, теперь он кончился, а я опять живу один под одеялом, и мне ведь грустно!»

Прушевский:

«Лучше я умру…Мною пользуются, но мне никто не рад»

Настя:

«Мама, а отчего ты умираешь - оттого, что буржуйка или от смерти?»

«Пускай умирают…только живота ее нету, мне спать не на чем головой»

«А я сама не хотела рожаться, я боялась - мать буржуйкой будет…А как стал Ленин, так и я стала!»

«Умирать должны одни буржуи, а бедные нет!»

Чиклин:

«Мертвые тоже люди»

«Христос ходил один неизвестно из-за чего, а тут двигаются целые кучи ради существования»

«Я никто; у нас партия - вот лицо!»

Жачев:

«Ты же видишь, что я урод империализма, а коммунизм - это детское дело, за то я и Настю любил…пойду сейчас на прощание товарища Пашкина убью»

====================

Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения.

Повесть «Котлован» принадлежит к такому довольно необычному жанру для русской литературы , как аллегорическая повесть. Прием аллегории был излюбленным выразительным средством Платонова, с помощью которого он передавал основные идеи своего творчества читателю. Котлован, который с особым рвением роют землекопы вместо того, чтобы возводить здание - аллегория на современную Платонову действительность. Писатель прекрасно осознавал, что если советское общество не переосмыслит многие вещи, как на уровне экономики, так и на уровне массового сознания, то вместо светлого будущего оно своими руками выроет себе могилу. Платонов проповедует знаменитую формулу Федора Достоевского о том, что ни одна революция мира не стоит слезы ребенка. В повести же Платонова ребенок не только страдает от жизни, на которую его обрекли взрослые, но и умирает, сложа свои останки вглубь котлована революции.

====================

Проанализируйте сюжетно-композиционное своеобразие произведения

====================

Рассмотрите трагическое в повести и проиллюстрируйте цитатами из текста.

====================

Проанализируйте своеобразие конфликта в повести.

====================

Рассмотрите особенности образной системы произведения.

Повесть «Котлован» является аллегорической, поэтому трактовка различных образов является ключевым моментом для понимания авторского замысла повести.

Главным образом повести является, конечно, образ котлована, который роют рабочие. Этот образ - аллегория на действительность. Рабочие хотят возвести на месте пустыря огромное всеобщее здание для рабочего класса, в котором могли бы поместиться все люди советского государства, и где они могли бы жить во всеобщем достатке и благоденствии . Это несуществующее мифическое здание - аллегория справедливого коммунистического общества, возведением которого занимались все советские люди. Однако вместо того, чтобы возводить это прекрасное здание, землекопы неистово роют землю. Они углубляются все ниже и ниже под землю. В результате их трудов появляется образ-антипод всеобщего здания - образ котлована. Котлован - это огромная глубокая яма в земле. На мой взгляд, этот образ перекликается с образом ада, который также традиционно находился под землей. Котлованом Платонов видит современную себе действительность.

В произведении также очень важен образ Насти. Эта девочка является обобщенным изображением поколения детей, разум и жизни которых были искалечены новой общественной идеологией. Для создания этого образа Платонов использовал прием оксюморона. Резкий контраст между возрастом девочки и тем, как она рассуждает о жизни, делает Настю, в сущности, трагической фигурой. Ребенок, которому едва ли исполнилось семь лет, рассуждающий без жалости о том, что всех буржуев надо убить, представляется лично мне моральным уродом, которого создала эта кровожадная и страшная эпоха.

То, что Настя умерла, и ее похоронили в котловане, тоже имеет определенное символическое значение. Даже если всеобщ будет построен, то в фундаменте его будут лежать останки ребенка. Фактически, «всеобщее счастье» стоит на людских костях. Андрей Платонов задумывается над тем, нужно ли обществу такое счастье, за которое пришлось заплатить жизнями детей.

====================

Охарактеризуйте своеобразие языка произведения.

Язык произведений Андрея Платонова необычайно своеобразен. Нужно сказать, что даже по средствам языка произведения автор ставит перед читателем реальную проблему чистоты языка. Писатель с изрядной долей иронии относился к новому языку, на котором говорило советское общество. После революции в моду вошли длинные непонятные слова, которые, однако же, звучали чрезвычайно умно и по-революционному. Простой народ, конечно же, не мог сразу же научиться как следует обращаться с этими словами, а потому язык времен коллективизации звучал неправильно и даже комично.

Автор очень ярко изображает речь землекопов. Нередко по средствам речевых особенностей достигается комический эффект. Вспомним, например, тираду Сафронова: «…мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!» Складывается такое ощущение, что Сафронов мало понимает, о чем говорит. А звучные метафоры были услышаны им на митинге от таких же полуграмотных рабочих. Понравившиеся речевые обороты Сафронов заучил, как попугай.

Или же другая фраза, которая звучит по радио: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства!..» С точки зрения жителей деревни, которые закончили три класса вечерней школы, этот призыв должен звучать гордо и по-революционному. Человеку же хоть чуть более образованному совершенно ясно, насколько он абсурден не только с точки зрения здравого смысла, но и с точки зрения облачения в слова. Как можно мобилизовать крапиву?? Тем более на фронт социалистического строительства?.. мне это представляется как минимум непонятным.

Для Платонова же язык является не только важной художественной деталью для изображения времени, но и показателем реальных проблем культуры общества.

====================

Анализ проблематики

Исследуйте проблему смысла жизни в повести.

Поисками смысла жизни в повести А. Платонова «Котлован» занимается в первую очередь Вощев, герой-правдоискатель. По его собственным словам: «Пока я был бессознательным, я жил ручным трудом, а уж потом - не увидел смысла жизни и ослаб». Вощев отчаянно пытается найти гармонию внутри себя и что-то, из-за чего стоило бы жить. Однако автор не дает ему внутреннего успокоения. Ответ на вопрос о смысле жизни так и не получает однозначный ответ. И хотя все жители барака верят в светлое коммунистическое будущее, внутренне это душевно опустошенные люди, которые просто существуют. Единственный, кто находится в состоянии согласия с собой - это Сафронов. Смысл своей жизни он видит в энтузиазме. Остальные герои устают на стройке настолько, что теряют способность думать.

Смыслом жизни для землекопов на короткое время становится Настя. Кто-то из рабочих, например, Сафронов, видит в девочке символ светлого будущего. То поколение, которому суждено увидеть коммунизм. А кто-то из них, как Чиклин, просто по-человечески привязываются к девочке. На несколько недель у этих «пустых» людей появляется смысл жизни. Девочка становится своеобразным цементом, с помощью которого землекопы становятся дружнее.

После смерти Насти жители барака вновь чувствуют моральное опустошение. И тем оно сильней, что они испытали привязанность. В первую очередь это касается Чиклина, который с помощью осоловелой, бездумной работы пытается забыть свое горе, и безногого Жачева, который больше не может находиться среди землекопов, и еще сильнее осознает свою душевную пустоту.

Я думаю, что все-таки в понимании Платонова главной жизненной целью человека является любовь и забота по отношению к другому человеку. Эти чувства возрождают героев повести к жизни, пробуждают в них человеческое, скрытое глубоко под пластом идеологии.

====================

Проанализируйте концепцию личности в повести.

Для произведений Платонова характерен тип героя-правдоискателя, который пытается найти смысл в окружающем его мире. Такие герои кажутся белыми воронами среди прочих, выделяются из толпы своим поведением. Вощев, главный герой повести «Котлован», был уволен за то, что во время производственного процесса задумывался о «плане жизни», т е его поведение отличалось от нормированного. Проблема человека как личности состоит в том, что государству нужны рабочие руки, но не способные мыслить люди.

Действие рассказа происходит в гг, то есть в год Великого Перелома. Для того, чтобы произвести скачок в промышленности, необходима была коллективизация, которая проводилась повсеместно. Идеология коллективизации предусматривала приоритет коллективного, общего над личным. Этот период характеризовался как апогей командно-административной системы, а потому личность с ее особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями была не нужна государству, более того, думающие люди подвергались всяческим гонениям со стороны правительства. Автор же, несмотря на всю иронию над энтузиастом Сафроновым, воспринимает это как глубочайшую трагедию советского общества. Личность в рассказе - это атавизм, от которого герои пытаются избавиться как от чего-то ненужного. И даже Вощев пытается найти правду в том, чтобы отказаться от своей личности: он ищет гармонию среди землекопов, людей, захваченных идеей строительства коммунизма. Естественно, для этого он на время прекращает свои размышления о правде жизни.

И этот массовое нежелание быть личностью, господство бездумной серой толпы, которая по первому приказу сверху готова косить крапиву и стричь гривы лошадям, Платонов видит как страшную трагедию своего времени.

====================

В чем, на Ваш взгляд, заключается новаторство повести Платонова?

====================

Как выражена в повести тема трагической судьбы России?

====================

Охарактеризуйте образ Вощева как человека определенной эпохи.

Советская Россия гг - это Россия в годы Великого перелома. Причем перелома не только индустриального, но и перелома людских судеб. Для того, чтобы обеспечить продовольствием рабочих на стройках коммунизма, государством был взят курс на коллективизацию. Крестьяне насильно сгонялись в колхозы, их имущество передавалось в собственность колхоза. Те крестьяне, которые были более домовиты и зажиточны, раскулачивались: у них отнимали дом, большую часть вещей и скота. Семьи таких крестьян перевозились на малоосвоенные территории на небольших подводах. После прибытия семьи оказывались брошенными на произвол судьбы.

Естественно, сгонять крестьян в колхозы было тяжелым делом, и в первый год молодое государство охватила волна крестьянских восстаний. Чтобы предотвратить народное недовольство, правительство активно насаждало новую идеологию, которая служила интересам коллективизации. Эта новая идеология пропагандировала отказ граждан от всех буржуазных «излишеств», таких как достаточное питание, хорошая одежда, приемлемые жилищные условия и полноценный отдых. Все советские люди как один должны были быть мобилизованы на рабочий фронт для скорейшего построения светлого коммунистического будущего. Причем они прекрасно сознавали, что строят его не для себя, ибо до коммунизма им не дожить, а делают это они для своих детей, пионеров и октябрят , которым суждено стать первым поколением людей, населяющих новый прекрасный советский союз. И люди радостно внимали этому призыву, истекая потом и кровью, не щадя здоровья и сил по 12 часов стояли у станков и работали на стройках.

Вощев - это герой правдоискатель. Его можно назвать лишним человеком. На производстве, вместо того, чтобы со всеми работать, он задумывается о плане будущей жизни. Вощева можно назвать философом. Мне кажется, что он ищет не столько смысл жизни, сколько гармонию в ней. Вощев отчаянно пытается найти смысл жизни среди тех людей, которым мнится, что они его уже обрели. Но после смерти девочки Вощев осознает, что глубоко обманывался.

В первую очередь Вощев - это личность, которая не нужна советскому государству на данном этапе развития и не нужны вообще. Совесткая власть по Платонову - это деспотическая власть, и власть серых послушных масс. Вощевские размышления о будущем, личные выводы, мысли и чувства не интересны в современном обществе, более того, из-за них на Вощева смотрят косо даже товарищи-землекопы. Автор пытается показать, насколько лишним чувствует себя думающий человек в современном ему мире. Конечно, таких Вощевых в реальности было много, ведь далеко не все разделяли идеи коллективизации. Многие люди ставили под сомнение правильность того, что происходит вокруг, но оказывались лишними в море энтузиазма, которым фонтанировали активисты. Поэтому, я думаю, Вощев является героем своего времени, и его образ перекликается с образом Печорина из «Героя нашего времени»: как и предшественник из девятнадцатого века, Вощев рад поверить в светлое будущее, но он не может этого сделать, потому что видит те ужасные и бессмысленные действия, которые предпринимает советская власть. И вроде бы он пытается жить нормальной, полуголодной пролетарской жизнью, но раздумья об окружающем мире и будущем не дают ему покоя. Вощев становится лишним в своем времени, что, как это ни парадоксально, актуально и современно для русской литературы в любом ее периоде.

====================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Проблема счастья в повести «Котлован».

====================

Своеобразие метафоры в повести «Котлован»!.

====================

Образ народа в повести «Котлован».

====================

()

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

«Тихий Дон»

Работа с текстами

Дайте по возможности лаконичное и стилистически грамотное изложение содержания романа по частям и главам.

====================

Приведите наиболее яркие речевые характеристики, раскрывающие внутренний мир героев.

====================

Охарактеризуйте систему персонажей романа.

Григорий Мелехов справедливо назван «Казачьим Гамлетом». Казак всю свою жизнь с ранней молодости стоит на распутье. Что он должен выбрать - Аксинью или Наталью? Стан белых или красных? На протяжении всего романа Григорий мечется перед сложным выбором. Один из самых неоднозначных героев романа, Мелехов - много думающий и чувствующий казак.

Аксинья - героиня- любовница. Красавица, она обладает также и незаурядной смелостью, чтобы идти против традиций. Вся ее жизнь посвящена главному чувству-любви к Григорию Мелехову. Дети ее умирают, а потому все ее чувство достается одному ее любовнику.

Наталья Мелехова (Коршунова) - героиня-страдалица. Любимый женский персонаж автора, хрестоматийная несчастная казачка. Муж не любит ее, но она беззаветно отдается ему. Забота о детях становится для Натальи главной целью в жизни. Только смерть освобождает Наталью от мучений.

Пантелей Прокофьевич Мелехов - глава Мелеховского куреня. Человек горячий, темпераментный, немного самодур. В молодости часто гулял по жалмеркам и мучил свою жену. Из всей его семьи он предпочитает свою младшую дочь - Дуняшку. Сыновей воспитывает в строгости. Пантелей, несмотря ни на что, привязан к своей жене, которая много от него терпела в молодости, но к которой он прислушивается.

Наталья Ильинична Мелехова - мать Мелеховых. Альтернативное будущее Натальи Коршуновой, не встреть Григорий Аксинью. Из всех своих детей предпочитает младшего сына, Григория, похожего на отца. Нелюбимая мужем, она, как и Коршунова, всю свою привязанность направляет на детей. Ради счастья дочери она готова впустить в дом убийцу старшего сына. С младшей невесткой у нее складываются наилучшие отношения. Скорее всего, потому, что эти женщины очень похожи между собой.

Петро - старший сын Пантелея Мелехова. Работящий, обстоятельный казак. В семейной жизни у него складывается не все гладко. Его отношения с Дарьей нельзя назвать простыми. Хотя жена постоянно изменяет Петро, он прощает ее и принимает всякий раз обратно.

Дарья - жена Петро. Легкомысленная баба, нелюбимая невестка Мелеховых. Кокетливая, красивая, Дарья окружена поклонниками. Мужа она любит странной любовью, скорее более привязана к нему. В мелеховском курене ей достается самая черная работа, ибо свекры полагают, что она чересчур ленива. Но автор не считает ее отрицательным персонажем. Неизрасходованную любовь к нерожденным детям она расплескивает вокруг себя, чем вызывает жалость автора.

Степан Астахов - сосед Мелеховых, муж Аксиньи. Ладный и смелый казак. Обманутый любимой женой муж. Его отношения с Аксиньей тоже складываются очень непросто, перерастают в любовь-ненависть. Однако он отказывается от преследований жены, не делает попыток вернуть ее - в нем говорит казачья честь.

Дуняшка - меняющийся персонаж. Из нескладного и эмоционального подростка вырастает молодая красивая женщина, которая была настолько смела и безрассудна, чтобы полюбить убийцу своего брата и даже попробовать создать с ним семью.

Митька Коршунов - лихой, безрассудный казак, который в юности дерзнул посвататься к Лизавете Моховой. Один из двух лучших друзей Григория Мелехова. Свой политический выбор он сделал в пользу старой системы. Свойственную его натуре жестокость он с успехом применил в карательном отряде.

Михаил Кошевой - второй друг Григория, который выбрал Красную армию. Человек, способный на коварство и предательство ради своего блага.

Евгений Листницкий - откровенно отрицательный персонаж. Скользкий, вероломный человек, не способный на искренние чувства. Им двигают страх и похоть. То, что он соблазняет Аксинью, и как при этом ведет себя с Григорием, отвратительно.

Бунчук - красный агитатор , готовый на многое ради своих идеалов. Постоянно ходит по краю, рискуя своей жизнью.

Анна - настоящий боевой товарищ Бунчука. Такая же смелая и преданная идее, как ее возлюбленный.

Лизавета Мохова - отвратительный персонаж, типичный представитель «прогнившего класса». Девушка насквозь порочная, с низменными желаниями. Ей движут лишь инстинкты, которым она потакает. Падшая натура.

====================

Какие этапы, на Ваш взгляд, можно выделить в жизненном пути Григория Мелехова?

====================

Приведите наиболее яркие цитаты и высказывания, раскрывающие жизненные принципы казачества.

====================

Развитие навыков литературоведческого анализа

Проанализируйте особенность жанра романа.

====================

Рассмотрите особенности композиционной структуры романа. Найдите и охарактеризуйте основные сюжетные линии произведения.

====================

Рассмотрите основные психологические приемы, используемые автором в романе для создания характеров героев.

====================

Сопоставьте принципы изображения событий истории у М. Шолохова и Л. Толстого.

Между романом-эпопеей Л. Толстого «Война и мир» и романом М. Шолохова «Тихий Дон» принято проводить параллель. Действительно, авторы обоих этих произведений ставили перед собой глобальную задачу изобразить исторические события с наибольшей точностью

И в романе «Война и мир», и в «Тихом Доне» изображаются важнейшие исторические события. Можно сказать, даже поворотные этапы в жизни русского общества. Отечественная война 1812 года объединила перед лицом врага весь русский народ и стала триумфом отечественного командования. После нее российская империя заняла важнейшее место в мировом сообществе.

События, описываемые в «Тихом Доне» Шолохова, тоже стали поворотными в русской истории. Произошедшая смена власти коренным образом изменила позиции молодого советского государства на мировой арене, а также жизнь внутри страны.

Однако авторов этих романов, Льва Толстого и Михаила Шолохова, волнует не то, как именно события повлияли на место великой державы в мире. Предметом их исследования становится человек в поворотной эпохе. Для обоих писателей очень важно то, как строится история. Главной движущей силой истории они видят народ. Часто народ действует вопреки решениям, которые принимают «сильные мира сего». Но именно народ является творцом истории, ибо даже самый могущественный монарх может быть стерт с лица земли. Поэтому Толстому и Шолохову очень важно разобраться в причинах тех изменений народного сознания, которые подталкивают его на свершение коренных переворотов в истории.

Авторский взгляд проникает в самое сердце народа, где и происходят эти изменения. Поэтому читатель получает объемное впечатление от происходящего - он видит и непосредственно исторические события, достаточно точно описанные, и то, что он никогда не смог бы увидеть в учебнике истории- так называемый социальный фактор происходящего. Писатели уверены, что именно в такие трудные времена человек морально обнажается - то есть видны как на ладони его моральные качества, совесть, честь, чувство долга, патриотизм. Такие исторические портреты добавляют картине происходящего глубокий психологизм, помогают читателю понять и осознать многие вещи.

Лев Толстой очень скрупулезно рассуждает о движущих силах истории и буквально раскладывает свой исторический метод по полочкам перед читателем. Шолохов же не делает подобных отступлений, его метод изображения истории основан скорее на глубочайшем психологизме повествования. Но и для того, и для другого автора, несомненно, главным героем исторических событий становится весь русский народ, который становится и катализатором, и пострадавшим от событий.

====================

Проанализируйте особенности сквозного сюжета романа.

====================

Рассмотрите лирическое и комическое в романе и приведите примеры из текста.

====================

Анализ проблематики

Исследуйте проблему поиска личностью своего места в жизни.

====================

Рассмотрите идею формирования революционного сознания в казачьей среде.

====================

Раскройте шолоховское понимание темы женской судьбы.

Михаилу Шолохову женская судьба представляется горькой, а участь казачки - незавидной. Исстари женщины вынуждены жить в ожидании своих мужей и любимых из бранных походов, а частенько всю жизнь томиться с нелюбимым мужем.

Любимой героиней «Тихого Дона» у автора стала Наталья Мелехова (Коршунова). Ее образ - это типичный образ страдалицы. Она отдается без остатка мужу, не любящему ее. Кротко исполняет свои обязанности по дому, достойная спутница жизни и внимательная невестка. Однако в первую очередь Наталья является Матерью. Всю свою любовь и нежность она направляет на ненаглядных чадушек. Неслучайно героине было выбрано имя Наталья, что означает «родная».

Не осуждает автор и таких героинь, как Аксинья и Дарья. Обе они женщины страстные и нежные, героини-любовницы, в первую очередь. Однако они не могут создать полноценную семью в отличие от Натальи. Они не имеют детей. Именно этим автор оправдывает их иногда недостойное поведение. Дело в том, что им некуда направить свою любовь, поэтому они выплескивают ее на любимого, как Аксинья, или вовсе на случайных любовников, как Дарья.

Поэтому можно сказать, что понимание женской судьбы у Шолохова является патриархальным, традиционным. Женщину автор рассматривает как создательницу семейного очага и мать своих детей. Женщина не может жить ради себя, но всю свою жизнь должна посвятить своим близким и родному дому.

====================

Проанализируйте мотив разрушения в романе.

Мотив разрушения является сквозным и проходит через весь роман. Разрушение дома становится лейтмотивом произведения.

В начале романа картина мира представляется прекрасной. Читатель видит богатый мелеховский курень, большую дружную семью, лихие молодецкие забавы. Сцены повседневного быта описаны автором с большим тщанием и любовью и проникнуты домашней, уютной атмосферой. Даже несмотря на житейские перипетии, такие как женитьба Григория на нелюбимой женщине, в целом не нарушают стройной картины жизни.

Однако с приходом войны все меняется. Из куреня уходят сыновья - главные работники. Семья живет в ожидании их с фронта. Жизнь в семье разлаживается, несмотря на рождение детей, отношения в семье очень заметно портятся.

Гражданская война разрушает мир в семье. Ломаются дружеские отношения под гнетом идеологического выбора. Предают друг друга родственники. Отец арестован и умирает позже от тифа, старший сын погибает. Его жена заболевает неизлечимой болезнью и накладывает на себя руки. После неудачного аборта умирает и жена Григория. Его младшая сестра выходит замуж за предателя, убийцу их старшего брата. Вскоре умирает и мать Григория и Дуняшки, не выдержавшая несчастий, свалившихся на нее.

Наконец на руках у Григория умирает его любимая женщина- Аксинья, после чего в небе ему видится черный солнечный диск. Из близких людей у Григория остается лишь сын, Мишатка, который связывает его с внешним миром. Но курень его разорен и пуст, по ночам он видит умерших близких людей, а близость с Кошевым делает положение Григория откровенно опасным. Дом Григория Мелехова разрушен. Его жизнь лежит в руинах. Он остается одиноким и сломленным перед лицом огромного и холодного мира.

====================

Охарактеризуйте образ Григория Мелихова как человека своего времени.

Время Гражданской войны, пожалуй, самое страшное время в истории России . Под воздействием идеологии народ раскололся на два враждующих лагеря, ведущих кровавую братоубийственную войну. Идеология разрушает дружеские отношения, семьи распадаются. Брат перестает быть братом, если он во вражеском стане. В стране происходили ужасные, противоестественные события. И тем страшней становилась война в обескровленной стране, чем более сильной становилась пропаганда.

Каждый человек в это время оказывался перед непростым выбором. Каждый должен был стать творцом своей судьбы.

Григория Мелехова справедливо называют «Казачьим Гамлетом». Из троих друзей - Григория, Митьки Коршунова и Михаила Кошевого лишь Мелехов не может сделать свой выбор. В отличие от более простодушных друзей, он тонко чувствует, много размышляет. Казаку претит эта война, где честь становится пустым звуком. Григорий Мелехов, как и многие, стоит на распутье и не знает, как поступить, что сделать дальше. Он ищет то, что было бы ему по душе и не находит такого. Если бы он мог, то, несомненно, остался бы в стороне от войны. Но, к сожалению, она не могла не затронуть его жизнь. Мелехов мечется между белыми и красными, нигде он не чувствует удовлетворения. Эту потерянность, наверное, чувствовали почти что все люди этой эпохи. В конце концов, на кону часто стояло не только душевное спокойствие, но и сама жизнь.

====================

«Судьба человека»

Работа с текстами

Охарактеризуйте систему персонажей.

====================

Приведите цитаты, раскрывающие внутренний мир героя рассказа Андрея Соколова.

====================

Развитие навыков литературоведческого анализа

Охарактеризуйте особенности сюжета и композиции произведения.

====================

Проанализируйте психологическое состояние главного героя.

====================

Рассмотрите особенность стиля и языка повествования и приведите примеры из текста.

====================

Анализ проблематики

Исследуйте проблему типичности судьбы героя рассказа.

====================

Проанализируйте место образа природы в рассказе.

====================

В чем, на Ваш взгляд, заключается гуманистическая идея рассказа?

====================

Какую трактовку получает мотив узнавания в рассказе?

====================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Тема любви в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон»- очень серьезное исследование русского народа в начале двадцатого века. В данном случае автор рассматривал жизнь социальной группы казачества. Для его наиболее точного изображения Шолохов показал это общество необычайно многогранным. Характеры героев очень жизненные и совершенно разные, судьбы этих людей сложно и порой мучительно переплетаются между собой.

Чувство любви, которое разные герои романа-эпопеи испытывают друг к другу, такое же разное, как и сами герои. Любовь поворачивается в романе как своей лучшей, светлой и прекрасной стороной, так и своей изнанкой, причиняющее людям горе и боль.

В романе существует не только тема любви Григория и Аксиньи, но и темы любви Дуняшки и Мишки Кошевого, Натальи и Григория, Петро и Дарьи, Степана и Аксиньи… у каждой пары в романе «Тихий Дон» любовь принимает свое обличье. Единственное, что объединяет чувство этих людей, это то, что никого любовь не делает абсолютно счастливым, все испытывают сомнения и мучаются в эту сложную и беспокойную эпоху не от политических событий, а от личных переживаний.

Главная любовная линия романа, это, конечно же, история отношений Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Их отношения можно назвать любовью в чистом виде. В их глубокое, нежное, страстное чувство не примешиваются ни забота о детях, ни жалость, ни похоть, ни ненависть. В начале романа герои бросаются в объятия друг к другу без оглядки на приличия. Их чувства поглощают их целиком. Аксинья не думает о муже, Григория не заботит мнение соседей и собственной семьи об их поведении. Любовники наслаждаются моментом, особо не задумываясь о последствиях: «За всю жизнь за горькую отлюблю!...А там хучь убейте!». После приезда мужа Аксинья кротко сносит все побои разъяренного мужа, с какой-то сладострастной мукой испивает всю чашу своего наказания за то, что ей хватило смелости полюбить другого в открытую. Всю свою жизнь женщина ждет своего возлюбленного и всегда на седьмом небе тогда, когда он проводит время с ней, чего бы это ни стоило обоим. После помолвки с Натальей Григорий пытается разорвать отношения с Аксиньей, но вскоре понимает, что все его мысли лишь о ней. Молодая жена не может заставить его забыть об Аксиньиных ласках. Всю свою супружескую жизнь Григорий мучается и не может определиться, с кем ему быть: с матерью его детей и законной супругой или любимой, главной женщиной в его жизни. На первый план выходит то жалость и чувство долга, то пламенное первое чувство. Смерть Натальи расставляет все на свои места. Григорий снова может быть вместе со своей любимой. Смерть Аксиньи казак воспринимает как самый тяжелый удар в его жизни: «Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собою черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Ни смерть брата, ни смерть родителей и жены не принимает Григорий так тяжело. С уходом любимой из его жизни уходит последний луч света. Григорий больше не живет, а существует, и лишь ради единственного сына, но желания жить в нем больше нет.

Брак Григория Мелехова даже со скидкой на время и те традиции, которых придерживались в начале двадцатого века, нельзя назвать счастливым. Жена младшего Мелехова, Наталья Коршунова, идеальная жена. Ее называют любимой шолоховской героиней. Свое призвание молодая женщина видит в том, чтобы создать семейное гнездо. Она знает, что нелюбима мужем, но, тем не менее, отдается ему без остатка. После появления детей всю свою неизрасходованную нежность она направляет на них. В первую очередь Наталья - это мать и хранительница очага, но не любовница. Между супругами складываются очень сложные отношения. Григорий не скрывает, что не любит жену, а живет с ней только по воле родителей. Наталья же по-настоящему, трепетно и мучительно любит своего красавца-мужа. Все свои переживания она прячет глубоко внутри себя. Видя эту безграничную преданность, Григорий не мог остаться равнодушным, особенно после попытки самоубийства Натальи. Со стороны Григория это чувство не любви, но жалости к нелюбимой жене. К тому же он благодарен ей за то, что она подарила ему детей, особенно рад он, как и всякий казак, появлению сына. Чувство Натальи - это бесконечное страдание. Она безропотно несет свой крест, не жалуясь никому и не ропща на судьбу. Однако в конце своей недолгой жизни женщина чувствует, что не может более терпеть. Ее смерть становится трагической ошибкой, но и избавляет ее от мучений. Поэтому умирает Наталья умиротворенной и даже счастливой.

Отношения в семье Астаховых тоже не складываются гладко. С самого начала супружеской жизни Степан чувствует себя обманутым женой, ибо она не была девушкой, когда вступила в брак с ним. Он любит Аксинью, но она не испытывает по отношению к мужу таких чувств, что, в общем-то, сначала не воспринимается Степаном, как что-то неправильное. Можно сказать, что он был доволен своей супружеской жизнью. Открытая измена жены не только пробуждает жгучую ревность обманутого супруга, но и выставляет его посмешищем в глазах всего хутора, на что Степан, конечно же, не может закрыть глаза. По ночам он с садистским наслаждением представляет, как будет избивать жену по приезду. То, как спокойно реагирует она на его побои, вызывает его ярость. Чувство Степана к Аксинье пронизано ненавистью. Он искренне любит жену, но не может простить ей измены. Казак мучается от своей любви и ненавидит его объект, рад был бы избавиться от своего чувства. Степан топит его в горячительных напитках и пытается забыться с жалмерками. Но замены Аксинье он никогда не смог бы найти. Предстоящую войну он воспринимает даже с радостью, лишь бы быть как можно дальше от пустого дома.

Еще одно чувство - между Петро и Дарьей более походит на глубокую привязанность, чем на страстные чувства. Особенно яркий эпизод в их отношениях - это момент приезда Дарьи к Петро в полк. «В этот момент Петр не помнил, что собирался бить жену смертельным боем - ласкал ее на людях…радовался. Дарья тоже забыла, что две ночи назад спала она в вагоне с драгунским ветеринарным фельдшером…но все это было две ночи назад, а сейчас она со слезами искренней радости обнимала мужа, смотрела на него правдивыми ясными глазами.» Эти двое людей искренне любят друг друга. Более того, они испытывают чувство сильнейшей привязанности друг к другу. Петро узнает жену по походке, что говорит о том, что он хорошо знает свою жену. Даже легкомысленное Дарьино поведение муж прощает ей. Женщина тоже любит мужа, просто в силу темперамента она не может довольствоваться им одним, ждать его из военных походов. К мужу Дарья привыкла, его особенно сильно не любит, не и без него ей как-то не так. В целом, можно сказать, пара Петра и Дарьи - это типичная, абсолютно нормальная супружеская пара с присущими ей проблемами.

Чувство Дуняшки и Михаила Кошевого тоже совершенно особенное. Дуняшка влюблена в Михаила ранней девичьей страстной любовью. С замиранием сердца слушает она, как ходит по горнице жених, с радостью помогает мужу в работе. Уже за короткое время замужества красивая девочка еще хорошеет, Михаил пробуждает в ней женщину. Пожалуй, эта пара самая счастливая во всем романе Шолохова. Кошевой тоже любит Дуню, ее детское чувство не могло ускользнуть от него. На его глазах нескладный подросток стал красивой девушкой, равнодушным к которой Михаил не мог остаться. Несмотря на сопротивление Ильиничны он упорно пытался завоевать руку юной Мелеховой. Наконец материнское сердце не выдержало напора влюбленных. Михаил и Дуняшка похожи друг на друга своим врожденным упрямством. Несомненно, эти люди обладают сильным характером, и связать их могло лишь сильное чувство. Кошевой ради молодой жены идет на неслыханное для коммуниста - обряд венчания в церкви, а это было очень смелым и решительным поступком с его стороны. Можно сказать, что перед нами история Ромео и Джульетты, только с хорошим финалом.

В романе еще несколько второстепенных любовных линий: это и любовь-похоть, которая разгорается в сердце Евгения Листницкого по отношению к Аксинье, и верная любовь-товарищество, которую испытывают друг к другу Бунчук и Анна, и странная интрижка между Митькой Коршуновым и Лизаветой Моховой, и терпеливое, патриархальное чувство, которое живет в паре родителей-Мелеховых…

Любовь поворачивается разными своими гранями и к героям романа «Тихий Дон», и к читателю. Автор показывает жизнь во всей ее полноте и несовершенстве, исследует все стороны мира, в котором существовали его герои. Любовь возносит их на вершину блаженства и повергает в бездну мучений. Но все же прекрасно, что они могут испытывать светлые чувства в страшное, кровавое и безжалостное время.

====================

Семья Мелиховых и исторические судьбы казачества в романе-эпопее.

====================

Роман Шолохова «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии.

====================

Философско-этический смысл конфликта рассказа «Судьба человека».




Top