Сочинение по картине Нестерова “Портрет Павлова”. Сочинение по портрету академика физиолога И

Сочинение по портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родил­ся в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскре­сенского. Увлёкся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его на­ставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Ака­демию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь его учителем стал А. К. Саврасов, а впоследствии В. Е. Маковский.

По собственному признанию художника, Нестеров «избегал изображать так называемые сильные стра­сти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

В творчестве Нестерова нашёл отражение боль­шой интерес к историческому прошлому России. Не осталась в стороне и религиозная тема. Одна из известных картин Нестерова посвящена Сергию Радо­нежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых. Художник изобразил эпизод из детства бу­дущего святого, который тогда был просто мальчик Варфоломей, испытывающий трудности в изучении грамоты. Сюжет картины «Видение отроку Варфо­ломею» основан на «Житии преподобного Сергия», составленном Епифанием Премудрым. Участвовал Нестеров и в росписи православных храмов.

После революции 1917 г. художник остался ра­ботать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа учёных предложила ему написать порт­рет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога. Художник с уважением относился к научным достижениям учёного, однако первоначаль­но перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии учёного, которые были представлены вниманию художника, не вдох­новляли его на труд над портретом изображённого на них человека.

Всё изменила личная встреча. Самобытная, непо­средственная, эмоциональная личность Павлова, ко­торому на тот момент было 85 лет, произвела на ху­дожника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неодно­кратно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши (Ленинградская область), делал зарисовки. Общение художника и учёного вскоре переросло в дружбу.

Нужно несколько слов сказать об академике Пав­лове. Несомненно, личность незаурядная.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) родился в Ря­зани в семье священнослужителя. Предки отца и ма­тери будущего физиолога уже на протяжении многих поколений были священниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иван Павлович сначала учился в рязанском духовном училище, а по его окон­чании поступил в рязанскую духовную семинарию. Впоследствии учёный с теплотой вспоминал о годах, проведённых в семинарии. Но от духовной карьеры он отказался, прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа сыграла поворотную роль в жизни молодого семинариста.

Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юриди­ческий факультет, откуда через 17 дней перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специали­зацией он выбрал физиологию животных.

В результате многолетних экспериментов И. П. Пав­лову удалось впервые сформулировать принципы и ос­новные понятия (подкрепление, условный и безуслов­ный рефлексы) физиологии высшей нервной деятель­ности. Таким образом, Павлов стал основоположни­ком науки о высшей нервной деятельности и представ­лений о процессах регуляции пищеварения. Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физио­логии пищеварения удостоился самой престижной награды - Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

На картине Нестерова Павлов изображён на тер­расе своего дома в деревне Колтуши. Учёный сидит в кресле боком к зрителю. Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображён знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всём его облике ощущает­ся внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, учёный держится очень прямо. Плечи развёрнуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокот­ников кресла. Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль. Взгляд учёного сквозь очки устремлён мимо зрителя - чувствуется, что этот чело­век погружён в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы.

Известно, что на картине Нестерова Павлов от­нюдь не молод, ему 85. Действительно, на портрете изображён человек, чьи волосы заметно поредели, а сохранившиеся белы как снег, как и пышная борода с усами. Морщины избороздили высокий лоб мыс­лителя; но его никак не назовёшь старым, дряхлым. Когда Нестеров впервые его увидел, то был поражён стремительностью, темпераментностью и неуёмной энергией «дивного старика», как назвал Павлова ху­дожник. Всё это мастеру вполне удалось передать на полотне.

Одет учёный в тёмный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки. Тёмная одежда Павлова и тёмное дерево кресла, в ко­тором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона.

Стол перед учёным покрыт бледно-розовой ска­тертью, на столе напротив учёного стоит комнат­ное растение, усеянное белыми звёздочками цветов. Нестеров в своих воспоминаниях называет это расте­ние «убор невесты»; возможно, на картине изображён мирт, который действительно издавна использовался для украшения невест.

Нестеров М. В. Портрет академика И. П. Павлова. 1935

Пáвлов Иван Петрович (14.9.1849, Рязань, - 27.2.1936, Ленинград, ныне С.-Петербург), физиолог, вошедший в историю меди­цины как один из первых исследователей ус­ловных рефлексов. Действительный чл. С.-Петербургской АН (1907). Родился в семье священника. Начальное образование получил в церковно-приходской школе, за­тем поступил в семинарию, но ушёл из неё в 1870, чтобы стать студентом С.-Петербург­ского ун-та (ф-т химии и физиологии). В 1879-83 учился в аспирантуре и после за­щиты диссертации в Императорской мед. академии продолжил образование в Герма­нии, тогда же начал самостоятельные иссле­дования в обл. физиологии. В 1888-90 в ла­боратории СП. Боткина П. работал над про­блемами физиологии сердца и измерением сердечного давления. В 1890 он стал проф. Императорской мед. академии, где работал до 1924. В стенах только что открытого Ин-та экспериментальной медицины П. поло­жил начало исследованиям, аналогичных тем, что он проводил у Боткина. Исследова­ния желёз внутр. секреции заняли более де­сяти лет, до 1900, хотя учёный возвращался к ним в течение всей жизни. За свои исследо­вания П. был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Октябрь­скую рев. 1917 учёный встретил в России. В 1919-20, в период разрухи, П., испытывая нищету, отсутствие финансирования науч­ных исследований, отклонил предложение Шведской академии наук переехать в Шве­цию, где ему обещали создать самые благо­приятные условия для жизни и научных ис­следований, причём в окрестностях Сто­кгольма планировалось построить по желанию П. такой ин-т, какой он захочет. П. ответил, что из России он никуда не уедет. Но в 1922 в связи с материальными трудно­стями, ставившими под сомнение дальней­шее проведение исследований, учёный обра­тился к В.И. Ленину с просьбой перенести свою лабораторию за границу. Ленин отве­тил отказом, мотивируя это тем, что Сов. Россия нуждается в таких учёных, как П. Ему был предоставлен рацион, аналогичный тому, к-рый получали партийные лидеры. Но П. отказался: «Я не приму все эти приви­легии, пока они не будут предоставлены всем работникам лаборатории». В 1923 П. посетил США и по возвращении открыто высказался о пагубности коммунизма и о лживости идей К. Маркса: «На тот социальный эксперимент, к-рый коммунисты проводят в стране, я не пожертвовал бы даже ля­гушачьей лапки». В 1924 из Военной мед. академии в Ленинграде (бывшая Импера­торская мед. академия) стали увольнять тех, у кого было «непролетарское происхожде­ние», в чьём роду были дворяне и священни­ки. Тогда П. отказался от своего почётного места в академии: «Я тоже сын священника, и если вы выгоняете других, то я тоже уйду!» В том же году вышли его «Лекции по услов­ным рефлексам». В 1926 по постановлению сов. пр-ва, для учёного был построен ин-т в Колтушах, под Ленинградом, где П. прорабо­тал до самой смерти. В 1927 учёный оказал­ся единственным в президиуме академии на­ук, кто проголосовал против назначения партийных функционеров в Академию. Проф. написал письмо И.В. Сталину, в к-ром были такие строки: «В свете того, что вы делаете с русской интеллигенцией, демо­рализуете её и лишаете её всяких прав,- мне стыдно называть себя русским». В кои, 1920-х в качестве антикоммунистического жеста П. не пропустил в свою лабораторию Н.И. Бухарина, наркома образования. В по­следние годы жизни П. стал более лоялен к власти и даже заявлял, что в стране происхо­дят явные изменения к лучшему. Этот пере­лом произошёл, по всей видимости, в резуль­тате увеличения государственных ассигно­ваний на науку.

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

Портреты российских ученых и общественных деятелей

ГОРДОСТЬ РОССИИ


Кулибин И.П. (1818) Кулибин Иван Петрович.

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818) - российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.



Михаил Ломоносов. Художник Миропольский Л.С. 1787

Михайло (Михаил) Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь.


Портрет Радищева А.Н. Неизвестный художник

Александр Николаевич РАДИЩЕВ (1749 - 1802) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.


Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович (1827-1914)


Портрет почетного члена Академии наук и Акадении художеств П.П.Семенова-Тян-Шанского. 1901

Петр Семенов – знаменитый ученый и общественный деятель, действительный член всех Российских университетов. За заслуги перед отечественной наукой получил право прибавить к фамилии Тан-Шаньский в честь обследованного им горного хребта. Он и его брат Николай Семёнов работали в Редакционных комиссиях. Н. Семенов оставил записки о заседаниях Комиссий, которые легли в основу труда «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889-1893). Это сочинение является важным источником по истории освобождения от крепостного права.


Алексей Венецианов. Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1828

Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766-1826) - почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).


Михаил Нестеров, Философы (Флоренский и Булгаков) (1917 год).

Павел Александрович ФЛОРЕНСКИЙ (1882 - 1937) - русский православный священник, богослов, философ, учёный, поэт.
Афанасий Иванович БУЛГАКОВ (1859-1907) - русский богослов и историк церкви. Отец писателя Михаила Булгакова.


Иван Крамской. Портрет астронома Отто Струве. 1886

Отто (Оттон) Васильевич СТРУВЕ (нем. Otto Wilhelm von Struve - 1905) - русский астроном, член Петербургской Академии Наук (1852-1889)


Иван Крамской. Портрет философа B.C. Соловьева. 1885

Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.


Илья Репин. Портрет академика И.П.Павлова

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 - 1936) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Хирург И.П.Павлов в операционном зале. 1888


Михаил Нестеров Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935


Илья Репин. Портрет военного инженера А.И.Дельвига

ДЕЛЬВИГ (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет историка И.Е.Забелина

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908/09), историк, археолог. Председатель Общества истории и древностей российских (1879 - 88); фактический руководитель Исторического музея в Москве.


Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1901

ТРЕТЬЯКОВ (Павел Михайлович, 1832-98) - известный московский собиратель картин. Вместе с своим братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников итаким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России. В 1892 г. картинная галерея, вместе с зданием, вкотором оно помещено была принесена им в дар городу Москве.


Илья Репин. Портрет профессора Дмитрия Менделеева

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834 - 1907), российский ученый, педагог, общественный деятель. Открыл (1869) периодический закон. Оставил свыше 500 печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др. Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева).


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет хирурга Н.И.Пирогова

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881), хирург, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель, основоположник анатомо-экспериментального направления в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1847). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецкой (1877-78) войн. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя (1847), ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций.


Костомаров Николай Иванович. Портрет работы Николая Ге

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817-85) - российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества.


Илья Репин. Историк Николай Иванович Костомаров в гробу.


Крамской. Боткин Сергей Петрович

БОТКИН Сергей Петрович (1832-89) - российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. Брат В. П. и М. П. Боткиных. В 1860-61 организовал клинико-экспериментальную лабораторию, где проведены первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии. Высказал предположение об инфекционной природе катаральной желтухи (гепатита).


Лев Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского, 19 век

Николай Иванович ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792 - 1856), великий русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».


Перов, Василий. Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872. Третьяковская Галерея, Москва


Погодин Михаил Петрович. Портрет работы Василия Григорьевича Перова.

ПОГОДИН Михаил Петрович (1800-75) - российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал "Московский вестник", "Москвитянин". Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Др. Руси, летописанию.


Репин Портрет А.Ф.Кони. 1898

Анатолий Фёдорович КОНИ (1844 - 1927) - русский юрист, общественный деятель и литератор, действительный тайный советник, член Государственного совета, почётный академик Петербургской АН (1900). Сын писателя и театрального деятеля Ф.А.Кони и писательницы и актрисы И.С. Юрьевой. Выдающийся судебный оратор. Профессор Петербургского университета (1918-1922).


Репин. Портрет адвоката О.О.Грузенберга

Оскар Осипович ГРУЗЕНБЕРГ (1866 - 1940) - российский юрист и общественный деятель.


Репин. Портрет В. Г.Черткова. Конец 1880 - начало 1890-х

ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич (1854-1936) - российской общественный деятель, издатель, друг Л. Н. Толстого. Организатор издательства "Посредник" (1884), в 1897-1907 жил за границей, издавал газету "Свободное слово", сборник "Листки "Свободного слова". С 1928 редактор Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт.


Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова, художественного и музыкального критика, историка искусств, 1900

Владимир Васильевич СТАСОВ (1824г - 1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Свободно владел шестью(!) языками.


Репин. Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева. 1913

Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857 - 1927) - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.


Репин. Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И.Е.Цветкова. 1907

ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845 - 1917), банковский служащий, коллекционер, основатель частной картинной галереи, действительный член петербургской Академии художеств (1903). Собрание Цветкова первоначально размещалось в его особняке в Кривоарбатском переулке, 5. В 1899-1903 по проекту В.М. Васнецова Цветков построил для коллекции двухэтажный каменный особняк. В 1909 Цветков передал особняк вместе с коллекцией в дар Москве; до конца жизни оставался хранителем галереи. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Репин. Портрет физиолога И.М.Сеченова. 1889

Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) - выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.
Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».


Репин. Портрет юриста В.Д.Спасовича. 1891

СПАСОВИЧ Владимир Данилович (1829 - 1906) - рус. адвокат, историк права и лит-ры. Окончил Петерб. ун-т (1849), где в 1857 занял кафедру уголовного права.


ЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович (1821-94) - российский математик, создатель петербургской научной школы, академик Петербургской АН (1856). Труды Чебышева положили начало развитию многих новых разделов математики.


Портрет В.И.Вернадского работы И.Э.Грабаря. Санаторий Узкое. Холст, масло. 1934. Кабинет-музей В.И.Вернадского, Москва.


Портрет В.И.Вернадского работы А.Е.Елецкого. Холст, масло.

Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) - русский и советский естествоиспытатель украинского происхождения, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.


Колмогоров Андрей Николаевич.

КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-87) - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик АН СССР (1939). Фундаментальные труды по теории функций, математической логике, топологии, дифференциальным уравнениям, функциональному анализу и особенно по теории вероятностей (аксиоматическое обоснование, теория случайных процессов) и теории информации.


Игорь Грабарь. Портрет академика С.А. Чаплыгина. 1935

Сергей Алексеевич ЧАПЛЫГИН (1869-1942) - русский и советский физик, один из основоположников гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941).


Портрет трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова.

Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903 - 1960) - выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

dic.academic.ru
ilya-repin.ru
+ Яндекс

Оригинал записи и комментарии на

Нестеров — знаменитый художник, который большую часть своих работ посвящает религиозным мотивам и часто работает и над росписью храмов. Однако, после революции Нестеров начинает работать в направлении портретной живописи, в основном рисуя портреты своих друзей и знакомых. Но имеется и исключение. Это картина Нестерова Портрет академика Павлова.

Картина Портрет Павлова

Однажды друзья попросили художника нарисовать портрет академика Павлова. На заказ художник давно не писал, и не видя смысла в данной работе, он долго не соглашался. Но постоянные уговоры друзей сделали свое дело, и миру была представлена первая версия портрета Павлова. В тот момент автор полотна был уже немолодым и знаменитым. По мнению художника портрет вышел неудачным. Академик Павлов выглядел на нем просто очередным знакомым стариком. Художнику же хотелось большего, поэтому в 1935 году он и пишет новую версию картины, что стала более углубленной в работе над образом знаменитого академика. Так появилась известная в наше время картина М.В. Нестерова Павлов, что находится сейчас в . Первая же версия картины представлена зрителю в Русском музее.

Описание картины

Что же представляет собой картина Нестерова Портрет Павлова? Мы видим академика Павлова, который находится в светлой комнате и сидит за столом. Перед академиком лежит журнал с результатами его опытов. Сам Павлов слегка откинулся на спинку стула. На его лице мы замечаем некое раздумье. Может это неудовлетворительные результаты его работы, и он уже понял где ошибся. А может успел задумать что-то новое. В любом случае, хоть и читается некая усталость на его лице, академик готов к новым экспериментам и открытиям. Он сосредоточен и готов трудиться.

На портрете автор изображает Павлова в костюме. Все лаконично и без лишних деталей. Нет лишнего ни в образе, ни в интерьере. Даже вид за окном, где просматривается городок, не отвлекает зрителя от портрета. А между тем, погода на улице замечательная. Но работа и исследования — прежде всего, чем и занимается академик.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА В

Г.ТАЛДОМЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории психологии

Научно-исторический портрет И. П. Павлова

Выполнила

студентка: Махмудова Т.М

Факультет: психологии

Проверил: Лопаткова И.В.

г. Талдом, 2010г.

Введение

Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов создал новое направление в физиологии, характеризуемое как «синтетическая физиология» - изучение жизненных процессов в целостном организме при его разнообразных взаимоотношениях с окружающей средой. Он отмечал: «Цель синтеза - оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны, указать его место и соответствующую ему меру». Неразрывное сочетание анализа и синтеза - один из основных принципов павловских исследований.

Развивая идеи И.М. Сеченова, Павлов распространил понятие о рефлексе на все стороны деятельности центральной нервной системы и приступил к изучению сложнейших физиологических процессов, происходящих в высшем отделе нервной системы - в коре больших полушарий мозга, деятельность которой лежит в основе психических актов. В опытах на собаках он показал особенности рефлексов, осуществляемых деятельностью коры больших полушарий мозга, и назвал их условными рефлексами. Также на основе учения Сеченова И.П. Павлов уделял вопросам чувств большое внимание, хотя и не занимался специально разработкой этой проблемы. На этих вопросах он останавливается почти во всех своих главных трудах, в частности в «Лекциях о работе больших полушарий головного мозга», «Двадцатилетнем опыте объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (особенно в статьях: «Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга», «Физиология высшей нервной деятельности», «Условный рефлекс» и др.), а также во многих своих выступлениях на общих и клинических «Средах». Все то, что высказано И.П. Павловым в этих трудах о природе чувств, имеет неоценимое значение для психологии. Оно намечает принципиально верные, диалектико-материалистические пути для решения многих важных вопросов психологии чувств, в частности вопросов о роли в чувствах коры и подкорки, о физиологических механизмах чувств, о значении в чувствах 2-й сигнальной системы, об индивидуальных особенностях чувств, об отдельных видах чувств и др.

И.П. Павлов в первые десятилетия своей научно-педагогической деятельности в основном работал в области физиологии кровообращения и пищеварения. Завершением этих работ явилось учение о высшей нервной деятельности, которое он изложил в своих знаменитых трудах: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1923) и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927).

Работы Павлова в дальнейшем продолжили его многочисленные последователи и ученики. К. М. Быков (1886--1961), развивая павловское учение о высшей нервной деятельности, исследовал влияние коры больших полушарий головного мозга на деятельность внутренних органов.

В настоящее время физиология не стоит на месте, идет ее активное развития, с помощью нано-технологий, которые дают возможность изучать физиологические функции организма на микроскопическом уровне.

Основные сведения

Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, в 1870 году Павлов оставил семинарию и поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Практическими работами в то время руководил на факультете физиолог И. Ф. Цион, сразу отметивший несомненный экспериментаторский талант студента. За работу «О нервах, заведывающих работой в поджелудочной железе», выполненную совместно с М. М. Афанасьевым, Павлов в 1875 году был награжден Золотой медалью.

Окончив университет, Павлов продолжил образование, поступив сразу на третий курс Медико-хирургической академии. Одновременно он работал в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича. За экспериментальные работы, выполненные в его лаборатории, Павлов вновь был удостоен Золотой медали. В 1879 году Павлов окончил академию и после двухгодичной зарубежной поездки начал работу в клинике знаменитого русского клинициста С. П. Боткина. Формально Павлову предложили должность лаборанта, но на самом деле он руководил физиологической лабораторией.

В 1880 году Павлов женился.

В 1883 году Павлов защитил докторскую диссертацию.

В 1890 году его избрали профессором по кафедре фармакологии Военно-медицинской академии, а с 1895 по 1925 год в той же академии он занимал кафедру физиологии.

«На втором курсе, когда мы приступили к систематическому слушанию лекций Ивана Петровича, - вспоминал академик Л. А. Орбели, - уже при первых его словах стало ясно, что пропустить какую-нибудь из его лекций невозможно, в такой степени живо и увлекательно они протекали. Они характеризовались исключительной простотой, исключительной четкостью и ясностью изложения, и вместе с тем были чрезвычайно богаты по содержанию и сопровождались очень интересными экспериментами».

В начале научной деятельности Павлов занимался физиологией сердечно-сосудистой системы. На этом материале построена его Докторская диссертация «Центробежные нервы сердца». В этой работе впервые на сердце теплокровного животного он показал существование специальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих его деятельность. Тогда же Павлов высказал предположение, что открытый им так называемый «усиливающий нерв» оказывает действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Не менее замечательным открытием было и то что при искусственном раздражении «усиливающего нерва» остановившееся сердце могло быть снова приведено в действие.

Ряд работ Павлова был посвящен исследованиям нервных механизмов регуляции кровяного давления.

Другим крупным экспериментальным достижением Павлова явилось создание нового способа изучения деятельности сердца с помощью так называемого сердечно-легочного аппарата.

В 1891 году Павлов принял на себя руководство всем физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Здесь он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условных рефлексах.

Изучая влияние приема пищи на кровяное давление собак, Павлов отказался от традиционных опытов, при которых обычно применялся наркоз. Такие опыты не давали возможности судить о правильности сведений, получаемых экспериментатором. Путем длительных тренировок Павлов добился того, что стало возможным без всякого наркоза препарировать тонкие артериальные веточки на лапах подопытной собаки, а значит, в течение всего эксперимента объективно и точно регистрировать кровяное давление собаки после самых различных воздействий.

Общепризнанным стал разработанный Павловым в 1894 году метод наблюдения за деятельностью желудочных желез путем отделения от желудка некоторой его части, при этом полностью сохраняющей нервные связи с центральной нервной системой. Благодаря такой операции, автономный «желудочек» мог выделять желудочный сок во все периоды желудочного пищеварения - и в условиях действия нервной системы, и в условиях химического пищеварения.

Совместно с Е. О. Шумовой-Симановской Павлов разработал специальную операцию «мнимого кормления» собак - один из самых выдающихся опытов в физиологии XIX века.

Занятой в эксперименте собаке аккуратно перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Теперь вся пища, разжеванная и проглоченная подопытной собакой, выходила через перерезанный пищевод и падала в чашку, из которой животное ело. Таким образом, пища могла бесконечно пережевываться и проглатываться, не попадая в желудок. Создавалось так называемое «мнимое кормление». Но хотя действие пищи на слизистую оболочку желудка было совершенно устранено, из желудка подопытной собаки постоянно выделялся желудочный сок. Оказалось, что для появления желудочного сока совсем не нужно было, чтобы пища попадала в желудок.

Впоследствии с помощью такой операции Павлов добывал желудочный сок для практического применения в медицине. С. П. Боткин, в клинике которого проводились многие опыты Павлова, однажды заметил: «Вы не остались в долгу у практической медицины. Она вам подсказала ваш изумительный опыт с мнимым кормлением, а вы ответили ей прекрасным практическим предложением».

Павлов фактически заново создал физиологию пищеварения.

Он первый указал на ведущую роль нервной системы в регуляции деятельности всего пищеварительного процесса, первый изучил динамику секреторного процесса желудочной, поджелудочной и слюнных желез. И он первый исследовал работу печени при употреблении различных пищевых веществ, доказав способность различных желез приспосабливаться к характеру применяющихся при опытах возбудителей секреции.

В 1897 году увидела свет знаменитая работа Павлова - «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Она сразу стала настольным руководством для физиологов всего мира.

Изучение связей организма с окружающей средой, осуществляемых при помощи нервной системы, а также закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловило переход Павлова к исследованиям функций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к такому переходу послужили тщательные наблюдения психической секреции слюны у животных, как правило, наступающей при виде или запахе пищи. Анализируя сущность отмеченного явления, Павлов сумел понять, что феномен психической секреции дает физиологу замечательную возможность объективно изучать так называемую скрытую душевную деятельность.

«После настойчивого обдумывания предмета, - писал Павлов, - после нелегкой умственной борьбы я решил, наконец, и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роли чистого физиолога, то есть объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имевшего дело исключительно с внешними явлениями и их отношениями».

Постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма Павлов назвал безусловным рефлексом, в отличие от давно известной связи временной, образующейся в течение индивидуальной жизни, - условного рефлекса. Для изучения этого вида мозговой деятельности подопытные животные подвергалось действию какого-нибудь внешнего раздражителя, который до того им был абсолютно безразличен. Это мог быть звонок, или стук метронома, или ритмические вспышки электрической лампочки, то есть нечто действительно неважное с точки зрения подопытного животного, - но всякий раз при стуке метронома или вспышках электрической лампочки подопытное животное получало корм. Вначале, как и ожидалось, естественное слюноотделение происходило лишь в момент, когда пища попадала в полость рта, но уже после нескольких сеансов все в текущем опыте кардинально менялось: стоило, например, прозвучать звонку, как собака настораживалась и ее секреты начинали выделять слюну. Дальнейшие опыты показали, что условные рефлексы являются свойством коры мозга.

Впервые об открытии условных рефлексов Павлов сообщил в 1903 году в докладе «Экспериментальная психология и психопатология на животных», прочитанном на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

В 1904 году за работы, результаты которых были суммированы в монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», Павлов был удостоен Нобелевской премии. Сохранилось любопытное свидетельство того, что сразу после торжеств шведский король, удивленный суровым видом Павлова, сказал Эммануилу Нобелю: «Я боюсь вашего Павлова. Он не носит никаких орденов. Он, наверное, социалист».

В 1907 году Павлов был избран в действительные члены Академии наук.

В 1913 году для исследований высшей нервной деятельности в Институте экспериментальной медицины было построено специальное здание, в котором Павлов оборудовал специальные звуко­непроницаемые камеры, в которых велись эксперименты по изучению условных рефлексов.

Приход Советской власти Павлов поначалу принял неодобрительно. Собственно, иначе и быть не могло.

Павлов даже собирался покинуть страну, но Ленин, через Максима Горького, обратился к нему с просьбой остаться. Хотя Павлов и позволил себя уговорить, он никогда не отказывал себе в удовольствии высмеять ту или иную сторону жизни царства «кухаркиных детей». Впрочем, он вполне благожелательно принял появившееся 24 января 1921 года известное постановление Совета народных комиссаров о создании условий, обеспечивающих его научную работу.

Специально для Павлова была построена Биологическая станция в селе Колтуши под Ленинградом, ставшая, как говорили ее сотрудники (и не только), столицей условных рефлексов. Молодое Советское правительство, несмотря на массу испытываемых трудностей, выделило на создание станции 12 миллионов рублей. На фронтоне главного здания были выбиты слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность».

Работы, посвященные высшей нервной деятельности, естественно подвели Павлова к вопросам патологии нервной системы. Отправным пунктом для связи с клиникой послужило открытие так называемого экспериментального невроза. Создавая условия конфликта между торможением и возбуждением в коре больших полушарий, Павлов сумел получить различные функциональные повреждения нервной системы, во многом оказавшиеся подобными невротическим состояниям, наблюдаемым в клинике. Чтобы подтвердить проведенные исследования фактами, в 1925 году Павлов открыл при своей лаборатории две клиники - нервную и психиатрическую, в которых с успехом применял полученные в лаборатории экспериментальные результаты для конкретного лечения нервных и душевных заболеваний. Параллельно он показал, что целый ряд нарушений душевной деятельности, например шизофрения, по своей природе представляет не что иное, как всего лишь подчеркнутое проявление все того же так называемого охранительного торможения.

В обыденной жизни Павлов всегда был точен, даже педантичен. Работать с ним было нелегко. При его темпераменте (тому есть многие свидетельства) он запросто мог разбить стеклянную колбу о голову лаборанта, случайно уснувшего в процессе длительного и скучного эксперимента. Приветствуя инициативу сотрудников, Павлов всегда требовал, чтобы, прежде всего, в лабораториях шли именно им направляемые разработки. Все остальное, считал он, могло подождать.

Крайне неодобрительно отнесся Павлов к проекту планирования научных работ, начатому Академией наук по рекомендации Госплана СССР в апреле 1928 года. «Что касается до плана научных исследований, - заявил он, - то таковой дать нахожу невозможным, так как движение работы определяется вопросами, возникающими во время самой работы».Впрочем, к вопросам планирования так отнесся не он один. Академик Вернадский тоже считал, что малоцелесообразно планировать научную работу на десятилетия, и даже на пятилетия вперед.

Еще при жизни Павлова его работы были признаны классическими.

«В Кембридже еще теперь рассказывают о торжественной церемонии получения Павловым почетной степени в университете, - рассказывал академик П. Л. Капица. - Университетские традиции не допускали присутствия в зале заседаний кембриджского «сената» студентов, и они заполнили верхние галереи. И вот оттуда кто-то спустил на веревочке символическое и скромное студенческое подношение ученому - маленькое чучело экспериментальной собачки».

В течение многих лет Павлов разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было определенно установлено, что все эти процессы связаны друг с другом, что все они способны широко концентрироваться и взаимно воздействовать друг на друга. Глубокое проникновение в динамику корковых процессов привело Павлова к мысли, что в основе явлений сна и гипноза тоже лежит процесс внутреннего торможения. Многолетнее изучение особенностей условно-рефлекторной деятельности животных позволило Павлову дать классификацию типов нервной системы. Очень важным разделом его исследований стало изучение патологических отклонений в деятельности высшей нервной системы, наступающих как вследствие различных оперативных воздействий на большие полушария, так и в результате функциональных изменений, так называемых срывов, приводящих к развитию экспериментальных неврозов.

Исследуя качественные отличия высшей нервной деятельности человека и животных, Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах: первой - общей для человека и животных, и второй -свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, считал Павлов, связана с первой и обеспечивает речевую способность у человека - «произносимых, слышимых и видимых». Слово является для человека сигналом сигналов, считал он, именно эта вторая сигнальная система допускает отвлеченные понятия. Собственно, при помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление.

В работах «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы» (1923) и «Лекции к работе больших полушарий головного мозга» (1927) Павлов подвел итог многолетним исследованиям и дал полное систематическое изложение своего учения о высшей нервной деятельности.

О последних годах жизни Павлова сохранилось множество свидетельств, как серьезных, так и веселых: «В 1923 году, - рассказывал Э. А. Асратян, - Павлов впервые после продолжительного перерыва в поездках за границу приехал в США вместе с сыном Владимиром Ивановичем, физиком, отлично владевшим английским и другими европейскими языками. Многочисленные друзья и поклонники Павлова встречали их исключительно радушно. Проведя несколько дней в Нью-Йорке и посетив ряд научных учреждений, в частности институт Рокфеллера, биологическим отделом которого руководил бывший ученик Павлова по Военно-медицинской академии доктор Ф. А. Левин, отец и сын отправились в Нью-Хавен, намереваясь оттуда выехать в Бостон. На громадном центральном железнодорожном вокзале Нью-Йорка они вошли в пустой еще вагон, и Владимир Иванович стал раскладывать чемоданы по полкам. В этот момент на Ивана Петровича, стоявшего на площадке вагона, внезапно набросились двое неизвестных. Они схватили беззащитного 74-летнего старика, быстро обыскали его, выхватили из кармана пальто бумажник и моментально скрылись. В другой раз в гавани Нью-Йорка у Павлова стащили чемодан с костюмами.

На обратном пути на родину Павлов задержался в Англии, чтобы участвовать в работе XI Международного физиологического конгресса в Эдинбурге. На торжественный прием, устроенный профессором Эдинбургского университета Ш. Шефером в честь знаменитостей конгресса, Павлов вынужден был явиться в простом сером летнем костюме, тогда как все остальные гости были в парадных вечерних костюмах.

Можно себе представить, каков был ужас Ивана Петровича, когда во время второго визита в США (1929 г.) он в одной из гостиниц, выставив вечером ботинки в коридор для чистки (как это Принято делать в Европе), утром не обнаружил их. Ведь после перелома шейки бедра он носил специально изготовленную ортопедическую обувь! К счастью, выяснилось, что ботинки ученого предусмотрительно убрала администрация гостиницы, опасаясь за их пропажу».

До глубокой старости Павлов не переставал учиться.

Изучая психические заболевания, он в семьдесят лет активно посещал больницу доктора А. В. Тимофеева. В семьдесят восемь лет, после перенесенной тяжелой операции, сам пытался выяснить конкретную причину перебоев собственного сердца. Профессору Д. А. Бирюкову, лечившему его, он огорченно заметил: «Как все-таки снизилась у меня реактивность коры, я теперь многое понял с этим постарением». Что же касается отношения Павлова к религии, о чем в науке ходило не мало спекуляций, яснее всего он сказал об этом в письме, направленном 14 октября 1935 года генеральному секретарю английской ассоциации рационалистов-журналистов Эрнсту Тертлю:

«Дорогой сэр! Конечно, я рационалист, который рассматривает интеллект с его постоянно возрастающим положительным знанием как наивысший человеческий критерий. Оно является тем истинным знанием, которое, пронизывая всю человеческую жизнь, будет формировать конечное счастье и мощь человечества. Но во избежание какого-либо неправильного понимания я должен прибавить, что я, со своей стороны, считаю невозможным пропагандировать уничтожение религии в настоящее время и для кого бы то ни было. Я рассматриваю религию как естественный и законный человеческий инстинкт, возникший тогда, когда человек стал подниматься над всем другим животным миром и начал выделяться с тем, чтобы познавать себя и окружающую природу. Религия была первоначальной адаптацией человека (в его невежестве) к его позиции среди суровой и сложной среды - адаптацией, которая стала постепенно заменяться, уступать место науке благодаря деятельности разума с его положительным знанием, представляющим наивысшую неограниченную адаптацию. Я не уверен, способно ли это положительное знание (наука) полностью и для всех заменить религию, не остается ли религия для слабого типа людей как единственная, одна лишь приемлемая для него адаптация; за исключением того, если бы наука могла бы устранить возможность быть слабым самому человеку». «За два месяца до смерти Павлова, в декабре 1935 года, - писал известный генетик Н. К. Кольцов, - мне удалось два дня подряд вести длинную беседу с ним; со мной была М. П. Кольцова, которая рассказывала ему о своих многолетних опытах по генетике темперамента крыс. Иван Петрович чрезвычайно живо заинтересовался этими опытами, показывал нам несколько своих экспериментальных собак, объяснял, как он определяет их темперамент. Потом мы перешли к определению темперамента людей - живых и литературных героев. Иван Петрович без всяких оговорок определял себя как холерика, с неудержимым, сильным и быстрым темпераментом, с исключительно логическим мышлением. Он утверждал, что у него физиологические процессы в коре головного мозга протекают главным образом в лобных долях, как у всех мыслителей, между тем как у представителей искусства они затрагивают меньше всего лобные доли».

«Незадолго до смерти Иван Петрович начал беспокоиться в связи с тем, что порой забывает нужные слова и произносит другие, совершает некоторые движения непроизвольно, - писала Серафима Васильевна, супруга Павлова. - Проницательный ум гениального исследователя блеснул в последний раз: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» - произносил он возбужденно. Вскрытие подтвердило правильность этой, увы, последней догадки ученого о мозге - наличие отека коры его же собственного могучего мозга. Кстати, при этом также выяснилось, что сосуды мозга Павлова почти не были задеты склерозом».

В последние месяцы жизни Павлов не раз говорил своим близким о том, что ему страстно хочется пожить хотя бы еще какое-то время. Для чего? А для того, чтобы «знать судьбу своей науки об условных рефлексах, своей родины и своей внучки». (из книги Г.М. Прашкевича)

павлов центральный нервный рефлекс

Заключение

Значение трудов И.П. Павлова настолько велико, что всю историю физиологии можно разделить на два периода: допавловский и павловский. В допавловский период физиология была почти исключительно аналитической наукой, т. е. изучала частные вопросы. В XIX в. ученые собрали много данных о работе отдельных органов, но не раскрыли взаимосвязи функций целостного организма, который рассматривался как «клеточное государство», сумма клеток. В результате метафизического подхода физиологи нередко изучали функции отдельных органов и клеток без связи их с жизнедеятельностью целого организма, развивающегося в определенных условиях среды.

По моему мнению, основная заслуга Павлова в том, что он сумел не только обобщить весь накопленный физиологами прошлого опыт, но и правильно оценить его, понимая, что организм это не собрание клеток, тканей и органов, произвольно взаимодействующих, для достижения определенных параметров. Он смотрел глубже, и небезосновательно полагал, что все эти показатели нужны не сами по себе, а для достижения определенной цели, а именно, - обеспечение жизнедеятельности организма, и, соответственно, нуждаются в регулировании центрами нервной системы. Им же было доказано, что изменение одного из показателей, например, кровяного давления приводит к ряду других изменений (частота сердечных сокращений, их сила, тонус сосудов - вен и артерий - и следовательно их просвета и т.д.), которые, во-первых, управляются высшими центрами на основании обратной связи, во-вторых, биологически целесообразны (в данном случае поддержание оксигенации тканей). Таким образом, работа конкретного органа влияет на работу других органов и систем, в свою очередь влияющих на этот орган, для достижения оптимальных параметров жизнедеятельности организма.

Сейчас все кажется просто, т.к. вся современная физиология (и все науки прямо или косвенно связанные с ней) базируется на основах, созданных Павловым. Но в то время это были очень смелые идеи и опыты. Нужно было обладать колоссальной энергией и упорством, чтобы начать и продолжить работу, требующую огромных материальных и физических затрат, в стране, разрываемой междоусобной войной, а после - в крайне неустойчивой политической и социальной обстановке, оставаться и работать в которой было просто опасно. В известной доле патриотизма ему нельзя отказать.

Он не был идеальным человеком, безусловно, имея свои недостатки и как человек, и как ученый, но его вклад в науку, определивший ее развитие на многие десятилетия вперед вплоть до настоящего времени, невозможно переоценить.

Использованная литература

1. Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1-6, М., 1951-52; Избр. труды, М., 1951.

2. Лит.: Ухтомский А.А., Великий физиолог, «Природа», 1936, № 3;

3. Анохин Павлов К., Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа, М. - Л., 1949:

4. Бабский Е.Б., И. Павлов Павлов. 1849-1936, М., 1949;

5. Быков К.М., Жизнь и деятельность Ивана Петровича Павлова, М. - Л., 1949;

6. Фролов Ю. Павлов, Иван Петрович Павлов, 2 изд., М., 1953;

7. Иван Петрович Павлов (1849-1936), М. - Л., 1949 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Физиология, в. 3); Библиография трудов И. Павлов Павлова и литература о нем, под ред. Э. Ш. Айрапетьянца, М.- Л., 1954;

8. Розенталь И.С., Павлов. [Очерк], М., 1963;

9. Орбели Л.А., Воспоминания. (О И. Павлов Павлове), М. - Л., 1966;

10. Бирюков Д.А., И. Павлов Павлов, М., 1967;

11. Квасов Д.Г., Федорова-Грот А.К., Физиологическая школа

12. И. Павлов Павлова, Л., 1967;

13. И. Павлов Павлов в воспоминаниях современников, Л., 1967;

14. Воронин Л.Г., И. Павлов Павлов и современная нейрофизиология, М., 1969;

15. Асратян Э.Л., Иван Петрович Павлов, М., 1974.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Создание нового направления в физиологии И.П. Павловым. Основные принципы павловских исследований. Биография и жизненный путь великого физиолога. Опыты и научные работы, награжденные медалями. Открытие Павловым условных рефлексов как свойства коры мозга.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Слово как сигнал сигналов. Речь и ее функции. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. Развитие речи у ребенка. Сознание как функция человеческого мозга. Речевые функции полушарий. Основные принципы и закономерности высшей нервной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2010

    Детство И.П. Павлова. Основные его работы по изучению высшей нервной деятельности. Нестандартный подход ученого к изучению человеческой психики. Исследование условных рефлексов. Представления об аналитической и синтетической деятельности коры мозга.

    эссе , добавлен 07.11.2014

    Общая характеристика процессов, происходящих в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. Рассмотрение путей совершенствования психических процессов. Функционирование инстинктов и условных рефлексов. Изучение физиологии сна.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Физиологическая и психологическая основа типов темперамента и их краткая характеристика. Классификация типов высшей нервной деятельности. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека. Основные свойства эмоциональности личности.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Характеристика основных механизмов деятельности центральной нервной системы как физиологической основы психики. Рассмотрение особенностей функционирования левого и правого полушарий головного мозга. Определение влияния стресса на здоровье психики.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Закономерности взаимодействия двух факторов индивидуального своеобразия личности – типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента. Физиологическая основа и психологическая характеристика темперамента, индивидуальные особенности поведения.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Этапы становления личности. Эволюция взглядов на понятие "темперамент". Характер человека, его черты. Волевые качества личности. Типологические различия высшей нервной деятельности. Основные типы нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Понятие и характеристика высшей нервной деятельности, основные этапы и особенности ее формирования у человека. Условные и безусловные рефлексы, правила их выработки. Анатомия и физиология речевых центров. Асимметрия полушарий. Психическое развитие детей.




Top