Культурология введение. Введение в культурологию

М.: Контракт, Инфра-М, 2004 . - 742 с.

2-е изд., исправл. и доп. - М.: Контракт, Инфра-М, 2008 . - 800 с

Предлагаемый Учебник подготовлен профессорско-преподавательским коллективом кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии при информационной поддержке справочно-поисковой системы КонсультантПлюс. Он отражает состояние уголовного законодательства и учитывает изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, а также для использования работниками суда, прокуратуры, МВД России, органов следствия дознания и юстиции.

(фактически это формат txt , но значительно улучшенный, с выделением жирным шрифтом глав и параграфов)

Формат: doc / zip (М.: Контракт, Инфра-М, 2004 . - 742 с.)

Размер: 677 Кб

Скачать / Download файл Ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект"

(Здесь только первая половина книги, главы 1-10, зато сделано хорошо, без помарок. А главы 11-20 см. в doc ., файл выше)

Формат: pdf / zip (Только главы 1-10)

Размер: 2,05 Мб

Скачать / Download файл

Формат: pdf / zip (2-е изд ., исправл. и доп. - М.: Контракт, Инфра-М, 2008 . - 800 с)

Размер: 4,2 Мб

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ (по изд. 2004)
Авторский коллектив.
Принятые сокращения.
Глава I. Понятие и система Особенной части уголовного права Российской Федерации
§ 1. Понятие и система Особенной части уголовного права Российской Федерации.1
§ 2. Квалификация преступлений.9
Глава II. Преступления против жизни и здоровья
§ 1. Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья.12
§ 2. Преступления против жизни. Убийство.13
§ 3. Преступления против здоровья.51
Глава III. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
§ 1. Общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства личности.73
§ 2. Посягательства на свободу личности.74
§ 3. Посягательства на честь и достоинство личности.92
Глава IV. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
§ 1. Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.100
§ 2. Посягательства на половую свободу и неприкосновенность личности.101
§ 3. Посягательства на половую свободу, неприкосновенность, нравственное и физическое здоровье несовершеннолетних.116
Глава V. Преступления против конституционных нрав и свобод человека и гражданина
§ 1. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.120
§ 2. Преступления против политических прав и свобод.122
§ 3. Преступления против социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.135
§ 4. Преступления против личных прав и свобод.144
Глава VI. Преступления против семьи и несовершеннолетних
§ 1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.151
§ 2. Преступления против несовершеннолетних.153
§ 3. Преступления против семьи.160
Глава VII. Преступления против собственности
§ 1. Понятие и виды преступлений против собственности.170
§ 2. Понятие и признаки хищения чужого имущества.172
§ 3. Формы хищения.176
§ 4. Виды хищения.191
§ 5. Корыстные преступления против собственности, не содержащие признаков хищения.193
§ 6. Некорыстные преступления против собственности.202
Глава VIII. Преступления в сфере экономической деятельности
§ 1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности.206
§ 2. Преступления в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.216
§ 3. Преступления в сфере кредитных отношений.252
§ 4. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции.268
§ 5. Преступления в сфере финансовых отношений.280
§ 6. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.298
Глава IX. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
§ 1. Общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.320
§ 2. Специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.330
Глава X. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
§ 1. Понятие и виды преступлений против общественной безопасности.335
§ 2. Преступления против общественной безопасности.343
§ 3. Преступления против общественного порядка.373
§ 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различною рода работ.378
§ 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами.385
Глава XI. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
§ 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.399
§ 2. Преступления против здоровья населения.401
§ 3. Преступления против общественной нравственности.431
Глава XII. Экологические преступления
§ 1. Общая характеристика экологических преступлений.442
§ 2. Экологические преступления, сопряженные с причинением вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающей на экологический баланс.445
§ 3. Преступления, посягающие на основы должной сохранности недр.463
§ 4. Преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры).467
Глава XIII. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
§ 1. Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.482
§ 2. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта.485
§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта.498
Глава XIV. Преступления в сфере компьютерной информации
§ 1. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.501
§ 2. Виды преступлений в сфере компьютерной информации.505
Глава XV. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
§ 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.513
§ 2. Преступления против внешней безопасности Российской Федерации.515
§ 3. Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации.521
§ 4. Посягательства на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации.526
§ 5. Посягательство на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.528
§ 6. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны.537
Глава XVI. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
§ 1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.542
§ 2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).552
§ 3. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285УК).556
§ 4. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК).559
§ 5. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК).562
§ 6. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК).566
§ 7. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК).569
§ 8. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК).571
§ 9. Взяточничество (ст. 290-291 УК).573
§ 10. Служебный подлог (ст. 292 УК).582
§ 11. Халатность (ст. 293 УК).583
Глава XVII. Преступления против правосудия
§ 1. Общая характеристика преступлений против правосудия.586
§ 2. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом.590
§ 3. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования.603
§ 4. Посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов по исполнению судебного акта.615
§ 5. Посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность всех органов по осуществлению правосудия либо органов суда по осуществлению правосудия, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования.625
Глава XVIII. Преступления против порядка управления
§ 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против порядка управления.635
§ 2. Преступления, посягающие на нормальную управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также сотрудников мест лишения свободы или содержания под стражей.637
§ 3. Преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации.647
§ 4. Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград.650
§ 5. Преступления, посягающие на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу.659
§ 6. Преступления, посягающие на авторитет Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации.661
§ 7. Преступления, посягающие на порядок осуществления споров о праве.662
Глава XIX. Преступления против военной службы
§ 1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы.664
§ 2. Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими.671
§ 3. Преступления против порядка прохождения военной службы.681
§ 4. Преступления против порядка несения специальных служб.686
§ 5. Преступления против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.695
Глава XX. Преступления против мира и безопасности человечества
§ 1. Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества.704
§ 2. Преступления против мира.709
§ 3. Военные преступления.716
§ 4. Преступления против человечности.721
§ 5. Посягательство на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов.725
§ 6. Посягательство на неприкосновенность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой.728

Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

Один из важнейших методологических принципов моего подхода состоит в переходе от обсуждения отдельных понятий культуры к анализу практик, в рамках которых формируются разные понятия культуры, а также к анализу различных научных стратегий и подходов изучения культуры, прежде всего философского, естественнонаучного, гуманитарного, социокультурного и исторического. Поясню. Межуев, анализируя, что собой представляла идея культуры, пишет, что это было оценочное понятие культуры, позволявшее "постигнуть смысл и направленность человеческой истории в целом", исходя из убеждения в том, что именно европейская история и культура являются "высшим достижением духовного развития человечества". По Межуеву, идея культуры и соответствующее понятие были ответом (объективацией) на формирование особой практики - самосознания европейского человечества как целого; дальше на этой основе разворачивались и другие практики (просвещение населения, колонизация других, "менее культурных" народов, практика миссионерства). Анализируя понятие "культура" как "многообразие культур" и понятие "массовой культуры", К. Разлогов, по сути, применяет тот же самый прием объяснения: в качестве важнейшей предпосылки формирования этих понятий рассматривает соответствующие практики (формирование национальных государств и отдельных наций, создание сферы устойчивых массовых культурных услуг и социального управления на основе СМИ, телевидения, а сегодня и Интернета). М. Фуко и современные методологические исследования показывают, что понятия типа "культура" появляются в ходе объективации схем, обеспечивающих формирование и функционирование определенных социальных практик и связанных с ними властных отношений. В таком контексте, прежде всего организационном, культура выступает как объект, полагаемый мыслью, а не объект изучения; но затем культуру, выделенную таким образом, начинают изучать.

Напротив, в своих последних работах Э. Орлова осмысляет разные понятия культуры на основе анализа различных стратегий научного познания (для меня эта позиция всегда была исходной). Когда, пишет она, основным в познании считается установление фундаментальных нормативных порядков, отделяющих мир человека от остального мира, это можно сделать только средствами философии. Если акцент в познании делается на процессе непосредственного наблюдения искусственных феноменов в том виде, в котором они даны людям, в специфичности, уникальности их проявлений или попытке обнаружить нечто общее за внешне различными феноменами, незаменимым становится гуманитарный тип познания. В случае достаточного накопленного опыта практического обращения с определенными культурными феноменами возникает вопрос о возможности их целенаправленного регулирования, прагматического использования и т.п. Соответственно актуализируется научный подход к этим феноменам.

Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно - сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.

В своих исследованиях я стараюсь сочетать подход к анализу культуры через анализ соответствующих практик с подходом, предполагающим разведение типов стратегий познания. Дело в том, что понятия культуры несут в себе черты и того и другого.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agricultura. Agricultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • 1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
  • 2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.
  • 3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
  • 4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая про­блематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей - С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет имен­но об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культуроло­гию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях куль­туры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении сво­его предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, на­мечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому сле­дует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкрет­ной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно чело­веческое, поэтому культурология относится к семье гумани­тарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до кон­цепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, кото­рые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вто­рых, это позволяет изучать культуру каккачественно своеобразный феномен, каксистему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявитьнаиболее общие культурологические за­коны, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает соци­альную структуру общества и ее институты - это дело социоло­гии; не берется решать вопрос о сущности искусства - это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплина­ми, как мы далее и увидим.

Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитар­ных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «ес­тественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппа­рата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисцип­линами. Так, у культурологии много общего с философией, осо­бенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который куль­турология осмысливает. Это различные модели поведения челове­ка в обществе, разные межличностные взаимоотношения, харак­теристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможно­стей, в том числе и в плане связи со смежными научными дис­циплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом - все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культуроло­гия и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели челове­ческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуаци­ях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологиче­скими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстре­мальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с пси­хологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожи­дать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит матери­ал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обы­чаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим ис­кусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важ­нейшее значение для культурологии, поскольку не только «выда­ют» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным ху­дожественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное про­изведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, ориги­нальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершен­но по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с раз­ными историческими типами культур, сопоставлять их между со­бой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные законо­мерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить те­орию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и соци­альный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они об­разуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, - культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится вы­явление закономерностей, присущих этому новому качеству.

Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Есин А.Б.

М.: Академия, 1999 - 216 с.

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.
Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.


Формат: doc / zip

Размер: 292 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 218 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА 6
II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17
III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 26
IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР 42
V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 49
VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 59
VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ* 76
VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 90
IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ» 100
X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ* 116
ЛИТЕРАТУРА 133
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 135




Top