«Социальная тема в творчестве А.И. Куприна

Москве за Куприна были написаны панегирические очер­ ки и появились покаянные интервью; но только нацара­ панная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Он умер от рака в Ленинграде в 1938 г., там же по­ кончила с собой в пору блокады его жена Елизавета Морицевна.

1. Какие направления реалистической прозы существовали в нача­ ле века?

2. Каковы особенности ранних рассказов Куприна?

3. Какие впечатления детства и отрочества питали гуманистическую устремленность Куприна, его внимание и сострадание к «слабому ма­

ленькому человеку» («Поединок», «Олеся», «Гамбринус»)?

4. Какова роль культа физической красоты и силы в предреволю­ ционных произведениях Куприна? Почему в условиях жестокой действи­ тельности эти качества обречены на гибель («В цирке», «Изумруд»)?

5. В чем проявляется верность Куприна реалистическим заветам? Какое место занимает в творчестве писателя «река жизни» - профес­ сиональный, военный, заводской, рыбацкий, чиновничный уклад или на­ циональный быт - русский, украинский, белорусский?

6. В чем близость Куприна с его вниманием к внутренней жизни че­ ловека Льву Толстому и Чехову как мастеру малых форм прозы («Оле­ ся», «В цирке», «Жидовка»)?

7. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести «Олеся»? Какую роль в ней играют картины природы?

8. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в пове­ сти «Олеся»?

9. В чем следует Куприн («Олеся») традиции Л. Толстого («Каза­ ки») и в чем полемизирует с классиком литературы?

10. Считаете ли вы, что Куприн в повестях «Олеся» и «Гранатовый браслет» понимает любовь как духовное возрождение?

11. Как изображена русская армия в повести «Поединок»? В чем это изображение перекликается с действительностью того времени?

12. Как соотносятся позиции героя и автора в повести «Поединок»?

13. Какова и как запечатлена «диалектика» души Ромашова («Пое­

14. Какие изменения в отношении А. Куприна к русской армии и ее

традициям вы проследите, если сравните повести «Поединок» (1905) и «Юнкера» (1933)?

Темы сочинений

Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранато­ вый браслет»).

Темы рефератов

1. Традиции Толстого в произведениях Куприна.

2. Русская армия в произведениях Куприна («Поединок», «Юн­

К у п р и н а К. А. Куприн - мой отец.- М., 1979.

В этой книге дочь писателя рассказывает о своем отце прежде всего как о человеке, современнике грандиозных событий XX столе­ тия. Особый интерес представляют главы книги, посвященные па­ рижской жизни Куприна, друзьям писателя по эмиграции - Баль­ монту, Шмелеву, Саше Черному и др.

М и х а й л о в Олег. Куприн.- М., 1981.- (Серия «Жизнь заме­ чательных людей»).

Беллетризованные главы книги в живой, увлекательной форме содержат рассказ о драматической, полной приключений и глубо­ ких потрясений жизни Куприна.

Специальные разделы книги посвящены анализу творчества пи­ сателя и вводят читателя в его художественную лабораторию, под­ черкивая своеобразие дарования.

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ (1871-1919)

Леонид Андреев был «новым» писателем, целиком при­ надлежащим наступившему XX в. Его рассказы, повести, драмы поражали воображение силой и искренностью в желании автора разделить страдания человека, необыкно­ венным, порою болезненным темпераментом в отстаива­ нии излюбленных - то героических, то мрачно-упадни­ ческих - идей, стремлении к скоплению эффектов и дра­ матических - часто мелодраматических - ситуаций. Его произведения были непохожи на «традиционную» литера­ туру: они увлекали или отталкивали, но никогда не остав­ ляли равнодушным.

Надломленность юной души. Внук орловского предводи-, теля дворянства и крестьянки, сын бедного землемера, пи­ сатель познал ужасы городской окраины, полуголодный студенческий быт, мучительный разлад с самим собой, не-

нависть к бессмысленному существо­ ванию «толпы». Шестнадцатилетним гимназистом он записал в дневнике: «Придет время, я нарисую людям по­ трясающую картину их жизни». Он испытал приступы жестокого душев­ ного отчаяния, несколько раз поку­ шался на самоубийство (ладонь левой руки у него была пробита пулей, паль­ цы скрючены) и одновременно был обуреваем жгучими, разъедающими, честолюбивыми помыслами, жаждой

славы и известности. Как-то признался Горькому: «Еще че­ тырнадцати лет я сказал себе, что буду знаменит, или - не стоит жить».

Раннее творчество. Леонид Андреев вошел в литературу в самом конце XIX в. (5 апреля 1898 г. в газете «Курьер» впервые за его полной подписью был помещен пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська»). И его ранние рассказы - «Жили-были», «Большой шлем», «Петька на даче», «Го­ стинец», «Из жизни штабс-капитана Каблукова» и т. д.- явили нам традиционный реализм, демократическую устрем­ ленность, заметное влияние Чехова и Горького. Пример - рассказ «Петька на даче» (1898), вызывающий сострада­ ние к грязному и забитому парикмахерскому «мальчику», похожему не на десятилетнего ребенка, а на «состаривше­ гося карлика». Однако уже здесь мотивы, знакомые по че­ ховскому «Ваньке Жукову», осложнены демонстратив­ ным вмешательством автора в судьбу своих героев. Даже

в этих по фактуре своей крепких реалистических расска­ зах ощутимо и нечто иное, новое. «Так бывает; так мо­ жет быть»,- утверждали своими произведениями писате­ ли XIX в. «Да будет так»,- как бы говорит Андреев. Уже

в этих ранних произведениях ощущаются зачатки того, что Горький назвал «изображением мятежей внутри человека». С течением времени в творчестве Андреева все более пре­

обладали мотивы «социального пессимизма», тяготение к «безднам» человеческой психики и символическим обоб­ щениям в изображении людей. В этом было уже отличие Андреева от писателей традиционного реализма. Он шел не от непосредственных впечатлений жизни, а с поразитель­ ным художественным умением подводил материал под заго­ дя заданную схему.

Вот ранний рассказ «Большой шлем» (1899), герой ко­ торого Николай Дмитриевич Масленников умирает за кар­ точным столом в момент своего наивысшего «игроцкого» счастья. И тут - неслыханное дело - оказывается, что партнеры Масленникова, с которыми он много лет коро­ тал в маленьком городке долгие вечера, не знают о нем ничего, даже его адреса... Здесь все подчинено (пусть и в ущерб правдоподобию) идее о трагической разобщенности людей.

Восхождение. Литературная карьера Леонида Андреева складывалась необыкновенно счастливо. Безвестный това­ рищ присяжного поверенного, вчерашний судебный хро­ никер газеты «Курьер», он в короткое время выдвигается в первые ряды русских писателей, становится властите­ лем дум читающей публики. Много значило для него зна­ комство с Горьким (в 1898 г.), перешедшее вскоре в дли­ тельную, хотя и неровную, но очень благотворную для него дружбу. «...Если говорить о лицах, оказавших действи­ тельное влияние на мою писательскую судьбу,- сказал Андреев,- то я могу указать только на одного Максима Горького, исключительно верного друга литературы и лите­ ратора». Вслед за Горьким Андреев вошел в телешовский литературный кружок «Среда» и демократическое изда­ тельство «Знание». Появившийся в1901 г. сборник его рассказов разошелся вдвенадцати изданиях общим тира­ жом для того времени необычайным - сорок семь тысяч экземпляров. В эту пору он один из ведущих писателей- «знаниевцев», едва ли не самая яркая звезда в созвездии «Большого Максима». Но та же самая сила - зависимость от времени, его приливов и отливов,- которая сделала Ан­ дреева соратником Горького, и отдалила его, уведя к друго­ му полюсу литературы.

На все перемены общественной, политической жизни Леонид Андреев откликался с какой-то, хочется сказать, сейсмографической чуткостью. Подхваченный обществен­ ным подъемом, он создает жизнеутверждающую новеллу «Весной»(1902) и «Марсельезу»(1903) - рассказ о про­ буждении героического чувства под влиянием товарище­ ской солидарности в робком и аполитичном обывателе. Ко­ гда вспыхнула Русско-японская война, он откликается на нее обличительным «Красным смехом», пронизанным паци­ фистским протестом против бессмысленной бойни. А когда разгорается революция1905 г., он пишет В. В. Вересаеву:

«Вы поверите, ни одной мысли в голове не осталось, кроме революции, революции, революции...» И это не было пу­ стой фразой. Андреева, предоставившего свою квартиру для проведения заседания ЦК РСДРП Москвы, заключают

в Таганскую тюрьму. Он выступает с пьесой «К звездам»,

в которой создает образ рабочего-революционера Трейча, близкого Нилу из горьковских «Мещан». Затем наступает реакция, и тот же Андреев оказывается автором антирево­ люционного рассказа «Тьма» (1907), появление которого усугубило его расхождения с Горьким. Сам Андреев сказал

однажды: «Сегодня я мистик и анархист - ладно; завтра я буду писать революционные вывески... а послезавтра я, быть может, пойду к Иверской с молебном, а оттуда на пи­ рог к частному приставу».

На перепутьях реализма и модернизма. Однако за все­ ми этими колебаниями маятника - влево, вправо, снова влево и т. д.- все более явственно вырисовывалась общая устремленность художнических поисков Андреева. Писа­ тель, чуткий к социальным противоречиям, он довольно быстро изживает иллюзии сентиментального и несколько благодушного гуманизма и, начиная с «Красного смеха», стремится в обобщенных образах-символах выразить всю противоречивость жизни человеческого общества в его глав­ ных, узловых моментах. «Вопрос об отдельных индивиду­ альностях как-то исчерпан, отошел,- признается Андреев в письме к В. В. Вересаеву в 1906г.,- хочется все эти раз­ ношерстные индивидуальности так или иначе, войною или миром, связать с общим, с человеческим». Человек «вооб­ ще», оказавшийся в исключительной ситуации,- вот что привлекает его внимание. «Мне не важно, кто „он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина,- де­ лится он в письме к К. Чуковскому.- Мне важно только одно - что он человек и как таковой несет одни и те же тя­ готы жизни».

Если говорить об успехе произведений Андреева у чита­ теля, то в течение всех 1900-х гг. он только растет. Отве­ том на расправу с революционерами является знаменитый «Рассказ о семи повешенных» (1908). Однако внимание писателя концентрируется и здесь на «общих» пережи­ ваниях приговоренных к смерти, когда они проходят че­ рез этапы мученичества: судилище, пребывание в камере, последнее свидание с близкими, казнь. Все конкретное убрано, остались лишь мучительные ощущения семерых

людей вблизи неумолимо надвигающейся смерти. Человек и смерть - такова философская проблема, которую ставит Андреев в «Рассказе о семи повешенных». Преступление и возмездие - суть повести «Губернатор» (1905), где цар­ ский сановник, отдавший приказ стрелять в безоруж­ ных людей, сам понимает неизбежность расплаты за соде­ янное и покорно ожидает черный револьверный глазок тер­ рориста.

Протест Леонида Андреева, при всем его максимализме, нес в себе глубокое внутреннее противоречие. Увлеченный мрачной философией Шопенгауэра и психологией «под­ польного человека» Достоевского, писатель страстно обли­ чает современную культуру, современный город, современ­ ное общество, идет, кажется, до последней черты в критике религии, морали, разума. Однако у этой черты его героев встречают скепсис, безверие, мысль о неизбежности страда­ ния и невозможности счастья. Отец Василий («Жизнь Васи­ лия Фивейского») внезапно открывает, что там ничего нет, и бросает проклятие не существующему уже для него Богу: «Так зачем же всю жизнь мою Ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах? Ни мысли, ни свободы! Ни чувства! Ни вздоха!» Но что ждет его теперь, в свободе безверия? Отчая­ ние бессмысленной жизни. Доктор Керженцев («Мысль»), совершивший убийство из ревности, постигает тщету чело­ веческого разума и морали, в ницшеанском порыве подни­ маетсянад обществом: «Вы скажете, что нельзя красть, убивать, а я вам скажу, что можно убивать и грабить, и это очень нравственно». Однако слабость разума оборачивается против него самого, когда, помещенный в психиатрическую больницу, Керженцев остается наедине «со своим жалким, бессильным, до ужаса одиноким „я"». Анархист Савва (од­ ноименная драма) познает всю нелепость общественного устройства и мечтает взорвать общество, культуру и оста­ вить «голого человека» на «голой земле». Но первая же по­ пытка Саввы сломить устои общества (он взрывает в мона­

Революционные мятежи ведут у Андреева к перерожде­ нию рыцарей идеи в разбойников, «лесных братьев» (ро­ ман «Сашка Жегулев», 1911), вызывают разгул первобыт­ ных инстинктов, оргию бессмысленных убийств, уничтожение культурных ценностей, самоистребление (пьеса «Царь-Голод») и, как результат, завершаются реставрацией деспотической власти, торжеством угнетателей (рассказ

«Так было», пьеса «Царь-Голод»). Анархический протест, максималистское отрицание буржуазного общества обора­ чиваются неверием в человека, в его здоровое, творческое начало.

Л. Андреев и символизм. Подобно символистам, Андреев отвергал бытовизм, «плоское описательство». Он устрем­ лялся, пренебрегая реальностью, «вглубь» - к метафизиче­ ской сущности вещей, чтобы открыть вожделенную «тай­ ну». Но полное безверие приводило его к тотальному отрицанию смысла жизни и ценности человека как таково­ го. Как замечал по этому поводу один из мэтров символизма Вяч. Иванов, «соединение символизма с атеизмом обрекает личность на вынужденное уединение среди бесконечно зия­ ющих вокруг него провалов в ужас небытия. Герою „Моих записок" (1908), который из-за судебной ошибки много лет просидел в тюрьме, свобода представляется хуже заключе­ ния: весь мир видится ему огромной «бессмертной тюрь­ мой». И выхода из этой тюрьмы, избавления, по Андрееву, нет и не может быть.

«Кто я? - размышлял Андреев в 1912 г.- Для благорожденных декадентов - презренный реалист; для наслед­ ственных реалистов - подозрительный символист». Осо­ знавая некую двойственность своей идейной позиции и художественного метода, писатель человечески остро пере­ живал это, страдая от глубоких расхождений со своим не­ давним другом Горьким.

Писатель-экспрессионист. Кто же был Леонид Андреев? К какому направлению принадлежит его творчество? Он явился одним из первых, самых ранних представителейэкспрессионизма в литературе(фр. expression - выраже­ ние, выразительность) - направления, сложившегося в пе­ риод Первой мировой войны и последовавших за ней рево­ люционных потрясений и передавшего ощущение кризиса буржуазного мира. «Русские модернисты,- замечает теоре­ тик литературы П. В. Палиевский,- часто шли впереди своих западных коллег, но им явно не везло с международ­ ным признанием...»

Экспрессионизм, возникший в Германии сначала как направление в живописи, пришел на смену импрессиониз­ му: «изображение» заменяется «выражением», кричащее «я» художника вытесняет предмет; в сравнении с предше­ ствующим искусством «это не глаза, а рот» (по характери-

стике австрийского писателя Германа Бара). Этот крик на самой высокой ноте, рационалистическая символика, наро­ читый схематизм в построении характеров, «освобожден­ ных» от всего неконкретного, скопление таинственных и ужасных событий чрезвычайно характерны для произведе­ ний Андреева.

Под оплывающей свечой, которую держит Некто в се­ ром, проходит бессмысленная жизньЧеловека, сопровож­ даемая равнодушными словами зловещего резонера: «В ночи небытия вспыхнет светильник и будет гореть, пока человек, ограниченный зрением, не видя следующей ступе­ ни жизни, пройдет все их и возвратится к той же ночи, из которой вышел, и сгинет бесследно. И жестокая судьба лю­ дей станет и его судьбой» (драма «Жизнь Человека»). На пышный карнавал кгерцогу Лоренцо вместо друзей явля­ ются страшные призраки. И, окруженный наступающими на него черными масками, сходит с ума молодой герцог и, безумный, гибнет в пламени пожара («Черные маски»,

Впрочем, Леонид Андреев почти одновременно работал над произведениями абстрактно-символического характе­ ра и произведениями реалистической ориентации. Одним и тем же 1908 г. помечены глубоко психологический «Рас­ сказ о семи повешенных» и фантастическая драма «Чер­ ные маски», в 1910 г. появляются бытовая пьеса о студен­ честве «Gaudeamus» и сугубо символистская «Анатема». Более того, в самих произведениях, насыщенных абстракт­ ной символикой, мы встретим и сугубо реалистические сце­ ны («Жизнь Человека»). Андреев ищет новые формы изоб­ разительности, стремится расширить возможности литера­ туры.

Художественное своеобразие. Протест против подавле­ ния личности - вот проблема проблем андреевского твор­ чества. Этой цели подчинены все художественные средст­ ва - приподнятая риторика в пьесах и прозе, исключи­ тельные ситуации, неожиданные повороты мысли, обилие парадоксов, форма исповеди, записок, дневника, когда до предела обнажается душа «разобществленного человека». Горький сетовал в воспоминаниях на то, что Андреев, в то­ варищеских беседах умевший «пользоваться юмором гибко, и красиво», в рассказах «терял - к сожалению - эту спо­ собность». Но и это было связано у Андреева с концепцией обезличенного человека, возникающей даже из комических

и как будто безобидных положений. Маленький, робкий чи­ новник второго департамента Котельников в легком подпи­ тии выпаливает: «Я очень люблю негритянок», вызывая хо­ хот сослуживцев и начальства («Оригинальный человек»). Бытовой анекдот? Но Андреев разворачивает его в трагико­ медию. Вырвавшаяся фраза так сильно «метит» чиновника, что подчиняет всю его судьбу. Им гордятся безликие сослу­ живцы, безликий столоначальник.

В большинстве произведений Андреева остродраматиче­ ские столкновения мысли и воли разворачиваются в «очи­ щенной» от внешнего мира среде, которой становится сама мятущаяся душа героя. Идея обезличенности людей вопло­ щается в серии масок, лишенных конкретных и индивиду­ альных черт: Человек, Отец Человека, Соседи, Доктор, Ста­ рухи и т. д. (драма «Жизнь Человека»). Появляются и пер­ сонажи, выражающие состояние души или отвлеченные идеи, как-то: Зло, Рок, Разум, Бедность и т. п. Обезличен­ ные люди безвольно отдаются во власть действующихвне их таинственных сил. Отсюда значительная роль фантасти­ ки в творчестве Андреева, который обращается к наследству Эдгара По («Маска красной смерти», «Праздник мертве­ цов», «Яма и часы») или прямо переосмысляет его новеллу «Падение дома Эшер» в рассказе «Он» (1912). Драма идей, которой является все творчество Андреева, приводит его к увлечению Достоевским, чье воздействие ощущается и в нервном, напряженном языке, и в выборе героя, самоуглуб­ ленного фанатика, одержимого сверхидеей «человека из подполья». Задолго до немецких экспрессионистов (Э. Толлер, Г. Кайзер, Л. Франк), а также близкого им Ф. Кафки Андреев с незаурядной, трагической силой выразил страда­ ния одинокой личности, мучающейся в условиях «машин­ ного мира».

Последние годы. Первая мировая война вызвала у боль­ шинства русских литераторов прилив патриотических устремлений. Андреев оказался в авангарде этого поветрия. «Начав войну,- заявляет он в интервью газете «Нью-Йорк тайме» в сентябре 1914 г.,- мы доведем ее до конца, до полной победы над Германией; и здесь не должно быть ни сомнений, ни колебаний». Он пишет десятки статей, участ­ вует в редактировании журнала «Отечество», а в1916 г. возглавляет литературный отдел органа крупной буржуазии «Русская воля». В пьесе «Закон, король и свобода» Андреев воспевает союзника по борьбе с Германией - бельгийского

короля Альберта. 18 октября 1915 г. он выступает со ста­ тьей «Пусть не молчат поэты», в которой призывает воспеть войну. Действительность обманула ожидания Андреева. Февральская революция, развал на фронтах, разруха, го­ лод, стачки и демонстрации, близящаяся новая револю­ ция - все это лишь усилило у Андреева прорывавшееся и ранее чувство смятения и даже отчаяния. «Мне страш­ но! - восклицает он в одной из статей, напечатанной 15 сентября 1917 г. на страницах газеты «Русская воля» (где Андреев возглавлял литературный отдел).- Как сле­ пой, мечусь я в темноте и ищу Россию. Где моя Россия? Мне страшно. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию! Я на коленях молю вас, укравших Россию: отдайте мне Рос­ сию, верните, верните». В разгар революционных событий он перебирается в Финляндию, на свою дачу в Райволо, и оказывается отрезанным от России, по которой жестоко тоскует.

В революционерах-большевиках он увидел только «гоевские рожи и низкие лбы», но художественно отразить рус­ скую трагедию Леонид Андреев не успел и, видимо, не мог. Он лишь протестовал: «Надо совсем не знать разницы меж­ ду правдой и ложью, между возможным и невероятным, как не знают ее сумасшедшие, чтобы не почувствовать соци­ алистического бахвальства большевиков, их неистощимой лжи, то тупой и мертвой, как мычание пьяного, как декре­ ты Ленина, то звонкой и виртуозной, как речи кровавого шута Троцкого».

В Финляндии Андреев работает над романом «Дневник Сатаны», где сатирически изображает империалистическую Европу накануне Первой мировой войны. Он во власти отча­ яния и страха. Его сознанию видится гибель привычной, устойчивой России и впереди - только хаос, разрушение. «Как телеграфист на тонущем судне посылает ночью, когда вокруг мрак, последний призыв:

„На помощь! Скорее! Мы тонем! Спасите!"

- так и я, движимый верою в доброту человека, бросаю

в пространство и мрак свою мольбу о тонущих людях...

Ночь темна... И страшно море! Но телеграфист верит и упрямо зовет - зовет до последней минуты, пока не по­ тухнет последний огонь и не замолчит навсегда его беспро­ волочный телеграф»,- пишет он в одном из самых послед­ них произведений «Спасите! (SOS)».

12 сентября 1919 г. Леонид Андреев скончался от разры­ ва сердца в финской деревушке Нейвала.

Существует большая литература о продолжении толстовской национально-героической темы в творчестве русских писателей. Широко поставлен этот вопрос в двух сборниках, подготовленных к 150-летнему юбилею Толстого (1978) Институтом мировой литературы: «Толстой и наше время», «Толстой и литература народов». Традиция Толстого живет и действует сегодня как художественный закон. «Шаг вперед в художественном развитии всего человечества», как писал В. И. Горький, - это открытие для литературы широчайших горизонтов эпического постижения «истории народа» при одновременном проникновении в «диалектику души» каждого человека.

Современный литератор может опираться на Толстого, может спорить с ним, воплощая в своем искусстве новую художественную правду, но не может обойти опыт Толстого. Как сказал Л. М. Леонов, «в нашей литературе ясно различима черта, до которой нет Толстого и после которой все в нашей духовной жизни содержит след его творческой мысли. Как бы ни были богаты наши деды, создавшие нам историю и язык, заложившие основу материального бытия, мы богаче их: во всех нас есть хоть по крупинке от Толстого». Советские писатели - свидетели и участники Великой Отечественной войны - многократно доказали это в своих романах, повестях, рассказах и очерках.

Роман-эпопея Толстого - шедевр мировой литературы. Гюстав Флобер так высказал свое восхищение им в одном из писем Тургеневу (январь 1880): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!» Позднее Джон Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан»2.

Эти суждения выдающихся европейских писателей общеизвестны, они цитировались много раз в статьях и книгах о Толстом. В последнее» время стали известны в русском переводе и опубликованы многие новые материалы, свидетельствующие о всемирном признании великой эпопеи Толстого. Они собраны в 75-м томе «Литературного наследства» (вышел в 1965 г.).

Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей XX века, свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем современников Толстого.

Луи Арагон свидетельствует: «Этот роман - быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны,- стал предметом страсти французов в 1942- 1943 гг. …Ибо все происходило так, будто Толстой не дописал его до конца, и будто Красная Армия, дающая отпор носителям свастики, наконец вдохнула в роман его подлинный смысл, внесла в него тот великий вихрь, который потрясал наши души». По книге Толстого весь мир узнавал и узнаёт, что такое Россия.

Наконец, художественные законы, открытые Толстым в «Войне и мире», составляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис высказался об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман «Война и мир». Он неповторим». В наш век трудно найти человека (на каком бы языке он ни говорил), который не знал бы «Войну и мир». В этой книге ищут вдохновения художники, перевоплощающие ее в традиционных (опера С. Прокофьева) и в совершенно новых, неизвестных во времена Толстого формах искусства, подобных кино и телевидению. Помочь читателю глубже, яснее, тоньше понять поэтическое слово, его силу и красоту - в этом главная задача и условие их успеха. Они дают возможность как бы увидеть ту действительную жизнь, любовь к которой мечтал пробудить Толстой своей книгой.

В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков “Фрегат “Паллада” и три романа - “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. Писатель говорил, что это не три отдельных романа, а один. Роман “Обломов” появился в печати, когда на смену старой, крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения, когда в России стал полным ходом нарождаться новый слой так называемое “третье сословие”, класс буржуазии. Промышленное развитие требовало иного темпа жизни, расширения городов, улучшения связи; но старые, еще не умершие полуфеодальные отношения, “барство” тор

Попробуйте по прочитанному отрывку вос­создать образ русского воинства, дать ему харак­теристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено? Русские воины рвутся в бой, следуя во­инскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность вы­держать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы Рос­сии. Объясните значение таких слов и выраже­ний, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «т

Мы будем вечно прославлятьТу женщину, чье имя - Мать.Муса ДжалильОщущение отчего крова, его тепла - это естественная потребность человека. Тот, кто забывает отцовский порог, остается человеком без прошлого, без родословной, таких называют «иванами, родства не помнящими».Чувство отчего дома появляется в детстве и крепнет год от года. Конечно, в первую очередь оно связано с мамой. Маленькими и беззащитными приходим мы в этот мир и сразу окунаемся в тепло материнской любви и заботы, слышим ее ласковый голос, поющий над нашей кроваткой. Из всего этого складывается детская память, ощущение родного

Сочинение

Александр Иванович Куприн - очень яркий и самобытный писатель конца XIX - начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения - в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.

В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.

Заниматься литературой Куприн начал еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту. В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.

Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А.И. Куприна- «Молохе» и «Гамбринусе».

«Молох» написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде. Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести - инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв. В повести служителем этого Молоха является хозяин завода - Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: «Нам принадлежит будущее», - говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его. Ему даже отдают лучшую девушку - невесту Боброва Нину Зиненко.

Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям. И в этом ее трагедия.

Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа - повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.

Еще мне очень нравится замечательный рассказ «Гамбринус», который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции - очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. «Гамбринус» - это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям. Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения - еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей. Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится «Марсельеза» - революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских. Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.

Но Сашка не унывает - он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.

Рассказ «Гамбринус» учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.

А.И.Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий.
В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.
Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.
Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприп был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894.год) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.
Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (1895-1898 гг.) Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.
Уже в 90-е годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы^ В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате -- взрыв стихийного недовольства.
В этих рассказах чувствуется влияние Л.Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники (Чехов), отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.
Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.
Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.
Писатель не был связан с революционным движением, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени.
О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров рассказывается «В недрах земли».
В 1897 г..Куприн служит управляющим имением в Ровенс- ком уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Ма- нуйлихой бежать из лесного гнезда.
В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады», 1903 г.) выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия - Бузыга заботится о своем мальчике Василе.
Изумительны его рассказы о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
В рассказе «Мирное житие» (1904 г.) создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника.
В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковс- ком журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» - молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива - все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.
В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнсмо- гающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис (марийцы) Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка- рафутдинов и многие другие. Все они - неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые - тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай- нана и солдата Хлебникова.
Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия? ») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером,
В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.
Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно- офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.
Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907 г.). Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий - от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.
Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно- веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.
Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» («Тост», 1906 г.). В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет («Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов»), Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.
В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сен- тиментально-идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928- 1933 гг.), задуманный как продолжение повести «На переломе» («Кадеты»). Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

Куприн как художник развивался под влиянием Толстого и Чехова , испытывал воздействие идей Горького . Отсюда доминирующие темы – «прозрения» человека, ищущего правду, решения трудных задач социального бытия человека и др. Отличительными особенностями прозы Куприна стали демократизм и гуманизм .

Творческие искания раннего этапа творчества преломились в повести «Молох», где, следуя классической традиции, Куприн тщательно обрисовывает внутренний мир и душевные переживания своего героя. Также в повести появляется и метафорический образ Молоха – чудовища капитализма. Куприн активно стоит на позиции защиты человеческой личности, протеста против порабощения.

Наиболее известная повесть Куприна – «Олеся» – стала важным этапом в творческой жизни автора. В поисках социального идеала автор приходит к образу «естественного человека» – человека, отошедшего от современности, пытающегося обрести себя. Героями «Олеси» становятся обитетели диких уголков России, которые не претерпели «уродства» и катастрофы цивилизации, которые близки к природе и естественны в любых своих поступках. Главной героиней повести автор любуется, восхищаясь ее нравственной целостностью, гармоничностью.

Любовь к жизни во всех ее проявлениях у Куприна выразилась в повести «Поединок». Сочетание трагизма и воспевание поэтических сторон жизни выходит в повести далеко за пределы изображаемого военного быта: Куприн поднимает важные темы неравенства людей, духовного гнета, взаимоотношений личности и общества, отношений интеллигенции и народа и др. Осмысляя жесткие законы армейской жизни, Ромашов не деградирует, напротив, он осознает свое «я», испытывает духовное пробуждение. В «Поединке» со всей силой и мощью раскрывается купринский психологизм, унаследованный от Толстого.

Ромашов – не единственный положительный герой повести. Рядом с ним изображен офицер Василий Назанский – своеобразный двойник автора, мечтающий о «светозарной жизни», о новых – гордых – людях. Высшей ценностью офицер считает любовь – праздник человеческих переживаний. Назанский уверен, что любить могут лишь избранные; те же, кто не могут любить, делают из любви пошлую шутку, которую даже собаки не слушали бы (как Диц, например).

Любовь Куприн считал бесценным даром, величайшей тайной, чувством, возвышающим человека. Такая любовь представлена в рассказе «Гранатовый браслет». Большинство героев рассказа, в том числе и главная героиня – Вера Шеина, только рассуждают о великой любви, но, увы, не имеют о ней ни малейшего представления. Любовь, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, вовсе не труд, а одна радость », знал лишь неприметный при жизни Желтков. Осознание глубокого чувства – не мгновенного, а вечного, бессмертного, – к Вере Николаевне приходит, но приходит с большим опозданием. Эмоциональное потрясение героини разворачивается на фоне «Лунной сонаты» Бетховена, трагизм и драма которой передается и читателю.

Тема искусства, спасающего человека от пошлости повседневности, поднимается в рассказе «Гамбринус». Причем талант, по мнению автора, не закреплен ни за социальным статусом, ни за материальным положением; талант – это то, что отнять нельзя: «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все потерпит и все победит ». Олицетворением именно такого – подлинного – таланта становится неказистый с виду Сашка.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.




Top