Сравнительная характеристика тихона и платона. Сочинение на тему: образ партизана тихона щербатого (л

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, всякий по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим добросердечный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.

Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было нужно для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем РФ, о судьбе всех русских людей (Отечественная махаловка 1812 года), дело таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и пузо. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел совершать, не очень хорошо, но и недурно”.

Платон – ослепительный выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое час он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытыва
я патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет па них стопором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, более того если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для РФ состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет аккурат таким путем.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны. Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» – другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон – «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «…он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет па них стопором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага. Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну «самым гадким делом в жизни», противоестественным, чудовищным по своей жестокости, «целью которого является убийство», орудием - «шпионство и измена, обман и ложь, называемые военными хитростями». Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы… И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, «не подходящую ни под какие прежние предания», войну партизанскую, «начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск» и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии.

Порожденная «чувством оскорбления и мести», личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии , и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России. Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: «были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи были мужицкие и помещичьи». Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов - отсталых мародеров, фуражиров - были истреблены партизанами, их многочисленными «мелкими, сборными, пешими и конными» отрядами.

Герои этой войны - представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, «взявший в месяц несколько сот пленных», гусар Денис Давыдов, «которому принадлежит первый шаг» в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, «побившая сотни французов», и, конечно, Тихон Щербатый. В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно. Потому он с легкостью убивает французов, «худого им не делает, но мародеров десятка два побил».

Многие страницы романа “Война и мир” Л. Толстой посвятил философским размышлениям по поводу важ­ных исторических вопросов. Он приходит к выводу, что содержание исторического процесса составляет движе­ние народных масс, их действия, их могучая, неостано­вимая сила. Именно в этом выводе проявился гений пи­сателя, который одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизанской войны и раскрыл их истинный смысл и значение.

В действиях партизанских отрядов в Отечественную войну 1812 года Л. Толстой увидел высшую форму еди­нения народа и армии, которая коренным образом изме­нила само представление о войне: со времени пожара Смоленска, пишет Толстой, началась война, не подходя­щая ни под какие прежние предания войн. Сожжения городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская вой­на – все это было отступления от правил.

“Партизаны уничтожали Великую армию по час­тям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые са­ми собою сыпались с иссохшего

дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то вре­мя как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие, конные, были мужицкие и помещичьи, никому не изве­стные. Был дьячок начальником партии, взявший за месяц несколько сот пленных. Была старостиха Васи­лиса, побившая сотни французов”.

Но в основной своей массе армия партизан состоя­ла из сотен и тысяч безымянных русских мужиков, простых крестьян. Они вступали в борьбу с захватчи­ками не ради славы и наград, а из врожденного чувст­ва патриотизма. Они защищали свои семьи, своих род­ных и близких, себя.

Тихон Щербатый в романе – один из представите­лей этой безымянной и многочисленной армии русских мужиков. Изрытое оспой и морщинами лицо Тихона с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.

Тихон Щербатый оказывается одним из самых нужных людей в партизанском отряде Денисова. Писа­тель рассказывает, каким образом Тихон оказался в отряде: “Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, старо­ста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы за­щищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ве­дают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щер­батый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, ска­зал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую долж­ны блюсти сыны отечества”.

Не вполне понимая смысл высокопарной речи Де­нисова, Тихон в ответ говорит с робостью и смущени­ем, словно оправдываясь: “Мы французам худого не делаем. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…”

На следующий день Денисов и думать забыл о му­жике, но ему доложили, что он пристал к отряду и просился, чтобы его оставили.

В партизанском отряде Тихон оказался самым нужным и самым полезным бойцом. Л. Толстой гово­рит, что в отряде Денисова Тихон занимал свое особен­ное, исключительное место. Писатель поясняет и при­чину подобной исключительности: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выво­ротить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона”.

Л. Толстой с любовью описывает подвиги русского мужика. Он явно восхищается ловкостью, сметливостью, силой и необычайной смелостью Тихона Щербатого. Ког­да мы читаем рассказ Тихона о его похождениях во вра­жеском тылу и узнаем о том, как он поступил с пленным французом, становится понятным, почему Л. Толстой го­ворит: “И благо тому народу… который в минуту испыта­ния, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”.

Глоссарий:

– тихон щербатый в романе война и мир

– тихон щербатый

– образ тихона щербатого

– тихон щербатый образ

– образ тихона щербатого в романе война и мир


Другие работы по этой теме:

  1. Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее “Война и мир” Л. Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными...
  2. Тихон Щербатый – один из важнейших второстепенных персонажей романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, представитель простонародья, состоит в партизанском отряде Денисова. Как и многие...
  3. (Л. Н. Толстой. “Война и мир”) Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизан­ской войны и сумел раскрыть ее...

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.
Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно”.
Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
  2. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  3. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е Read More ......
  4. Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в Read More ......
  5. У Толстого в романе “Война и мир” большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Это довольно интересная и своеобразная личность Read More ......
  6. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  7. Важнейшим событием, тщательно изображенным и всесторонне проанализированным Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”, является Отечественная война 1812 года. Эта война стала для русских людей священной – они защищали свою родину от агрессии наполеоновской Франции. Писатель показывает, как Read More ......
  8. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Истинный патриотизм русского народа, доказанный не словом, а делом, воспел в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой. Изображая войну, Толстой показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Писатель раскрывает внутренний мир военного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающей своей душевной красотой. Толстой утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Он отрицает решающую роль «великой» личности в истории человечества. Именно поэтому автор показывает дух народной войны на примере простых людей, солдат – выходцев из народа, Тихона Щербатого и Платона Каратаева, прямо противоположных друг другу, но заслуживающих уважения за свои несомненные заслуги.

Толстой на страницах романа, посвященных войне, показывает, что русские люди не нуждались в разговорах об отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве. Официальная патриотическая фразеология, высокопарность в разговоре были чужды людям, которые вели народную войну. Тема народной войны воплощена в образе Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый, услышав от Денисова высокие патриотические слова, испугался. В «Войне и мире» немыслимы герои, которые, как полковник в лермонтовском «Бородино», «сверкнув очами», произнес бы перед солдатами речь с призывом умереть на поле битвы. Этот герой, несомненно, полезен в партизанской войне. Он жесток и безжалостен к врагам, характер его схож со множеством естественных характеров русских воинов. Толстой признает заслуги солдат, подобных Тихону Щербатому, однако образ этот ему самому мало симпатичен. Автор отдает предпочтение совершенно другому герою – Платону Каратаеву.

Платон Каратаев – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Во всем Платон хочет видеть «торжественное благообразие», речи его полны раздумий о жизни, о людях. Мыслит он афоризмами, которые являются отголосками крестьянского протеста против несправедливости устройства общества: «не нашим умом, а божьим судом», «где суд, там и неправда». С одной стороны, Платон Каратаев не из тех, кто активно вмешивается в жизнь, с другой – не готов «безвинно напрасно пострадать».

Каратаев наделен именем древнего философа Платона – так Толстой прямо указывает, что вот это-то и есть высший путь человека среди людей, участия в движении времени, истории. Образ Каратаева объединяет в книге всевозможные «картины жизни» и авторские рассуждения самого широкого охвата. Здесь открыто сходятся, взаимно «высвечивая» друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, «организует» его, образ же животворит собой, конкретизирует, заземляет ее построения, ищет им собственно человеческую оправданность и подтверждение.

В Платоне живет дух правдоискателя, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду. В душе его та же боль за Отчизну, что и у всех русских людей. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая жизнь, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «Она имела смысл только как частица целого, которую он постоянно чувствовал».

Толстой в своем романе возлагает на Платона Каратаева особую нравственную задачу, доверяя своему герою светлую миссию нести душевный покой и ясность людям. Платон проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создает образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.




Top