Старшее поколение произведения вишневый сад. Сочинение на тему Спор поколений в пьесе Вишнёвый сад, Чехов читать бесплатно

Жара убивает. Во Внуково из-за жары умерли два человека, в Москве мальчик потерял сознание в запертой машине. Из Сибири, Поволжья и Центральной России поступают сообщения о десятках пострадавших от тепловых ударов и солнечных ожогов. Как не перегреться на солнце и пережить жару без теплового удара?

текст: врач, д.м.н. Алексей Яковлев

В жарких условиях тело поддерживает нормальный теплообмен за счет охлаждения кожных покрова с помощью потоотделения, регулирования частоты дыхания и перераспределения кровотока. Достаточно провести несколько дней в жарких (32 градуса и выше) и влажных условиях, и у человека может произойти срыв теплового обмена. Как следствие, у него могут развиться тепловые судороги, тепловое истощение и такое жизнеугрожающее состояние как тепловой удар.

Тепловое истощение и тепловые судороги - первые серьезные расстройства, связанные в перегреванием и потерей минеральных солей(электролитов - натрия, калия, кальция, магния). Вслед за этим может последовать и тепловой удар.

Тепловые судороги - болезненные мышечные спазмы рук и ног, развивающиеся вследствие потери солей. Часто начинаются они внезапно в мышцах, которые работали наиболее интенсивно: кисти, голени, бедра, плечевые и т.п. Сознание при этом не нарушено, температура тела нормальная.

Симптомы Тепловое истощение Тепловой удар
Цвет лица Бледный Красный с ярко выраженным румянцем
Кожа Влажная Горячая, сухая
Потоотделение Повышенная Снижено
Температура тела Нормальная Высокая(40С и выше)
Сердцебиение/Пульс Учащенный, слабый Учащенный, еле прослеживается
Дыхание Нормальное Частое и поверхностное
Головная боль Присутствует Присутствует
Тепловые судороги Иногда Присутствует
Сознание Возможны обмороки Спутанное, возможна потеря

Тепловое истощение - развитие утомления и нарушений функций головного мозга; в случае снижения артериального давления возможен обморок. Развивается тепловое истощение вследствие застоя крови в ногах и дальней потери жидкости и солей. Температура тела обычно нормальная или субфебрильная.

Что делать:

Прекратить работу на жаре

Перейти в прохладное помещение или в тень

Пить солевой раствор (пол чайной ложки соли и 4 столовые ложки сахара на 1 литр воды) по 1-2 стакана каждый час.

Сделать мягкий массаж спазмированных мышц

Постельный режим не менее 24 часов.

Тепловой удар - это опасное для жизни человека состояние организма, при котором наступает перегрев тела вследствие дисбаланса между накоплением тепла и теплопотерями с последующим нарушением водно-солевого баланса. Температура тела может повыситься выше 40 С.


Первая помощь при тепловом ударе:

1. Вызвать «скорую помощь», позвонив 03 или 112 с сотового телефона;

2. Переместить пострадавшего в прохладное место, уложить его;

3. Приподнять ноги;

4. Раздеть и при возможности сделать прохладную ванну или наложить влажные простыни/полотенца;

5. Наложить холодные компрессы (использовать лед или охлажденные жидкости из холодильника) на шею и паховую область;

6. Охлаждать пострадавшего вентилятором или обмахиванием газетой;

7. Если пострадавший способен пить, дать один-два стаканы охлажденной подсоленной жидкости (см. рецепт выше).

Группы риска:

Маленькие дети и люди пожилого возраста

Граждане, страдающие ожирением

Люди, интенсивно работающие на жаре или в плохо проветриваемом помещении

Больные, принимающие некоторые лекарства (содержащие атропин, мочегонные средства, антигистаминные, психотропные средства, особенно успокоительные и др.);

C 6 августа на Ставрополье сильная жара. Максимальная температура воздуха в послеполуденные часы в большинстве районов края достигает 40-42 градуса по Цельсию. При том, что с начала августа осадков на территории края практически не было, усилилась почвенная засуха, сохраняется чрезвычайная пожароопасность.
За последние 70 лет метеорологических наблюдений такая температура воздуха отмечалась в различных районах края не более 2-4 раз, а в Красногвардейском аж 7. Жара такой интенсивности, продолжительности 3-4 дня и с таким охватом, около 80 процентов территории края, была зарегистрирована лишь в 1948 году. По словам специалиста Ставропольского метеоагентства Натальи Клименко, с 14 августа началась атмосферная засуха, да и в почве запасы влаги катастрофически низкие. Подобное погодное явление можно назвать уникальным, но в то же время оно является очень опасным.
Большинство жителей Ставрополья в настоящее время волнует лишь один вопрос – как спастись от жары? За границей, к примеру, советуют не ходить по улицам пешком, а пользоваться услугами общественного транспорта (в Нью-Йорке во время пекла - даже бесплатно). Потому что там есть кондиционеры. Этот совет в нашем крае использовать практически нереально. Но между тем есть и другие методы. О некоторых из них читайте ниже.

Чем утолить жажду
Из-за усиленного потоотделения в жару организм быстро теряет влагу, нарушается водный баланс. Снижается объем крови, что ведет к ослаблению сосудистого тонуса. Потому пить в жару надо не меньше 3-3,5 литра в день. Но не сладкой газировки (сладкое только усиливает жажду), а подсоленной или подкисленной жидкости. Например, морсы, соки (кроме гранатового и из темного винограда - они сгущают кровь), минералку с щелочным составом. Но на лечебные минералки лучше не налегать - их слишком насыщенный состав может нарушить электролитный обмен и увеличить нагрузку на сердце.

Спасаем питомцев
Духота может стать угрозой для жизни наших домашних зверей. Вот несколько простых способов избежать перегрева: ни в коем случае не оставляйте кошек и собак одних в машине. Даже если авто стоит в тени или включен кондиционер - тень может переместиться, а механизм - сломаться. Кошке для улучшения самочувствия достаточно смочить шерстку на ушках и немного - на брюшке.
Этот способ подходит и хомякам, кроликам и свинкам. Наполните ванну холодной водой и оставьте дверь приоткрытой. Зверь инстинктивно пролезет в ванную комнату и уляжется блаженствовать на прохладном плиточном полу. Консервы в миске портятся в жару мгновенно, их надо убирать сразу после кормления. И самое главное - у зверя должно быть вдоволь прохладной питьевой воды!

Первая помощь
Признаки теплового или солнечного удара: пес тяжело дышит, у него течет слюна, высокая температура. Надо как можно быстрее охладить животное: окунуть в любой водоем, ванну, облить из шланга, приложить к телу пакеты со льдом. Дайте собаке 15 капель корвалола или валокордина или сделайте ей внутримышечный укол сульфокамфокаина (1 мл).

Если в машине слишком жарко
Хорошо тем, у кого в машине кондиционер. А если его нет? В полдень авто разогревается так, что до обморока недалеко. Но сбить температуру в салоне на десяток-полтора градусов под силу любому автомобилисту.
1. Повесьте на все стекла автомобиля солнцезащитные шторки (на присосках). Как правило, их применение снизит температуру в салоне на 5-7 градусов.
2. Купите «зеркальный» экран на ветровое стекло. Только устанавливайте его снаружи автомобиля (края зажимаются дверями). Если установите экран внутри, львиная доля отраженного им тепла и солнечного света остается в салоне.
3. Чаще мойте и полируйте автомобиль. Чем больше грязи на кузове и стеклах, тем хуже от них отражается солнечный свет, и тем быстрее они накаляются.
4. Не оставляйте в салоне автомобиля зажигалки и баллоны под давлением (к примеру, лак для волос). Они в жару нередко взрываются. Так же под открытым солнцем непременно испортятся оставленные в салоне автомобиля аудиокассеты и прочие пластиковые мелочи.

Как заснуть в такой духоте
Комфортной для человеческого сна считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Так что, если дома есть кондиционер, регулируйте его в этих пределах. Если же нет, то прямо перед сном устройте минут на 20 сквозняк. Но когда будете ложиться в постель, оставьте открытым лишь одно окно. Потому как больше всего летних простуд начинается из-за сквозняков. Вывешивание же мокрых простыней и полотенец - прямой путь к воспалению легких.
Чтобы ночью организму было прохладнее, не ешьте перед сном ничего «серьезного», особенно мяса (переваривание тяжелой пищи вызывает повышение температуры тела и усиливает потоотделение). Предпочтите легкий ужин, например, стакан кефира и яблоко или зеленый чай и овощной салатик. Вообще считается, что охлаждают организм и помогают адаптироваться к жаре продукты с легким вяжущим вкусом (например, хурма или бананы), все овощи-фрукты зеленого и белого цветов.
Подготовил
Геннадий ТКАЧЕНКО.

Название пьесы символично. “Вся Россия - наш сад”,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простое переписывание пьесы было актом величайшей трудности. Чехов закончил “Вишневый сад” накануне первой русской революции, в год своей ранней смерти (1904).

Думая о гибели вишневого сада, о судьбе обитателей разоряющегося имения, он мысленно представлял себе всю Россию на сломе эпох.

В преддверии грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее с позиций прошлого и будущего. Далеко идущая перспектива насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую протяженность ее времени и пространству. В пьесе “Вишневый сад” нет острого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом и между героями пьесы не происходит открытых ссор и столкновений. И все же конфликт существует, но не открытый, а внутренний, глубоко скрытый в мирной на первый взгляд обстановке пьесы. Конфликт состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. И каждое из трех поколений мечтает о своем времени.

Пьеса начинается с приезда Раневской в свое старинное родовое имение, с возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым с детства людям и вещам. Возникает особая атмосфера проснувшейся поэзии и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает - как воспоминание - эта живая жизнь на пороге умирания. Природа готовится к обновлению - ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь.

Для купца Лопахина, который собирается приобрести имение Раневской, вишневый сад тоже означает нечто большее, чем просто объект коммерческой сделки.

В пьесе перед нами проходят представители трех поколений: прошлое - Гаев, Раневская и Фирс, настоящее - Лопахин и представители будущего поколения - Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Герои “Вишневого сада” оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории - деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для драмы XX века,- ситуации “порога”. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Любовь Андреевна Раневская - представительница старого дворянства - женщина непрактичная и эгоистичная, наивная в своем любовном увлечении, но она добра и отзывчива, и в ней неувядает чувство красоты, что особо подчеркивает Чехов. Раневская постоянно вспоминает о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Она живет этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем - и думать не хочет. Ее инфантильность кажется смешной. Но оказывается, все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о прекрасной старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек и уступают без борьбы.

Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего времени. Вот как сам Чехов определял его роль в пьесе: “Роль Ло-ахина центральная. Ведь это не купец в пошлом смысле слова… это мягкий человек… порядочный человек во всех смыслах...” Но этот мягкий человек - хищник, он живет сегодняшним днем, поэтому его идеи умны и практичны. Сочетание бескорыстной любви к прекрасному и купеческой жилки, мужицкая простота и тонкая артистическая душа слились в образе Лопахина воедино. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но на самом деле и он не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе.

В пьесе переплетаются несколько сюжетных линий. Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы пьесы. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых подходит ему лишь она. Варя, значит, должен жениться. У Вари даже мыс-ли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на досужих пересудах о том, что этот брак был бы удачен!

Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Вокруг Пети Трофимова группируется романтический план пьесы. В его монологах много общего с мыслями лучших чеховских героев. С одной стороны, Чехов только и делает, что ставит Петю в смешные положения, постоянно компрометируя его, снижая его образ до предельно негероического - “вечный студент” и “облезлый барин”, которого Лопахин постоянно останавливает своими ироническими замечаниями. С другой стороны, мысли и мечты Пети Трофимова близки собственным умонастроениям Чехова. Петя Трофимов не знает конкретных исторических путей к хорошей жизни и его совет Ане, разделяющей его мечты и предчувствия, по меньшей мере наивен. “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер”. Но в жизни назрел коренной перелом, который предчувствует Чехов, и не характером Пети, степенью зрелости его мировоззрения, а обреченностью старого определяется неотвратимость.

Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молода. Она никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Аня вообще еще мало знает жизнь для того, чтобы ее изменить. Но Чехов видел силу молодости именно в свободе от предубеждений, от футляр-ности мыслей и чувств. Аня становится единомышленницей Пети, и это усиливает звучащий в пьесе мотив будущей прекрасной жизни.

В день продажи имения Раневская затевает совершенно неуместный с точки зрения здравого смысла бал. Зачем он ей нужен? Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращения брата с торгов, этот нелепый бал важен сам по себе - как вызов повседневности. Она вырывает у будней праздник, хватает от жизни то мгновение, которое способно протянуть нить к вечности.

Имение продано. “Я купил!” - торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот “интеллигентный купец” неожиданно чувствует стыд и горечь свершившегося: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, “ненужная победа”.

В конечном счете, Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сохранить, лишь переустроив в соответствии с требованиями новой эпохи. Но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

Итак, основной трагизм произведения состоит не только во внешнем действии пьесы - продаже сада и имения, где многие из действующих лиц провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и во внутреннем противоречии - неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Постоянно ощущается эта нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностью к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта Ивановна сама олицетворение ненужности в этой жизни.

Последний акт, как всегда у Чехова,- момент расставания, прощания с прошлым. Горестного для старых хозяев “вишневого сада”, хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ с их безоглядной блоковской готовностью отринуть все - и дом, и детство, и близких, и даже поэзию “соловьиного сада” - ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: “Здравствуй, новая жизнь!” Но если с точки зрения социального завтра “Вишневый сад” звучал как комедия, то для своего времени - как трагедия. Две эти мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический исход произведения.

Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед. Старые люди, как старые вещи, сбились в кучу, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к другу Раневская и Гаев. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..” Но музыка прощания заглушается “стуком топора по дереву, звучащим одиноко и грустно”. Затворяются ставни и двери. В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: “А человека-то забыли...” Старик один в запертом доме. Слышится “точно с неба звук лопнувшей струны”, и в тишине глухо стучит топор по дереву.

Символика “Вишневого сада” говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и изменении старого мира.

В этом произведении отражены проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения - конфликт трех поколений.




Top