Столкновение теории с жизнью (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)


И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» в полный мере раскрывает конфликт мировоззрения человека с жизнью, когда убеждения рушатся, сталкиваясь с действительностью. Такое происходит с Евгением Базаровым, главным героем произведения.

Евгений – убеждённый нигилист. Его друг Аркадий определяет нигилиста, как человека, отрицающего принципы и авторитет, а Николай Петрович-как человека, «который ничего не уважает».

Базаров относится к природе потребительски, считает её мастерской, а человека мастером в ней. Он так же отрицает духовную и возвышенную часть людской жизни, культуру, разнообразие человеческой натуры, любовь, поэзию, музыку. Но жизнь оказывается сложнее его теорий, затейливее, чем ему видится. Убеждения Евгения терпят крах, когда он влюбляется в Одинцову. Читатель узнаёт его с другой стороны. Так, в Базарове просыпается любовь к природе, он начинает замечать красоту вокруг себя. Да и само слово «красота» появляется в его лексиконе. В первый раз это происходит в беседе с Анной: он говорит: «…с вашею красотой?» Одинцова очень удивляется, как такой практичный, равнодушный к прекрасному человек заметил красоту.

Такие изменения происходят в нём вследствие любви к Анне Сергеевне, но Евгений не только начинает замечать прекрасное, но и думать о женщинах в другом ключе. До встречи с Одинцовой Базарова интересует только внешность противоположного пола: первый раз видя Анну, он говорит: «Экое богатое тело!», а в разговоре с Ситниковым и Кукшиной интересуется: «Есть здесь хорошенькие женщины?» Убеждения Евгения начинают рушиться уже при первом посещении Одинцовой. Он удивляет Аркадия своим поведением: конфузится, «говорит, против обыкновения, много», старается занять Анну, краснеет. Уже сейчас можно заметить, как убеждения, теория, которым он привык верить, сталкиваются с реальной жизнью. После, знакомясь с Одинцовой ближе и влюбляясь в неё, он отказывается от убеждений, что природа и любовь – это чепуха и глупость. При встречах с Анной Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Принцип героя «Нравится тебе женщина … старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» разбивает о жизнь: Евгений любит Одинцову и уже не сможет её забыть или разлюбить. Базаров не считал себя сторонником чего-то духовного, но после признания Анне он и сам начинает философствовать о человеке, его месте в мире. «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» В конце, перед смертью, Евгений мягче относится к религиозности родителей, позволяя провести обряд, да и самих родителей оценивает по достоинству и просит Одинцову «приласкать» их.

Жизнь, чувства и любовь идут в разрез с теоретическими законами, которых придерживается Базаров. Вот так его убеждения сталкиваются с жизнью и меняют Евгения.

Обновлено: 2017-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Традиция изображения лишних людей.
2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
4. Роман как предвосхищение футуризма.
5. Восприятие произведения критикой.

...спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...
М. Ю. Лермонтов

Эти мысли мучают Печорина — лишнего человека — накануне дуэли с Грушницким. Русская литература дала немало примеров лишних людей — достаточно развитых, умных, сильных внутренне, решительных, но не вписывающихся в эту жизнь, а потому рефлексирующих, страдающих и губящих своими поступками и себя, и других. При этом они все понимают и мучаются: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Обломов и другие. Базаров из романа «Отцы и дети» задумывался не столько как лишний герой, сколько как герой, время которого еще не пришло. Но, как это бывает с великими писателями, проблематика произведения и сам образ Базарова получился ярче и богаче, чем просто образ демократа-разночинца, нигилиста, радикально настроенного человека.

Сам И. С. Тургенев, симпатизирующий, но не слепо доверяющий людям подобного склада, очень много места в своем творчестве уделяет осмыслению этого явления в общественной жизни. В одном из писем рассуждая об «отрицателях», он говорил: «они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни». В этом их большой плюс. И если Базаров вызывает симпатии у самого автора и у читателей, то в более поздних произведениях «Новь», «Дым» мы встречаем гораздо резче обозначенные образы таких людей — от сатирических до гротескных.

Базаров же, на мой взгляд, один из самых цельных и трагических героев русской литературы. В нем больше привлекательного, чем отталкивающего, особенно притягивает его интеллект, решительность, мужественность, постоянная увлеченность своей деятельностью. С одной стороны, он действительно неординарный человек, и эти мысли, вынесенные в эпиграф сочинения, свойственны ему в той или иной степени.

С другой стороны, в отличие от других «лишних» людей русской литературы Базаров, напротив, победил все страсти и слабости. Он постоянно преодолевает себя, он идейно стоек и тверд. Вначале герой предстает уверенным и даже самоуверенным человеком, не считающимся с мнением других. Резкость и неуживчивость его натуры подчеркиваются с первых строк повествования, посвященных ему. Тургенев постоянно говорит о его «красных» руках, что свидетельствует о постоянном труде, о его демократическом происхождении — дед землю пахал, о заурядной внешности — длинное и худое лицо, но при этом «широкий лоб». Это человек, который сделал себя сам, добился самостоятельности и независимости своим упорным трудом, интеллектом, волей. И уже хотя бы поэтому он вызывает уважение автора.

Неоднозначную реакцию вызывают его высказывания об отрицании культуры и этических принципов, излишняя увлеченность естественными науками, доходящая до потребительского отношения к природе, бесцеремонность в манерах, рассуждения о человеческих отношениях, в том числе объяснение любви как чисто физиологического проявления.

Но по ходу романа растут симпатии и сочувствие к герою. За напускным равнодушием, грубостью скрывается способная искренне и сильно любить, понимать и чувствовать натура. Тургенев вообще любит проверять своих героев на прочность сильными искушениями, в том числе любовью — это его самый излюбленный художественный прием. При этом не все герои проходят испытание успешно. Более того, таким образом он часто показывает слабость человеческой натуры. В «Отцах и детях» испытание любовью выявляет не слабость человека — Базаров все понимает и достойно проходит этот этап. Здесь испытание любовью снимает внешнее поверхностное впечатление от главного героя.

Оказывается, что не только Аркадий, воспитанный, интеллектуально развитый, но несамостоятельный, ведомый, внутренне слабый человек примеряет несвойственную ему роль. И сам Базаров недостаточно хорошо себя знает. Односторонность и безапелляционность его взглядов вступают в противоречие с его более сложно организованной и богатой внутренне натурой. Реальная жизнь оказывается богаче и сложнее, чем отрицание и объяснение всего с точки зрения материализма и физиологических склонностей человека. Базаров открывается с другой стороны — как умеющий глубоко любить и страдать человек, при этом не теряющий здравого смысла, как заботливый сын, сильно переживающий за родителей.

Роман «Отцы и дети» считается одним из самых изученных и идейно прозрачных произведений. Возможно потому, что сам Тургенев очень много и подробно писал о своих замыслах, о своем понимании героев. Вообще прототипами «сборного образа» Евгения Базарова были многие современники Тургенева — Белинский, Добролюбов, Герцен, Бакунин. Кстати, они негативно отнеслись к созданному образу разночинца-демократа, считая его изображение односторонним и несправедливым. Тургенев много писал о Базарове, считал его фигурой трагической, стоящей «на перепутье». Это человек, который не принимал прошлого и боролся с его пережитками, пока еще лишний в России. По этой причине он и уходит безвременно.

И. С. Тургенев создал образ человека, «в жизни не существовавшего, но в идеале возможного и живого», писал Ю. В. Лебедев. Действительно, Базаров — герой огромного масштаба, его судьба и смерть как плата за несостоятельность и односторонность теории нигилизма. Тургенев еще во второй половине XIX века ясно показал, к каким последствиям может привести революционера сила презрения и разрушения, если она не будет учитывать реальную, полную сложностей и проблем жизнь. Создание такого образа революционера-нигилиста, по сути, является творческим открытием Тургенева как художника.

Несмотря на жесткую критику, именно этот роман Тургенева предвосхищает рождение реального явления, появившегося в России спустя несколько десятилетий. И явление это — футуризм, собравшее под своим знаменем многих молодых людей начала XX века в России, которые думали и чувствовали, как Базаров. Кроме того, это явление имело вполне конкретное воплощение в людях. Я имею в виду трагическую фигуру большого поэта и человека В. В. Маяковского. С одной стороны, явное стремление сбросить все лишнее с парохода современности (Базаров утверждал похожее: «Пушкин гроша ломаного не стоит»). С другой — тонкая натура, безграничный уникальный талант и небоязнь быть самим собой. Таким же показан и Базаров. Удивительно, что Тургенев так точно угадал с типажом. Только в отличие от Базарова, который не «вписался» в эпоху, Маяковский — яркое свидетельство совпадения особенностей личности, таланта и эпохи, в которую он жил. Его талант раскрылся в полной мере и в полном масштабе. Парадокс в другом — его ожидал трагический финал и безвременный уход. В жизни Маяковского произошло то же драматическое столкновение с собственными взглядами, что и привело к гибели поэта.

Я думаю, именно по той причине, что Тургенев так много и откровенно писал о сути своего героя и проблематике всего романа «Отцы и дети», до сих пор ее воспринимают несколько упрощенно. Ведь суть романа не только в споре отцов и детей, но прежде всего в споре о том, какой герой нужен России. Как показали дальнейшие события в нашей стране, этот вопрос актуален до сих пор. Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, полны трагической горечи: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... это чепуха... Я нужен России... нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

Эти слова сродни извечным спорам об особенностях национального характера и поиску истинного героя времени. Ю. В. Лебедев, исследователь творчества И. С. Тургенева абсолютно точно писал: «Симпатии читателей остаются за демократом Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Базаров значителен как титаническая личность, не реализовавшая громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Эта мысль созвучна с высказыванием В. Г. Белинского, который истинной трагедией русского человека считал «русский размах, в который уходит вся сила, предназначенная для удара».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа “Отцы и дети” – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, “жить своим умом”. Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых “стариков”, не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный “орган зрения” теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, “жизнь сердца”.

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает “романтика” в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, “расчистить место” для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман “Отцы и дети” в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

(No Ratings Yet)

Базаров и его конфликт теории и жизни в романе “Отцы и дети”

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Евгений базаров и аркадий кирсанов в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Великий русский писатель И....
  2. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт,...
  3. Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур....
  4. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни...
  5. События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название...
  6. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла...
  7. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его...
  8. Из тех “детей”, которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер...
  9. Выражаясь ученым слогом – концепция романа не представляет никаких художественных особенностей и хитростей, ничего замысловатого; действие его также очень просто...
  10. В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой,...

Несостоятельность теории нигилизма Базарова

1 круг странствий Базарова

Марьино Никольское Родительский дом

(усадьба Кирсановых) (имение Одинцовой) (небольшой домик)

Конфликт с Спор с Одинцовой Конфликт с родителями,

Павлом Петровичем Кирсановым переоценка взглядов

2 круг

Марьино Никольское Родительский дом

Дуэль с Павлом Петровичем Признание в любви Одинцовой Разочарование в нигилизме

(попытка проверить (Отказ Одинцовой) (Одиночество, смерть)

нигилистические взгляды)

Идейное содержание романа «Отцы и дети» определяет композицию романа. Тургенев выбрал кольцевую композицию: он дважды проводит Базарова по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом». В первый раз, появившись в Марьине, в усадьбе Кирсановых, Базаров предстаёт перед нами как истинный нигилист, отрицающий всё: и моральные устои, и природу, и искусство, и любовь, и религию. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди, совершенно противоположные по своим взглядам на жизнеустройство. Они принадлежат к разным социальным слоям общества: один дворянин, другой вышел из простого народа, и даже при всей сдержанности между ними должно произойти серьёзное столкновение. У Базарова сильно развито чувство самолюбия, он не привык поддаваться чужим влияниям, а, наоборот, умеет подчинять себе других, как это случилось с Аркадием. Павел Петрович Кирсанов тоже человек самолюбивый, гордый, принципиальный, умеет отстаивать свою точку зрения. Оба персонажи – личности сильные, с чувством собственного достоинства.

Их мнения расходятся во всех четырёх основных направлениях: о роли дворянства (аристократии), о сути нигилизма, об отношении к русскому народу, о взглядах на искусство и природу. Павел Петрович именно в аристократии видит основную движущую силу в обществе, а Базаров обвиняет аристократов в «ничегонеделании», что от них никакой пользы нет. Кирсанов «побледнел» и больше не заводил разговора об аристократизме. Это означает поражение Павла Петровича. В споре о принципах нигилизма Кирсанов обвиняет нигилистов в беспринципности. На что Базаров уверенно отвечает, что нигилисты действуют из принципа полезности обществу. Отрицание для них и есть полезность. Павел Петрович против разрушения всего общественного строя, он выступает за сохранение старых порядков. Споря о народе, Павел Петрович утверждает, что русский народ – патриархальный, свято чтит предания, религиозен. По его мнению, отсталость народа есть залог спасения общества. А Базарова возмущает отсталость народа. Он трезво оценивает бедственное положение крестьян, выступает против необразованности и отсталости народа. Вопрос об искусстве - слабое место для Базарова. Он вообще не признаёт искусства, скорее всего потому, что не знает его. Искусство не приносит никакой пользы, в отличие от науки. Кирсанов же ценит в основном традиционное искусство, начиная с Рафаэля. На природу Базаров смотрит как на мастерскую, не видя в ней ни источника вдохновений, ни красоты, благотворно воздействующей на душу человека.

Таким образом, из идеологического конфликта победителем выходит всё-таки Базаров. Его доводы выглядят более убедительными, вескими. Он держит себя в споре с Павлом Петровичем уверенно, спокойно. Эта самоуверенность выводит из себя Кирсанова, и создаётся впечатление, что он потерпел поражение в словесной дуэли.

Между Базаровым и Одинцовой мало общего: Анна Сергеевна- аристократка, безмятежная, холодная, образованная «герцогиня», а Базаров – «лекарь», циничный внешне и неравнодушный, как оказалось позже, внутри. Базаров пугает Одинцову своей необузданностью, грубостью. Основа её жизни – спокойствие, постоянство, установившийся распорядок, и для Базарова в её жизни места нет. Базаров понимает, что влюбился в Одинцову, как мальчишка. В то же время он осознаёт, что Анна Сергеевна не может ответить ему взаимностью: слишком они разные. Во время разговора с Одинцовой в Никольском Базаров впервые почувствовал себя побеждённым. Против любви Базаров оказался бессилен. Базарову ничего не остаётся, как отправляться к родителям. Он говорит, что любит родителей, а приезжает к ним в последнюю очередь. Да и то, может быть, что его обидели в Никольском. Где-то в подсознании Базаров ищет поддержки у родителей, зная, что его здесь любят и ждут. Но пути стариков-родителей и взрослого сына-нигилиста давно разошлись. Базаров как истинный нигилист не может принять взглядов отца, а Василий Иванович далёк от современных взглядов молодёжи. У них, несомненно, разные цели в жизни. Цель Базарова – разрушить всё старое, значит, и патриархальный уклад родителей. А родители не могут и не хотят ничего менять в своей жизни, их время прошло. Так, назревает конфликт и с родителями.

Второй круг Базаров совершает сильно изменившимся: он познал сомнение, познал любовь, пытается мучительно сохранить свою теорию, которая позволяла бы ему удерживать своё превосходство над остальными людьми. Тургеневу важно показать, изменился ли Базаров в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, с которыми он спорил, отстаивая свои нигилистические принципы. Если в первый приезд Базарова в Марьино закончился идеологической дуэлью, то во второй приезд конфликт вылился в настоящую дуэль. Павел Петрович Кирсанов также неприязненно относится к Базарову, и в конце концов он вызывает нигилиста на дуэль. Но даже дуэль не разрешила спор в пользу Кирсанова. Базаров остался непреклонен перед аристократизмом Павла Петровича, а дворянин Кирсанов выглядит теперь ещё более смешным в его глазах. Вскоре Базаров понимает, что Аркадий не разделяет его взглядов и не может быть единомышленником. Аркадий такой же аристократ, как и старшие Кирсановы. Поэтому Базаров спешит покинуть Марьино и едет снова в Никольское, к Одинцовой, в надежде на то, что вдруг она изменила своё отношение к нему и смогла его принять таким, каков он есть. Но чуда не случилось: Одинцова осталась холодной, расчётливой «царицей». Потерпев поражение от женщины, уязвленное самолюбие Базарова ищет утешения опять под родительской крышей. Теперь он едет домой к старикам зализывать раны, полученные в результате безответной любви. Так, абсолютно уверенный в правоте своих взглядов, сильный, могущественный человек, столкнувшись с любовью к женщине, «чепухой», убедился в несостоятельности теории нигилизма. Чем больше он анализирует свои принципы, чем больше обдумывает свои поступки, тем сильнее его разочарование. Сам себе он уже не кажется прежним гигантом, его принципы отрицания разбились о жизненные устои и вечные законы природы. Таким образом, логическая цепочка показывает, что, пройдя проверку нигилизма, Базаров остаётся один и убеждается в своей ненужности и несостоятельности принципов отрицания. По-другому и быть не могло, ведь в Базарове преобладает разумное начало, тогда как в человеке должно быть поровну душевного и разумного.И только сцена гибели могла сохранить в Базарове сильную, непоколебимую личность, чьё время ещё не пришло, программа для них ещё не выработана. Несмотря на трагический финал, такой герой был необходим в литературе предреформенной России. Тургенев показал пример будущего революционера- демократа, способного повлиять на общественно- экономическое положение России. (Логическая цепочка составляется по ходу изучения романа, а вторая часть цепочки завершает анализ последней сцены. Полностью схема может быть использована на итоговом уроке.)

Сравнительная характеристика Базарова и Павла Кирсанова

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

Неказистый внешний вид. Пренебрежение к внешнему виду, манерам. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу. Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, гордость. Ежедневный труд, приносящий реальную пользу, - естественное состояние. Труд на первом месте. Сам зарабатывает на хлеб. Твёрдость демократических убеждений. Самоограничение и самоотдача. Разночинец. Умеет подчинять себе других, не поддаётся чужому влиянию. Немногословен, самоуверен, сдержан, самокритичен. С чувством собственного достоинства. И благородства. Доводы убедительные, веские. Жизнестойкость в испытаниях.

Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, сибарит. Не привык к труду, белоручка. Живёт за счёт эксплуатации крепостного труда. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, сделать карьеру. Ненавидит нигилистов, демократов. Придирается к каждому слову Базарова, вызывая его на спор. Крайне самолюбив. Безответная любовь- крах всей жизни и крест на карьере. Не поддаётся чужим влияниям. Многословен, фразёр. Его «принсипы» - «аристократизм» и догматизм.

Идеологическая дуэль Базарова и Кирсановых

Евгений Базаров

Кирсановы

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

« Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократизме эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному…зданию»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«И природа пустяки?»

«Всякий человек сам себя воспитать должен»

«Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится»

«Рафаэль гроша медного не стоит»

«…наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком…а у самих фантазии дальше «Девушки у фонтана» не хватает»

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

« А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…»

«А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»

«Да вспомни его воспитание, время, в котором он жил»

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»

«..Русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…»



В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается несостоятельность и противоречивость теории нигилизма, приверженцем которой является главный герой Евгений Базаров.

Во-первых, невозможно назвать ни одного истинного последователя теории, кроме Базарова.

Так, Аркадий Кирсанов уважает Евгения за ум и верность идеалам, но не может разделить его взгляды.

Аркадий любуется природой, принимает искусство и чувства, а в душе он мягкий, сентиментальный и великодушный, внешне прикрывающийся маской нигилизма. Кроме того, в конце романа Аркадий стал хозяйственным помещиком.

Другой «последователь» - Виктор Ситников, стеснявшийся своего купеческого происхождения, называл себя либералом и нигилистам, подражаю Базарову. Он любил выражать презрение, особенно к женщинам, чем и объяснял свои взгляды. Ситников не думал об идеях, он был слишком глуп для этого. Но, несмотря на свои «принципы», женился и «пресмыкался перед своей женой, урождённой княжной».

И наконец, Евдоксия Кукшина – неопрятная, вульгарная и глупая женщина «эмансипе», которая всегда резка в своих оценках и непримирима во взглядах.

Она интересуется положением женщин в обществе и естественными науками. У Кукшиной несчастная судьба: её бросил муж, она некрасива и не пользуется успехом у мужчин. Внешняя заинтересованность нигилизмом обуславливается желанием быть частью «важного дела».

Во-вторых, постепенно рушится миропонимание Базарова. Любовь к Анне Одинцовой сломала один из принципов Евгения, что послужило причиной для расшатывания и падения остальных. Он не мог контролировать своё чувство, долго не осознавая, что любовь не подвластна человеку.

В-третьих, перед смертью Базаров понял и принял любовь, задумался о том, нужен ли он миру.

Таким образом, показывая «последователей» главного героя и проводя Евгения через испытание любовью, И.С. Тургенев доказывает несостоятельность теории нигилизма.

Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме




Top