Существует только одно преступление, которое не искупается, — это измена своей Родине. Проблема равенства всех людей перед Богом

У католиков другой календарь

Да, многие католики живут по григорианскому календарю, но есть и те, что придерживаются юлианского. Это не только католики восточного обряда в СНГ, но и некоторые католики латинского обряда (на Святой Земле было решено перейти на юлианский календарь ради единства с проживающими там православными, насколько это хорошо и правильно – это уже другой вопрос, но, в принципе, истину лишь в календаре никто не видит)

Католики считают праздник Рождества главнее Пасхи

Христианская Церковь (никакая) не может так считать в принципе, так как без Страстной Пятницы и Пасхи Рождество не было бы каким-то очень уж значимым событием. Рождество любят, Его ждут, но Пасха официально называется вершиной Литургического года и подготовка к Пасхе гораздо серьезнее подготовки к Рождеству. Такое впечатление могло сложиться из-за массовой предрождественской магазинно-подарочной истерии на Западе, но там Рождество считают любимым семейным праздником даже атеисты. Давно забылось, что именно празднуется. Но это проблема секуляризации Европы, а не учения КЦ.

У католиков вообще нет постов

В РПЦ существует 4 многодневных поста помимо постов в среду и пятницу, у католиков латинского обряда два летних поста отсутствуют. Есть только Великий Пост перед Пасхой и Адвент перед Рождеством, но последний нельзя в полной мере назвать постом все же. Это покаянный период, конечно, но таки не пост. Когда-то не очень давно в Католической Церкви посты были весьма и весьма суровые, может, даже строже нынешних православных постов, так как там очень строго лимитировалось не только что можно есть, но и сколько. Но пост ради поста не имеет смысла – Церковь пришла к выводу, что подобная практика держать верующих полуголодными и всем ставить одни и те же рамки просто-напросто вредна как для физического, так и для духовного здоровья паствы. Священник, который одно время вел у нас занятия по катехизации, рассказывал, что помнит, как ели до треска за ушами его родители и бабушки с дедушками, когда посты, наконец, заканчивались. Это было совсем недавно, так как тому отцу на вид лет 35 было. Длительное воздержание потом приводило к чудовищным пищевым срывам и обжорству как итогу, что есть грех, да и вредно это для здоровья. А Бог ведь хочет совсем не этого. Потому сейчас строгий пост установлен для всех верующих старше 18 лет и моложе 60 два дня в году – Пепельная Среда (начало Великого Поста) и Страстная Пятница. Кое-кто по благочестию и старой памяти соблюдает несколько других дней (тот же Сочельник Рождества или Воздвижение Креста Господня), но это уже их личная инициатива или просто местный обычай. Строгий пост предписывает воздержание от мяса, а так же строгое ограничение количества пищи – есть не более трех раз и только один раз досыта, но не до отвала, никаких перекусов между, ни орешка не должно быть съедено, допускается только чистая вода и лекарства. Это кажется несложным на первый взгляд, но я один раз решила так весь пост поститься – вылетела в трубу через несколько дней. Так же обязательно воздержание от мяса всем, кто старше 14 лет во все пятницы года, исключая те, на которые приходятся большие праздники. Из списка постящихся могут быть исключены беременные и кормящие, больные и занятые тяжелым физическим трудом, а так же те, кто не имеет выбора блюд в течение дня, питаясь, например, в школьной столовой той же, где одно меню на всех. Но обычно это согласовывается со священником, которые выдает диспенсацию (освобождение).
Но пищевое воздержание не ставится во главу угла – акцент прежде всего делается на духовное очищение. Церковь устанавливает для всех обязательный минимум – два дня строгого поста и воздержание от мяса по пятницам, молитва утром и вечером, месса в воскресенье и праздники и исповедь и Причастие раз в год в Пасхальное время (то есть в Пост один раз обычно как подготовка к Пасхе). А уж выбрать меру поста для себя каждый должен сам или с помощью священника. Строго поститься, если это необходимо и помогает духовно расти, никто не запрещает. Знаю, что кто-то на хлебе и воде сидел весь пост, а в Священное Триденствие до Пасхи не ел и не пил вообще, но при этом светился и благоухал, а кто-то по части пищи не постится вовсе (у одной из знакомых сестер-монахинь серьезные проблемы с желудком, и ей это категорически нельзя, но это не делает ее менее добродетельной и боголюбивой). Обычно верующие на Пост выбирают себе несколько обещаний, что что-то не будут делать и что-то наоборот будут. Нам советовали брать одно ограничение для тела и одно для души (например, отказ от мяса/сладкого и отказ от долгих телефонных разговоров/интернета более часа в день не по работе), а все остально время уделить попыткам исправить то, что в нас искривлено, постараться оставить какие-то плохие привычки, больше молиться, чаще приступать к таинствам, делать добрые дела. В общем, жертва Богу – дух сокрушенный, а не количество несъеденной животной пищи.
Но, например, католики византийского обряда (их еще униатами некоторые называют или греко-католиками) постятся так же как и православные – это их традиция, их духовность, Церковь дозволяет всем бережно хранить свои традиции, так как практикуется единство в многообразии.
Во время.Адвента нет никакого пищевого поста, кроме воздержания от мяса по пятницам. По традиции так же уделяется много времени молитве и делам милосердия, верующие как и в Великий пост берут себе какие-то обещание, но это ожидание праздника Рождества проникнуто прежде всего радостью и надеждой, нет такого покаянного настроя как перед Пасхой, так как концентрация идет не на грехах, а на ожидании Спасителя.

Когда-то такой запрет существовал, но был он довольно формальным. Прежде всего был запрет читать Библию на народных языках – переводы должны были быть санкционированы и утверждены Церковью (скажем, перевод Библии на славянские языки святыми Кириллом и Мефодием был санкционирован и утвержден), чтобы избежать ошибок и ересей. А так, кто будет читать Библию на латыни, когда большинство и на своем-то языке читать не умеет? Но рассказы из Священной истории, которые в храме рассказывал и толковал священник, потом часто пересказывались в семье детям. То есть содержание Библии паства худо-бедно, но знала. Запрет был дабы избежать ересей в виду необразованности паствы. Сейчас никакого запрета нет, а даже наоборот призывают читать как можно чаще и размышлять над Священными текстами, есть даже молитвенная практика индивидуальных размышлений над Словом Божьим под названием Lectio Divina. Хотя до протестантов по чтению Библии нам еще далеко.

Католические священники не могут жениться

Духовенство обязывают к безбрачию только в латинском обряде, включая белое духовенство, а не только монахов. Но и тут нет правил без исключений. Неженатыми обязаны быть священники и епископы, а дьяконы могут жениться до рукоположения, но тогда им уже никогда не стать священниками. Так же не обязывают к разводу или отказу от священства тех, кто перешел в католичество из церковных общин, где священству позволяется жениться. До того, как для бывших англикан создали специальный ординариат, их принимали в латинский обряд, и бывших пасторов, обремененных женой и детьми могли рукоположить в священники, но, конечно, бывшим протестантским епископам придется довольствоваться саном священника, так как епископы не могут быть женатыми. Духовенство восточных обрядов может спокойно жениться до рукоположения.
Целибат был введен в виду ряда исторических причин как дисциплинарное, а не вероучительное требование, а потому однажды его необходимость может быть пересмотрена. Но пока Церковь не видит целесообразным его отмену – и так проблем хватает, а тут еще получить кучу жен священников и их детей, которых надо как-то кормить. Это повлечет за собой массу неудобств. Но, если увидит необходимость, то может и отменить. Это не святыня, чтоб с этим так носиться.

Католики венчают геев и рукополагают

Это неправда. Гомосексуальные браки запрещаются, равно как и просто связи. Сам по себе гомосексуалист не будет отлучен от Церкви, но он обязан жить в целомудрии. Если он не поддается своей склонности, то это не является грехом само по себе. Гомосексуалист (открытый) не может быть рукоположен в священники. Так как нездоровый человек не может нести священническое служение. Пояснения священника: «Согласно инструкции, имющейся на этот счет, следует различать гомосексуальную ориентацию и гомсексуальное поведение. При этом следует также отличать наличие случайного и преходящего гомосексуального поведения в период несформировавшейся сексуальной идентичности, от которого можно отказаться и исцелится, и глубоко укоренившееся и привычное поведение. Ориентация сама по себе требует осторожности, но не является препятствием. Преходящее подростково-юношеское поведение требует периода испытания твердости отказа от него, после чего по пункту 1. Привычное поведение - безусловное препятствие». То есть Церковь не отворачивается от этих своих прихожан как от зачумленных, всячески старается им помочь в борьбе со своими греховными наклонностями, но гладить по головке за то, что однозначно называется грехом, не будет.

Крестными у католиков допускаются и православные, и другие христиане

Нет, крестными могут быть только католики, все прочие могут быть допущены как свидетели крещения, но один из крестных должен быть католиком.

Католики дошли до того, что крестят животных

Нет такого. Этот смешной миф родился из существующей в некоторых странах традиции в день св. Франциска Ассизского приносить домашних животных в храм на благословение. Этот святой очень любил животных. Ну и их просто окропляют водой при благословении по его ходатайству. Это тоже самое, что окроплять жилище или средство передвижения.

Чтобы выйти замуж за католика, нужно принимать католичество

Нет, это необязательно. Можно взять у епископа разрешение на смешанный брак, после подготовки к таинству брака в течение 2-3 месяцев, повенчают. Заполняется брачный протокол, чтобы выяснить, если ли препятствия к браку, с католической стороны берется обещание сохранять веру и сделать все возможное для крещения и воспитания потомства католиками, а со второй стороны берется подписка, что не будет чинить препятствия супругу в исповедании католической веры и о том, что она информирована об обещании воспитать детей католиками.

Католикам не позволяется контрацепция

Да, все искусственные средства контрацепции и репродуктивные технологии (ЭКО и т.п.) находятся под запретом, так как супружеский акт является священным и ничто не должно нарушать его целостности и связи с деторождением. Но планирование семьи дозволяется с помощью изучения устройства своего тела и законов действия репродуктивной функции. Этому во многих приходах обучают все пары перед венчанием. Эти методы требуют дисциплины, но при соблюдении инструкции работают с высокой точностью. Мы пользовались без дураков и всякой «подстраховки» – не жалуемся.

Католикам нельзя разводиться

А вот это правда. Развода как явления в рамках КЦ просто нет. Второй раз не повенчают, а если будешь жить с кем-то еще без венчания, то отлучат от Причастия, пока не оставишь этот грех. Если супругам по серьезным причинам невозможно жить вместе (алкоголизм, домашнее насилие, измена одного из супругов и нежелание второго простить это и другие причины), то церковный суд назначает сепарацию – проживание раздельно, но ни одна сторона не может в новый брак вступить. Есть еще признание брака недействительным, но это так же не развод, просто утверждается, что брака и не было некогда, так как в чем-то была изначально нарушена его суть (например, один из супругов скрыл серьезное заболевание, и второй не был полностью свободен в выборе, одну из сторон принудили к браку с помощью насилия, один из супругов лгал, принося супружеские обеты, например, имел любовницу и не собирался с ней расставаться или, скажем, даже не думал принимать посылаемых Богом детей и т.п. серьезные причины). Но это долго, муторно и не факт, что таки признают - все эти условия еще доказать надо.

Продолжение следует

В одном из последних интервью немецкому еженедельнику Die Zeit папа римский Франциск подробно остановился на проблеме недостатка молодых священников в современной католической церкви. В числе причин понтифик упомянул и ту, которая кажется многим корнем проблемы, – обязательный обет безбрачия (целибат) для желающих принять сан. Франциск допустил даже «возможность» появления женатых священников в исключительных обстоятельствах (в частности, понтифик говорил об «изолированных общинах»). Замечание было сделано в ответ на прямой вопрос корреспондента, и говорил Франциск лишь о гипотетической допустимости такого варианта. Тем не менее его слова широко разошлись в мировых СМИ как подтверждение готовности католической церкви пересмотреть строгую позицию по отношению к целибату своих священников.

Настоящей сенсацией это не стало. С момента занятия Хорхе Марио Бергольо Святого престола СМИ уже поняли, что яркие высказывания папы по многочисленным острым вопросам сами по себе не являются свидетельством перемен. Они скорее отражают личные рефлексии понтифика, которыми он готов делиться с прессой. И все же оставить рассуждения папы совсем без внимания было невозможно. Даже мягкие допущения папы в разговоре с Die Zeit свидетельствуют, что правило обязательного целибата священников находится сейчас в поле внутрицерковной дискуссии. И слова понтифика показывают, к чему эта дискуссия может привести.

Не доктрина, а закон

Сам по себе священнический целибат не признается католической церковью непреложной доктриной – чем-то, что исходит из Откровения или апостольского учения, а значит, не может быть изменено ни в коем случае. Это всего лишь церковная традиция, причем не самая древняя – она была введена в качестве обязательного правила решениями 1-го и 2-го Латеранских соборов в XII веке. Уже в XX веке 2-й Ватиканский собор (1962–1965) определил, что полное и постоянное воздержание не является требованием, исходящим из самой природы священства. Иными словами, католическая церковь признает, что женатые священники и даже епископы раннего периода истории церкви не нарушали доктрин веры. Также католики не ставят под сомнение статус священства иерархов православных церквей, сохраняющих апостольскую преемственность, но допускающих женитьбу духовенства. Более того, никто и никогда не ставил вопрос, могут ли быть женатыми священники тех церквей восточного обряда, которые признали главенство римского папы, в частности греко-католики.

Если обет безбрачия – просто традиция, значит, ее можно легко изменить? Лишь в теории. Традиция может быть настолько вплетена в церковные институты, что любое покушение на нее может показаться едва ли не крушением основ. Целибат священников – одно из важнейших отличий католической церкви от других христианских церквей. Он неизбежно влияет на убеждения и мировоззрение тех, кто решился на такой шаг, принимая священный сан. Из священнического целибата неизбежно – сознательно или нет – проистекает и часть авторитета католических священников в мирской среде. Это актив, которым нельзя распоряжаться беспечно.

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

10. Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

11. Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.

1918 год

Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.

Задушевные беседы

Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.

Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.

Предательство Тальберга

В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.

Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.

Автобиографичное произведение

На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.

Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.

Всеобщая ненависть

В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.

Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.

Завет матери

Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.

Роман «Белая гвардия» открывается образом 1918 года. Именно образом, тех страшных и величественных дней. В этот год лето было очень солнечным, зима изобиловала снегом, а высоко в небе стояли две звезды. Дом и город – два главных неодушевленных героя книги. Дом изобилует семейной идиллией, а город в один, далеко не прекрасный день, перечеркивает ее существование ужасной войной.

В своей книге автор избегает прямого противопоставления белых и красных, подчеркивая, что все они едины, не зависимо от того, к какому лагерю принадлежат. Весь ужас он старается передать в идее бессмысленного братоубийства. С печалью и сожалением, сопереживает обеим враждующим сторонам и не одной не сочувствует до конца.

Автор выводит на первый план основные общечеловеческие ценности: дом, родину семью. Но вот признавать эти ценности, согласились далеко не все его герои. С ужасающим реализмом он смог передать душевные терзания людей и трагизм ситуации. Новизна романа, заключалась еще и в том, что спустя пять лет после завершения гражданской войны, он смог показать офицеров белой гвардии не в облике злейшего врага, а как простых людей, среди которых есть и хорошие и плохие, умные и заблуждающиеся, честные и корыстные. Он показал их изнутри, помог проникнуться к ним сочувствием и пониманием.

Например, в Алексее, в Малышевом, в Най-Турсе он ценил верность чести, мужественность и прямоту. Для них символ веры был непоколебимым стержнем, пошатнувшимся с отречением от престола Николая II.

Най-Турс человек чести. Он срывает с молодого юнкера погоны и прикрывает его отход одним лишь пулеметом. Человеком чести оказывается и Николка. Он мечется по простреливаемым улицам, разыскивая родственников Най-Турса, что бы сообщить им о его смерти. А потом, рискуя собой, похищает тело убитого командира, извлекая его из горы замерзших трупов, из подвала анатомического театра. Малышев идет на рискованный шаг, распуская юнкеров по домам, когда понимает, что эта битва проиграна, а они еще слишком молоды и им хочется жить.

Помимо чести и долга перед отечеством, автора волновала и тема загробной жизни. У кого-то эта вера была стойкой и непоколебимой, у кого то выветрившейся. Самым ярким примером чистой веры в высшие силы являются молитвы Елены, о спасении жизни своего брата. Обращения к богородице совершает чудо: Алексей выздоравливает. Смысловая кульминация романа, завершается со сном Алексей Турбина о вере в Бога. Он показывает, что все люди равны перед ним и рано или поздно, ком то придется ответить за пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, заставили написать Булгакова роман, по сути являющийся без религиозным, но с явными чертами христианской веры. Хотя, не смотря на отсутствие веры во всевышнего люди не забывали об истинных ценностях своей жизни и продолжали свято их соблюдать.




Top