Таинственные картины художников. Роковые картины русских живописцев

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.

Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь «натурщицы».

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

На портрете работы Владимира Боровиковского - рано умершая от чахотки Мария Лопухина

О портрете Марии Лопухиной работы Владимира Боровиковского рассказывали страшные истории еще во времена Пушкина. Писан он был с рано умершей от чахотки дочери дворянина Ивана Толстого, мистика и магистра масонской ложи. Ходили слухи, что если молодая девушка взглянет на картину, то вскоре отдаст Богу душу. В салонах шептались, что жертвами дьявольского портрета стало не менее десятка дворянских девиц на выданье. Мол, там живет душа покойницы Лопухиной, она и забирает души.
После того как полотно было выставлено в галерее на всеобщее обозрение, разговоры о проклятии несколько поутихли. Хотя, по традиции, портрет все еще считается «несчастливым». В 1880 году полотно приобрел известный меценат Третьяков. Павел Третьяков у себя в галерее повесил две прекрасные работы художника Боровиковского Владимира Лукича (1757-1826 гг) - портрет светской красавицы Лопухиной и князя Куракина рядом друг с другом. Писаны портреты одной рукой, поэтому и расположил их собиратель близко, но не тут-то было, утром портрет незадачливого Куракина обнаружили на полу с вдребезги разбитой рамой. Не понравилось соседство князя строптивой красавице.Третьяков, недолго думая, занялся изучением истории жизни людей, изображения которых он приобрел для своей коллекции и обнаружил небезынтересный факт, что еще при жизни оных, молодая красавица Лопухина на дух не переносила стареющего князя, который волочился за женщинами.

Изобразительное искусство всегда считали тесно связанным с мистической сферой. Ведь любое изображение является энергетическим отпечатком оригинала, особенно если речь идет о портретах. Считается, что они способны влиять не только на тех, с кого написаны, но и на других людей. За примерами далеко ходить не надо: обратимся к русской живописи XIX - начала ХХ столетия.

Илья Репин - гроза натурщиков?

Портрет писателя А.Ф.Писемского

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин - один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, - но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.

Иван Грозный не убивал своего сына!

История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей - всего лишь миф. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом! В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется. В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем? Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» - не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью - отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки - Штаден и Карамзин. Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору несолоно хлебавши. При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов. Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом! Тем не менее на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика. В 1963 году в Архангельском соборе Кремля была вскрыта могила Ивана Грозного и его сына, царевича Иоанна. Экспертиза не обнаружила на черепе царевича никаких повреждений. Однако выяснился другой прелюбопытный факт - в костях царевича, самого Ивана Грозного и впоследствии его матери и первой жены - Анастасии Романовой, была обнаружена ртуть. Много ртути - количество, во много раз превышавшее смертельную дозу. Получается, что династию долго планомерно травили. Может быть и Иван Грозный был не таким уж и грозным?


Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.
Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.
Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…Писатель Гаршин, изображенный Репиным в образе царевича Ивана в картине «Иван Грозный и его сын Иван», умер явно раньше своего срока: он покончил жизнь самоубийством в 33 года, бросившись вниз с верней площадки лестничной клетки в межмаршевый проем. Черепно-мозговая травма оказалась смертельной, но самым удивительным было то, что голову Гаршин разбил в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне за два года до самоубийства писателя, - Иван Грозный поразил сына, ставшего для Гаршина символом его несчастной судьбы, в левый висок. Художником была либо предугадана, либо
предначертана дальнейшая судьба Гаршина, сыгравшего главную роль в самой душераздирающей картине Репина.
Мистическое совпадение дат довершает убийственность кажущихся случайностей: Гаршин покончил с собой 5 апреля 1888 года в возрасте 33 лет, точно в день рождения Ивана Иоанновича, сына Ивана Грозного, родившегося 5 апреля 1554 г. Дух убиенного царевича, воскресший на полотне Репина, призвал душу писателя, отважившегося стать натурщиком для художника, невольно совершившего акт инвольтирования (магического убийства изображаемого человека).


Кошмар министров

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета».
Картина была завершена к концу 1903 года. А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В.К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.
В 1909 году художник по заказу Саратовской городской думы написал портрет премьер-министра Столыпина.
Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.
Кто знает - может, не будь Илья Репин так талантлив, трагедий могло и не случиться. Еще в XV столетии ученый, философ, алхимик и маг Корнелий Агриппа Неттесгеймский писал: «Бойтесь кисти живописца - его портрет может оказаться более живым, чем оригинал».

Гибельная «Незнакомка»

«Незнакомка» Ивана Крамского приносила несчастье своим владельцам

«Незнакомка» Ивана Крамского (оригинальное название - «Неизвестная») - один из самых загадочных шедевров русской живописи. На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.
Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека. Однако когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал.
Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи - может быть, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей. «Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине.
Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына.
«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.
Может, все дело в том, что портрет с самого начала должен был занять подобающее ему место?

Карл Павлович Брюллов.«Всадница»

В истории живописи рассказывается случай о судьбе племянницы блистательного итальянского композитора Н.Паччини, портрет которой написал в 1832 году прекрасный художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852). На картине «Всадница » изображена молоденькая Джованнина Паччини, изящно гарцующая на тонконогом коне. В Риме говорили, что юной Джованнине повезло, ведь после смерти дяди ее забрала на воспитание богатая русская графиня Юлия Самойлова, но счастье длилось недолго - девушку насмерть затоптал конь.

«Неравный брак», Василий Пукирев

«Неравный брак» Пукирев написал в 1862 году, когда ему исполнилось ровно 30 лет. Картину приняли по-разному. Одни говорили, что «очень хорошая рама, таких ни у кого нет». Другие называли «трагической картиной русской школы». Однако, ни одна галерея не пожелала заполучить эту работу, так что Пукирев был рад и тому, что полотно по-дружески приобрел художник А.Борисовский. И только через 10 лет «Неравный брак» купил Третьяков. Заплатил 1500 рублей серебром, повесил на всеобщее обозрение - и стало происходить нечто странное.

Жалостливо глядя на полотно, москвичи рассказывали друг другу, что автор изобразил на картине собственное горе - его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника. А что мог поделать бедный художник?! Только изобразить самого себя рядом с любимой. Видите молодого чернобородого человека с горящим взглядом, что стоит, скрестив руки, в правом углу картины? Это он и есть…

И эти пересуды были правдой! Потому так пронзительна картина. Видно, работая над ней, художник, как мог, отомстил проклятому богачу - состарил его до невозможности. И что поразительно - тот вскорости умер. Но и это не помогло - любимая не вернулась к живописцу, а ушла в монастырь. У художника началась горячка, он уверял, что его преследует собственная картина. Одну за другой делал он ее копии, на одной из которых расписался углем прямо на своем изображении. Потихоньку Пукирев спился, жил на подачки друзей и умер в бедности и безвестности 1 июня 1890 года…

Москвичи рассказывали друг другу, что сама картина Пукирева оказывает мистическое влияние. Старики, готовящиеся жениться на молоденьких, совершенно не могут перед находиться - у него начинает белеть голова, у другого - сердце, а кто и вовсе сознание теряет. Недаром зрители прозвали картину «Кощей с невестой». Кстати, известный писатель-историк Н.Костомаров сознался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Да и с девушками на выданье, смотревшим на картину, начинало твориться что-то неладное. Либо свадьба разладится, либо брак несчастливым окажется. Ну а уж когда одна курсистка, собиравшаяся под венец, выйдя из галереи, бросилась под колеса проезжавшей конки, среди московских невест прочно утвердилось поверье - нельзя смотреть на картину Пукирева перед свадьбой!


"Демон поверженный"

У одного из самых ярких и неординарных гениев русской живописи, Михаила Врубеля, есть работы, с которыми также связаны личные трагедии самого художника."Демон поверженный" оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого Врубеля.Художник никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа, а также менять колорит. "Демон поверженный" уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

«Русалки», Иван Крамской тыц

Иван Николаевич Крамской традиционно считается главой русской реалистической живописи, вождем передвижников. Но удивительное дело - среди сотни реалистических работ, созданных Крамским, самыми известными и притягательными остались полотна мистические и таинственные.Правда о мистике Крамской не помышлял. Своих «Русалок» он задумал как полотно «по народным мотивам», взятым из «Майской ночи» Гоголя. Вот только получилось странновато - тяжелый лунный свет, колдовское озеро, призрачные русалки, вышедшие на ночной берег… Устроители первой выставки Товарищества передвижников (1871) повесили эту картину рядом с трогательным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели» . И случилось невиданное - не понравились ночным русалкам дневные птицы - в первую же ночь пейзаж упал со стены.

«Грачи прилетели», Алексей Саврасов тыц

Третьяков купил оба полотна. «Грачами» украсил свой кабинет, а «Русалкам» никак не мог найти места - перевешивал из комнаты в комнату. Он и раньше сталкивался с капризными творениями. Если какому-то полотну не нравился «сосед», картины начинали «воевать» - то краска полопается, то рама треснет, а то и вовсе одна из картин на пол рухнет. Но «Русалки» повели себя хуже всех - из залы, где их пристроил Третьяков, по ночам раздавалось тихое заунывное пение. Там отказались работать уборщицы, а дети Третьякова боялись даже мимо ходить. Третьяков и сам начал замечать, что, как только дольше побудет возле «Русалок», чувствует страшную усталость. Потом и посетители стали поговаривать, что рассматривать сцену из «Майской ночи» тяжело. А после по Москве пошел слух, что какая-то барышня, насмотревшись на картину Крамского, утопилась в Яузе. Хорошо, что старушка нянька, жившая в семье Третьяковых, присоветовала: «Повесьте в самый дальний угол, чтобы на нее свет не падал. Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!» Так и сделали. С тех пор, если речные девы на полотне и поют свои русалочьи песни, посетителям это не мешает.

«Женщина дождя»

Сейчас она скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» - самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда - не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.

Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор - винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, - вспоминает Светлана. - И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро - часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».
Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.
«Было интересно наблюдать, - говорит художница, - насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям».
Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне.
Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все рано не могу».
Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.
- Она мне снится, - жаловался он. - Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!
Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется.
Не ужилась.
- Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, - вспоминал он. - А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?!
Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма:
- Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет - так же, как и она его.

Анна Ахматова как-то сказала: "Когда человек умирает, изменяются его портреты". Живописный портрет, картина - это мощная энергетическая структура. Живописец не только пишет полотно на тот или иной сюжет - он передает свои чувства, мысли, мировоззрение, а главное - настроение, которое и формирует энергетику художественного полотна. Ее еще называют "катарсисом". Если сюжет картины непрекрыто агрессивного содержания, то это вызывает агрессию и у зрителя. Надо отметить, что картины, портреты несут разную энергетику. Подчас художник, сам того не сознавая, "нагружает" созерцателя своих картин тем катарсисом, от которого освобождается сам в процессе создания полотна.


Российские ученые, исследуя "фантомные" образы картин, пришли к выводу, что мощной отрицательной аурой обладают также "Девятый Вал" Айвазовского и ряд других знаменитых полотен. А при изучении энергетики "Черного квадрата" Казимира Малевича один из ученых... потерял сознание. "Это один большой сгусток темной силы и энергии. Будто в преисподней картину рисовали", - признался ученый, когда его с трудом привели в чувство. О картине Малевича "Черный квадрат" говорили раньше и говорят сегодня. И не только для того, чтобы набить цену. До сих пор никто не знает, что означает этот квадрат, и что хотел им выразить Малевич. "Черный квадрат" - это "черная дыра" в живописи, всасывающая положительную, а выбрасывающая отрицательную энергетику, которая сильно действует на психику зрителя.

Чёрный супрематический квадрат, 1915



Легенда гласит, что художник писал« Плачущего мальчика» с собственного сына. И поскольку малыш никак не мог плакать по заказу, отец зажигал перед его лицом спички — мальчик панически боялся огня. Якобы однажды ребенок не выдержал и крикнул: «Гори ты сам!» И проклятье сработало: картина была закончена, а через две недели ребенок в буквальном смысле« сгорел» от пневмонии. Через некоторое время сгорела мастерская художника. Вместе с самим художником.

На самом деле никаких исторических подтверждений этой легенды не существует. Бруно Амадио, известный под псевдонимом Браголин, мирно скончался 22 сентября 1981 в возрасте 70 лет. О том, кто именно позировал художнику для этой картины, ничего не известно. Зато известно, что в домах, украшенных репродукциями этой картины, часто случаются пожары. При этом сами репродукции не горят. В середине 80-х годов расследованием этой загадки занялась британская газета The Sun: была выпущена статья о семье погорельцев, утверждавших, что в страшном пожаре не уцелела ни одна вещь, кроме репродукции этой картины. Читатели начали присылать в газету истории об аналогичных случаях. Может быть, эта история так и осталась бы городской легендой, если бы вскоре не случился еще один пожар. На пепелище нашли еще одного« Плачущего мальчика» — совершенно неповрежденного. После этого редакция объявила акцию массового сожжения репродукций — для избавления от проклятья. Судя по всему, это помогло. Во всяком случае, новостей об огненных слезах плачущего мальчика с тех пор больше не было.

Клод Моне. Водяные лилии


Популярное

А вот водяные лилии кисти французского импрессиониста Клода Моне действительно пожароопасны, это не легенда. Картина« подожгла» несколько домов и музеев. Первым пострадавшим оказался сам живописец — вскоре после окончания работы над картиной мастерская Моне загорелась по необъяснимым причинам. Сами« Лилии» не пострадали. Позже картину приобрели для известного кабаре на Монмартре — через несколько недель оно сгорело дотла. Картина вновь не пострадала, и ее новым владельцем стал французский коллекционер Отто Шмидц. Через год в его доме начался пожар, и, несмотря на усилия огнеборцев, уцелела только одна стена. Та самая, на которой висели« Лилии». Картину стали считать проклятой, и она перекочевала из частных коллекций в музей современных искусств в Нью-Йорке. Вскоре после этого, в 1958 году, в музее случился пожар. В огне погиб один из сотрудников музея.

Билл Стоунхем. Руки сопротивляются ему

Американский художник-сюрреалист Билл Стоунхем написал эту картину с не самого удачного, но вполне невинного фото, на котором запечатлен он сам со своей младшей сестрой. На фотографии не было ровным счетом ничего зловещего, а вот на картине девочка превратилась в куклу, а мирный пейзаж за спинами детей — в стеклянную дверь, к которой прижаты детские ладони. По словам художника, стеклянная дверь — это барьер, разделяющий реальный мир и мир снов, а кукла — проводник в мир снов. Может быть, задумка и была таковой, но в итоге сама картина оказалась проводником в мир безумия.

Первым человеком, который увидел картину, а заодно и ее первой жертвой стал искусствовед и владелец Лос-Анджелес Таймс: почти сразу после знакомства с картиной мужчина скончался. Затем картину приобрел актер Джон Марли — и вскоре после этого умер во время операции на сердце. После этого картина совершенно непонятным образом оказалась на свалке, где ее нашел некий мужчина и решил украсить этим полотном свой дом. В первую же ночь после этого его четырехлетняя дочь прибежала в родительскую спальню в слезах: по ее словам, дети на картине дрались. На следующую ночь все повторилось, только теперь дети стояли за дверью. Новый владелец поспешил избавиться от картины, и она была продана на интернет-аукционе eBay за тысячу долларов. Новый владелец разместил картину в своей художественной галерее, но вскоре стал получать письма с требованиями ее уничтожить. Посетители жаловались, что картина доводит их до панических атак, спутанности сознания и даже до сердечных приступов.

Питер Брейгель старший. Поклонение волхвов

Деву Марию Брейгель писал со своей кузины. Увы, натурщица художника в жизни на деву Марию ничем не походила — несчастная женщина была бесплодна, а потому часто подвергалась избиениям со стороны мужа. И ее же обвинили в том, что она« заразила» картину: в доме, в который попадало это полотно, переставали рождаться дети. Четырежды картина попадала в частные коллекции, и четырежды делала бесплодными своих владельцев. В 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен — счастливый отец троих детей, которого проклятие картины, естественно, не пугало.

Диего Веласкес. Венера с зеркалом


Это зловещее полотно приносило несчастья своим владельцам на протяжении столетий и успокоилось лишь после того, как его проткнули ножом. Первой жертвой стал испанский купец — вскоре после покупки картины он разорился и был вынужден распродать все имущество. Новый хозяин картины владел богатыми складами в порту, и его благосостоянию ничто не угрожало. Кроме молнии, которая однажды ночью ударила прямо в склады, и начавшийся пожар сжег их дотла. И вновь хозяин картины разорен, и вновь полотно выставлено на аукционе. Картину купил еще один состоятельный господин, но, к несчастью, не разорился: через три дня в его дом проникли грабители и зарезали хозяина. И только в 1906 году картина перестала убивать: «Венеру с зеркалом» приобрели для Лондонской галереи, но демонстрировали картину недолго. Суфражистка Мери Ричардсон посчитала, что« проклятое полотно» нельзя демонстрировать в галерее, потому что оно унижает достоинство женщин, и изрезала картину ножом. Восстановленная« Венера», кажется, утратила свой злой нрав после этого происшествия.

Иван Крамской. Неизвестная


Картина сама по себе является загадкой: никто из современников Крамского так и не угадал, кого написал художник — женщина на картине всем казалась смутно знакомой, но никто не мог вспомнить, где же встречал« Неизвестную». Художник же на все расспросы отвечал таинственной улыбкой. А вот картина если и улыбалась своим владельцам, то разве что зловеще. Третьяков отказался покупать полотно для своей галереи, и картина перешла к частному владельцу. Вскоре от него ушла жена, и брошенный муж поспешил избавиться от портрета. Второй владелец картины потерял не жену, а дом — здание сгорело, но картина уцелела и перешла к третьему владельцу. Вскоре тот разорился. Несчастья не обошли стороной и самого Крамского: спустя год после написания картины художник потерял двоих сыновей. Картину же увезли из страны, но и там новых владельцев преследовали несчастья. Лишь в 1925 году полотно заняло, наконец, место в Третьяковской галерее и с тех пор перестало приносить несчастья.

Эдвард Мунк. Крик

Сам художник говорил о своей самой знаменитой картине так:

Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось. Неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.

Но фигура кричащего и ужас на его лице скорее наводят на мысли о смертельной агонии, а не о природе. Картина пугает одним своим видом, но, увы, этим ее проклятие не исчерпывается.

Один из служащих музея, в котором хранится« Крик», однажды уронил картину. Вскоре после этого несчастного стали мучить сильные головные боли. Нестерпимые мигрени вскоре довели его до самоубийства. Другой работник музея уронил картину во время смены экспозиции. Вскоре после этого он попал в страшную автомобильную аварию. Посетитель музея, который решил незаметно потрогать картину, неделю спустя заживо сгорел в собственном доме. Проклятое полотно не пощадило даже собственного творца: Эдвард Мунк пережил тяжелый нервный срыв, вследствие чего ему пришлось пройти лечение электрошоком. Художник скончался в возрасте 81 года, оставив в дар родному городу несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей. Но «Крик» затмил их все.

Итальянские ученые заявили, что они нашли останки, которые могут принадлежать Лизе дель Джокондо. Возможно, тайна «Моны Лизы» будет раскрыта. В честь этого вспомним самые загадочные картины в истории.

1. Джоконда
Первое, что приходит на ум, когда заходит речь о загадочных картинах, либо о картинах-загадках - это «Мона Лиза», написанная Леонардо да Винчи в 1503-1505 годах. Грюйе писал, что эта картина может свести с ума любого, кто, насмотревшись вдоволь на нее, начнет вести о ней разговоры.
«Загадок» в этой работе да Винчи находят множество. Искусствоведы пишут диссертации по наклону руки Мона Лизы, медицинские специалисты ставят диагнозы (от такого, что у Джоконды нет передних зубов до такого, что Мона Лиза - мужчина). Есть даже версия, что Джоконда - это автопортрет художника.
Кстати, особую популярность картина приобрела только в 1911 году, когда была украдена итальянцем Винченцо Перуджио. Нашли его по отпечатку пальца. Так «Мона Лиза» ещё и стала первым успехом дактилоскопии, и огромным успехом маркетинга рынка искусств.

2. Черный квадрат


Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску.
Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

3. Крик

С картиной «Крик» загадочно не то, что она якобы тяжело влияет на людей, заставляя их чуть ли не совершать самоубийство, а то, что эта картина - по сути, реализм для Эдварда Мунка, который в пору написания этого шедевра страдал от маниакально-депрессивного психоза. Он даже вспоминал, как именно он увидел то, что написал.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

4. Герника


Пикассо написал «Гернику» в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про «Гернику»: «Это сделали вы?», художник ответил:«Нет, это сделали вы».
Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. «Герника» считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

5. Иван Грозный и сын его Иван


Все мы знаем картину «Иван Грозный и сын его Иван», называя её обычно «Иван грозный убивает своего сына».
Между тем, убийство Иваном Васильевичем своего наследника, весьма спорный факт. Так, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.
Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей.
Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический». Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
На картину однажды было совершено настоящее покушение.
16 января 1913 года двадцатидевятилетний иконописец-старообрядец Абрам Балашов нанес ей три удара ножом, после чего лица изображенных на картине Иванов Илье Репину пришлось писать фактически заново. После происшествия, тогдашний хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о вандализме, бросился под поезд.

6. Руки противятся ему


Картина Билла Стоунхема, написанная им в 1972 году, прославилась, скажем прямо, не самой доброй славой. Согласно информации на E-bay, картина через некоторое время после покупки была найдена на свалке. В первую же ночь, как картина оказалась в доме нашедшей её семьи, дочь прибежала к родителям в слезах, жалуясь, что «дети на картине дерутся».
С того времени за картиной очень нехорошая репутация. Купившему её в 2000 году Киму Смиту постоянно приходят гневные письма с требованием сжечь картину. Также в газетах писали, что в холмах Калифорнии иногда появляются призраки, как две капли воды похожие на детей с картины Стоунхема.

7. Портрет Лопухиной


Наконец, «нехорошая картина» - портрет Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским в 1797 году, через некоторое время стал иметь дурную славу. На портрете была изображена Мария Лопухина, которая скончалась вскоре после написания портрета. Люди стали говорить, что картина «отбирает молодость» и даже «сводит в могилу».
Достоверно неизвестно, кто пустил такой слух, но после того, как Павел Третьяков «бесстрашно» приобрел портрет для своей галереи, разговоры о «загадке картины» поутихли.

С древних времен люди верили в мистическую силу картин. Достаточно вспомнить первобытные племена и их наскальную живопись, изображающую сцены удачной охоты: прорисовывая пронзенную копьями добычу, древние художники пытались наглядно показать духам-покровителям, чего они ждут от предстоящего дня.

Однако, существует множество легенд и преданий, повествующих о проклятых картинах, которые приносят своим обладателям несчастья и даже смерть.

«Демон поверженный» Врубеля

Михаил Александрович Врубель, один из самых известных художников России, отличился сразу двумя «проклятыми» полотнами. Первая картина, портрет его горячо любимого сына Саввы, была написана незадолго до смерти ребенка. Горькая потеря в семье художника произошла неожиданно: Савва заболел и скоропостижно скончался.

В этот же период Михаил Александрович писал картину «Демон поверженный». Ее создание совпало с серьезными ухудшениями физического и душевного здоровья художника, в том числе - на фоне смерти маленького сына. Согласно воспоминаниям современников, он никак не мог оторваться от написания картины, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Более того, однажды во сне к нему явился Демон и потребовал назвать полотно иконой, так как перед прекрасным поверженным злом должны преклоняться как перед другими мучениками.

После того, как картина была отправлена на выставку, Врубель отправился в след за ней и продолжил вносить изменения в свою работу прямо в выставочном зале. Понимая, что становится одержимым, Врубель согласился на лечение в психиатрической клинике. Однако, болезни художника не отступали. Улучшив свое душевное состояние и вернувшись к прежней жизни, он начал терять зрение и последние годы жизни провел в полной темноте.

«Плачущий мальчик» Джованни Браголина

В 1985 году в Северной Англии произошла череда пожаров. Некоторые пострадавшие утверждали, что из всего их имущества уцелела лишь репродукция картины «Плачущий мальчик», написанной Джованни Браголина, итальянским художников XX века. В короткое время по всей стране прокатился слух о том, что картина была проклята. Дошло даже до того, что одно из печатных изданий опубликовало информацию о том, что все владельцы репродукций этого полотна должны немедленно от них избавиться, более того, приобретение и хранение копий картины было запрещено властями.

Согласно легенде, в качестве натурщика для этой картины Браголина использовал своего сына, а для получения нужной эмоции, он жег спички перед лицом малыша. Это было особенно жестоко, поскольку художник знал: его маленький сын испытывает панический страх перед огнем.

В конце концов, измученный ребенок крикнул своему отцу: «Гори ты сам!», и эти слова в скором времени исполнились. Через пару недель от воспаления легких скончался мальчик, а вскоре - сгорел дом, в котором находился его отец.

«Водяные лилии» Клода Моне

Полотно «Водяные лилии» импрессиониста Клода Моне также считается проклятым: практически сразу после того, как картина была закончена, в мастерской художника произошло возгорание. «Водяные лилии» уцелели.

Для того чтобы отремонтировать свою студию, Клод Моне продал картину владельцу одного из кабаре на Монмартре. Увы, пейзаж не долго украшал это увеселительное заведение: меньше чем через полгода оно превратилось в пепелище. Уцелело ли что-то? Да, огонь и на этот раз пощадил «Водяные лилии».

Далее картина попала к одному из парижских мецентаов - Оскару Шмитцу. И уже через год дотла сгорел его дом: говорят, что возгорание началось именно в той комнате, на стене которой висела картина. К слову, снова уцелевшая.

Подобные истории повторялись раз за разом, и в 1955 году «Водяные лилии» оказались в Нью-Йоркском музее современного искусства. Картина не долго радовала глаз посетителей. Спустя три года второй этаж, на котором было выставлено полотно, серьезно пострадал от пожара. На этот раз, в огне погиб и злополучный шедевр.

«Крик» Эдварда Мунка

Картина «Крик», известного норвежского художника Эдварда Мунка - одно из самых узнаваемых и цитируемых произведений искусств. Ее стоимость оценивается в десятки миллионов долларов, но многие люди наверняка отказались бы повесить ее у себя дома, даже если бы она досталась им бесплатно. Дело в том, что с этой картиной связано множество несчастных случаев и совпадений, что заставляет думать о проклятии, которое несет это полотно.

Множество людей, деятельность которых так или иначе была связана с картиной, испытали на себе ее негативное воздействие: глубочайшие депрессии, внезапная смерть и разрыв отношений с близкими людьми - это только начало списка.

Располагаясь в музее города Осло, картина не прощала никого, кто так или иначе посягал на ее сохранность. Так, один из музейных служащих однажды случайно уронил шедевр. В скором времени у него начались сильнейшие головные боли, которые довели его до самоубийства.

Другой музейный рабочий также случайно выронил картину, когда перевешивал ее с одной стены на другую. Спустя несколько дней он попал в жуткую автомобильную аварию, получив сотрясение мозга, и серьезные переломы конечностей.

Как известно, музейные экспонаты трогать нельзя. Нарушитель этого правила, потрогавший полотно пальцами, сгорел заживо в своем доме через пару суток после этого.

Видео - Проклятые картины ТОП 5






Top