Там где нет простоты добра. Нет величия, где нет простоты, добра и правды

Наш конкурс для блоггеров “Познавая себя – познаешь Мир” (об условиях можно узнать здесь) вызвал интерес у одного человека. И сегодня у меня в гостях профессиональный психолог с 20-летним стажем и просто интересный человек Компаниец Наталья.

Для участников конкурса Наталья приготовила акцию. Но об этом она расскажет сама.

Каждый из нас в чем-то «асс».

А в чем-то – лишен понимания.

Но каждый из нас (я прошу минутку внимания…)

Частичка всего Мироздания.

И выполняет Его задания…

Так давайте поможем друг другу

В трудном и важном деле:

Совершенствовать Дух,

Оставаясь пока что в теле…

Может быть, мы зажгли еще не все звезды

На небосклоне своей судьбы.

Нет, никогда не поздно,

Познать, в чем сильны мы,

А в чем – слабы.

Почему люди так не любят говорить о себе? Причины могут быть разными. Иногда – из скромности, иногда – думают, что другим это будет не интересно. А зачастую – просто не знают: а о чем, собственно, говорить?

Ведь на самом деле каждая конкретная ситуация нашего общения выявляет всего лишь одну из многочисленных возможностей проявления личности. Встретил одноклассника – говорим о друзьях, музыканта – о музыке, любителя футбола – о последнем матче и т.п.

В своей жизни мы постоянно играем массу ролей, даже в течение одного дня. Ты – то строгий родитель, то требовательный ребенок, рассерженный покупатель, улыбающийся зритель. Наедине с собой – романтик, философ и поэт, на людях – дотошный скептик. Так о чем рассказывать?

Человек может так крепко сродниться со своими ролями, которые он играет, что на приглашение отправиться в более глубокое путешествие он либо не соглашается, либо не всегда осмеливается: «Кто знает – кого и что я там встречу?». И снова выбирает роль – наблюдателя…

А глубины твоего внутреннего мира (и это точно подтверждает моя многолетняя практика) – это «шахта, полная алмазов». Только залегают они у каждого на разной глубине. То, что каждый человек уникален, неповторим и прекрасен – абсолютно верно. Но как это увидеть?

Лис из сказки Антуана де Сент-Экзюпери сказал Маленькому принцу: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Вот поэтому чаще всего человек раскрывается во всей полноте именно там и тогда, когда он чувствует себя любимым.

Ведь согласитесь, влюбленные часами могут рассказывать о себе друг другу. Или маме… особенно если с ней сложились открытые и искрение отношения… Или… например, психологу…

Ведь в каждом из этих случаев нет необходимости тебя оценивать, насколько ты плох или хорош. Тебя (и это – главное!) могут понять и принять таким, какой ты есть, чтобы в зеркале другой души ты увидел самого себя и понял, что на самом деле ты – маленькое Чудо, Созданное на Радость Людям.

Одна бабушка на встрече с родителями удивленно спросила меня: «И мой пятилетний оболтус тоже?» «Да!» – с полной уверенностью ответила я. И она радостно улыбнулась и облегченно вздохнула. Потому как и сама об этом хорошо знала… в глубине своего любящего сердца.

И мы заранее искренне благодарны всем смельчакам, которые хоть чуть-чуть приоткроют тайны своей души, участвуя в этом конкурсе. Потому что нет на свете ничего важнее, чем знакомство и встреча с собой, истинным.

На время проведения конкурса предлагается акционная скидка (75%) на любую онлайн консультацию с психологом Компаниец Наталией. Обсуждение вопросов, относящихся к конкурсу – бесплатно. Связь через электронную почту [email protected] или на блоге О Мысли.

10 класс

Сочинения по русской литературе

«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ»

(противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее «Война и мир»)

В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор противопоставляет мирную жизнь людей с ее заботами, переживаниями, стремлениями, простыми человеческими чувствами. Тот же прием антитезы использовал писатель и при описании народной массы, крестьян, солдат, партизан, городских тружеников, которым противопоставляется высший свет - сановники, придворные, военные, сословная знать. Это два полюса в романе, резко противоположные по своему образу жизни, стремлениям, духовному миру. Толстой постоянно показывает разницу между истинным и ложным патриотизмом, бескорыстием и эгоизмом, естественностью и фальшью, простодушием и притворством, честностью и лживостью, простым повседневным героизмом и высокими амбициями и т. д.

Однако наиболее ярко прием противопоставления двух разных начал проявляется в образах двух полководцев, двух великих личностей: Кутузова - предводителя народной войны и Наполеона - командующего армией грабителей, мародеров и убийц. Яркий контраст заметен уже во внешнем виде командующих русской и французской армиями: в портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но эти детали делают облик полководца особенно естественным, человечным, близким, потому что во внешности этого человека видны его истинные высокие нравственные качества. Наполеона же писатель характеризует как маленького человечка с притворной улыбкой, отмечает его жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т. д. Все это говорит о сатирическом, ироничном отношении автора к французскому полководцу.

Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, считая, что историю творит народ. Однако говорить о полном отрицании нельзя: отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей людей, писатель отрицал ту личность, которая отделяет себя от народа, ставит себя выше его. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет важную роль в развитии исторических событий, - этого автор «Войны и мира» не отрицал никогда. Ярким представителем личности первого типа в романе выступает Наполеон, второго - Кутузов. Эти два персонажа - своеобразные нравственные полюсы романа-эпопеи.

Мудрый Кутузов, свободный от тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю провидению, прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и потому стал представителем и предводителем народной освободительной войны. То высокое чувство, которое носил в себе Кутузов, придавало ему нравственную свободу, явившуюся результатом духовного слияния полководца с народом: «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Именно это чувство внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Воплощением же этой жестокости в произведении становится Наполеон.

Французский полководец, совершенно равнодушный к людям и лишенный нравственного чувства, в своих действиях руководствуется исключительно эгоистичными стремлениями - как собственными, так и своей армии, которой движут низменные инстинкты, стремление к обогащению и славе. «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... цель каждого из этих людей... состояла в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена».

Эгоизм, жестокость, амбициозность этого человека в конечном счете вели французскую армию, насквозь пропитанную теми же низкими страстями и помыслами, не к победе, а к позору и гибели. Толстой говорит о Наполеоне, что он «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра, всего человеческого». Это - не показатель силы, это - свидетельство его слабости.

Сила же Кутузова как полководца - не только в его собственных высоких устремлениях, но и в глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан. Все его действия неизменно были направлены к одной цели, имевшей общенациональное значение. «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа». Он не думает о себе, не играет никаких ролей, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Своими распоряжениями он помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска: «...он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит...»

Для Наполеона же война - это игра, а люди - пешки в этой игре. С его молчаливого согласия французские солдаты в Москве воруют, грабят, насилуют, убивают невинных жителей. Одна из характерных черт этого полководца - актерство, позерство, любовь к внешним эффектам. Его речь напыщенна, во всем его поведении видна фальшь, лицемерие, высокомерие и тщеславие. Он вообразил себя властелином мира, «сверхчеловеком» . Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях жизни, искренне верит в силу своей воли, воображает себя творцом истории. На самом же деле, Наполеону только кажется, что он правит миром. «В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самими событиями», - говорит Толстой. Именно таким «ярлыком» и представляется нам Наполеон. Он возглавляет исторические силы, направленные ложным путем, и поэтому обречен. Подлинная свобода человека, личности, по мнению автора «Войны и мира», заключается в исполнении закона, в добровольном подчинении своей воли «высшей цели». В образе французского полководца этой свободы нет. Таким образом, Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной, самоуверенной и гордой личности.

По-настоящему же свободной, а потому великой личностью является в романе именно Кутузов - простой и скромный, искренний и правдивый человек, близкий и понятный русским солдатам, в самые тяжелые для страны дни находящийся рядом со своей армией, поддерживающий ее морально, поднимающий ее боевой, патриотический дух. Руководствующийся идеалами «простоты, добра и правды», он способен на сочувствие и жалость даже по отношению к врагу: «Пока они были сильны, мы их не жалели, - обращается Кутузов к своим солдатам, - а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» Это гуманное чувство к поверженным, замечает писатель, «лежало в душе каждого солдата».

Таким образом, противопоставляя двух полководцев, Л. Н. Толстой не только стремится показать противоположность их личностей, их характеров, их стремлений и действий. Он разоблачает ложное величие, показывая истинный высокий человеческий дух. По-настоящему великим, в понимании писателя, является тот чело^ век, который получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом, армией и нацией в целом. Он, Кутузов, связан с массой «обыкновенных людей» общенародными совместными целями и действиями, любовью к своему Отечеству. В то время как для Наполеона эти понятия чужды, незнакомы. Его внимание сосредоточено только на себе самом и своих корыстных целях. Он не понимает значения совершающихся событий и потому не может быть великим.



По мнению Л. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне-нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту-зова — полководца народной войны, и Наполеона — «ничтожней-шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо-гатство — он вместе с русскими солдатами борется засвободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу-шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «...по непреодо-лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав-ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт-рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры-ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, вевои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша-ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме-сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю-дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед-них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа-леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он чцтал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля-дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли-зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внеш-не это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но имен но в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полководца.

Наполеон — полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще-ния. По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж-дый вез и нес сдобой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы... со-стояла... в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак-теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир-ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.


Похожие сочинения
  • Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Просмотров: 5076



Top