Задания на логику для ребенка 5 лет. Почему убегают оленята? Картинки для занятия о космосе
Логика - важнейший элемент в умении ребенка мыслить и учиться. В возрасте 4-5 лет дети могут с большим удовольствием играть в логические игры.
Взрослому нужно стараться, чтобы занятия проходили интересно, весело. Интерес — лучшее побуждение. Не стоит спешить и торопить малыша, нужно дать ему время подумать, высказать свое мнение. Так ребенок научится рассуждать вслух, видеть логику решения, давать обоснованные ответы.
Графические логические задачи.
Речевые логические задачи.
Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
Для кого Виталик оставил рябинку?
Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?
Что ищет медведь?
Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?
Автьр: И.А. Паничев
Что за зверек?
Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?
***
Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?
Почему убегают оленята?
Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?
Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась.
А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые. Что здесь произошло?
Здесь представлены игры, задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления. Для детей и родителей, воспитателей и логопедов.
Задания для детей средней группы детского сада на тему «Пространство вокруг нас»
Задание 1
Раскрась предмет, который находится в правом верхнем углу листа, синим цветом, в правом нижнем - зелёным, в левом нижнем - красным, в левом верхнем - жёлтым, в середине листа - оранжевым.
Задание 2
Раскрась птичек, которые летят выше облака, синим цветом, ниже облака - зелёным цветом. Какие птицы летят направо, а какие - налево?
Задание 3
Покажи рисунок, где банан под яблоком и над вишней; где вишня над яблоком и под бананом; яблоко под бананом и над вишней. Расскажи, как расположены фрукты на других картинках. Раскрась одинаковые фрукты одним цветом.
Задание 4
Расскажи, где сидит петушок, где сидит кот, где сидит курочка, где находится дом, где стоит дерево. Раскрась картинку.
Задание 5
Раскрась игрушку, которая слева от мячика, красным цветом, справа от мячика - жёлтым, сверху - синим, а снизу - коричневым. Остальные игрушки раскрась в любые цвета.
Задание 6
Раскрась картинки: в верхнем правом углу - зелёным, в верхнем левом - красным, в нижнем правом - жёлтым, в нижнем левом - синим, посередине - оранжевым цветом. Остальные картинки раскрась, как хочешь.
Задание 7
Какая схема комнаты соответствует рисунку? Расскажи, где что стоит.
Раскрась подходящую схему.
Задание 8
Кто на карусели выше всех? Раскрась его корзинку синим цветом. Кто ниже всех? Раскрась его корзинку зелёным цветом. Кто между белкой и ёжиком? Раскрась его корзинку красным цветом. Расскажи, где находятся остальные зверята.
Задание 9
Расставь предметы по местам при помощи стрелок: кастрюлю - на стол, стакан - перед кастрюлей, ложку - справа от кастрюли, грушу - за кастрюлей, табурет - под стол, банан - слева от кастрюли, мяч - на табурет.
Задание 10
Нарисуй в левом верхнем квадрате цветок, в правом нижнем - грибок, в правом верхнем - яблоко, в левом нижнем - листочек, в левом квадрате среднего ряда - домик, в правом квадрате среднего ряда - грушу, в верхнем среднем квадрате - зонтик, в нижнем среднем квадрате - солнышко, в среднем квадрате - ёлочку.
Задание 11
Нарисуй на этой салфетке с левой стороны жёлтый цветок, с правой - синий, а посередине - красный.
Задание 12
Где расположено солнце?
В какую сторону едет машина?
С какой стороны у дома дверь?
В какую сторону бежит собака?
Где на рисунке расположен дом: справа или слева от ёлочки?
Задание 13
Назови, кто где живёт. Например, лягушка живёт между ёжиком и поросёнком, ёжик живёт слева от лягушки, над мышкой …
Раскрась этих животных.
Задание 14
Нарисуй слева от зайца мячик, справа от мишки - флажок, между мишкой и зайкой - кубик. Раскрась картинку
Задание 15
Нарисуй справа от машины ёлочку, слева от домика - берёзку, между машиной и домом - кустик. Раскрась картинку
Задание 16
Раскрась на этих рисунках только правые рукава и правые ботинки. Раскрась карман с левой стороны.
Задание 17
Раскрась игрушку, которая слева от кубика, красным цветом, а ту, которая справа от кубика, - жёлтым цветом.
Задание 18
Дорисуй у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших - по одной ручке с правой стороны. Раскрась картинку
Задание 19
С левой стороны на полке нарисуй кубик, с правой - яблоко, а посередине - вазу.
Задание 20
Раскрась машинки: левую - зелёным цветом, последнюю - синим, после зелёной - жёлтым, перед синей - красным.
Задание 21
Колпачок первого гномика раскрась красным цветом, колпачок последнего - оранжевым, колпачок гномика, стоящего предпоследним, - синим. У гномика, стоящего между вторым и четвёртым, раскрась колпачок зелёным цветом.
Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.
С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».
Программа и планирование развивающих занятий
Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.
Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.
Тематический материал:
Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:
- развитие речи и обучение грамоте;
- математика и логика;
- творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
- физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
- расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
- художественная литература.
Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.
Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.
План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
развитие речи | Описание игрушки | Составление рассказа по картинке | Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу» | |||
обучение грамоте | Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | |||
математика и логика | Раньше, позже | Число и цифра 4 | Квадрат | |||
творчество | Аппликация «Светофор» | Рисование пальчиковыми красками | Лепка из соленого теста | Конструирование из бумаги | Игры с конструктором | Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению |
физическое развитие | Игры с мячом | Упражнения на фитболе | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Подвижные игры | Бассейн (или посещение спортивной) секции | |
расширение кругозора | Правила дорожного движения | Признаки зимы. Зима в лесу. | Свойства воды. Игры со льдом. | |||
художественная литература | Чтение народной сказки | Разучивание потешки | «Зимовье зверей» сказка | Знакомство с жанром рассказ | Рассказы Носова |
В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.
Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.
Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.
В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.
Какие задания подойдут для детей 4-5 лет
В статье Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:
- употребление предлогов;
- ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
- понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
- употреблять существительные по числам;
- считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
- проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.
Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.
Развивающие пособия 4+
Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.
К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.
Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».
Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».
Чтение по азбуке и учебники по математике
Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.
Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.
Тематический материал:
Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».
Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.
Задания в картинках
Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.
Изучаем право и лево
Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.
Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.
Математика
Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.
А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.
Развитие речи
По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.
Логика
Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».
Или закончить логический ряд.
Картинки для занятия о космосе
Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.
Упражнения и игры
В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.
Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.
Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.
Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.
Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.
Читайте тематические статьи