Татьяна - милый идеал. Сочинение на тему Татьяна — «милый идеал

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его словам, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью.

Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас".

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Её утомляет несносный вздор, который занимает женщину ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам большого света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток.

Правдивость и чесность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем, и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы. В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих.

Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: "Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой." Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна - та решительна русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений.

Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Л. Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из "Героя нашего времени", Пушкина - Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Роман в стихах «Евгений Онегин» написан Пушкиным в 1823-1831 годах. В романе подробно описаны быт и нравы российского общества первой половины XIX века, а также различные черты людей этого общества. Некоторые герои романа могут вызвать у читателей симпатию и любовь, некоторые - неприязнь. По авторским отступлениям можно судить об отношении самого поэта к своим героям. Из всех героев романа более всего любима автором Татьяна Ларина. Ее образ самый чистый и светлый, самый милый и прекрасный в «Евгении Онегине». Кто же такая Татьяна Ларина, какую роль играет и какая судьба уготована для нее в романе? Чем ее образ дорог Пушкину? Как складываются ее отношения с другими героями?
Татьяна - воплощение мечты идеала самого Пушкина. Ее образ соткан из тех черт и качеств, которые наиболее дороги автору. «Я так люблю Татьяну милую мою!» - признается Пушкин. Из всех героев романа Татьяна более всего привлекает к себе чистотой, искренностью и поэтичностью.
Ни Ленский, ни Ольга, ни Онегин, ни какой-либо другой герой не вызывает в читателях большей симпатии и любви, чем Татьяна.
Татьяна задумчива и мечтательна. Она находит радость в общении с природой, в рассказах старой няни, любит встречать восход солнца. «Ей рано нравились романы; они ей заменяли все». Наша героиня живет в своем собственном, искусственно созданном мире. Это мир фантазии и мечты. Однако в нем нет фальши и лжи. Он закрыт для посторонних, принадлежит одной лишь Татьяне и воспитывает в ней лучшие человеческие качества: преданность мечте, способность сильно и искренне любить, сохранять верность до конца, быть всегда чуть выше окружающего мира и свободней от его влияния. Любовь к природе, к русской культуре, отрешенность от мелочных повседневных забот, романтичность - вот что отличает Таню от окружающих ее людей. И отличие ее слишком нехарактерно, слишком непонятно для мира, в котором Татьяна существует. С самого детства ее никто не понимал:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
У нее не было ни подруг, ни друзей. Няня, самый близкий ей человек, также не могла понимать ее. Не понял, не захотел понять ее и Онегин, которого она любила всей душой. Сам того не желая, Онегин стал лучом, который озарил внезапно уединенный мир Татьяны. Все богатства души, копившиеся в течение лет, обратились в глубокое и сильное чувство. Ее любовь преданна и бескорыстна, она не требует никаких наград. Татьяна понимает, что не будет счастлива, что любовь ее, возможно, изменит жизнь не в лучшую сторону, но героиня продолжает «верить избранной мечте».
Итак, Татьяна непонята. Онегин, пресыщенный жизнью, полный равнодушия и презрения к миру, с мертвой душой, не способен откликнуться на порыв юного «пламенного и нежного» сердца. В результате, несчастная и безучастная к своей участи, Татьяна становится женой генерала, человека, которого она не любит и не полюбит никогда. Трагедия Татьяны в том, что она обречена на одиночество, непонимание до конца своих дней. Она вынуждена играть роль светской дамы и любить недостойного ее человека. К концу произведения наша героиня уже далеко не та наивная и доверчивая девочка, без ума влюбленная в рыцаря из романа, а мудрая, гордая женщина, до конца разобравшаяся в своей любви и любимом человеке. По-другому стала Татьяна воспринимать Онегина после посещения его библиотеки. Сомнения и разочарования поджидали там Татьяну. «Уж не пародия ли он?» - такой вопрос зазвучал в ее душе. Но, несмотря ни на что, любовь ее не стала слабее. Однако это уже не то восторженное и слепое чувство, как ранее. Это - любовь-мука, любовь с отпечатком трагедии.
Возникает вопрос, почему Пушкин предназначает своей героине столь трагическую судьбу? Начиная с первого упоминания о Татьяне Лариной, автор открыто признается в своих симпатиях по отношению к ней. Как нежно, как заботливо, с каким участием повествует он о своей «милой Тане»:
С тобой теперь я слезы лью.
В этой строчке мы видим горячее сопереживание поэта, его готовность идти вместе с Таней до конца. Пушкин видит всю глубину заблуждений Татьяны. «Погибнешь милая», - предрекает он ее судьбу. Однако в его отношении нет ни тени осуждения или порицания. И тем не менее автор не делает свою героиню счастливой, хотя она этого заслуживает. Пушкин реалистичен в своем произведении. А жизнь нередко обращается жестоко с людьми, обладающими гордой и чистой душой. Как можно видеть, два выхода есть у таких людей в жизни: смерть в расцвете жизненных сил, на взлете или смерть человека как личности путем втискивания его в общепринятые узкие рамки. Первый путь достался Ленскому, которого можно отнести к таким вот свободным романтикам. А второй достался Татьяне.
Но все же и здесь Пушкин идет не до конца. Несмотря на вешний облик светской «неприступной богини» и холодность, Татьяна сохраняет красоту души, живой ум, своенравность. У Пушкина восторженное обожание сменяются скорбью по прежней Тане:
Кто б смел искать девочки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Общество, к сожалению, не способно отличить истинные ценности от подложных и воздать должное действительно прекрасным людям. Юной чистой девочке нет места в лживом и черством светском обществе. Только став «законодательницей зал», она обрела признание и уважение. Но нужно ли Татьяне такое признание? Многие девушки позавидовали бы Татьяниной судьбе. Еще одна деталь, подчеркивающая ее достоинства, - равнодушие к славе, деньгам. Ей не нужны почести и балы, пустые разговоры и сплетни. Но то, что действительно ей нужно, так и не суждено найти героине. Вроде бы в конце все идет к счастливой развязке: она любит Онегина, а Онегин любит ее. Но любовь уже бессильна. Слишком много было выстрадано Татьяной, слишком много она поняла. Она до конца осознала, что за человек Онегин, поняла, что никогда они не поймут друг друга и не будут счастливы вместе. Кроме того, оставалась еще и горечь прежней обиды. В ее чувствах смешались и гнев, и боль, и горечь, и любовь. Но и в несчастье Татьяна величава и горделива. Она прошла сложный и тяжелый путь через любовь. И нельзя сказать, что он сломал ее. Образ Татьяны гак и остался светлым.
Итак, Татьяну по праву можно назвать «светлым идеалом» как для самого Пушкина, так и для читателей «Евгения Онегина». Ее чистый и яркий образ заслуживает лишь любви и уважения. Пушкин создал этот литературный образ как включающий в себя лучшие качества девичьей души и души человека вообще.

Татьяну Ларину Пушкин называл своим «милым идеалом», а Белинский - «колоссальным исключением».

Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», ее непохожесть на всех видна даже во внешности:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива…

Пушкин не дает подробного описания внешности Татьяны, и это не случайно: в Татьяне интересен внутренний облик, склад ее души. Обилием отрицательных частиц – «не привлекла б», «ни красотой сестры своей», «ни свежестью» - Пушкин акцентирует внимание не столько на том, какой была Татьяна, сколько на том, какой не была – не была такой, как все, какой ей предписывалось быть.

Исключительность Татьяны выявляется более ярко при сопоставлении с ее младшей сестрой Ольгой. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела». Несколько настораживает это «всегда»: в Ольге не чувствуется внутренней жизни, поэтому не случайно внешний портрет полностью исчерпывает её характеристику:

Глаза, как небо, голубые,

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Не случайно Онегин, увидев сестёр в первый раз, в одно мгновение отличил Татьяну от Ольги:

Позволь, я выбрал бы другу,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Татьяну отличает напряженная внутренняя жизнь, умение глубоко и сильно чувствовать. «Задумчивость», «мечты», «воображение мятежное» - всё это указывает именно на жизнь души, полнокровную, бурную, многогранную. Татьяна черпает пищу для души во всём, что ее окружает: в природе, в рассказах няни, в русских песнях, обрядах, во французских романах. Это – ее мир, который для других странен, непонятен, и, пожалуй, лишь Онегин смог почувствовать глубину и самобытность этого мира.

Нигде так, как в любви, не раскрывается человек. Именно Татьяна, в отличие от Онегина, изначально наделена умением искренне и глубоко любить. В Татьяне никогда не было ни малейшей фальши, неискренности – «Татьяна любит не шутя». Её любовь – это пожар, пламень, не случайно Пушкин использует такие выражения, как «жаркий сон», «тайный жар», «ланиты мгновенным пламенем покрыты», «пышет бурно», «в ней страстный жар».

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?

Любовь Татьяны не подвластна расчету, даже хладнокровному размышлению. Ее письмо к Онегину – единственная возможность быть услышанной и понятой в этом пожаре любви. Испуг, смятение и вместе с этим страстное ожидание, томление от неизвестности и надежда, которая готова обернуться отчаянием, - насколько богата палитра чувств Татьяны перед встречей с Онегиным в саду! Как далеко это состояние от «науки страсти нежной», которую в совершенстве постиг Онегин.

Даже неразделенная любовь воспринимается Татьяной как неизбежная часть жизни. После объяснения с Онегиным в саду и его разумной, но холодной «проповеди» Татьяна не замыкается в себе, в своем страдании, напротив, страдание и любовь обостряют все чувства Татьяны, именно поэтому еще до ссоры Онегина и Ленского Татьяна, почувствовав их разность, предугадала неизбежную трагедию, что отразилось в ее фантастическом сне.

Почему именно Онегин стал ее избранником? «Пора пришла, она влюбилась», - читаем у Пушкина. Однако почему влюбилась именно в Онегина, а не в Ленского, например? Татьяна чувствует людей сердцем, она не умеет судить о людях «хладнокровно». Еще не зная Онегина, она почувствовала его исключительность, его «странность», а ведь и она сама для всех была странной. Более глубокое понимание Онегина приходит к Татьяне лишь после его отъезда, когда Татьяна читает книги с его пометками, разгадывая ход его мыслей. Увидев портрет лорда Байрона, «каменную куклу Наполеона» в кабинете Онегина, Татьяна предполагает: «Уж не пародия ли он?» Татьяна здесь недалека от истины, но истины уже прошлой. После дуэли с Ленским прежний мир Онегина, в котором он не без удовольствия играл роль разочарованного скептика, в котором и впрямь был недалек от пародии на «байронического героя», этот мир разрушается, меняются представления Онегина о жизни и о месте любви в человеческих отношениях. Татьяна понимает Онегина Петербурга и не знает изменившегося Онегина. Однако именно с этого момента «для бедной Тани все были жребии равны», и она дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест».

В финале романа Татьяна, изменившись, казалось бы, внешне, всё же сохраняет свою прежнюю исключительность – это подчеркивается ее сопоставлением со светской красавицей Ниной Воронской, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы». Простота, соединенная с чувством собственного достоинства, искренность, благородство натуры – всё это выделяет Татьяну из блестящей светской толпы.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей,

Всё тихо, просто было в ней.

Не внешний блеск, а внутреннее содержание отличает Татьяну от всех. Пушкин подчеркивает в ней «величавость», которая всегда считалась признаком национальной русской красоты. Величавость – внутреннее состояние, состояние души. Светская мишура, суетность не касаются Татьяны. Она ни в чём не изменила себе. Ее отказ Онегину – закономерный и единственно возможный для нее поступок, ведь еще в письме к нему Татьяна признавалась, что хочет быть «верною супругой и добродетельной матерью». Татьяна сохранила верность себе, то «самостоянье», которое Пушкин считал «залогом величия человека».

Противопоставление Онегина и Татьяны – противоречивого, «мятежного» героя и гармоничной героини, воплощающей идею «русской души», - отражает авторское тяготение к гармонии и одухотворенности жизни.

«ТАТЬЯНЫ МИЛЫЙ ИДЕАЛ» (ПО РОМАНУ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)

1. Вступление.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина.

2. Основная часть.

2.1 Татьяна — простая провинциальная девушка.

2.2 Татьяна, «русская душою».

2.3 Внутренний мир героини.

2.4 Татьяна в высшем свете. «Но я другому отдана … ».

3. Заключение.

Татьяна — женский идеал Пушкина.

… я так люблю

Татьяну милую мою!

А. Пушкин

Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина созданы замечательные женские образы, очаровывающие своей искренностью, нежностью, целостностью и силой характера. Таковы героини «Капитанской дочки», «Дубровского», «Барышни — крестьянки» , «Станционного смотрителя ». Отличительными чертами героини Пушкина являются благородство и верность, а самым привлекательным образом для автора и самым знаменитым из них стала Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин » .

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Вез взора наглого для всех,

Вез притязаний на успех,

Вез этих маленьких ужимок,

Вез подражательных затей.

Всё тихо, просто было в ней.

Татьяна мечтательна и задумчива, много читает и часто представляет себя на месте книжных героинь. Именно книги во многом определили её мировоззрение и создали в её сознании образ идеального героя. Татьяна, как и многие девушки, увлекается гаданиями, верит снам и приметам, но автор постоянно подчеркивает её непохожесть на других. Она даже « … в семье своей родной/ Казалась девочкой чужой».

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива …

Онегин сразу оценил девушку при первой встрече. Он даже изумился выбору Ленского, сказав, что на его месте «выбрал бы другую » — не Ольгу, а её сестру. Татьяна, «русская душою», тонко чувствует и любит природу. В её семье соблюдают старинные обычаи. Героиня нежно привязана к своей няне — обыкновенной русской женщине. Татьяна никогда не скучает в деревне, занимая себя чтением, гуляет или просто мечтает. Неприемлемые для автора женские кокетство и притворство совершенно чужды и его любимой героине. Татьяна Ларина — высоконравственная натура, с глубоким внутренним миром, душевной прямотой и открытостью. По силе воли, ума и горячности сердца этот женский образ не уступает главному герою романа — Евгению Онегину. В него девушка

влюбляется сразу, с первой встречи, и на всю жизнь. Татьяна верит, что Евгений послан ей Богом, и первой признается в своей любви к нему. И хотя для девушек непривычно первыми раскрывать свои чувства, поэт не осуждает Татьяну и находит чистое, искреннее объяснение её поступку: «Она не ведает обмана/ И верит избранной мечте … ».

И пусть этой любви не суждено быть счастливой, она вдохновляет героиню, помогает ей познать не только любимого человека, но и саму себя. С первых глав романа перед читателем возникает образ юной наивной девушки, искренне стремящейся к счастью. Но и по прошествии времени, когда Татьяна уже становится женой уважаемого генерала, героиня не меняется. Конечно, в чём-то она «в роль свою вошла»: это примерная жена, которой по праву гордится муж и которая ведёт светскую жизнь по всем канонам этикета. Но нельзя не заметить постоянства характера Татьяны, она и теперь сохранила свою простоту, естественность и достоинство. Татьяна не меркнет в окружении блестящих красавиц, но притягивает она к себе отнюдь не внешней красотой. Окружающих покоряет цельный, богатый внутренний мир героини. Татьяну тяготит фальшь высшего петербургского общества, а её высокое чувство долга и ответственность оказываются сильнее дrже большой любви. По-прежнему храня в себе чувство к Онегину, она твёрдо отвечает ему: «Но я другому отдана/ Я буду век ему верна». Эти слова для автора — эталон поведения русских женщин. И читатель тоже понимает: Татьяна, «милый идеал» Пушкина, всегда будет верна своему слову и не представляет, что может быть счастлива, предав своего мужа. Татьяна так долго мечтала о любви, ждала её, но даже ради этого не изменяет себе. Такой волевой, цельный женский характер, живой ум, чистая душа и красота поступков и в наше время способны восхищать молодых людей, а юных девушек учат верности и жертвенности во имя любви. До сих пор неизвестно точно, с кого же написан «Татьяны милый идеал». Одно можно утверждать наверняка: Пушкин восхищён, заворожён своей героиней. Татьяна — идеал женщины для поэта, она мила ему всем, и он совершенно этого не скрывает.

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является самым сложным творением автора. И самым любимым. Автора выдает особое отношение к своим героям: и Татьяна Ларина, и Евгений Онегин очень ему милы. Для А.С.Пушкина Татьяна является неким идеалом русской женщины. Вот этот вопрос и будет нам сегодня интересен.

«Впервые именем таким / Страницы нежные романа / Мы своевольно освятим», - говорит поэт, обращая внимание читателя на то, что эта героиня романа ему очень важна. Как нежно, с любовью вводит А.Пушкин образ Татьяны Лариной в повествование. Он раскрывает основные черты ее характера, так что перед нами предстает «милая Танечка»: простая русская девушка, начитанная, скромная, религиозная, серьезная. Онегин сразу заметил эту девичью простоту. А Татьяна открыла свое сердце: «Пора пришла, она влюбилась». Любовь овладела всем существом Татьяны: «…и дни и ночи, \ …Все полно им». Героиня представляла себе образ возлюбленного: честного, сильного, достойного, - а любовь казалась ей неведомой силой, сжигающей все препятствия на своем пути. Девушка мечтала, гуляя по дорожкам сада, воображала себе героя из французских романов «и Ричардсона, и Руссо», которых прочитала она много. Письмо, которое Татьяна напишет Онегину, тоже навеяно ей «романной любовью».

Особое место в романе А.Пушкин уделил посланию Татьяны к любимому. Оно находится между XXXI и XXXII строфами главы третьей и имеет название «Письмо Татьяны к Онегину». Признание в любви далось нелегко. Татьяна говорит о том, что Евгений - ее избранник: «Нет, никому на свете / Не отдала бы сердца я!» Пламенное чувство живет в ее сердце, и она искренне верит, что Онегин достоин ее чистоты и нежности. Эмоциональность послания автор подчеркивает восклицательными, вопросительными знаками и многоточием.

Что ж делает Татьяна, получив отказ от Онегина? Она смиренно принимает свою долю и продолжает любить, тоскуя и страдая. А.С.Пушкин «страдает» вместе с героиней: «…я так люблю / Татьяну милую мою!» Так и читатель сочувствует Татьяне и разделяет ее печаль. После отъезда Евгения, связанной еще и с гибелью Владимира Ленского, Татьяна попадает в барский дом Онегина, где читает книги из его библиотеки. Ей открывается другой Онегин - безнравственный и сухой. Но любовь Татьяны не меркнет, сердце ее все так же принадлежит ему…

И вот читатель видит Татьяну - светскую модную даму, строгую, всеми уважаемую супругу старого генерала. Видит ее такой и Онегин. Но внешняя сухость и холодность скрывает все те же нежные чувства любви: «Я вас люблю (к чему лукавить?)». Читатель в ожидании развязки - а Татьяна дает Евгению отказ: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна».

Идеал русской девушки, женщины воспет А.Пушкиным в образе Татьяны Лариной. И, наверное, читатель понимает, почему автор выбрал такие черты, такие чувства, такой характер для создания своего идеала.




Top