Техника акварельной живописи. П

О книге

От автора
Изучение искусства - искание длиною в жизнь, бесконечно сложное, но приносящее удовлетворение. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Каждый может рисовать. Секрет создания великих произведений искусства в синтезе фундаментальных навыков и тонкого понимания приемов воплощения. Самое...

Читать полностью

О книге
В этой краткой и вдохновляющей книге известной современной художницы Джульетты Аристид описан весь процесс работы над рисунком и необходимые материалы и инструменты для его начала. Процесс рисования разделен на короткие, доступные уроки; принципы и техники проверены временем и поданы так, что ими легко овладеть; описаны термины и аспекты, необходимые для понимания того, как художник работает над рисунком и добивается мастерского исполнения. Автор проанализировала общие составляющие всех гениальных рисунков и делится формулой успеха. В конце каждой главы есть практический урок, который поможет в полной мере овладеть полученными знаниями.

От автора
Изучение искусства - искание длиною в жизнь, бесконечно сложное, но приносящее удовлетворение. Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Каждый может рисовать. Секрет создания великих произведений искусства в синтезе фундаментальных навыков и тонкого понимания приемов воплощения. Самое главное, что должен делать ученик - усвоить проверенную временем информацию и последовательно дополнять ее, посвящая как можно больше времени практике.

В этой книге я расскажу вам о последовательности шагов, которая приведет вас к возможности научиться рисовать. Процесс рисования будет разбит на простые задания. На его протяжении у вас сформируется прочный фундамент, на котором вы сможете развивать навыки в любых художественных направлениях, отвечающих вашему вкусу и интересам. Книга позволит вам самостоятельно приоткрыть завесу тайны над приемами мастеров, и после достаточного количества времени и практики вы сможете их освоить.

Миру нужно больше красоты. Призываю вас решиться и начать учиться рисовать - и желаю получить от процесса как можно больше удовольствия.

Для кого эта книга
Книга для всех, кто хочет научиться рисовать.

Об авторе
Джульетта Аристид - выдающийся художник с обширным и всесторонним образованием, уверенный сторонник классического течения. Она училась в Национальной академии дизайна, Пенсильванской академии изобразительных искусств и различных частных студиях.

В настоящее время преподает программу "Академическая мастерская Аристид" в Академии искусств Гейдж в Сиэтле, Вашингтон. В 2003 году Джульетта была удостоена гранта Элизабет Гриншилдс. Ее работы находятся в собраниях Галереи Джона Пенса в Сан-Франциско и Галереи Современных Мастеров Центра Возрождения Искусства.

Скрыть

Публикую очередной книжный обзор. В этот раз хочу рассказать о книге Джульетты Аристид .

Вообще говоря, я никогда не советовала своим студентам читать учебники по классическому рисунку. Хотя бы потому, что не вижу в них особого смысла. Рисунок — практическая дисциплина, чтобы научиться рисовать — нужно рисовать, а не читать. Но «Уроки классического рисунка» заметно отличаются от пособий, которые мне приходилось держать в руках раньше. Для меня эта книга, безусловно, относится к категории «must have». Но, возможно, она нужна не всем. Поясню, почему.

Прежде всего, напомню, что любое занятие может иметь несколько уровней.

Можно петь для удовольствия в душе — и можно выступать на сцене оперного театра.

Можно плескаться в море у берега — и можно заниматься дайвингом.

Можно лепить куличики в песочнице — и можно создавать грандиозные песчаные скульптуры.

Для любого занятия легко найти такую «песочницу», чтобы попробовать свои силы в деле, которое кажется интересным. Это доступно каждому, независимо от возраста, таланта и т. п. Правда, барьеров все равно хватает, обычно это само-ограничивающие идеи вроде «я для этого слишком старый (молодой, высокий, рыжий), «меня не поймут», «это несерьезно» и тому подобное… В таких случаях освободить человека от ненужных барьеров могут помочь такие книги, как, например , о которой я недавно писала. Не буду углубляться, это тема для отдельного большого разговора…

Иногда, попав в «песочницу» и освоившись, человек может и потерять интерес. При ближайшем рассмотрении многие вещи нередко оказываются чем-то иным, не тем, что представлялось. Тогда просто сказать: «Это не моё» и переключиться на что-нибудь иное.

В других случаях можно оставаться на первом, простом уровне долгое-долгое время. В конце концов, если что-то доставляет удовольствие, совсем не обязательно посвящать этому всю жизнь без остатка. Если нравится делать зарядку по утрам, не обязательно становиться профессиональным спортсменом. Если нравится рисовать, можно делать это со своими детьми или вести творческий дневник (см. публикацию ). Хобби может перерасти в интересный проект, или остаться отдушиной от бытовых забот, это не так важно.

Однако некоторых людей занятие захватывает настолько, что им становится скучно быть любителем, хочется научиться большему, «нырнуть поглубже».

Так вот, к чему я это всё… Чтобы выйти на качественно иной уровень, надо самому стать качественно иным.

Спортсмен изменяет свое тело путем тренировок. Художник изменяет свое видение, глазомер, твердость руки путем штудий. И тот, и другой нуждаются в наставнике (тренере, учителе), по крайней мере, на первых порах. И, к сожалению, найти хорошего учителя (тренера) может быть не просто.

Так вот, чем хороша Джульетта Аристид. В своей книге она не публикует поэтапных схем для срисовывания, не дает нереалистичных обещаний вроде «прочитав мою книгу, вы станете рисовать как Да Винчи», или что-то наподобие.

Она делает нечто большее, шаг за шагом, глава за главой настраивая читателя, как музыкант настраивает инструмент.

Понимаете, ведь искусство создается не набором правил, техник и приемов. Искусство — это интерпретация реальности художником, оно создается его особым видением, основанным на глубоком понимании этих самых правил, техник и приемов.

Не могу утверждать, что прочитав книгу, вы научитесь рисовать. Но, если вы со всем вниманием отнесетесь к тому, что говорит Джульетта, сумеете перенять этот образ мыслей, вы приобретете глубокое понимание искусства вообще, и рисунка, в частности, станете тем, кто может обучать сам себя.

Это не пустые слова. Почему обучение в мастерской эффективнее обучения по пособиям или на мастер-классах? Потому что хороший педагог может непосредственно указать на постановке, то есть на натуре (не фото, это важно), куда именно смотреть и что там можно увидеть, а значит, нарисовать. Джульетта Аристид сумела объяснить это в книге. Приобретя художественную манеру видеть — то есть анализировать, раскладывать любой предмет материального мира на геометрические формы и полутона, нельзя не перейти на качественно новый уровень творчества.

Итак, для кого эта книга:

  • Во-первых, для тех, кто уже учился рисовать, но без системы, и теперь хочет приобрести более глубокие познания, сделать свой рисунок более профессиональным.
  • Во-вторых, книга необходима студентам художественного направления, в том случае, если с педагогом «не повезло» (что поделаешь, самая распространенная жалоба выпускников: «нам ничего не объясняли»). Здесь объяснений более чем достаточно для того, чтобы сделать учебу осмысленной.
  • В-третьих, самим педагогам. Признаюсь, я начала конспект этой книги. Потому что иногда мало показать и объяснить, нужно еще и убедить. А убедительные слова не всегда находятся в нужный момент. Так что помощь авторитета может оказаться не лишней.

А еще книга очень красива. Множество репродукций рисунков старых мастеров и современных художников (в том числе и автора) великолепно дополняют текст, наглядно иллюстрируя описанные техники.

Академический рисунок – это изображение различных предметов, это основа изобразительного искусства, это систематические знания по физике, геометрии, это жизнь, которая застыла на бумаге. Не зря в Художественных институтах на обучение академическому рисунку уходят годы. К счастью, сегодня арт-студии и художественные школы предлагают получить профессиональные знания в максимально короткие сроки.

Рассчитаны на ценителей искусств разных возрастов, и что самое главное – совсем не обязательно иметь художественную одаренность или навыки рисования: большинство учеников начинают свой путь по стезе творчества не имея никаких представлений о рисовании, но желая научиться этому искусству. Другими словами, курсы графики и академического рисунка отлично подходят для начинающих.

Для чего нужны уроки академического рисунка и что они дают

Курс академического рисунка для начинающих рассчитан на интенсивное изучение основ художественной грамотности. Рисовать могут многие, а профессионально изображать предметы и сюжеты различной сложности – единицы. Именно по этой причине, педагоги нашей студии готовы предложить руку помощи в освоении технически сложной науки. По окончании курсов вы будете увереннее в своих художественных способностях, научитесь свободно ориентироваться в вопросах графики и техники рисунка, гарантировано станете грамотнее в правилах изобразительного искусства.

Чему учат на уроках академического рисунка

Законам перспективы;
Умению компоновать предметы на листе бумаги;
Способности передавать конструктивное и пропорциональное построение;
Правильно расставлять светотени и передавать бумаге фактуру предметов.

Материалы для работы:

  • Простой карандаш НВ, 2В, 4В;
  • Мягкий ластик и клячка;
  • ВАТМАН формата А-2;
  • Скотч малярный;
  • Макетный нож.

Основы академического рисунка

1. Особое значение имеет конструктивность предмета, в тоже время, светотень должна четко прослеживаться и гармонично распределяться в композиции.
2. Каждую деталь изображаемого предмета, делят на различные геометрические формы, постепенно прорисовывая и придавая узнаваемый вид каждой форме.
3. Исходя из конструкции предметов, ученик должен находить границы полутонов, каждый из которых занимает свой участок плоскости.
4. Тени и конструкция предметов прорисовываются одновременно, поэтому картина на любой стадии проработки должна выглядеть как завершенное произведение.
5. От великого к малому. Изначально делается набросок и прорисовка крупных предметов, плавно переходя к деталям.

Академический рисунок карандашом

Эта техника подразумевает использование карандашей различной мягкости и твердости. В зависимости от стадии завершенности рисунка используют карандаши: Т, ТМ, М, 2М. Мягкие грифели рекомендуются для наброски изображений, а также для светотеневой прорисовки объемов предмета и заполнения фона. В работе над сложными проектами вначале рекомендуется использовать твердые грифели, которые также применяют для конечного моделирования рисунка.

Академический рисунок натюрморт

Академический рисунок натюрморт карандашом начинается с размещения композиции на листе бумаги. Прежде всего ученик должен найти наиболее выгодный ракурс, определиться с объемами и пропорциями, и лишь после этого приступать к легкому нанесению набросков.

Академический рисунок фигуры человека

Первой ступенью на пути к профессиональному изображению на бумаге человеческой фигуры является академический рисунок гипсовой головы или череп академический рисунок. Прежде всего необходимо зрительно отметить пропорции и характерные особенности объемной фигуры и найти наилучший ракурс.
Следующим шагом является равномерная компоновка рисунка относительно листа бумаги и легкая прорисовка наброска, методом, который называется обрубовка головы академический рисунок и представляет собой построение головы с обобщенных форм. Все пропорции должны быть вымерены и строго соблюдены.
Начать прорисовку элементов, которые находятся ближе к нам, выполнить, академический рисунок носа, академический рисунок глаз, академический рисунок губы, не углубляясь в более мелкие детали.
Прорисовка мелких деталей и постановка светотеней – завершающий этап в рисунке гипсовой головы.

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.




Top