Тейпы в чечне враждебные кадырову. История тейпа benoy

Кадыров Ахмед

Ахмед (Ахма́т с 1999 года. Поменял имя при оккупации Российскими войсками ЧРИ) Абдулхами́дович Кады́ров (23 августа 1951 года, Караганда - 9 мая 2004 года, Грозный).

Родился в городе Караганда Казахской ССР.

В апреле 1957 года семья Кадыровых возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центорой Шалинского района.

В 1968 году окончил Бачиюртовскую среднюю школу. В том же году прошёл учёбу на курсах комбайнера в станице Калиновская Наурского района.

С 1969 по 1971 год работал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский» Гудермесского района.

В 1971 году уехал из Чечено-Ингушской АССР на заработки, работал в строительных организациях в Нечерноземье и Сибири по 1980 год.

В 1980 году по направлению Гудермесской соборной мечети 29-летний Ахмат отправился в Узбекскую ССР, где поступил в Бухарское медресе Мир-Араб.

Зелимхан Яндарбиев заявлял: «Кадыров с 1981 года, когда в Чечне и молиться было запрещено, сотрудничает с КГБ! Мы узнали об этом в 1996 году, когда шамилевская бригада захватила Грозный и архив КГБ, но не сразу с ним разобрались. Хотя я и тогда чувствовал: неспроста он поднимает разговоры про вред ваххабитов. Я тогда его обругал и предупредил».

В 1982 году уехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский исламский институт. Обучался там с 1982 по 1986 год.

После исламского института возвратился в Гудермес, где стал заместителем имама Гудермесской мечети. Работал заместителем имама по 1988 год.

В 1993 году - назначен заместителем муфтия Чеченской Республики Ичкерия.

Одновременно принимал участие (с призывами убийству русских) в военных действиях против федеральных войск, а точнее, объявил Джихад России и открыто выступая на митингах призывал чеченцев убивать русских. "Если каждый чеченец убьет по 150 русских, мы выиграем эту войну" говорил Кадыров. Позже, сам он отрицал эти высказывания, но на этот раз даже больше разошелся: "Я не говорил про 150 русских. Я говорил: сколько можно, столько убивайте. Без ограничений"

С началом Второй русско-чеченской войны (начатая Россией в 1999 году) сыграл ключевую роль в передаче некоторых населенных пунктов ЧРИ под контроль федеральных сил.

10 октября 1999 года указом президента ЧРИ Аслана Масхадова, Ахмат Кадыров был снят с должности муфтия в связи с предательством веры и народа.

Убит 9 мая 2004 года на стадионе "Динамо" в городе Грозном. Некоторые источники передают, что убийство совершено спецслужбам России.

Важно отметить одну деталь. Семья Кадыровых не отрицала факт, что они не чеченцы. Такие слухи давно ходили среди чеченцев, позже эту информацию подтвердил сам Кадыров.

Не секрет как перебежчик казак - Рамзан Кадыров попал из грязи в князи. Хочу рассказать Вам, дорогие читатели о том, что род Кадырова является казачьим, об этом начали говорить когда Ахмада Кадырова выбрали муфтием в Чеченской Республике Ичкерия, в осенью 1996 года стал главой вновь образованного Муфтията Чеченской Республики Ичкерия, однако после избрания Ахмада Кадырова муфтием, многие из близлежащих населенных пунктов (Бачи-Юрт, Майртуп, Аллерой, а также жители Хоси-Юрт) чеченцы (старики) были возмущены, что выбрали Ахмада Кадырова муфтием сына Абдулхамида Кадырова, зная тот факт, что их род является казачьим.

Умар: мой дедушка Адлан из селения Бачи-Юрт рассказывал то, что покойный Абдулхамид Кадыров тоже не отрицал что их род является казачьим, Адлан и Абдулхамид были знакомы еще до высылки в Казахстан1944 года.

В отличае от других, сегодня многие старейшины помнят историю некоторых интегрированных казаков среди чеченцев, на сегодняшний день в живых осталось не много стариков, которые помнят историю чеченских тайпов по наследству от своих прапрадедов и помнят такой род как донской-казачий род Кадырова, род который слился и интегрировался в одну из чеченских тейпов.

Покойный казак Ахмад Кадыров не отрицал то, что он являлся казаком, Ахмад Кадыров подтвердил на состоявшемся форуме в 27.03.2004 году, в котором террорист Путин участвовал в работе объединенного форума народов Кавказа, форум состоялся в пансионате "Русь". Из опубликванного материала наkommersant.ru в котором Кадыров подтверждает то, что он и его род являются казаками:

"Ростом и сверкающей на солнце формой выделялся советник президента Чечни атаман Погребной. Он рассказывал желающим, что предки Ахмада Кадырова – казаки.

Значит, он казак, а не чеченец? - спросили атамана.
- Конечно, казак! - радостно отвечал тот.- Его тейп (.....) (Отметим, что род Кадырова не имеет отношения к чеченскому тейпу "беной") откуда взялся? Они же самые молодые мусульмане в мире! Доели последний котел свинины и приняли мусульманскую веру.
Тут к Григорию Погребному подошел Павел Федотов, атаман Ставропольского края. Атаманы обнялись. И вдруг советник президента Чечни буквально на глазах побледнел:
- А ты, Павел, как прошел-то сюда?
Ставропольский атаман не понял:
- Так я ж участник!

Да кинжал-то как пронес? У меня мой отобрали. Звенел, когда я через рамку проходил.
На поясе у атамана Федотова и правда висел кинжал в ножнах. Атаман, похоже, хорошо подготовился к встрече с президентом страны.

Подошел помощник президента России Рамазан Абдулатипов. Его назначили на эту должность два месяца назад и на днях подтвердили, что в его жизни с реформами в администрации президента ничего не изменится. Слышать это было довольно странно. Помощники президента уже были назначены накануне. В результате статус помощника вырос по идее до невиданных ранее размеров. Соответствует ли Рамазан Абдулатипов этим размерам? Вопрос. Но, кажется, не для него.

А как вы работаете с президентом Кадыровым? У вас все с ним было не очень хорошо? Перед выборами список ваших претензий к нему вызывал уважение.
- Работаем,- вздохнул господин Абдулатипов.- Надо же работать. Госслужба...
Он, наверное, хотел добавить "будь она неладна", но, как госслужащий, конечно, сдержался.
Тут к атаману Погребному подошел Ахмат Кадыров. По просьбе фотографов они два раза крепко обнялись.
- Так вы казак? - спросил я господина Кадырова.
- Казак! - охотно согласился он.- А почему?
- Атаман только что рассказал про это.
- Предки у вас, Ахмат-Хаджи, из казаков,- торопливо сказал атаман Погребной.
- Ну да,- хмуро подтвердил господин Кадыров.- Казак я. Не видно, что ли?
На дорожке, ведущей ко входу в пансионат, показался новый полпред президента по Южному федеральному округу Владимир Яковлев. Он улыбался своей знаменитой, с некоторых пор немного смущенной улыбкой. Накануне вечером господина Яковлева, как и десять дней назад, назначили на должность полпреда по Южному федеральному округу. С этим я его и поздравил.
- Спасибо! - сердечно сказал господин Яковлев.
- И как вам в новой должности?
- Хорошо очень! - подтвердил он мои худшие предположения.- Понимаете, жизнь на Кавказе необычайно интересна! Вот вчера мы после совещания все вместе смотрели концерт художественной самодеятельности. Как красиво! Танцы такие... Я таких никогда не видел! Если вся наша жизнь будет такой же красивой и веселой, как эти танцы на сцене, будет ведь все просто чудесно!
- Но она же не будет как на сцене.
- Не будет? - расстроился он.- Ну да, наверное. Но надо, по крайней мере, стремится же к этому.

Этот же факт подтверждают многие старейшины Курчалоевского района. Однако сегодня все молчат из - за сложившейся ситуации, боязнь кремлевскго диктаторского режима в оккупированной Чеченской Республики Ичкерия, как рассказал Умар, - все боятся рассправы младшего донского казака Рамзана Кадырова".

Видно поэтому у казака Кадырова Рамзана нет жалости к истиным сынам чеченского народа, борющиеся за свободу и за независимость чеченского народа от оккупантов РФ, Путин не зря поставил вабанк на кадыровский род, сделав приэтом дифференцированный подход к чеченскому народу.- Умар.

Известен своим неуважением и выпадами в адрес чеченского и других народов.

"Я смотрю, чеченцы стали ораторами, но остались глупыми. Нам только не хватало казахов, узбеков и таджиков, чтобы еще и их кормить в Чечне, - подытожил Кадыров"
Ссылка газета Известия


После устранения Ахмада Кадырова, остались Аймани, Рамзан, дочери - Зарган и Зулай.

Рамзан Кадыров



Рамза́н Ахма́тович Кады́ров, родился 5 октября 1976 года, Центора-Юрт (Центорой), Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР.

Сын российской марионетки Ахмата Кадырова.

Окончил шесть классов в школе № 1 в родном селении Центора-Юрт (Центарой) Курчалоевского района.

Официально женат на односельчанке Медни (р. 1980), с которой познакомился ещё в школе. У них 2 сына - Ахмат (р. 2005, названный в честь погибшего деда) и Адам, и 4 дочери - Айшат, Карина, Хеди и Табарик.

Согласно тексту интервью с Рамзаном Кадыровым от июня 2004 года, опубликованному в «Новой газете», он окончил филиал Московского института бизнеса в Гудермесе, но из-за не знания русского языка затруднился назвать тему своего диплома и отрасль права, по которой специализируется.

Какое у вас образование?- Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.- Какие?- Как это - какие? Экзамены, и все.- А как называется институт, который вы заканчиваете?- Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть.- Какая у вас специализация?- Юрист я.- А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?- Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много.

Анна Политковская.Центровой из Центороя. Интервью с Рамзаном Кадыровым. Новая газета, 21.06.2004

С 2004 года зачислен академиком государственной службы при президенте Российской Федерации.

С тех пор в народе Кадырова называют юридистом или академиком.

В 2007 году назначен главной марионеткой Чечни.

27 апреля 2010 года прокуратура Австрии заявила, что Кадыров «отдал приказ в 2009 году похитить в Вене чеченца, выступавшего с разоблачительными заявлениями; в ходе похищения этот человек был смертельно ранен».

Также, в апреле того же года в российских СМИ были опубликованы показания следствию Исы Ямадаева, в которых тот обвинил Рамзана Кадырова в организации покушения на его жизнь, а также убийстве его братьев.

Как заявлял от имени части российских правозащитников в феврале 2007 года Лев Пономарёв, именно спецназ Кадырова теперь является главным виновником гибели мирных жителей и похищений в Чечне (боевики, по его мнению, менее активны). Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила:

Я знаю, что Кадыров не только проводит политику похищений людей, которые бесследно исчезают, или которых потом находят мёртвыми со следами пыток, или оказываются в заключении по сфабрикованным обвинениям, я знаю, что он сам принимал участие и в пытках, и в убийствах.

По утверждению «Хьюман Райтс Вотч»:

В рамках российской политики «чеченизации» конфликта все более заметная роль отводилась силовым структурам Чеченской Республики, подконтрольным Рамзану Кадырову. В 2004-2005 гг. они постепенно заняли место федеральных сил в качестве главных фигурантов насильственных исчезновений. «Кадыровцы» располагают собственными тюрьмами, которые находятся вне юрисдикции каких-либо профильных государственных структур, и где содержатся под стражей сотни людей, зачастую подвергающихся недозволенному обращению. Республиканские силовые структуры также несут ответственность за практику принуждения лидеров боевиков к сдаче с помощью захвата в заложники их родственников. Кремль не только попустительствует такой практике, но и фактически поощряет её.

По утверждениям Международной федерации прав человека в Хельсинки, среди существующих в Чечне частных тюрем по крайней мере две расположены в родовом селении Кадырова Центорой и находятся в его личном распоряжении. Одна из них состоит из бетонных бункеров или камер, где содержат похищенных родственников боевиков (включая стариков, женщин и детей) с целью шантажа последних. В частности, там держали отца и жену Докку Умарова, и семерых родственников Аслана Масхадова, отпущенных после его убийства российским спецназом.

Утверждается, что вторая тюрьма находится во дворе или в непосредственной близости от дома Кадырова. Третья тюрьма предположительно находится на юго-восточной окраине селения, в местности, по утверждениям жителей являющейся базой «кадыровцев». Она также используется для содержания похищенных членов семей боевиков.

Кроме тюрем в Центорое, в докладе Международной федерации по правам человека отмечено ещё не менее 10 незаконных тюрем, созданных и контролируемых непосредственно подчиняющимися Кадырову формированиями - так называемыми «кадыровцами». По мнению правозащитников, «одной из причин существования такой параллельной системы заключения является получение „признаний“ и „свидетельств“ путём жестоких избиений и пыток, после которых наступает черед официального задержания и казни соответствующих лиц. Большое количество таких криминальных дел сфабриковано».

Анна Политковская характеризовала Кадырова как труса, вооружённого до зубов, «который сидит в окружении охраны».Журналист Вадим Речкалов также считает Кадырова трусом. Кроме того, Речкалов утверждает, что звание мастера спорта по боксу было присвоено Кадырову безо всяких спортивных заслуг: «Опрошенные мною спортсмены Южного федерального округа, в том числе ровесники Рамзана - не слыхали о боксёре Кадырове. Чтоб получить мастера, нужно попасть в российский финал или побить других мастеров. Если б Рамзан это сделал, боксёры бы знали»

Анна Политковская: "А почему вы бегали, как ненормальный, по футбольному полю после победы «Терека»?"

Рамзан Кадыров: "Я не помнил ничего от радости. Клянусь".
Новая газета, 21.06.2004

Видео Кадыровых (без комментариев).

Танец Кадырова на деньгах.

В Чечне нет фамилий кроме Кадыровых...

Кадыров пытаеться унизить Абдул-Халима Садулаева.



Кадыров предатель!

Кадыров устанавливает словo Аллаха в Чечне?


Кадыров в бане.


Рамзан Кадыров, похоже, может оказаться в центре скандала, как когда-то Юрий Скуратов. В 1999 году видеопленка с обнаженным бывшим Генпрокурором России, развлекавшимся в постели с двумя девушками, была показана по государственному каналу РТР, и Скуратов вынужден был уйти в отставку.

Теперь один из сайтов чеченских сепаратистов, физически расположенный в Канаде, распространил в интернете видеозапись человека, похожего на премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова. Люди на видеозаписи развлекаются в сауне с девушками.

По утверждению сайта Daymohk, действие происходило в одной из саун, где любит мыться Рамзан Кадыров. На видео, снятом, предположительно, на камеру сотового телефона, - две девушки и несколько мужчин. Один из них действительно напоминает главу правительства Чечни.

Действительно, как удалось выяснить NEWSru.com , существует расширенная версия этой записи.

Фото Кадыровых
Цитата: "Что, делать мне нечего, как танцевать? Я после смерти отца вообще не танцую."
Комсомольская правда




Надпись на футболке "2PSYCHO", что означает - Психо.
Цитата:







Стихи Кадыровых.

Рамзану и семье Кефировых посвящаю

Всем известна созревшая гнида, та что правит в пленённой Чечне.
В ней давно накопилась обида, от бесславья в кровавой войне.
Неспроста обречённый Кадыров, вбил в народе заточенный клин.
И создал в своём сердце кумира, позабыв что Всевышний Един.

Пока воины дрались за свободу, беспринципный преступный Рамзан,
Чтоб семьи увеличить доходы, для рабов приготовил зин-дан.
Ведь они же для русских старались, и работали в поте лица,
Чтобы русские вновь сокрушались, чтобы их разбивались сердца.

Чтобы выкуп быстрее платили, всё на камеру нужно заснять.
Да! Рабов беспредельщики били, а иначе как выкуп содрать.
Лучше русским спросить у Рамзана, где здесь правда, а где здесь навет.
А то снова подумают спьяну, что приврал нерадивый поэт.

И наверно за это убийцу, наградили крестом наконец,
Обогрели отца кровопийцу, и надели фальшивый венец.
Оболгали правительство, воинов. Обрекли на мученье народ,
Усадили по креслам достойно, раз ты предал, положен доход.

Ну а тех, кто сражался без страха, кто не предал, не струсил, не сдал.
Кто рабов не держал, чтил Аллаха, и кто совесть свою не продал.
Им не место в кадыровском мире, среди кованых русских сапог,
Там где мочат невинных в сортире, там где дьявол вершит, а не Бог.

Обращаясь к тебе, как к мальчишке, я пытаюсь слова подобрать,
Что давно позаписаны в книжках, жаль ты книги не любишь читать.
Может в шахматы вместе сыграем, на залитою кровью земле,
Может вместе споём, помечтаем, не о том что прикажут в Кремле.

Может вспомним погибших достойно, за родную Чечню храбрецов,
Посидим и рассудим спокойно, в чём вина тех небритых юнцов,
Что поверили лживым наветам, твоего гробового отца.
Если души в раю их согреты, где же место тогда подлеца,

Что презрел идеалы свободы, что подставил Чечню под удар.
Ради корысти личной в угоду, подпалил беспредела пожар.
Вы свободу посыпали прахом, и чеченцев и русских солдат,
Но зачем вы клянётесь Аллахом, раз не рай вам дороже а ад.

Сколько жизней достойных и честных уничтожил кровавый Рамзан.
Не в бою, в межусобицах местных, набивая бездонный карман.
Ваша сделка с российской конторой, состоялась ещё до войны.
Или папа твой сдался так скоро, от того что наделал в штаны???

Вы семейство предателей, племя изгоев, брат твой старший от дозы лениво обмяк.
А отец твой, под русской тяжёлой ногою, превратится в поношеный старый чувяк.

Человеческой подлости посвящаю

Свобода! Заветное, твёрдое слово. В нём слышится боль, принужденье, тоска.
Живёт в нём мечта, та что снимет оковы, загладит позор, и пройдёт сквозь века.
Желанье народов, и связь поколений, свалить с своих плеч чужеродную власть.
Построить свой мир, отрешившись от лени, а нет так за родину доблестно пасть.

Да! Многие буйные отроки пали, поддавшись соблазну кадыровской лжы.
Они не Чечню и закон защищали, а в честь беспредела точили ножи.
Кадыров визжал: «Каждый добрый чеченец отмстить должен русским за гнёт вековой».
И цифру назначил мулла-отщепенец, чтоб муфтием стать и духовным главой.

Назначил Кадыров на каждого война, по стопятьдесят неповинных голов.
Да! Кто-то с восторгом оправдывал бойню, не поняв всю цену предательских слов.
Не вспомнил никто, что учиться в медресе, когда-то его КГБ утверждал.
Чтоб позже Кадыров всё тщательно взвесил, и с «совестью чистой» народ запродал.

В Союзе, тогда это было законом, на службу Господню людей подбирать,
Чтоб эти служаки не стали препоном, в имперской игре свой народ раздражать.
Агент КГБ патриарх православный, и муфтий чеченский предатель вдвойне.
Повязаны вместе идеей бесславной, не верить в Творца, а служить Сатане.

Китай, Закавказье, Арабские страны, Европа, Америка, Страны Востока.
Никто не потерпит такого обмана. Никто не признал президентом холопа.
Его мясником за убийства прозвали, его не волнуют народа проклятья.
Но чтобы свои же его не достали, как шлюха в российские лезет объятья.

Не важны дела в криминальной России, ценой беспредела усилена власть.
Запуган народ, и ему не по силе, стремиться к борьбе, чтобы заново пасть.
Не мог мир признать палача президентом, чеченцам тем более власть не признать.
Он русским военным прикрыт контингентом, а Путин заменит Кадырову мать.

Сынок его младший палач и предатель, отпетый убийца, торговец людьми.
Баклан беспринципный, жестокий каратель, даёт интервью, через русские СМИ.
Железным крестом наградили Рамзана, клянётся Аллахом отчаянный плут,
Крестом похваляется перед охраной, забыв, что отец его имперский шут.

Спрошу вас чеченцы, зачем вам свобода, под пяткой российского гнёта нужна?
Под властью морального-блатного урода, не мир к вам придёт, а вернётся война.
Раскается тот, кто предателю служит, в своей же душе, не найдя правоты.
И снова возьмёт в свои руки оружье, врагам отомстит, а не снова в кусты.

Расплата приходит, она однолика. За ней только смерть, униженье и страх.
Рассыпется в пепел продажная клика, и всех поразит беспредела размах.
Ценою предательства, и преступлений, Кадыров залез на поруганый трон.
Забыл негодяй, о мечте поколений, Чечне нанеся колоссальный урон.

На юго-востоке Чечни (Нохчийчоь ) в верхней Ичкерии (Нохчмохк - современный Ножай-Юртовский район ) в котловине , окруженной лесистыми горами до самого хребта , лежат хутора . Это место называется «Бена ». Бена граничит на севере с Энгана и Гендаргана , на западе с Даьрrla (Веденский район ), на востоке с сел. Даттых , на юге через хребет находится с. Г1аг1атли (Даг. АССР-1аьндий ) Дагестанцы называли это селение Баян , часть аварцев -Баини , русские - . Вокруг селения Бена лежат больше десятка хуторов : Ведана , Оьси-Юрт , 1ожа-Юрт , Коьрен Бена , Гуьржийн мохк , Пхьачу , Оьламохк , Денги-Юрт , Лоьмк Арц, Стерчийн керташка , Булгат ирзу , Чилла к1ажа и другие .

Живущих здесь людей называют беноевцами (беной ). Люди этого тайпа считают друг друга тайповыми братьями и сестрами , и где бы они ни находились , узнав , что они одного тайпа , стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды .

Тайп беной входит в тукхум Нохчмахкахой и делится на 9 крупных гаров :

1. Жоби-некъе

2. Уонжби-некъе

3. 1асти-некъе

4. Ати-некъе

5. Чопал-некъе

6. Очи-некъе

7. Доьвши-некъе

8. Эди-некъе

9. Гуьржмахкахой

В тайпе беной все считаются равными и нет деления на лучшие и худшие гары и некъе .

Люди одного гара считаются родственниками (гергара нах). После расселения беноевцев в других аулах от больших гаров стали отпочковываться более мелкие некъе , имеющие название по имени первопоселенцев или отдельных долгожителей в роду .

К примеру , в гар Жоби-некъе , сейчас входят Жа1пар-некъе , Джонха-некъе , 1иски-некъе , Щаци-некъе , Лит1и-некъе и другие .

Беноевский тайп самый крупный по численности , самый сильный и влиятельный тайп в Чечне . Наиболее крупные общины беноевцев живут в Беное , Шелковском и Гудермесском районах , селениях Урус-Мартан , Новые Атаги , Гойты , Алхан-Юрт , Шали и других . Больше всего беноевцев в г. Урус-Мартан . Представители тайпа беной проживают в Чеченской Республике , Республике Дагестан , Российской Федерации , Республике Казахстан , Республике Кыргызстан , Иордании , Турции , Саудовской Аравии и в других странах . Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий ). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий » произносят с большим достоинством , в отличие от некоторых нечистых чеченцев , которые неохотно называют себя «нохчий », стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах ».

В чеченском представлении истинный беноевец (ц1енна бено ) выглядит как человек крупного телосложения , высокого роста с большими ногами (Есть даже поговорка «баккхий когаш болу беной »). Отличительная черта беноевцев - это чистосердечность , доверчивость к людям и спокойный нрав . «Но если беноевца выведешь из себя , то его ничем не остановишь », - говорят люди .

В местности Бена , как и во всей Чечне , люди живут с древнейших времен , по крайней мере , на протяжении 40 тысяч лет, со времен , когда люди пользовались еще каменными орудиями труда . Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях . К сожалению , никто из археологов еще не занимался раскопками в Беное .

Бена очень древнее чеченское селение . Что означает это название , пока точно не известно . Но известно , что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов , язык которых был схож с современным чеченским , называлось «Биайна ». Некоторые ученые считают , что беноевцы потомки урартов (проф . К. Чокаев , Л. Бабахян ). По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков , беноевцы , как и другие родственные им чеченские тайпы (ц1онтарой , гендер-геной , энганой , зандакъой , билтой , 1алларой , гуной , бел-г1атой , курчалой , харачой , эрсаной и другие ), являются потомками сирийского шахиншаха (царя ) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ , поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район ), откуда переселились в Махкеты , затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место , где основал свой аул Бена более 1000 лет назад .

Эту легенду подтверждают и нашхойцы , указывая иа место , где проживали предки беноевцев . Это место находится в Галанчожском районе у бывшего нашхоевскоге аула Моцкъара и называется «Бена-кха ».

После расселения беноевцев на равнине Чечни и в горах появляется много одноименных хуторов и аулов : Бе-ни-Юрт (Надтеречный район ), Атаг1а (Жима Ата-rla , Шалинский район ), Бена (Шатоевский район ), к1отар (Урус-Мартановский район ), арц (Шалинский район ) и т. д.

Селение Беной упоминается и в старинных арабоязыч-ных источниках (тептарах) других народов. Селение «Бая-ни-Юрт» упоминается в книге об истории Дербента «Дер-бент-Намэ». О Беное упоминается также в книге 1-й половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазар.

В ираноязычных источниках начала XVII века аул «Баян, где находится нефтяной колодец» упоминается, как селение, на которое претендовали эндерийские князья (так же, как на Аух и Салатавию).

Борьба беноевцев с кумыкскими князьями в XVIII веке привела к тому, что в споре за гору Бенойн лам беноевцы убили князя Хамзатхана, о чем стало известно российской администрации в Кизляре.

Множившееся население Беноя вынуждало беноевцев переселяться на другие земли, где, живя своими общинами, беноевцы начинали играть заметную роль в социаль-но:политической жизни чеченских селений. Так, по рус «ким источникам, с середины до конца XVIII века в ауле Алды представители тайпа беной играли важную роль, а беноевец Ада долгое время был старшиной селения Алды, возглавляя борьбу алдынцев против князя Турлова. Кроме того, некоторые беноевцы, переселявшиеся от малоземелья или по причине кровной мести на другие земли> смешивались с другими народами, основывая среди, них новые, фамилии. Так, по преданиям, андийцы происходят от беноевцев. Некоторые кумыки говорят о том, что их предки происходили из Беноя. Потомки беноевцев есть среди ингушей (Ахильговы, Цицкиевы и часть Джамбулатовых) и казаков.

По данным беноевских тептаров, жители селения Беной одними из первых в горной Чечне приняли ислам. По крайней мере, один из беноевских предков Хурсул, живший в середине XVI века, уже считался мусульманином. В Беное Курчалойн Берсшайх, женившийся на,бено-евке, принял ислам. Беноевцы активно участвовали в распространении ислама в Нохчмохке. А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тайп беной среди коренных чеченских дворянских (узденских) фамилий. .

Беноевцы, как самое крупное по численности племя в чеченском народе, долгое время играли ведущую роль в общественно-политической жизни Чечни.

Особенно видную роль беноевцы сыграли в столетней русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

После закрепления царских войск на плоскости.Чечни И Перенесения в 20-х годах XIX века крепостей на. реку Сунжу центр сопротивления чеченцев переходит в горы непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют ичкеринцев (нохчмахкахой) «самым сильным и воинственным чеченским племенем». Базой и эпицентром всех политических движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул Беной». О том, что этот аул был главным селением Ичкерии (Нохчмохка) говорили многие русские историки XIX века. (см. Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Т- ! Махачкала, 1990. С. 124, прим. 82; Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 151).

Только заручась иоддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы.

Беноевцы поддержали имама Гази-Мухаммеда. После разгрома в конном бою под Гудермесом 500 казаков» мюриды захватили 2 пушки и «те две пушки доставили в селение Беной» (Мухаммед-Тахир… с. 30). В 1832 году армия барона Розена прошла огнем и мечом по Чечне. Тогда был сожжен и Беной. Но не прошло много времени, как непокорный Беной «наиболее содействовал»- замыслам Ташев-хаджи» - нового имама Чечни.

В сентябре 1839 года после своего поражения в Ахуль-го имам Шамиль с 7 мюридами, всеми преследуемый и гонимый, уходит в Чечню к своим друзьям. В гостеприимном с. Даттах он проводит три дня. Секретарь Шамиля писал: «Затем мюриды пошли и остановились в селении Беной. Беноевцы оказали им гостеприимство и большое уважение. Беноевец - кунак Шамиля приходил даже в Даттых, чтобы лично принять его как гостя. Там же после двадцатого числа месяца раджаб (1839 г.) родился Мухаммад-шапи - сын Шамиля. Перед седьмым днем после его рождения в честь Мухаммадшапи было зарезано жертвенное животное» (с. 87.). В Беное Шамиль жил до новолуния месяца шабан.

М. Н. Чичагова писала в своей книге «Шамиль на Кавказе и в России» (Спб. 1889 г. С. 59) о беноевцах: «Жители этого аула, окруженного лесистыми дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю».

Беноевцы и их лидеры Баьршкхин Байсунгур (Бойса-rlap) и Солумгирин Солтамурад, дав клятву на верность имаму Шамилю, самоотверженно отдавали свои жизни в газавате за свободу и независимость Чечни.

Именно в то время родилась поговорка о том, что когда непреодолимо наседали враги, то изнуренные воины просили у Аллаха: «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О Великий Боже, дай в помощь беноевское войско). Считалось, что распалившегося беноевца и пушкой не остановишь («Чуьра ваьлла бено йоккха топ тоьхча а саца-лурвац»). Беноевские отряды проявили свой героизм в русско-чеченской войне, в Ичкерийском (1842 г.) и Даргинском (1845 г.) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854 г.) и других. А наиб Веноя Байсунгур, потеряв в боях один глаз, руку и ногу продолжал борьбу с врагом. В боях прославились мазун (помощник наиба) Бсноя и друг Байсунгура Солумгирин Солтамурад, начальники сотен Рамзин 1ада, Баьршкхин Бира, Мусхин Жа1пар, 1е-мазан Т1елбиш, Хухан 1арб и многие другие известные и неизвестные воины. Некоторые беноевцы, несмотря на огромные потери, лишения и страдания до конца остались верными своей присяге и идее независимости Чечни.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Сюда в беноевские леса стянулись и другие чеченцы, не желавшие покоряться врагу. Царское командование объявило беноевцев вне закона. Вожди беноевцев Байсунгур и Солтамурад возглавили сопротивление беноевцев. Байсунгур с беноевцами, следуя своей клятве, защищал имама Шамиля в его последнем оплоте Гу-нибе. После сдачи Шамиля в плен, непокорный Байсунгур уходит в беноевские леса, где со своими родичами и соратниками скрывается от царских войск.

Имам Шамиль хорошо знал, уважал и понимал роль беноевцев в движении чеченского народа. Уже в плену, в Калуге, давая характеристики племенам Кавказа, Шамиль в разговоре с приставом Руновским выделяет беноевцев как самых непокорных. Как считал он, именно из Беноя начинались все движения. Оттуда восстания распространялись по всей Чечне, а затем перекидывались в Дагестан. Имам Шамиль подчеркнул, что пока жив одноглазый Байсунгур, русским нельзя надеяться на мир в бено-евских аулах. Царские власти начали выселение некоторых беноевцев из их аулов.

Полковник Алибек с царским войском пытался захватить Байсунгура, но когда беноевцы отказались его выдать, то начал готовить новое поголовное выселение.

В мае 1860 года беноевцы подняли восстание. Во главе его стали Байсунгур и Солтамурад. Их поддержали на Аргуне Ума Дуев из Зумсоя и кадий Атабай Атаев. Имамом Чечни был избран Байсунгур.

К июлю восстание охватило почти всю Ичкерию. К чеченцам присоединились некоторые аулы аварцев и кумыков. Чеченцы нанесли царским отрядам ряд поражений.

Но русские стянули большие воинские силы во главе с генералом Мусой Кундуховым. Используя численное, техническое превосходство, а также предательство богатых чеченцев, царские войска подавили в конце января 1861 года это восстание. 15 аулов Ичкерии было уничтожено. Беной был также сожжен. В середине февраля имам Байсунгур со своими двумя сыновьями, дочерью и ее мальчиком, а также некоторыми соратниками был окружен и после боя раненым был схвачен. Его наиб Солтамурад сумел вырваться из окружения и ушел на Аргун, где стал одним из руководителей горных повстанцев. Имам Байсунгур-был повешен в Хасав-Юрте и похоронен в с. Пачалкъа (Аух). Других выслали в Россию.

Царские власти решили стереть Беной с лица земли.

29 января 1861 года только из одного аула Беной было выселено 1218 человек, расселенных по 5-10 дворов в указанные им плоскостные селения Чечни. Тогда же появляется и аул Бена в Шатое (близ с. Патенкхаьлла). Но царским властям не удалось уничтожить непокорный Беной. Люди возвращались в беноевские леса и восстанавливали свои дома, а расселенные в других аулах беноевцы своим независимым поведением влияли на других.

В ходе геноцида против беноевцев царские власти применяли и более подлый метод, стараясь через своих местных агентов унизить авторитет беноевцев среди чеченского народа. Именно в то время, когда уже после завоевания всей Чечни непокорные беноевцы продолжали сопротивляться и влияли на других чеченцев, призывая их на борьбу за свободу Родины, царские агенты стали широко распространять среди чеченцев слухи о якобы глупости беноевцев, сочинять про них анекдоты и нелепые слухи.

Многие беноевцы, жившие на плоскости, продолжали борьбу за свободу чеченского народа. В истории Чечни прославился абрек Бенойн Вара из Новых Атагов, который воевал в русско-чеченской войне, затем участвовал в восстании 1860-1861 годов, затем стал векилем шейха Кунта-хаджи, а после восстания в Шалях в январе 1864 года стал знаменитым абреком, боровшимся против царских завоевателей. В 1865 году Вара в результате предательства был окружен в с. Новые Атаги русскими драгунами и убит.

Беноевцы, недовольные царским колониальным режимом, готовили новое восстание. Его руководителем был Солумгирин Солтамурад. Отказавшись от просьб своих соратников стать имамом Чечни, Солтамурад предложил имамом молодого сына своего друга Алдама ученого Али-бека-хаджи из Симсира.

После начала русско-турецкой войны в ночь на 13 апреля 1877 года началось восстание ичкеринцев. Солтамурад был выбран начальником всех наибов. Восстание охватило сразу же 47 аулов Ичкерии с населением до 18 тысяч человек. Опорной силой были беноевцы, зандаковцы и другие. Секретарем имама Алибека-хаджи Алдамова был его верный друг беноевец Пойтукъин Раъсу, который оставил арабоязычную историю восстания Алибека-хаджи и своих мытарств на каторге после осуждения царским судом.

Восстание продолжалось около года. Царские военачальники, терпевшие поначалу неудачи и большие потери от чеченцев, стянули огромные силы в 25 тысяч солдат и, используя предателей из чеченцев и дагестанцев, начали уничтожать аулы. Свою политику в отношении к повстанцам генерал Свистунов в 1877 году выразил в словах: «и Беной и Зандак надо выселить поголовно в Сибирь, или, если эти подлецы не пожелают, выморить всех зимой, как тараканов, и уничтожить голодом».

Беной был полностью разрушен и сожжен, а беноевцы вновь были высланы из аула, но часть жителей все же упрямо возвращалась обратно на пепелище.

27 ноября 1877 года с помощью коварства Алибека сумели выманить и арестовать вместе с его соратниками. 9 марта 1878 года 11 человек были повешены в г. Грозном. Многие повстанцы, в том числе и жители Беноя, были сосланы в Россию и Сибирь. Начальник наибов 70-летний Солумгири Солтамурад из Беноя, зная коварство царских Властей, не поддался на уговоры, категорически отказался сдаваться русским и стал абреком. В 1878 году он заболел и умер. С большими почестями он был похоронен в Беное.

На беноевцев были обрушены новые репрессии. Их выселяли, сажали в тюрьмы, убивали, стараясь выбить из них дух и стремление к свободе.

По всей Чечне были разбросаны беноевцы. Часть уходила в Туриию. чтобы не покоряться русским. Если цар ским властям не удалось спровоцировать выселение в Турцию беноевцев в 1865 году, то часть беноевцев вместе с другими чеченцами ушли в 1905 году. Беноевцы все больше теряют связь друг с другом, разобщенные различными сектами, социально-политическими течениями, экономическим неравенством. Некоторые беноевцы ушли в абречество. В связи с тем, что экономическим и политическим центром Чечни стал город Грозный, Беной теряет свое былое значение.

Революция 1917 года в России всколыхнула и всю Чеч ню. Началось национально-освободительное движение в Чечне, война против царских чиновников и казаков за возвращение отнятых в Кавказскую войну земель. Одними из первых во всех селениях Чечни поднимались на борьбу за свободу представители тайпа беной. Беноевцы участвуют в различных политических движениях, часто враждовавших друг с другом.

Одни поддерживают имама Узун-хаджи и его Северокавказский Эмират, другие большевиков и Терскую Народную Республику, третьи Тапу Чермоева и его Северо кавказскую Республику.

Но так или иначе подавляющее большинство беноев цев продолжало борьбу за свободу Чечни. В стодневных боях в г. Грозном погибла от казачьей пули Петимат Арса-нова из Новых Атагов. Ее брат Саидбей Арсанов участвовал в революции в России, был большевиком, а позднее известным чеченским писателем, автором книги «Когда познается дружба».

В борьбе с казаками и деникинской армией многие беноевцы из Гойты, Алхан-Юрта, Урус-Мартана, Новых Атагов, Беноя и других сел отдали свои жизни. Но коварно забыв все свои обещания дать чеченцам независимость. Красная Армия оккупирует Чечню с февраля 1920 года. Уже в августе 1920 года в горах Чечни и Дагестана вспыхивает новое восстание уже против Советской власти под рукоподством внука Шамиля Саид-Бека и Н. Гоцинского. С переносом центра восстания в горы Чечни Беной вновь приобретает прежнее значение главной базы повстанцев. В сентябре 1921 года восстание было подавлено после переброски туда крупных регулярных частей Красной Армии. Но беноевцы не были покорены. Н. Гоцинский со своим штабом ушел в горы, откуда руководил восстанием до 1925-года.

Уже в конце марта 1923 года агенты сообщали чекистам о том, что влиятельный шейх Али. Ми гаев приехал в с. Беной, где собрал своих приверженцев и агитировал их против Советской власти. 17 мая 1923 года в селении Беной состоялся нелегальный съезд представителей духовенства. С речью к собравшимся обратился Нажмутдин Го-цинский. Он призвал их объединиться для скорейшего вооруженного выступления в целях достижения полной независимости». В конце марта 1924 года Али Митаев с братом Ума ром и единомышленниками был арестован и казнен в Ростовской тюрьме. Но восстания уже нельзя было удержать. Горная Чечня вновь была охвачена восстанием под руководством имама Н. Гоцинского. В 1925 году после кровопролитных боев восстание было подавлено, а Н. Гоцинский взят в плен.

Разгромив повстанцев, арестовав и выслав руководителей и влиятельных лиц, проведя разоружение чеченцев, Советская власть приступила ко всеобщей «коллективизации» и «раскулачиванию» в 1928-29 году. Вся Чечня восстала вновь в декабре 1929 года. Центры восстания были в Гойтах (руководители Ахмад-мулла и Нуриев), Шали (Шита Иста мулов) и Беное (руководители Яроч и Ходжас). «Восставшие, - писал А. Авторханов, - заняли все сельские и районные учреждения, сожгли казенные архивы, арестовали районное начальство, в том числе и шефов ГПУ, в Беное захватили еще и нефтяные промыслы, учредили временную народную власть. Эта временная власть обратилась к Советскому правительству с требованием: 1) прекратить незаконную конфискацию крестьянских имуществ под видом коллективизации; 2) прекратить произвольные аресты крестьян, женщин и детей, под видом ликвидации «кулачества»; 3) отозвать из всех районов Чечни начальников ГПУ, назначив на их место выборных гражданских чинов из самих чеченцев с правом преследования лишь уголовных элементов; 4) ликвидировать назначенные сверху «народные суды» и восстановить институт шариатских судов, предусмотренных учредительным съездом Горской советской республики 1921 года во Владикавказе; 5) прекратить вмешательство краевых и центральных властей во внутренние дела Чеченской автономной области, а всякие хозяйственно-политические мероприятия по Чечне проводить только по решению чеченского съезда выборных представителей, как это предусмотрено в статусе автономии.

Московское правительство, признав на словах справедливость требований восставших, согласилось удовлетворить их, когда повстанцы прекратят войну.

Но Советская власть вновь обманула чеченцев, попытавшись арестовать руководителя восстания Шиту Иста-мулова. Шита призвал всех чеченцев к газавату за восстановление Имамата Шамиля и изгнание неверных с Кавказа. Вновь восстали Шали, Гойты, Беной.

К середине декабря 1929 года к границам Чечни были стянуты огромные силы: более пяти дивизий. К середине января 1930 года Гойты и Шали были взяты с огромными потерями. Шита отступил в Ичкерию.

В конце марта 1930 года командующий Красной Армией Белов получил свежие силы из Закавказья и «развернул большое горное наступление с задачей овладеть последним пунктом повстанцев Беной. После двухмесячных тяжелых боев и больших жертв в апреле 1930 года Белов вошел в Беной, но в ауле не застал ни одного жителя: все жители, включая женщин и детей, эвакуировались дальше в горные трущобы».

Белов послал к повстанцам парламентеров с предложением почетного мира: всем, кто добровольно возвращался обратно в аул со сдачей оружия, объявлялась амнистия. Но повстанцы отказались покориться, заявив, что они вернутся в свои аулы только тогда, когда Белов уйдет со своими войсками.

Не добившись покорности силой, Советское правительство изменило тактику и пошло на временные уступки, отозвав войска, отменив колхозы и совхозы в Чечне, завезя в Чечню огромное количество промышленных товаров по очень низким ценам и объявив амнистию повстанцам, в том числе и их вождям.

Но к осени 1931 года, когда чекистами был коварно убит Шита Истамулов, ГПУ начало большую операцию «по ликвидации кулацко-контрреволюционных элементов и мулльско-националистических идеологов». Было арестовано 35 тысяч человек, большей частью расстрелянных в тюрьмах и умерших в ссылках и лагерях. Среди них много было беноевцев.

В конце февраля и начале марта 1932 года в беноев-ском хуторе Стерч-Керч и ауле Шуани было решено поднять новое восстание под руководством имама Моцу Сол-тамурадова.

19 марта 1932 года в с. Беной и Стерч-Керч началось вооруженное восстание, охватившее многие селения Но-жай-Юртовского района. Но дивизион войск ОГПУ (командир А. Козлов) и эскадрон милиции (командир Д. П. Мур-забеков) в ходе боев разгромили восставших. А. Козлов погиб, тяжело был ранен Мурзабеков, убит политрук кав-эскадрона милиции X. Мочнгов. В мае 1932 года повстанцы Моцу были окружены и уничтожены, сам Моцу попал в плен. Чекисты жестоко расправились с восставшими. На хуторе Стерч-Керч чекист-палач Мазлак Ушасв с помощью воинских частей расстрелял на месте десятки беноевцев, многие были арестованы. (Курылев И. В. Боевой путь милиции Чечено-Ингушетии. Грозный, 1976. С. 113, 116).

Осенью 1932 года прошли новые массовые аресты по Гудермесскому и Ножай-Юртовскому районам. В общей сложности по делу «Чеченского националистического центра» было арестовано до 3 тысяч человек. Многие из них погибли.

Непокорных беноевцев, как и всех чеченцев, подвергали ежегодным чисткам, репрессируя лучших представителей. Некоторые успевали уходить в леса и горы, становясь абреками и ведя непримиримую вооруженную борьбу против советских колонизаторов. Советская власть терроризировала местных жителей, запугивала и уничтожала всех, кто мог сделать хотя бы намек на несогласие с существующими порядками. В 1937 году были репрессированы талантливые чеченские писатсли-беноевцы С. Арса-нов из Новых Атагов и С. Бадуев из Урус-Мартана.

В 1943 году советские чекистские войска из ЧИАССР и Дагестанской АССР провели новую кровавую операцию в беноевском хуторе Лоьмк-орц, внезапно напав на мирных жителей и расстреляв (под видом расправы с бандитами) всех захваченных мужчин.

Это была подготовка к массовому выселению чеченцев с Кавказа.

В результате выселения беноевцы разделили трагическую судьбу всего чеченского народа: погибла половина всех людей.

Некоторые другие погибли в войне с Германией.

После возвращения чеченцев на Родину в 1957 году беноевцы буквально с боем возвращаются в Беной и другие селения.

Восстанавливают дома, поля, сады, учатся, работают, несмотря на тяжелейшую дискриминацию со стороны шовинистических властей ЧИАССР.

Из беноевцев появляются учителя, врачи, историки, филологи, журналисты, рабочие, военные, артисты и другие.

В республике известны художники Иса Ясаев, Харон Исаев, форматор по художественной скульптуре - Дока Джабраилов из Урус-Мартана, кандидат юридических наук философ Адам Дудаев из Новых Атагов, кандидат исторических наук Шахрудин Гапуров из Беноя, оперный певец Мовсар Минцаев из Бени-Юрта Надтеречного района, актер театра Али Майрсултанов из Урус-Мартана, военный летчик Хайрудин Висангариев из Беноя, вице-президент Конфедерации горских народов Кавказа, член Парламента ЧР Иса Арсамиков из Урус-Мартана, первый председатель оргкомитета I этапа общенационального съезда чеченского народа Леча Умхаев из Урус-Мартана, первый министр иностранных дел ЧР Шамиль Бено, бывший министр легкой промышленности и вице-премьер Правительства ЧР Муса Дошукаев, первый начальник управления финансов ЧР Ризван Гужаев, Абдурашит Закаев - первый председатель национального банка ЧР, бывший министр социального обеспечения Ваха Магомедов из Урус-Мартана, боксер-профессионал мастер спорта Альберт Гучигов, второй муфтий ЧР Гаркаев Махмуд из Новых Атагов, Нужден Дааев - генеральный директор Че-ченавтодор, заслуженный учитель ЧИАССР Джанарали-ев Али, заслуженный учитель РСФСР Ясаев Адлан из Урус-Мартана, Мулаев Имран - зам. председателя Совмина ЧИАССР и другие.

С самой хорошей стороны показали себя беноевцы, оказавшиеся в Иордании. Из беноевцев там были министр путей сообщения Сайд Бено, заместитель начальника таможенной службы Амин Бено, генералы АбдулЛатиф Сайд Батал, Самих Муса Бено, Сами Абдель-Хади, Абдал-Ме-жид. Беноевцы в чеченской общине Иордании составляют наиболее влиятельную часть.

Лучшие представители беноевского тайпа продолжали борьбу с советским колониальным режимом.

В 80-е годы трагически погиб талантливый литератор, член литературного клуба «Прометей*, студент филологического факультета ЧИГУ Малик Ахмадов из Беноя. Погиб, пытаясь угнать пассажирский самолет в Турцию, диссидент Махаев из Урус-Мартана. Много беноевцев участвовало с 1987 года в неформальных общественных организациях «Кавказ», «Барт», «Народный фронт», «Вайнахская демократическая партия» и других, участвовали в собраниях, митингах, пикетах, расшатывали устои советской империи, выступали за идею суверенитета и независимости республики, участвовали в подготовке съездов чеченского народа. Приход в город Грозный 6 сентября 1991 года большого отряда беноевцев из Урус-Мартана положил последнюю точку в полуторамесячном митинге, требовавшем свержения Верховного Совета ЧИАССР и его председателя Д. Завгаева. В этот день последовал штурм и падение коммунистического режима. Большинство беноевцев, как и их предки, встали на защиту независимости Чеченской Республики 8 ноября 1991 года и во время про-российского путча 31 марта 1992 года. Двое погибших при защите телевидения гвардейцев были жители Беноя Дауд Решидов и Ибрагим Темчиев. Много беноевцев проявили героизм во время войны в Абхазии. 4 июня 1993 года беноевцы вновь выступили на защиту независимости Чечни. Во время штурма городского собрания погиб Минкаил Борзиев из Беноя, несколько беноевцев было ранено.

В тот же день трагически погиб национальный герой Чечни член Парламента Иса Арсамиков.

Вся история беноевского тайпа является неразрывной частью истории чеченского народа. Именно во имя всего чеченского народа.во имя всей Чечни отдали свои жизни беноевцы. Вся история беноевского тайпа показывает, что беноевцы никогда не шли за эгоистическими интересами отдельных групп.

Независимость Чечни, свобода чеченского народа и каждого чеченца, равенство и процветание - вот идея, за которую боролись наши предки и за которую должны бороться мы и наши потомки.

Издание осуществлено за счет благотворительного фонда имени Байсангура Беноевского.

Книга Далхана Хожаева » РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА», 1993 год.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принадлежит к тейпу Беной, одному из самых многочисленных и известных чеченских тейпов. Его представители - смелые воины, талантливые руководители и истинные почитатели древних обычаев. Так что же известно о тейпе Кадырова?

Исторические факты

Тейп (род, племя) - единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), отличающаяся общим происхождением входящих в неё людей. Чеченский тейп не является родом в этнографическом понимании. Известны случаи, когда он объединял людей по принципам, а не по кровному родству. Каждый тейп подразделяется на гары и некъи (ветви и фамилии).

Легенды гласят, что у древних чеченцев был котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов. Среди них значился и Беной.

Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках других народов. Информация о Беное имеется в книге первой половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазара. Это говорит о том, что он по праву считается древнейшим.

Один из лидеров по численности

Беной - один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев - в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец - это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода - спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому - первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа - первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.

Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на т. н. "гары" (ветви) и "некъи", - термин имеющий значения фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальне союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

Тейповая организация, является ячейкой, где формируется личность. Тейп устанавливает и поддерживает этические нормы, концентрирующиеся вокруг термина «оьздангала», означающего скромность, воспитанность, собранность, чистосердечие, обходительность. Нормы «оьздангала» предусматривают, к примеру, осуждение человека за срезанную им ради баловства ветку; заставляют чеченца сидеть, не откидываясь, не расставляя ног, не крутя головой, не рассматривать пристально женщину и т.д. Человек, следующий нормам «оьздангала», в чрезвычайных обстоятельствах должен проявить мужество и героизм. Этикетные нормы поведения предписывают младшему встать при появлении старшего, идти слева от старшего, занимать определенное место в помещении, сначала накормить гостя и т.д.

Поскольку в традиционном обществе близость территории и крови часто совпадают, то тейп правильнее называть родово-территориальной общностью. Фактически тейп – это группы нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального равенства. Тейповая группа – это общность близкородственных фамилий. В селах и аулах Чечни имеются целые кварталы и улицы, где издавна живут выходцы из одного тейпа и называются они его именем.

Тейповая группа, как и семейная, выступает как целостное образование, каждый ее член стремится поддерживать ее авторитет, осуждение человека за отход от родовых и религиозных предписаний переживается и осуждается всеми ее членами.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В чеченской тейповой номенклатуре обнаруживаются названия, основанные на территориальной принадлежности. Например, Харачой («пещера»), Хьачарой («сливовая долина»), Шарой («ледник»)

Имеются тейпы, чьи названия составлены по производственному признаку, по названиям ремесел. Например, Пешхой («печеделатели»), Дешни («золотых дел мастера»), Хой («стражники»).

Существует также условное деление тейпов на «чистые» и «смешанные». На звание «чистых» претендуют исконно чеченские тейпы, называвшиеся «нохчмакхой», которые населяли район близ горы Нашхо, а затем расселились по всей Чечне (Беной, Центорой, Курчалой, и др.). В ассимилированные или «смешанные» тейпы вошли иноплеменники (Гуной – имеющий родство с терскими казаками, Дзумсой – с грузинами, Варандой – с хевсурами, Харачой – с черкессами, Г1езлой - татарами, Суьли - аварцами, Г1умкхи - кумыками, Жуьтки - евреями-татами).

По данным «Новой газеты», на прошлой неделе 4-й отдел по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета Чечни возбудил уголовное дело по статье 277 УК РФ - «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Речь идет о расследовании неудачной попытки покушения на жизнь главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которое готовилось весной прошлого года на территории Ножай-Юртовского района Чечни.

Все задержанные были выходцами из тейпа Беной, некоторые принадлежали к самым известным чеченским фамилиям, другие были родственниками высокопоставленных чеченских чиновников, включая самого главу республики Кадырова. Так, по данным «Новой газеты», был задержан двоюродный брат племянника главы Чечни Ислама Кадырова - Валид Яхиханов.

По информации «Новой газеты», Валид Яхиханов, воспользовавшись близкими отношениями со своим братом Исламом Кадыровым, получил секретный номер телефона главы Чечни, который был известен только ограниченному кругу самых приближенных к Рамзану Кадырову людей (буквально несколько человек).

Этот номер Валид Яхиханов передал Бадруди Ямадаеву, одному из двух оставшихся в живых братьев Ямадаевых.

Бадруди Ямадаев

Ямадаевы - не менее знаменитый, чем Кадыровы, чеченский клан. Выжившие братья считают виновным Кадырова в убийстве депутата Госдумы от ЧР Руслана Ямадаева и командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. На протяжении многих лет именно Бадруди считается самым опасным врагом Кадырова, его кровником.

По информации «Новой газеты», когда Кадырову на его личный секретный номер позвонил его самый опасный враг, он буквально впал в шок.

В результате оперативного и очень жесткого внутреннего расследования (племянник главы Чечни, руководитель его администрации Ислам Кадыров появился в это же время на публике с гипсом на обеих руках) удалось вычислить источник утечки - Вахида Яхиханова. Он и сдал информацию о готовящемся в селе Беной покушении.


Ислам Кадыров на совещании правительства ЧР с гипсом на обеих руках. Май 2016

В селе Беной у Кадырова огромная резиденция. В результате тщательной проверки там было обнаружено заложенное взрывное устройство большой мощности. Также стало известно, что помимо Беноя одновременно готовились нападения на резиденции главы Чечни еще в нескольких крупных населенных пунктах (включая Грозный). У заговорщиков в ходе обысков было изъято в большом количестве новейшее стрелковое оружие, гранатометы, взрывчатка.

Одним из первых из-за этой ситуации пострадал глава РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов, который стал известен всему миру благодаря своей принудительной женитьбе на несовершеннолетней жительнице села Байтарки Хеде Гойлабиевой

Гучигова обвинили, по сути, в непрофессионализме и сняли с должности главы районного РОВД. В один момент приближенный и обласканный Кадыровым начальник полиции Ножай-Юртовского района лишился всех своих привилегий.

«Беноевский» заговор против Кадырова стал самой масштабной попыткой физического устранения главы Чечни и его ближайшего окружения. Информация о нем тщательно скрывалась. Через три месяца должны были состояться выборы главы республики. Кадыров хотел выглядеть перед Москвой уверенным победителем. Но информация о столь масштабном заговоре могла скомпрометировать его и никак не вязалась с «единогласной» поддержкой населения. О какой поддержке вообще может быть речь, когда в республике бунтует даже элита?

В этом была вторая причина нетипичной для Кадырова сдержанности. Заговорщики были из одного с ним тейпа, являлись выходцами из известных семей, которым Кадыров дал возможность править республикой как своей вотчиной. Радикальные меры только усугубили бы конфликт внутри чеченского правящего класса. Поэтому многие заговорщики были жестоко наказаны, но жизни им сохранили.

Однако точку в этой истории Кадыров ставить все-таки не собирался. Оценив все риски и отказавшись от практик коллективной ответственности, чеченские власти приняли решение использовать в качестве оружия возмездия российский закон. Тем более, как бы смешно это ни звучало, дотянуться до организаторов покушения позволял в этой ситуации только Уголовный кодекс Российской Федерации.

Первым шагом в этой «операции возмездия» стало официальное признание Кадыровым факта попытки покушения. 16 сентября, накануне выборов, когда технически победа уже не вызывала никаких сомнений, Кадыров дал интервью чеченским СМИ. В ходе интервью прозвучал явно санкционированный вопрос, который задала чеченская журналистка: «Об этом долго говорили, это долго обсуждали, я не знаю, слухи это или нет, я прошу вас опровергнуть это или подтвердить, на вас готовилось покушение или нет? Вот недавно вот такие слухи были, просто официального подтверждения этой информации мы не нашли».


Видео пресс-конференции Рамзана Кадырова. Смотрите с 1:05:00

Действительно, - ответил на вопрос Кадыров, - были моменты, но вовремя сработали сотрудники службы безопасности. Ну, так получилось, что не получилось у преступников реализовать свои планы. Но это такие несерьезные моменты, если каждому моменту там придавать значение, то мы перестанем работать, перестанем жить, будем сидеть там, знаешь, и наблюдать, что будет происходить завтра. Поэтому особо на них не надо обращать внимание.

В это же время, по сведениям «Новой газеты» (теперь это подтверждается и фактом возбуждения уголовного дела по ст. 277 УК РФ), МВД по ЧР продолжало проводить комплекс оперативно-разыскных мероприятий с целью установления роли братьев Ямадаевых в этом покушении.




Top