Тема любви в произведении алые паруса. Тема:А.Грин «Алые паруса»

Я понял одну нехитрую истину. Она в том,
чтобы делать чудеса своими руками.
А. Грин

«Сказка нужна не только детям, но и взрослым», — утверждал Константин Паустовский. Именно такую сказку сочинил А. Грин, искатель чудесного, бредящий морем и парусами, человек, о котором с первых шагов в литературе складывались легенды. Он написал феерию-сказку о том, что счастье — дело собственных рук человека, что мечту бесполезно ждать — ей нужно смело идти навстречу.

Алые паруса — сначала предстают перед нами как конкретный предмет — игрушка, сделанная для продажи Лонгреном, отцом главной героини Ассоль. Известный собиратель народных преданий Эгль, увидев в руках девочки удивительную игрушку — парусник с алыми парусами, сказал ей удивительную вещь: «Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе... Красивый принц посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

Сказочник заронил в душу юной Ассоль зернышко мечты о чуде. Среди бесцветных будней ее поддерживала вера в чудо, и ее чудо сбывается. Но Ассоль, с ее мечтой о принце и алых парусах живет в окружении злобных людей — жителей Каперны, абсолютно нечутких к прекрасному. Жители Каперны не рассказывали сказок, не пели песен, они думали только о повседневных делах. Ассоль тоже думает о хлебе насущном, но мечта приподнимает ее над будничной жизнью. Герои Грина отличаются от окружающих. Жители Каперны живут приземленно. А те, кто хотел жить иначе, иногда не выдерживали давления среды, ломались: так, стал пьяницей добрый угольщик, который благодаря Ассоль смог увидеть нежные росписи на прутьях старой угольной корзины. В мире несправедливости, в котором живут герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса.

Основной конфликт «Алых парусов» — конфликт мечты Ассоль и действительности, возвышенной натуры с реальной жизнью. Образ паруса использовался в Литературе много раз. Парус словно зовет в неизвестные дали, где героя ждет прекрасное будущее, счастье. Но паруса обычно бывают из грубой парусины серого цвета, а здесь — алые и шелковые. Такие паруса можно сшить, но в жизни подобное расточительство встретится не часто. Это чудо, но рукотворное. Алые паруса — символ сбывшейся мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Лонгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».

Алый цвет приобретает в произведении особый смысл. Красный цвет — цвет жизни. Алый цвет для героев А. Грина имеет символическое значение: он говорит о том, что можно достичь несбыточного, превратить сказку в реальность. Алые паруса — это дело рук самого человека. Капитан Грэй скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Алые паруса — это сказка, ставшая явью, чудо, так просто сделанное человеком для другого человека. Грэй нашел свое счастье, когда подарил Ассоль ее детскую мечту. Материал с сайта

Финал повести звучит как гимн мечте, как торжество духовного начала в человеке. Грин утверждает, что путь человека должен быть освящен большой заветной целью. Она придаст ему стойкость и благородство в борьбе с невзгодами жизни. Сказочные алые паруса приводят читателя к выводу, что высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Много поколений читателей с увлечением читают эту прекрасную сказку. И каждый раз Грин убеждает нас, что человек не может жить без высокой мечты, что в каждом сердце живут свои алые паруса. Они приближаются к берегу, ждущему их, и каждый миг исполняется много надежд, больших и маленьких.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • романтические сказки
  • алые паруса конфликты произведения
  • что поддерживало в ассоль мечту об алых парусах
  • сочинение по алым парусам на тему мечты сбываются
  • а.п.чехов читать повесть "алые паруса"

Тема:А.Грин «Алые паруса».

Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; чтение; осмысленное восприятие текстов.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению,ресурсы сети Интернет,соц.сеть работников образования.

Ход урока:

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово: - Сегодняшний урок – это путешествие в приключенческий мир волшебства и исполнения желаний.

А.Грин – это человек с трудной,но очень счастливой судьбой.Каждому,кто верит в любовь,верность и мечту,он дарит надежду на чудо.

Стихотворение В.Некипелова «Памяти Грина».

Мне встречу с ним судьба не подарила

И лишь недавно поздние цветы,

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор когда впервые

Я в мир чудес, им созданных проник.

Идут со мною рядом, как живые

Весёлые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая Земля.

Распахнута ветрам и ураганам

Как палуба большого корабля.

Пускай тот мир, нездешний и старинный

От нашей современности далёк

Читаешь удивительного Грина –

И душу греет тёплый огонёк.

А он идёт, весёлый, добрый спутник

Повсюду с нами в дружеском строю.

И вносит в наши творческие будни

Романтики певучую струю.

Сообщение ученика о жизни писателя.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я.К..Голованов

ГРИН (настоящая фамилия - Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), прозаик.

Родился 11 августа (23 н.с.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863. Мать, русская женщина, умерла, когда Грину было 13 лет.

В 1896, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту - выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Однако прежде всего ему пришлось бродяжничать в поисках работы. Несколько раз "повезло": взяли матросом по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. После возвращения понял, что эта "карьера" не для него. Перепробовал много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом и золотоискателем на Урале, солдатом. Во время службы в резервном пехотном батальоне примкнул к эсерам, с помощью которых дезертировал с военной службы.

В 1903 в Севастополе был впервые арестован за пропагандистскую работу среди матросов. За попытку к бегству отсидел на строгом режиме около двух лет (освобожден по амнистии). В 1906 в Петербурге был снова схвачен и выслан на 4 года в Тобольскую губернию, откуда бежал в Вятку, где смог раздобыть себе чужой паспорт, с которым покинул родной город навсегда. Приехал в Москву. Здесь родился его первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агит-брошюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Только под рассказом "Случай" (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах".

Много рассказов было написано Грином, прежде чем он нашел "своего" героя. Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой он считал "Остров Рено" (1909). Последовала серия подобных рассказов: "Колония Ланфиер" (1910), "Зурбаганский стрелок" (1913), "Капитан Дюк" (1915) и др.

В 1917, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк "Пешком на революцию" пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении ("Восстание", "Рождение грома", "Маятник души").

В 1919 Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале "Пламя" (редактор А. Луначарский).

Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения "Алые паруса" (1923), "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" (1928).

В 1930 был написан роман "Дорога никуда", в 1931 - "Автобиографическая повесть".

Умер А. Грин в Феодосии.

В 1920 году, в Петрограде, гуляя по городу, А.Грин задумал эту пленительную и сказочную книгу, которую впоследствии назвал «Алые паруса».

Способен ли человек совершать чудеса своими руками?(ответ-вывод сделаем этот в конце урока.)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим роман - феерию Грина «Алые паруса». Этот жанр определил автор сам и имеет два значения:

Театральное представление со сценическим эффектом;

Волшебное, сказочное зрелище.

«Алые паруса» - произведение утверждающее силу духа человека.Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать невозможное,фантастическое.

У Грина было своё мнение о фантастике.Он считал,что писатель должен пользоваться необыкновенным только для того,чтобы привлечь внимание и начать разговор об обычном.

III.Работа по парам по тексту:

Задание первой паре: составить схему по сюжету.

Задание для второй группы: расскажите о Лонгрене и Меннерсе.Что вы узнали о прошлом Лонгрена?В чем причина конфликта с жителями городка?Как они восприняли поступок Лонгрена?На чьей стороне автор?(художественные средства,используемые автором в описании героев – гл.3-4).

Задание третьей паре:Ассоль.В чем её очарование?Что формировало её мечтательность и одухотворенность?Почему таинственный незнакомец сумел зародить в её душе мечту о счастье?Предсказание Эгля.Почему Эгль именно Ассоль сделал это предсказание. Какую роль сыграли в жизни Ассоль трактирщик-отец и его сын? (они издевались над ней, смеялись над ними, натравливали других)

Задание четвертой паре:история Грэя.Обстановка,в которой вырос Грэй.Что особенно нравилось Грэю,к чему он стремился?(выписать эпитеты,характеризующие уклад жизни семьи Грэя.гл.3) Что наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу? (мечта стать капитаном корабля, картина в кабинете отца). Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он не был похож на аристократа. Он был человек с живой душой. В чём проявлялась его открытая душа? (рассказывают случаи со служанкой )

Что послужило побегу Артура из отцовского дома? (Он не хотел жить как его отец, он очень ценил свободу. А больше всего любил море и очень хотел стать капитаном своего корабля)

Задание пятой паре:встреча Грэя и Ассоль.Какие чувства испытал Грэй,увидев Ассоль?(в основе описания пейзажа лежит антитеза.гл.4).Найдите в 4 главе портрет Ассоль.(художественные средства,используемые автором)

Задание шестой паре:Образы – символы:алые паруса – воплощение мечты Ассоль.Назовите цветовые эпитеты,использованные автором.Какой цвет становится определяющим?Как повёл сын трактирщика, когда увидел корабль а Алыми парусами? (от злости и зависти не хотел пускать Ассоль к кораблю).

IV.Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу урок.

Прекрасный конец истории, как и у любой волшебной сказки. Ну, давайте вернёмся к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока. (вопрос на экране) Способен ли человек совершать чудеса своими руками?

Как и у любой волшебной сказки,у этого произведения счастливый конец.Этого волшебства бы не было,если бы сам человек не стал творить чудо,которое способно изменить жизнь к лучшему.

Именно так раскрывает смысл этого произведения В.Ланцберг в своей песне(звучит песня):



Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Домашнее задание: написать мини - сочинение « Мои мечты».

Урок литературы в 7 классе

«Алые паруса Грина»

(по произведению А.С.Грина «Алые паруса»)

Цель урока : познакомить учащихся с личностью писателя А.С.Грина, чьи книги пробуждают романтическую душу подростка.

Задачи: 1) вызвать интерес к произведениям А.С.Грина;

2) развивать творческие способности учащихся;

3) воспитывать нравственные качества, такие как благородство, любовь к

близким, веру в любовь и мечту.

Оборудование : мультимедиа презентация «А.С.Грин»,

портрет А.С.Грина, рядом с портретом – ветка сосны в синей вазе;

иллюстрации к произведениям А.Грина и экслибрисы, выполненные

учащимися;

макет корабля «Секрет»(для инсценировки);

запись песни «Море, ты слышишь, море…» А.Зацепина.

Эпиграф к уроку:

    Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен. (Д. Гранин)

На доске : феерия – театральное представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями и костюмами, световыми эффектами.

Подготовительная работа : учащиеся заранее прочитали текст феерии А.Грина «Алые паруса», подготовили творческие работы: экслибрисы и иллюстрации к произведению А.Грина.

Ход урока:

    Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с таинственной и загадочной страной – Гринландией.

Это удивительная страна. Каперна и Лисс, Гель-Гью и Покет, Зурбаган и Суан… От этих слов веет чем-то сказочным и таинственным. Перед нами откроется неведомый мир с его тревогами и заботами, любовью и ненавистью, с людьми сильными, мужественными, честными и добрыми.

А открыл эту страну удивительный писатель, человек нелёгкой судьбы, Александр Степанович Грин. (Обращаемся к портрету) Слайд 1.

Под портретом А.Грина – букет. Наш, северный, какой можно подарить дорогому человеку. Свежие смолистые веточки сосны в вазе из синего стекла. Зелень и синева… Зелень всех пинежских лесов, исхоженных писателем-романтиком в ссылке, и синева неба, а может быть, моря, такого далёкого и такого притягательного.

2. Рассказ о писателе (Можно поручить приготовить сообщение ученикам)

23 августа 1880 года в семье помощника управляющего пивным заводом в селе Слободском Вятской губернии Степана Евсеевича Гриневского, поляка, сосланного в Сибирь за участие в восстании 1863 года в Польше, родился сын Александр.(Слайд 2)

Вскоре семья переехала в Вятку. Когда Саше исполнилось 9 лет, его отдали в земское реальное училище, но учёбе он предпочитал приключенческие романы.

Мальчик был непоседливый, озорной. Учёба закончилась, когда он высмеял в стихах своих учителей и наставников. Пришлось доучиваться в городском 4-классном училище, которое он окончил в 1896 году.

Саша, забывая про всё на свете, читал запоем произведения русских и зарубежных писателей. Узкогрудый, худой, нескладный, он часто подвергался насмешкам, на которые отвечал дерзостью и непослушанием. За это его часто сурово наказывали. Никто не мог понять Александра, и он рос скрытным, неистовым мечтателем. Ему было одиноко в семье. Мать он потерял в 13 лет, она умерла от чахотки.

Так уж получилось, что первым словом, которое он произнёс, было слово «море». И море, как магнит, потянуло Сашу к себе. После многих невзгод он отправился в Одессу и с большим трудом устроился учеником матроса на пароход «Платон». Побывал в Севастополе, Ялте, Феодосии, Поти, Батуми. Позднее на парусной шхуне проплыл от Одессы в Херсон, а весной 1897 года матросом на пароходе «Цесаревич» попал даже в заграничное плавание – через проливы в Египет, в Александрию.

(Звучит песня А.Зацепина «Море, ты слышишь, море..»)

Александр не был крепким физически и понял, что больше не выдержит. Вернулся домой, но без моря жить уже не мог. Вскоре отправился в Баку, где брался за любую, даже самую тяжёлую и грязную работу, часто голодал, спал на улице, перебивался случайными заработками. И опять голод, нищета и жестокая лихорадка заставили его вернуться домой. Однако, едва окрепнув, он пешком отправился на Урал.

Это был канун революции 1905 года. Бурные события тех лет увлекли и Гриневского. Он активно включился в борьбу. За революционную пропаганду его посадили в тюрьму. По приговору суда Гриневский был осуждён на 10 лет ссылки в отдалённые места Сибири. От высылки его освободила революция 1905 года. Вскоре его опять арестовали, но ему удалось бежать. С чужим паспортом он приехал в Петербург. Здесь он начинает писать. Первое его произведение появилось отдельной брошюрой с инициалами А.С.Г., называлось оно «Заслуга рядового Пантелеева». В 1907 году вышли его рассказы под псевдонимом А.Грин. Так и остался он в литературе Грином, так подписывал все свои произведения и даже письма. (Слайды 3,4)

Учитель дополняет :

Для нас с вами, северян, этот писатель интересен ещё и тем, что его творчество связано с нашим северным краем. В 1910 году А.Грин был арестован за проживание по чужому паспорту, отправлен в архангельскую пересыльную тюрьму, а затем в ссылку на Пинежье, потом на Кегостров.

На Пинеге им написаны такие рассказы, как «Жизнь Гнора», «Сто вёрст по реке», «Зимняя сказка» и другие.

Период архангельской ссылки Грин называл «одной из интереснейших страниц жизни». Его очаровала северная природа с её рассветами и закатами, туманами и хвойными лесами, ярким звёздным небом и пургой, его потрясла красота белых ночей. И люди сильные, мужественные, нравственно чистые.

3. Чтение отрывка из повести А.Грина «Таинственный лес»

(Учитель читает отрывок из повести Грина «Таинственный лес», которому сам Грин дал название «Охотник и петушок», где, как писал автор, «изображена природа Пинежского уезда Архангельской губернии»).

Лес становился холмистее, светлее и реже, дорога шла вверх, потом, обогнув круглую луговую пустошь, на зелени которой островками пестрели лиловый аконит, рябой щавель и по белым песочным россыпям – лопушиный лист земляных орехов, падала круто вниз по густому хвощу, к сияющей глубине воды. Отсюда начинались озёра, площадью равные четырём Петербургам, гигантское скопище воды, полной рыбы и птицы.

Опасной глухой прелестью дышали эти места. Тушин изучил их не сразу: долгое время страшно похожие друг на друга каймы тростниковых зарослей, подымающиеся из воды бесчисленные лесистые холмы и спрятанные зеленью озёрной проливы кружили ему до утомления и испуга голову, но он присмотрелся к ним, изучил приметы – и двигался теперь безопасно.

Вода, прозрачная, и на четырёхсаженной глубине казалась зеленоватым продолжением воздуха. Коричневое дно ясно, во всех мелких подробностях, выступало сквозь озарённую полднем глубь, мелкие раковины, галька, что-то похожее на рассыпанную чёрную крупу, раки, запавший у берегов хворост, резко освещённый в воде солнцем, были отчётливы – казалось, стоит протянуть руку и взять их. Тростниковые плавни выходили наверх аршинной в вышину зеленью. Рыба, проходя под лодкой, напоминала птицу в кустарниках.

Тушин повернул в длинный, заросший хвощом пролив. Куакая, поднялись кроншнепы, резкий полёт их осенил воду нервным трепетом крыльев. Шумно рванувшись, полетели, огибая похожий на замок остров, чёрно-белые турпаны, узкоглазая гагара, издали высмотрев человека, закричала ребячьим плачем и скрылась. По берегам засуетились дрозды; трясогузки, прыгая на полусгнивших в воде стволах, усиленно трясли хвостиками. На лодке плыл человек, птицы негодовали.

Тушин не трогал лежащего перед ним ружья. Он ехал, грустно осматриваясь и в раздумье кивая головой, с душой, полной чуждых людской жизни звуков, внимательно слушая предупреждающий крик сторожевой птицы и возражения на него со стороны пернатых, которые, не видя ещё человека, занимались флиртом или едой. В конце пролива маленькая ручеёк-речка беззвучно соединялась с озером; в устье, поросшем ивой, заполоскавшись, шмыгнула выдра; мордочка её, удаляясь вверх по течению, пристально смотрела на Тушина. Охотник вздрогнул, поднял и вновь опустил ружьё: сегодня зверь имел право жить рядом с ним, не боясь смерти. Медлительные красноклювые чайки, грустно крича, играли с голубым воздухом; на середину озера, касаясь рогами спины, выплыл лось, заметил человека и скрылся за лесом; водяная крыса чёрной точкой ползла наперерез лодке; вдали, маленькие, как комары, снялись лебеди.

Да уж не бойтесь,- сказал Тушин, смотря им вслед,- мне и плыть лень. 1

Вопрос для учащихся :

Какой увидел писатель-романтик северную природу? Почувствовали ли вы её сказочную красоту и магнетическую притягательность?

Учитель продолжает :

В Петербурге, куда Грин прибывает в 1916 году, он познакомился с Блоком и Маяковским. Здесь, в доме искусств, читал он свою феерию (значение слова на доске), самое прославленное произведение «Алые паруса». (Слайды 5, 6)

Кажется, вот-вот «Секрет» подойдёт к Каперне. С борта корабля звучит удивительная музыка. Навстречу своему счастью спешит прямо по воде Ассоль, которая столько лет жила ожиданием этой встречи. «Секрет» разворачивается, алые паруса медленно исчезают в море…

Куда плывут алые паруса? (Слайд 7)

Отправимся вслед за ними. И нам не придётся пожалеть об этом, потому что алые паруса ведут в Гринландию, страну добра и чудес.

4. Вопросы для учащихся:

Почему в Каперне не любили Лонгрена и Ассоль? Какими они были?

Как воспитывалась Ассоль?

Найдите и прочитайте, как выглядела Ассоль. Что же «особенное» почувствовал Эгль в маленькой Ассоль?

5. Инсценирование эпизода из произведения «Алые паруса» -

встреча Ассоль с волшебником Эглем

(Бьют склянки. Выходит человек, он рассматривает маленькую яхту с алыми парусами, немного поодаль от него стоит бедно одетая девочка с корзинкой. Это Эгль и Ассоль. Они ведут разговор .)

Ассоль (глядя на Эгля, несмело). Теперь отдай мне. Ты уже поиграл. Ты как поймал её?

Эгль (вздрогнув от неожиданности). Это что-то особенное. Слушай-ка ты, растение! Это твоя штука?

Ассоль . Да, я за ней бежала по всему ручью: я думала, что умру. Она была тут?

Эгль . У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трёхвершковым валом (отдаёт игрушку). Как тебя зовут, крошка?

Ассоль . Ассоль. (Прячет игрушку в корзинку)

Эгль . Это хорошо. Я занимался, сидя на камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов… как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты…Такая, как есть. Я, милая, в душе поэт, хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?

Ассоль . Лодочки, потом пароход да ещё три таких домика с флагами. Там солдаты живут.

Эгль . Отлично. Тебя послали продать. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?

Ассоль (недоверчиво). Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

Эгль. Я это знал.

Ассоль . А как же?

Эгль. Потому что я самый главный волшебник! Тебе нечего бояться меня. Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок, не поют песен. Не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля движется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот корабль. На берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая, а ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, вся в коврах и золоте, поплывёт от неё лодка. Тогда ты увидишь храброго красивого принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести тебя навсегда в своё царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что ты пожелаешь. Жить мы с тобой будем дружно и весело». Он посадит тебя в лодку и перевезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Ассоль (тихо, зачарованно). Это всё мне? Может быть, он уже пришёл…тот корабль?

Эгль . Не так скоро, сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом…Что говорить? Это будет и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Ассоль . Я? (поспешно) Я бы его любила. Если он не дерётся.

Эгль . Нет, не будет драться, не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что я тебе сказал. Иди. Да будет мир твоей пушистой голове! 2

(Снова бьют склянки.)

6. Беседа по вопросам:

Сдержал ли Грин вместе с волшебником Эглем слово?

Расскажите, как произошла встреча Грэя и Ассоль.

Есть ли что-то общее в натурах Грэя и Ассоль?

Прочитайте заключительную часть повести от слов «Она вздрогнула, откинулась, замерла…» до слов «В них было всё лучше человека»

Почему паруса алые?

Можно ли назвать произведение Грина сказкой? Почему?

Согласны ли вы с утверждением, что книги этого писателя следует читать только молодым? Почему?

7. Работа над эпиграфом к уроку

Эпиграфом к нашему уроку являются слова известного писателя Д.Гранина: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину и идти на свидание, он поэтичен, он мужествен».

Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

8. Заключительное слово

«Алые паруса» - сказка о воплощении мечты в жизнь, о том, как добрая воля человека превратила мечту в счастье - в счастье реальное. И Ассоль, и Грэй, да и многие герои Грина – чистые, верные, благородные люди, которые живут светлой мечтой, всегда верят в добро, в чудо. «Есть такие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

Действительно, каждый способен на такие простые, но очень нужные чудеса. А ведь – как жаль! – далеко не всегда мы это понимаем: порой слишком поздно, а иногда это остаётся неоткрытым. А вот у Грина почти все герои способны на такие чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Гринландия – страна людей сильных и мужественных, благородных и добрых, готовых на подвиг ради друзей, умеющих по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда. (Слайд 8)

Использованная литература:

Грин А.С.Блистательный мир.- М.,»Молодая гвардия», 1980

Грин А.С. «Алые паруса». М., «Советская Россия», 1980

Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008

Ковский В. «Романтический мир Александра Грина».-М., «Наука», 1964

Скепнер Л.С. «Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников». Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002

Примечания:

1.Грин А.С. Таинственный лес.- М., 2008.-с.114-115

2. Барскова Н «Алые паруса Грина».- Ж. «Вожатый». №7, 1980, с.53

Наверное, нет таких литературных произведений, которые не затрагивали бы тему любви. Повесть «Алые паруса» многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль - главная героиня этой феерии - в своей жизни успела столкнуться и с тем, и с другим.

Любовь и умение любить подарил ей отец - могучий моряк, мастер на все руки. Казалось, нет на свете тайн для этого человека. Потеряв жену, он перенес всю свою любовь на маленькую дочь.

Любовь, по мнению Лонгрена, это было нечто, недоступное мямлям и легкомысленным болтунам. Моряк знал, что человек, в чьем

Сердце живет это чувство, обладает огромной силой, которую он никогда не будет использовать во зло. Вот почему он уверен, что окружающие их с дочерью люди лишены любви. Утешая маленькую Ассоль, возвращающуюся домой с синяками и ссадинами, плачущую от обидных прозвищ и несправедливых насмешек со стороны сверстников и взрослых, Лонгрен говорил: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

Так и росла Ассоль, окруженная лаской и заботой отца, впитывая его любовь, как корни цветка в засушливой местности впитывают влагу. Вера в правоту отца помогала девочке, а после - девушке справляться с многочисленными тяготами жизни.

Сказка, которую ей подарил старый бродяга Эгль, была наполнена ожиданием любви и чуда. Она могла стать явью только в том случае, если бы нашелся человек, который сумел бы разделить веру Ассоль. И таким человеком стал капитан Грэй - одинокий мечтатель, умеющий совершать чудеса в обычной жизни.

Повесть «Алые паруса» помогает нам понять, что злоба, ненависть, жестокость сильны только внешне. На самом деле, одной капли любви достаточно, чтобы не только не обращать на них внимания, но и превратить свою жизнь в постоянное чудо.




Top