Тема сочинения Основные образы романа «Белая гвардия. В чем выражается внутренняя честь? Произведения, в сюжетах которых

«Белая гвардия» М.А. Булгакова - роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны.
В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Турбины очень растеряны в атмосфере новой эпохи. Они до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив.
Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций. Мы видим, что Алексей и Николка Турбины – истинные представители интеллигенции, продолжатели вековых традиций русского дворянства. Они обладают особой порядочностью, чувством долга, ответственностью. Эти люди не приемлют предательства и подлости, для них превыше всего такие понятия, как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в России.
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или невольно служить в одной из враждующих армий.
Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев.
Противопоставлен честным и порядочным Турбиным муж Елены Сергей Тальберг. При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Единственное, что заботит их, - собственное спокойствие и достаток. Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем и его женой Вандой никогда не стояла проблема нравственного выбора, они могут приспособиться к любым условиям.
В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Но у героя этого не получается. Семья Турбиных не смогла стоять в стороне во время гражданской войны. Ведь долг каждого белого офицера – воевать до последнего за свою страну, за своего царя. Алексей и Николка подчиняются этому чувству долга. Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром Най-Турсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.
Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе. В их крови от рождения были заложены понятия чести, долга, достоинства. Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам.
Но трагедия русской интеллигенции и их морального выбора заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и болезненно стоит проблема нравственного выбора. Каждый из героев произведения принимает внутри себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то – своей жизнью ради совести. На мой взгляд, Булгаков стоит на стороне лучших представителей белой гвардии. Он с горечью замечает, что эти люди уходят в прошлое, вместе с прежней Россией. На их место приходят люди новые, со своей философией и иным взглядом на мир.


(333 слова) Каждый из нас должен быть верен слову, иначе никому нельзя будет доверять, и в таком мире человеку точно не будет хорошо. Эту истину по-своему отстаивали многие писатели, в том числе Булгаков, который писал, что нельзя будет жить на свете, если люди не будут хозяевами собственным речам. Чтобы аргументировать данное мнение, которое я полностью разделяю, воспользуюсь примерами из литературы.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой сдержал свое слово, но вот его любимая женщина безжалостно солгала. Шурочка обещала Ромашову, что в поединке никто не будет ранен, что ему нужно только сделать вид, будто дуэль происходит всерьез, чтобы отказ от сражения начальство не восприняло превратно. Дело в том, что женщина уже давно добивается повышения для мужа, помогая ему поступить в Академию, а тут между ним и ее поклонником вспыхивает ссора, которая по всем канонам должна была закончиться рискованным выяснением отношений. Александра понимает, что на кону стоит ее будущее, ведь продвижение супруга – единственный шанс покинуть провинциальное захолустье. Если он проиграет, всему конец. Тогда она решила воспользоваться влюбленностью Григория и просит его промахнуться, говоря, что муж сделает также. Однако Ромашов был убит на дуэли, Шурочка его обманула: Николаев стрелял всерьез.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» измена слову привела к столь же ужасающим последствиям. Эраст и Лиза полюбили друг друга. Разумеется, молодой человек дал множество обещаний и клятв, чтобы добиться от девушки исключительного расположения. Наивная крестьянка думала, что их союз добродетелен и вечен, поэтому не скупилась на проявления чувств. Юноша и вправду был увлечен, но его расточительность привела к тому, что он был вынужден выбирать между состоятельной жизнью и любовью. Он избрал брак по расчету и предал любимую женщину, забыв обо всех своих словах. Лиза не пережила предательства и утопилась, ведь невозможно жить в мире, где царит ложь.

Таким образом, измена слову приводит к тому, что жертвами обмана становятся реальные люди. Они покидают этот мир, разочаровавшись в нем, а все из-за несдержанных обещаний, которые так больно бьют по сердцу. Лжецы сеют среди нас недоверие и злобу, которые подчас делают жизнь в обществе невыносимой и лицемерной игрой теней и масок.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М.А.Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом «Белая гвардия» (1925). В «Театральном романе» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская ... Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». А в повести «Тайному другу» - иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз...» С таким настроением и писались первые страницы романа.

Но замысел его вынашивался не один год. В обоих эпиграфах к «Белой гвардии»: из «Капитанской дочки» (« завыл, сделалась метель») и из Апокалипсиса («...судимы были мертвые...») - никаких загадок для читателя нет. Они непосредственно связаны с сюжетом. И метель действительно бушует на страницах - то самая 45 натуральная, то аллегорическая («Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет»). И суд над теми, «кого уж нет на свете», а по существу - над русской интеллигенцией, идет по всему роману. Сам автор выступает на нем с первых строк. Выступает свидетелем. Далеко не беспристрастным, но честным и объективным, не упускающим ни добродетелей «подсудимых», ни слабостей, недостатков и ошибок.

Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия - именно образом. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Дом и Город - два главных неодушевленных героя книги. Впрочем, не совсем неодушевленных. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой крест-накрест войной, живет, дышит, страдает, как живое существо.

Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных, веселых гостей... И Город - безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы. Роман нельзя было писать без широкого осознанного взгляда, того, что называлось миросозерцанием, и Булгаков показал, что оно у него есть.

Автор избегает в своей книге, во всяком случае в той части, которая была закончена, прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной войны. С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании - не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины. Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли еще боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных - хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием.

В Алексее, в Мышлаевском, в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь - род веры, стержень личного поведения. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь - это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев - человек чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения.

Най-Турс - человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье - трусость.

Читатель запомнит Тальберга, с его «патентованной улыбкой», набивающего дорожный чемодан. Он чужак в тур- бинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.

Автора «Белой гвардии» волновал и другой вопрос: скрепой старой «мирной жизни», помимо самодержавия, было и православие, вера в Бога и загробную жизнь - у кого искренняя, у кого выветрившаяся и оставшаяся лишь как верность обрядам. В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным осознанием, но не чувствуется и верности ему. Живая, жаркая мольба-молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает.

Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого автор впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри, - «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья...» - пейзаж древней Иудеи. Многое сближает автора с его главным героем - врачом Алексеем Турбиным, которому он отдал частицу своей биографии: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, пока ход событий не избудет ее до конца, но больше всего - мечта о мирной жизни.

Смысловая кульминация романа заключена в вещем сне Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, - по-крестьянски просто рассуждает бог, «явившийся» вахмистру Жилину. - Один верит, другой не верит, а поступки... у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку...» И белые, и красные, и те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «...все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Автор романа не прикидывался человеком религиозным: и ад, и рай для него скорее всего «так... мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». И писатель мучился вопросом, кто заплатит за напрасно пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что он назвал «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем и боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей 48 необычной этики - по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции. Мотив вечности, возникший в первых строчках романа, в одном из эпиграфов, в образе великого и страшного года, возвышается в финале. Особенно выразительно звучат библейские слова о страшном суде: «И судим был каждый по делам своим, и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». «...Крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет.

Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Сочинение

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле.
М. Булгаков
В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы.
По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.
Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом - крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.
Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.
Алексей Турбин, как и его друзья, - за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.
Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть.
В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива...
В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ”
Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.
Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.
Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность...
Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, - воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.
Роман М. Булгакова “Белая гвардия” - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия»

» стоит особняком, и прежде всего потому, что это не политический роман. Автор не ставит читателя перед выбором: за красных, за белых или зеленых, как делали многие писатели революционных и послереволюционных лет, он просто рассказывает нам о тех далеких событиях. Личное участие в военных действиях и долг перед потомками не позволяют ему коверкать факты. На мой взгляд, целью Булгакова было показать трагедию людей, живших в России двадцатых годов, и, в частности, гибель класса, к которому принадлежал он сам. Представители русской интеллигенции нередко оказывались людьми долга и чести, и именно эту мысль пытается донести до нас писатель.

Революция и последовавшая за ней ураганом пронеслись по стране, сметая все на своем пути, выкорчевывая старые порядки и устои. Не избежали этой участи и представители интеллигенции. Но почти никто не сдавался без боя - эти люди боролись за свою свободу, счастье, за все то, чем они жили. И даже перед лицом смертельной опасности бывшие офицеры, врачи, учителя оставались верны кодексу чести. Булгаков показывает своих героев в различных условиях: в домашней обстановке и во время кровопролитного боя, в счастье и в беде - и постоянно устраивает им испытания, чтобы мы, глядя на то, как они их преодолевают, смогли глубже проникнуть в душу и понять характер героев.

На мой взгляд, центральное место в романе занимает образ дома Турбиных. В этом доме все держится на вековых традициях, он символ былого геройского духа, и все нити связываются в узел именно в нем. Недаром после тяжелого боя туда приходит Мышлаевский, обовшивевший и замерзший, но не оставивший своих позиций, ведь он дал присягу государю и готов выполнить долг перед отечеством. Туда же приходит Карась, который, как и многие, сбит с винтов жизни и не знает, за кого он воюет. Он знает одно: «Всем нужно идти», -идти, чтобы выполнить долг каждого мужчины: защитить свою семью, свой дом, свой город.

В тот вечер полковника Най-Турса не было в гостях у Турбиных, но будь он там, я думаю, он не считал бы себя лишним, потому что он является типичным представителем «вымирающего класса». Мне кажется, что очень показателен в раскрытии его образа сон Алексея Турбина. В этом сне полковник находится в раю, то есть его смерть уже как бы предопределена. Такие люди, как Най-Турс, не могли выжить, так как, чтобы выжить в большевистском обществе, им пришлось бы изменить своим принципам, но это расходится с их понятиями о чести, а значит, неприемлемо для них. В том сне полковник был в форме витязя, «которой нет уже ни в одной армии со времен крестовых походов» , а ведь с древних времен богатыри были символом мужества, силы, достоинства, они всегда защищали свою Родину. И еще очень показательна смерть полковника. Видя, что бой проигран, Най-Турс, который устал, но который готов еще воевать, кричит: «Юнкегга! Слушай мою команду: сгывай погоны, кокагды, подсумки, бгосай огужие!… Бой кончен! Бегом магш!» Он понимает, что смерть этих мальчишек абсолютно бессмысленна, но сам не бежит, так как он офицер и его долг - оставаться на поле боя до конца.

Полковник Малышев находится далеко от Най-Турса, но поступает аналогично. Он опытный солдат и поэтому понимает: невозможно воевать с «составом», который ему «послал господь Бог». Эти добровольцы, не державшие в руках оружия, будут убиты сразу же. Честь офицера не позволяет Малышеву вести под пули этих обманутых людей. Он распускает дивизион и при этом говорит: «…Петлю-ре через три часа достанутся сотни живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что я ценой своей жизни и даже вашей, еще более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу». Возможно, вот истинная сила характера.

Но более всего мне нравится Николка Турбин. Наверно, благодаря своей молодости и, следовательно, какой-то душевной чистоте. Он искренне верит в то, что должен стать героем, и не оставляет до самой смерти полковника Най-Турса, хотя тот всячески прогоняет его: «Удигай, гвупый мавый! Говогю - удигай!» Никто не обязывает Николку искать родных полковника, чтобы сообщить им о гибели главы семейства, отыскивать среди сотен трупов тело своего командира, чтобы предать его земле. Но, чувствуя свой долг - долг солдата, долг порядочного человека и друга, он старается исполнить последнюю волю умирающего.

Булгаков иногда говорит о своих героях с доброй иронией. Он дает Най-Турсу картавость, отчего грозные командирские приказы отдают какой-то простотой. Николка сообщает родным о смерти полковника «лучшим своим голосом», а Карася автор изображает «маленьким, укладистым и действительно похожим на Карася». Такая ирония помогает осознать, что перед нами простые люди, но на фоне людей, подобных Таль-бергу, который, спасая себя, бросил семью и дом, а потом город и Родину, не имеющих чести вообще, они кажутся героями.«Белая гвардия» - это любимое творение А. М. Булгакова, и даже не потому, что герои выражают убеждения автора, просто они сами являют собой образчик доблести, чести и мужества, достойный преклонения.




Top