Терпение и труд все перетрут версии происхождения. Терпенье и труд все перетрут

МБОУ Кичигинская СОШ

Приготовила: Саитбаталова С.В.

4 класс 2014 г

«ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворения.

Читает учитель.

Единое счастье - работа,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется

Во глуби бессчётных умов

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Все счастье земли - за трудом.

В. Брюсов

2. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

Послушайте пословицы:

* Будешь трудиться, будешь кормиться.

* Все надоедает, кроме работы.

* Дело мастера боится.

* Каков мастер, такова и работа.

* Труд кормит, а лень портит.

* Глаза страшатся, а руки делают.

* Скучен день до вечера, коли делать нечего.

* Без труда человек не познает счастья.

* Труд - радость жизни.

Объясните смысл каждой пословицы.

Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

3. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен «Букваринск» зовется он.

В этом городе живет Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый: А - аптекарь,

Б - бочар,

В - валяльщик,

Г - гончар,

Д - дробильщик здоровенный,

Е - ефрейтор, он военный,

Ж - жестянщик-простачок,

3 - закройщик-старичок,

И - историк бородатый,

К - красильщик франтоватый,

Л - лудильщик,

М - маляр,

Н - носильщик,

О - овчар,

П - писатель,

Р - радист,

С - сапожник,

Т - турист,

У - бесстрашный укротитель,

Ф - чудак-фотолюбитель,

X - художник-баталист,

Ц - известный цимбалист,

Ч - чудесный часовщик,

Ш - шофер, большой шутник,

Щ - щенок его, Букетик,

Э - электрик-энергетик,

Я - это я, мои друзья.

Вопросы:

О ком пишет поэтесса в стихотворении?

А кем вы станете, когда вырастите?

Что для этого необходимо предпринять?

А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?

Классный час на тему «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:

1.Рассказать детям о том, что благодаря усердию, настойчивости и старанию можно многого добиться.

2.На примерах литературных произведений показать, что всё в жизни достигается трудом.

3.Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход классного часа

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Терпенье и труд всё перетрут». Слайд 1.

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

2.Всё надоедает, кроме работы.

3.Дело мастера боится.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Глаза боятся, а руки делают.

7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

8.Без труда человек не познает счастья.

9.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

Учитель: Послушайте притчу. Слайд 2.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню. Слайд 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

Беседа по теме

(На доске написаны пословицы: «Знания не 6 кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

О чём эти пословицы?

Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учёба в жизни человека? Слайд 4

Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Слайд 5.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. Слайд 6.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении. Слайд 7.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку. Слайд 8.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол». Слайд 9.

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой:старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силён- никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

Что же сказать, - говорит женщина. –Нечего в нём особенного нет.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну. Что? Каковы наши сыновья?

А где ж они? – отвечает старик. –Я только одного сына вижу. (В.Осеева) Слайд 10.

Почему старичок так ответил женщинам?

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено.Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

Физминутка

Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

А карманные спешат: тик-так, тик-так, тик-так.

Чтение и анализ стихотворения .

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк! (С.Баруздин)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Обобщение

Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать. Слайд 11.

1.Придерживаться распорядка дня.

2.Доводить начатое до конца.

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4.Отдыхать с удовольствием.

Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось,что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

Терпенье и труд все перетрут. -По труду и награда. -Дело мастера боится. - Как ты к работе, так и работа к тебе. -По работе и работника знают. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Трудолюбие- достоинство человека

Валентина Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними.Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается,колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьёмзаливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взялу неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!



Мы пытаемся купить их душу, их права и свободу, купить их любовь. Горе тому, кому это удастся!

А дело вот в чём. Если окружение даёт человеку больше, чем он сам может дать в ответ, - человек чувствует опасность. Это разумно: тот, кто отдаёт, не получая взамен - ослабевает.

Человек не хочет ослаблять близких людей - свою третью динамику. Это его природное свойство. Но мы умудряемся это свойство (готовая активная социальность!) уничтожить.

Малыши с пелёнок пытаются помогать нам: сначала улыбаются, потом поют, танцуют, повторяют наши движения, пытаются участвовать в наших делах.

Мы это называем словом «мешают». «Отстань! Не мешай! Отойди! На, возьми, только отстань!» Что мы награждаем?!

И человечек с пелёнок начинает чувствовать: он - лишний, он не может помочь, поддержать. Он в отчаянии. Он встревожен.

Затем, он видит, что родители не хотят, чтобы он возвращал им свой долг, а хотят послушания. А послушание - страшная вещь.

Это означает, что человек должен отказаться от своих решений и намерений. Но свобода решать - основа человека. Отказавшись от себя, он впадает в апатию. А это - смерть.

Такой человек очень дёшево стоит, он скорее обуза. Таких детей спартанцы сбрасывали в пропасть. Бог им судья. Мы поступаем ещё более неразумно: пытаемся сделать такими всех детей.

Сначала награждение апатии и невмешательства. Затем, когда это невмешательство начинает пугать нас, - материальное закабаление (кабала - письменное обязательство. Даль). И затем - шантаж («... Тогда ты ничего не получишь!») Попробуй тут остаться человеком. Вот почему успех - редкое качество счастливцев.

Как можно скорее обеспечьте детям возможность быть материально независимыми. Как можно сознательнее, а не по своей прихоти, дарите: ребёнок и так чувствует себя хроническим должником и страдает от этого.

Как можно чаще награждайте успех: этим Вы освобождаете от долгов и решаете массу других проблем.

Заодно с другими, решается еще одна важнейшая проблема: развенчивается миф об усердии и старании.

10. Терпение и труд все перетрут

«Труд сделал из обезьяны человека. Трудись до пота! Будь трудолюбивым. Старайся, будь старательным. Работай, усердно работай. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И т. д.» Я сделал открытие: ВСЁ ЭТО - ЛОЖЬ.

Чтобы понять, кому она выгодна, приведу ряд картинок одного порядка.

Армия. «Копаем от меня и до следующего столба!» Назавтра - закапываем. Главное, чтобы солдат работал. Так в концлагерях разрушали личность, доводя человека до полной апатии по отношению к себе и своим правам.

Стройка. Работы нет, и мы сидим. Вдруг: «Начальство!» Кто-то лезет в штробу, кто-то хватает трубу, кто-то берёт арматуру и начинает тихо долбить о бетон, как бы что-то отковыривая. Так положено.

Начальство должно видеть, что мы работаем. Кому это выгодно?

Тому, кто распоряжается деньгами стройки, то есть, реальному хозяину этой «общенародной» собственности; он должен заплатить нам минимум и растянуть работы до нужного срока, - чтобы себе осталось.

Семья. Сын пришёл. Он сделал свои дела, и свободен. Бездельничает (на что имеет полное право). Нет, это терпеть невозможно.

«Ты что, уже всё сделал? В доме столько дел, а он разлёгся! Делать нечего? Я сейчас найду!..» (Сын: «...Твою мать... идиот. Чёрт дернул так рано прийти домой...») Но, должны же они помогать?! Ага. Только помощь - это, извините, личное дело человека, это милосердие: захотел - помог, не захотел - пардон.

Несомненно, хорошо, когда дети испытывают охоту работать по дому вместе с вами. Но когда они должны, давайте это назовем своим именем: повинность, наряд, барщина, принудиловка. Только не помощь. Не будем оскорблять основ этики.

А вот дочка занимается музыкой. «Садись заниматься! Занимайся!» В лучшем случае, она проигрывает что-то, стараясь как можно чаще прерываться, но факт «занятий» налицо, и мы спокойны.

В худшем случае мама долго и нудно объясняет ей, как надо играть и ругает за ошибки. «Играй три раза». «Еще два раза играй». Итог: «Мама, мама! Сколько раз играть?» А зачем? Этот вопрос уже кажется неуместным. Главное, чтобы играла! Чтобы старалась. Она же так старалась! Она столько занимается! Молодец. Умница! И она занимается, совершенно не понимая, зачем. И привыкает к тому, что это вообще не важно.

Не ладится с математикой. «Я тебе уже десять раз объяснил! Мы уже час с тобой сидим!» А если бы не сказал, что не понимает, и сам просидел бы час, всё было бы нормально: «Он сегодня молодец, долго занимался!» (А чем?) А одна моя знакомая каждый день просиживает за уроками до полуночи, а если не успеет всёе «сделать», - плачет. По-вашему, её надо хвалить? А я всерьёз озабочен ее душевным здоровьем.

Что общего у всех этих картинок? ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА. Во всех приведённых типических случаях результат никому не нужен. Все озабочены только процессом.

Человек старается - и все спокойны. Мы награждаем не результат, а старание. Мы ставим за старание хорошие оценки. Мы больше всего любим учеников, проявляющих усердие, - не важно, насколько они результативны.

На работе мы ставим в пример не тех, кто легко выдает результат, а тех, кто выкладывается, вкалывая до пота. Узнаваемо, правда? Кому-то очень нужно, чтобы люди послушно вкалывали до седьмого пота.

От этого дети привыкают делать вид, фальшивить, теряют смысл работы. Они вырастают послушными неумехами, беспомощными исполнителями, как и большинство из нас.

Они становятся зависимыми и уязвимыми. На производстве становится нормой видимость работы (то есть, старание).

В то время, как мы воодушевляемся фильмами о трудовом героизме, производство становится убыточным и страна влезает в долги.

На руководящие должности выходят некомпетентные «старатели». Они усердно работают до ночи, и окончательно разваливают дело.

Награждать само старание - значит награждать отсутствие результата. Значит, награждать неуспех.

Успеха нет, а силы потрачены - это не выживание. Это - путь к гибели!

Почему мы навязчиво награждаем неуспех, веря в миф о старании? Это единственный способ сделать детей нуждающимися в нас, удержать их в зависимости от нас, остаться им нужными.

Нам кажется, что другого пути нет, и мы сотни лет держим детей в бесправии и беспомощности, и верим в удобные мифы только потому, что сами считаем себя бесправными и беспомощными.

Есть люди и дети, способные получать результат без всякого старания. Они отчаянно скучают среди нас.

Пока они демонстрируют послушание, мы уважительно называем их умными, талантливыми, способными.

Как только они перестают стесняться своей талантливости и пытаются использовать свою честь и свои права на рост, мы начинаем бояться их потому, что не можем контролировать их.

Мы боимся тех, кто может обходиться без нас. Мы боимся могущественных. Боимся свободных и счастливых. На что же надеяться нашим детям?

Дай им бог бесконечного терпения, мужества и упорства!

11. Что вырисовывается в итоге

В итоге вырисовывается разумное, этичное сожительство с детьми и людьми.

Результатом такого сожительства являются дети, о которых мы так мечтаем: самостоятельные, инициативные, этичные, активные, удачливые, жизнерадостные и здоровые.

Однако, эти дети обладают всеми правами людей. Они свободны распоряжаться своим телом, вещами, намерениями и решениями.

Очень быстро они перестают нуждаться в нас, взрослых. Все, что мы можем - быть интересными для них. Непростая задача!

Я не люблю подчинять себе людей. Я люблю дружить и иметь партнёрские отношения. Я ценю свою свободу и ценю свободу других.

Я не боюсь остаться в одиночестве или стать не нужным, - я всегда буду нужен сам себе, и у меня всегда найдутся друзья. Сейчас в их круг входят и дети, и я вижу - я прав.

Разумная технология воспитания детей сводится, в общем, к следующему:

1. Награждайте своим реагированием и вниманием только разумные, желательные проявления и действия. Нежелательные мужественно игнорируйте.

2. Награждайте только хороший результат, и никогда - процесс, старание.

3. Для этого научитесь мыслить продуктом. Всегда учитывайте ответы на два вопроса: «Что - в результате?» и «Кому это выгодно?» 4. Сделайте всё возможное, чтобы дети могли работать, зарабатывать и увеличить свою материальную независимость от Вас.

5. Предоставьте честную свободу: решать за себя - но и отвечать за последствия.

Я уже более трёх лет пытаюсь делать это. И, знаете, это совсем не безнадёжно! Удачи и Вам.

1.02.97. Азовская. -НИКhttp://kurdyumov.ru P.S. Уже 26.04.2001, и я подтверждаю результативность описанных взглядов - хотя, описаны они чрезмерно категорично.


Далее:

唐朝 táng cháo 著名 zhùmíng 大 dà 诗人 shī rén 李白 Lǐ Bái 小时候 xiǎo shíhou 不 bù 喜欢 xǐhuan 念书 niàn shū ,常常 chángcháng 逃学 táoxué ,到 dào 街 jiē 上 shang 去 qù 闲逛 xián guàng 。

一天 yì tiān ,李白 Lǐ Bái 又 yòu 没有 méi yǒu 去 qù 上学 shàng xué ,在 zài 街 jiē 上 shang 东 dōng 溜溜 liùliu 、西 xī 看看 kàn kan ,不知不觉 bù zhī bù jué 到 dào 了 le 城外 chéng wài 。暖和 nuǎnhuo 的 de 阳光 yángguāng 、欢快 huānkuài 的 de 小 xiǎo 鸟 niǎo 、随风 suí fēng 摇摆 yáobǎi 的 de 花 huā 草 caǒ 使 shǐ 李白 Lǐ Bái 感叹 gǎntàn 不已 bù yǐ ,“这么 zhème 好 hǎo 的 de 天气 tiānqì ,如果 rúguǒ 整 zhěng 天 tiān 在 zài 屋 wū 里 lǐ 读书 dú shū 多 duō 没意思 méi yìsi ?” 走 zǒu 着 zhe 走 zǒu 着 zhe ,在 zài 一 yí 个 ge 破 pò 茅屋 máowū 门口 ménkǒu ,坐 zuò 着 zhe 一 yí 个 ge 满 mǎn 头 tóu 白发 bái fà 的 de 老婆婆 lǎo pópo ,正在 zhèngzài 磨 mó 一 yì 根 gēn 棍子 gùnzi 般 bān 粗 cū 的 de 铁杵 tiě chǔ 。李白 Lǐ Bái 走 zǒu 过去 guòqu ,“老婆婆 lǎo pópo ,您 nín 在 zài 做 zuò 什么 shénme ?”

“我 wǒ 要 yào 把 bǎ 这 zhè 根 gēn 铁杵 tiě chǔ 磨成 mó chéng 一 yí 个 ge 绣花针 xiù huā zhēn 。 ”老婆婆 lǎo pópo 抬起 táiqǐ 头 tóu ,对 duì 李白 Lǐ Bái 笑 xiào 了 le 笑 xiao ,接着 jiēzhe 又 yòu 低下 dīxià 头 tóu 继续 jìxù 磨 mó 着 zhe 。

“绣花针 xiù huā zhēn ?”李白 Lǐ Bái 又 yòu 问 wèn :“是 shì 缝 féng 衣服 yīfú 用 yòng 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 吗 ma ?”

“当然 dāngrán !”

“可是 kěshì ,铁杵 tiě chǔ 这么 zhème 粗 cū ,什么时候 shénme shíhou 能 néng 磨成 mó chéng 细细 xìxì 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

老婆婆 lǎo pópo 反问 fǎnwèn 李白 Lǐ Bái :“滴水 dī shuǐ 可以 kěyǐ 穿 chuān 石 shí ,愚公 yú gōng 可以 kěyǐ 移山 yí shān ,铁杵 tiě chǔ 为什么 wèishénme 不 bù 能 néng 磨成 mó chéng 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

“可是 kěshì ,您 nín 的 de 年纪 niánjì 这么 zhème 大 dà 了 le ?”

“只要 zhǐ yào 我 wǒ 下 xià 的 de 功夫 gōngfu 比 bǐ 别人 biéren 深 shēn ,没有 méi yǒu 做不到 zuò bu dào 的 de 事情 shìqing 。”

老婆婆 lǎo pópo 的 de 一 yì 番 fān 话 huà ,令 lìng 李白 Lǐ Bái 很 hěn 惭愧 cánkuì ,于是 yúshì 回去 huíqu 之后 zhīhòu ,再 zài 没有 méi yǒu 逃 táo 过 guo 学 xué 。每天 měi tiān 的 de 学习 xuéxí 也 yě 特别 tèbié 用功 yònggōng ,终于 zhōngyú 成 chéng 了 le 名垂千古 míng chuí qiān gǔ 的 de 诗仙 shī xiān 。

无论 wúlùn 做 zuò 什么 shénme 事情 shìqing ,只要 zhǐ yào 有 yǒu 恒心 héngxīn ,一定 yí dìng 会 huì 成功 chénggōng 的 de ,功夫 gōngfu 不负 bú fù 有心人 yǒu xīn rén 。我们 wǒmen 的 de 孩子 háizi 们 men ,如果 rúguǒ 在 zài 学业 xuéyè 上 shang 能 néng 认真 rènzhēn 、努力 nǔlì 、有 yǒu 恒心 héngxīn ,成绩 chéngjì 好 hǎo 一定 yí dìng 是 shì 没有 méi yǒu 问题 wèntí 的 de 。

Известный поэт династии Тан Ли Бо в детстве не любил учиться, часто прогуливал занятия и слонялся по улицам.

Однажды Ли Бо снова не пошел на уроки, он бродил по улице без дела и смотрел по сторонам, неосознанно он вышел за город. Теплый солнечный свет, веселые птички, травка и цветы, раскачивающиеся на ветру, от всего этого Ли Бо без остановки вздыхал от избытка чувств. «Такая хорошая погода, насколько же было бы скучно сидеть целый день сидеть внутри и учиться?» Так он ходил и ходил, а на пороге у одной потрепанной лачуги сидела седовласая старушка и как раз обтачивала толстый словно дубинка пест. Ли Бо подошел: «Бабушка, а что вы делаете?»

«Я хочу этот пест выточить в уголку для вышивания,» - старушка подняла голову и улыбнулась Ли Бо, затем снова наклонилась и продолжила полировать.

«Иголку для вышивания?» - спросил тогда Ли Бо. «Такую, которой одежду шьют?»

«Конечно!»

«Но пест такой толстый, когда же его можно будет выточить в тонюсенькую иголку?»

Старушка спросила Ли Бо в ответ: «Капля воды может пронзить камень, Юй Гун смог передвинуть горы, а что же пест нельзя отполировать до иголки?»

«Но вам уже так много лет?»

«Если я прикладываю усилий больше, чем другие, то нет ничего недостижимого.»

Слова бабушки пристыдили Ли Бо, поэтому, вернувшись, он уже не убегал с уроков. Каждый день он очень старательно учился и наконец стал гением поэзии, чье имя вошло в историю.

Что бы мы ни делали, нужна только настойчивость, и мы обязательно добьемся успеха. Терпение и труд все перетрут, если усердно трудиться, то обязательно добьешься успеха. Наши дети если в учебе серьезны, усердны и настойчивы, то хорошие оценки для них точно не проблема.

Сегодня стало модно добиваться поставленных целей. Но, к сожалению, даже люди, которые проходят специализированные тренинги, не всегда могут похвастаться большими успехами в жизни. Но есть одно волшебное средство, которое хорошо описано в русской народной мудрости: терпение и труд все перетрут. Значение пословицы и способы употребления этой фразы мы сегодня и разберем.

Смысл поговорки

Когда человек открывает рот, чтобы к месту вставить красивую фразу, он должен дважды подумать, а подойдет ли она под контекст разговора. Ведь красивый оборот речи, сказанный неуместно, может испортить впечатление о человеке. Именно поэтому нужно хорошо знать значение пословиц. "Терпение и труд все перетрут» трактуется как настойчивость в своих намерениях и в работе. Причем эта настойчивость когда-нибудь обязательно должна дать свои результаты.

Поговорка одинаково хорошо подходит как для физического труда, так и для интеллектуальной работы.

Этой пословицей часто оперируют родители школьников. Ведь народная мудрость: "терпение и труд все перетрут», смысл которой мы разобрали выше, как нельзя лучше подходит к обучению.

Примеры употребления в литературе и синонимичные поговорки

Значение пословицы: "Терпение и труд все перетрут», было известно уже в XIX веке. Поэтому писатели и поэты с удовольствием использовали это выражение в своих произведениях. В своем творении "Энергия» Федор Васильевич Гладков употребляет пословицу очень кстати: "А вы потерпите, потерпите, Николай Николаевич... Терпение и труд всё перетрут".

Если говорить о синонимичных пословицах, то самыми близкими по значению будут:

  • терпи, казак - атаманом будешь
  • не имея терпенья, ничему не научишься
  • имеющий большое терпение получает большие выгоды

Примеры употребления в жизни

Со временем значение пословицы "терпение и труд все перетрут» ни капельки не поменялось. Мы все так же наставляем этой фразой своих близких, которые намерены сойти с выбранного пути и сдаться. Так, жена может подбадривать мужа словами, что терпение и труд все перетрут. Даже если мужчина ее сердца терпит неудачу за неудачей при попытке открыть свой бизнес. Ведь опыт, который человек получает при поражении, тоже очень ценен. Никогда бизнесмен не сможет спать спокойно, пока не будет уверен в том, что он сможет выжить, даже в том случае, если его предприятие обанкротится.

Другой пример можно привести с танцами. Девочка занимается балетом, но у нее плохо получается. Нет должного уровня подготовки. Мама может сказать дочке, что терпение и труд все перетрут. Ведь главное - это не бросать начатое дело, которым ты горишь. А неудачи, они будут всегда. Главная задача любого родителя состоит в том, чтобы научить свое дитя достойно принимать поражения и вставать на ноги после падения.

Правдива ли поговорка

Объяснить пословицу "терпение и труд все перетрут» можно даже ребенку. И, возможно, он даже поймет ее смысл. Но верят ли в эту народную мудрость взрослые люди? Удивительно, но не все и не всегда. Сегодня очень популярно мнение, что работать нужно не 24 часа в сутки, а головой. И, конечно, отрицать этого не стоит. Но все-таки, такие высказывания настраивают человека на мысли, что в жизни можно всего добиться, не прилагая усилий. Какое же разочарование испытывают люди, когда понимают, что это не так.

Здесь можно привести хорошую аналогию с диетой. Девушка решила похудеть. И продержалась первую неделю. Результатов она не увидела, но решила не сдаваться. Правда, на второй неделе она уже стала разрешать себе жареное и булочки. К третьей неделе результат появился, но незначительный. И девушка решила, что диета ей не подходит. Именно таким образом поступают многие люди. Они не верят в свой успех, но прежде всего они пытаются добиться его неправильным способом. Чтобы в жизни что-то получить, нужно упорно работать, причем как физически, так и интеллектуально.

Ч еловеческое стремление прогрессировать, совершенствоваться и открывать новые горизонты не знает границ. Мы идём вперед и только вперёд: покорили самые высокие горные вершины, освоили бескрайнюю сушу, загадочные моря и океаны, воздух и даже космос! Кажется, что нет на свете вещей, что человечеству не под силу.

На самом деле, залог успеха не всегда состоит в новейших технологиях и выдающемся таланте. Эти факторы, безусловно, помогают на пути к достижению целей, но самое важное на этом пути – кое-что намного проще и в тоже время сложнее. Чтобы сформулировать залог успеха, который ведёт вперёд миллионы людей и без которого едва ли обошлось хоть одно открытие, хоть одно свершение в мире, не нужно придумывать ничего нового.

Давайте обратимся к : «Терпение и труд – всё перетрут». Она, как и все высказывания такого рода, весьма аллегорична и звучит абстрактно, поэтому углубимся в её суть и рассмотрим более подробно.

Во-первых, хочется отметить, что любая пословица несёт в себе куда более глубокую и мудрую мысль, чем может показаться с первого взгляда. Ведь метафоричный, а порой и шуточный вид отнюдь не относит пословицы в разряд бабушкиных сказок. Да, они были придуманы ещё долгое время назад и могут казаться устаревшими. Но они прошли проверку временем и с тех пор немало видоизменились, именно это и придаёт им ценность в глазах современного поколения. Поэтому стоит чаще задумываться над их истинным значением и выносить из простых слов уроки, которые помогут в жизни.

Какой же урок, какой призыв доносит до нас указанная выше пословица? Она, конечно же, учит нас целеустремлённости, трудолюбию и терпению. Эти качества — достоинства человеческого характера — были, есть и будут незаменимыми и востребованными. Ведь они медленно, но верно сводят на нет любые проблемы, прокладывают тропинки через самые густые чащи и дебри. Словно вода, что точит камни и глыбы, они стирают мыслимые и немыслимые границы и рушат все стены на пути к успеху. Благородность вышеперечисленных качеств невозможно отрицать, но всё же, подобных им существует множество. Почему выбор пал на эти два? Трудно поверить, что это случайность. Верно, именно труд и терпение должны идти в ногу, чтобы дать желаемый результат.

Упорная работа – дело утомительное и трудоёмкое. Ведь не сразу она приносит плоды, порой приходится подолгу ждать и проявлять силу характера. И только тот, кто не отчаивается и уверенно продолжает действовать, не теряя запала и стремления, будет вознаграждён результатом. С другой стороны, терпение без труда едва ли может привести к чему-либо. Если терпеливо ждать чуда, не факт, что оно снизойдёт на нас. Подарки судьбы – явление редкое и скорее является исключением из правила. За победу нужно бороться, а не сидеть, сложа руки, даже пребывая в трепетном, смиренном ожидании.

Мы не раз сталкиваемся в своей жизни с ситуациями, когда кажется, что всё пошло под откос, и проделанный труд бесполезен и безрезультатен. В такие моменты, когда всё стремление испаряется, оставляя лишь лень и апатию, невольно начинаешь задаваться вопросом, стоит ли результат приложенных усилий, да и удастся ли добиться результата как такового. Это состояние довольно шаткое и нужно искать способы выйти из него незамедлительно, пока оно не поглотило весь запал и целеустремлённость. Когда мы вкладываем всех себя в работу, отдаём наши духовные и физические силы на достижение поставленной цели, а результат заставляет себя ждать, что может быть полезнее ободрения? Что поможет набраться терпения лучше, чем слова исполненные терпения и мудрости, которая выведена целым народом? Возможно, в этом и заключается решение данной проблемы.

Пословица «Терпение и труд – всё перетрут» имеет исключительное значение и выделяется среди других, так как служит не только хорошим советом, но и действенным мотиватором. Именно в этом предназначение данной пословицы — научить, ободрить, воспитать в человеке собранность и спокойствие, внушить уверенность в собственных силах. Ведь дельный совет всегда высоко ценился, но часто просто совета бывает недостаточно. Хочется услышать слова, которые не только не дадут сдаться, но и наполнят уверенностью в то, что все получиться. Они способны сделать самый нелёгкий, тернистый путь проще, и помочь Вам ступать по нему уверенно, осознавая, что Вы не первый человек, которому приходится встречаться с трудностями. Ведь самое важное — отдавать себе отчёт в том, что только упорная работа и полная отдача помогут получить желанное.

Подводя итог, можно надеяться, что данные рассуждения помогли Вам не только лучше разобраться в значении пословицы «Терпение и труд — всё перетрут» и раскрыть для себя её глубокую суть и истинное предназначение, но и зарядили энергией и вдохновением для новых великих и небольших свершений. И теперь Вы готовы «с головой нырять» в новые задания, ставить для себя новые цели и достигать их. Или же, возможно, Вы воспряли духом, чтобы довести старые дела до конца и получить долгожданные плоды своих трудов. Пусть энтузиазм никогда не покидает Вас, и помните: «Терпение и труд – всё перетрут»!

На этой странице: статья-рассуждение о смысле (значении) пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

.




Top