Терпение труд все перетрут что. Методическая разработка (4 класс) на тему: Терпение и труд все перетрут

МБОУ Кичигинская СОШ

Приготовила: Саитбаталова С.В.

4 класс 2014 г

«ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворения.

Читает учитель.

Единое счастье - работа,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется

Во глуби бессчётных умов

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт

Что станет с плодами, - безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Все счастье земли - за трудом.

В. Брюсов

2. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

Послушайте пословицы:

* Будешь трудиться, будешь кормиться.

* Все надоедает, кроме работы.

* Дело мастера боится.

* Каков мастер, такова и работа.

* Труд кормит, а лень портит.

* Глаза страшатся, а руки делают.

* Скучен день до вечера, коли делать нечего.

* Без труда человек не познает счастья.

* Труд - радость жизни.

Объясните смысл каждой пословицы.

Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

3. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен «Букваринск» зовется он.

В этом городе живет Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый: А - аптекарь,

Б - бочар,

В - валяльщик,

Г - гончар,

Д - дробильщик здоровенный,

Е - ефрейтор, он военный,

Ж - жестянщик-простачок,

3 - закройщик-старичок,

И - историк бородатый,

К - красильщик франтоватый,

Л - лудильщик,

М - маляр,

Н - носильщик,

О - овчар,

П - писатель,

Р - радист,

С - сапожник,

Т - турист,

У - бесстрашный укротитель,

Ф - чудак-фотолюбитель,

X - художник-баталист,

Ц - известный цимбалист,

Ч - чудесный часовщик,

Ш - шофер, большой шутник,

Щ - щенок его, Букетик,

Э - электрик-энергетик,

Я - это я, мои друзья.

Вопросы:

О ком пишет поэтесса в стихотворении?

А кем вы станете, когда вырастите?

Что для этого необходимо предпринять?

А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?

Классный час на тему «Терпение и труд всё перетрут»

Задачи:

1.Рассказать детям о том, что благодаря усердию, настойчивости и старанию можно многого добиться.

2.На примерах литературных произведений показать, что всё в жизни достигается трудом.

3.Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход классного часа

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Терпенье и труд всё перетрут». Слайд 1.

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

2.Всё надоедает, кроме работы.

3.Дело мастера боится.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Труд кормит, а лень портит.

6.Глаза боятся, а руки делают.

7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

8.Без труда человек не познает счастья.

9.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

Учитель: Послушайте притчу. Слайд 2.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню. Слайд 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

Беседа по теме

(На доске написаны пословицы: «Знания не 6 кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

О чём эти пословицы?

Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учёба в жизни человека? Слайд 4

Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Слайд 5.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. Слайд 6.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении. Слайд 7.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку. Слайд 8.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол». Слайд 9.

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой:старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силён- никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

Что же сказать, - говорит женщина. –Нечего в нём особенного нет.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну. Что? Каковы наши сыновья?

А где ж они? – отвечает старик. –Я только одного сына вижу. (В.Осеева) Слайд 10.

Почему старичок так ответил женщинам?

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено.Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

Физминутка

Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

А карманные спешат: тик-так, тик-так, тик-так.

Чтение и анализ стихотворения .

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать.

Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денёк! (С.Баруздин)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Обобщение

Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать. Слайд 11.

1.Придерживаться распорядка дня.

2.Доводить начатое до конца.

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4.Отдыхать с удовольствием.

Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось,что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.

Терпенье и труд все перетрут. -По труду и награда. -Дело мастера боится. - Как ты к работе, так и работа к тебе. -По работе и работника знают. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Трудолюбие- достоинство человека

Валентина Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними.Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается,колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьёмзаливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взялу неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!


Ч еловеческое стремление прогрессировать, совершенствоваться и открывать новые горизонты не знает границ. Мы идём вперед и только вперёд: покорили самые высокие горные вершины, освоили бескрайнюю сушу, загадочные моря и океаны, воздух и даже космос! Кажется, что нет на свете вещей, что человечеству не под силу.

На самом деле, залог успеха не всегда состоит в новейших технологиях и выдающемся таланте. Эти факторы, безусловно, помогают на пути к достижению целей, но самое важное на этом пути – кое-что намного проще и в тоже время сложнее. Чтобы сформулировать залог успеха, который ведёт вперёд миллионы людей и без которого едва ли обошлось хоть одно открытие, хоть одно свершение в мире, не нужно придумывать ничего нового.

Давайте обратимся к : «Терпение и труд – всё перетрут». Она, как и все высказывания такого рода, весьма аллегорична и звучит абстрактно, поэтому углубимся в её суть и рассмотрим более подробно.

Во-первых, хочется отметить, что любая пословица несёт в себе куда более глубокую и мудрую мысль, чем может показаться с первого взгляда. Ведь метафоричный, а порой и шуточный вид отнюдь не относит пословицы в разряд бабушкиных сказок. Да, они были придуманы ещё долгое время назад и могут казаться устаревшими. Но они прошли проверку временем и с тех пор немало видоизменились, именно это и придаёт им ценность в глазах современного поколения. Поэтому стоит чаще задумываться над их истинным значением и выносить из простых слов уроки, которые помогут в жизни.

Какой же урок, какой призыв доносит до нас указанная выше пословица? Она, конечно же, учит нас целеустремлённости, трудолюбию и терпению. Эти качества — достоинства человеческого характера — были, есть и будут незаменимыми и востребованными. Ведь они медленно, но верно сводят на нет любые проблемы, прокладывают тропинки через самые густые чащи и дебри. Словно вода, что точит камни и глыбы, они стирают мыслимые и немыслимые границы и рушат все стены на пути к успеху. Благородность вышеперечисленных качеств невозможно отрицать, но всё же, подобных им существует множество. Почему выбор пал на эти два? Трудно поверить, что это случайность. Верно, именно труд и терпение должны идти в ногу, чтобы дать желаемый результат.

Упорная работа – дело утомительное и трудоёмкое. Ведь не сразу она приносит плоды, порой приходится подолгу ждать и проявлять силу характера. И только тот, кто не отчаивается и уверенно продолжает действовать, не теряя запала и стремления, будет вознаграждён результатом. С другой стороны, терпение без труда едва ли может привести к чему-либо. Если терпеливо ждать чуда, не факт, что оно снизойдёт на нас. Подарки судьбы – явление редкое и скорее является исключением из правила. За победу нужно бороться, а не сидеть, сложа руки, даже пребывая в трепетном, смиренном ожидании.

Мы не раз сталкиваемся в своей жизни с ситуациями, когда кажется, что всё пошло под откос, и проделанный труд бесполезен и безрезультатен. В такие моменты, когда всё стремление испаряется, оставляя лишь лень и апатию, невольно начинаешь задаваться вопросом, стоит ли результат приложенных усилий, да и удастся ли добиться результата как такового. Это состояние довольно шаткое и нужно искать способы выйти из него незамедлительно, пока оно не поглотило весь запал и целеустремлённость. Когда мы вкладываем всех себя в работу, отдаём наши духовные и физические силы на достижение поставленной цели, а результат заставляет себя ждать, что может быть полезнее ободрения? Что поможет набраться терпения лучше, чем слова исполненные терпения и мудрости, которая выведена целым народом? Возможно, в этом и заключается решение данной проблемы.

Пословица «Терпение и труд – всё перетрут» имеет исключительное значение и выделяется среди других, так как служит не только хорошим советом, но и действенным мотиватором. Именно в этом предназначение данной пословицы — научить, ободрить, воспитать в человеке собранность и спокойствие, внушить уверенность в собственных силах. Ведь дельный совет всегда высоко ценился, но часто просто совета бывает недостаточно. Хочется услышать слова, которые не только не дадут сдаться, но и наполнят уверенностью в то, что все получиться. Они способны сделать самый нелёгкий, тернистый путь проще, и помочь Вам ступать по нему уверенно, осознавая, что Вы не первый человек, которому приходится встречаться с трудностями. Ведь самое важное — отдавать себе отчёт в том, что только упорная работа и полная отдача помогут получить желанное.

Подводя итог, можно надеяться, что данные рассуждения помогли Вам не только лучше разобраться в значении пословицы «Терпение и труд — всё перетрут» и раскрыть для себя её глубокую суть и истинное предназначение, но и зарядили энергией и вдохновением для новых великих и небольших свершений. И теперь Вы готовы «с головой нырять» в новые задания, ставить для себя новые цели и достигать их. Или же, возможно, Вы воспряли духом, чтобы довести старые дела до конца и получить долгожданные плоды своих трудов. Пусть энтузиазм никогда не покидает Вас, и помните: «Терпение и труд – всё перетрут»!

На этой странице: статья-рассуждение о смысле (значении) пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

.

唐朝 táng cháo 著名 zhùmíng 大 dà 诗人 shī rén 李白 Lǐ Bái 小时候 xiǎo shíhou 不 bù 喜欢 xǐhuan 念书 niàn shū ,常常 chángcháng 逃学 táoxué ,到 dào 街 jiē 上 shang 去 qù 闲逛 xián guàng 。

一天 yì tiān ,李白 Lǐ Bái 又 yòu 没有 méi yǒu 去 qù 上学 shàng xué ,在 zài 街 jiē 上 shang 东 dōng 溜溜 liùliu 、西 xī 看看 kàn kan ,不知不觉 bù zhī bù jué 到 dào 了 le 城外 chéng wài 。暖和 nuǎnhuo 的 de 阳光 yángguāng 、欢快 huānkuài 的 de 小 xiǎo 鸟 niǎo 、随风 suí fēng 摇摆 yáobǎi 的 de 花 huā 草 caǒ 使 shǐ 李白 Lǐ Bái 感叹 gǎntàn 不已 bù yǐ ,“这么 zhème 好 hǎo 的 de 天气 tiānqì ,如果 rúguǒ 整 zhěng 天 tiān 在 zài 屋 wū 里 lǐ 读书 dú shū 多 duō 没意思 méi yìsi ?” 走 zǒu 着 zhe 走 zǒu 着 zhe ,在 zài 一 yí 个 ge 破 pò 茅屋 máowū 门口 ménkǒu ,坐 zuò 着 zhe 一 yí 个 ge 满 mǎn 头 tóu 白发 bái fà 的 de 老婆婆 lǎo pópo ,正在 zhèngzài 磨 mó 一 yì 根 gēn 棍子 gùnzi 般 bān 粗 cū 的 de 铁杵 tiě chǔ 。李白 Lǐ Bái 走 zǒu 过去 guòqu ,“老婆婆 lǎo pópo ,您 nín 在 zài 做 zuò 什么 shénme ?”

“我 wǒ 要 yào 把 bǎ 这 zhè 根 gēn 铁杵 tiě chǔ 磨成 mó chéng 一 yí 个 ge 绣花针 xiù huā zhēn 。 ”老婆婆 lǎo pópo 抬起 táiqǐ 头 tóu ,对 duì 李白 Lǐ Bái 笑 xiào 了 le 笑 xiao ,接着 jiēzhe 又 yòu 低下 dīxià 头 tóu 继续 jìxù 磨 mó 着 zhe 。

“绣花针 xiù huā zhēn ?”李白 Lǐ Bái 又 yòu 问 wèn :“是 shì 缝 féng 衣服 yīfú 用 yòng 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 吗 ma ?”

“当然 dāngrán !”

“可是 kěshì ,铁杵 tiě chǔ 这么 zhème 粗 cū ,什么时候 shénme shíhou 能 néng 磨成 mó chéng 细细 xìxì 的 de 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

老婆婆 lǎo pópo 反问 fǎnwèn 李白 Lǐ Bái :“滴水 dī shuǐ 可以 kěyǐ 穿 chuān 石 shí ,愚公 yú gōng 可以 kěyǐ 移山 yí shān ,铁杵 tiě chǔ 为什么 wèishénme 不 bù 能 néng 磨成 mó chéng 绣花针 xiù huā zhēn 呢 ne ?”

“可是 kěshì ,您 nín 的 de 年纪 niánjì 这么 zhème 大 dà 了 le ?”

“只要 zhǐ yào 我 wǒ 下 xià 的 de 功夫 gōngfu 比 bǐ 别人 biéren 深 shēn ,没有 méi yǒu 做不到 zuò bu dào 的 de 事情 shìqing 。”

老婆婆 lǎo pópo 的 de 一 yì 番 fān 话 huà ,令 lìng 李白 Lǐ Bái 很 hěn 惭愧 cánkuì ,于是 yúshì 回去 huíqu 之后 zhīhòu ,再 zài 没有 méi yǒu 逃 táo 过 guo 学 xué 。每天 měi tiān 的 de 学习 xuéxí 也 yě 特别 tèbié 用功 yònggōng ,终于 zhōngyú 成 chéng 了 le 名垂千古 míng chuí qiān gǔ 的 de 诗仙 shī xiān 。

无论 wúlùn 做 zuò 什么 shénme 事情 shìqing ,只要 zhǐ yào 有 yǒu 恒心 héngxīn ,一定 yí dìng 会 huì 成功 chénggōng 的 de ,功夫 gōngfu 不负 bú fù 有心人 yǒu xīn rén 。我们 wǒmen 的 de 孩子 háizi 们 men ,如果 rúguǒ 在 zài 学业 xuéyè 上 shang 能 néng 认真 rènzhēn 、努力 nǔlì 、有 yǒu 恒心 héngxīn ,成绩 chéngjì 好 hǎo 一定 yí dìng 是 shì 没有 méi yǒu 问题 wèntí 的 de 。

Известный поэт династии Тан Ли Бо в детстве не любил учиться, часто прогуливал занятия и слонялся по улицам.

Однажды Ли Бо снова не пошел на уроки, он бродил по улице без дела и смотрел по сторонам, неосознанно он вышел за город. Теплый солнечный свет, веселые птички, травка и цветы, раскачивающиеся на ветру, от всего этого Ли Бо без остановки вздыхал от избытка чувств. «Такая хорошая погода, насколько же было бы скучно сидеть целый день сидеть внутри и учиться?» Так он ходил и ходил, а на пороге у одной потрепанной лачуги сидела седовласая старушка и как раз обтачивала толстый словно дубинка пест. Ли Бо подошел: «Бабушка, а что вы делаете?»

«Я хочу этот пест выточить в уголку для вышивания,» - старушка подняла голову и улыбнулась Ли Бо, затем снова наклонилась и продолжила полировать.

«Иголку для вышивания?» - спросил тогда Ли Бо. «Такую, которой одежду шьют?»

«Конечно!»

«Но пест такой толстый, когда же его можно будет выточить в тонюсенькую иголку?»

Старушка спросила Ли Бо в ответ: «Капля воды может пронзить камень, Юй Гун смог передвинуть горы, а что же пест нельзя отполировать до иголки?»

«Но вам уже так много лет?»

«Если я прикладываю усилий больше, чем другие, то нет ничего недостижимого.»

Слова бабушки пристыдили Ли Бо, поэтому, вернувшись, он уже не убегал с уроков. Каждый день он очень старательно учился и наконец стал гением поэзии, чье имя вошло в историю.

Что бы мы ни делали, нужна только настойчивость, и мы обязательно добьемся успеха. Терпение и труд все перетрут, если усердно трудиться, то обязательно добьешься успеха. Наши дети если в учебе серьезны, усердны и настойчивы, то хорошие оценки для них точно не проблема.

Классный час на тему

«Терпение и труд всё перетрут»

Цели: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.

Задачи: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.

Когда-нибудь, перелистывая альбом, задумаюсь и до конца пойму Важнейшее – учиться мастерству усердно и упорно, только своему. Тому, что дорого, что нравится, и с трудностями, чтобы справиться, И гордо чтоб когда-нибудь произнести: Мой труд, моя профессия – в чести!

О чем мы сегодня будем говорить? (о профессиях, о труде)

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Я хочу, процитировать некоторые высказывания
о труде:

    "Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость". (А.К. Цельвис.)

    "Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды". (Вольтер.)

    "Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Каждый из вас заранее получил задание-маршрут. Мы отправляемся на – на работу к родителям, чтобы узнать об их профессиях. Прошу вас представить отчёт о выполнении задания-маршрута.

Учащиеся рассказывают о профессиях своих родителях, описывают место работы.

Чтение и анализ литературных произведений.

Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о свеем желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

Для чего вы учитесь в школе?

Проблемная ситуация «Два плуга»

«Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Интерактивная беседа

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:

Труд красит человека, а безделье его уродует.

Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Только в труде человек может раскрыться.

Без труда человек «заржавеет» и заболеет.

(На доске написаны пословицы: «Знания не кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вешки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

О чём эти пословицы?

Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

Какое значение имеет учёба в жизни человека? -Учение –это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю- бивыми.

Великий полководец А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.

Валентина Терешкова путём изнурительных тренировок и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в словарь С.И.Ожегова, то найдём пояснение: старательный-делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный- отличающийся усердием в труде, учении.

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится» (Д.Кинг)

В 12 лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в 15-зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришёл успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось,

что его карьера окончательно не удалась.Но вместо того, чтобы сосредоточить своё внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе.Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе. Э то была пьеса С.Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению

всех, она была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трёх пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С.Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол».

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой:старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Подведение итогов (рефлексия)

Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?




Top