Игрушки для развития малышей. Выбираем развивающие и нужные игрушки для детей до года

Трудотерапевт и мама двоих детей, младший из которых практически перешагнул рубеж в 1 год, составила список самых полезных игрушек, внимательно изучив весь современный ассортимент. Также Кристи делится советами, как выбирать развивающие игрушки для детей до года.

Как выбирать развивающие игрушки для детей до года

При выборе развивающих игрушек для детей до года Кристина рекомендует руководствоваться такими критериями:

Игрушка должна выполнять хотя бы две функции. Игрушки для детей довольно дорогие, так что нам нужно максимально оправдать инвестицию, правильно?

Срок эксплуатации игрушек должен быть не меньше трех х месяцев. Вкусы и интересы детей быстро меняются, так что нам нужна игрушка, которая сможет оставаться актуальной долгое время.

Список игрушек для детей до года должен вмещать все способы развития ребенка в первый год его жизни. В качестве бонуса в списке также будут игрушки, которые и после первого дня рождения будут оставаться актуальными. Неплохая экономия, правда?

Нужно подметить, что часто детям больше нравится что-то найденное дома, а не специально созданная игрушка из магазина. Пластиковая бутылка, наполненная рисом или набор пластмассовой посуды, наверняка, привлекут ребенка больше, чем погремушка, тестированная экспертами на фабрике детских игрушек. К сожалению, не всегда домашние «штуки» могут заменить игрушку из магазина, так что вот, собственно, список, который будет пригоден аж до первого дня рождения ребенка (если не дольше).

И помните, какими бы крутыми не были современные игрушки, вы являетесь лучшим учителем для вашего ребенка. Ваше общение намного дороже всех игрушек в мире. Так что, время, проведенное с идеальной игрушкой, все равно не заменит минут, проведенных с папой или мамой. Общайтесь и вместе играйте с новыми игрушками, усиливая вашу связь.

1. Детский развивающий коврик

Какие навыки развивает: игра, лежа на животе, перекатывания, вытягивание рук к центру или лежа на спине, или сидя, навык тянуться и хватать, координирование рук и глаз, ощущение объемов

Возраст: 0–12 месяцев

Развивающий коврик для детей можно использовать буквального с первых дней. Некоторые из них уж очень дорогие, а вам нужен самый обычный, на который можно навешать множество игрушек и погремушек.

Младенцы ведь различают только очень контрастные объекты (особенно черные и белые), на расстоянии приблизительно полметра, так что детский развивающий коврик должен быть ярким, цветастым и контрастным.

Обязательно подвесьте игрушки на пластмассовые подвески, чтобы ребенок научился тянуться и хватать. Размещайте игрушки в разных местах: те, которые находятся посередине по отношению к телу ребенка, помогут научиться держать руки по центру (что очень важно), если игрушка висит сбоку - это поможет научиться перекатываться на бок, а после - на животик.

Не убирайте коврик, как только ребенок научился переворачиваться, сидеть или ползать. Ребенок сам может найти такое применение этим подвешенным игрушкам, о которых вы и не догадывались.

2. Пластмассовые цепочки


Какие навыки развивает: навык тянуться и хватать, координирование рук и глаз, проба «на зуб», тактильное изучение предмета

Возраст: 0–12 месяцев и больше

Набор пластиковых колец, которые соединяются в цепочку, является одной из самых универсальных игрушек для детей до года, а стоит копейки.

Можете подвесить их на перекладину к развивающему коврику, или прикрепить к сидению в машине и коляске, чтобы обеспечить постоянное развлечение, и чтобы ребенок не разбрасывал их, когда подрастет.

Хотя эти колечки не такие мягкие, как игрушки, которые дети грызут, когда у них режутся зубки, дети любят тащить их в рот, исследуя неровную поверхность колечек.

Эти игрушки просто must-have, как для детей, так и для тех, кто за ними смотрит.

3. Зеркало



Какие навыки развивает: игры, лежа на животе, контроль головы, развитие эмоциональных и социальных навыков, самосознание

Возраст: 0–12 месяцев и больше

В некоторых комплектах вместе с развивающим ковриком также идут и небьющиеся зеркала. Вам совсем не обязательно покупать специальное детское зеркало, чтобы малыш радовался своему отражению. Вы можете подвесить на пластмассовые цепочки маленькое ручное зеркальце и прикрепить его к развивающему коврику. Видите, как все складывается? Вы также можете посадить ребенка перед зеркалом или перед зеркальной поверхностью на дверце шкафа, чтобы он мог поиграть с собой в отражении. Зеркала также могут быть использованы в качестве мотивирующего, отвлекающего и развлекающего фактора во время того, как ребенок лежит на животе и учится садиться. В любом случае, зеркало должно быть безопасным для ребенка, и лучше, если оно не бьется.

4. Погремушка Oball



Какие навыки развивает: хватание, игра с вытянутыми руками, передача из руки в руку, координация движения рук и глаз, проба на зуб, определение присутствующих, навык постоянств объекта, взаимодействие дай-возьми, внимание, зрительный контакт, указание на направление движения мяча, ползание

Возраст: 0–12 месяцев и больше

Мне она так нравится: и погремушка, и мячик в одном. Их существуетмного-много разных и они, как ни странно, нравятся детям любого возраста.

Плетеный дизайн позволяет малышам с легкостью держать мяч (благодаря хватательному рефлексу в первые месяцы жизни), но также вы можете его подвесить к развивающему коврику, чтоб ребенок сам мог его пинать, заставляя погремушку внутри трещать.

Тот факт, что мяч практически симметричный и в нем нет другого, меньшего мяча внутри (как матрешка) дает возможность катать его вперед-назад, как только ребенок подрастет и научится играть сидя.

Кстати, вы знали, что толкание мяча вперед-назад от взрослого к ребенку дает детям понятие о двустороннем характере коммуникации?

Очень часто именно слово «мяч» становится первым словом малыша.

Кроме этого, можно спрятать мяч в одеяло и греметь погремушкой - так ребенок узнает, что вещи существуют, даже если они не видны (это называется «постоянство объекта»).

Мячик сделан из мягкого материала, поэтому не приносит вреда при появлении зубов или уже существующим зубам. Этот мяч можно по-всякому гнуть, легко мыть и практически невозможно сломать. Но лучшее его достоинство - цена. Он очень дешевый и срок его актуальности выходит за рамки одного года.

5. Жираф Софи



Какие навыки развивает: хватание, координация рука-рот, проба на зуб, определение источника звука, постоянство объекта, передача из руки в руку

Возраст: 0–12 месяцев и больше

Софи сейчас на пике популярности. Маленькая резиновая фигурка жирафа способна справиться с прорезыванием зубов, и после того, как Софи прожила у нас дома пару месяцев, я осознала ее достоинства.

Ее продают как игрушку для развития всех органов чувств. Действительно, это резиновая игрушка, которую легко держать, которая пищит, когда ее сдавливаешь, и которую приятно жевать.

Но что отличает ее от остальных игрушек, которые используются в период прорезывания зубов, это ее длинные ножки, которыми особенно приятно чавкать, когда режутся дальние коренные зубы.

На рынке мало таких же многофункциональных игрушек для десен, как жираф Софи. Вас сразу слышно, когда вы въезжаете с коляской в супермаркет, и раздается такое смачное чавканье, так что вам ничего не остается, как бесконечно извиняться и объяснять, что у ребенка режутся зубы.

Из-за того, что игрушка пищит, ее также можно прятать под одеялом и пищать или же подбадривать писком почти ползающего малыша. Она немного дороговата, но не пугайтесь, игрушка стоит того, особенно в период прорезывания зубов.

6. Набор резиновых игрушек для ванны



Какие навыки развивают: визуальный контроль предметов, хватание, игра с вытянутыми руками, передача из руки в руку, сведение предметов вместе, исследование предмета во рту, усиление рук.

Возраст: 0–12 месяцев и более

Множество сайтов по детскому развитию советуют приобрести или сделать самому игрушки на палец, чтобы развлекать малыша и помогать ему развиватьаудио-визуальный навык.

Вот лично я понятия не имею, где купить такие игрушки на палец. Но набор игрушек для ванной сразу дает вам гору персонажей и голосов. Они вам пригодятся не только для того, чтобы дурачиться перед малышом, который толком и не видит этого выдающегося представления, но и чтобы занять ребенка во время ванно-банных процедур, пока он сидит и пытается схватить игрушки, которые то тонут, то выныривают.

И вот как только ребенок поймает хоть одну, он сразу затащит ее в рот. И правильно! Игрушки отлично подходят для период прорезывания зубов, особенно Мистер Осьминог, с его длинными щупальцами (его надо бы познакомить с Софи). Ну и, разумеется, игрушки для ванной пригодятся еще долгое время после того, как ребенку исполнится годик, ведь дети так любят сжимать и выжимать воду из игрушки, что развивает очень важные мышцы ладошки.

7. Набор мини мячей-погремушек


Какие навыки развивают: притягивание, хватание, игра на вытянутых руках по центру, соединение предметов, определение источника звука, распознание звука, постоянство объекта, визуальный контроль, внимание, указание на направление движения мяча, ползание.

Возраст: 0–12 месяцев и более

Выбор огромный - точно подберете нужные. Как по мне, самые лучшие те, которые издают разные звуки (гремят, звенят, пищат), потому что дети могут научиться их различать.

Они достаточно маленькие, чтобы ребенок мог держать их в одной руке, когда он уже сидит, но слишком большие, чтобы представлять угрозу того, что ребенок в процессе заслюнявливания может ими подавиться, пока он еще не умеет сидеть.

Их можно использовать, чтобы ускорить процесс усвоения навыков перекатывания и ползания, и также с ними весело играть, пряча их под разными чашками и тарелками, когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы сидеть и использовать для игры обе руки.

8. Погремушка-пирамида



Какие навыки развивают: игры, лежа на животе, хватание, притягивание, выпускание предмета из рук, координирование рук и глаз, определение объема, игра на вытянутых руках по центру, передача из руки в руку, соединение предметов, определение источника звука, визуальный контроль предмета, сидение, стояние, хождение, приседание, ползание

Возраст: 0–12 месяцев и более

Да, тут еще больше мячиков-погремушек, и да, младенцам такое покупать не надо. Тут мячики еще меньше, чем в предыдущем пункте, поэтому детям их легче держать. Но они все звучат одинаково, поэтому я отдаю предпочтение пункту 7.

Принцип использования такой же, как и касательно других мячей-погремушек, но как только ребенок сможет сидеть и играть двумя руками, будьте на чеку.

Дети могут бросать мячик и смотреть, как он катится вниз целый день, как только они разберутся, что он может так делать. Башенку можно сделать как маленькой, так и высокой, поставив ее на столик или диван. Это создаст дополнительную сложность для деток, которые учатся стоять, приседать, ходить и становится на коленки, когда они подымают упавший мячик с пола.

9. Картонная детская книжка



Какие навыки развивают: игра на животе, сидение, притягивание, хватание, сканирование, переворачивание страниц, внимание, указывание.

Возраст: 0–12 месяцев и более

Невозможно переоценить все плюсы знакомства ребенка с книжкой. Чем раньше вы начнете читать книги, тем лучше.

Лягте рядом с ребенком и начните листать яркую книжку, полную картинок на расстоянии около 30 см от ребенка. Даже пока ребенок играет только лежа на животе, а также перед дневным и основным сном.

Читайте книжки нараспев, с повторяющимися простыми фразами. Как только ребенок научится сидеть, позвольте ему развивать мелкую моторику, переворачивая странички и открывая картонные створки.

Главное, наслаждаться процессом, потому что это придется делать часто и подолгу. Не обязательно покупать самые модные детские книжечки, которые все равно станут похожи на мусор к концу года. Возьмите что-то из собственной библиотеки и у знакомых, чьи дети уже выросли.

10. Игрушки на присосках для столика


Какие навыки развивают: восприятие объема, притягивание, координация движения рук и глаз, причина и следствие, игра на вытянутых к центру руках

Возраст: 0–12 месяцев и более

Давайте признаем, дети обожают все тащить в рот. Иногда кажется, что единственный способ заставить их использовать руки вместо рта - приклеить к столу игрушки. Но благодаря производителям игрушек вы спасены.

Я лично обожаю эти игрушки для столиков на присосках, которые крутятся, гремят и проигрывают мелодию, каждый раз, когда ее начинаешь крутить. Такую игрушку можно прикрепить к развивающему коврику, чтобы малыши смотрели на нее, лежа на спине, и могли понять причинно-следственнуюсвязь, если после удара по ней начинает играть мелодия.

Также ее можно прицепить к коляске или к детскому сидению в машине. Ну или же крепите их где угодно, а особенно к детскому стульчику, чтобы дети понимали, что играть можно не только затаскивая все в рот.

Совет: намочите присоску, чтобы она крепче держалась и не летела через всю комнату, если ребенок яростно ее шмякнет. Это я говорю из собственного опыта.

11. Мягкие, мнущиеся кубики



Какие навыки развивают: игра на вытянутых к центру руках, игра, лежа на животе, сидя, притягивание, хватание, передача из руки в руку, выпускание, координация движения рук и зрения, причина- следствие, постоянство объекта, исследование объекта во рту, определение источника звука, определение объема

Возраст: 0–12 месяцев и более

Вас удивит, в каком раннем возрасте ребенка можно увлечь подобной игрушкой. Цвета и звуки сжатия привлекают детей(похоже на то, как шумит пакет чипсов), а мягкая текстура позволяет с легкостью держать кубик даже младенцу.

В некоторых кубиках есть звоночки, чтобы привлекать еще больше внимания. Играйте с ними, пока ребенок лежит на животе, на боку или сидит. Когда они подрасту, то начнут кусать, жевать и слюнявить мячи, как ни в чем не бывало.

Складывайте их в башню и пускай ребенок разбивает ее, пока сам однажды не научится класть один кубик на другой.

12. Пирамидка


Какие навыки развивают: игра на вытянутых к центру руках, игра, лежа на животе, сидя, притягивание, хватание, передача из руки в руку, соединение, координация движения рук и зрения, причина- следствие, определение объема и размера предмета

Возраст: 0–12 месяцев и более

Это классика. Хотя вы можете скептически оценивать возможность этой игрушки развлекать вашего ребенка, как и я вначале. Но малыш может самостоятельно держать одно из колец в своей руке(хватание, помните?), а красное последнее кольцо пирамиды всегда накрывается погремушечным кольцом.

Круглая форма показывает ребенку. Что можно держать кольцо обеими руками посерединке, и они отлично подходят для жевания. Помните, повторение - мать учения. Как только они научатся сидеть и играть двумя руками, они поймут, как снимать колечки одно за другим каждый раз после того, как вы возвращаете их на место.

Они будут упорно практиковаться в своем новом увлечении, насаживании колец на основу, а потом разборке пирамиды, и так снова и снова. Усложните развитие крупной моторик, положив игрушку наверх пирамиды. Я вас уверяю, эта пирамида - кладезь веселья. Просто подождите и сами все увидите.

13. Игровой столик со складными ножками



Какие навыки развивают: игра лежа на животе, притягивание, игра на вытянутых руках, причина-следствие, сидение, стойка, приседание, отталкивание для того, чтобы встать, переворот страниц

Возраст: 4–12 месяцев и более

Это относительно новый продукт в мире детских игрушек, но важно выбрать именно тот, у которого складные ножки. Их можно отсоединить и использовать как игровую доску, чтобы ребенок мог играть лежа на животе, или же можно оставить две ножки, что способствует развитию навыков сидения, ползания и стойки на коленках.

Как только ребенок готов попробовать встать, добавьте еще две ножки к столу и вы продлите жизнь игрушке. Эта вещь не только развивает крупную моторику, но также мелкие движения рук (притягивание, отталкивание, катание). Кроме того, обучает ключевым словам: открыть/закрыть, вверх/вниз, базовые цвета, и АБВ или 123.

14. Детская скамейка с прибамбасами


Какие навыки развивают: игры в любом положении, игры на вытянутых к центру руках, притягивание, причина-следствие, сидение, стойка на коленях, изучение звуков

Возраст: 4–12 месяцев и более

Да, знаю, эта штука смешная. Зачем ребенку такая?

Когда ребенок учится садиться, они смогут сконцентрировать взгляд на чем-то, стоящем перед ними, чтобы лучше держать баланс. Эту скамейку можно использовать по-разному: и когда ребенок еще не умеет сидеть - лежа на животе или боку. Но эта игрушка не только приносит удовольствие зрителю, в ней полно крутилок, вертелок, рычагов и кнопок, которые так привлекают детей.

Слова, которые используются для игры со скамейкой, также важный этап в развитии навыков речи: вверх/вниз, поверни/прокати. Но гвоздь программы - молоточек! Малыши до года вряд ли будут им пользоваться, но позже он станет отличным учителем в использовании приборов (ручка или ложка) и укреплении запястья, чтобы стать отличными писателями!

15. Игрушка-ходунки



Какие навыки развивают: сидение, притягивание, причина и следствие, стойка на коленках, приседание, стойка

Возраст: 5–12 месяцев и более

Больше всего я люблю эту игрушку за ее возможности для детей, которые учатся ходить. Ее нужно установить на ровную поверхность, чтобы она не скатывалась, и она станет отличным другом для ребенка, который уже сидит или пытается встать на коленки.

Мы любим давать детям такого рода игрушки с вертикальными поверхностями, чтобы они учились выгибать запястье(растягивать его), что немало важно для навыков письма. Представьте, что это первый мольберт вашего ребенка. и когда ему надоедает играть сидя, он может попытаться стать на четвереньки или просто встать, занимаясь кнопками на панели.

Но вот когда ребенок начинает ходить сам, с этой игрушкой пора завязывать - она может приучить его не следить за балансом и не контролировать тело. И да, придерживайте ребенка, когда он ходит с этой штукой, потому что она довольно быстро катится.

Ну вот в общем-то и все! Увлекательно, правда? Единственное упущение - нет игрушек, развивающих хватательный навык большим и указательным пальцем, но я думаю, что самостоятельное кормление этому научит. Все эти игрушки можно найти не только в фешенебельных детских магазинах, но и на распродажах, ярмарках, в уцененных лавках. Зачем платить дорого за то, что можно получить дешевле, тем более, что одной игрушкой ребенку не ограничится.

Помните, что у каждого ребенка свои, особенные интересы, и поэтому дети могутпо-разному реагировать на разные игрушки. Наверняка, у вас или ваших друзей есть собственные фавориты, не вошедшие в список.

​Ребенок еще не родился, а будущие родители уже покупают понравившиеся игрушки для него. Не проходит и 1 года после рождения их сынишки или дочурки, как становится некуда складывать кукол без рук и ног всевозможных размеров, плюшевых мишек и зайцев с оторванными ушами, сломанные игрушечные машинки, солдатиков, погремушки, мячи и тому подобное. Чтобы ребенок не только ломал свои первые игрушки, изучая, что там внутри, а развивался, узнавал что-то новое, играя с ними, стоит узнать, какие же именно развивающие игрушки для детей до 1 года ему на самом деле будут нужны, от чего можно отказаться. Давайте подумаем, какие игрушки необходимы ребенку от рождения до 1 года помесячно.

Подбор правильных игрушек - залог успешного развития малыша, причем как физического, так и эмоционального. Продумать свои покупки лучше заранее, а желающим порадовать ребенка родственникам можно сообщить, что именно приобрести для младенца.

Игрушки для младенца первых 3-х месяцев жизни

Сейчас для ребенка необходимы яркие, красочные, крупные игрушки, которые привлекут внимание и он сможет их рассматривать, лежа в кроватке или коляске, а позже тянуться ручкой и трогать. Он еще не умеет брать в ручки предметы, а только учится фокусировать взгляд. Примерный список игрушек для младенца в возрасте 0 – 3 месяца, которые могут развивать зрительное и слуховое восприятие ребенка:

  • Крепящаяся в кроватке или коляске дуга с висящими на ней яркими игрушками. Хорошо, если они все будут разными – шариками, цветочками, рыбками. Такое незатейливое приспособление понравится вашему крохе. Дуга хороша тем, что висящие на ней предметы можно часто менять, чтобы малютка мог каждый раз удивляться чему-то новому. Не обязательно вешать на дугу множество разноцветных игрушек, достаточно 3-4 цветов в изделии, обязательно среди них должен быть белый и черный, иначе у крохи будут уставать глазки.


  • Мобиль на кроватку. В первые дни жизни малютка видит нечетко, поэтому музыкальная карусель вряд ли заинтересует его раньше 1-месячного возраста. Совсем крошечным детишкам можно давать послушать лишь музыкальное сопровождение этой игрушки. Мелодия у мобили должна быть приятной, нежной, тихой - такая музыка успокоит ребенка. Слишком громкие или резкие звуки могут его испугать. Замечательно, если мобиль воспроизводит пение птиц или звуки природы. С вращением мобили не стоит знакомить ребенка младше 1 месяца.
  • Развивающий игровой коврик. Для самых маленьких предпочтителен небольшой коврик (рекомендуем прочитать: ) с раскладывающимися бортиками, как на фото. В такой «люльке» вашему ребеночку будет мягко и уютно. Когда дитя чуть подрастет, бортики следует опустить, чтобы дать ему больше свободы движений. Можно купить раскладной коврик с дугами, на которых подвешены игрушки. С 1-1,5-месячного возраста можно выкладывать туда ребенка на животик, он будет учиться держать головку и заодно пытаться дотянуться до игрушек. Если мама - рукодельница, она легко сможет сделать такой коврик сама.


Игровой коврик с бортиками напоминает манеж, в котором малышу будет чрезвычайно уютно и удобно. Защищенный мягкими стенками малыш сможет вволю играть и передвигаться в пределах коврика

Развивающие игрушки для ребенка 3–6 месяцев

  • Погремушки. Для новорожденного они пока не интересны, так как он спит круглые сутки глубоким сном. День ото дня кроха все больше обращает внимание на окружающие предметы, интересуется миром. На 5-й неделе жизни уже можно предложить крохе первую погремушку. Вложите погремушку в ручонку малыша и слегка зажмите ее, показав тем самым, как держать игрушку. Позже он сам будет брать ее из маминых рук и встряхивать, издавая звук. Связь зрения и слуха сейчас только начинает устанавливаться - предметом, помогающим наладить такую связь, вполне может стать погремушка. Пусть ее пока тяжело захватить крохотными пальчиками, но ребенок будет рассматривать ее, узнавать новые цвета, пытаться потрогать ручкой, тем самым разрабатывая координацию движений, мелкую моторику и активно познавая окружающий мир. Купите несколько погремушек разных цветов и конструкций: погремушки в виде булавы, на кольце, мягкую погремушку; можно купить самому маленькому погремушку-браслетик с колокольчиками или погремушки-носочки со звоночками. Давайте детям те игрушки, у которых нет мелких отпадающих частей, ведь малыш может засунуть их себе в нос или в ухо.
  • Кукла-неваляшка. Малыш будет с любопытством толкать неваляшку и наблюдать, как она встает. Чуть попозже она сможет в играх играть роль сказочной героини.
  • Мяч. Уже к началу 4-го месяца малыш может наблюдать, как прыгает мяч, как катится, потрогать его на ощупь и даже толкать ручонкой. Для игры с такими детками можно приобрести надувной мяч, а также мягкие тканевые мячики с звучащей, шуршащей или пищащей «начинкой». Подойдут также резиновые массажные мячики с «шипами» - они познакомят ребеночка с новыми тактильными ощущениями.


Не стоит думать, что мячик подходит только для взрослых детишек - грудничок с удовольствием будет использовать подходящий по размеру экземпляр, особенно если его удобно захватывать ручкой

Развивающие игрушки от 6 до 9 месяцев

После 6 месяцев ребенок начинает вести активную познавательную деятельность, и ему уже нужно больше игрушек. Каждый из предметов домашней утвари может внести свою лепту в развитие тактильных ощущений малыша, научить его моторике движений, подарить ему новые впечатления. Подбирайте те игрушки для детей до 1 года, которые могут чему-нибудь научить. Малыш будет продолжать играть с погремушками, с подвесками на коляске, сам научится вращать мобиль. Чтобы старые игрушки для детей до года не наскучили вашему крохе, время от времени прячьте какие-либо из них, а через месяц-другой снова доставайте – радости не будет предела! Нужно учитывать, что в этом возрасте детки обязательно каждую новую игрушку попробуют на вкус. Так что же новенького из развивающих игрушек подарить малышу в 6 – 9 месяцев? Краткий перечень:

  1. Пластмассовые кубики с закругленными краями, либо мягкие из теста. Малыш с удивлением откроет для себя неизведанную ранее геометрическую форму. Ему будет интересно мять тесто ручонками, наблюдая за волшебными превращениями.
  2. Водоплавающие развивающие игрушки для ванны до 1 года. Для всех малышей нет большего удовольствия, чем игры с водой. Для купания купите своему ребенку небольшие резиновые или пластмассовые игрушки. Так как малютка все тянет в рот, выбирайте изделия от хорошего производителя, с приятным запахом, из экологически чистого сырья. Перед купанием мойте игрушки детским мылом, обязательно сушите после использования и выбрасывайте, если на них появились пятна.
  3. Игрушки-животные. Это самые любимые игрушки для деток до 1 года. В 3 – 6 месяцев уже можно рассказать ребенку, кто такие животные, представить ему их с помощью игрушек. Малыш в этом возрасте уже может различать мишку, слоника, зайчика, лисичку, кошечку, собачку. Учите с помощью игрушек своего сына или дочь любить животных. Игрушечные звери должны быть не очень большими, симпатичными, милыми, вызывать у ребенка улыбку, смех, радость.


Игрушечные звери могут быть не просто декоративными, но и нести полезную функцию. Например, очаровательная совушка - это подушка, которую можно подкладывать под спинку малышу

Игрушки до 1 года - детям от 9 до 12 месяцев

Подрастая, малыш становится настоящим маленьким исследователем. Старыми своими игрушками он еще интересуется, но уже нуждается в более расширенном арсенале. Какие развивающие игрушки для детей младше 1 года купить ему сейчас? Топ лучших игрушек для детей 9-12 месяцев:

  1. Куклы – это лучшие из игрушек для девочек. Кукол можно иметь несколько, с двигающимися руками и ногами, желательно без волос. Для куклы хорошо бы иметь кроватку и набор пеленок, чтобы ваша малышка училась заворачивать ее и укладывать спать. Кстати, с куклами в этом возрасте охотно играют не только девочки, но и мальчики.
  2. Для кукольной «семьи» понадобится игрушечная посудка. Пластиковые чашечки, ложечки, тарелочки, кастрюльки, игрушечные продукты – все это пригодится для развития мелкой моторики пальчиков. Покажите малышу, как «готовить», как накрывать на стол.
  3. После 9 месяцев пора дать ребенку деревянные кубики. Не оставляйте малыша с ними наедине, смотрите, чтобы он не поранился острыми углами.
  4. Пирамида – пусть ваш маленький сын или дочь учатся поочередно надевать кольца на палку. Для начала выберите небольшую деревянную или пластмассовую пирамидку с крупными кольцами, отличающимися друг от друга по размеру и цвету.
  5. Конструктор для развития логического мышления. Первый конструктор ребенка должен максимально просто складываться и состоять из больших деталей.
  6. Каталки понравятся детям, начинающим ходить. Малыши очень любят возить игрушечную колясочку с «лялей», колесо с длинной рукояткой и звенящими бубенчиками, машинку за веревочку.
  7. Коробка-сортер в виде кораблика, домика, автобуса с различными отверстиями, и фигурок, которыми малютка должен наполнить сортер через отверстия. Научите ребенка доставать фигурки из коробки для новой игры. Проследите, чтобы они были не слишком мелкими, дабы кроха их не проглотил.

Еще несколько лет назад игрушки для детей до года были представлены однотипными погремушками, пластиковыми мячиками и резиновыми уточками для ванны. Сегодня ассортимент изделий радует своим разнообразием, что позволяет заняться развитием малыша сразу в нескольких направлениях. С другой стороны, такое обилие предложений может сбить с толку любого родителя.

Что действительно нужно ребенку, а какая инновация является просто маркетинговым ходом? Так ли важны в столь раннем возрасте музыкальные изделия? Не рано ли приобретать для грудничка развивающие игрушки? Чтобы получить ответы на все перечисленные вопросы, нужно ознакомиться с предложениями и понять, какую пользу они могут принести грудничку.

Требования к материалу и безопасности изделий

Родители обычно доверяют сопроводительной информации на изделиях, которыми завалены детские магазины. Если машинки или пирамидки промаркированы «0+», они спокойно приобретают их для своих малышей. В некоторых случаях это заканчивается плачевно. Детки сгрызают с поверхности изделий токсичную краску или проглатывают мелкие детали. При выборе игрушек для младенцев не стоит никому доверять, лучше придерживаться следующих рекомендаций:

  • Пластик не должен издавать резкого и выраженного запаха. Все пластиковые игрушки после приобретения нужно в обязательном порядке промыть в мыльной воде и тщательно сполоснуть. Если и после таких манипуляций специфический запах предмета сохранился, есть риск того, что при производстве был использован токсический продукт, от его использования лучше отказаться.
  • Вставки и детали из резины не должны осыпаться, протираться, крошиться. Резиновые мячики нужны деткам уже с первых месяцев жизни, но лучше, если они будут цельными, тогда кроха их точно не прокусит и не порвет.
  • Изделия с царапинами и сколами отметаются сразу, какие бы цели не преследовала игрушка. Присутствие любых дефектов указывает на низкое качество продукции, т.е. потенциальный риск для малышей.
  • Тканевые элементы или предметы просматриваем до каждого шва. Нельзя, чтобы материал крошился, из него торчали нитки. Даже такие мелкие недочеты могут привести к тому, что кроха подавится ворсом или порежется волокнами.
  • Детские игрушки с наполнителями лучше в первый год вообще не использовать. Если же такая вещь все же заинтересовала родителей или малыша, нужно убедиться, что карапуз не сможет добраться до наполнителя и напихать его себе в рот.
  • Иногда достаточно немного потереть понравившуюся игрушку, чтобы оценить ее качество. Поверхность как минимум не должна окрашивать руки, не линять и не оставлять на коже ощущение жирности.
  • В обязательном порядке проверяем, на какие игрушки имеются сертификаты и документальное подтверждение состава материала. Особенно тщательно проверяем машинки, конструкторы, модули и другие предметы, состоящие из множества деталей.


Выбирая игрушки для совсем маленьких детей, стоит отдавать предпочтение изделиям из безопасного пищевого пластика. В этом случае малыш сможет тянуть их в рот без риска для своего здоровья. Резиновые и тканевые элементы тоже должны в обязательном порядке присутствовать в ассортименте предметов, доступных ребенку в возрасте до года (чтобы он мог знакомиться с новыми текстурами), но контакт с ними грудничка лучше все же дополнительно контролировать.

Обязательные игрушки для новорожденных в возрасте до 3 месяцев

Самым приятным и полезным развлечением детей первых трех месяцев жизни является созерцание материнского и отцовского лиц, прямое общение с родителями. А обычные бытовые предметы, такие, как салфетки, мочалки, полотенца стимулируют развитие сенсорного восприятия у малышей. Но, несмотря на то, что данные изделия неплохо стимулируют развитие новорожденного, дополнительные игрушки все же нужны. Лучше всего порадовать ребенка следующими приспособлениями:

  • Мобиль . Приспособление с различными фигурками, которое подвешивают над кроваткой. Сегодня все чаще можно встретить музыкальные варианты приспособлений. Здесь главное не ошибиться с музыкой. Она не должна быть слишком резкой и громкой. Хорошо, если фигурки будут изображать что-то существующее, например, рыбок или цветы. Приветствуются съемные блоки, которые можно менять.


  • Подвески на коляску или кроватку. Одно из главных развлечений маленьких детей. Сначала они их просто рассматривают, потом начинают тянуться, засовывать в рот, пытаться разломать или еще как-то изучить. Здесь нужно отдавать предпочтение моделям с элементами различных текстур, форм и функций.


Совет: Не стоит пытаться сэкономить на различных гирляндах, перевешивая одно и то же изделие с кроватки на коляску и обратно. У грудничка в этом плане должно быть разнообразие. Хорошо, если изделия будут отличаться цветом, формой, даже музыкальным сопровождением.

  • Мячи. Не стоит ограничиваться классическими резиновыми или надувными мячиками, на которые детки могут только смотреть, лучше отдавать предпочтение функциональным изделиям. Стоит приобрести небольшие плотные ровные или шершавые шарики, с помощью которых можно массировать ладошки, ручки и ножки ребенка. Детки очень любят мячики с разными наполнителями, которые издают необычные звуки, когда перекатываются.


  • Погремушки. Их нужно минимум 3-4 штуки. В целом, это первые развивающие игрушки для детей до года. Они позволяют крохе активизировать зрение, слух, тактильные ощущения, подключать к работе мелкую моторику ручек.


  • Неваляшка. Несмотря на то, что к трем месяцам у деток еще не появляется интерес к ролевым играм, за неваляшками они все наблюдают с огромным интересом. Для совсем крошечных малышей лучше выбирать изделия, которые не издают слишком громких звуков.


Все перечисленные игрушки должны быть сконструированы так, чтобы не было ни малейшего шанса на отделение небольшой детали. Нужно, чтобы в маленьких ручках они оставались единым, монолитным изделием, иначе кроха может проглотить элемент.

Полезные игрушки для деток от 3 месяцев до полугода

В этот период нужно уделять повышенное внимание тому, какие игрушки приобретаются для ребенка. Сейчас ему нужны именно развивающие предметы, стимулирующие развитие органов чувств и мелкой моторики. При этом не отказываемся от всего того, к чему малыш уже привык. Если на пару дней убрать поднадоевший модуль, то кроха успеет соскучиться и будет радоваться ему как новому.

  • Матрешка. Для совсем маленького ребенка лучше всего приобрести традиционный деревянный вариант, выполненный в светлых жизнерадостных красках. Самые маленькие фигурки лучше убрать, оставив 3-4 крупные.


  • Уникальное и очень полезное изобретение, которое позволяет одновременно развлекать и развивать малышей. Они могут быть простыми и усложненными, со звуковыми участками или «сюрпризами». При желании подходящее изделие можно смастерить даже своими руками, нужно только запастись разными по фактуре материалами и наполнителями.


  • Самое время приобрести изделия, которые смогут разнообразить досуг малыша, пока он принимает ванну. Современный ассортимент предложений очень широк. Это могут быть резиновые, пластиковые, поролоновые предметы. Хорошо, если они будут выполнять какую-то дополнительную функцию, например, пускать под водой пузыри.


  • Машинки. Даже если сначала кроха будет лишь с упоением наблюдать, как мама катает новую игрушку, через какое-то время он заинтересуется ее конструкцией. Какое-то время младенец будет лишь крутить колеса машинки, но затем обязательно последуют более смелые эксперименты. Для начала рекомендуется обойтись крупными изделиями, состоящими из минимального количества деталей, но постепенно придется расширять «автопарк».


  • Кубики . Изначально это должны быть облегченные конструкции с закругленными краями ярких, но не кислотных расцветок. Помимо этого, крохам нужны кубики-мякиши, прекрасно стимулирующие тактильное восприятие.


  • Фигурки . Не детальные, но понятные изображения животных, цветов, человечков позволят малышам научиться отличать их друг от друга по самым очевидным признакам. Занятия с такими изделиями рекомендуется подкреплять использованием картинок, чтобы малыш понимал, что один и тот же предмет может выглядеть по-разному.


Уже в этом возрасте ребенку нужно не только предоставить игрушки, но и заниматься с ним лично. Учитывая тот факт, что теперь малыш способен реагировать не только на визуальные раздражители, стоит подключать все возможности имеющихся изделий (машинки катаются, матрешки разбираются, кубики ставятся друг на друга и многое другое).

Оптимальный набор предметов на период с 6 до 9 месяцев

Принципы выбора игрушек остаются прежними, но теперь можно обращать внимание на более сложные аналоги привычных вариантов.

  • Кубики. Более тяжелые, например, из дерева, которые уверенно стоят друг на друге, стимулируют развитие у ребенка не только мелкой моторики, но и мышечной силы.


  • Вкладыши и детские сортеры. Они приходят на смену неуклюжим матрешкам. Благодаря данным изделиям маленьких деток можно научить правильно оценивать размеры предметов, складывать их друг в друга, стоить башенки. Уже к 7-8 месяцам дети начинают испытывать тягу к созданию чего-то нового. Если обеспечить их соответствующими материалами, в будущем не придется переживать за их координацию, память, логику и интеллектуальное развитие.


  • Конструктор. Самый простой, состоящий только из блоков или простых геометрических фигур, стимулирует все органы чувств малыша. Вполне возможно, что сначала кроха будет использовать детали набора только чтобы постучать ими друг о друга. Не нужно стремиться сразу же его всему научить, все придет в свое время.


  • Куклы и пупсы. Они не должны быть маленькими, лучше брать самые простые образцы, по которым деткам можно показывать, какие у человека есть части тела и лица. По мнению специалистов, это одна из обязательных игрушек для деток обоих полов.


А вот от таких разрекламированных интерактивных игрушек со всеми их кнопочками и рычажками лучше отказаться. Не стоит с раннего детства прививать своему чаду любовь к различным гаджетам. Развитие мелкой моторики с помощью юлы, мешочков с крупами и веревок отличается не меньшей эффективностью и не приносит никакого вреда.

Изделия для грудничков 9-12 месяцев

Игрушки становятся все более сложными, игры разнообразными. У ребенка к этому времени должно сформироваться немало навыков, которые нужно дальше развивать и закреплять.

  • Машинки. Теперь это более детальные изделия, которые не только катаются с помощью рук, но и издают при этом особые звуки, могут передвигаться с помощью пульта или ездить самостоятельно, если их каким-то образом разогнать.


  • Пирамидка. Основа, на которую нанизываются кольца, прекрасно развлечет кроху, научит его группировать элементы по размеру, цвету и форме.


  • Мозаика. Для маленького ребенка идеально подойдет напольный вариант. Лучше обращать внимание на наборы, в составе которых значится не так много деталей, но с их помощью можно составлять не одну фигуру, а несколько.


Это только самые необходимые изделия, которые, несмотря на свою простоту, увлекут малыша и поспособствуют его развитию. Но и их будет достаточно для первого года. Не стоит заваливать детей однотипными или бесполезными игрушками, они будут только отвлекать их от того, что действительно важно.

Новорожденный не умеет манипулировать предметами, но он отлично различает контрастные фотографии и яркие предметы - их можно повесить на расстоянии 0-40см от его груди. В случае, если вы хотите повесить погремушку на стену, то каждые 2-3 дня нужно менять сторону, так как у малыша может развиться искривление шейных позвонков.

Во второй месяц не помешают музыкальные погремушки

Малыш слушает музыку, при этом внимательно рассматривает движущиеся игрушки, тем самым изучая цвета. Это способствует развитию органов слуха, зрения, а также мышц шеи, рук и лица. Рекомендуется включать на 10-15 минут не больше четырех раз в день, иначе игрушка будет не успокаивать, а раздражать.

Третий месяц – добавляются погремушки с ручками и с разнообразными колокольчиками

Держа в руках такие игрушки, ребенок учится ими управлять. Погремушки должны быть по весу легкими, ручка их должна быть тонкой для удобного и полноценного захвата. Лучше круглая форма - ведь малыш еще не координирует движений. Полезно одевать на ручки и ножки браслеты и бубенцы - младенца заинтересуют звуки и он поближе решит познакомится со своими конечностями.

В четвертом месяце малышу понадобятся книжки и прорезыватели

Ребенок начинает манипулировать предметами - изучая их свойства: цвет, массу, форму поверхности. Купите ему самую первую книжку, сшитую из различных фактур с шершавым материалом, шнурками и пищалками.

В этом возрасте начинают прорезываться зубки, поэтому обязательно приобретите набор игрушек –прорезывателей, наполненных водой или гелем - при охлаждении они облегчают боль.

Пятый месяц. Сенсорный коврик

Развивающий коврик становится по настоящему полезным. Он стимулирует ползание, не ограничивая пространство для перемещения, и обладает массой полезных свойств. Обычно через месяц - полтора интерес к коврику теряется.

Шестой месяц. Кубики и мелки

Малыш пытается держать игрушки не только ладошкой, но и двумя пальцами. Самое время воспитывать в нем художника. Для первых шедевров подойдут пальчиковые краски, затем - очередь мелков. Они должны быть короткими, чтобы их нельзя было зажать в кулаке - так тренируется правильный захват.

Игрушечные кубики лучше всего развивают глазомер, координацию движений и внимание. Кубики с разными поверхностями . Самые нетерпеливые родители могут приобрести кубики-алфавит, для разучивания букв в дальнейшем.

На седьмом месяце жизни пригодятся мячи и каталки

Эти игрушки выполняют стимулирующую роль. Ребенок видя яркий большой, звенящий мяч несомненно захочет взять его, а для этого до него нужно дотянуться, тем самым происходит стимуляция к ползанию.

Восьмой месяц. Игрушки для ванной.

Уточки, стаканчики для переливания, флексика (доска для рисования, прикрепляется на стену).

Девятый месяц. Формочки и пирамидки

Ребенок уже сознательно манипулирует предметами: складывает, крутит, собирает, гремит. Чем больше емкостей разного размера вы сможете предложить ребенку, тем лучше.

Десятый месяц. Развивалки и сортеры

Чем старше малыш, тем интереснее ему предметы которые можно давить на кнопки - дергать за рычажки, тянуть, а еще если она музыкальная, то эта игрушка надолго привлечет внимание малыша. Полезные изобретения - ведерки-сортеры с отверстиями разных размеров и формы для проталкивания внутрь деталей.

Одиннадцатый месяц. Игрушки-ходунки

Малыш делает первые шаги и для этого ему нужен стимул: игрушки-каталки в виде бабочек на палочке- машущих крылышками или собачка с крутящимися глазами заставят кроху бежать быстрее вперед.

Двенадцатый месяц. Куклы и пазлы

Ребенок подражает взрослым. Игрушки должны помогать ему в этом. Кукла не только объект для манипуляций, но и учебное пособие, с ней можно разыгрывать разные ситуации: возить в коляске, кормить, купать. Еще один источник знаний о мире и его устройстве - простые деревянные пазлы из 3-4х частей, могут содержать в себе разнообразные картинки.

Появившись на свет, ребенок в свой первый год развивается так стремительно, как никогда в жизни. Постоянными его спутниками и помощниками в это время являются игрушки. Для детей до года характерно превращение из «гусениц», лежащих в тугих пеленках без движения, в полноценных людей, которые могут сидеть, ползать, а иногда к данному возрасту даже ходить. Погремушки, развивающие коврики, мобили… Из спектра предлагаемых в детских магазинах игрушек необходимо выбирать те, что соответствуют возрасту крохи.

«Детский мир» дома

С появлением ребенка в дом приходит множество игрушек. Их покупают не только родители, но и заботливые родственники, внимательные друзья. По мере взросления малыша его комната продолжает наполняться игрушками, превращаясь в «детский мир». А иначе и быть не может – как не купить такому дорогому сыночку или дочке новую и очень красивую игрушку! Однако в возрасте до года многое из подаренного не нужно малышу. Поэтому роль родителей – рассортировать все имеющиеся запасы мишек-кукол-мячиков, и давать их ребенку по мере взросления.

Основная роль игрушек для детей до года – помочь развить маленькому человечку умения и способности, такие как зрение, слух, координация движений, логическое мышление и другие. Внимательные родители не раз обращали внимание на возраст, указанный на упаковке. Все то, что разрабатывается для детей с рождения (возраст 0+), учитывает специфику и потребности малышей данного возраста. Различные развивающие игры и центры (возраст 6 мес.+ или 1+) включают в себя элементы, которые способны освоить старшие дети.




Игрушки для малыша с рождения до полугода

Первые 4 недели после рождения ребенок спит около 20 часов в сутки, кушает 6-8 раз, и на игры времени практически не остается. Лучшее, что мама может ему предложить – это прогулки по дому. Для месячного ребенка уже можно подбирать игрушки. Это могут быть:

  • Четко очерченные однотонные фигурки предметов обихода, животных и др.;
  • Картинки, выполненные в графике. Узоры на них должны иметь четкие линии. Черно-белые картинки способствуют развитию зрения новорожденного ребенка;
  • Мобили.

Цветные игрушки для новорожденных в идеале должны быть выполнены в четырех основных тонах: красном, желтом, синем и зеленом. Это относится как к фигуркам, так и к игрушкам, используемым в мобилях. Мобиль представляет собой механизм (электронный или механический) с прикрепленными к нему подвесками, который вешается над кроваткой. При включении игрушки начинают вращаться подобно карусели, при этом играет музыка. Приобретая для малыша мобиль, обязательно послушайте, как он звучит: музыка должна быть в меру громкой и мелодичной.

К перечисленным выше игрушкам по мере взросления ребенка до достижения им возраста полугода добавляются:

  • Браслетики с колокольчиками;
  • Погремушки различных размеров с удобными тонкими ручками;
  • Погремушки, составляющие цепочку из различного вида звеньев (мишек, шариков, рыбок и других);
  • Развивающий коврик;
  • Игрушки из натуральных тканей, наполненные вишневыми косточками;
  • Большой мяч или фитбол (с 3х месяцев для гимнастики);
  • Неваляшка;
  • Пальчиковые краски;
  • Игрушки, издающие различные звуки и имеющие детали, сшитые из различных по фактуре материалов;
  • Заводные музыкальные игрушки.

Игрушки для грудничков помогают им совершенствовать слух, зрение, стимулируют двигательную активность. Разноцветные забавные зверьки из многофактурных тканей способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения на фитболе не только приводят детей в восторг, но и помогают их мышцам получать равномерное доразвитие. Игрушки, наполненные косточками, можно нагревать и прикладывать ребенку на животик, когда у него колики.



Игрушки для детей от полугода до 1 года

Для детей 6 месяцев и старше обзор игрушек значительно увеличивается. В данном возрасте они уже целенаправленно подбираются к интересующим объектам и хватают их. Причем чаще всего желанными для малыша становятся взрослые вещи: телевизионные пульты, мобильные телефоны, мамины кастрюли и сковородки. Поэтому родители должны тщательно следить за вещами и не оставлять их в зоне доступа ребенка.

В 7-8 месяцев, когда малыш уже научится уверенно сидеть, процесс мытья становится увлекательным и более длительным. Появляется необходимость приобрести игрушки для купания. Это могут быть:

  • Резиновые (уточки, зверята, лягушата);
  • Детская посудка (кружки, кастрюльки, половники);
  • Кораблики;
  • Лейка;
  • Мячики.

Обратите внимание малыша на то, что одни предметы тяжелые – тонут в воде, а другие легкие – плавают на поверхности. Также детям очень нравится переливать воду из посудки или лейки.

До года должны быть функциональными, а также способствовать развитию мелкой моторики. Под функциональностью понимается возможность совершения с игрушкой множества действий: катать, разбирать, собирать, складывать, завязывать, приклеивать, рвать, расстегивать, нажимать, дергать и т. д. Такой игрушкой малыш заинтересуется всерьез и надолго, также в процессе игры у него будет развиваться логическое мышление. Классические примеры функциональных игрушек:

  • Матрешки;
  • Пирамидки-стаканчики;
  • Классические пирамидки (пластмассовые, деревянные, пирамидки-каталки);
  • Спирали с кубиками и шариками;
  • кубики;
  • вкладыши;
  • развивающие кубы и центры.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием нервной системы и головного мозга. В возрасте до года ребенок растет и меняется с каждым днем, поэтому для гармоничного развития ему необходимы сенсорные. Игрушки для малышей, дающие им возможность прикасаться к различным поверхностям, могут быть следующими:

  • пальчиковые краски;
  • развивающий коврик – с бусинами, различными по фактуре кусочками ткани, лентами, молниями, пуговицами и другими элементами;
  • мягкие игрушки с набивкой из шариков.




Празднуем первый юбилей

Когда ребенку исполняется год, родители и родственники озадачиваются вопросом: какую игрушку подарить малышу? Игрушки для детей в 1 год могут быть самыми разнообразными:

  • каталки с ручками;
  • коляски для кукол;
  • игровые домики, начиная от палаток и заканчивая серьезными пластмассовыми домиками с горками и другими развивающими элементами;
  • сортеры;
  • набор для песочницы;
  • качели;
  • конструкторы;
  • качалки;
  • музыкальные книги.

В год у малыша уже много интересов, и игрушки должны им соответствовать. Каталки и кукольные коляски помогают сделать уверенные первые шаги, домики развивают фантазию, сортеры и конструкторы – логическое мышление. Качели и качалки тренируют работу вестибулярного аппарата. Про пользу книг и говорить нечего, а когда сказка дополняется веселой песенкой, читать и рассматривать ее становится еще интереснее.

Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Они были созданы еще до нашей эры! Сегодня их ассортимент пополняется с каждым годом, предлагая вниманию родителей все новые и новые развивающие игрушки для малышей. Самое главное – сориентироваться в реальных потребностях ребенка в зависимости от его возраста и не покупать игрушки «на вырост».




Top