Три экскурсии по эрмитажу в неофициальный день рождения музея. Эрмитаж: история жизни

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце .

Пять Зимних дворцов . Зимний на Дворцовой площади - самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки - канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец - Анны Иоанновны - у Адмиралтейства ; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить . Высота Зимнего дворца - 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей - 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе . Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы . Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал - его также называют Большим тронным - был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова . В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца . Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм . В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора . В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса - и внешне, и внутренне.

Подарок для царя . Малахитовая гостиная - единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом - ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы .

«Жилище отшельника» . Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера - «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты . Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник - День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Редакция

Спецпроект. Наши площадки

Входит в число самых посещаемых художественных музеев мира. По итогам 2016 года, в нём побывали более 4 миллионов человек. Это один из самых значительных, с культурной и исторической точек зрения, музей России. Когда-то сюда попадали лишь избранные, даже Пушкина не сразу пустили, а потом в подвалах музея обустраивали бомбоубежища и за копейки распродавали и раздаривали коллекции “друзьям" советской власти.

Эрмитажи для уединённых экскурсий

История Эрмитажа началась в 1764 году, когда Екатерина II купила коллекцию из 225 картин у берлинского купца Гоцковского. Сначала их разместили в Зимнем дворце. Но императрица вошла во вкус - продолжила покупать картины, скульптуры, монеты.

Висячий сад, Малый Эрмитаж. Фото: hermitagemuseum.org

Всё это богатство нужно было где-то размещать. И по велению императрицы возле Зимнего дворца возвели пристройку - место для уединённого отдыха с парадной, гостиными и оранжереей.Так появился Малый Эрмитаж, в продольных галереях которого разместили работы из той самой приобретённой коллекции. В переводе с французского, эрмитаж - это место уединения, приют отшельника. Собственно, во Франции эрмитажами называли маленькие павильоны при дворцах. И екатерининский Эрмитаж был задуман как место, где императрица и её приближённые смогут в уединении насладиться искусством.

Но задумка переросла себя. Императорская коллекция пополнялась год от года. Например, только в 1769 году были куплены 600 картин саксонского министра Брюля. Одного Малого Эрмитажа для всего этого великолепия было уже недостаточно. И по заказу Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем возвели Большой Эрмитаж - трёхэтажное строение, созданное архитектором Фельетоном в стиле классицизма.

Во время правления Екатерины II коллекция Эрмитажа пополнилась творениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Микеланджело и других мастеров. За границей даже работали специальные агенты, которые скупали произведения искусства для Эрмитажа.

Большой Эрмитаж, зал испанской живописи, конец XIX века.
Фото: pastvu.com

Эрмитажный кот. Фото: жизнь-спб.рф

Говоря об истории Эрмитажа в период Екатерины II, непростительно промолчать о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что на территорию Зимнего дворца кошек привезли для того, чтобы они предотвращали размножение крыс. Потом появился Эрмитаж, и хотя его создательница Екатерина не очень любила кошек, она решила их оставить в качестве охранников картинных галерей. Кошки жили в Эрмитаже после революций, при советской власти, особенно пригодились после войны, когда пришлось усиленно бороться с расплодившимися грызунами. Коты обитают в Эрмитаже и по сей день. Правда, в музейные залы им нельзя входить. А в 2016 годы издание “Telegraph” внесло эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые нужно увидеть.

Как Эрмитаж стал публичным

Во время правления Александра I собрание Эрмитажа пополнили работы итальянской, фламандской и голландской школ. В эпоху Николая I, который заботился о своём имидже, как бы сейчас выразились, и который увлекался военным делом, в 1826 году была создана Военная галерея 1812 года. Состояла она из портретов генералов, фельдмаршалов, князей, императоров - всех, кто отличился в период войны.

Кстати, именно Николай I превратил Эрмитаж в публичный музей. До этого у простого человека не было никакого шанса попасть туда. Даже Александра Сергеевича Пушкина пустили в Эрмитаж только по рекомендации Жуковского, который был наставником императорского сына.

Военная галерея 1812 года. Фото: pastvu.com

Новый Эрмитаж, 1970-е годы. Фото: pastvu.com

Так вот, в 1852 году состоялось открытие Императорского музея Нового Эрмитажа. Здание Нового Эрмитажа было открыто для посетителей. Но опять же открытость получилась относительной: надо было получить билет в дворцовой конторе, что не каждому оказалось доступным. К тому же для посетителей ввели дресс-код: мундир или фрак.

Новый Эрмитаж, отличавшийся большой роскошью, был первым зданием в России, специально созданным для художественного музея. На первом этаже разместилась коллекция древностей, на втором - картинная галерея. Через тридцать лет посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.

Вторая половина XIX века запомнилась созданием Павильонного зала (один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа), парадных интерьеров Большого Эрмитажа, приобретением картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, передачей Царскосельского Арсенала (коллекция доспехов и оружия) в Эрмитаж и пополнением музея произведениями русских живописцев.

XX век: распродажа, эвакуация и долгое восстановление

Удивительным образом Эрмитаж не сильно пострадал во время революционных событий. Сотрудники Эрмитажа не стали сопротивляться и заявили о принятии новой власти и о продолжении работы музея. Но от посетителей временно отказались.

Павильонный зал, 1959 год. Фото: pastvu.com

Эвакуация коллекции Эрмитажа, 1917 год. Фото: pastvu.com

Однако в сентябре 1917 года Временное правительство объявило о национализации дворцов и создало комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца, часть коллекции эвакуировали в Москву. А после октябрьской революции Эрмитаж, собственно, как и Зимний дворец, стали государственными музеями. Вернулись ценности, эвакуированные в Москву, вернулись и посетители, вход в течение пяти лет после революции был бесплатным.

Для Эрмитажа 1920-1930 годы выдались противоречивыми. С одной стороны, происходила национализация частных коллекций. Так в музей попали коллекции византийских монет, икон, древних документов, Кушелевская галерея с полотнами Руссо, Декана, Делакруа.

С другой стороны, в это время роль Петербурга, который традиционно считался императорской столицей, хотели уменьшить в пользу новой столицы - Москвы. И этой новой столице тоже нужен был свой большой музей с большой коллекцией произведений искусства. Таким местом стал нынешний Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В итоге в Москву из Эрмитажа передали около 500 картин.

Ударом для Эрмитажа в это время стало буквальное разбазаривание ценностей музея. Огромное количество картин вывезли на европейские аукционы, а советская власть раздаривала коллекции музея иностранным политическим партнёрам или бизнесменам, с которыми им нужно было поддерживать отношения.

Очередное испытание для музея подготовила Великая Отечественная. Как только началась война, из Эрмитажа эвакуировали около миллиона произведений искусства на Урал. Сотрудники музея берегли экспонаты, и ни один из них не пропал за всё время эвакуации.

Опустевшие залы Эрмитажа во время эвакуации, 1941 год.
Фото: pastvu.com

Возвращение произведений искусства из эвакуации в Эрмитаж, 1945 год.
Фото: foto-history.livejournal.com

Но часть коллекций вывезти из Ленинграда не удалось - началась блокада. В Эрмитаже находились подразделения гражданской обороны, а в музейных подвалах - 12 бомбоубежищ. Но музей всё же сильно пострадал от бомбёжек. По окончании войны какие-то залы удалось восстановить в течение нескольких месяцев, а какие-то, пострадавшие от артиллерийских снарядом и бомб, пришлось приводить в порядок несколько лет. Приятным поствоенным подарком стала передача в Эрмитажу более 300 картин Музея нового западноевропейского искусства. Среди этих картин были работы Моне, Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников.

Эрмитаж бьёт рекорды

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой картинной галереи в мире.

После распада СССР Эрмитаж направил усилия на пополнение своих собраний произведениями XX века. Этому, в какой-то степени, помог международный Клуб Друзей Эрмитажа, основанный в 1996 году для поддержки проектов по реставрации и программ по приобретению новых экспонатов. А в 2006 году запустили проект “Эрмитаж 20/21”, целью которого было привлекать внимание к современному искусству.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, надо пройти более 20 км. А если возле каждого экспоната задерживаться хотя бы на минуту, потребуется 11 лет.

Сейчас коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства: живопись, скульптуры, археологические находки, графику и т.д. В Эрмитаже проходят выставки, научные конференции, мастер-классы. В музей выстраиваются огромные очереди (особенно в первый четверг месяца, когда вход бесплатный).

Но одного Петербурга для Эрмитажа оказалось мало, и представительства музея стали открываться в других городах и странах. Например, Центры Государственного Эрмитажа уже есть в Казани, Выборге, Амстердаме, есть филиалы в Лондоне, Венеции.

Очередь в Эрмитаж, 2016 год. Фото: blog.fontanka.ru

Эрмитаж обокрали свои: музейные «оборотни» унесли произведения искусства стоимостью более 130 миллионов рублей


Сергей Андреев
Фото Замира Усманова, Андрея Кульгуна


Модное слово «оборотень» обрело на прошлой неделе еще один смысл. В грандиозной краже 221 экспоната из фондов главного музея страны обвиняют не уголовников с улицы, а самих музейных сотрудников. Ошарашенный происшествием директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что принцип «презумпции невиновности сотрудников музея» больше не действует. Если раньше считалось, что музейщик ни при каких обстоятельствах не может причинить вреда собственному хранилищу, то теперь утверждается обратное. Практически все пропавшие экспонаты - памятники ювелирного и иконописного искусства XV - XIX веков. В руках воров оказались 107 икон, 10 крестов-мощевиков, 8 серебряных чаш-потир, пасхальные яйца мастерской Карла Фаберже, столовое серебро, настольные фигурки животных из драгоценных материалов, портсигары из серебра и золота, часы, усыпанные драгоценными камнями, рамки для фотографий, пудреница, принадлежавшая одной из российских императриц, и ее же зеркальце в серебряной рамке.

Злосчастное хранилище уже неоднократно осматривали высокопоставленные сотрудники ГУВД Петербурга, в том числе представители девятого, так называемого «антикварного» отдела, а также специалисты из Москвы. Никаких результатов ни те ни другие добиться пока не смогли. Начальник службы музейной безопасности Эрмитажа Александр Хожаинов заявил, что основная цель поисковой группы - попытаться хотя бы точно определить дату хищения. Большая часть пропавших экспонатов выставлялась крайне редко. Например, некоторые из пропавших предметов в последний раз экспонировались в 2000 году. При этом среди украденных раритетов есть и такие, которые сотрудники Эрмитажа видели и держали в руках 30 и более лет назад. Ни Хожаинов, ни Михаил Пиотровский не исключают, что вещи могли быть похищены не за один раз. Преступление могло растянуться на десятилетия.

Но это далеко не все, что поражает в этой истории. Оказывается, сами музейщики узнали о том, что ценнейшие экспонаты делись неизвестно куда еще… прошлой осенью. Хранитель же, ответственный за пропавшие экспонаты, и вовсе скончался на рабочем месте. И сотрудники пресс-службы Эрмитажа, и глава службы музейной безопасности отказались назвать имя умершей хранительницы, ссылаясь на тайну следствия. Выяснить его, а также узнать, что на данный момент покойная является основным подозреваемым в краже, удалось лишь у сотрудников милиции, пожелавших сохранить инкогнито.

В общей сложности в Эрмитаже 46- летняя Лариса Алексеевна Завадская отработала около 30 лет. Последние 15 лет она являлась старшим научным сотрудником отдела истории русской культуры - хранителем фонда ювелирных изделий. Она же длительное время сотрудничала с органами ФСБ. В середине октября прошлого года Завадская, человек, который последним держал пропавшие экспонаты в руках и лично составлял их каталог, умерла прямо на рабочем месте. В конце дня Лариса Алексеевна стала собираться домой, позвонила мужу, сказала, что выходит через 15 минут. Далее женщина села к компьютеру и через несколько мгновений уткнулась в клавиатуру. По словам врачей «скорой помощи», умерла она мгновенно. Официальная причина смерти - тромб в сердце.

По странному совпадению, именно в эти октябрьские дни решался вопрос о передаче экспонатов русского отдела Эрмитажа другим, более молодым хранителям. Если к Ларисе Завадской руководство музея не имело никаких претензий, то возраст ее напарницы (76 лет) смущал. Тогда же выяснилось, что некоторых предметов в коллекции не хватает. Масштабы пропажи стали известны лишь после смерти Ларисы Завадской, но и тут музейное руководство не спешило бить тревогу. «То, что какого-то экспоната нет на полке, еще не означает его исчезновения, - объяснял Михаил Пиотровский журналистам. - Единица хранения может попасть в другой фонд, ведь у нас более трех миллионов экспонатов, к реставраторам или в фотолабораторию. Лишь по окончании тотальной инвентаризации мы составили соответствующий акт и сообщили куда следует». Доступ в фонды, где хранились пропавшие экспонаты, имели всего три человека, включая покойную Завадскую.

«Это удар в спину Эрмитажу и всему музейному сообществу, - сокрушается Михаил Пиотровский. - И свидетельство глубокого несовершенства системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков».

Максимальная зарплата хранителя музея равна 15 тысячам рублей. Обеспечить себе, а заодно и внукам безбедную старость любой из сотрудников, которые с трудом вписываются даже в понятие «среднего класса», мог, прикарманив любую, даже самую небольшую вещицу. Вынести же ее из Эрмитажа не составит никакого труда. Сотрудников музея не только не обыскивают, но даже не заставляют пройти через рамку металлоискателя.

Грандиозное хищение стало шоком для всех, руководство музея задумалось о новых средствах обеспечения безопасности, вплоть до нанесения на экспонаты изотопных меток. Стражи порядка бьются над вопросом о том, куда могли уйти раритеты. Версии разнообразные - от вывоза за границу (список и фото похищенных ценностей переданы в Интерпол) до той, по которой все вещи спрятаны вором в самом Эрмитаже и будут вынесены после того, как уляжется шум.

Проблема хищений из фондов музея сложна и многогранна. Достоянием общественности становятся лишь громкие случаи: в 2001 году в том же Эрмитаже не найденные до сих пор воры средь беда дня вырезали из рамы и унесли картину Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». Воровать же из запасников музея можно практически безнаказанно. Любопытна в этом отношении история с проверкой Эрмитажа Счетной палатой в марте 2000 года. Аудиторы потребовали у музейщиков предъявить 50 экспонатов, по документам хранящихся в фондах. Список составлялся по случайному принципу. Комиссии смогли продемонстрировать всего 3 экспоната, еще 19 отыскали уже по окончании проверки. Куда делись остальные, рассказать никто и не смог. Та же проверка выявила, что на 2000 год 220 тысяч экспонатов не были закреплены за материально ответственными лицами вообще. А 200 единиц хранения числились за уволенными или умершими сотрудниками.

P.S. На прошлой неделе были найдены целых два экспоната из похищенной коллекции. О находке иконы «Собор Всех Святых» ГУВД Санкт-Петербурга сообщило сухо: образ обнаружен в помойном баке около дома 21 по улице Рылеева. Аноним якобы проинформировал об этом по «02». Неофициальная версия такова: как только был озвучен список пропавшего, в «антикварный» отдел ГУВД (по странному совпадению, он рядом с домом 21 по улице Рылеева) явился коллекционер с «Собором Всех Святых» в руках. Петербуржец заявил, что приобрел икону у частного лица аж в 2001 году. Второй экспонат - церковная чаша - отыскался в прошлую пятницу в Москве у известного антиквара, который добровольно сдал его властям.

Досье «Огонька»

Государственный Эрмитаж сегодня - это более чем 3 млн экспонатов, половина из которых попадают под категорию «особо ценные». Из них 300 тысяч - «русская коллекция», 600 тысяч - собрание западноевропейского искусства, 1500 - галерея драгоценностей, свыше миллиона - отдел нумизматики и т д. С учетом отказа от принципа презумпции невиновности сотрудников музея под подозрением практически все лица, имеющие отношение к «русскому» отделу Эрмитажа. Кстати, отдел истории русской культуры самый молодой отдел музея, он основан в апреле 1941 года. На данный момент в нем 34 сотрудника, из которых двое - доктора наук и 13 кандидатов. Экспозиция, разработанная отделом, занимает 50 залов.

Михаил Пиотровский - это первая крупная неудача 61- летнего директора Эрмитажа за 14 лет его руководства музеем. Пиотровский - доктор исторических наук, крупнейший востоковед, один из самых обласканных Путиным деятелей культуры. Пиотровский - председатель Совета культуры при президенте, некоторое время он даже возглавлял совет директоров ОРТ, президент Всемирного клуба петербуржцев.

Описание

В течение года Эрмитаж посещают 3 млн человек. Основной наплыв посетителей - с мая по сентябрь, в это время за 20 минут в музей проходит 200-300 человек

Коллекция музея насчитывает более 3 млн 106 тыс. экспонатов. Из них произведений живописи - около 17 тыс., графических работ - 623 тыс., скульптур - порядка 13 тыс., произведений прикладного искусства - свыше 357 тыс., археологических предметов искусства - 751 тыс., памятников нумизматики - более 1 млн 122 тыс., редких книг - около 350, оружия - 14 тыс. и др. На фото: Малый испанский просвет

Современный Эрмитаж - это комплекс из пяти зданий, расположенных на Дворцовой набережной и Миллионной улице: Зимний дворец, Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Кроме того, коллекции музея размещены в здании Главного штаба на Дворцовой площади и во Дворце Меншикова на Университетской набережной. На фото: Парадная лестница Нового Эрмитажа

В зале Рембрандта в Эрмитаже выставлены 24 полотна знаменитого голландца. Одной из самых известных картин художника является написанная в 1636-1647 гг. "Даная". В 1985 году она серьезно пострадала - один из посетителей, позднее признанный сумасшедшим, облил картину кислотой и полоснул ее ножом. На восстановление полотна Рембрандта ушло 12 лет

В музее находится 180 тыс. предметов, представляющих искусство Востока, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ювелирные изделия, образцы письменности и др. Экспонаты представлены в 50 залах. На фото: Иорданская лестница Государственного Эрмитажа

В коллекции античных древностей - свыше 170 тыс. предметов, среди которых собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, ювелирных изделий и др. На фото: дети на экскурсии у скульптуры Юпитера, в честь которого был назван зал Эрмитажа

Для защиты экспонатов от грызунов в подвалах Эрмитажа со времен Екатерины II проживают коты. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, но в залы с экспозицией животных не пускают

Собрание европейского искусства насчитывает около 600 тыс. предметов и охватывает период от средних веков до ХХ столетия. В составе коллекции - более 7 тыс. картин, 2 тыс. скульптур, 40 тыс. рисунков, 500 тыс. гравюр

Собрание экспонатов древних и раннесредневековых культур в Эрмитаже насчитывает почти 2 млн единиц хранения и является одним из лучших и крупнейших в России

Советская лестница. Свое название получила от Государственного Совета, который в XIX в. располагался на первом этаже. Специально для него в западной части здания были устроены новый подъезд и новая лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер)

Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 тыс. 345 кв. м. Из них экспозиционно-выставочная площадь занимает 66 тыс. 842 кв. м. На фото: Скульптуры Атлантов на портике Малого Эрмитажа

В этом году самому большому музею страны исполняется 250 лет. В год Эрмитаж посещают около 3 миллионов человек, это самый высокий показатель среди российских музеев. Почти каждый посетитель хочет не только увидеть картины лучших художников со всего мира, но и узнать об Эрмитаже с другой, «непарадной», стороны. Ведь о его коллекции можно прочесть в Википедии, а о жизни сотрудников – нет. Поэтому мы ответили на самые популярные вопросы посетителей, чтобы показать музей с другой точки зрения.

1. Что надо обязательно посмотреть в Эрмитаже?

Среди лучших мировых музеев Эрмитаж выделяется коллекцией голландского искусства XVII века (второй этаж), хорошим собранием произведений импрессионистов и постимпрессионистов (сейчас перенесены в Главный штаб), а также искусства эпохи Возрождения. Здесь хранятся две картины Леонардо да Винчи, две работы Рафаэля и скульптура Микеланджело. Столь значимых произведений мирового искусства нет ни в одном музее России.

Больше всего посетителям нравятся две так назывемые «Кладовые»: «Бриллиантовая» и «Золотая». В первой хранят драгоценности царской семьи и дипломатические подарки. Там есть работы Фаберже, броши императрицы Елизаветы и оружие, украшенное драгоценными камнями. В «Золотой кладовой» больше археологических находок. Самое важное здесь – скифское золото. Однако для того, чтобы попасть в эти «Кладовые», нужен отдельный билет и экскурсовод: без сопровождения там находиться запрещено.

Букет цветов. 1740-е годы. «Бриллиантовая кладовая»

2. Сколько времени надо, чтобы обойти весь Эрмитаж?

Коллекция музея насчитывает более трех миллионов экспонатов. Если потратить на каждый из них хотя бы минуту, то все можно увидеть за 13 лет. Даже для того, чтобы просто обойти все залы, не останавливаясь у витрин, потребуется почти 5 часов. Экскурсии же в среднем длятся полтора-два часа. Посетители знакомятся с основными экспонатами и залами: парадными помещениями Зимнего дворца, часами «Павлин», залами с произведениями эпохи Возрождения, Рембрандтом и античной скульптурой.

3. Почему в других музеях заставляют надевать бахилы или специальные тапочки, а здесь нет? Эрмитаж не бережет паркет?

Бережет, но в день в Эрмитаже по 300 тысяч посетителей. На всех бахилы не наденешь. Однако, от обуви на высоких каблуках посетителей все же просят воздержаться: вмятины остаются на 200-летних досках навсегда.

4. «Это наверняка все копии. Подлинники уже давно продали Америке/лежат в запасниках/вынесли сотрудники».

В каждой группе есть туристы, которые считают, что большинство картин в Эрмитаже – это копии. Конечно, многие насмешливо хмыкнут, но все произведения на экспозиции – подлинные.

Да, много было продано на аукционах, много вещей действительно лежит в запасниках, и был скандал с одной из хранительниц Эрмитажа Ларисой Завадской, выносившей из музея экспонаты в течение нескольких лет. Однако все, что висит на экспозиции, – оригиналы. Ни один уважающий себя музей не будет обманывать своих посетителей, а Эрмитаж – один из лучших музеев мира.

5. Как все охраняется? Такое ощущение, что все можно вынести.

Во всех крупных музеях, в том числе и в Эрмитаже, есть службы безопасности. В отличие от полиции, они осуществляют не силовой контроль, а технический – организуют систему сигнализации, систему периметральной охраны и защиты отдельных экспонатов. Разумеется, уровень защиты произведений на мировом уровне.

При этом, конечно, в Эрмитаже было многое: и картины крали, и вазы выносили, и «Данаю» Рембрандта обливали кислотой. Это может произойти в любом музее мира, от краж не застрахован никто.

Картина была приобретена Александром III. В 2001 году неизвестный вырезал полотно из рамы. В 2009 году оно было возвращено Эрмитажу, но вора до сих пор не нашли

6. Можно ли спрятаться ночью где-нибудь, чтобы не нашли охранники?

Почему-то посетители считают, что смотрительницами становятся искусствоведы или научные работники после ухода на пенсию. В действительности это не так: на работу могут взять любого человека, даже без образования, если он внушает доверие, конечно. Из-за маленькой зарплаты и не очень активной работы на вакансию чаще откликаются пожилые люди, хотя ограничения по возрасту нет.

У этой работы есть и свои плюсы: смотрители могут сами выбирать себе залы для смены, график работы не очень напряженный, да и коллектив довольно дружный. Вообще Эрмитаж – это большая семья, здесь все друг друга знают.

Самый сложный период работы смотрительниц – лето. В туристический сезон залы переполнены, особенно на втором этаже. Надо следить, чтобы посетители не трогали экспонаты и не отставали от групп.

8. Как попасть на работу в Эрмитаж?

В отличие от должности смотрителя, на место научного сотрудника попасть просто так невозможно. Во-первых, у кандидата должно быть высшее образование. Не всегда нужны именно искусствоведы: в античном отделе работает много археологов, в восточном – востоковедов. Однако, даже образование не дает гарантию получения работы в Эрмитаже.

Есть два варианта, как можно попасть на должность сотрудника. Первый – «светиться» на различных конференциях и круглых столах, которые проходят в музее, знакомиться там с руководителями отделов. Второй – пойти экскурсоводом в надежде таким образом получить нужные связи. Но этот вариант самый ненадежный: так некоторые работают годами. Лучший способ – выбрать себе научного руководителя для дипломной работы из эрмитажных сотрудников и так потихоньку заявлять о себе. В остальном, это связи, связи и еще раз связи.

9. Экскурсоводы знают обо всех картинах?

Почти все экскурсоводы Эрмитажа имеют искусствоведческое или культурологическое образование. Много людей приходит из смежных профессий, но перед тем, как «выйти на экскурсию», они учатся почти год: подробно разбирают историю зданий, формирования коллекции, заучивают основные произведения. Все знать нельзя, но при общем искусствоведческом образовании рассказать реально почти о любом произведении.

В день у экскурсоводов бывает по три группы, с каждой из них он работает по два часа в среднем. Все это время приходится говорить без остановки. Можно представить, какая к концу дня накатывает усталость: ноги гудят, особенно если обувь неудобная, летом ужасно душно в залах (иногда в зале Рембрандта люди падают в обморок), да и посетители бывают сложные. Но зато есть и свой огромный плюс: нет ничего лучше, когда перед сном вспоминаешь улыбки и благодарность людей, особенно если удается завоевать внимание детей. Сразу появляется ощущение, что все это не зря.




Top