Три тире. Как используют «морзянку» сейчас? Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе

Орки - кто они? Бесчисленные орды уродливых дикарей, которые убивают людей, жгут их дома, уничтожают посевы и воруют рогатый скот. Орки Средиземья, фото которых можно увидеть не только на страницах комиксов, уже давно завоевали добрую половину всего фэнтезийного мира. Они побывали повсюду, и даже в космосе.

Происхождение слова

Дословно слово «орк» означает - «чужеземец», «демон, несущий зло и смерть». Во времена Древнего Рима «Оркус» было одним из имен Аида, бога смерти. В итальянской мифологии встречается слово «орча» - великан, который любит есть человеческих детей. Забавный факт, что в английском языке правильны оба варианта - orc и ork. В русском языке это слово читается одинаково.

Откуда же тогда взялось слово? И почему орками стали называть этих серо-зеленых дикарей. Все очень просто, причиной стал Толкин Джон Рональд Руэл. Именно он - первый человек, назвавших этих дикарей орками, после него все и завертелось. Назвал он их так еще до «Властелина колец», а не по окончании одноименного фильма.

В книге под названием «Хоббит, или Туда и обратно» в 1937 году впервые появилось это название. Данное слово автор взял из средневековой поэмы «Беовульф», где встречается слово orcnez, что означает - «подводные монстры». Позже он сам замечал, как это слово похоже с одним из имен Аида.

Воинственные народы Средиземья - орки - стали главными героями мира фэнтези и нашли свое место в книгах, фильмах, играх и других жанрах.

Создание Средиземья

С чего началась история Средиземья? Эру Илуватар - творец, обладающий могуществом мысли и воплощающий эти мысли своей волей. Он создал айнуров, первый народ Средиземья. Айнуры - провидцы, сплетают Песнь и могут предсказывать судьбу мира.

Народ айнуров раскололся, в нем появился храбрец Мелькор, который желал возвыситься над своим народом подобно Илуватару. Это темное желание повлияло на дальнейшую судьбу Средиземья и привело к разрушению мира, разрушало Песнь. Мелькор мечтал захватить мир в свои руки, за ним пошли многие из племени Айнур, которые и стали творцами Средиземья: они создали сушу и водные просторы, воздух, новую землю.

В ней жили старшие духи - Валар и Майар. Они вели бесконечную войну с Мелькором, пытаясь нарушить его планы захвата. Но Мелькор тоже не сдавал своих позиций. Это стало причиной множества катастроф и катаклизмов, которые оказали влияние на дальнейшую жизнь мифического мира.

Население

Кто такие орки Средиземья? Народы и расы, населяющие фэнтезийный мир, имели свою иерархию, отличались способом жизни и взаимодействовали между собой.

Среди них выделяют гномов, эльфов, хоббитов, людей, орков, троллей и прочих сказочных персонажей.

Гномы - свободный народ, прирожденные ремесленники и исследователи сокровищ земных глубин. Живут около 500 лет, а после смерти превращаются в камни.

Эльфы - бессмертные всевидящие существа. Их сущности тесно связаны с природой, они грациозны, разумны и обладают хорошо развитым чувством прекрасного.

Хоббиты - невысокие существа, но при этом достаточно сильные, умеют управляться с оружием.

Люди - самая многочисленная раса. Они имеют разную национальную принадлежность, собственные обычаи, работают строителями или торговцами. Живут около 65 лет.

Племена орков в Средиземье - это целая раса, которая характеризуется особой злобностью и воинственностью.

Орки Толкина

Любой фанат этого автора знает, что в фэнтезийном мире Толкина орки - это уродливые потомки первых эльфов. Об этом писалось в книге «Сильмариллиона» в 1977 году и говорилось в фильме «Властелин колец». Орки Средиземья были ужасными существами и подчинялись темному властелину Марготу. Он отлавливал эльфов Мелькора, при помощи темной магии извращал их, изменял и пытал до тех пор, пока они не становились уродливыми орками. Это были темнокожие существа с черной кровью, ростом как среднестатистический мужчина. Однако Темный Властелин, Маргот, допустил ошибку, роковую для орков. Ведь их создание происходило в темноте, поэтому они сильно слабели при свете.

Возраст

В мире Средиземья орки и гоблины - одна раса. Просто гоблинами принято называть мелких орков, а более крупных - просто орками. О долговечности орков мало что известно. Одни считают, что они бессмертны, а другие, что они просто долгоживущие создания. Но одно известно точно - ни один орк никогда не умирал от старости. Например, вождь марийских орков Поль в расцвете своих лет убил предводителя гномов Найна, и только через 150 лет погиб в битве Пяти Армий. Его отец, Азок, по некоторым данным, прожил более 300 лет, прежде чем также был убит.

Орки Средиземья и их имена плавно перекочевали из книги Толкина в комиксы, мультфильмы, настольные и компьютерные игры, стали героями множества фэнтезийных миров и цивилизаций.

Быт

Как жили орки Средиземья? Размножение происходило очень быстро. Однако об их женщинах известно ровно столько же, сколько и о женщинах гномов. Они есть, но их никто никогда не видел.

Живут и строят свои города чаще всего в горных подземельях, подальше от солнечного света. Однако большинство орков все равно предпочитает вечную тьму Мортера.

Язык

Собственного языка у орков не было. Каждое племя говорило на своем диалекте, тем не менее все понимали друг друга. Они были объединены одним языком Вестрона. Но Саруман разработал для них особое темное наречие, которым те изредка пользовались, чтобы достичь мирных соглашений с Варгами, Гномами и людьми. Между собой племена орков очень часто враждовали.

Основные занятия

Орки Средиземья, кроме войны, занимались ремеслами и овладели ими достаточно хорошо. Но специфика этих занятий была направлена на ведение военных действий и уничтожение противников. Они изготавливали не только орудия убийств, но и машины пыток.

Они научились рыть тоннели и разрабатывать рудники. Что касается еды, то они могут есть все, но наибольшим деликатесом для них является мясо дичи, которую они сами поймали. Это могут быть люди или звери. Военные операции они, как правило, проводят в темное время суток. Но есть исключение: урук-хаи - потомки людей и орков, которые могут беспрепятственно находиться на солнечном свету.

Орки Толкина - это всем оркам орки. Средиземье, фильм о котором стал культовым, - не просто среда обитания гномов и эльфов. Это целый мир, в котором есть место даже любви и состраданию. Можно сказать, они прародители всех орков фэнтези. Именно Толкин - первый человек, который их придумал, после этого появились все остальные орки.

Список орков Средиземья не ограничивается только толкиновскими существами, ведь с течением времени этот прототип оброс новыми усовершенствованными возможностями.

Орки Грейхока

1974 год. Великобритания. Именно здесь была создана настольная ролевая игра в жанре фэнтези, разработанная Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном. Dungeons of Dragons является очень популярной настольной игрой. Игрок перемещался по столу, выполнял миссии и прокачивался. И именно там, в настольных и других играх, впервые появились орки Средиземья.

В отличие от Толкина, в D&D орки и гоблины являются разными биологическими видами, но, несмотря на это, часто действуют сообща. Внешне орки похожи на людей, отличает их только темно-серая кожа, заостренные торчащие уши и выглядывающие из пасти клыки. Если в мире Толкина орки являются бывшими потомками эльфов, то в мире D&D они дальние родственники людей. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками и считаться изгоями в землях людей, или же, наоборот, объединяться в отдельные племена. Кстати, в одной из редакций Dungeons of Dragons полуорк - одна из доступных рас.

Особенности настольных орков

Каждый орк очень любит войну. Если он не сражается, то он либо думает о войне, либо уже умер. Поэтому обучение владению оружием у орков в обязательной программе. Несмотря на то что владеть оружием, как и следить за ним, они зачастую не умеют. Орки с неприязнью относятся к людям и чужакам, но, заметив эльфа или гнома, без раздумий кидаются в бой, даже если преимущества у них никакого перед врагом нет. Они также не любят свет, но только потому, что им просто некомфортно находиться под солнечными лучами.

В племенах орков царит полный патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин. А их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя орками возникает вражда, племя может расколоться.

Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней. Здесь они уже стали приобретать хорошо знакомый нам вид.

Игра стала настолько популярной, что в 1980 году Майкл Мурмак создал нового героя, которого в 1983 году купила компания Games Workshop. Незначительно измененный герой был назван Warhammer, и именно он подарил миру тех самых зеленых орков.

Орки Старого Света

Неизвестно, почему орки в Вархамере зеленые. Однако некоторые фанаты игры уверены, что разработчики хотели придать им визуально запоминающийся образ. И в этом они не прогадали. Однако зеленый цвет - не единственное, чем орки Вархамера выделяются на фоне других. Если во всех других произведениях они по умолчанию были злобной расой и убивали людей, эльфов, гномов, которых только могли встретить, то здесь они убивают, потому что война - это вся их жизнь и часть их культуры. И возможно, в душе они не такие плохие сущности.

Откуда пришли орки? Средиземье, фильм о котором сняли спустя много лет после написания книги, не всегда было их домом. Они не имеют пола, но размножаются очень быстро через споры, как грибы. Живут племенами, которые возглавляют самые здоровые и сильные представители. Обычно их называют вожаками или военачальниками. Чем успешнее военачальник, тем больше орков присоединяется к его племени, ведь сильный управитель принесет им гораздо больше побед и трофеев.

В качестве валюты используют зубы, которые у тех растут и выпадают на протяжении всей жизни. Сколько они живут неизвестно, ибо ровно, как и толкиновские орки, ни один орк Вархамера никогда не умирал от старости. В расовую принадлежность вернулись гоблины и добавились снотлинги. Это самые маленькие из зеленокожих, а еще самые глупые. Они считаются самым низшим сословием, орки поручают им самые легкие задания. Гоблины слабее орков, но гораздо хитрее и изворотливее.

Черные орки

Чем отличались между собой орки Средиземья? Расы этих существ существенно разнились. Это были гоблины - маленькие орки, урук-хаи - полуорки, еще известны черные орки.

Самые зеленые и крупные особи были созданы колдунами гномов Хаоса в качестве дешевой и покорной рабочей силы. Гномы и раньше использовали орков в качестве рабов, но зеленокожие воинственные создания вместо работы предпочитали разбивать друг другу морды. Поэтому колдуны и вывели новую породу - черных орков. Они были умнее, здоровее и сильнее, но у них был и минус для гномов Хаоса - они сплотились против своих хозяев и сбросили с себя рабские оковы.

Обычно именно черные орки возглавляют племена и ведут других в бой. Они являются элитой орков и подходят к вопросу войны основательно. Они с презрением смотрят на остальных орков, особенно на гоблинов, ведь те часто сбегают с поля боя. Они всегда носят лучшее оружие и доспехи.

У орков есть свои боги - Горк и Морк. Один сильный и глупый, а другой - умный, но менее сильный. Они любят и почитают своих богов и всюду, где только можно, строят им памятники и тотемы. Орки любят рассказывать друг другу о том, как Горк или Морк избивают Корна.

Именно для Games Workshop придумали зеленых орков, но стали они популярными благодаря другой игре.

Орки Дренора

В 1994 году вышел первый релиз легендарной игры. Изначально орки не были зелеными в мире Warcraft, но, после того как их обманул демон Кел Дже Ден и заставил их выпить кровь монорота, они стали зелеными и пошли войной против своих бывших союзников. Позже в Дреноре открылся портал, орки перебрались в Новый Мир, где и живут до сих пор.

Какие еще жанры освоили фантазийные персонажи? "Средиземье: Тени Мордора (Орки)" - еще одна компьютерная игра, но уже последнего поколения, с интересным сюжетом и новыми героями. Игрок может воплотиться в доброго героя и спасти вымышленный мир от катастрофы.

Любой случайный человек слышал хоть краем уха об этой старой системе передачи сигналов. Точка, тире, спасите-наши-души (более известный как SOS). Но далеко не каждый знает историю простого живописца, волею бродячего гения и шального случая подарившего миру свежий способ сообщения на расстоянии путем электромеханического телеграфа.
Самюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в семье известного местного священника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун, штат Массачусетс. В 1805 году он поступил в Йельский университет. В 1811 году Самюэль отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона.
Юноша подавал большие надежды как художник. Казалось бы, что могло помешать молодому художнику занять свое место среди мастодонтов изобразительного искусства и теснить на художественном Олимпе Винсента Ван Гога и Ричарда Бонингтона? Лишь слепая превратность судьбы.
1 октября 1832 года из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник «Салли». Один из пассажиров, знаменитый медик тех времен Чарльз Т. Джексон, демонстрировал в салоне вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. Морзе, не отрывая глаз, наблюдал за опытом. Увиденный фокус немедленно натолкнул живой ум Самюэля на мысль о создании своей системы передачи сигналов.
Но и на этом случайности не закончились. Крупный металлургический фабрикант Стивен Вейл увидел потенциал в молодом Морзе и пожертвовал средства и помещение на дальнейшие изыскания. Условие было только одно — взять в подмастерья его второго сына Альфреда.
Первый успешный сеанс связи по телеграфу на расстояние 2 мили (3 км) состоялся на заводе Speedwell Ironworks 6 января 1838 года. По телеграфу был передан текст «Терпеливый официант — не неудачник».
Собственно, азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейла — Морзе был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор.
Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Старая и современная таблицы кодировок совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной азбуке вообще использовались иные принципы. Так, наряду с «точками» и «тире», были сочетания «двойное тире» (буква L) и даже «тройное тире» (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу. Латинская буква С, например, передавалась тогда как «две точки-пауза-точка», то есть, по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм.
Современный вариант международного «кода Морзе» появился сравнительно недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т. н. «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Сложно поверить, что первоначальный вариант азбуки Морзе кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века.

Первая в мире телеграмма, состоящая из 10 слов, была передана 21 октября 1832 года с телеграфного аппарата, установленного на квартире Павла Львовича Шиллинга. Изобретатель разработал также проект прокладки кабеля для соединения телеграфных аппаратов по дну Финского залива между Петергофом и Кронштадтом.

При конструировании телеграфного аппарата Морзе пришлось преодолеть множество трудностей. Тогда в Америке не было практически электрических приборов. Морзе и Вейл все делали вручную. Чтобы создать электромагнит большой силы, Морзе погрузился в изучение теории по книге профессора Генри. При передаче на большие расстояния сигнал сильно ослаблялся. Для решения этой проблемы Морзе пришлось изобрести чувствительное реле – электромагнитный замыкатель, который реагировал на слабые сигналы тока. Телеграф Морзе был крайне удобен. Сам аппарат содержал передающее устройство – ключ и принимающее устройство – пишущий прибор.

Замыкания ключа на длительное или короткое время на передающей стороне в линию соответственно передавали длительные или короткие посылки тока. На приемной стороне приемное устройство получало эти токовые посылки, и соответственно пишущий прибор преобразовывал их в тире и точки, которые и являлись азбукой.
Момент истины — 24 мая 1844 года. Линия работает, телеграмма отправлена. Через небольшое время телеграфные линии появились и начали использоваться практически во всех штатах Америки. Однако телеграф Морзе имел единственное на то время неудобство. Оно заключалось в том, что код Морзе (азбука Морзе) могли понять, то есть расшифровать, только профессиональные сотрудники. Простые же люди совершенно не могли его понять. Поэтому в следующие годы множество изобретателей работали над созданием аппарата, который бы регистрировал, печатал текст сообщения, а не точки или тире. Например, такого, как буквопечатающий аппарат Юзе (устройство с типовым колесом непрерывного вращения вместо телеграфного ключа и передатчик в виде клавиатуры рояля, с 28 белыми и черными клавишами, на которые были нанесены литеры с цифрами), открывший принципиально новую эпоху электромеханической связи и радиотелеграфии.

«Морзянка» получила широкое применение, и особенно в военно-морском деле. Ее знал, наверно, каждый, кто служил на флоте, особенно связные. Также существовал некоторый набор ключевых фраз, где указывалось не полное слово, а кодировка (три буквы), которая была международной (Q-код) и значительно облегчала общение между пунктами связи, например: ABT (от about) – около или R (ROGER) — вас понял.
Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60 — 100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приему-передаче находятся в диапазоне скоростей 260 — 310 знаков в минуту. Для надежности опытные радисты проводят прием с отставанием в несколько символов. Это показатель опыта и мастерства, так как на высоких скоростях свыше 150 знаков в минуту отставание может составить 80 знаков и более, что вынуждает запоминать либо записывать тексты, отказываясь от классического алфавита, используя сокращения (например, «точка для буквы «е»).
Для упрощения запоминания системы сигналов и ускорения радиообмена во многих языках формально и неформально была введена соответствующая количеству символов мнемоническая формация, у нас называемая «напевом»:
A ( -) ай-даа
Б (- ) баа-ки-те-кут
В ( — -) ви-даа-лаа
Самым знаменитым считается сигнал SOS, бытует много вариантов его расшифровки. Но все они являются лишь мнемониками, придуманными для лучшего запоминания. Тогда как во время принятия этого сигнала в качестве стандартного на Международной радиотелеграфной конференции 1906 года никакого смысла в аббревиатуру не закладывалось. Даже сами буквы SOS к последовательности азбуки Морзе (. . . - - - . . .) можно отнести весьма условно, ведь в ней нет межбуквенных интервалов. А приняли эту комбинацию точек и тире из-за того, что она, благодаря достаточной длине и симметричности, оказалась удобнее других для распознавания и выделения в общем потоке сигналов.


На сегодня наиболее распространен электронный ключ Морзе. Все элементы кода формируются электронным устройством и калибруются по желанию радиолюбителя.
В ДОСААФ постоянно проводятся спортивные радиоборья. Например, в рамках ежегодных Армейских международных игр проводятся скоростные передачи радиограмм и спортивное ориентирование на местности. Научиться же азбуке в наше время можно при наличии любых источников, начиная от советских армейских самоучителей по связистскому ремеслу и заканчивая приложением Morse Texter от радиолюбителей СРР (Союз радиолюбителей России) из Санкт-Петербурга и Московской области.


Зачем же в наш цифровой век столь ветхий способ сообщения? А затем, что «морзянка» бессмерт­на и нетленна. Это самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех. Кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Иногда достаточно постучать палкой по дереву. Таким образом, азбука Морзе не подведет в чрезвычайной ситуации, даже если из строя выйдет более сложное оборудование.
Алексей МИХАЙЛОВСКИЙ.

Перечень знаков кода Морзе

Азбука Морзе («код Морзе», «Морзянка» ), перечень сигналов, состоящий из ряда цифр, букв алфавита, знаков препинания и прочих символов, являющихся способом знакового кодирования. Сам код состоит из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока. Свое название Азбука Морзе получила в честь Сэмюэла Финли Бриз Морзе .

История создания

Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе

С.Ф.Б.Морзе.

Уже в раннем детстве у Сэмюэла обнаружились способности к рисованию. Морзе был любознательным и всегда интересовался наукой, поступив в Университет Йель , 16-летний Сэмюэл Морзе посещал популярные тогда лекции об электричестве. Прошло много лет, прежде чем интерес перешел в практическое применение знаний. Известный как изобретатель, тем не менее, в искусстве тоже оставил свой заметный след.

В 1832 году отправившись в плавание из Гавра в Нью-Йорк на пакетботе SALLY , он обратил внимание как доктор Чарльз Томас Джексон развлекал публику, демонстрируя свой опыт-фокус. В основе его было применение электромагнитной индукции , стрелка компаса начинала вращаться, стоило поднести кусок провода находящийся под электрическим напряжением. У Морзе возникла идея, что можно было бы передавать по проводам определённые сигналы, за месяц плавания он набросал предварительные чертежи прообраза телеграфа.

Изобретение телеграфа

Азбука телеграфа Шаппа.

Телеграф существовал еще с XVII века, оптический телеграф Клода Шаппа был изобретен в 1792 году и долгое время использовался как в Старом , так и в Новом Свете .

Стрелочные телеграфы и телеграфы с указателями были не особенно удобны. Большую роль играл человеческий фактор , телеграфист на приемной станции должен был быстро считывать поступавшие знаки и не всегда мог проверить точность передаваемого сообщения

Благодаря помощи коллеги с химического факультета, Леонарда Гейла , аппарат подал первые признаки жизни. Электричество в аппарате Морзе поставляли маломощные гальванические батареи , чем длиннее был провод между передатчиком и приемником, тем больше батарей требовалось. Морзе с помощью Гейла постепенно довел длину провода 300 метров.

Первый аппарат Морзе весил 83,5 килограмма.

В состав прибора входит рычаг на пружине, нажатием на него передается импульс. В зависимости от продолжительности нажатия, импульс получался коротким или длинным. На приемном конце использовался электромагнит , к его якорю в соответствии с пришедшими импульсами притягивалось одно плечо рычага . К другому плечу прикреплялся карандаш, как только поступал электрический ток, карандаш опускался и оставлял отметку на движущейся бумажной ленте в виде линии. При прекращении подачи тока, карандаш поднимался, таким образом получался пробел.

В сентябре 1837 году Морзе демонстрирует свое изобретение в Нью-Йоркском университете. В зале присутствовал промышленник из Нью-Джерси Стив Вейл . Заинтересовавшись новшеством, он предоставил помещение для опытов и пожертвовал 2 тысячи долларов, с условием, что Морзе должен взять в помощники его сына Альфреда. Альфред Вейл обладал инженерным мышлением, он внес значительный вклад в создании азбуки Морзе и улучшении передатчика.

Осознавая потребность в объединении единой системой связи тысячи километров Атлантического побережья (обычные семафоры не эту роль не годились), в 1843 году правительство Северо-Американской республики вручает Морзе субсидию в 30 тысяч долларов. Линия протяженностью в 65 километров была проложена между Вашингтоном и Балтимором. 24 мая 1844 года по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Морзе демонстрирует ученым свое изобретение.

В 1858 Чарльз Уитстон создает автоматический телеграфный аппарат с использованием перфоленты . Оператор с помощью кода Морзе набивал сообщения на перфораторе , подачей ленты в телеграф осуществлялась передача. Таким способом можно было передавать до 500 букв в минуту, это в пять-шесть раз больше, чем при ручной работе посредством ключа. На приемной станции самописец набивал сообщение на другую бумажную ленту.

В последствии самописец заменили сигнализатором, преобразовывавшим точки и тире в долгие и краткие звуки. Операторы слушали сообщения и записывали их перевод.

Телеграф Морзе применялся не только в XIX, но и в XX веке. В 1913 году российская телеграфная сеть на 90% состояла из аппаратов Морзе.

Азбука Морзе

Телеграф Морзе.

Изобретенный аппарат не мог отображать буквы, только линии определённой длины. Поэтому к каждому знаку алфавита и цифре была присвоена своя комбинация, состоящая из сочетаний коротких и длинных сигналов , которые изображались на бумажной ленте.

Исходная таблица «кода Морзе» отличается от используемой в наши дни. В ней использовались знаки не двух, а трех разных длительностей(точка, тире и длинное тире). На редко встречающиеся буквы и цифры пришлись комбинации из трех-пяти знаков, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Из-за многочисленности знаков, создавалась путаница, что существенно усложняло работу приема телеграмм.

Распространяясь по миру, азбука пережила массу превращений. В русском языке латинские буквы были заменены на созвучные им кириллические. Японцы с их иероглифическим письмом изобрели свой вариант азбуки Морзе, в так называемом «коде Вабун» каждое сочетание точек и тире обозначало не отдельную букву, а целый слог.

Код постепенно дорабатывался, кодировки современной и исходной таблиц совпадают примерно для половины букв и не совпадают ни для одной цифры. В нынешнем коде Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки, пауза между словами 7 точек.

На практике запоминание комбинации точек и тире для каждой буквы возможно при малой скорости передачи, но при увеличении скорости наверняка будут ошибки. Для серьезного изучения кода нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напев» , который получаются когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев «Гаа-гаа-рин», это значит была передана буква «Г». В зависимости от школы обучения «Напевы» могут различаться. Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире передается только одно тире. Для самых популярных в обиходе фраз и букв, были разработаны упрощенные комбинации букв или цифр.

Хотя в наши дни принято использовать современные методы связи, благодаря своей простоте и надежности, профессионалы и любители используют «морзянку» в радиосвязи и в нынешнее время.

Использование «морзянки»

Проходя большие расстояния, сигнал может искажаться, на него накладываются помехи , сигнал переданный кодом Морзе проще распознать и сохранить. Кодирование можно осуществить в ручную, запись и воспроизведение сигналов происходит с помощью простейших устройств. Являясь простой и надежной системой кодирования, азбука Морзе применяется практически во всех областях, где используется связь CW .

Благодаря наличию коротковолнового радиопередатчика с передачей Азбуки Морзе, в затруднительных ситуациях можно передать информацию для служб спасения и информация дойдет с места катастрофы.

Широкое применение Азбука Морзе получила в военной радиосвязи. Во флоте посредством сигнальных прожекторов , азбука Морзе используется в визуальной связи между кораблями находящимися в прямой видимости в условиях радиомолчания . Маяки и буи сигнальными огнями передают определённые буквенные сочетания азбукой Морзе и эти сочетания приведены в



Три точки, три тире, три точки

Сегодня поговорим об истории сигналов бедствия – очень важной составляющей морской профессии. Какие сигналы использовали мореплаватели до появления современной Глобальной Морской Системы Связи и для обеспечения Безопасности (GMDSS). Во времена седые и дремучие, когда корабли имели паруса, а моряки контракты по три года сигналы бедствия подавали всеми возможными способами. Обычно палили из всех корабельных орудий, колотили в рынду и жгли смоляные бочки стараясь привлечь внимание. Так случилось, например, в 1588 году с одним из кораблей испанской армады «Санта Мария де ла Роса», которое попало в сильнейший шторм у берегов Кубы. Моряки как ни пытались побороть стихию, но последняя одержала верх – несмотря на все усилия: поднятые флаги, пальбу из орудий и махание руками судно затонуло вместе со всем экипажем. Тогда-то и призадумались моряки о маломальской стандартизации подаваемых сигналов бедствия, чтобы было отчетливо понятно, что суета на палубе это действительно , а не пьяный дебош.

В 1760-х годах на морском флоте стали осваивать систему визуальной связи, используя семафорную азбуку. Сигнальщик, держа в обеих руках флажки, имитировал стрелки часов, где каждой букве и цифре соответствовало определённое положение рук с флажками. Данная система связи получила большую популярность и используется до сих пор, когда другие способы связи невозможны.

Однако флаги, выстрелы и какие-либо зрительные сигналы эффективны лишь в пределах видимости и слышимости. Часто у моряков просто не было никаких шансов спастись. Нужно было что-то менять, нужны были более действенные средства. И они со временем появились...

Гигантским шагом на пути развития средств связи стало изобретение радио. Скажем спасибо гражданину Сэмюелю Морзе, который придумал свою собственную азбуку, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. С её помощью телеграфисты могли посылать сообщения по проводам посредством так называемого ключа, приводимого в действие кистью руки. При нажатии ключа контакт замыкался и на другом конце провода получали электрический сигнал. За каждой буквой и цифрой Сэмюель Морзе закрепил определённую комбинацию коротких и длинных звуков (сигналов) – точек и тире.

Данное изобретение пришло и на флот, где быстро оценили достоинства азбуки и помимо радиотелеграфа, использовали азбуку Морзе также в общении между собой благодаря специальным судовым прожекторам. Точка – короткая вспышка, тире – длинная. Радиосвязь стала одной из наиважнейших новшеств на флоте. Но вскоре появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, так как на судах в то время использовали радиооборудование некоторых конкурирующих между собой компаний: «Marconi», «Telefunken» и «Сляби-Арко». Так как не было общих правил, то каждая компания разрабатывала свой собственный сигнал бедствия, что доставляло немало хлопот морякам. Так как последние оказались невольными заложниками борьбы конкурирующих организаций на рынке радиотелеграфии.

Компания «Маркони», например, использовала сигнал бедствия для своего оборудования – «CQD» (– – – – – – ). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger». Представители немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» использовали сигнал «SOE» ( – – – ). Но эти сигналы нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался вообще без всякого сигнала бедствия.

В середине 1906 года в Берлине состоялась Международная Радиотелеграфная Конференция. На которой, после многочисленных дебатов между участниками, было найдено соломоново решение – сигналом бедствия для радиосвязи на море отныне был установлен сигнал – «SOS». А все остальные сигналы бедствия отменялись.

Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является какой-либо аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем) появились уже после принятия сигнала.

Его принятие себя полностью оправдало – 10 июня 1909 года у берегов Азорских островов пассажирское судно «Slavonia» налетело на камни. Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно сигнал «SOS». В итоге не погиб ни один человек. Хотя, по инерции, судовые радисты некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD». Так небезызвестный всем пассажирский лайнер «Титаник», который, кстати сегодня празднует 100 лет своего первого и последнего рейса, в первые часы бедствия передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы – поочередно «SOS» и «СQD».

В 20-30-х годах прошлого столетия радисты уже могли свободно вести диалог в радиоэфире. Но возник простой житейский вопрос – как передавать сообщения первостепенной важности, которые понимали бы все? Ведь экипажи морских судов говорят на разных языках... И вот в 1947 году в Атлантик-Сити очередная Международная конференция ответила на этот вопрос, утвердив слово «Mayday» как международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи. Примечателен тот факт, что в голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия приобщении радио служит именно слово «Mayday».

С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал «SOS» заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Прогресс не стоит на месте. Так на смену корабельным орудиям и парусам пришли радары и системы спутниковой навигации. Спасательные службы постоянно прослушивают радиоэфир и в отличие от мореплавателей давних времён, если сегодня кто-то терпит бедствие, он может быть уверен, что ему обязательно придут на помощь.

Кстати, передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.

Please enable JavaScript to view the

Сэмюэль Морзе не имел никакого специального технического образования. Он был вполне успешным художником, основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Возвращаясь из путешествия по Европе на корабле, Морзе увидел фокусы с применением электромагнитной индукции, которыми развлекали скучающую публику. Провод под электрическим напряжением подносили к компасу, стрелка которого начинала бешено крутиться.

Именно тогда Морзе пришла в голову идея передавать по проводам определённые сигналы. Художник тут же набросал схему прообраза телеграфа. Прибор состоял из рычага на пружине, к концу которого был прикреплен карандаш. При подаче тока карандаш опускался и оставлял на движущейся бумажной ленте линию, а при отключении тока карандаш поднимался, и в линии получался пробел.

Изобретение телеграфа

Морзе удалось воплотить идею в жизнь только через три года – сказывался недостаток технического образования. Первый аппарат смог принять и зафиксировать сигнал по проводу 500 метров длиной. Тогда это открытие не вызвало особого интереса, поскольку не имело коммерческой выгоды.

Потенциал изобретения Морзе увидел промышленник Стив Вейл. Он профинансировал дальнейшие исследования художника и приставил к нему помощником своего сына Альфреда. В итоге прибор удалось усовершенствовать – он более точно принимал сигнал, а длина провода возросла во много раз. Такой телеграф уже можно было использовать, и в 1843 году Конгресс США постановил провести первую телеграфную линию между Балтимором и Вашингтоном. Уже через год по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Доработка азбуки

Естественно, аппарат не мог отображать буквы – только линии определённой длины. Но этого было вполне достаточно. Различные комбинации линий и точек обозначали собой знаки алфавита и цифры. Историки не могут сказать наверняка, был ли этот код изобретением Морзе или его партнера Вейла.

Первоначально азбука Морзе состояла из трёх сигналов разной длительности. За единицу времени принималась точка. Знак тире состоял из трёх точек. Пауза между буквами в слове - три точки, между словами - семь точек. Это обилие знаков создавало путаницу и усложняло процесс приёма телеграмм. Поэтому конкуренты Морзе постепенно доработали код. Для наиболее популярных фраз и букв были разработаны простые комбинации букв или цифр.

Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе или, как её ещё называют, «морзянку». Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских.

Как используют «морзянку» сейчас?

В наше время, как правило, используют более современные средства связи. Азбуку Морзе иногда применяют на флоте и в МЧС. Она очень популярна среди радиолюбителей.

«Морзянка» самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех, кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Таким образом, азбука Морзе не подведёт в чрезвычайной ситуации, если из строя выйдет более сложное оборудование.

В среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Рекордная скорость составляет 260-310 знаков в минуту. Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы.

Для того чтобы серьёзно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напевы», которые получаются, когда звучит буква целиком. Например, напев «Фи-ли-мон-чик» означает, что была передана буква F.

Сигнал SOS

SOS (СОС) - международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Сигнал представляет собой последовательность «три точки - три тире - три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.

Таким образом, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как SaveOurShip (спасите наш корабль), SaveOurSouls, SaveOurSpirits (спасите наши души), SwimOrSink (плыть или тонуть), StopOtherSignals (прекратите другие сигналы) тоже появились уже после того, как сигнал стал использоваться в международной практике. У русских моряков использовался мнемоник "Спасите От Смерти".

Буквенная запись сигнала бедствия в официальных или учебных документах по радиотелеграфии и морскому делу имеет вид SOS (с чертой наверху), это означает, что сигнал передаётся без межбуквенных интервалов.

Первое использование

Существует распространенное заблуждение, что впервые в истории сигнал SOS был подан с терпящего бедствие «Титаника» 15 апреля 1912 года в 00:45. В действительности этот случай был, по меньшей мере, восьмым по счету.

Первое достоверно известное использование сигнала SOS приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа (United Wireless Telegraph Company) на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

В искусстве

В 1930-е годы Юлиус Фучик и Богумила Силова написали сказку «Буквы из ящика радиста». Персонажи сказки - три буквы: Слава, Ольга и Сашенька - странствуют по свету в поисках помощи терпящих кораблекрушение. В 1966 г. по мотивам сказки на Киевской студии научно-популярных фильмов был снят мультфильм.

Для ускорения радиообмена широко используются аббревиатуры, специальные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. Примеры зашифрованных посланий на «языке Морзе» смотрите в нашей иллюстрации.

Русский символ Латинский символ Код Морзе «Напев»
А · − ай-даа, ай-ваа
Б − · · · баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан
В · − − ви-даа-лаа, вол-чаа-таа
Г − − · гаа-раа-жи, гаа-гаа-рин
Д − · · доо-ми-ки
Е (также и Ё) · есть
Ж · · · − же-ле-зис-тоо, жи-ви-те-таак, я-бук-ва-жее, же-ле-ки-таа, жди-те-е-гоо
З − − · · заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, заа-раа-зи-ки
И · · и-ди, ишь-ты
Й · − − − йас-наа-паа-раа, йош-каа-роо-лаа, и-краат-коо-ее
К − · − каак-же-таак, каак-де-лаа, каа-тень-каа
Л · − · · лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, кук-ляян-ди-я
М − − маа-маа, моор-зее
Н − · ноо-мер, наа-те
О − − − оо-коо-лоо
П · − − · пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет
Р · − · ре-шаа-ет, ру-каа-ми
С · · · си-ни-е, си-не-е, са-мо-лёт, сам-та-кой
Т таак, таам
У · · − у-нес-лоо, у-бе-гуу
Ф · · − · фи-ли-моон-чик
Х · · · · хи-ми-чи-те
Ц − · − · цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
Ч Ö − − − · чаа-шаа-тоо-нет, чее-лоо-вее-чек
Ш CH − − − − шаа-роо-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа
Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-ваа
Ъ Ñ − − · − − ээ-тоо-твёр-дыый-знаак, твёёр-дыый-не-мяяг-киий
Ы − · − − ыы-не-наа-доо
Ь (также и Ъ) − · · − тоо-мяг-кий-знаак, знаак-мяг-кий-знаак
Э É · · − · · э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка
Ю Ü · · − − ю-ли-аа-наа
Я Ä · − · − я-маал-я-маал, а-яя-ска-заал
· − − − − и-тооль-коо-оо-днаа, ку-даа-тыы-поо-шлаа
· · − − − две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа



Top