Уильям блейк - избранное. Мистические работы уильяма блейка

Уильям Блейк - английский писатель, гравер и художник, живший в конце 18-го - начале 19-го века. Сегодня он считается одним из самых значительных творческих персон романтической эпохи. Он был не признан при жизни, зато сегодня его вклад оценен по достоинству, и больше никто не считает его безумцем. О жизни и творчестве этого удивительного человека мы поговорим в этой статье.

Уильям Блейк: биография. Детские годы

В детстве отец покупал для сына рисунки с греческими сюжетами, и мальчик быстро увлекся их копированием. Именно работы Микеланджело, Рафаэля, Дюрера познакомили его с классическими формами. Уильям все больше и больше увлекался живописью, и родители решили нанять художника для уроков. Однако на этих занятиях мальчик изучал только то, что ему нравилось, игнорируя все остальное.

Учеба

В 1772 году Уильям Блейк становится учеником Джеймса Бесайера, известного гравера. Закончилось обучение через 7 лет, к этому году начинающему художнику был уже 21 год. Обучение дало ему право считаться профессиональным гравером. За это время он получил бесценный опыт, срисовывая готические фрески лондонских церквей, в том числе и в Вестминстерском аббатстве.

В 1779 году Блей начинает учебу в Королевской академии, расположенной недалеко от Стренда. Обучение было бесплатным, но покупать себе инструменты и принадлежности студенты должны были сами. Здесь Блейк начинает выступать против «незавершенного стиля модных художников» (ярким примером являются работы Рубенса). Сам молодой художник предпочитал классическую четкость и аккуратность раннего творчества Рафаэля и Микеланджело.

Женитьба

В 1780 году, когда начались небезызвестные городские мятежи Лондона, Блейк, по свидетельствам очевидцев, принял в них участие и был среди тех, кто штурмовал Ньюгетскую тюрьму. Хотя некоторые биографы художника утверждают, что к толпе он примкнул случайно.

Через два года после этих событий Блейк знакомится с Кэтрин Буше, которой суждено будет стать его женой. В это время художник пытается оправиться от неудавшихся отношений, финалом которых стал отказ девушки на предложение выйти замуж. Историю своей неразделенной любви Блейк рассказывает Кэтрин, а затем спрашивает, жаль ли его девушке. В ответ он слышит «да» и отвечает - «тогда я вас люблю». Их венчание прошло в церкви Святой Марии (Баттерси). Кэтрин была неграмотной и в свидетельстве о браке поставила вместо росписи крестик. Оригинал этой бумаги до сих пор хранится в церкви. Жена станет поддержкой и опорой для мужа, которая не позволит ему сдаться, несмотря на частые неудачи.

В 1783 году публикует свой первый сборник под названием «Поэтические наброски» Уильям Блейк. Стихи, вошедшие в него, часто включают библейские сюжеты и образы.

Через год после этого умирает отец художника и Уильям на унаследованные деньги открывает типографию и начинает сотрудничество с издателем Дж. Джонсоном. Дом этого человека был местом постоянных встреч интеллигенции, в том числе здесь собирались и диссиденты. Со многими из них Блейк свел знакомство.

Новый метод оттиска

В 1788 начинает экспериментировать с рельефным офортом Уильям Блейк. Художник оттачивает новый метод, который впоследствии будет использовать для оформления своих книг, а также для иллюстрации Библии - главного его шедевра.

По сути, Блейк совершил настоящий переворот в области оттиска, изменив сам процесс его изготовления. Кроме того, изобретенный художником рельефный офорт принес своему создателю коммерческий успех, а также известность.

Но в своей работе Блейк не ограничивался только этим способом гравировки и использовал такие популярные, как инталия.

Проблемы с властями

Уильям Блейк, стихи которого при жизни пользовались меньшей популярностью, чем рисунки, в 1800 году переезжает в Фельфаме (Сассекс) вместе со своей женой. Незадолго до этого у четы родилась девочка, которую назвали Тэль, но ребенок не выжил. Таким образом, у Блейка не было наследников.

В это же время ухудшается отношение художника с властью. В 1803 конфликт достигает кульминации, когда Блейк ввязывается с солдатом Джоном Скофилдом в драку. После этого Уильям был обвинен не только в нападении, но и в произнесении мятежных и подстрекательских речей, которые порочили имя короля. Скофилд подтверждал эти обвинения. Однако суд присяжных признал Блейка невиновным, а газеты назвали дело сфабрикованным.

В 1804 году художник возвращается в Лондон и принимается за иллюстрацию "Иерусалима" - самой амбициозной его работы. В это время он открывает свою выставку, где все желающие могут приобрести его варианты иллюстраций популярных книг. Но эта затея окончилась провалом - не было продано ни одной картины.

В 1818 Блейк начинает работу над иллюстрацией «Книги Иова». Впоследствии именно эти рисунки приведут в восхищение Раскина.

Последние годы и смерть

Книги Уильяма Блейка продаются с переменным успехом и не пользуются особой популярностью среди большого круга читателей, хотя и вызывают восхищения у отдельных художников. Эта ситуации продолжалась на протяжении всей жизни творца.

Последние годы Блейк провел на Фаунтан Коурт, продолжая работать. Даже в день своей смерти он занимался иллюстрациями к Данте. Его жена сидела рядом с ним, проливая слезы. Заметив это, художник попросил женщину замереть и нарисовал ее портрет, сказав, что она навсегда останется для него ангелом. Закончил рисунок, Блейк отложил его и принялся петь стихи и гимны. Умер он в 6 часов вечера, пообещав жене, что останется с ней вечно. Похоронили художника на том же кладбище, где нашли покой его родители. Это было местечко Банхилл Филдс.

После смерти мужа Кэтрин пошла экономкой в дом Тейтэма. Именно этому человеку после ее смерти достались многие рукописи и рисунки Блейка. Часть из них хозяин дома счел еретическими и сжег.

Сегодня точное место захоронения художника неизвестно, так как кладбище выровняли и на его место осталась только лужайка. Тем не менее именно она стала местом паломничества поклонников и почитателей таланта Блейка.

Творчество

Всегда отличался большой склонностью к мифологизированию Уильям Блейк. Творчество его в ранний период апеллировало к библейским образам, но постепенно он начал отходить от них, создавая собственные мифы и символы.

При этом ранние работы поэта и художника буквально дышат мятежом и бунтарством против основных религиозных догматов. Ярким примером этого является «Бракосочетание Рая и Ада», где Сатана предстает главным героем, борющимся с авторитетом Бога. Постепенно в работах Блейка начинают преобладать гуманистические идеи, а также темы искупления, самопожертвования, прощения. Тем не менее сохраняется непринятие авторитарности традиционной религии.

Такие воззрения не могли понравиться его богобоязненным современникам, именно поэтому творчество поэта и художника пользовалось столь малой популярностью.

Произведения

Несмотря на неприятие публики, продолжает работать Уильям Блейк. Произведения его постепенно печатаются. Самым плодовитым в этом отношении является 1793 год, когда выходят сразу 5 его книг: «Врата Рая», «Америка», «Видения дщерей Альбиона», «Европа», «Книга Уризена». Позднее появляется сборник «Песни опыта». На страницах этих книг поэт ведет активный спор со всевышним, отступая от религиозной догматики, но активно обращаясь к библейским символам. Не удивительно, что поклонников ему эти работы не прибавили. Но провал не остановил поэта, и Блейк продолжил писать.

Иллюстрации ко всем своим произведениям он делал сам, используя разработанный метод. Эти гравюры позднее станут не менее популярны, чем стихи поэта, но увидеть это Блейку будет не суждено.

«Комедия» Данте

В 1826 году художник получает крупный заказ на серию гравюр к новому изданию «Божественной комедии». К сожалению, из-за смерти в 1827 году Блейк не смог завершить работу. Всего за год он успел сделать несколько набросков акварелью и 7 оттисков. Однако даже они вызвали восхищение и были названы одним из величайших достижений художника.

Стоит отметить, что эти иллюстрации не являются буквальным изображением происходящего в поэме. Они скорее критически переосмысливают эти события, позволяя увидеть новые моральные и духовные стороны «Комедии».

Из-за того, что проект не был завершен, окончательный замысел Блейка так и остался неизвестным. А по мнению большинства исследователей, какие-то выводы об этом можно сделать, только ознакомившись со всей серией рисунков.

Созданные оттиски и наброски изображают только первую часть «Комедии», посвященную аду. За иллюстрацию чистилища и рая художник не успел взяться. Это обстоятельство вносит еще больше затруднений в понимании смысла всего творения. Тем не менее именно работа над «Божественной комедией» принесла Блейку наибольшую известность и прославила его как художника.

Необычная и удивительная личность

Поэт Уильям Блейк привлекает внимание не только своим необычным творчеством, но и весьма загадочной личностью. Удивительно то, что его нельзя назвать сформировавшимся художником, или поэтом, или философом. Дело в том, что его живопись идет вразрез с общепринятым каноном, поэзия нарушает нормы английского языка, а философия непоследовательна и не всегда логична.

Однако все это в совокупности создало грандиозного и величественного творца. Блейк неустанно пытался постигнуть законы мироздания, а также понять и описать духовность. Его произведения - это совокупность поэзии, философии и рисунка. Такого в человеческом искусстве не встречалось ни разу.

Но именно этот необычный способ самовыражения позволил писателю наиболее четко и ясно выразить свой взгляд на мир, религию и человека. Труды Блейка говорят о том, что он был наделен очень тонким и глубоким внутренним миром. Его восприятие реальности выделяло его на фоне современников. Он тонко ощущал этот мир и пытался передать это ощущение окружающим. К сожалению, то, что сделало его великим творцом, мешало окружающим понять его. Взгляды Блейка были настолько отличны, что его просто не могли понять и принять.

Уильям Блейк: цитаты

Приведем несколько самых известных высказываний писателя:

  • «Презренному нужно презрение, как рыбе вода, как птице воздух».
  • «Веди плуг и телегу по костям мертвецов».
  • «Нагота женщины сотворена Богом».
  • «Кто желает, но не действует — порождает чуму».

Сборник посвящен творчеству английского поэта и художника Уильяма Блейка (1757-1827). Предваряет издание очерк В.Жирмунского "Уильям Блейк". В сборник включены произведения из книги "Поэтические наброски", "Песни невинности" и "Песни опыта", стихи разных лет, из "Пророческих книг", афоризмы.

Уильям Блейк в переводах С. Маршака
Избранное

Вильям Блейк

Имя замечательного английского поэта и художника Вильяма Блейка стало известно широким кругам советских читателей в основном с 1957 года, когда Международный Совет Мира постановил отметить юбилеем двухсотлетие со дня его рождения. В нашей периодической печати появился ряд переводов из Блейка Самуила Яковлевича Маршака, из которых часть (14 номеров) была перепечатана в томе III собрания его сочинений (1959). Появились статьи и книги об английском поэте.

Имя Блейка было почти неизвестно и его английским современникам. Уроженец Лондона, по профессии гравер, он прожил свою жизнь на грани бедности, зарабатывая свой хлеб выполнением очередных заказов, которые доставляли ему время от времени его немногочисленные друзья и покровители. Картины Блейка при жизни почти не выставлялись, а когда выставлялись - проходили незамеченными. За невозможностью найти издателя для своих поэтических книг, он сам гравировал на меди их текст и иллюстрации к нему с помощью особой, изобретенной им для этого техники ("выпуклый офорт"). Немногочисленные экземпляры, раскрашенные им от руки, он продавал за бесценок тем же своим друзьям и почитателям; теперь они являются редким достоянием художественных музеев и частных коллекций и ценятся на вес золота. Как поэт Блейк фактически стоял вне литературы своего времени. Когда он умер, его похоронили на общественные средства в безымянной общей могиле. Теперь его бюст поставлен в Вестминстерском аббатстве рядом с памятниками крупнейших поэтов Англии.

"Открытие" Блейка произошло во второй половине XIX века, а в XX веке его творчество, получившее всеобщее признание, заняло по праву выдающееся место в богатом наследии английской поэзии.

Первым собирателем, издателем и сочувственным интерпретатором творчества Блейка явился глава английских "прерафаэлитов" Данте Габриэль Россетти, как и Блейк - поэт и художник. Россетти посчастливилось приобрести обширную коллекцию неизданных рукописей и гравюр Блейка, с которой и началось знакомство с его творчеством. При непосредственном участии Данте Габриэля и его младшего брата, критика Вильяма Майкеля Россетти, была издана первая двухтомная биография Блейка, пространное житие "великого незнакомца", написанное Александром Гилькристом (1863), представлявшее одновременно и первую публикацию некоторой части его поэтического и художественного наследия. Вслед за Россетти его ученик, молодой тогда поэт А.-Ч. Суинбери, ставший позднее одним из основоположников английского символизма, посвятил Блейку книгу, восторженную и благоговейную (1868). Культ Блейка получил дальнейшее развитие в кругу английских символистов. Блейк был объявлен "предшественником символизма". Соответственно этому и в настоящее время господствующее направление английской и американской критики рассматривает Блейка прежде всего как мистика и символиста.

С этой точки зрения к Блейку подошли и его первые русские ценители, принадлежавшие к тому же литературному лагерю.

Между тем на самом деле, как убедительно доказала современная передовая критика в Англии и Америке, мистик и "духовидец" Блейк был в то же время по своему общественному мировоззрению гуманистом и человеколюбцем с широкими демократическими симпатиями, пламенным обличителем социального зла и несправедливости. Хотя Блейк, подобно своим поздним современникам - английским романтикам, считал творческое воображение поэта-художника (Imagination) величайшей способностью человека, его собственная поэзия, порожденная огромным даром художественного воображения, никогда не была "искусством для искусства": она полна глубокого морального и социального пафоса, имеет своеобразную общественную тенденцию, воплощенную, однако, в лирически насыщенных образах, а не в абстрактных дидактических рассуждениях. Сквозь нежную поэтическую ткань его "песен", как и сквозь мифологическую тематику его "пророческих книг", просвечивает в художественно сублимированной форме современное и глубоко актуальное общественное содержание. Несмотря на то что при жизни его знали немногие, Блейк вовсе не смотрел на себя как на поэта для немногих; напротив, он чувствовал себя носителем высокой миссии, обращенной ко всему человечеству. Об этой миссии он писал: "Каждый честный человек - пророк; он высказывает свое мнение об общественных и частных делах. Он говорит: "Если вы поступите так-то, результат будет такой-то". Он никогда не скажет: "Как бы вы ни поступали, все равно то-то и то-то произойдет".

Биография Блейка не богата внешне примечательными событиями. Он родился и прожил всю свою жизнь в Лондоне. Отец его был мелкий продавец галантерейных товаров ("чулочник"), человек небогатый и многосемейный, сектант ("диссентер"), увлекавшийся, по-видимому, проповедью обосновавшегося в Лондоне шведского мистика Сведенборга. Среди широких демократических низов лондонской мелкой буржуазии в XVIII веке еще живы были традиции левых "еретических" сект времен английской революции, находившихся в оппозиции к господствующей церкви, государственному и общественному строю, одновременно мистических и революционных. В их учениях социальные утопии воплощались в библейские образы, получавшие мистическое истолкование. Просветительский рационализм и религиозный скептицизм рассматривались как выражение "светского духа" господствующих классов.

В этой атмосфере воспитался и молодой Блейк, и она определила своеобразие его духовного облика мистика-визионера и одновременно борца за социальную справедливость. Воспитанному на Библии и на "пророческих" книгах, имевших хождение в этой среде, наделенному живым поэтическим воображением поэту с детских лет являлись "видения", в реальность которых он верил до конца жизни, заслужив себе славу безумца и чудака. Он не получил никакого систематического образования, но много и беспорядочно читал. С детских лет он был знаком с сочинениями мистиков Сведенборга и Якова Беме, с Платоном и неоплатониками (в английском переводе Тэйло- ра), но также с английской философией эпохи Просвещения, к которой относился с предубеждением; он читал Шекспира и в особенности Мильтона и увлекался в юности литературой английского "готического возрождения" XVIII века, поэзией Оссиана, Чаттертона и английских народных баллад; он знал латинских и итальянских поэтов - Вергилия, Овидия и Ариосто; уже взрослым он выучился греческому и древнееврейскому языкам, чтобы читать в оригинале Библию, а в конце жизни - итальянскому, чтобы лучше понять и иллюстрировать "Божественную комедию" Данте.

Творческие способности Блейка проявились очень рано. В возрасте десяти лет он стал учиться рисованию; около этого времени написаны его первые стихи. Четыре года спустя, по своему желанию, он был отдан в обучение к граверу Безайру, опытному, но посредственному мастеру, у которого он проработал восемь лет как подмастерье. По поручению своего учителя и хозяина он делал для него зарисовки старинных готических надгробных памятников Вестминстерского аббатства и других лондонских церквей. "Готическая форма - живая форма", - писал позднее Блейк. Готика, гравюры Дюрера и творения Микеланджело были теми художественными образцами, которые определили основу оригинального стиля Блейка как гравера. Эта профессия служила в дальнейшем основным источником его существования. Помимо множества мелких и случайных работ, он выполнил большие циклы иллюстраций к сочинениям английских поэтов XVIII века - "Ночным думам" Юнга и "Могиле" Блейра, иллюстрировал эклоги Вергилия, "Книгу Иова" и "Божественную комедию" Данте. Заказы эти обычно плохо оплачивались. Не раз издатели-коммерсанты обманывали доверчивого художника, поручая более модному профессионалу гравировать сделанные им рисунки или отбирая из них для воспроизведения лишь небольшую часть. Оригинальные по замыслу и композиции, необычайные по выразительности и силе, художественные произведения Блейка не были замечены современниками и получили признание, как и его поэзия, лишь в новейшее время.

Имя: Уильям Блейк (William Blake)

Возраст: 69 лет

Деятельность: поэт, художник, гравёр

Семейное положение: был женат

Уильям Блейк: биография

Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.

Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.

Детство и юность

Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.


Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами. Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме. Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин , и , которые приобретались специально для сына.

В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.


В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил. Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения. Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.

В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.

Живопись

В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.


Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве. Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса. Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.

Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения .


В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.

Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце». Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее. В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.


По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» - соединение образа Христа и витрувианского человека. При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице». «Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.

Второе название картины «Великий Архитектор» - «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.


Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.

Литература

Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:

«Хитрость – сила трусливого»
«На любой заданный вопрос есть ответ»
Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр...»

Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта». Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души. Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» - с «Тигром».

Сочинение «Бракосочетание рая и ада» - своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об «Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.


Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.

Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» - гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.

Личная жизнь

В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.


В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа

«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».

Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.

Смерть

Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» . Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.


Как и у , последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.

В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.


Лондонское Общество Блейка объявило сбор пожертвований для памятника поэту, неравнодушные люди перечислили почти $ 40 тыс. И в августе 2018 года ценители романтизма обрели место паломничества. На могиле Уильяма Блейка установлена белая мраморная плита с указанием имени, дат жизни и смерти и надписью: «Поэт. Художник. Пророк». Фото надгробия опубликовало издание The Guardian.

  • В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
  • Много лет спустя после смерти Блейк гностико-католической церковью причислен к лику святых, несмотря на антирелигиозную позицию.

  • В 1931 году на сцене лондонского театра «Олд Вик» был поставлен балет Job: A Masque for Dancing, впервые созданный полностью британским творческим коллективом. Балет основан на Книге Иова из Библии и был вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, опубликованным в 1826 году.
  • Строки «Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?» звучат в сериале «Менталист» с и .

Цитаты

«Гравирование - это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса - это медь, а земля моя -- это железо».
«Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».
«Жизнь - это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».
«Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, - и в этом твое преимущество перед ними».
«Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».

Картины

  • 1786 – «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями
  • 1793 – The Gates of Paradise. Серия иллюстраций к поэме «Потерянный рай»
  • 1794 - «Радостный день или Танец Альбиона»
  • 1795 – «Исаак Ньютон»
  • 1805 – «Великий красный дракон и жена облеченная в солнце»
  • 1810 - «Коттедж Блейка»
  • 1820 – «Призрак Блохи»
  • 1820 – «Солнце в гневе»
  • 1827 – «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»
  • 1827 – «Вихрь любовников»

Библиография

  • 1783 – «Поэтические наброски»
  • 1789 – «Песни невинности»
  • 1792 – «Песнь свободы»
  • 1793 – «Бракосочетание Рая и Ада»
  • 1794 – «Песни опыта»
  • 1794 – «Европа. Пророчество»
  • 1809 – «Мильтон»

18. Уильям Блейк – поэт, художник, мистик, визионер

Если бы каналы, через кои наши чувства воспринимают окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то есть как бесконечная субстанция. А пока что человек уходит в себя все глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере.

Уильям Блейк. «Бракосочетание Рая и Ада»

Столь необычное сочетание самых разнообразных талантов привело к тому, что он стоит особняком в мировой культуре. Странные видения и прозрения давали ему настолько яркие сюжеты для написания, что он мог их воплощать на бумаге как бы с натуры. Он был первым, кто начал работать в жанре эзотерической живописи и явился предтечей современных художников-космистов.

Речь идет об Уильяме Блейке, родившемся в 1757 году, в Лондоне, в семье торговца. Он закончил несколько классов начальной школы, но, в основном, его образование было домашним. Родители были богобоязненными протестантами, а поэтому Библия оказала сильное влияние на неокрепшую душу Уильяма. Возможно, поэтому тексты Священного Писания до конца дней являлись главным источником его вдохновения. Любимым занятием Уильяма с самого раннего детства было перерисовывание гравюр, изображающих древнегреческих богов и героев. Некоторое время он посещал и уроки живописи, но особого прилежания к этому не прилагал, рисуя только то, что ему нравится. Приблизительно к тому же времени относится и его увлечение поэзией. А когда Уильяму исполнилось 15 лет, родители отдали его на обучение к граверу.

Скрупулезная работа гравера, не допускающая даже малейшей оплошности, приучила Блейка к прилежанию и аккуратности, и в возрасте 21 года, освоив эту профессию, он приступил к самостоятельной работе. В 1778 году Блейк начал учиться в Королевской Академии искусств, через четыре года женился на девушке без образования, которая, тем не менее, оказалась незаменимой помощницей во всех его делах…

Судьба с самого начала не баловала Блейка. Никто не понимал и не хотел издавать его поэмы. Самый первый сборник стихов его вышел в 1783 году, но не пользовался успехом у читающей публики. В последующем Блейк точно так же за свой счет издавал и другие свои книги, сопровождая их собственными гравюрами.

Несмотря на то, что при жизни стихи и рисунки Блейка не имели никакой популярности, они были как бы, заново открыты и разрекламированы прерафаэлитами – сторонниками направления в английской живописи в середине XIX века, демонстрирующими свое духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения. Сегодня Блейк заслуженно находится в первой десятке поэтов Англии. Его стихотворения разделяются на две группы: лирические и мистические. Временами как бы они дополняют друг друга…

Уильям Блейк проявил свой визионерский дар уже в раннем детстве. Пробуждению этого способствовала обстановка в семье родителей, которые проявляли интерес к творчеству шведского ясновидца Сведенборга и часто вечерами разговаривали на эту тему. Особенно волновали маленького Уильяма апокалипсические сюжеты.

Сведенборг в то время утверждал, что конец света наступит уже через несколько лет, и что он будет сопровождаться колоссальными разрушениями.

Это настолько потрясло маленького Уильяма, что у него сначала во сне, а потом и наяву стали появляться яркие картины Страшного суда, ада и рая, а также другие видения.

Самая первая галлюцинация поразила его больше всего: он увидел в окне своего дома лицо Бога, испугался и закричал. Некоторое время спустя в ветвях дерева он увидел отдыхающих ангелов, но его реакция была уже не такой бурной. А в другой раз ему привиделся вехозаветный пророк Иезекиль, который мирно сидел на лужайке возле их дома. Уильям, вернувшись с прогулки, рассказал об этом матери, но та его отшлепала за нелепые фантазии.

Он видел небо, усеянное дикими цветами, и наблюдал похороны эльфа; вся природа казалась ему непосредственной, живой, повсюду теснились призраки, которые двигались, пели и вступали с ним в общение. Подобные видения сопровождали Блейка до конца его дней. Все это несомненным образом отражалось на личности Блейка, его мыслях, разговорах и особенно на всем его творчестве. Вдобавок к этому Блейк верил в направляющую роль архангелов при выполнении им живописных работ.

Сам факт, что перед ним открываются видения, чего он никогда не скрывал, пугало его друзей и собеседников, которые видели в нем человека со сдвигом и не всегда принимали его всерьез. Но Блейк не был сумасшедшим, хотя и всегда ходил по краю безумия…

Блейк впоследствии создал собственную мифологию, в которой он перемешал пригрезившиеся ему образы и библейские персонажи. Как и везде здесь имелись силы добра и зла, которые, однако, не исключали, а дополняли друг друга. «Влечение и отвращение, мысль и действие, любовь и ненависть необходимы для бытия человека», – писал Блейк. В своей поэме «Бракосочетание Рая и Ада» Блейк подает себя как приверженец ада и покровитель зла, поскольку зло – это энергия, в которой «вечное наслаждение».

Искажение и синкретизм в трактовке добра и зла порождало многочисленные и, порою, злые критические оценки творчества Блейка. Но, несмотря на то, что он частенько нападал на традиционную религию и порожденные ею моральные устои, это не означает, что Блейк был нерелигиозным человеком. Свои своеобразные взгляды на христианство он изложил в упомянутом «Бракосочетании Рая и Ада». В этом своем произведении Блейк приводит изречения типа: «Тюрьмы строят из камней закона. Дома терпимости – из кирпичей религии. Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости».

Блейк представляет Иисуса не как философа и не как мессию, а как творческого работника, находившегося выше всякой похвалы, законов, логики и даже морали.

Блейк испытывал отвращение к религиозному стоицизму и жертвенности, которые он ассоциировал с подавлением жизненности. Такую же брезгливость у него вызывало всякое подавление любой свободы – расовое и социальное неравенство. Блейк являлся сторонником свободной любви, предвосхитив аналогичные взгляды хиппи на целых двести лет. Последнее у него проявлялось в том, что поэт был противником узаконенных форм брака и осуждал соответствующие христианские устои. Несмотря на это, его самого никак нельзя было обвинить в сексуальной распущенности.

Через два века Уильям Блейк был канонизирован гностической католической церковью в ранге святого. А в 1949 году была установлена премия имени Блейка за вклад в религиозное искусство. К сожалению, могила Блейка к нашему времени оказалась утерянной, но в 1957 году в Вестминстерском аббатстве в Лондоне был сооружен мемориал памяти Блейка и его жены Кэтерин Софии.

Из книги Оккультные тайны НКВД И СС автора Первушин Антон Иванович

1.1.4. Георгий Гурджиев - философ и мистик. Георгий Иванович Гурджиев родился 28 декабря 1877-го года в Александрополе Кавказ. Отец его был грек, а мать - армянка. Несмотря на такую пестроту крови, семейство Гурджиевых состояло в родстве с древним византийским родом Палеологов

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОЭТ ЛЮБВИ И СМЕХА - Бхагван, в мире, одержимом ненавистью и враждой, печалью и сожалением, кажется Ты - единственный певец любви и смеха. Не весело ли это?Да. Это весело, но кто-то должен начать это. Мы хотим, чтобы мир был менее серьезным и болеечувствительным -

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

ПОЭТ - МИСТИК Вдали от трасс рискованных Среди гнездовий сонных - Так много окольцованных, Так мало окрыленных… На фоне такой политической борьбы собратьев-царей за единовластие рос, учился и мужал Заратуштра. Когда юноше было пятнадцать лет, четверо его старших

Из книги Шаманский Лес автора Серкин Владимир Павлович

Крабители: поэт и краболунг Ловить крабов - «крабить». Неизвестно, кто придумал этот глагол. Все браконьеры и краболовы его знают. Но в городе никто не употребляет, кроме инспекторов природнадзора. Похоже, термин создан самими краболовами. Не специально, в работе. И не

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ХУДОЖНИК-ПРОРОК 9 октября 1874 года в столичном Санкт-Петербурге появился на свет человек, которому суждено было стать легендой еще при жизни. Николай Константинович Рерих - мастер живописи, путешественник, археолог, писатель, известный педагог и общественный деятель,

Из книги 2012: У НАС ЕСТЬ ВЫБОР! автора Unknown ШРИ РАМ КАА КИРА РАА

Знакомьтесь: художник-визионер Элиам Благословение от ЭлиамаЯпоистине благодарен за великую честь участвовать в этом важнейшем и прекраснейшем проекте.Сотрудничество с Кирой Раа и Шри Рам Каа стало настоящим даром. С помощью этого проекта я смог предложить свои дары и

Из книги НОВЕЛЛИНО, СТАНСЫ, ПАРАЛЛЕЛИ автора Кутолин Сергей Алексеевич

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

1. Жил-был художник один Жил себе в Питере художник Сережа Лазарев, интересовался эзотерикой… И она им интересовалась. Но он не особо-то на нее внимание обращал: выпивал, мясо ел (как он сам признается), курил и женского пола не гнушался (я так думаю). Однажды выступила у него

Из книги Каббала автора Уэйт Артур Эдвард

VII. Уильям Постель Вокруг имени Уильяма Постеля ходило немало легенд философического, вернее, оккультного толка, к их числу прибавилась и легенда, бытовавшая в народе; в ней этот миролюбивый, хотя и несколько ребячливый монах представлен в обличье величественного

Из книги Найди себя по знаку рождения автора Кваша Григорий

ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ, КОТ - МИСТИК Наименее раскрученная стихия в мире женщин - это стихия мистики. Конечно, можно очень долго рассуждать о величии теософии Елены Блаватской (31.07.1831) или духовных постижениях Елены Рерих (31.01.1879), но думается, не всех это убедит. Более надежный

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Илья Репин: художник, нарисовавший смерть Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 - 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Есть мнение, что художник было экстрасенсом и заряжал свои работы невиданной силой.Его легендарную картину

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

Михаил Врубель: личный художник Демона Художника, прославившего свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, Михаила Александровича Врубеля (5 марта 1856 - 1 апреля 1910), по праву считают самым настоящий мистиком от искусства, непознанное и

Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

Д. С. Гусман Искусство и художник Между понятиями «искусство» и «художник» для нас существует такая же связь, как и между понятиями «идеал» и «идеалист», «правосудие» и «юрист», «наука» и «ученый» и т. п.Идеал является таковым благодаря идеалистам и вопреки им, и он

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

3.2 ОПАЛЬНЫЙ ПОЭТ ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ По рассказу В. Губанова, «Православные чудеса в XX веке», 2000 г.Я сама из города Твери. Однажды я сидела за утренним чаепитием, а мимо окон с музыкой пронесли покойника. Отец попросил меня узнать, кто помер? А я в то время была очень маленькой

Из книги Астрология. От прошлого к настоящему. Как приблизить состояние счастья? автора Мазова Елена

Из книги автора

Работящий мистик Северный узел – в Скорпионе, Южный узел – в ТельцеКем вы были в прошлой жизни. Ваше прошлое связано с занятиями знака Телец. Это означает, что в прошлых жизнях вы освоили крестьянский труд и многие рабочие специальности. Вы могли быть земледельцем,




Top