Урок литературного чтения В. Берестов «Плащ», Картина В

Франческо Петрарка (1304-1374) был главой старшего поколения итальянских гуманистов. Сын флорентийского купца, он изучал юриспруденцию сначала в Монпелье, затем в Болонском университете. Возвратившись в Авиньон, Петрарка принял духовное звание, но был «светским» аббатом, который никогда не выполнял своих священнических обязанностей и интересовался исключительно мирскими делами.

Петрарка был, прежде всего, ученый - гуманист, он предпочитал писать на латинском языке, считая его подлинным литературным языком Италии.

Но главным произведением Петрарки стали «Canzoniere», созданные на итальянском языке (или, в просторечии, «вольгаре»).

Стихи на итальянском языке Петрарка начал писать смолоду, не придавая им особого значения. Первую попытку собрать лучшее из своей итальянской лирики поэт предпринял в 1336-1338 годах, а в 1342-1347 годах переписал двадцать пять стихотворений в новый свод и расположил их в определенном порядке. В сущности, это и была первая редакция будущей «Книги песен», целиком подчиненной теме возвышенной любви и жажды поэтического бессмертия. Затем следует еще несколько редакций. Окончательная редакция содержит так называемый Ватиканский кодекс, частично автобиографический.

«Canzoniere» («Книга песен») состоит из двух частей, разделенных биографическим событием: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В первой части развивается тема Лауры - Дафны (лавра, венком из которого награждали прославившихся военачальников, общественных деятелей и поэтов), во второй части Лаура предстает как ангел-хранитель, направляющий помыслы поэта к вьющим целям. Лаура - фигура вполне реальная. Петрарка увидел ее впервые в авиньонской церкви в апреле 1327-го года; биографы Петрарки установили, что Лаура родилась около 1307-го года, в 1325-ом году вышла замуж, стала матерью одиннадцати детей и умерла в чумной 1348-й год.

Хотя по-итальянски сборник и называется «Канцоньере», канцон в нем немного, а большую часть (317 из 366 стихотворений) составляют сонеты, в которых отразились, по словам А.Н. Веселовского, «разбросанные жизненные моменты, схваченные художником, передуманные на пространстве лет» 6 .

Когда бы чувства, полнящие грудь,

Могли наполнить жизнью эти строки,

То, как бы люди не были жестоки,

Я мог бы жалость в каждого вдохнуть.

Пер. Е. Солоновича

Петрарка начинает книгу с самого начала - с возникновения чувства и надежды на то, что оно живо в стихах:

В собранье песен, верных юной страсти,

Щемящий отзвук вздохов не угас

С тех пор, как я ошибся в первый раз,

Не ведая своей грядущей части.

Пер. Е. Солоновича

Третий сонет посвящен первому дню любовного плена, начавшегося в Страстную пятницу 1327-го года:

Был день, в который,

по Творцу вселенной

Скорбя, померкло Солнце…

Луч огня из ваших глаз врасплох застал меня:

О, госпожа, я стал их узник пленный.

Пер. Вяч. Иванова

Вплоть до 1356-го года Петрарка ежегодно будет отмечать этот день написанием сонета.

Помимо любовных, в сборник вошло несколько стихотворений, обращенных к друзьям (сонеты XXV, XXVI, СХП, СХШ), к Дж. Колонна (сонеты XXIX, CCLXVI). Несколько сонетов направлены против папского двора в Авиньоне (сонеты CXIV, CXXXVII и др.).

И все же главной героиней сборника «Канцоньере» является донна Лаура - женщина, возлюбленная поэтом и любезная христианским небесам, на которые она взята во второй части книги. В «Книге песен» Петрарка рассказывает о «внутренней биографии» Лауры. Любовь к этой женщине, несколько сублимированная, к концу жизни поэта несколько приутихшая, едва ли не сливается с представлением о любви райской, идеальной.

Но есть еще одна любовь, за которую поэт порой себя бичевал: любовь к славе. Любовь к Славе и любовь к Лауре не враждовали между собой, а даже пребывали в тесном единении, как будто поэт чувствовал, что любовь к земной женщине принесет ему немеркнущую славу:

Когда бы мне листвою горделивой,

Которая для молний под запретом,

Днесь был венец дарован, как поэтам,

Увенчанным хвалою справедливой,

Я сам, хоть грешный век враждебен в этом,

Богинь почтил бы верностью счастливой,

Но мои недуг перечит всем заветам,

Запечатленным первою оливой…

Пер. В. Микушевича

«Поэтической исповедью» называет «Канцоньре» А.Н. Веселовский. 7 У средневековых поэтов есть серии любовных песен, слагающихся как бы в личный роман. «Книга песен» по своей сути такой же нереальный роман, как и любовные признания средневековых певцов, а Лаура - красавица, которая тонет в пышных сравнениях, поэтическое обобщение всего того, что пережил и способен был пережить поэт. Но в «Канцоньере» появляется то, что делает их тоньше, содержательнее, разнообразнее: это любовь, реальная, а не живущая только в воображении поэта. Высокая, чистая, но робкая и неразделенная, она является главной темой этого сборника. В ней нет покоя, нет гармонии. Любовь делает жизнь поэта исполненной страдания, которое в то же время небывало обостряет ощущение самой жизни, и менее всего Петрарка хотел бы излечиться от сердечной муки. От предшественников - как от трубадуров, так и от поэтов нового сладостного стиля, его отличает полнота личности, сказавшейся в любви. Петрарка выражает надежду, что его рассказ встретит сочувствие и понимание, надеется вызвать у читателя те самые чувства, которых он стыдится и которые вызывают у него боль раскаянья.

Налицо противоречие, которое формально реализуется в разделении лирического «я» книги на автора и героя. Чувство становится предметом рефлексии и созерцания. Поэт смотрит на себя как бы со стороны, делает себя объектом, анализирует и оценивает содержание своего внутреннего мира. Между автором и героем существует определенная дистанция.

В книге рассказывается об отвергнутой любви, но страсть никогда не вытаскивается на поверхность. Петрарка вспоминает о прошлом любви.

Зачем, зачем даешь себя увлечь

Тому, что миновало безвозвратно,

Скорбящая душа? Ужель приятно

Себя огнем воспоминаний жечь?

Пер. Е. Солоновича

Петрарка датирует свою великую любовь, впуская в сонеты реальное, историческое время.

Вот и шестнадцатый свершился год,

Как я вздыхаю. Жить осталось мало,

Но кажется - и дня не миновало

С тех пор, как сердце мне печаль гнетет.

Пер. Е. Солоновича

Петрарка придерживается хронологии жизненного романа, сравнивая себя с Гомером, Вергилием и называя себя историком Лауры.

Когда б Гомер великий и Вергилий

Узрели ту, что ярче всех светил,

Ее воспели б, не жалея сил,

В единый стиль, свои сливая стили.

Пер. А. Ревича

Время не побеждает любовь, а лишь подчеркивает ее реальность и необычность. Любовь в «Канцоньере» изображается не только как радость, но и как боль, потому что она реальна. Она печальна, потому что она - любовь отвергнутая. Петрарка преклоняется Лауре, что сразу же меняет форму его любви по сравнению с вассальным служением прекрасной даме, каким оно было у трубадуров. Возрастает недостижимость, мучительная для поэта, не владеющего теперь куртуазным искусством наслаждаться любовью издалека. Но в то же время он постоянно ощущает себя в присутствии божества, и это дарует ему неизъяснимое блаженство.

При этом ни Лаура, ни любовь не знают развития: время движется помимо них. Нет ни событий, ни фабулы. И через двадцать лет после знакомства Лаура так же прекрасна:

Меж стройных жен, сияющих красою,

Она царит - одна во всей вселенной,

И пред ее улыбкой несравненной

Бледнеют все, как звезды пред зарею.

Пер. Ю. Верховского

Даже умершая Лаура не менее прекрасна и любима не менее искренно.

Для поэта любовь - неизменная данность его существования, а то, что изменчиво, касается не любви, а собственной неустойчивой натуры, вечно колеблющейся между надеждой и отчаянием:

И мира нет - и нет нигде врагов;

Страшусь - надеюсь, стыну - и пылаю;

В пыли влачусь - и в небесах витаю;

Всем в мире чужд - и всех обнять готов.

Пер. Ю. Верховского

Не во власти поэта что-нибудь изменить. Изменение наступит со смертью Лауры. Смерть как бы смягчает образ Лауры, которая перестала быть недоступным живым существом и превратилась в небесную утешительницу.

Реальность образу Лауры придают не довольно традиционные детали ее образа («золотые кудри», «прекрасных глаз лучи», «цветущие ланиты»). Лаура получает жизнь как реальное человеческое воспоминание, вне которого она не существует и которое поэт не может не оплакивать Она не аллегория Истины или Веры, а реальная женщина, пусть и идеализированная. Петрарка делает красоту атрибутом человека, создавая образ Мадонны, словно сошедшей с полотен да Винчи, Боттичелли («литые нити пряжи золотой», «продолговато-нежные персты», «блаженство из очей лучистых», «невинностью и прелестью смиренной/ Пленителен красы унылой вид»). В образе Лауры для Петрарки сливаются вся красота, все совершенство мира, она становится символом женственности и символом славы, о которой поэт мечтает, и высочайшим выражением поэзии, которой он служит.

И вместе с тем это и образ реальной женщины - со своими привычками, характером, переменами настроений:

Здесь чуткою была, здесь ледяною,

Тут мягкой, тут надменною она;

То строгости, то благости полна,

То кроткая, то грозная со мною.

Здесь пела, здесь сидела, здесь прошла…

Пер. Е. Солоновича

А Красота Лауры - это красота естественного мира. Любовь к Лауре перерастает в радостное восприятие всего земного.

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Пер. Вяч. Иванова

Лаура почти никогда не вспоминается поэтом в ее авиньонском окружении. Для Петрарки она скорее нимфа:

Она ступает мягко на траву -

И дружно лепестки цветов душистых,

Лиловых, желтых, алых, серебристых,

Спешат раскрыться, как по волшебству.

Пер. Е. Солоновича

Природа лирически противопоставлена городу - феодально-сословной действительности. Внутренний мир поэта становится частью природы.

Но гармония человека и природы у Петрарки скорее идеал, чем реальность. Герой «Канцоньере» помнит, что любовь почитается грехом. Безответность в любви мотивируется добродетельностью Лауры: «Взывая постоянно к вам, Донна, я охрип. А вам нет дела» (сонет ССХХШ, пер. 3. Морозкиной); «…та, что буйно вспыхнувшее пламя/ Терпеньем и стыдом унять страшиться…» (сонет CXL, пер. 3 Морозкиной); «В ней сочетал Господь любовь и честь…» (сонет CCXV, пер. Е. Солоновича). Чувственность подавляется, но реальные чувства выставляются напоказ как истинная человеческая ценность.

Всегда любил, теперь люблю душою

И с каждым днем готов сильней любить…

Пер. Ю. Верховского

Петрарка кается в греховности своей любви, но не отрекается от нее, не проповедует презрение к миру.

Покаяться бы вам в грехе злосчастном!

Вы первые виденья дорогого

Возжаждали в порыве самовластном.

Мы понимаем: ничего благого

Ждать не пристало на суде бесстрастном

Нам, осужденным за вину другого.

Пер. В. Микушевича

Поэт понимает, что Красоту нельзя удержать, она хрупка и преходяща; что за пределами смерти будто бы ничего не существует. Герой «Канцоньере» боится смерти и мучится мыслями о посмертной судьбе не только потому, что он верующий, но и потому, что он научился ценить природу, человека и земную любовь. Религиозное сознание получило в «Книге песен» новое направление - от Бога к человеку, стало шагом к утверждению ценностей реальной действительности.

Каждый сонет отражает какое-то реальное состояние жизни поэта, имеет свое собственное содержание, может восприниматься сам по себе. Но в то же время он включен в художественное целое книги, реализуется в единстве образной системы и поэтического языка.

Петрарка создает в «Канцоньере» особый художественный стиль - стиль ренессанс, приемы которого позволяют глубоко и многообразно выразить сложные душевные переживания, особенно в любви. Если на первых порах Петрарка стремился к формальной изощренности стиха, внешней элегантности, то впоследствии ему хотелось добиться возможно большей определенности, смысловой и образной точности, понятности и языковой гибкости. Единицей петрарковской поэзии является не слово, но ритмико-синтаксический отрезок, в котором отдельное слово растворяется, делается незаметным. Ритмико-синтаксическая единица заключает в себе какое-нибудь законченное суждение, целостный образ. Показательно, что отдельные стихи Петрарки стали пословицами.

Именно Петрарка произвел смену основной риторической фигуры мышления, перейдя от средневековой аллегории к метафоре. Сразу изменился механизм поэтического словообразования. Вещное, земное перестало служить знаком отвлеченного. Предметы, явления, события реального мира начинают стремиться друг к другу, требовать узнавания.

Имя Лауры становится для Петрарки средоточием метафорической переклички смыслов. Метафоры в данном случае подсказаны именем (звуковые метафоры): поэт обыгрывает имя своей возлюбленной. Лаура - возлюбленная Петрарки, реальная женщина и воплощение любви; одновременно это лавр - дерево славы; это Лaura - «ветерок» по-итальянски; в имени Лауры слышится и звук золота - aurum.

Любовь и славу, которая лишь «дуновение, ветерок», Петрарка соединяет в имени своей возлюбленной и делает поводом для поэтического вдохновения.

Метафора у Петрарки служит для создания новых смысловых связей. При этом метафора есть приглашение к взаимодействию. В имени Лауры земная любовь соседствует с земной славой (лавр), земным представлением о высшей ценности (золото) и природной прелестью (ветерок). Ветерок налетает воспоминанием о любви:

Я шаг шагну - и оглянусь назад.

И ветерок из милого предела

Напутственный ловлю…

Пер. Вяч. Иванова

Ветерок приносит напоминание о любимой, как самом ценном, что есть в мире:

В колечки золотые ветерок

Закручивал податливые пряди,

И несказанный свет сиял во взгляде

Прекрасных глаз…

Пер. Е. Солоновича

Образная система Петрарки живет узнаванием сходства, подобия. Метафорическое уподобление через сходство позволяет ощутить разницу: «податливые пряди» золотых волос - холод, твердость золота; прохладный ветерок - и женщина, от которой «исходят…солнце и огонь».

Петрарка определил внутреннюю форму сонета, в основу которой положил сравнение. Для каждой темы поэт находил свой образ или целую цепь их. Чем неожиданнее было уподобление, тем оно считалось лучше. Сравнение нередко доводилось до крайней степени гиперболизма.

Петрарка постоянно сравнивает. Для него гораздо важнее установить саму возможность нового поэтического мира, открыв состояние мира как великую аналогию, которая становится образом новой связи вещей. Поэтический слух обострен не только к звукам мира, но и звучанию слова, предполагающему в звуковом родстве смысловую близость понятий:

На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?

Коль им пленен, напрасны стоны. То же,

Что в жизни смерть, - любовь. На боль похоже

Блаженство. «Страсть», «страданье» - тот же звук.

Пер. Вяч. Иванова

«Боль» по своему корневому звучанию рифмуется с «блаженством», «страсть» - со «страданием», а в их созвучии - определение любви, вырастающее из звуковой метафоры.

Мерой же зримой красоты мира признается взгляд, который одновременно и мера краткости человеческой жизни: «Промчались дни мои…поймав немного блага // На взмах ресницы» (сонет CCCXIX, пер. О. Мандельштама).

Так метафоризующее слово стало жаанрообразующей чертой сонета, и эту особенность уловили продолжатели и подражатели Петрарки во всех европейских странах.

Цель: на примере стихотворения В. Берестова “Плащ”, картины В. Ван Гога “Ботинки” подвести детей к осознанию того, что можно реконструировать жизнь людей, глядя на предметы.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми важности пристально вглядываться в окружающую действительность, реконструировать жизнь людей, глядя на принадлежащие им предметы;
  • содействовать формированию у ребят умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
  • способствовать развитию у учащихся деятельности наблюдения.

Оборудование:

  • портреты В. Берестова, В. Ван Гога;
  • аудиозаписи звуков, магнитофон;
  • таблички с рисунками условных знаков;
  • таблички с рисунками видов оружия (арбалет, мушкет, копьё);
  • опорные таблички с надписями ФИО авторов, темы урока;
  • плакаты-рисунки героев УМК ПНШ (Анишит Йокоповна и Михаил Потапович).

Прогнозируемые результаты урока:

1. Учащиеся должны осознать, что наблюдательность, бережное и внимательное отношение к окружающему нас миру способны приоткрыть его тайну.

2. Учащиеся смогут проявить свое творчество, фантазию, воображение.

3. Учащиеся должны использовать приобретенные знания для высказываний оценочных суждений о прочитанном произведении.

5. Учащиеся должны понять, что картина В. Ван Гога “Ботинки” не просто натюрморт, а достаточно объемный рассказ о жизни их владельца.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута):

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний (3 минуты):

Мы продолжаем с вами учиться наблюдать то, что трудно увидеть глазами. Наш урок литературного чтения я предлагаю начать с того, что мы немного пофантазируем. Закройте глаза, вслушайтесь и представьте себе дом в деревне у бабушки. Вас всегда так манило забраться на чердак, где бабушка хранит старые вещи. И вот вы, преодолевая ступеньку за ступенькой старой скрипучей лестницы, оказываетесь в его царстве…

(Включается запись различных звуков: скрип, скрежет, треск, шум, писк и т. д.)

Попробуйте рассказать, что вы увидели на чердаке? Чем он смог вас удивить? Почему? (Выслушиваем фантазии ребят)

Понравилось ли вам фантазировать?

Догадались ли вы, почему мы так начали наш урок?

III. Тема урока, целеполагание (2 минуты):

Перечитайте ещё раз тему урока.

Михаил Потапович предлагает нам в рамках темы познакомиться со стихотворением Валентина Берестова “Плащ” (Открывается портрет поэта и опорная табличка).

Куда же предлагает нам отправиться сегодня Анишит Йокоповна? (Дети по условному знаку определяют: в “Музейный Дом” в конце учебника)

Она предлагает нам познакомиться с картиной В. Ван Гога “Ботинки” (Открывается автопортрет художника и опорная табличка).

Предположите, что это будет: портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ.

Что общего на первый взгляд у этих двух произведений: стихотворения “Плащ” и картины “Ботинки”? (Произведения о вещах, принадлежащих человеку)

Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо? (Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…)

Что нам предстоит на уроке? (Дети “читают” условные знаки с доски: работать в группе, в паре, работать с толковым словарём, поход в “Музейный Дом”)

С каким произведением вам хотелось бы познакомиться сначала? (Дети выбирают. Учитель, ориентируясь, продолжает урок либо с анализа стихотворения, либо с анализа картины)

IV. Изучение нового материала: (36 минут)

1. Работа со стихотворением В. Берестова (20 минут)

1) Мотивация (1 минута)

Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще?

Чтение кого из одноклассников вам хотелось бы послушать сначала? (Дети называют учеников)

2) Чтение стихотворения 3 учениками по строфам. Учебник, стр. 48 (1 минута)

3) Проверка восприятия стихотворения (1 минута)

Кому понравилось стихотворение?

Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща.

Согласны ли вы с Мишей?

О каких плащах идет речь? (Один - из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин)

Нашли ли вы границу частей?

4) Самостоятельное чтение. Работа в парах (3 минуты)

Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах. (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах.)

Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином. (Дети читают друг другу вполголоса по очереди свою часть)

Физминутка. Гимнастика для глаз: снятие напряжения, усталости глаз (1 минута)

5) Анализ стихотворения. Выборочное чтение. Словарная работа. Работа над выразительностью чтения (13 минут)

А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет)

Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условный знак: работа с толковым словарём)

Выберите, значение какого слова будет каждый из вас искать. (Спросить, как они определились)

(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель вывешивает таблички рисунков оружия)

Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчишке он нравится?

Перечитайте так, чтоб передать восторг.

А теперь перечитаем другую часть – о папином плаще.

Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение. Уточнение значения слова “линялый” в толковом словаре.)

А какой плащ лучше для мальчика?

Найдите строчки и те слова, который подтверждают, что папин плащ лучше? (Читают строчки со словом “зато”)

Костя подметил, что вторая часть тоже делится на 2 части. Догадались ли вы, о чём речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе)

Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится быть вместе с отцом)

Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, ещё и о дружбе отца и сына)

Перечитайте ту часть, где плащ – свидетель дружбы папы с сыном, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание)

6) Обобщение (1 минута)

Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом)

Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

Физминутка. Двигательная гимнастика: снятие мышечного напряжения (1 минута)

2. Работа с картиной (14 минут)

1) Мотивация (1 минута)

А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в “Музейный Дом”, познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога.

Знаком ли вам этот художник?

Какие картины его вам уже знакомы? (“Подсолнухи”, “Комната в Арле”, “Церковь в Овере”)

В какой из них предметы рассказывают о человеке? (“Комната в Арле”)

2) Молчаливое рассматривание картины (1 минута)

А теперь молча рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт.

3) Работа в группах (7 минут)

О чём могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому высказать своё мнение. Договоритесь, кто в группе будет читать вопросы учебника на стр. 50: условный знак “выскажи своё мнение”.

Определитесь, кто будет от группы рассказывать.

4) Свободные высказывания детей по вопросам по картине. (Проверка работы в группе) (5 минут)

Дети говорят, что хозяин ботинок мужчина, человек немолодой, что он бедный, что он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрёпанные. Ботинки многое повидали на своём веку, а, может быть, у них очень однообразные впечатления: всё работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новые, и их хозяин, молодой ещё человек, носил ботинки лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. Постепенно они отслужили свой век и теперь стоят в углу рядом с мусорным ведром…

Чьё мнение вам особенно понравилось?

Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (воображение)

V. Обобщение изученного. Рефлексия (1 минута)

Наш урок подошел к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок?

Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами?

Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотрись, вслушайся, вчитайся, и он не перестанет удивлять тебя.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

Какое домашнее задание, связанное с темой урока, вы хотели бы получить?

Варианты (записаны на доске):

  • выучить стихотворение наизусть, стр. 48-49;
  • прочитать стихотворение выразительно, стр. 48-49;
  • сделать свой рисунок к стихотворению;
  • создать творческое сообщение (можно в стихах) о какой-нибудь самой обыкновенной вещи.

Дети выбирают себе задание по силам.

Предмет: Чтение
Тема урока: Художественный образ. В. Берестов «Плащ», Ван Гог «Ботинки»
Цели урока:
-учить детей не просто пристально вглядываться в окружающую их действительность, но реконструировать жизнь людей, глядя на принадлежащие им предметы;
-наблюдать жизнь сквозь призму сопереживания;
-подвести школьников к осознанию того, что самой большой ценностью в жизни является ценность отношений, ценность общения;
-продолжить работу над формированием у ребят умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
-воспитывать любовь к искусству,живописи,литературе.Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (часть 1 Чуракова Н.А., учебник «Русский язык» (2 часть); тетради по чтению; презентация к уроку.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг. момент Прозвенел уже звонок,
начинается урок.
Тихо в классе, тихо в школе.
Всё на месте, всё готово.
Ну-ка улыбнитесь.
-Здравствуйте.
-Садитесь.
- Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
2.Актуализация знаний Слайд№1«Среди искусств, украшающих и тем улучшающих жизнь нашу, одним из самых древних и выразительных является искусство книги... В ней выражается одно из самых ценнейших стремлений человечества. Объединяющее Красоту и Знание.» Н. Рерих.
-Как вы понимаете слова великого художника?
А какие высказывания о книге знаете вы?
Слай№2 Учащиеся высказывают своё мнение. 3.Постановка учебной задачи В книгах писатели, поэты не просто описывают жизнь, вглядываются в действительность, но и передают свои чувства, описывают художественные образы.
С виду простые предметы, нас окружающие, могут о многом рассказать.
Самые внимательные уже увидели тему урока.
-Зачитайте её.
- Сформулируйте цели урока.
-Над чем мы будем работать?
-Какие произведения изучим? Регулятивные: целеполагание, постановка вопроса
Познавательные.
4Построение выхода из ситуации затруднения.
5.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. 1. - Что такое плащ?
Какое у него назначение?
Чтение стихотворения учителем.
-Какие картины вы увидели?
2. Словарная работа.
-Какие слова были вам непонятны?
(Работа со словарём «Русский язык» 2 часть)
Слайд№3 Показ слайда: арбалет, копьё, мушкет.
3.Подготовка к выразительному чтению.
4.Чтение стихотворения учащимися.
1. Беседа.
На сколько частей вы бы разбили это стихотворение? Почему?
Прочитайте слова Миши Иванова.
(стр.49)
-Вы согласитесь с Мишей? - Прочитайте ту часть, где речь идёт о героическом наряде.
А сосед по парте пусть прочитает другую часть, рассказывающую о папином плаще.
-Какой плащ лучше?
2. Чтение слов Кости. (стр.49)
-Вам понравилось Костино наблюдение?
-на какие 2 части вы разделите 2 часть?
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации.
Регулятивные: контроль.
Коммуникативные
6. Самостоятельная работа 1.Выпишите в 2 столбика слова, раскрывающие образ плаща в 1 и 2 частяхСлайд№4
2. -Почему плащ-героический наряд?
-С чем сравнивает плащ поэт?
Какой приём использует поэт?
-Кто заботится о папином плаще? Зачитайте.
-Во что преобразится плащ?
-Почему этот плащ сказочно преобразится?
-Это стихотворение только о плаще, или о чем-то еще?
-О чем же? (о дружбе сына и отца, об их желании быть вместе)
-Какие слова, говорят нам, что воспоминания об общении с отцом дороги герою?

Что вы взяли для себя из этого стихотворения?
-О чем может рассказать вещь?
3.Поход в «Музейный дом» Слайд№5
-Не только писатели, но и художники раскрывают в своих произведениях - картинах образ вещи, её значимость, индивидуальность, способность охарактеризовать своего хозяина.
Слайд№6
-Кому принадлежат картины «Подсолнухи», «Комната в Арле»?
С этими картинами мы познакомились во 2 классе.
-В какой картине предметы рассказывают о человеке?
Мы видим интерьер комнаты художника.
О чем могут рассказать вещи в комнате?
Сегодня мы познакомимся еще с 1 картиной Ван Гога «Ботинки».Слайд№7.
О чем могут рассказать обыкновенные ботинки? - спросил Михаил Потапович.
-Конечно о своем хозяине, - ответил Миша.
Выскажите свое мнение.
(Вопросы с. 50)
-Пофантазируйте, о чем могут рассказать эти ботинки Работа в парах.
1часть 2часть
плащ - плащ-
героический мятый.
наряд, как знамя, линялый
шумен и крылат...
Учащиеся отвечают на вопросы.
Повтор слов «зато», «славно», шуршал, «бережно» держал)
«Комната в Арле»
(Хозяин ботинок мужчина, очевидно старик, он бедный, он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрепанные.
Ботинки многое повидали в жизни, работы крестьянина в поле, (могут вспомнить молодость, как их сначала надевали по праздникам,
как они впервые увидели поле, как сначала наслаждались запахом трав, и затем стали уставать от работы, износились, как теперь стоят одиноко в углу) Личностные: самоопределение.
Коммуникативные.
7.Рефлексия -Как звучала тема нашего урока?
-Что вам запомнилось, что вы взяли для себя? Коммуникативные6
умение выражать свою мысль.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.


Приложенные файлы

Программа Л. Занкова.

Тема: Валентин Берестов «Семейная фотография», «Плащ».

Цель: познакомить учащихся с данными стихотворениями;

на основе данных произведений воспитывать чуткое, ласковое, заботливое

отношение к самым близким людям - своей семье, воспитывать чувство

семейной сплоченности, учить детей любить свою семью;

развивать память, речь, логическое мышление.

Оборудование: портрет Валентина Берестова, рисунки детей, «словарь настроений»,

детские стихи о семье, семейные фотографии.

ХОД УРОКА АУТОТРЕНИНГ. «Твоя звезда»

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох...

Теперь представьте себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это - твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...

Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Чему оно было посвящено? О чем мы с вами говорили на нашем первом уроке?

Правильно, 2008год объявлен Годом семьи и наш сегодняшний урок будет тесно
переплетаться с этой темой. Самое главное, самое нужное в жизни каждого человека - это
семья. И если в семье царят взаимопонимание , доверие и тепло - то это настоящее
счастье. Прочитайте запись на доске:

3. НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ:

2008 год - Год семьи (чтение учащимися данной записи)

Послушайте стихи наших юных поэтов (2-3 человека читают стихи собственного
сочинения).

4. ЧТЕНИЕ ДЕТСКИХ СТИХОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ СЕМЬЕ.

Ребята, в чем заключается отличительная особенность поэзии от прозы?
(рифма и ритм)

Что такое рифма?

Еще какая важная особенность поэзии?

(Еще одна важная особенность поэзии - это то, что поэты в стихах изображают самое потаенное: чувства человека. Его отношения к другим людям, природе, событиям. Читатель воспринимает настроение, выраженное в стихах: если поэту радостно, то и нам радостно, если он грустит, то и мы печалимся.)

5 . ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2-3 человека читают стихи Валентина Берестова « БРАТЬЯ»

На чем основан комический эффект данного стихотворения?
«ЛАПТА»

Нравятся ли тебе отношения, которые связывают лирического героя с матерью?

А у кого из вас дома с мамой такие отношения? (2-3 ученика).

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«ВОТ ТАК БАБУШКА ПРЯДЕТ»

Вот так бабушка прядет. Перебирающие движения пальцами сверху-

вниз и снизу - вверх.

Мама так пирог печет. Левая ладошка «лодочкой» вытянута вперед; правая

ладошка «лодочкой» накрывает левую.

Так цыплят зовет сестра. Движения, имитирующие кормление цыплят.

Я на липу влез с утра. Имитация движения подъема по канату.

Колет дед вот так дрова. Взмахи соединенными руками перед собой.

Я несу их в глубь двора. Движения по содержанию.

Так отец рубанком - струг.

Все умею я, мой друг. Руки разводятся в стороны.

7. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим чтение стихов Валентина Берестова. Это стихотворения «Семейная фотография» и «Плащ».

8. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

При чтении стихотворения «Семейная фотография» встретится слово

НЕНАДЕВАННЫЙ

Объясните значение данного слова.

9. Чтение учителем стихотворения В. Берестова «Семейная фотография».

10. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Какова тема данного стихотворения?

Что такое тема?

(Тема - это то, о чем говорится в тексте. Это основное содержание текста. Тема часто отражается в заголовке.)

Соответствует ли наше название стихотворения ТЕМЕ?

11. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

а) - Возьмите карандаши и расставьте логические паузы

(САМОСТОЯТЕЛЬНО)

б) ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ ДЕТИ РАССТАВЛЯЮТ ЛОГИЧЕСКИЕ
УДАРЕНИЯ

в) - ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМП СТИХОТВОРЕНИЯ.

От чего зависит тон стихотворения? (ОТ ДЛИНЫ СТРОКИ). Что вы об этом знаете?

Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНА СТИХОТВОРЕНИЯ

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЯ НАСТРОЕНИЙ)

ОЖИДАНИЕ НАГРАДЫ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ

12 РАБОТА В ПАРАХ

13 СЛУШАНИЕ 1 УЧЕНИКА

14 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧЕБНИКА (СТР.84).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШАРИК»

Вот так шарик надуваем Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем,

имитируя большой шар, поднимают их вверх.

поднимают медленно вверх, за

полукруглыми руками.
И до облака взлетаем. Дети медленно приседают и опускают руки через

стороны вниз. Шарик лопнул - выдыхаем, Наши мышцы расправляем. Дышится легко... ровно... глубоко... Дети выпрямляются, руки опущены, голову

держат прямо.

15. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПЛАЩ»

16. - Какова тема данного стихотворения? Всегда ли тема стихотворения
соответствует его названию?

17. Чтение стихотворения (1уч.).

Чему хорошему, доброму вы научились? Выслушиваются мнения 2-3 учеников.

19. Д. З. стр.83-84 научиться выразительно читать, группе А разгадать кроссворд.

Береста

  • Экстрактивные вещества бересты: выделение, состав, свойства, применение
  • Берестяные грамоты и картины – документы из нашего прошлого
  • Быт, нравы, хозяйственные, семейные отношения, образование древних новгородцев на основе анализа берестяных грамот
  • Берестяная сказка. Дополнительная образовательная программа

Семья

  • Забота государства о семье – важнейшая задача социальной политики
  • Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Смотрите полные списки:


Top