Узнай произведение по его началу назови автора. Олимпиада по литературе (9 класс)

Портретные зарисовки.

Перед вами отрывки из известных произведений И. Бунина. Попытайтесь ответить на вопрос: «О ком идет речь в данных отрывках?»:

а) «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причёсывались некоторые её подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как она, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как её. Незаметно стала она девушкой…»

б) «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать»

Анаграмма.

Перед вами названия произведений Бунина. Расшифруйте эти названия.

Наготиан, Норво, Лодухос, Ьрбан, Аиелл енымте, Рочкаду, Тыйсич делонькпекин, Нечслоный руда.

8. Как называется пароход в «господине из Сан-Франциско» и что символизирует?

9 . Что писатель считает главным в своих творческих поисках? «Как только я его нашел, все остальное дается само собой»

10 . Лучшим своим рассказом Бунин считал «Чистый понедельник». Что означает это заглавие?

11 . Какой литературной премии удостоился Бунин в начале творчества и какой в зрелом возрасте?

12 . В каком городе и в каком году вышел первый стихотворный сборник И.А. Бунина?

13 . К какому рассказу Бунин взял сначала эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!», но в последнем издании снял его?

14 . В каком произведении писательское мастерство Бунина достигло своей вершины?

15 . Какие персонажи играют главную роль в книге Бунина « Тёмные аллеи»?

16 . «Я написал лучшую свою книгу» (И. Бунин) О какой книге идёт речь?

17 . Как называется единственный роман И. Бунина?

18 . Когда и где вышло первое издание книги « Тёмные аллеи» и сколько в ней было рассказов?

19. Как озаглавил И. Бунин свой дневник 1917 – 1918 годов

20. Какая книга осталась недописанной И. Буниным?

21. С чего началась литературная деятельность И.А. Бунина?«Родина» стихотворения

Узнай произведение по его началу.

а) «В холодное осенние ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная гостиница…»

б) «… Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца…»

23. Героями какого произведения И.А. Бунина являются братья Красовы: один – мрачный

хищник, другой- кроткий правдоискатель?

24. Сюжет какого рассказа Бунина был «найден» на кладбище итальянского острова Капри, где писатель увидел могильный крест с фарфоровым медальоном, на котором была фотография молодой девушки с необычайно живыми, радостными глазами?

25. Перед каким русским писателем настолько благоговел с ранних лет Бунин, что ещё мальчиком отправился верхом в его имение, несмотря на то, что до этого имения было сто вёрст?

26. И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Эти строки из поэмы, которая принесла молодому Бунину известность. Как называется эта поэма?

27. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.»

Из какого стихотворения И.Бунина эти строки?

28. О каком произведении Бунин писал: « Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать...»

29. Какое музыкальное произведение разучивала героиня рассказа Бунина «Чистый понедельник».

30. Куда отправил героя на всё лето его отец в рассказе Бунина « Ворон»?

31. Какая погода была в день отъезд на Капри в рассказе «Господин из Сан-Франциска»?

32. Почему дочери господина из Сан-Франциска необходимо было путешествие?

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (9 КЛАСС)

    Узнайте произведение по его началу, назовите автора. Немного лет тому назад/Там, где сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/ Был монастырь… Узнайте произведение и его автора по финальным строкам. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице. Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? Определите произведение и автора описания природы. А) Открылась бездна звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна. Б) Мать и сын теперь на воле; /Видят холм в широком поле, /Море синее кругом,/ Дуб зеленый над холмом. Перечислите имена поэтов, писавших сонеты. Известно, что Пушкин подсказал Н.В.Гоголю два сюжета для его произведений. Каких? Назовите авторов произведений: «Хамелеон», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Левша». Назовите не менее трех переводчиков «Слова о полку Игореве». В названии каких произведений древнерусской литературы есть указание на жанр ? Перечислите признаки, характерные для классицизма. Дайте определение: «Ремарка - ………» Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку? Что скрывается за названием «Всякая всячина»? Определите стихотворный размер отрывка: Выхожу один я на дорогу;/ Сквозь туман кремнистый путь блестит… Напишите свою интерпретацию стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг. Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Ответы к олимпиаде по литературе (9 класс)

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Н.В.Гоголь «Ревизор» «Слово о полку Игореве» Святослав (упрекает сыновей за ослушание, призывает князей к объединению, перечисляет их заслуги) А) М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о божием величии при случае великого северного сияния»; б) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Шекспир, Петрарка, Пушкин «Ревизор», «Мертвые души» «Хамелеон» - А.П.Чехов «Тарас Бульба» - Н.В.Гоголь «Русские женщины» - Н.А.Некрасов «Повесть о том, как мужик..» - М.Е.Салтыков –Щедрин «Левша»- Н.С.Лесков Лихачев, Заболоцкий, Жуковский, Бальмонт, Майков «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» Античное наследие как норма, образец; конфликт общественных и личных начал, долга и чувства; возвышение героических и нравственных идеалов и т.д. Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей. «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Тучки небесные» «Всякая всячина» - сатирический журнал, издаваемый Екатериной II, где она спорила с журналистами о главных российских проблемах. Хорей (перрихий)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Узнайте произведение по его началу» Литературная викторина:

1. «- Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги…» роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

2. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…» Повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Роман в стихах А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 3. «Мой дядя самых честных правил…»

4. «У лукоморья дуб зеленый…» Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

5. «Богат и славен Кочубей…» Поэма А.С.Пушкина «Полтава»

6. «Однажды бурмистр из дальней вотчины, Антон Васильев, окончив барыне… доклад о своей поездке в Москву для сбора оброков… вдруг как-то таинственно замялся на месте…» Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил » 7. «Жили да были два генерала…»

8. «Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края в глухую полночь. Ребенок родился слепым…» В.Г. Короленко, «Слепой музыкант»

9. «Моя мама умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании». В.Г. Короленко, «Дети подземелья»

10. «Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображен на портрете Был молодой генерал». Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

11. «У сильного всегда бессильный виноват…» Басня И.А. Крылов «Волк и Ягненок»

12. «Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит…» Н.А. Некрасов «Железная дорога»

13. «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака…» И.С. Никитин «Утро»

14. «Молодая рыжая собака… очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам». Рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

15. «Савраска увяз в половине сугроба…» Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

16. «Скажи-ка дядя…» М.Ю. Лермонтов «Бородино»

17. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…» Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»

18. «Пришел поезд, слава богу. Который час?» Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», слова Лопахина

19. «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли». Повесть А.П.Чехова «Палата №6»

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» 20. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» 21. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…»

Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души» 22. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостики …»

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» 23. «Звонкая песня лилась рекою по улицам села…»

Рассказ И.С. Тургенева « Бежин луг» 24. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго».

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » 25. «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!»

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» 26. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…»

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 27. «Я ехал на перекладных из Тифлиса».

А.С.Пушкин «Борис Годунов» 28. «Наряжены мы вместе город ведать, Но, кажется, нам не с кем смотреть: Москва пуста…»

А.М. Горький «Песня о Соколе» 29. «Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны».

Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» 30. «На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода… Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б вода».

31. « Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотного база ведут на север к Дону». Роман М.Шолохова «Тихий Дон»

М. Шолохов «Судьба человека» 31. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер по произведениям С.А.Есенина

В рамках вечера звучат стихи знаменитого русского поэта и песни на его слова, которые исполняют учителя школы...

Сценарий отчетного тематического концерта. Литературно-музыкальная композиция по произведениям Ю. Слонова.

Данный сценарий отчетного концерта класса совмещает в себе сразу несколько форм тематического концерта: концерт-лекция, т.к. в основе лежит рассказ о творчестве композитора Ю. Слонова; концерт-п...

Сценарий литературно- музыкальной композиции по произведениям советских писателей.20-30х годов ХХ века

Сценарий был написан по произведениям И.Илфа и Е.Петрова, В.Катаева, М.Зощенко и рассказывает о буднях коммунальной квартиры, где собрались представители самых разных слоев населения, волею судеб собр...

Литературная викторина для школьников. Узнай произведение по его началу

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину. Узнай произведение по его началу. Материалом для составления литературной викторины послужили книги, по школьной программе и рекомендуемые для внеклассного чтения в школе.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.

Литературная викторина. Узнай произведение по его началу.

1. Я человек мирный и выдержанный при моем темпераменте – тридцать восемь лет, можно так сказать, в соку кипел, - но после таких слов прямо как ожгло меня. С глазу на глаз я бы и пропустил от такого человека…
- Повесть И.С. Шмелева «Человек из ресторана».

2. Я успел зачерпнуть из родника лишь полведра воды, как над степью пронесся истошный крик:
- Э - эй! Академик, морду набью – у – у!
- Повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз»

3. Угасли звуки на станции. Даже неугомонный маневровый паровоз перестал выть и заснул на пути. Луна, радостно улыбаясь, показалась над лесом и все залила волшебным зеленоватым светом. А тут еще запахли акации, ударили в голову, и засвистал безработный соловей...
- Роман Михаила Булгакова «Залог любви»

4. Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
- Рассказ Михаила Зощенко «Аристократка»

5. Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.
- Рассказ Юрия Нагибина «Зимний дуб».

6. В войну, с самого ее начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод. Обе сразу наваливались, как подступала бесконечная наша сибирская зима со своими буранами и злыми морозами.
- Рассказ Василия Шукшина «Гоголь и Райка».

7. В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе – Игнатьичем. Был он старшим братом Командора и как к брату, так и ко всем остальным чушанским относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал, от людей не отворачивался, напротив, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь, если таковая требовалась и, конечно, не употреблялся брату, при дележе добычи не крохоборничал.
- Виктор Астафьев, «Царь-рыба».

8. Детство Сергия, в доме родительском, для нас в тумане. Все же общий некий дух можно уловить из сообщений Епифания, ученика Сергия, первого его биографа.
-Б.К. Зайцев, «Преподобный Сергий Радонежский»

9. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды…»
- Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия».

10. «Вечерний звон у стен монастыря,
Как некий благовест самой природы…
И бледный лик в померкнувшие воды
Склоняет сизокрылая заря….»
- Стихотворение А. Ахматовой «Вечерний звон у стен монастыря»

11. «В большом ауле, под горою,
Близ саклей дымных и простых,
Черкесы позднею порою…»
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник»

12. «У Андрея Ивановича Бородина накануне Вознесения угнали кобылу. Никто не мог сказать, когда это в точности произошло. Кони паслись вольно в табунах уже недели две…»
- Роман Бориса Можаева «Мужики и бабы»

13. «Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури…»
- Роман И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»

14. «Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани…»
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец»

15. «Вслед за коротким, легким, как детское дыхание, дневным потеплением на обращенных к солнцу горных склонах погода вскоре неуловимо изменилась - заветрило с ледников, и уже закрадывались по ущельям всюду проникающие резкие ранние сумерки, несущие за собой холодную сизость предстоящей снежной ночи.»
- Роман Чингиза Айтматова «Плаха»

16. «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо - гарь от сгибших там "населенных пунктов".»
- Повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой»

17. «Уже несколько дней я командовал взводом, нося по одному кубарю в петлицах. Я ходил и косил глазами на малиновые концы воротника своей шинели, и у меня не было сил отделаться от мысли, что я лейтенант.»
- Повесть Константина Воробьева «Крик»

18. «Весна сорок пятого застала нас в подмосковном городке Серпухове.
Наш эшелон, собранный из товарных теплушек, проплутав около недели по
заснеженным пространствам России, наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике.»
- Повесть Евгения Носова «Красное вино победы».

19. «… Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца…»
- Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

20. «Его звали – Васёка. Васёка имел: двадцать четыре года от роду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос… и невозморжный характер…»
- Рассказ Василия Шукшина «Стенька Разин».

21. «Мы живем в удивительное время, когда к деньгам изменилось отношение. Мы живем в том государстве, где люди получают деньги за свой труд, а не за что – нибудь другое.
- Михаил Зощенко, Голубая книга. Рассказ «Деньги»

22. «Вернувшись по вечереющим снегам из села в свою мызу, Слепцов сел в углу, на низкий плюшевый стул, на котором он не сиживал никогда…»
- Рассказ В.В.Набокова «Рождество»

23. «В холодное осенние ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная гостиница…»
- Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи»

24. «Вот как бывает… Вчера видел человека, обедал с ним по соседству, потом курили в курилке… У него больное сердце, ему тоже не надо бы курить. но русский человек как – то странно воспринимает эти советы врачей насчет курева…».
- Рассказ Василия Шукшина «Жил человек…»

25. «В филипповку, после заговенья, выпал первый снег. Ночью из – за дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробом заплел косы и догола вылизывал кочковатые хребтины дорог.»
- Рассказ Михаила Шолохова «Чужая кровь»

26. «Живые стояли у края вырытой траншеи, а он сидел внизу. Не уцелело на нем ничего, что при жизни отличает людей друг от друга, и невозможно было определить, кто он был: наш солдат? Немец? А зубы все были молодые, крепкие».
- Повесть Григория Бакланова «навеки – девятнадцатилетние».

27. «Кузнецову не спалось. Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце над нарами».
- Роман Юрия Бондаренко «Горячий снег».

28. «Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным. Его отец – настоящий Лужин, пожилой Лужин, Лужин, писавший книги, -вышел от него, улыбаясь, потирая руки…»
- Роман В.В.Набокова «Защита Лужина».

29. «Перед рассветом по широкому суходолу хлынул с юга густой и теплый весенний ветер. На дорогах отпотели скованные ночными заморозками лужи талой воды…»
- Роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

30. «Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом…»
- Повесть Василия Быкова «Сотников».

31. «На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый, длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня. и поезда перестали здесь останавливаться.»
- Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

32. «Немец был ростом вровень с Сергеем. Его колючие поросячьи глаза проворно обежали высокую статную фигуру советского военнопленного и задержались на звезде ремня.»
- Повесть Константина Воробьева «Это мы, Господи!..»

33. «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе, а на лавке тесаной, заплесневевшей от сырой стены…»
- Рассказ Михаила Шолохова «Родинка»

34. «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла. намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать.»
- Рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

35. «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанного огнем нашей артиллерии. в этом лесу недавно укрепились немцы, выбитые из села С., здесь они думали задержаться, но смерть скосила их вместе с деревьями.»
- Рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти».

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

2012 – 2013 учебный год

9 класс

    Знание текстов художественных произведений

1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества?

      …первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге,

И истину царям с улыбкой говорить.

Но я живу, и на земле мое

Кому – нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок.

В моих стихах; как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашел я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

2. О каких героях каких произведениях идет речь?

      Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.

      От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

(Максимальное количество баллов – 4 балла)

3.1 Свежо предание, а верится с трудом.

3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.

      И крестьянки любить умеют.

      Рожденный ползать летать не может.

4. Узнай произведение по его началу, назови автора.

(Максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1 Немного лет тому назад

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

Струи Арагвы и Куры

Был монастырь…

      Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!

      Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов отрада,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют,

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

    Историко – литературные задания.

1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла )

3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

(Максимальное количество баллов – 1 балл)

    Знание теории литературы

1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена, -

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(Н.М.Языков «Водопад»)

2. Определите жанры следующих произведений:

«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль » Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник » А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)

3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

    Литература и другие виды искусства.

1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?

(Максимальное количество баллов – 2 балла)

2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина . (Максимальное количество баллов – 3 балла)

    Комплексный анализ прозаического произведения

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878

Интерпретация лирического произведения

П.Вяземский

Кокетничает осень с нами:

Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем.

И вот я, волокита старый,

Люблю ухаживать за ней

И жадно допивать, за каплей каплю, чары

Прельстительной волшебницы моей.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата,

Еще душистее цветы ее венка,

И в светлом зареве прекрасного заката

Сил угасающих и нега и тоска.

Члены предметно – методической

комиссии Роспись

1.Стерлева Е.Ю. - методист управления образования

2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель

4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»

5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»

6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель

7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель

8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель

9. Гажа Н.С. - учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель

10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»

11. Кохан Н.Л. - учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»

12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»

13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель

Критериии оценивания

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 – 2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1. 1.1 1балл

2 . 2.1 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

2.2 1 балл (герой) +1 балл (название произведения)

3. 3.1 1 балл

II

    Знание теории литературы

2. 5 баллов

3. 1 балл (название определения) + 1 балл (пример)

V . Комплексный анализ прозаического произведения

Первый вариант (комплексный анализ художественного текста)

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции,

стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов ;

до 10 баллов;

до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 40.

Второй вариант (интерпретация поэтического текста)

При оценке работы учитываются:

Глубина и самостоятельность понимания проблемы – до 10 баллов;

Владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-

синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

Восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать

баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады

(логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов .

Общая сумма баллов – 40.

Максимальное количество баллов – 76 баллов

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа всероссийской олимпиады

по литературе

9 класс

2012 -2013 учебный год

I . Знание текстов художественных произведений

1.1 Г.Державин

1.2 Е.Баратынский

2.1 г-жа Простакова (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

2.2 Владимир Дубровский (А.Пушкин «Дубровский)

3.1 Чацкий (А.Гибоедов «Горе от ума»)

3.2 А.Чехов

3.3 Н.Карамзин («Бедная Лиза»)

3.4 М.Горький («Песня о Соколе»)

4.1 М.Лермонтов «Мцыри»

4.2 Н.Гоголь «Невский проспект»

4.3М.Ломоносов «Ода на день восшествия…»(1747)

II . Историко – литературные задания

1. Стихотворения «Памятник».

3. «Миргород»

    Знание теории литературы

1. Гипербола, олицетворение, эпитет.

2. «Русский язык» И.С.Тургенев - стихотворение в прозе.

«Недоросль» Д.И. Фонвизин – комедия

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзин – повесть

« Медный всадник» А.С.Пушин – поэма

«Море» В.А. Жуковского – элегия

3. Эпитет. Например, ясный сокол.

    Литература и другие виды искусства

    «Парус», «Утес» («Ночевала тучка золотая»).

    «Барышня – крестьянка», « Станционный смотритель», «Дубровский», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».




Top